Альбер камю - биография, информация, личная жизнь. Альберт камю, краткая биография

Альбер Камю (фр. Albert Camus). Родился 7 ноября 1913 года в Мондови (ныне Дреан), Алжир - умер 4 января 1960 года в Вильблевен (Франция). Французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, его называли «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма, его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.


Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d"Alger», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние , . Его другом стал преподаватель Жан Гренье - писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М.Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936-1937 годы познакомился с идеями «абсурдности жизни» А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l"Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

В Париже Альбер Камю технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.

В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», опубликовал его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку . В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.


Биография

Альбер Камю - французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d"Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье - писатель и философ , имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936-1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l"Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Период войны

В Париже Альбер Камю – технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.

В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

Послевоенные годы

После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», издательство опубликовало его ранее написанные произведения, вскоре принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на, как он считал, преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

Смерть и похороны

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.

Философские взгляды

ам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.

В отличие от «бунтаря» Сартра и религиозных экзистенциалистов (англ.)русск. (Ясперса) Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но, отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.

Нерелигиозные убеждения

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма (англ.)русск., его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.

Сочинения

Проза

Романы
Чума (фр. La Peste) (1947)
Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)
Повести
Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
Падение (фр. La Chute) (1956)
Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)
Рассказы
Изгнание и царство (фр. L"Exil et le royaume) (1957)
Неверная жена (фр. La Femme adultère)
Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
Молчание (фр. Les Muets)
Гостеприимство (фр. L"Hôte)
Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
Калигула (фр. Caligula) (1945)
Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
Праведники (фр. Les Justes) (1949)
Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
Брачный пир (фр. Noces) (1939)
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
Лето (фр. L"Été) (1954)
Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники
Злободневные заметки 1944-1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
Злободневные заметки 1948-1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
Злободневные заметки 1939-1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
Дневники, май 1935 - февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 - février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
Дневники, январь 1942 - март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 - mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
Дневники, март 1951 - декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 - décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)
Переписка
Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932-1960) (опубликовано посмертно в 1981)
Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949-1959) (опубликовано посмертно в 2007)
Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959). Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.

Издания на русском языке

Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. - М.: Радуга, 1988. - 464 с. ISBN 5-05-002281-9 (Мастера современной прозы)
Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. - М.: Политиздат, 1990. - 416 с., 200 000 экз.
Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. - Томск, 1998. - С. 194-202. Альбер Камю (1913-1960) - французский писатель, драматург, один из основателей французского "атеистического" экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные философские произведения мыслителя - "Миф о Сизифе" (разработка философии и эстетики "абсурда") "Бунтующий человек" (полемика с нигилизмом, рассматриваемым как предпосылка теории и практики тоталитаризма), "Письма к немецкому...

В эту книгу вошли два произведения Камю, совершенно разные по жанру, но в равной степени значимые как для его творчества, так и для французского экзистенциализма в целом.
Что может объединять эссе, написанное на стыке литературоведения и философии, и пьесу, являющуюся современной трагедией рока?

В данный том вошли произведения Альбера Камю 1950-х годов - последний период его творчества, в котором, по мнению исследователей, бунтарские идеи писателя проявились наиболее ярко.
Не важно, идет ли речь о программном философском эссе "Бунтующий человек", о последнем законченном художественном произведении "Падение" или о новеллах из цикла "Изгнание и царство", отражающих глубинные изменения, произошедшие в...

Альбер Камю - французский философ и писатель, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя "Совесть Запада", лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Высшим воплощением бытия человека он считал борьбу с насилием и несправедливостью, в основе которой лежит понятие о высшем нравственном законе или совести человека.

Первую записную книжку Камю завел в середине 30-х годов, когда ему было чуть более двадцати лет. Последние заметки написаны незадолго до гибели. Собранные вместе, эти записи складываются в своеобразную автобиографию, на страницах которой запечатлелись двадцать пять лет жизни Альбера Камю, его литературные труды и дни...

В сборник входят лучшие произведения одного из крупнейших писателей современной Франции, такие, как "Чума", "Посторонний", "Падение", пьеса "Калигула", рассказы и эссеистика. Для творчества писателя характерны мучительные поиски нравственных истин, попытки понять и оценить смысл человеческого существования.

Пьеса Альбера Камю "Недоразумение" рассматриваемая исследователями как вариант современной трагедии рока, впервые была опубликована и поставлена на сцене в 1944 г. Основным идейным стержнем "Недоразумения" является, как верно отмечает одна из исследовательниц - В. В. Шервашидзе -

Роман Камю "L"Étranger" переведен на русский язык поэтом и литературным критиком Георгием Викторовичем Адамовичем. В свое время Г. В. Адамович входил в группу поэтом-акмеистов, возглавлявшуюся Н. С. Гумилевым.

"Падение" - последняя законченная повесть А. Камю. Пытаясь ответить на вечный вопрос: "В чём смысл человеческого существования?" - писатель выбирает форму монолога-исповеди героя. Камю обнажает наиболее страшные человеческие пороки, которые не поддаются осуждению судом как инстанцией, но противоречат добродетели.

Альбер Камю - Первый человек

А.Камю - один из крупнейших прозаиков XX века, автор романов "Посторонний", "Чума", "Падение", лауреат Нобелевской премии, присужденной ему за произведения, которые "с чрезвычайной проницательностью осветили проблемы совести в нашу эпоху".
"Первый человек" - незавершенный роман писателя, который после его смерти в автокатастрофе пролежал под спудом треть века. По выходе в свет роман имел ошеломляющий успех. Автобиографичен

Французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада»

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Затем учился в Алжирском лицее. В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию.

В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой.

В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии.

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail ), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe ). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

В 1942 году был издан «Посторонний», который принес популярность автору, в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес

В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).

50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.

Человек - существо неустойчивое. Ему присуще чувство страха, безвыходности и отчаяния. По крайне мере, такое мнение высказывали приверженцы экзистенциализма. Близким к этому философскому учению был Альбер Камю. Биография и творческий путь французского писателя - тема этой статьи.

Детство

Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать - испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.

Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.

Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.

Юность

Годы учебы в Алжирском университете огромное влияние оказали на мировоззренческую позицию Камю. В этот период он свел дружбу с известным в свое время эссеистом Жаном Гренье. Именно в студенческие годы был создан первый сборник рассказов, который получил название «Острова». Некоторое время являлся членом коммунистической партии Альбер Камю. Биография его, все же, связана больше с такими именами, как Шестов, Кьеркегор и Хайдеггер. Принадлежат они мыслителям, философия которых во многом определила основную тему творчества Камю.

Чрезвычайно активным человеком был Альбер Камю. Биография его насыщенна. Будучи студентом, он занимался спортом. Затем, после окончания университета работал журналистом и много путешествовал. Философия Альбера Камю сформировалась не только под влиянием современных ему мыслителей. Некоторое время он увлекался творчеством Федора Достоевского. По некоторым данным, даже играл в любительском театре, где ему довелось исполнить роль Ивана Карамазова. Во время захвата Парижа, в начале Первой мировой войны, Камю находился во французской столице. Его не взяли на фронт в силу тяжелого заболевания. Но и в этот непростой период довольно активную общественную и творческую деятельность вел Альбер Камю.

«Чума»

В 1941 году писатель давал частные уроки, принимал активное участие в деятельности одной из подпольных парижских организаций. В начале войны свое самое знаменитое произведение написал Альбер Камю. «Чума» - роман, который был опубликован в 1947 году. В нем автор отразил события в Париже, оккупированном немецкими войсками, в сложной символической форме. За этот роман Альбера Камю наградили Нобелевской премией. Формулировка - «За важную роль литературных произведений, которые ставят перед людьми проблемы современности с проницательной серьезностью».

Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия - это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев - пастор - является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.

Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.

Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер из этого произведения - изречения выдающегося философа XX века. Одна из них - «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно - к молчанию».

Мировоззрение

В центре творчества французского писателя рассмотрение абсурдности человеческого существования. Единственным способом борьбы с ним, по мнению Камю, является его признание. Высшее воплощение абсурда - это попытка улучшить общество с помощью насилия, а именно - фашизма и сталинизма. В произведениях Камю присутствует пессимистическая уверенность в том, что зло победить окончательно невозможно. Насилие порождает еще большее насилие. А бунт против него и вовсе ни к чему хорошему не может привести. Именно такую позицию автора можно ощутить во время прочтения романа «Чума».

«Посторонний»

В начале войны немало очерков и рассказов написал Альбер Камю. Кратко стоит сказать о повести «Посторонний». Это произведение довольно сложное для восприятия. Но именно в нем отражается мнение автора относительно абсурдности человеческого существования.

Повесть «Посторонний» является своеобразным манифестом, который провозгласил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Цитаты из этого произведения едва ли о чем-то могут сказать. В книге особую роль играет монолог героя, который чудовищно беспристрастен ко всему, что происходит вокруг. «Приговоренный обязан морально участвовать в казни» - эта фраза, пожалуй, является ключевой.

Герой повести - человек в некотором смысле неполноценный. Его главной особенностью является равнодушие. Он безразличен ко всему: к смерти матери, к чужому горю, к собственному нравственному падению. И только перед смертью его покидает патологическое равнодушие к окружающему миру. И именно в этот момент герой понимает, что безразличие окружающего мира ему не миновать. Он приговорен к казни за совершенное убийство. И все, о чем он мечтает в последние минуты жизни, - это не видеть равнодушия в глазах людей, которые будут наблюдать за его смертью.

«Падение»

Эта повесть была издана за три года до смерти писателя. Произведения Альбера Камю, как привило, относятся к философскому жанру. «Падение» - не исключение. В повести автор создает портрет человека, который является художественным символом современного европейского общества. Героя зовут Жан-Батист, что в переводе с французского - Иоанн Креститель. Однако персонаж Камю имеет мало общего с библейским.

В «Падении» автор использует прием, характерный для импрессионистов. Повествование ведется в форме потока сознания. Герой рассказывает о своей жизни собеседнику. При этом он повествует о грехах, которые совершал, без тени сожаления. Жан-Батист олицетворяет эгоизм и скудность внутреннего душевного мира европейцев, современников писателя. По мнению Камю, их ничего не интересует помимо достижения собственного удовольствия. Рассказчик периодически отвлекается от своего жизнеописания, высказывая свою точку зрения относительного того или иного философского вопроса. Как и в других художественных произведениях Альбера Камю, в центре сюжета повести «Падение» - человек необычного психологического склада, что позволяет автору раскрыть по-новому извечные проблемы бытия.

После войны

В конце сороковых годов Камю стал независимым журналистом. Общественную деятельность в каких-либо политических организациях он навсегда прекратил. В это время он создал несколько драматургических произведений. Самые известные из них - «Праведники», «Осадное положение».

Тема бунтующей личности в литературе XX века была довольно актуальной. Несогласие человека и его нежелание жить по законам общества - проблема, которая волновала многих авторов в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Одним из основоположников этого литературного направления был Альбер Камю. Книги его, написанные еще в начале пятидесятых годов, проникнуты ощущением дисгармонии и чувством отчаяния. «Бунтующий человек» - произведение, которое писатель посвятил исследованию протеста человека против абсурдности существования.

Если в студенческие годы Камю активно интересовался социалистической идеей, то в зрелом возрасте он стал противником левых радикалов. В своих статьях он не раз поднимал тему насилия и авторитаризма советской власти.

Смерть

В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре - автором биографии писателя.