Анализ произведения красный день распутин. Последний срок анализ произведения распутина

В. Распутин — повесть «Последний срок». Проблему раз­рыва связей между поколениями ставит В. Распутин в повес­ти «Последний срок». Семья — это таинство, особый мир, все обитатели которого должны быть объединены любовью, ува­жением к близким. Грустно, когда ослабляются и рвутся род­ственные связи. «Без памяти народа своего, рода своего, се­мьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъеди­нимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас», — писал В. Распутин.

Сюжет повести «Последний срок» — прощание умираю­щей матери со своими детьми. Старуха Анна собирает своих детей, чтобы увидеться с ними перед смертью. Но радость от свидания придает ей новые силы, и она продолжает жить. Дети уезжают. А она ночью она умирает. Начинается произведение такой фразой: «Старуха Анна лежала на узкой железной кро­вати возле русской печки и дожидалась смерти, время для ко­торой вроде приспело: старухе было под восемьдесят». Закан­чивается просто и лаконично: «Ночью старуха умерла». В повести немного событий, но она насыщена философскими и нравственными вопросами.

Главная героиня, старуха Анна, противопоставлена здесь своим детям. Это великая труженица, жизнь которой проста, на первый взгляд, обыкновенна. «А старуха жила нехитро: рожала, работала, ненадолго падала перед новым днем в по­стель…». «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребя­тишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе — вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». В жизни героини было много страданий, несчастий. Она пережила войну, смерть не­которых детей, смерть мужа. Но Анна никогда не жаловалась на судьбу. В душе ее жила вера в Бога, любовь к миру, добро, совестливость, терпение и смирение. Жизнь героини напоми­нает нам жизнь праведников. «И никогда никому она не за­видовала, как бы удачно он ни жил и с каким бы красивым лицом ни ходил… — для нее это было нисколько не лучше, чем хотеть себе в матери чужую мать или в дети чужого ребенка. Своя жизнь — своя краса». В другом месте читаем: «Справ­лять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением — мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она прини­мала их для себя же, для своего продолжения…» Анна смирен­но переносит все испытания, выпавшие на ее долю. Она жи­вет в семье старшего сына Михаила, но старается не досаж­дать ему своим положением, болезнью. Прикованная к по­стели, умирающая, она просит детей не ссориться, помириться друг с другом, всегда помнить о том, что они — семья. Даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять». В свои последние дни она вспоминает и трево­жится и о своей одинокой подружке Миронихе, посылает де­тей ее проведать.

Героиня Распутина очень одухотворенный, мудрый чело­век. Перед смертью она задумывается: ради чего мы живем? «Интересно, куда денется ее жизнь?» «Знать хотя бы, зачем и для чего она жила?». С образом старухи Анны в повести не­разрывно связан образ Дома как некоего духовного центра, основания личности. Дети забыли родительский дом, почти не приезжают к матери. Таньчора, любимая дочка, не отозва­лась даже на телеграмму о смерти матери, не приехала совсем. Приехавшие же дети, Илья, Люся, Валентина ведут себя низ­ко, недостойно. Собрала их всех не любовь, а обязанность, желание соблюсти формальности. Неожиданное выздоровле­ние матери вызывает у них не радость, а замешательство и досаду Словно мать попусту вызвала их, спутала их планы. В постигшем семью несчастье они держатся порознь, бранят­ся между собой, Михаил и Илья пьянствуют. «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали — один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли — все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них — не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»

Смерть матери — серьезное испытание для ее взрослых де­тей. Пожалуй, никто из них не выдерживает его. Старуха Анна словно обнажает внутренний мир своих детей, просвечивает его лучами своей души. Мы видим в этих героях эгоизм, нрав­ственную глухоту, непорядочность. Михаил пытается облег­чить страдания матери, обманув ее, сказав, что просил сестру Таньчору не приезжать. Уезжают дети, даже не дождавшись смерти Анны, хотя она и просит их побыть еще.

Семейные отношения в повести В. Г. Распутина «Последний срок» Автор работы: Однопозова Алена, 10 класс

Задачи исследования Выявить причины ослабления родственных связей между родителями и детьми в понимании автора повести

Сюжет повести Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз. Но ее выросшие дети - это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах - и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет. Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия. Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, но и на это их не хватило.

Образ Анны Пленительный образ женщины-матери создал В. Распутин в повести. Анна наделена щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой. В образе своей героини автор воплотил свои сокровенные мысли о великой духовной силе русской женщины, об огромной нравственной значимости ее природной роли матери, способной своей любовью противостоять злу в мире.

Простодушие и неискренность Варвары; фальшь, эгоистичность и псевдоинтеллигентность Люси Варвара – старшая в семье, лучше других знает народные обряды, но в силу своей недалёкости и излишнего рвения она раньше положенного приступает к исполнению обязанностей. Варвара из тех людей, о которых говорят: «безответные».Она не сумела, в отличие от Анны, стать настоящей хозяйкой и наставницей, привыкла постоянно плакаться на жизнь и тем приучившая близких не обращать на эти жалобы внимания. Люся - важный персонаж в романе. В отличие от Варвары, Люся, давно уехавшая в город, претендует на интеллигентность, культурность и потому противопоставляет себя другим. Происходит это не благодаря тонкой душевной организации, а вопреки ей, вследствие её отсутствия. «…городская вся с ног до головы, она и родилась-то от старухи по ошибке»

Внутренняя неустроенность, безликость Ильи; человеческая основательность, душевный такт Михаила Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи. В сыне ничего не осталось от того наивного, взбалмошного ребёнка, каким Анна его помнила. Его бойкость и говорливость выдают натуру суетную и неглубокую, торопящуюся со всем согласиться, ко всему приноровиться, лишь бы себе не в убыток, так он катится весёлым колобочком по жизни. Михаил - натура наиболее милосердная. Он способен понять высший, внутренний смысл в продлении внешне вроде уже бесполезного существования старухи. Совестливость и человечность определяют нравственный облик Михаила.

Душевная глухота самой любимой дочери Татьяны Меньше всего нам известно о самой младшей дочери Анны - Татьяне. Её мы можем увидеть глазами матери. В отличие от других детей Анны о Татьяне мы не знаем ничего плохого, достойного осуждения, никакого «изъяна», кроме одного, самого главного: она не приехала и никак не откликнулась на телеграмму. Так самый тяжелый удар нанесла матери её любимица.

Нравственная проблематика повести Валентина Распутина «Последний срок» Главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет утратой душевной связи человека со своими корнями. Покинув деревню, свою малую родину, дети старухи перестали часто видеться с матерью и друг с другом, и постепенно иссякло то чувство родства, ответственности каждого за всех, которое объединяло их раньше. И вот они уже любят мать издалека, а вся забота – изредка написать письмо в несколько строчек. Сами того не сознавая, они живут по принципу: «С глаз долой – из сердца вон». Таньчора, как ласково называет еще одну свою дочь старуха, не только не приехала проститься с матерью, но и вообще не дала о себе знать! Да и в деревне они уже только гости, удивляющиеся произошедшим не к лучшему переменам. Утратив связь с домом, с родной землей, со своими корнями, с тем невидимым, едва уже ощутимым наследием, оставшимся от пращуров, больше не ощущают себя «родовой», став всего лишь «родней», да и это понимают умом, но не чувствуют сердцем.

Утрата связи с материнским домом Находясь между жизнью и смертью, с горечью говорит Анна единственной своей подруге Миронихе: «Мы с тобой, однако, уж две последние старинные старухи на свете остались. Боле нету. После нас и старухи другие пойдут – грамотные, толковые, с понятием, че к чему в мире деется. А мы с тобой заблудилися…» Но не хочется мне соглашаться с Анной. Нет, не старуха заблудилась, а ее дети. Уверившись в выздоровлении матери, они спешат вернуться кто в район, кто в город, а она, воскресшая к жизни ради них, не выдерживает предательства и умирает. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими детьми.

Смысл заглавия повести «Последний срок» Не только Анне назначен последний срок для осознания своей души. Последний срок для прощения и прощания дан ее детям - остановиться, призадуматься. Вдруг скажет Михаил о матери: «Вроде загораживала нас, можно было не бояться...» Это мать их, больших, давно заматеревших детей своих, от смерти загораживала! И пока она есть на земле, есть для них надежда и защита. Жаль, что дети Анны понимают это лишь в недолгие минуты просветления. А в целом три дня в родной деревне наполнены для них легкой досадой. Ведь сыновья и дочери приехали почти на похороны, и то, что мать ожила с их появлением, кажется им непонятным и ненужным. Они маются, не понимая, что судьба подарила им последний шанс поговорить с матерью о самом главном, получить последнее благословение и напутствие, последний раз припасть к родным ласковым рукам. Когда-нибудь сыновья и дочери Анны поймут, что единственным нравственным Мерилом для них останется мать, поймут и устыдятся того, что пропустили ее последний срок.

Выводы В повести В.Г. Распутина «Последний срок» проблема взаимоотношений семьи поставлена остро и беспощадно. Главные проблемы общества обусловлены распадом семьи, ослаблением родственных отношений между детьми и родителями. Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Причину нравственного упадка народа автор видит в утрате связи со своими корнями

Информационные источники 1. Ганичев В.Н. Валентин Распутин. М.: Дрофа. 2002 2. Жуков И. О повестях Валентина Распутина. М.: Просвещение, 1997 3. Журавлев. Русская литература ХХ века, учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы, М.: Просвещение, 2009. 4. Курбатов В. Жизнь и творчество Валентина Распутина. М.: Просвещение, 1991 5. Курбатов Валентин. Правда памяти и память правды. М.: Детская литература. 2002. 6. Распутин В.П. Повести и рассказы. М.: Детская литература. 2002.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Творческая биография Валентина Распутина

2. Повесть «Последний срок»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Валентин Распутин известен, прежде всего, как автор, пишущий о деревне и деревенских жителях. Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности - все это в повестях и рассказах о современной сельской жизни. Среди его самых лучших произведений - повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Век живи - век люби», «Пожар».

В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Его произведения состоят из «живых мыслей» и мы должны уметь их понимать, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

Повесть «Последний срок», над которой В.Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник». Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом.

Имя Валентина Распутина известно всему читающему миру. Его произведения отличает сила и глубина изображения жизни, яркость характеров, острота поставленных проблем.

Цель данной работы: осмыслить и проанализировать повесть Валентина Распутина «Последний срок».

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.

1. Творческая биография Валентина Распутина

Распутин Валентин Григорьевич - русский писатель, родился 15 марта 1937 года в пос.Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Детство писателя прошло в деревушке Аталанке на берегу Ангары.

Биография Распутина - в его творчестве: здесь даны и родословная писателя, и вся история ангарской деревни, где он родился. Дом и мир. Выходцы с русского севера, из мурманских краёв, а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни, но теперь не осталось ни одной, обе ушли на дно. Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо. Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом: «…Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья».

Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу, в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы, этакая тунгуссковатость, и бабушка с её чисто русским, ликовым лицом, суховатым и удлинённым, - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи. Несправедливая судьба отца, пострадавшего из-за украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах Распутина.

Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика?

Видела и поняла эту одарённость мать мальчика, если приняла решение учить сына дальше - при трёх детях и безотцовстве.

Видел и дядя Ваня, шофер, привёзший мальчика в Усть-Уду райцентр: «…Мы тебе парень, не дадим пропасть».

Видели и земляки в деревнях, через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров, - окликали и наперебой поили чаем.

После школы Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже в студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

Окончив в 1959 году университет Распутин -- до того, как стать профессиональным писателем, -- работал журналистом в газете «Советская молодежь», редактором на Иркутской студии телевидения, в газетах Иркутска и Красноярска; часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. В качестве разъездного корреспондента обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году Распутин участвует в Читинском семинаре молодых писателей Сибири, где показал несколько новых рассказов В.Чивилихину, который и стал «крестным отцом» начинающего прозаика. В 1966 году Распутин уходит на профессиональную литературную работу. В 1967 году вступает в Союз писателей СССР.

Начав с таежной романтики, с поэтизации сильных характеров в их таинственном единении с природой, в борьбе с ней, Распутин перешел к произведениям, в которых преобладает внимание к духовному миру человека.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». Но в полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок», заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

Распутин один из самых ярких представителей так называемой «деревенской прозы», расцвет которой пришелся на 1970-е гг. прошлого века. Основное место действия его произведений - Приангарье: сибирские деревни и поселки. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Во второй половине 70-х годов по его произведениям ставятся спектакли и фильмы. Его книги издаются в стране и за рубежом. Писатель удостаивается высоких государственных наград и премий. Входит в правление Союза писателей РСФСР.

После выхода в 1980 году повести «Пожар», которая в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР, писатель обращается к публицистике и рассказам. В Москве издается сборник его рассказов «Век живи - век люби». В Иркутске выходит книга очерков «Что в слове, что за словом?»

В 90-е годы писатель ведет большую общественно-политическую работу. Избирается депутатом Верховного Совета СССР. Входит в президентский Совет при Горбачеве. В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск». В последнее время в столичных журналах появляются очерки, статьи, рассказы, где писатель с болью пишет о сегодняшнем «смутном» времени.

Писатель и сегодня полон творческих сил, энергии, живет думами и болью за родную страну. Перестройка, которую он когда-то приветствовал и принимал на веру, обернулась новой трагедией для народа. Может быть, он раньше других почувствовал ее грабительскую сущность и пытался нас предупредить своей повестью «Пожар»?

Совсем недавно у него вышла новая книга «Мать Ивана, дочь Ивана» о судьбе русской женщины в современной России. И снова его слово зазвучало твердо, нелицеприятно. Он затронул одну из самых злободневных тем современности. Его новая книга породила споры, горячие обсуждения. Писатель снова заставил задуматься о нашей народной судьбе.

2. Повесть «Последний срок»

Повесть «Последний срок», которую сам Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы и пороки общества.

В повести речь идёт о жизни и смерти. Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни - рождение человека - навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек, тем более человек преклонного возраста, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких - то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас... Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц, как это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она заканчивается.

Главное действующее лицо повести - старуха Анна. Ей было уже восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. Анна не боится умереть, более того - она готова к этому последнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки» («Восемьдесят годов, как видно, одному человеку все-таки много, если она поизносилась до того, что теперь только взять да выбросить...»). И немудрено, что устала, - вся жизнь бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз...

И вот пришло время, когда сил не осталось вовсе, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не сказав им прощальных слов, не услышав напоследок их родных голосов.

Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом.

«За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью, как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война. Но пятеро сохранились: три дочери и два сына. Одна дочь жила в районе, другая в городе, а третья и совсем далеко - в Киеве. Старший сын с севера, где он оставался после армии, тоже перебрался в город, а у младшего, у Михаила, который один из всех не уехал из деревни, старуха и доживала свой век...»

Вот он-то, Михаил, и оповестил всех телеграммами о том, что мать плоха и чтоб приезжали: мало ли что может случиться.

И они приехали - хоронить: Варвара, Илья и Люся настроились именно на это, временно одев мысли в подобающие случаю одежды и закрыв зеркала души темной тканью предстоящего расставания. Каждый из них, конечно, по-своему любил мать, но все они одинаково отвыкли от нее, давно отделились, и то, что связывало их с нею и между собою, превратилось уже в нечто условное, принимаемое разумом, но не задевающее душу. Они обязаны были приехать на похороны, и исполнили эту обязанность.

Но Анна, находясь «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти», ждала их живой; потому и жила еще, что ждала. Она сама себе назначила срок, и организм ее, следуя последней воле и зная, что подождать - это единственное усилие, которое теперь от него требуется, неведомо, откуда черпал энергию, необходимую лишь для дыхания да для прерывистой работы мысли. Все главное, для чего он был создан и существовал, «если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей», было давно исполнено. Дети, за исключением далеко живущей Татьяны, прибыли, собрались, ждут.

Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить ее», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьет скроенное еще в городе траурное платье. Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.

И Анна, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать».

А что же они - дети? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего - всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на ее странное возрождение.

Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с «манной каши», которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство.

Анна ждала детей, чувствуя настоятельную внутреннюю потребность благословить их на дальнейший путь по жизни; дети торопились к ней, стремясь как можно тщательней исполнить внешний долг. Невидимый и, быть может, даже неосознаваемый во всей его полноте, этот конфликт миропонимании в повести находит свое выражение, прежде всего, в системе образов. Не дано выросшим детям понять трагизм явленного им надлома и грядущего разрыва - так что ж поделать, коль не дано? Распутин выясняет, почему так случилось, почему они - такие?

«Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту». Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гаев, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов, мать жива. Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх. «Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет».

Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, «будто их через мясорубку пропустили», Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. «А как не пить? -- говорит Михаил. -- Лень, второй, пускай даже неделю -- оно еще можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же. Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен -- пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал». Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства. В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа -- «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом. Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров -- весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза желтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы». Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот.

Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил. Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что ее направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая ее сила. …Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…

Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, еще больше взбадривается и выходит на крыльцо. Ее навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? -- говорит Мирониха. -- Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».

Горюет Анна, что среди собравшихся у ее постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она ее называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным, людским. Старуха ждет приезда дочери, но та, к сожалению, не приехала, и тогда «в старухе вдруг что-то оборвалось, что-то с коротким стоном лопнуло». Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью, и он взял на свою душу грех. «Не приедет Ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала», - пересиливая себя, ставит он точку. И этот акт его жестокого милосердия стоит сотен ненужных слов.

Так и не дождавшись дочери, старуха решает умереть. Анна взмолилась: «Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая». Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора…

Старуха много раз думала о смерти и знала ее как себя. Свою смерть, «матушку-смертыньку», она представляла такой же древней, изможденной старухой. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой. Так все оно и выходит.

Собственный уход в «дальнюю сторонушку» распутинская героиня провидит с удивительной поэтической отчетливостью, во всех его стадиях и деталях. Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в раннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть, «отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отчаянно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой цепи поколений, в которой он накинул «новое кольцо».

И себя Анна вспомнила в самый дивный момент своей жизни: «Она не старуха - нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке... И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее oт этого кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди».

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь, жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения, для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой.

Во внутренних монологах Анны, в её непрерывных раздумьях, когда каждое суждение, каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего, предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения - особенно тогда, когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти... Да, всепрощение и надежда, выстраданные собственной жизнью, которая подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд, которым создано всё вокруг неё...

Задав с самого начала произведению философский настрой, сообщенный уже одним присутствием смерти рядом с человеком, Валентин Распутин, не снижая этого уровня, когда речь заходит уже и не об Анне, но, может быть, именно из философской насыщенности черпая тонкий психологизм, создает портреты детей старухи, с каждой новой страницей доводя их до филигранности. Складывается впечатление, что этой скрупулезной работой, этим воссозданием мельчайших подробностей их лиц и характеров, он оттягивает и саму по себе смерть старухи: не может же она умереть, пока читатель не увидит воочию, до последней морщинки, тех, кого она родила, кем гордилась, кто, наконец, остается вместо нее на Земле и будет продолжать ее во времени. Так и сосуществуют они в повести, мысли Анны и поступки ее детей, то - изредка - сближаясь, почти до соприкосновенья, то - чаще - расходясь до невидимых далей. Трагизм не в том, что они ее не понимают, а в том, что им и в голову не приходит, что действительно-таки не понимают.

Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний срок», а ради живых, эта долгая смерть нужна была, чтобы показать сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти - это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей: не нашли времени и для матери - самого родного человека.

Заключение

В произведении «Последний срок» В.Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.

Главная героиня повести «Последний срок» -- умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, «преждевременно» приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки.

Поражает будничное величие жизнеощущения старой крестьянки.

Сыновья Михаил и Илья запаслись водкой для поминок, но не выдержали и крепко выпили. Дочери Люся и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Но Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Миронихой, научила дочь Варвару, как ей следует «обвыть», оплакать мать по обычаю.

Анна в «Последнем сроке» - ярчайший пример художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей ее величественной неповторимости, единственности и мудрости, - души женщины, постигающей и уже даже постигшей то, о чем каждый из нас хоть раз в жизни думал.

«Сегодня любой серьезный разговор... сводится к трем главным вопросам: первый - это шукшинский вопрос: что с нами происходит? Два других были заданы значительно раньше: что делать и кто виноват?» Так верно определил Распутин современные искания, их притяжение к проблемам, поднятым еще русской классической литературой. И в своих произведениях писатель пытается найти ответ на эти вопросы.

Список использованной литературы

1.Все произведения школьной программы. Книга 2 /Авторы-составители Л.Г.Милько, О.Е.Орлова. - М.: Мартин, 2001.

2.Распутин В.Г. Избранные произведения в двух томах / В.Г.Распутин. - М.: Издательство «Художественная литература», 1990.

3.Распутин В.Г. Последний срок / В.Г.Распутин. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 2001.

4.Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - М., 2000.

Подобные документы

    Характеристика прозы Валентина Григорьевича Распутина. Жизненный путь писателя, происхождение его творчества из детства. Путь Распутина в литературу, поиск своего места. Исследование жизни сквозь понятие "крестьянского рода" в произведениях писателя.

    доклад , добавлен 28.05.2017

    Художественный мир русского писателя Валентина Распутина, характеристика его творчества на примере повести "Живи и помни". Время написания произведения и время, отраженное в нем. Анализ идейно-тематического содержания. Характеристика главных героев.

    реферат , добавлен 15.04.2013

    Биография и творчество писателя. "Деньги для Марии". "Последний срок". "Прощание с Матерой". "Век живи - век люби". Творчество Валентина Распутина - явление в мировой литературе единственно, уникально.

    реферат , добавлен 23.05.2006

    Краткие сведения о жизни и творчестве писателя Валентина Распутина. История создания, идейный замысел и проблемы произведения "Пожар". Краткое содержание и характеристики главных героев. Художественные особенности произведения и оценка его критикой.

    реферат , добавлен 11.06.2008

    Краткий биографический очерк жизни и творчества Валентина Григорьевича Распутина - русского прозаика, представителя "деревенской прозы". Выход первого сборника рассказов "Я забыл спросить у Лешки" в 1961 году. Победитель конкурса "Золотой ключик-98".

    биография , добавлен 14.05.2011

    Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время. Экологическая и религиозная темы в творчестве. Проповедническая публицистика последних лет. Особенности поэтики публицистических статей. Императив нравственной чистоты языка и стиля.

    дипломная работа , добавлен 13.02.2011

    "Серебряный век" в русской поэзии: анализ стихотворения А. Ахматовой "Слаб мой голос…". Трагедия человека в стихии гражданской войны, герои деревенской прозы В. Шукшина, лирика Б. Окуджавы. Человек на войне в повести В. Распутина "Живи и помни".

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Литературный анализ повести Александра Сергеевича Пушкина "Метель": определение смысла названия ироничности характера произведения, соотношение начала повести с ее эпиграфом. Оценка поведения Марьи Гавриловны при осуществлении своих романтических планов.

    презентация , добавлен 23.01.2012

    Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях ("О чем ты воешь, ветр ночной", "Как океан объемлет шар земной", "Пожары" и "Последний катаклизм").

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская средняя общеобразовательная школа

МКОУ НОВОТРЁМИНСКАЯ СОШ

СОРОКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Учитель русского языка и литературы

П. Новотрёмино

Тайшетский район, Иркутская область

Описание методической разработки

    Урок: аналитическая беседа с комментированным чтением

    В данном материале представлен личностный подход к анализу повести В.Г.Распутина «Последний срок». Произведение рассматривается как эстетическая и нравственная ценность, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя. В то же время работа является результатом поиска конкретных путей обновления урока, методических приемов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом своих возможностей, подготовки и интересов современных школьников.

Альтернативный подход в изучении повести В.Распутина «Последний срок» позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения, понять замысел автора, его концепцию времени и человека, «высветить» главную проблему через один интересный эпизод, подвести старшеклассников к желанию самостоятельно поработать над поставленными вопросами, читать и перечитывать текст, формировать читательскую самостоятельность.

    Учебный предмет – литература.

    Одиннадцатиклассники владеют не только навыками устной и письменной речи, у них сформировано представление о литературе как виде искусства. Понимая его внутренние законы, они применяют полученные знания в процессе творческого чтения. Владеют следующими навыками и умениями:

Воспринимают и анализируют художественный текст в его жанрово – родовой специфике;

Выделяют смысловые части текста;

Выделяют и формулируют тему, идею, проблематику произведения, творчески характеризуют героев;

Умеют выделять особенности сюжета и композиции, находить изобразительно – выразительные средства, выражать своё отношение к прочитанному.

5. Форма учебной работы - классно – урочная

6. Возможно использование демонстрации слайдов программы PowerPoint . Слайды с иллюстрациями на тему «Природа Байкала», фотоэпизоды из жизни писателя В.Распутина.

«Звенья одной цепи»

в повести В.Г.Распутина «Последний срок»

XI класс

Цель урока: познакомиться с биографией В.Г.Распутина; раскрыть и обсудить ряд проблем, поставленных автором.

Оборудование: портрет В.Г.Распутина.

Методические приемы: краткий обзор творчества В.Г.Распутина, аналитическая беседа, комментированное чтение.

Современной молодежи трудно понять, чем жили их сверстники, родители каких то 20 – 30 лет назад. В.Г.Распутин писал: «Там, в родном, и надо искать читателя. Оттуда он и придет. Не заманивать его, не заискивать. Не повышать голоса, а выдохнуть из души чистейшее слово, и так выдохнуть, чтобы высеклись сладкие слезы, и запело сердце. Мы умеем это делать. И мы обязаны это сделать.»

1960 – 1980 –е годы оказались временем, когда в литературе активно заявило о себе новое литературное направление – деревенская проза. Сама по себе деревенская тематика и проблематика разрабатывалась в русской литературе XX века и раньше (в творчестве М.А.Шолохова, И.А.Бунина, Л.Леонова). Но с появлением на литературном небосклоне рассказов, повестей, романов Ф.Абрамова, В.Белова, Е.Носова, В.Распутина, В.Шукшина это явление обрело иные качественные характеристики. Деревенская проза существенно отличалась по направлению поисков и стилистике. С одной стороны, здесь как бы ожили через десятилетия традиционные крестьянские воззрения на нравственность, духовность, которые отвергались официальными идейно – философскими установками советской эпохи, а с другой – отразились трагические, но не бесплодные испытания XX в. В это же время деревенская проза обогатила современную литературу своими художественными открытиями, создав целую галерею запоминающихся характеров.

Вспомним «Последний поклон» В.Астафьева, где перед нами предстает образ мудрой бабушки, которая является хранительницей высокой нравственности. Вспомним также рассказ В.Шукшина «Чудик», главный герой которого очень впечатлителен, раним, но остро, чувствует дисгармонию и красоту мира. В повести В.Белова «Привычное дело» мы знакомимся с замечательным деревенским тружеником. Писатель не идеализирует героя. Но мы понимаем, что Иван Африканыч оказался куда благороднее иных городских с высшим образованием.

В одном строю с этими талантливыми писателями стоит В.Г.Распутин. Всех их объединяет одно: в своем творчестве они с философской и психологической глубиной, лирической проникновенностью раскрывают перед читателями духовный облик человека, живущего в деревне.

Сегодня мы знакомимся с замечательной повестью В.Г.Распутина «Последний срок». Валентин Григорьевич говорил: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо».

Краткие биографические сведения предваряют работу над текстом. Ученик рассказывает биографию писателя.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири, в поселке Усть – Уда, расположенном на берегу Ангары. Рос в деревне Аталанка, которую затем перенесли в другое место, на берег Братского моря, так что трагедию затопления Матёры писатель прочувствовал на себе.

О годах своего военного детства Распутин скажет очень важное: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе.» Такая общность людей стала для писателя эталоном человеческих взаимоотношений. К чтению будущий писатель пристрастился рано. Был маленьким деревенским грамотеем. Ему часто приходилось читать или писать безграмотным старикам.

В.Г.Распутин учился в Иркутском университете на историко – филологическом факультете. Много читал как произведения зарубежных писателей, так и русских, но предпочтение отдавал Ф.М.Достоевскому и И.А.Бунину. После окончания университета занимался журналистикой, работал спецкором на различных крупнейших стройках Абакан – Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС. В середине 1960 –х годов выходят в свет книги очерков «Костровые новых городов» (1966) и «Край возле самого неба» (1966). В следующем году вышла книга рассказов «Человек с этого света», в которой заявлена важная распутинская тема – тема памяти, непрерывности человеческих отношений. Затем идет ряд значимых произведений: рассказ «Василий и Василиса», «Уроки французского», «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар» и многие другие.

В начале 80 –х годов писатель создал цикл рассказов: «Век живи – век люби», «Что передать вороне?» и другие, в которых отошел от деревенской тематики, но остался верен нравственной проблематике.

В.Распутин активно занимается актуальными проблемами современности: экологическими, нравственными, литературно – организационными. Живет в Иркутске.

Беседа с комментированным чтением.

Мы уже знакомы с творчеством В.Г.Распутина , с его повестью «Прощание с Матёрой». Сегодня вашему вниманию предложена повесть «Последний срок».

Каковы ваши первые впечатления о произведении?

Поражает равнодушие детей к матери. Возникает много вопросов. Почему дети отказались от Анны, почему они не понимают друг друга? Откуда в людях так много черствости, ненависти, холодности? А где милосердие, доброта, элементарная порядочность? И почему любимая Таньчора не приезжает проститься с матерью?

Сюжет повести прост. Старуха Анна умирает. Михаил (сын Анны) посылает брату и сестрам телеграммы. Приезжают почти все, нет только самой любимой – Таньчоры (младшенькой). Но происходит чудо: обрадованная приездом детей, мать неожиданно оживает.

Тема жизни и смерти, вечная тема в мировой литературе, волнует В.Распутина.

Что оставит человек после себя? Выполнила ли Анна свое главное предназначение?

Да. Она остро ощущает себя связующим звеном в цепи поколений. («...Для того и приходит в мир человек, чтобы мир не оскудел…») Смерть высвечивает характеры всех героев. Казалось бы, какое может быть философское мироощущение у старухи Анны? Простая русская женщина, много потрудившаяся на своем веку, родившая много детей (осталось только пятеро), к своим восьмидесяти годам «выработалась», но смерти не боится. Умирали все ее родные, теперь ее очередь. «Нет, ей не страшно умереть, всему свое место.» «Изжилась до самого донышка…»

А когда – то у Анны была другая жизнь. Была и она молода.

Как прожила Анна свою жизнь?

Чтение отрывка из 10 главы со слов «…Но она не жаловалась на свою жизнь…» до слов «…И до того ей хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно поет в груди.»

Иногда кажется, что жизнь Анны однообразна. Так ли это?

Какое уж однообразие: тяжелая, порой непосильная колхозная работа, пятеро детей. Кажется, что красота земная проходит мимо. Нет не проходит. Она хорошо помнит «послушные ягодные кусты на берегу реки», «ветки березы на опушке леса», она умеет слушать, как «дышит в ночи изба, освещенная колдовским, рясным светом звезд», чувствует «кружение неба над избой.»

Какие нравственные категории можно выделить в характере Анны?

Незлобивость и любовь ко всему, что окружает. Долг, совесть, открытость души. Так живет простая сельская труженица, которой столько досталось в этой жизни. Но не растеряла она доброты и щедрости души. Проследим, как Анна разговаривала с хромоногой лошадью. (Чтение отрывка со слов «Конь повернул к ней острую, как клюв, морду и потянулся к ее рукам губами…» до слов «…Ох ты, Игреня ты, Игреня.») Эта сцена раскрывает мудрость народного характера. Конь для крестьянина – неотъемлемая часть жизни. С раннего детства дети были приучены ухаживать за животными, хорошо знали их повадки, любили их. Для Анны важно не то, что коня могут признать «дизентиром», для нее главное – чтобы конь жил. И измученный непосильным трудом, «конь тронулся» и «заковылял дальше». Удивительно, конь и человек поняли друг друга. Добрая, сострадательная, любящая душа Анны словно влила жизнь в коня, поделилась теплотой, любовью.

Обращает на себя внимание и дружба двух старух – Анны и Миронихи. Что их связывает? Долгие годы общения, дружба. Когда – то Мирониха была боевая, крикливая, «только в последние годы стала посмирней». На работу она «была жадной». Еще и сейчас ее руки «наизготове». Природа подарила ей крепкое здоровье. Хотя она жалуется на боли в ногах, но все еще бегает за своей часто теряющейся коровой. Мирониха понимает, что Анна скоро умрет, но продолжает говорить бодро, с юмором: «Да и что это за баба без коровы?» Анна и сама долго «хваталась за подойник, пока ей не запретили». Было время, когда в каждом крестьянском подворье жила скотина. Все бережно относились в животным, так как мясо, молоко, шерсть и другие продукты были необходимы большой семье.

Старухи понимают, что скоро они расстанутся навсегда. Анна просит Мирониху помочь детям «сподобить» ее, так как понимает, что дети этого сделать не могут – не умеют, а уйти «туда» хочется «по правилам», соблюдаемым на Руси испокон веков. Нельзя без слез читать строчки прощания старух. Когда Анна для прощания подала руку, то «Мирониха вдруг дернулась, неловко клюнула головой и прижала старухину руку к своей щеке.» Обе они испытали «чувства полной, ясной и светлой законченности и убранности этой давней и верной дружбы.»

В повести часто появляется солнце. Это своего рода связь героини с космосом. Читаем: «Она подняла глаза и увидала, что, как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи.» Эти лучи греют душу старухе, дают успокоение. Анна словно растворяется в мире. Ей кажется, что она уже жила когда – то, прожила теперешнюю жизнь, а теперь уйдет, растворится там, где звонят колокола, где много света.

Старуха, умирая, очень верила, что самое важное, что не дано знать при жизни, она теперь узнает, «скажут ей вековую тайну – что с ней было и что будет.» В последние годы Анна много думала о солнце, земле, траве, деревьях, птицах, о всех тех явлениях, которые происходят вокруг. Думала, что, живя рядом с людьми, она приносит им радость. Ее мучил вопрос: что останется после нее? Старуха понимает, что и «…необязательно быть здесь, чтобы слышать их повторяющийся, зовущий голос – повторяющийся для того, чтобы не потерять красоту и веру, и зовущий одинаково к жизни и смерти.»

Была ли счастлива Анна?

Семейная жизнь старухи сложилась нелегко, но она никогда никому не жаловалась. Муж умер несколько лет назад. Умереть ему довелось дома, хотя мог погибнуть на фронте. Анна видела в этом какой – то тайный знак «и сразу примирилась со стариком». Читала молитву: «Господи, прости нам прегрешения наши…» Она не случайно произносит слово «наши» вместо «его». С ним, мужем своим, делила она все тяготы и беды семейной жизни. А как же иначе, ведь он был отцом всех ее ребят – мертвых и живых.

Анна несет свой крест достойно. В ее жизни было много несчастья, но она знает, что жить надо при любых обстоятельствах, а думать о смерти грешно. «Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением – мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их в себя для себя же, для своего продолжения, для того, чтобы озариться их потайным огнем.»

Сама Анна прожила свою жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа. Но вот с детьми что – то не получилось, не сладилось. Не слушали дети мудрого сердца матери, шли своей дорогой, искали свое счастье. И последние мысли Анны связаны с детьми.

Как сложились судьбы детей?

Старуха не идеализирует их, но в каждом видит доброе, каждого прощает. В том, что они порой грубоваты, невнимательны, ссорятся, обижаются по мелочам друг на друга, Анна винит только себя («не доглядела», «не уберегла»).

Антиподами старухе Анне выступают ее дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил. Какими же мы их видим на страницах повести? Отмечаем, что каждый из них живет только своими мелкими интересами, они словно плывут по течению жизни.

Варвара, старшая дочь Анны, несколько глуповата, порой простодушна, ленива. Она приехала сразу же, как получила телеграмму, но, увидев, что мать и не собирается умирать, торопится уехать. Дома у нее остались дети, муж. Удивительно, но она своих детей не приводит проститься с бабушкой. Вероятно, ей это и в голову не приходит. А жаль. Какой нравственный урок могли бы получить дети! Но нет – опять упустили… Дети – звено в цепи поколений. И каким будет это звено (крепким или слабым), зависит от родителей.

На примере судьбы Варвары мы видим, как рвутся кровные связи.

Родители живут своими интересами, а дети своими. Варвару волнует лишь одно – заполучить платье, которое шила Люся для похорон матери. Она и к Анне относится равнодушно (знает, что «положено» приехать на похороны – так принято, и не более). Но именно ее старуха учит причитать, она чувствует, что из всех детей только Варвара могла бы с этим справиться. («Я ишо мамочку свою тем провожала, и ты меня проводи, не постыдись.») Какой важный момент в жизни этих женщин! Именно сейчас они так близки и понятны друг другу. И кажется, что светлая душа матери переливается в душу дочери. Сейчас они едины. Перед ними раскрывается Вечность. Мы словно слышим голос старухи: «…дальнюю сторонушку…», «…к матушке божьей церквы…», «…Ко своему роду – племеню.»)

Но вот образ Люси неоднозначен. Почему? Из сюжета мы узнаем, что Люся даже поработала какое – то время в колхозе, но, как и многие, «убежала» из деревни в город, где чисто, хорошо платят, люди какие – то другие». Да и прижилась. Ей «уже больше сорока», «моложавая» и «одета не как попало». Но теперь она гордая, высокомерно разговаривающая с родными. Чувствуется, что с ней что – то в городе произошло. А может, оторвавшись от родной земли, не привязалась к новой, городской жизни? Что – то с ней происходит. Совсем иной мы видим ее на прогулке по родным местам. Все ее волнует, ее острый глаз подмечает, что в деревне «не сеют, не пашут». Вспоминает она, как когда – то косила, возила траву. Было весело, потому что в те далекие (послевоенные) времена в деревнях жило много народу, было кому косить, пахать. Воспоминает «воскресники: то, что было не под силу одной семье, делали миром, брали с собой ребятишек, находя им сподручную работу.» А работа – то была «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров.»

В.Распутин отмечает радость коллективного труда, когда «С обновленной землей менялись, казалось, и чувства…», когда «древние инстинкты с непонятной настойчивостью заставляли присматриваться, принюхиваться, отыскивая что – то и под ногами и в воздухе, что – то забытое, утерянное, но не исчезнувшее совсем.»

В какой – то миг Люся испытала чувство вины, словно она могла что – то изменить в этой, уже чужой, жизни. Но, к сожалению, это был только миг. Вернувшись с прогулки, она опять, словно улитка, ушла в свой мир, где ей уже было привычнее. Она опять постарается все забыть. Люся теперь практичный человек (не забыла перед отъездом купить ткань для платья – и это на похороны матери спешила.) Мать своим чутким сердцем ощущает холодность своей дочери, но она радуется, что дочь «выбрала» время и приехала проститься.

Тревожиться мать и за сына Илью. Странный он какой – то, с детства «заполошный»: никогда не узнаешь, «что выкинет он через минуту.» Жизнь его потрепала. К матери приезжал редко. Говорят, что от жены «терпит немало.»

Получив телеграмму, Илья приезжает проститься с матерью.

И вот стоит он перед нею. Трудно узнать в теперешнем сыне того, которого «держала в памяти.» Чувствует сердце матери, что и внутренне он изменился. Ей кажется, что ее Илью «заглотила рыбина…», «…теперь они живут в одном теле.» А когда – то и он был жадным до работы. В разговоре с Михаилом Илья вспоминает время, когда работал грузчиком («Вроде как чувствовали работу, считали ее за живую, а не так, что лишь бы оттрубить.»

Теперь же мы чаще видим его пьяным, так как пьет он вместе с братом Михаилом – то за встречу, то за радость, что мать «решила не умирать.»

Что можно сказать о Михаиле?

Михаил – натура более милосердная, он ближе всех матери по миропониманию. Он после армии остался жить в деревне, завел семью, у него есть сын, дочь Нинка, вертлявая, непослушная, но уже «у себя на уме.» Михаил много пьет, словно «глушит» боль, совесть за что – то.

Распутин вскрывает еще одну проблему – пьянство. Нравственное падение человека ярко показано в сцене пьянства мужиков в бане. И эта огромная беда захватила многих – и мужчин, и женщин. Обращаем внимание, что возле пьяных мужиков крутится дочь Михаила – Нинка. Она считает, сколько ей дадут пустых бутылок. Очень настораживает фраза: «Теперь судьба крепко связала ее с ними…» И это ли не предостережение, что очень часто дети идут по стопам своих родителей! Распутин словно бьет в набат, тревожась за будущее народа, ведь Нинка – звено в общей цепи поколений.

Пьянство отлучает человека от созидательного труда. В повести дается социальное объяснение инертности мужчин: слишком долго жизнь требовала от человека подчинения вместо творчества, крестьян оторвали от земли, лишили чувства хозяина. («Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали.»)

Почему именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим?

В чертах характера Михаила есть много хорошего – это ответственность за мать, семью, дом. Именно он будет хоронить Анну, именно он будет поддерживать дом. И хотя часто бывает груб, невнимателен, любит выпить, только Михаил еще способен удержать на своих плечах это нелегкое бремя. Он хозяин своей земли. Есть у него сын, который пока еще служит. Может, он явится тем звеном, которое и разорвать будет трудно, какие бы «преобразования» не сваливались на голову крестьянина. Земля наша давно ждет своего Хозяина, который сохранит ее, «обиходит», защитит от любого врага.

Таньчора самая младшенькая и самая любимая. Увидев у изголовья своих детей, Анна тревожится – нет Таньчоры. И так на протяжении почти всего сюжета. Старуха «ждала не переставая.» Но «ждать» времени не оставалось, хотя сердце Анны временами «чуяло Таньчору.» Мать давно не видела дочери, «а сколько давно, она не знала.» Письма ее перечитывала не раз, особенно ей нравились слова «мама моя!» Читая эти строки, Анна замирала от счастья и какого – то страха.

Таньчора была ласковее других ее детей, всегда держалась возле матери. Читая строки, в которых описывается ожидание дочери, волнуешься вместе с героиней. Иногда кажется, что луч солнца, проникающий в комнату Анны и ожидание Таньчоры, – одно и то же. Таньчора для Анны – тот лучик солнца, от которого тепло, светло, легко. А может, Таньчора – это сама Анна в молодости – легкая, веселая, любящая свою мать, любящая жизнь. И вдруг весть о том, что Таньчора, любимая, ненаглядная Таньчора, не приедет! «…В ту же ночь, не откладывая, старуха решила умереть. Делать больше на этом свете ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему.»

Но старуха продолжает думать о Таньчоре. Кажется ей, что «дождись она Таньчору, и смерть была бы чище и светлей – на это старуха и рассчитывала.»

В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее и суетное. Мы ощущаем, что в большом единстве находятся прошлое и настоящее. Неотвратимая смерть становится реальностью. Дети, не дождавшись смерти матери, уезжают. Старуха просит их подождать хотя бы еще один день. Но дети неумолимы. Они упускают свой «последний срок», чтобы одуматься.

Люся: «Я бы с удовольствием пожила здесь хоть неделю, но тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске.» Илья обещает приехать раньше лета. Какими циничными кажутся его слова, обращенные к матери: «Приезжай, мать. В цирк сходим.» Засобиралась и Варвара, объясняя: «…боюсь, как бы там ребяты без меня избу не спалили.» Дети разъехались, а старуха плакала. Остался Михаил, который, жалея мать, просит у нее прощения: «Не сердись на меня сильно. Дурак я.» Но слышала ли это старуха…

Анна уходит тихо. Всей своей нелегкой жизнью она заслужила тихую смерть. Это ей награда за терпение, смирение, за любовь ко всему живому.

Когда – то у В.Распутина спросили:

Чем дороги вам ваши старухи? Что станет с нами, когда их не станет?

Ответ писателя был таков:

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? Моя Анна говорит о себе и Миронихе: «Мы с тобой, однако, две последние старинные старухи, не ведающие старину, обычаев, не знающие народных песен, сказок, уткнувшись в телевизор… Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни.

Домашнее задание: подготовка к сочинению.

Сочинение

Повесть Валентина Распутина "Последний срок" можно назвать своеобразной чертой, подводящей итог многолетним раздумьям и впечатлениям писателя. Он как бы суммирует здесь все те размышления, которые были представлены в предыдущих произведениях. Из вопросов, поставленных раньше вскользь или решенных, по его мнению, недостаточно откровенно, он отбирает наиболее актуальные и возводит их в степень первоочередных. Все отвлекающее внимание писатель намеренно и безжалостно исключает. И делает это для того, чтобы сосредоточить наше внимание на главном, заставить задуматься над самыми важными и самыми сложными жизненными проблемами - проблемой жизни и смерти, взаимоотношениями "отцов" и "детей".

В центре повествования - образ старухи Анны, достойно прожившей нелегкую жизнь и оказавшейся на пороге смерти. В этот час вокруг нее собрались все те, ради кого она жила, кому посвятила свои силы, кому отдала свое сердце, свою любовь. Это, конечно же, ее дети. Анна вырастила пятерых детей, еще пятерых похоронила, а трое погибли на войне. И сейчас перед ней проходят все прожитые годы. Для чего она жила? Что сделала в жизни? Чего добилась? "Всегда одно и то же: теребили... ребятишки, кричала скотина, ждал огород... - вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам".

Так прошла вся жизнь. И всю жизнь только одно знала мать: "ребятишки, которых надо было накормить, напоить, обстирать, загодя заготовить, чтобы было чем напоить, накормить их завтра". И, вспоминая прожитые годы, тех из детей, кому не суждено было остаться в живых, и тех, кого, благодаря безмерной материнской любви, она все же вытащила, вырвала из страшных военных лет, из голодовок и болезней, старуха убеждается в том, что была ее жизнь "доброй, послушной, удачной. Удачной, как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел бездетен".

Еще В. Г. Белинский писал: "Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!.. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда, где, по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами". Так смирилась с разлукой и Анна: разъехались ее дети, устроили свою жизнь, кто как хотел и... забыли о старухе-матери.

Самая любимая дочь Татьяна - в Киеве, Люся и Илья - в соседнем городе, Варвара - в деревне по соседству. Только Михаил, младший сын, вместе с женой Надей остался жить в родительском доме. И, может быть, именно это помогло ему сохранить душевную чуткость и отзывчивость. Он один как никто понимает мать: "Я от тебя, он от меня, а от него еще кто-нибудь, - говорит он Анне после рождения первенца. - Вот так оно все и идет".

Когда пришел смертный час старухи, именно Михаил собрал в доме Анны всех ее детей. Он тем самым продлил ее жизнь еще на три дня. Потому что радость от приезда самых дорогих людей, желание хоть немного побыть с ними настолько велики, что способны вдохнуть новые силы в ослабевшее и отжившее тело женщины, способны продлить срок, отпущенный ей Богом. Она даже встала с постели. "Мало-помалу старуха выправилась, и все, что в ней было и что должно было ей подчиняться, одно за другим находилось и как будто даже годилось для жизни".

Но что же дети? Рады ли они этим, внезапно подаренным судьбой, дням? Ценят ли они эти минуты общения с матерью, которую так редко видели в последние годы и которую уже никогда не увидят? Понимают ли они, что кажущееся выздоровление Анны - это лишь "последний рывок ", последний вдох жизни перед неизбежным концом?

С ужасом и возмущением мы видим, что эти дни в тягость им. Что все они - Люся, Варвара, Илья - ждут смерти матери. Ждут, проверяя по нескольку раз, жива ли она, и раздражаясь оттого, что еще жива. Для них дни последней встречи с Анной - всего лишь потерянное время.

Поглощенность бытом, житейская суетность настолько ожесточили и опустошили их души, что они не способны осознать, прочувствовать все происходящее с матерью. У них не возникает естественного для любого чуткого человека желания уделить ей внимание и по-настоящему проститься с ней. Ведь они за этим и приехали! Хотя нет... За этим их вызывал Михаил. А они... Люся шьет себе черное платье, постоянно конфликтуете Варварой и чувствует себя здесь "посторонней". Все относятся к матери как к уже умершей. А видя, что она встала с постели, чувствуют, что приехали зря и собираются разъезжаться по домам. Они даже не скрывают раздражения и досады на то, что пришлось впустую потратить время.

Горько осознавать это несчастной матери. Она вглядывается в лица детей и не хочет, не может принять произошедших с ними перемен. Глядя на старшего сына, она "искала в нем своего Илью"-. Но находила совсем чужого человека. И все же "жалела его, а почему жалела... не умела понять".

Взглянув на Люсю, мать и вовсе сразу отводит глаза: "У Люси была какая-то другая, непонятная жизнь". Варвара чаще бывала у матери и еще сохранила в душе остатки чуткости милосердия - она понимает, что нельзя оставлять Анну сейчас. Неслучайно именно ей старуха хочет поручить старинный обряд оплакивания. Но и Варвара тоже утратила многое, что было когда-то частью ее самой, частью ее сердца, ее жизни. В ней чувствуется слабохарактерность, которая и заставляет подчиниться решению остальных.

Анна осознает свою ненужность детям и единственное, чего теперь хочет, поскорее умереть. Умереть, чтобы освободить своих детей от тягостной для них необходимости оставаться рядом с ней - даже в последние свои минуты она думает о том, как бы не доставлять им неудобства, не быть для них обузой. Умереть, чтобы не видеть того, как изменились, очерствели души ее любимых "ребятишек". "Она лежала потерянно и беспомощно, в полном оцепенении, и все на свете ей теперь было безразлична". "Она опостылела всем, никому не нужна".

Любимица Татьяна и вовсе не приехала проститься с матерью. И хотя Анна понимает, что ждать приезда дочери, бесполезно, ее сердце отказывается смириться с этим. Потому она так легко верит "лжи во спасение" Михаила, который говорит, что сам написал сестре, будто матери стало легче и приезжать не нужно.

Прожившая всю свою жизнь ради детей, Анна даже в последние минуты, даже видя холодность и равнодушие дочерей и сына, все-таки старается оправдать их.

В своей неизмеримой любви она и в отсутствии Татьяны "готова была винить... не дочь, а себя". Ей кажется, что она мало сделала для Тани, недостаточно любила ее: "Что она сделала для того, чтобы свидеться с Таньчорой?.. Хоть бы палец о палец ударила..." Точно так же, вспоминая троих погибших на войне детей, мать укоряет себя за то, что потеряла их "сама, по своему недосмотру". "Что она должна была делать, чтобы сохранить их, она не понимала и теперь, но что-то, наверно, делать надо было, а не сидеть сложа руки и не ждать у моря погоды".

Удивительная совестливость, честность, мудрость, терпеливость Анны, ее жажда жизни, всепоглощающая любовь к детям настолько контрастируют с черствостью, холодностью, равнодушием, душевной пустотой и даже жестокостью ее детей, что болью врезаются в наши сердца отчаянные слова матери, умоляющей родных ей людей не уезжать, остаться хоть на немного.

"Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку. Я говорю вам, что помру, и помру". Но даже этот крик души не способен тронуть сердца детей. Они считают слова Анны обычной старушечьей болтовней и, не дождавшись смерти матери, разъезжаются по домам. Занятые собой, думающие только о своих делах, озабоченные пустой суетой, они не увидели, не почувствовали, что скоро уйдет из жизни их мать.

Жестоко, безжалостно и резко звучат слова Михаила: "Ты думаешь, почему они на меня накинулись? Потому что злятся: я их с места снял... а мать возьми да и не помри". Но такими отрезвляющими, обдающими леденящим холодом становятся эти слова! Потому что выражают истинное положение вещей, раскрывают истинное отношение детей к матери, вырастившей, воспитавшей их, отпустившей во взрослую, самостоятельную жизнь.

С отъездом детей обрываются последние нити, связывающие Анну с жизнью. Теперь ничто не держит ее, незачем стало жить, в сердце погас огонь, согревавший и освещавший ее дни. Она умерла в ту же ночь. "Дети задержали ее на этом свете. Уехали дети - ушла жизнь". В своем произведении В. Г. Распутин не просто поведал нам о судьбе старухи-матери, о ее нелегкой жизни. Он не просто показал всю широту ее великой души. И не просто нарисовал пугающую своей правдивостью и актуальностью картину взаимоотношений "отцов" и "детей".

Писатель раскрыл всю глубину проблемы смены поколений, отразил вечный круговорот жизни, вовлек нас в этот круговорот и заставил осознать все нравственные аспекты этой проблемы. Вряд ли найдется на земле человек, которого не тронула бы история матери, не пробудила бы в душе внимание к старикам, желание быть более чуткими и благодарными. Автор стремится научить людей доброте, состраданию, милосердию, терпеливости, стремится воспитать в нас чувство ответственности, чувство долга, пробудить нашу совесть. Ведь мы все в долгу друг перед другом, особенно - перед старшими поколениями. А сознание долга - это ощущение вины, которое и толкает нас к "человеческой тропе", толкает к нравственности, к совести.

"Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины", - утверждал В. Распутин. Именно эту мысль проводит он через все свое творчество, доводя, наверное, до максимального накала в повести "Последний срок".