Ариадна, дочь царя миноса, которая помогла тесею победить минотавра. Интересные факты Что связано с именем ариадна

Фразеологизм «нить Ариадны» пришел из истории эллинов и сохранил свое значение вплоть до нынешнего века. Из греческих мифов известно, что красавица Ариадна с помощью клубка создала выход из лабиринта, поэтому второе название этой нити – путеводная. Кого спасала эта девушка, и почему в ее судьбу вмешались ?

Что означает выражение «нить Ариадны»?

Фразеологизм «нить Ариадны» - один из немногих, который в течение столетий не изменил своего значения. История Тесея, которому путеводная нить Ариадны помогла выбраться из лабиринта, является лучшим объяснением смысла этого выражения. Его переносное значение лингвисты объясняют, как:

  • выход из сложной ситуации;
  • нить, указывающая путь;
  • руководящее начало.

Кто такая Ариадна в греческой мифологии?

Ариадна в мифологии – дочь правителя Крита Миноса и Пасифаи, воспитывалась на острове. Вошла в легенды, благодаря вмешательству в судьбу великого героя Греции Тесея. Девушка помогла смельчаку выбраться из лабиринта, где тот сразил чудовище, которому приносили в жертву людей. Понимая, что их настигнет гнев правителя, влюбленные бежали в Афины, к отцу Тесея. Но тут боги Олимпа вмешались в судьбу девушки. Сохранилось несколько версий о дальнейшей участи спасительницы героя:

  1. Боги приказали Тесею оставить девушку на острове Наксос, где ее убила стрела богини охоты Артемиды.
  2. Когда победитель Минотавра высадил Ариадну на Наксосе, ее выбрал в жены бог Дионис. Он подарил красавице венец из алмазов, сохранилась легенда, якобы это украшение хранится в небесах, как созвездие Северной Короны.
  3. Тесей сбежал с Крита один, а Ариадна скончалась в родах, ее могила находилась долгое время в роще Афродиты.

Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Миф об Ариадне является частью мифа про подвиг Тесея, одного из самых известных героев греческого эпоса. Его отцом называли и афинского царя Эгея, и . Царь Афин оставил мальчика с матерью в городе Трезене, велев прислать, когда тот достигнет совершеннолетия. По дороге к отцу юноша совершил немало подвигов, был признан царевичем.


Что такое «нить Ариадны»?

Миф повествует о подвиге героя Тесея, который отправился на остров Крит, чтобы сразить Минотавра. Чудовище каждый год требовало жертв из семи молодых людей. Чтобы оно не вырвалось на свободу, его содержали в лабиринте, построенном великим ученым Дедалом. Дочь царя Крита Ариадна полюбила Тесея и рискнула помочь, хотя осознавала, что вызовет гнев правителя.

Девушка понимала, что даже если герой победит Минотавра, то не сможет выйти из лабиринта. Как Ариадна помогла Тесею? Тайком передала клубок ниток. Смельчак привязал нитку возле входа в галерею и разматывал по дороге. Сразив чудовище, герой по этому следу смог вернуться назад и вывести всех приговоренных к жертве Минотавру. Нить Ариадны – это выход из сложного положения, она указала дорогу, поэтому ее еще называют путеводной.

Ариадна и Тесей - миф

Считается, что Тесей и Ариадна – герои легенды о смелости, любви и самопожертвовании. Но по одной из версий, любовь к Тесею зародила в сердце царевны богиня красоты Афродита, которой нравился герой. По другой версии, Минотавр был братом Ариадны, которого стыдилась и боялась семья, потому породниться с правителями Крита желающих не находилось. Это и стало причиной того, что царевна решилась помочь герою: и мужа найти, и выбраться с острова.

Некоторые сказатели Греции утверждали, якобы Ариадна передала смельчаку не только клубок ниток, но и непобедимый меч отца, только таким оружием можно было сразить чудовище. А когда влюбленные возвращались морем обратно в Афины, царь Минос упросил богов вернуть ему дочь, и красавицу похитили с корабля. В отместку Тесею вышвырнули в море белый парус, который должен был стать знаком победы для правителя Афин. Увидев на горизонте черный цвет, тот бросился с горя со скалы, а царем провозгласили героя Тесея.

«В 99 случаях женщины ведут себя как дуры, но на сотый оказываются хитрее мужчин», – говорила Агата Кристи.

В действительности женская хитрость не знает границ, о чем и свидетельствовали литературные деятели. Даже древние греки сочинили миф о , где главный герой не смог бы выбраться из злополучного лабиринта Минотавра без клубка ниток, который даровала ему возлюбленная. Казалось бы, этой героине должны достаться все лавры почета, но судьба была к ней немилостива, о чем и свидетельствует вымышленная биография дочери Миноса.

История создания

Древнегреческая мифология тесно связана с религией этой страны и оказала огромное влияние на литературу и искусство. Помимо этого, религиозные представления греков переплетались с их историей и бытом. Румынско-американский исследователь Мирча Элиаде выделил периодизацию древнегреческой религии, которая начинается от крито-минойского периода (30-15 вв. до н.э.) и заканчивается эллинистической эпохой (3-1 вв. до н.э.).

В культуре жителей этой жаркой страны конкретные представления преобладали над абстрактными: человекоподобные боги и богини превосходят по количеству умозрительных божеств и получают антропоморфические черты.

Благодаря археологическим раскопкам ученые узнали, что в разных регионах Греции почитались различные боги: так, например, главенствовал в Додоне и Олимпии, завоевала славу в Афинах и в Линдосе, а Гера покровительствовала Аргосу и Самосу. Причем государство и религия были не порознь: тот же член чиновничьей инстанции мог носить титул жреца. Мифология, религия и культура были единым целым, а все элементы замещали друг друга.


Если говорить о Тесее, который получил лавры почета благодаря путешествию на остров Крит, то стоит различать его мифологическую и историческую сущность. Так, в мифологии молодой человек представляется героем, подобным . В ином аспекте он – реформатор Афин, а в классической эпохе считался чуть ли не национальным героем.

Как зародился миф сам по себе, как была придумана история с Ариадной и ее путеводной нитью, представить сложно. Однако профессор Алексей Лосев сумел выделить четыре этапа в развитии мифологии.


Первоначально существовала «наивная мифология», которая получила рефлективную обработку у . Затем ученый выделяет «гилозоистическое мировоззрение», сочетающееся с предпосылками к анимизму.

То есть, мир воспринимался как одушевленное, но не антропоморфное тело, управляемое высшими законами и силами. Далее профессор обозначил миф, который образовался во времена раннего эллинизма, и, наконец, выделил реставрацию мифа путем логики или диалектики.

Образ и сюжет

В древнегреческой мифологии девушка с красивым именем Ариадна – дочь Миноса, который царствовал на острове Крит, и Пасифаи, происходящей от Гелиоса. По легенде, у матери Ариадны была любовная связь с быком: такой нетривиальный сюжет, по мнению исследователей, был отголоском анималистического течения.


Минос, утвердивший свою власть на самом большом греческом острове, чтил богов и восхвалял их молитвами. Однажды владелец короны попросил у повелителя морских волн Посейдона быка, предназначавшегося для церемониального жертвоприношения. Бог исполнил его просьбу, и из моря вышел белоснежный бык.

Царь Минос восхитился красотой грациозного животного, поэтому на жертвенный алтарь отдал быка из своего стада, сохранив жизнь животному, подаренному . Такой поворот событий разгневал Посейдона, который в отместку внушил Пасифае противоестественное влечение к животному: жена Миноса влюбилась в белоснежного быка. Находчивая женщина рассказала о своей страсти Дедалу, который был искусным мастером, и тот решил помочь несчастной героине.


Изобретатель сделал деревянную корову и обтянул ее шкурой животного. Этот механизм, внутри которого спряталась Пасифая, был выкачен на луг. В тот же день мать Ариадны удовлетворила свою нездоровую потребность. В конечном итоге Пасифая забеременела, и у нее родился – чудовище с телом человека и головой быка.

Однако у мифа имеется и другой сюжет. Возможно, эти события случились из-за мести богини любви: отец несчастной Пасифаи рассказал мужу о том, что богиня изменяет тому с Аресом. Минос обратился к оракулу, который посоветовал пойти к Дедалу. Талантливый изобретатель помог царю и сделал запутанный лабиринт, дабы отец Ариадны спрятал туда монстра и позабыл о своем позоре. Но на этом история не закончилась.


Чтобы успокоить получеловека, афиняне каждый год посылали Минотавру дань: семь юношей и семь девушек. Храбрый воин Тесей решил покончить с этой жестокой и кровавой традицией. Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему клубок ниток. Этой хитрости научил девушку все тот же Дедал.

Так как Тесею предстояло найти монстра в подземном лабиринте, в котором можно заблудиться, юноша привязал нить к входу в убежище Минотавра и разматывал ее по мере продвижения по галерее. Таким образом, подарок возлюбленной помог Тесею найти выход из запутанных коридоров.


После того, как Тесей совершил подвиг, он бежал вместе с Ариадной на остров Наксос. Дальше судьба девушки покрыта ореолом таинственности. Одни говорили, что ее покарали стрелы Артемиды, другие же считали, что героиня была покинута своим возлюбленным, но вступила в брак с богом виноделия – , а Зевс подарил ей бессмертие.

По одной из версий, Дионис тоже покинул Ариадну, влюбившись в индийскую царевну. Пеон Амафунтский считал, что Ариадна умерла во время родов, а Стефан Византийский рассказывал, что дочь Миноса поселилась на острове Донусия.


Что касается образа Ариадны, то он широко использовался в искусстве. Его пытались воплотить знаменитые художники. Как правило, мастера кистей и красок изображали героиню в моменты отчаяния на острове Наксос. Среди полотен существуют и другие сюжеты, например, когда к длинноволосой красавице явился Дионис.

Другие же изображали героиню мифов как женщину, сидящую на колеснице. Образом девушки вдохновлялись такие художники, как , Морис Дени, Батиста Греза и другие деятели искусства.

Девушке, которая подарила Тесею путеводную нить, посвящались и литературные произведения. Среди литераторов, описавших нетривиальный сюжет с участием Ариадны, можно выделить , автора , и прочих творческих личностей.


Не отстал от коллег по цеху представитель постмодернизма . Автор произведений поместил миф о Тесее и Ариадне в своеобразную форму «интернет-чата». Книга называется «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре».

Композиторы тоже не остались в стороне, сочинив оперы, где Ариадна – главное действующее лицо. К таким творцам относятся Клаудио Монтеверди, Богуслав Мартину, Вольфганг Рим и другие.

  • В Советском Союзе миф о Минотавре, Тесее и Ариадне был перенесен с книжных страниц на экраны телевизоров: режиссеры представили на суд зрителей короткометражный мультфильм.
  • Если взглянуть на ночное небо, то можно увидеть созвездие под названием «Северная корона». Древние греки трактовали этот символ, образованный из звезд, по-своему. Якобы Корона – это светящийся венец Ариадны, который помог Тесею выйти из лабиринта. По легенде, украшение было помещено на небо Дионисом.

  • Именем, принадлежавшим древнегреческой героине, названы астероид и группа космических ракет-носителей.
  • По некоторым сказаниям, Ариадна передала герою не только клубок ниток, но и меч отца, с помощью которого Тесей сразил чудовище.

И Пасифаи , внучка солнца Гелиоса . Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр , Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея , устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадны в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис , влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой . Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он по-святил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны - Федра стала потом супругой Тесея.

Миф об Ариадне был чрезвычайно популя-рен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вру-чающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шест-вие Диониса и Ариадны). В эпоху Возрож-дения художников привлекали сюже-ты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадны» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «А.» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна На Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17- нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).


Р. Бакстон


Критский Эрос, или странные судьбы Ариадны

Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. - М.: РГГУ, 2004, с. 302-309

Из всех древних описаний бога Эрота нет более запоминающегося, чем описание Аполлония Родосского, который изобразил его как избалованного ребенка, играющего в бабки с Ганимедом и обманывающего его (Arg. Ill 115-130). Однако в других источниках образ Эрота совсем другой. У Гесиода Эрот - не вздорный мальчуган, но фундаментальное космическое начало, такое же древнее, как Гея и Тартар (Hes. Theog. 120).

Несмотря на такие различия, наши источники снова и снова подчеркивают, что Эрот двойственен: он вызывает согласие и радость, и он же является причиной катастроф и разрушений. Конечно, ни один миф не является «необработанным», «сырым», все они «сварены» в нарративном контексте 1 ; это значит, что разные нарративы расставляют в мифе разные акценты. Например, трагедия - в случае Эрота - сосредоточена на его разрушительном аспекте, в то время как лирическая поэзия часто, хотя и не всегда, подчеркивает сладость и удовольствия любви.

В этой статье я хочу обсудить представление об эросе только в одном мифе, об Ариадне. Что подчеркивают разные версии этого мифа - разрушительность любви, ее радость, или то и другое вместе?

Статья разделена на две части. Сначала я отмечу некоторые вариации в греческих переложениях мифа об Ариадне. Затем я соотнесу эти вариации с представлением об эросе, рассмотрев по очереди взаимоотношения Ариадны с тремя мужчинами: ее отцом Миносом и двумя ее возлюбленными, Тесеем и Дионисом.
302

Художественные свидетельства, связанные с мифом об Ариадне, достаточно обширны: LIMC - Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Иконографический лексикон классической мифологии) - насчитывает 163 изображения, более 60 из которых греческие. Однако литературные свидетельства беднее. Мы не найдем у греков ничего похожего на плачи Ариадны у Катулла (Catull. 64) или у Овидия (Ovid. Heroid. 10); скорее, мы должны доверять плутарховскому «Тесею» и кратким аллюзиям в гомеровских поэмах (Il. XVIII 592; Od. XI 321 sqq.) и у таких авторов, как Аполлоний Родосский, Диодор Сицилийский, Павсаний и Аполлодор. Такой недостаток подробных литературных описаний мифа в определенном смысле огорчает исследователя, поскольку тексты в целом лучше, чем изображения, передают сложные мотивации - а в истории Ариадны мотивации героев особенно сложны.

Я начну с пассажа из третьей книги «Аргонавтики» Аполлония. Вслушаемся в слова, которыми Ясон обольщает Медею (A. R. Arg. Ill 997-1007):

Однажды и Тесея освободила от тяжких подвигов
Дева, дочь Миноса, благоразумная Ариадна,
Которую родила Пасифая, дочь Гелиоса.
Когда улегся гнев Миноса, она села с Тесеем
На его корабль и оставила родину; ее любили и сами
Бессмертные, и свидетельство этого посредине эфира
Звездный венец, который называют «Ариадниным»
И который всю ночь вращается среди небесных созвездий;
Так и тебе (т. е. Медее) будет дар от богов, если ты спасешь
Стольких мужей-героев; ведь ты выглядишь (оптимистично
говорит Ясон)
Украшенной и кротостью, и благоразумием.

Две тени омрачают эту во всех остальных отношениях солнечную версию мифа Ариадны: одна - это аллюзия на преступившую все нормы Пасифаю, другая - отсылка к гневу Миноса. Но если оставить в стороне эти две тени, Ясон представляет миф об Ариадне в его наиболее позитивном виде: в его истории о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем, критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим. Ясон избегает воспоминаний о бегстве Тесея от Ариадны; он также избегает упоминаний Диониса, ссылаясь вместо этого на богов в целом. Отсылка к Дионису могла бы затронуть деликатный вопрос о замене Тесея Дионисом в качестве возлюбленного Ариадны - вопрос, о котором Ясон, по вполне понятным причинам, не хочет напоминать Медее.
303

В других версиях мифа об Ариадне замена Тесея Дионисом - это именно та тема, которая порождает больше всего вариантов 2 .

Чем это вызвано? Вероятно, тем, что наши источники радикально различаются в отношении моральности поведения Тесея, как и в отношении моральности Ариадны и Миноса.

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. В своем путешествии из Трезена в Афины Тесей избавляет мир от некоторых зловредных преступников (Синие, Прокруст и т. д.; Plut. Thes. 8). Его решение присоединиться к группе афинских юношей И девушек, направляющихся на Крит, где они были обречены стать жертвой Минотавра, было, согласно передаваемой Плутархом версии (Thes. 17), замечательным актом добровольного мужества. Во время путешествия на Крит, согласно Вакхилиду (17, 8 sqq.), Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса. И что такое победа над Минотавром, как не возмездие за опустошение Миносом афинской территории (Apollod. III 15 7)? Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - не совершает ничего плохого, кроме того, что влюбляется в красивого чужестранца. В отличие от Медеи, она.не использует колдовство, чтобы расстаться с собственной семьей; Ариадна использует простой клубок нитей - возможно, это символическое предвосхищение ее будущей роли доброй жены: она уже была хорошо обученной пряхой, как Пенелопа была умелой ткачихой.

Это, таким образом, один из способов «разрезания мифологического пирога»: Тесей и Ариадна морально добродетельны. Но такая однозначность была бы чужда сложной природе греческой мифологии. Снова и снова мы обнаруживаем, что подвиги великих героев подтачиваются семейной бедой - бедой, часто вызываемой Эросом (вспомним Геракла, Ясона и Агамемнона). В случае Тесея несколько эпизодов ставят под сомнение моральность его поведения.

А) Он может быть бездумным и неосторожным - например, когда натягивает паруса при возвращении в Афины и когда проклинает Ипполита, не разобравшись в деле.

Б) У него есть склонность к сексуальному насилию: вместе с Пирифо-ем он похищает юную Елену, а затем с величайшим безрассудством помогает Пирифою в его попытке похитить Персефону.
304

С) Экспедиция на Крит не может быть представлена как битва между добром (Тесей) и злом (Минос). Опустошение Миносом Аттики было, кроме всего прочего, местью за убийство афинянами его сына Андрогея. Более того, мифологическая традиция часто представляет Миноса в позитивном свете, как законодателя, находящегося в тесных отношениях со своим отцом Зевсом (Od. XIX 178-9; Plat. Min. 319b sqq.). В той степени, в которой Ариадна отказывается выполнять волю такого отца, ее поведение также может быть представлено как несколько сомнительное.

Такова же моральная двойственность по отношению к тому, что Тесей покидает Ариадну.

А) С одной стороны, определенные нарративы снимают с Тесея часть или даже всю ответственность. Согласно Ферекиду (schol. Od. XI 322), Афина приказывает Тесею оставить Ариадну; в соответствии с этим, некоторые изображения представляют Афину, являющуюся Тесею перед его отплытием 3. Наиболее открыто благоволит к Тесею версия, переданная Плутархом (Thes. 20). Во время шторма на море Тесей высаживает Ариадну на берег Крита, потому что она беременна и страдает от морской болезни: чтобы спасти корабль, он отправляется в море. Ариадна умирает во время родов; Тесей возвращается слишком поздно, он убит горем; все, что он может сделать - это установить жертвоприношения в ее честь. На одном из таких праздников «один молодой человек ложится на землю и имитирует крики и движения роженицы» - ритуал, символически изображающий то, что миф выражает другим способом, а именно, что Тесей своим сочувствием к возлюбленной способен - на эмоциональном уровне - преодолеть различие полов.

Б) Но некоторые версии выставляют Тесея в худшем свете. Гесиод, как о нем говорят, сообщал, что Тесей оставил Ариадну, потому что он был в любовной связи с другой женщиной (frr. 147, 298 M-W). О Писистрате говорили, что он изъял этот, очевидным образом направленный против Тесея, и, следовательно, против Афин, пассаж из текста Гесиода (Plut. Thes. 20) - и это показывает, насколько спорным и способным привести к политическим трениям был этот эпизод.

Похожее противоречие связано с ролью Диониса и, соответственно, с моральностью Ариадны. Согласно гесиодовой «Теогонии», Ариадна вышла замуж за Диониса и Зевс подарил ей бессмертие и вечную молодость (947-9). «Одиссея», напротив, говорит, что поскольку Тесей мог привезти Ариадну в Афины, она была убита Артемидой «при свидетельстве Диониса» (XI 321-5). Здесь снова несогласие среди античных комментаторов: один схолиаст делает непонятное замечание, что Ариадна была наказана «из-за того, что потеряла девственность» (schol. Od. XI 322), другой - что она была наказана, потому что они с Тесеем лежали вместе на священной территории Диониса на Наксосе (schol. Od. XI 325).
305

О вариантах достаточно. Теперь, во второй части этой статьи, попытаемся проинтерпретировать их, рассматривая по очереди отношения Ариадны с Миносом, Тесеем и Дионисом в контексте аналогичных отношений в греческой мифологии.


Ариадна - Минос

Каждая замужняя женщина с внутренней необходимостью отвергает контроль своего отца, авторитету которого она теперь не будет подчиняться. Некоторые мифы драматизируют этот переход в терминах насилия или даже убийства. Когда Пелопс выигрывает бег колесниц против Эномая в состязаниях за руку Гипподамии, Эномай не только побежден, но и убит. Когда Медея бежит с Ясоном, напротив, последствия не являются роковыми для ее отца Ээта; расставание с ее родной семьей «смягчено», т.к. смерть приходит не к Ээту, а к его сыну, брату Медеи Апсирту.

Что можно сказать об Ариадне и Миносе? Их расставание тоже «смягчается», то есть оно менее катастрофично, чем в случае Эномая и Гипподамии. Симптоматично, что реакция Миноса на отъезд Ариадны (Apollod. Epit. 1.14) выражена преследованием, но не Ариадны, а Дедала, выдавшего, по первоначальной версии, тайну лабиринта. (Интересно, однако, что тема «эроса», ведущего к катастрофическому разрыву с одним из родителей, действительно появляется в мифе о Тесее-Ариадне, но с другим акцентом: в одной версии (Apollod. ad loc.) именно горе Тесея из-за потери Ариадны заставляет его забыть о том, что он должен изменить цвет парусов - и таким образом приносит смерть его отцу Эгею.)


Ариадна - Тесей

В стремлении к чему-то «странному» (в ее случае, к чужестранцу Те-сею) Ариадна продолжает семейную традицию, основанную тремя другими женщинами из Критской царской семьи: все они имели опыт эроса с чем-то, что было в определенном смысле неконвенциональным. Бабушка Ариадны Европа вожделела к быку - метаморфозе Зевса. Мать Ариадны Пасифая также сочеталась с быком, хотя на сей раз он не был личиной бога. Федра, сестра Ариадны и будущая жена Тесея - еще одна женщина, стремившаяся к чему-то «выходящему за рамки», хотя на этот раз это был некто, слишком «близкий» для нее (сын ее мужа Ипполит) вместо слишком «далекого» (животное). В сравнении с этими тремя случаями Ариад-
306

На. испытывающая любовь к чужеземцу Тесею, стремилась к чему-то относительно умеренному на этой шкале «странностей». Поскольку Афины и Крит были враждебны друг другу, можно было бы сказать, в крайнем случае, о мотиве Ромео и Джульетты (или Вестсайдской истории), когда эрос обнаруживает свою способность соединять вместе вещи, обычно противоположные. В данном случае, однако, исход не был однозначно катастрофичным ни для Тесея, ни для Ариадны. Снова потенциальная дес-труктивность эроса представлена в данном мифе в смягченной форме.


Ариадна - Дионис

Когда хор Океанид в «Прометее Прикованном» выражает страдание, которое Ио испытала в результате ее связи с Зевсом, он применяет ее пример к своей собственной ситуации: «Хоть бы никогда не становиться супругом Олимпийцев»; супружество, говорит хор, должно быть omalos, «равным» (901). Греческая мифология показывает множество смертных женщин, которым эрос с богами приносит непродолжительное счастье. Семела - классический пример. Сопротивление богу было возможным, но не гарантировало счастья: судьба Кассандры была жестокой и трагичной; Дафна потеряла человеческий облик благодаря метаморфозе. Не лучшими были перспективы в случае связи богини и смертного мужчины: Фетида и Пелей в «Илиаде» уже не супруги; Тифон иссох с возрастом, и вскоре не смог доставлять удовольствие Эос. Однополый эрос между богом и человеком был также ограничен рамками морали: вспомним Аполлона и Гиацинта. Только преодоление разрыва между моральным и неморальным давало шанс бесконечному продолжению эроса - как, например, тогда, когда Зевс унес Ганимеда на Олимп. А что же относительно счастливой, вечно продолжающейся любви бога и смертной женщины? Наиболее впечатляющий пример - Ариадна и Дионис.

Греки очень хорошо осознавали потенциальную деструктивность эроса, особенно когда он не был ограничен институционально санкционированным образцом поведения (как супружество), или не являлся признанным типом мужских отношений eromenos - erastes (влюбленный - возлюбленный). Мифы снова и снова эксплуатируют несчастья, причиной которых может стать эрос: Геракл, Иола и Деянира; Медея в Коринфе; Парис и Елена; Сфенебея и Беллерофонт... Но исключительная судьба Ариадны, по крайней мере у большинства мифографов, была более спокойной, чем эти судьбы, и заключала в себе преодоление несчастья героини, так канона достигла брака, ставшего поистине omalos, браком бессмертным; и для нас он остается таким же благодаря прекрасному кратеру из Дервени.
307

Исключительная роль Ариадны в том, что она податливая жена Диониса, и в том, что она мать детей, повторяющих образ своего отца, что видно из их имен - Ойнопион и Стафил, вино и виноград (schol. A. R. Arg. Ill 997) 4. Эрос, сохраненный для вечности... Образ, в котором, можно сказать, содержится больше, чем малость, исполняющая мужское желание. Это прекрасно символизировано образом на фрагменте вазы из Таранто (LIMC 96): в момент, когда Тесей всходит на корабль, Дионис находит спящую Ариадну, ее грудь открыта взгляду бога, и тот подобен ей своей обнаженностью. Ариадна никогда не была феминистской иконой: она не Пенелопа, но она не Медея или Гекуба или Клитемнестра. Ее единственный вызов - помощь Тесею с нитью - вытесняется ее ролью как объекта желания. Но греческий Эрос многосторонен: это искусно вытканный гобелен возможностей, гобелен, у которого сложная судьба Ариадны создает только один угол 5 .
308

1 Это способ аргументации в моей книге Imaginary Greece: The Contexts of Mythology (Cambridge, 1994).
2 Более подробно см. Calame С. Thesee et I"imaginaire athenien (Lausanne. 1990): Gantz T. Early Greek Myth. Baltimore and London. 1993; Psilakis N. Kritiki Mythologia. Heraklion. 1996.
3 Например, LIMC 52. 54.
4 Менее удачна (в свете их дионисических имен) версия, что их отцом был Тесей: Ион Хиосский, у Плутарха (Thes. 20).
5 Эта статья является пересмотренной версией доклада, прочитанного на международной конференции об Эроте в Дельфах в сентябре 2003 года, прошедшей под покровительством Фонда Андреаса Ледакиса.

(Перевод с английского И. Протопоповой)

Это имя знакомо каждому знатоку древнегреческих сказаний. Один из самых популярных сюжетов античной мифологий - история о лабиринте Минотавра, юноше Тесее и, конечно же, об Ариадне и её спасительном клубке. Как нить из клубка царевны помогла Тесею выбраться из лабиринта, так и в реальной жизни Ариадна может своей искренней поддержкой вести к свету тех, кого любит.

Происхождение имени Ариадна

Имя Ариадна греческого происхождения. Его значение - «священная», причём возведённая в высшую степень святости.

В греческой мифологии Ариадна была дочерью критского царя Миноса. Её чудовищный единоутробный брат Минотавр, человек с бычьей головой, был по приказу царя спрятан в лабиринте, а весть о нём разошлась далеко по другим землям и держала в страхе соседние государства. Ежегодно Афины посылали на Крит своих лучших сыновей и дочерей как страшную дань монстру из лабиринта. Однажды в качестве такого пленника на остров прибыл герой Тесей с замыслом убить Минотавра. Ариадна влюбилась в него, как только увидела, и не могла допустить, чтобы её избранник погиб в подземелье. Она сумела встретиться с Тесеем за миг до того, как он вошёл внутрь лабиринта и отдала ему клубок нитей, чтобы герой, привязав нить у входа и, постепенно разматывая её, смог найти дорогу обратно.

Ариадна отдаёт Тесею клубок перед входом лабиринт

Минотавр был побеждён, и Тесей, забрав с собой Ариадну и остальных пленников, пустился в обратное плавание. По пути они сделали остановку на острове Наксос, откуда Тесей уплыл уже без Ариадны, покинув её спящей. Существует несколько версий, что же случилось с брошеной Ариадной. В одной утверждается, что она умерла от горя на острове, в другой судьба намного благосклоннее к девушке: Ариадна становится женой бога Диониса, а затем - созвездием в ночном небе.

Формы имени Ариадна

Имя Ариадна - редкое и непривычное. Скорее всего, родные и друзья будут сокращать его до Ада, Ася, Аська, Арька, Ари, Ара, Арья или даже до полноценных, но более распространённых у нас имён Рада или Арина. При желании Ариадну можно даже превратить в Дину. А за рубежом чаще встречается иная форма этого имени - .

Таблица: имя Ариадна на других языках

Официальная транслитерация имени Ариадна латиницей - Ariadna. И пусть вас не смущает тот факт, что в английском языке принято написание Ariadne, с буквой «е» на конце.

Сочетание с отчеством

Увы, красивое и утончённое имя Ариадна практически с любым отчеством сочетается очень громоздко - из-за стыка согласных «дн» и своего экзотического звучания. Даже обычный принцип подбора по одинаковым буквам в имени и отчестве тут не всегда действует - например, Ариадна Дмитриевна на слух воспринимается, мягко говоря, странно. Можно обратить внимание на следующие пары:

  • Ариадна Даниловна;
  • Ариадна Александровна (если не пугает изрядная длина полного имени);
  • Ариадна Алексеевна;
  • Ариадна Андреевна (но есть риск запутаться языком в почти одинаковых звукосочетаниях ардн-андр).

Варианты никнеймов

Имя Ариадна - само по себе является красивым и оригинальным никнеймом. Можно использовать и форму Ariadne, а также имя персонажа из популярного сериала «Игра Престолов» - Арья или Arya. Интересно будет обыграть мифологическую тему лабиринта и нити в никнейме - например, можно назвать личный блог «Нить Ариадны» или даже «Лабиринт Ариадны».

Даты именин и святые покровители Ариадны

Именины у Ариадны 17 сентября - в этот день отмечают память одноимённой христианской мученицы. Ариадна Фригийская была рабыней одного из правителей, который, как и все язычники, справлял довольно жестокие ритуалы с убийством животных. Однажды девушка отказалась участвовать в жертвоприношении, и тогда вместо животных на заклание отправили её: Ариадну подвесили на крюках и жестоко пытали. После этого она несколько дней провела в заточении без еды. В конце-концов Ариадну отпустили, и она ушла прочь из города, но бывший хозяин отправил за ней погоню. Когда солдаты настигли Ариадну, она взмолилась о спасении - и тут случилось чудо: скала перед ней разверзлась, и девушка смогла проскользнуть внутрь и спастись.


Святая Ариадна

Характеристика и влияние имени

Ключевое качество Ариадны - терпеливость. Какой бы труднодоступной ни оказалась преграда на пути, Ариадна с холодным рассудком займётся её преодолением, предварительно оценив и рассчитав свои силы.

В толкователе известного психолога Бориса Хигира Ариадна описана как женщина с небольшим кругом общения, в тайны которой посвящены только самые близкие. В других же источниках встречается версия об Ариадне-душе компании. Такая заводит друзей легко, притягивая людей своей открытостью и добротой. Какая бы из двух версия ни оказалась достоверной, одинаковым для обоих характеров будет то, что Ариадна не может обходиться без доверительного общения. Для неё это один из основных источников энергии.

Её открытость притягивает не только людей, но и животных. Часто женщины по имени Ариадна превращают свой дом в зоопарк, заводя бесчисленных домашних питомцев. А это только усиливает один из свойственных Ариадне недостатков - неаккуратность. Девушке следует воспитывать в себе стремление к чистоте.

Профессии, бизнес и карьера

Ариадна одинаково хорошо справится с занятием, где нужна склонность к общению, так и с профессией, требующей полного и даже отрешённого погружения в процесс. Любая работа ей по плечу, а помогает Ариадне в этом врождённое умение ждать. А если девушка и в жизни стремится менять образы и играть разные роли, то стоит обратить внимание на карьеру актрисы - успех не заставит себя ждать.

Любовь, сексуальность, брак

Считается, что Ариадна рано выходит замуж и постигает семейную жизнь. Больше всего в своём партнёре она ценит честность и прямоту, считая, что муж и жена должны абсолютно доверять друг другу во всём. Поэтому Ариадна довольно тяжело переживает, если у избранника остаются какие-то тайны от неё, а мысль об измене вообще невыносима. В свою очередь, она готова подарить мужу заботу и ласку, если он принимает её такой, какая она есть, и не стремится переделать. В родительской ипостаси Ариадне тоже помогает её основное качество - она терпеливо выносит все тяготы материнства и трудности воспитания детей. Правда, она бывает слишком уступчива, и дети могут вырасти капризными.

Таблица: совместимость с другими именами

Таблица: символы, соответствующие имени Ариадна

Интерпретация значений букв имени Ариадна

Имя, как пазл, складывается из букв - и каждой букве присуща своя характеристика:

  • А - буква лидеров и вождей, ключевая для имени Ариадна;
  • Р - свидетельствует о терпеливости и оптимизме как ключевых чертах характера;
  • И - говорит о романтичной и мечтательной натуре, имеющей проницательный ум;
  • Д - её присутствие означает двойственность нрава - сочетание открытости и отзывчивости с лёгким эгоизмом;
  • Н - показатель цепкого ума, но упрямого нрава.

Имя Ариадна и времена года

На характер Ариадны дополнительно влияет также и время года, когда она родилась:

  • зимой рождаются сильные и уверенные в себе личности, поэтому «зимняя» Ариадна отличается от других типажей своего имени наиболее решительным характером;
  • весенняя Ариадна одновременно решительна и целеустремлённа, но часто действует из романтических побуждений;
  • летняя Ариадна - открытая и общительная, склонная к артистизму особа;
  • осенняя Ариадна - чуть более замкнута и сдержана, зато трудолюбива.

Таблица: влияние знака Зодиака на имя Ариадна

Знак зодиака Описание ключевых характеристик личности
Овен Всегда добивается своего, часто никому не говоря о процессе, зато удивляя всех результатом.
Телец Надёжна и ответственна, терпелива по отношению к близким.
Близнецы Общительная и артистичная особа.
Рак Стремится установить максимально доверительные отношения со своим партнёром.
Лев Прекрасно себя чувствует в центре внимания.
Дева Расчётлива и практична, обладает чувством такта.
Весы Утончённая девушка, умеющая во всём находить баланс.
Скорпион Немного скрытная, но миролюбивая дама.
Стрелец Упрямая и решительная барышня.
Козерог Умеет себя подать и произвести впечатление на других.
Водолей Изобретательная и ловкая девушка, которой никогда не бывает скучно.
Рыбы Открытая, милая и общительная девушка, следующая скорее за своими эмоциями, чем за логикой.

Ариадна в истории

Среди женщин по имени Ариадна первой стоит упомянуть императрицу Византии, жившую и правящую в VI веке. Историки того времени утверждают, что она мудро вела политику и наравне с императором занималась государственными делами.

Византийская императрица Ариадна влияла на политические события того времени наравне с мужем-императором

наше время имя Ариадна принадлежит следующим известным женщинам:

  • Ариадна Шенгелая - советская киноактриса;
  • Ариадна Гутьерез -всемирно известная модель родом из Колумбии;
  • Ариадна Хиль - востребованная актриса испанского кинематографа;
  • Ариадна Эфрон - талантливый литератор, как и её мать - Марина Цветаева;
  • Ариадна Артилез - высокооплачиваемая испанская актриса и модель;
  • Ариадна Каброль - испанская киноактриса;
  • Ариадна Диаз - современная мексиканская актриса;
  • Ариадна Вельтер - мексиканская актриса, пик славы которой пришёлся на 70–80-е годы XX века;
  • Ариана Гранде - американская певица, актриса и модель;
  • Арианда Хаффингтон - редактор и сооснователь популярного интернет-издания “Huffington Post”.

Фотогалерея: Известные женщины по имени Ариадна

Ариадна Шенгелая запомнилась советским зрителям не только яркой внешностью, но и талантливой игрой Ариадна Гутьеррес, актриса и модель из Колумбии, в 2015 году заняла почётное место в финале конкурса Мисс Вселенная Ариадна Хиль является одной из самых востребованных актрис испанского кинематографа Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон также была талантливым литератором Ариадна Артилес является одной из самых высокооплачиваемых моделей родом из Испании Испанская актриса Ариадна Каброль у себя на родине известна по сериальным ролям Ариадна Диаз, мексиканская актриса и модель известна ролями в нескольких сериалах Ариадна Велтер, мексиканская актриса, слава которой пришлась на 70–80 года XX века Певица Ариана Гранде - одна из начинающих и подающих большие надежды звёзд эстрады США Арианна Хаффингтон является сооснователем американского интернет-издания «The Huffington Post»

Ариадна в искусстве

Критскую царевну неоднократно изображали многие художники и скульпторы. Она также послужила музой для театральных и оперных произведений.


Такой увидел Ариадну английский художник-прерафаэлит Джон Уильям Уотерхаус

Царевна Ариадна встречается и в опере Иоганна Штрауса. Музыкальное произведение «Ариадна на Наксосе» было написано под влиянием первоначальной истории. В этой опере причудливо переплетаются эпохи и жанры: к Ариадне, страдающей на острове Наксос после исчезновения Тесея, внезапно прибывают утешители в виде комических героев более поздних эпох, а затем и сам бог Вакх (Дионис). В финале Ариадна забывает Тесея и остаётся счастлива в браке с Вакхом-Дионисом.

В современном кинематографе персонаж по имени Ариадна присутствует в кинофильме «Начало». И вновь это имя связано с лабиринтами - девушка занимается их созданием, да ещё и в человеческих снах. Воплотила героиню актриса Эллен Пейдж.


Героиня Ариадна из кинофильма «Начало» - образец ясного ума и логики

Множество стихов посвятила своей дочери Ариадне Марина Цветаева:

  • «Аля» (1913.11.13);
  • «Ариадна» (1923.04.04);
  • «Чтоб высказать тебе… да нет, в ряды…» (1923.03.18).

Это встречается и в других стихотворных произведениях:

У платана тень прохладна,
Тесны терема князей, ―
Ариадна, Ариадна,
Уплывает твой Тезей!

М. А. Кузмин

Ариадна [Песни о душе, 5] (1921)

Кроме того, имя Ариадна упоминается в одноимённой песне эстрадного певца Михаила Муромова и электронного проекта с женским вокалом «Кедр Ливанский».

Рифма к имени Ариадна

Если вам нужно употребить имя Ариадна в стихотворении и подобрать к нему рифму, попробуйте поэкспериментировать со словами и словосочетаниями с ударением на предпоследний слог и окончанием “-дна”, “-дно”:

  • шоколадна;
  • мармеладна;
  • ну и ладно;
  • досадна;
  • прохладна;
  • отрадно;
  • жадно;
  • непроглядно;
  • беспощадна.

Если вас не смущает изменения ударения в имени или неполная рифма, то пробуйте подставлять в качестве рифмы слова, заканчивающиеся на “-на” - возможно, вам что-либо понравится.

Имя Ариадна всегда будет ассоциироваться с древней историей о лабиринте и чудесном спасении из него. Какой бы характер ни сложился у девушки, она всегда сможет стать для кого-то путеводной звездой благодаря романтическому флёру своего имени. Важно мудро воспользоваться своим необычным именем и использовать все его преимущества, не забывая работать над недостатками.