Арт-терапия в пcихологии - методы и техники. Терапия творческим самовыражением

Если Вы возьмете лист бумаги, краски или карандаши и нарисуете все, что придет вам в голову, то хороший специалист сможет по этому рисунку определить ваше психологическое состояние, прочитать ваши проблемы и страхи. Выполните это задание и взгляните на рисунок, который у Вас получится. Пустая середина или нет? Весь лист занят или где-то сгруппирован в одном месте? Какие краски преобладают красные, черные, коричневые или светлые? А может линии правильные, ровные, но мертвые и бездушные? Это может увидеть не только специалист, но Вы сами можете определить, что пора лечить душу. Именно это изучает Арт-терапия - это метод исцеления творчеством человеческих душ.

Каждый способен к самовыражению различными способами, через подбор прически и одежды, через движение, через рисунки, через поэзию и прозу. Для любой творческой личности – это единственная возможность заявить о себе, рассказать о своих чувствах, переживаниях и мыслях. Не правильно делить людей на нетворческих и творческих. Все люди способны творить, только разная в этом необходимость, у кого-то сильнее, у кого-то слабее. Именно Арт-терапия дает возможность для самовыражения, для удовлетворения своих потребностей. Это и есть основная ее задача.

Арт-терапия использует творческие возможности человека. Чтобы выразить себя через рисунок, совсем не обязательно быть художником. Важнее внутренний мир, чем правильность выполнения рисунка. Понимание языка творчества, умение его использовать помогают открывать новые качества в себе и других людях. Позволяет лучше понимать свои желания и потребности, противоречия и ресурсы. Не так просто овладеть этими качествами, но владение ими дает новые возможности, открывает новые горизонты. Задача, которую ставит и решает арт - терапия это не научить человека рисовать, сочинять музыку и стихи, а научить творить в самом широком смысле этого слова. Творить свою судьбу, свою жизнь, так как этого хочется самому человеку.

Сегодня, увы, забывается творческий подход к своей жизни. Сейчас большинство людей придерживается мнения, что жизнь людей предопределена еще с детства, уверены, что общество само диктует нам свои условия. Сегодня человек все чаще живет в постоянной борьбе за выживание, главное изворотливость, скорость, напористость, сила. Мы все чаще привыкаем смотреть на вещи с практической точки зрения, с точки зрения личной выгоды. Если есть проблема, те есть и есть и ее решение. Нам надо делать то одно, то другое, мы должны. А что и кому мы должны?

В арт-терапии используются символические образы, именно через них нам открывается доступ до этих не известных нам возможностей и способностей, развиваются различные способы мышления, меняется восприятие, оно становится более полным. Появляется возможность лучше себя понять, получить больше уверенности. Это возможность прояснить смысл через формирование понимания уникальности своей личности.

К творчеству мы относим различные виды деятельности человека, для достижения определенной цели. Творчество - это и лепка, и рисование, и танцы, и сочинение стихов и музыки, и многие другие виды действия.

Арт-терапия - это относительно новое направление психиатрии, хотя основы уходят все к тому же З.Фрейду. Это не медикаментозное лечение заболевания, а метод раскручивания внутренних возможностей и способностей человека, раскрутка креативности, внутренней гармонии и развития человека. Арт-терапия полагается на свойство человека отражать свое внутреннее состояние в визуальных образах.

Человек, который ощущает горе или радость, боль, поражение или победу, может нарисовать свое состояние, выразить в стихах и танце, может отразить это состояние в музыке. Приемы, которыми пользуется Арт-терапия позволяют снимать психоэмоциональное напряжение, открыть творческие способности, изменить отношение к миру, к близким и окружающим людям. Не надо иметь профессиональную подготовку для работы в данном направлении, не надо иметь каких-то специальных способностей. Самое главное - получать удовольствие от самого процесса от того, что делаете.

Обратите внимание на картины различных авторов, ведь каждая из них несет свои эмоции, это выплеск эмоции, где-то положительных, где-то нет. Аналогичное явление, мы можем видеть и в литературе, и в музыке. Творчество позволяет посмотреть на свой внутренний мир со стороны.

Музыка для печени!

Не надо доказывать и объяснять, что музыка на нас оказывает удивительное влияние. Сейчас можно встретить различные музыкальные альбомы: " Печень", "Мигрень", "Пищеварение". Эта музыка пользуется большой популярностью, для лечения различных систем организма. Действие происходит на психологическом уровне, музыка вызывает потрясение, волнение. Попробуйте найти свое музыкальное произведение, которое отразит ваше эмоциональное состояние в данный момент времени, успокоит или взбодрит. Музыка всегда вызывает сильные эмоции в душе, несет заряд энергии, благоприятно воздействует на человека.

Попробуйте услышать "внутреннего ребенка"

Могут возникнуть мысли, стыдно и несерьезно во взрослом возрасте заниматься лепкой, рисованием, но это большое заблуждение. А в душе каждого очень серьезного и очень взрослого человека всегда живет внутренний ребенок, который только и ждет, когда его хозяин, сняв все ограничения и штампы "серьезности", опять прикоснется к светлому и прекрасному миру творчества и детства.

А что по этому поводу говорит наука?

Физическая боль уменьшается от созерцания прекрасного - это научно доказано учеными неврологами университета Бари (Италия). Участники эксперимента выбирали из сотни предоставленных им картин 20 прекрасных и 20 некрасивых картин (по мнению участников). Потом у них, с помощью лазерного импульса, вызывали болезненные покалывания и просили просматривать, неотрываясь, отобранные картины. При подведении итогов эксперимента обратили внимание, что когда испытуемые смотрела на прекрасные картины, в том числе и Боттичелли, их ощущения были меньше почти на треть, чем при просмотре «некрасивой картины» или вообще пустого холста.

Предисловие к пятому, переработанному и дополненному изданию……………. 5
Вступительное слово Мартина Ленца……………………………………..6
Введение. Психотерапия как искусство…………………………………..8
ЧАСТЬ I. ИЗ ПРАКТИКИ — ДЛЯ ПРАКТИКИ……………………………………17
Глава 1. Воплощающий диалог…………………………………………..19
Подпитывающий диалог…………………………………………………21
Отражающий диалог……………………………………………………26
Диалог в позиции визави………………………………………………31
Терапевтическая песочница как возможность построения диалога……………..35
Глава 2. Картины-мазилки……………………………………………..39
Картины-мазилки: От эксперимента к теме………………………………. 39
Картины-мазилки: От темы к изменению…………………………………..42
Картины-мазилки и отпечатки…………………………………………..50
Глава 3. Чувства…………………………………………………….53
Важные замечания…………………………………………………….53
Картины чувств и скульптуры чувств…………………………………….55
Звезда чувств……………………………………………………….62
Теневые чувства……………………………………………………..71
Картины в рамках…………………………………………………….76
Работа с чувствами при помощи текстильных материалов…………………….90
Прощальные открытки и картины из пепла…………………………………96
Грамматика чувств……………………………………………………104
Глава 4. Процессы изменений и превращений………………………………114
The Next Generation и картины надежды………………………………….114
Картины-превращения………………………………………………….122
Ан Хуа, или Воплощение тайны в виде образа……………………………..127
Книга в книге, или Книга-спутник………………………………………140
Глава 5. Представление межчеловеческих отношений в виде картин и объектов….146
Панорама отношений…………………………………………………..146
Представление отношений в пространстве с помощью терапевтической песочницы, красок и кукол……151
Представление отношений в пространстве: конфигурации из бумажных фигур……………………..154
Шеринг-портрет……………………………………………………………………… 164
Совместное рисование. Представление отношений в виде картин в терапии супружеских пар………..172
Глава 6. Образ Я……………………………………………………………………..178
Образ Я. Нарисуй свое имя…………………………………………….178
Рисование автопортрета вслепую………………………………………..182
Мандала Моего Тела…………………………………………………..185
Цветок женской сущности, цветок мужской сущности………………………..198
Мандала личного пространства………………………………………….203
Глава 7. Терапевтический триптих………………………………………209
Глава 8. Активное символизирование…………………………………….224
Общие замечания……………………………………………………..224
Волшебные палочки………………………………………….. ………227
Маленький Пожиратель Снов и его родственники……………………………229
Ангел-хранитель и другие сказочные символические образы………………….232
Убат — дух семьи…………………………………………………….236
Глава 9. Групповые формы работы……………………………………….242
Полилог как вариант работы в группе……………………………………242
Техника «Картины, сопровождаемые пением»……………………………….245
Песочные картины, картины-танцы……………………………………….249
Глава 10. Терапия с помощью сказок и историй………………………….. 255
Две сказки………………………………………………………….259
Терапевтические подходы и перспективы в работе со сказкой………………..267
Эхо и идентификация………………………………………………….267
Применение «субъективного уровня» в работе со сказкой……………………269
Копинг-стратегии…………………………………………………….275
Сказки как метафоры………………………………………………….284
Глава 11. Компас сенсорных ощущений……………………………………288
Глава 12. Опора в терапии на телесный и двигательный опытчеловека……….. 295
Единство движения и переживания……………………………………….295
Движения Моего Тела………………………………………………….296
Впереди — позади / вперед — назад……………………………………..297
Справа — слева / направо — налево……………………………………. 302
Внутри — снаружи / внутрь — наружу…………………………………… 306
Наверху — внизу / вверх — вниз………………………………………..309
Состояния Моего Тела в Мире…………………………………………..312
Спокойно — беспокойно………………………………………………..313
Четко — нечетко……………………………………………………..316
Узко — широко……………………………………………………….319
Напряженно — расслабленно…………………………………………… 321
Живое — неживое……………………………………………………..323
Жить в ладу с самим собой — жить в разладе с самим собой…………………324
Важные указания……………………………………………………..327
Глава 13. Образ тела в нашей психотерапевтическойпрактике………………..332
Основы работы с образом тела………………………………………….332
Работа с образом тела в индивидуальной психотерапии……………………..341
Обделенная часть тела………………………………………………..350
Глава 14. Рисунок и слово…………………………………………….355
Процесс и продукт……………………………………………………355
Вопросы, основанные на представлении о человеке как целостности…………..356
Идентификация……………………………………………………….357
Линии и пути………………………………………………………..359
Ассоциации к формам и цветам………………………………………….361
Пустые пространства………………………………………………….363
Внутреннее видео…………………………………………………….365
Картины (рисунки) как социограммы……………………………………..368
Чувственное познание смысла картины………………………………….. 369
«Второстепенное, побочное»……………………………………………371
Глава 15. Материалы, форматы, фокусировки…………………………….. 374
Когда какой материал использовать……………………………………..374
Газетная бумага……………………………………………………..382
Значимые объекты, объекты контакта, объекты превращения………………….385
Форматы и фокусировки………………………………………………..390
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………401
Глава 1. Теория и практика……………………………………………403
Глава 2. Что нам ближе всего, или Шесть неотъемлемых принципов нашего подхода к психотерапии………….411
Психотерапия центрируется на человеке как целостности……………………411
Психотерапия способствует изменению ригидных моделей…………………….422
Психотерапия — это отношения………………………………………….434
Психотерапия уважает компетентность клиента…………………….. 439
Психотерапевтическая диагностика процессуальна и нацелена на взаимодействие и диалог…………………443
Психотерапия преследует скорее намерения, чем цели…………. 452
Глава 3. Особенности психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………….456
Хватать руками — схватывать умом………………………………………456
Воображение — сила внутренних образов………………………………… 465
Глава 4. Образ тела в психотерапии…………………………………….481
Схема тела и образ тела………………………………………………481
Работа с образом тела как способ вдохнуть жизнь в тело…………………..485
Глава 5. Художественный и терапевтический процесс……………………….493
Глава 6. Терапевтические отношения…………………………………….506
Резонанс, перенос, сцена……………………………………………..506
Тридентичность в терапевтических отношениях…………………………….511
Вопросы, обратная связь, шеринг……………………………………….514
Глава 7. Основные линии практической работы психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………518
Изменение перспектив, точек зрения и отношений………………………….519
Воплощающий диалог…………………………………………………..523
Идентификация в игре…………………………………………………524
Интеграция………………………………………………………….526
Библиография………………………………………………………..529

Многие из нас слышали об , но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей. На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Что такое современная арт-терапия?

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства. Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”. Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности. И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Какие возможности предлагает арт-терапия, на что она способна?

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго. Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

Суть и польза наиболее распространённых методов арт-терапии

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.

Изобразительное творчество

Восстановление сил при помощи

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека. А ктивная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору). Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки. Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их. В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело. С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного. При драматерапии полное вовлечение в происходящее, помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность .

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от или облегчить его. Или же задействовать воображение для вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”. Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос. Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях. Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка. Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Существуют ли универсальные методы арт-терапии?

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами. Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии. Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Может ли человек самостоятельно определить цели и методы проработки с помощью арт-терапии?

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка. Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год. Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Арт-терапия в своём личном режиме – с чего начать?

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.

Самое главное

  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами. Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.
  3. Арт-терапия не может навредить. « Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.

Терапия творческим самовыражением Бурно

Разработана М. Е. Бурно (1989, 1990) и предназначена главным образом для пациентов с дефензивными расстройствами без острых психотических нарушений (т. е. с тягостным переживанием своей неполноценности). Это довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) метод. М. Е. Бурно (1993) предложил также методику краткосрочной терапии творческим рисунком.

Название Т. т. с. Б. указывает на связь этого метода с терапией творчеством (creative therapy, arts therapy), но одновременно автор отмечает и его своеобразие: 1) проникнут тонким клиницизмом, т.е. сообразуется с клинической картиной и проявляющимися в ней защитными силами пациента; 2) направлен на обучение больного приемам целебного творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Цель метода - помочь больному раскрыть свои творческие возможности вообще, и прежде всего в своей профессии. Метод - практическое выражение концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова , возвышающей, одухотворяющей личность, обращенной к духовным ее компонентам.

Т. т. с. Б. возникла на базе многолетней работы автора с пациентами, страдающими психопатией и малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями (пассивно-оборонительным реагированием, тревожным переживанием своей неполноценности). Имеется также опыт ее использования при алкоголизме, семейных конфликтах как в лечебных, так и в психогигиенических и психопрофилактических целях.

Основные приемы Т. т. с. Б.: 1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне возможностей больного с целью выражения особенностей его личности; 2) творческое общение с природой, в процессе которого пациент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего (ландшафт, растения, птицы и др.) ему особенно близко и к чему он равнодушен; 3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному); 4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, не соответствующих индивидуальности пациента, с целью познания им особенностей собственной личности; 5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих «корней» и своей «неслучайности» в мире; 6) ведение дневника или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий, произведений искусства и науки; 7) переписка с врачом, письма которого носят психотерапевтический характер; 8) обучение «творческим путешествиям» (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения больного к окружающему и формирования его способности к анализу этого отношения на основе познания собственной личности; 9) обучение творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.

Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки - в специальной гостиной, которая освещена неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется возможность показывать слайды, демонстрировать работы больных.

Т. т. с. Б. проводится в 2 этапа. 1-й этап - самопознание, в процессе которого больной изучает особенности собственной личности и болезненных расстройств (на основе посильного исследования других человеческих характеров и пр.). Продолжительность этого этапа - 1-3 месяца. 2-й этап - познание себя и других с помощью указанных выше методик: продолжительность его - 2-5 лет.

Бурно рекомендует следующие формы работы: 1) индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2 раз в неделю до 1 раза в 2 месяца, а потом еще реже); переписка врача с больным (от нескольких писем в месяц до нескольких в год, в которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к творчеству пациента и его болезненным переживаниям); 2) домашние занятия больных (изучение художественной и научной литературы), создание творческих произведений и др.); 3) вечера, собрания психотерапевтической группы (по 8-12 человек) в психотерапевтической гостиной с чтением вслух написанных больными произведений, демонстрацией слайдов, обсуждением работ пациентов (2 раза в месяц по 2 часа). На одном и том же этапе лечения могут сочетаться различные психотерапевтические приемы Т. т. с. Б. с другими видами психотерапии и лекарственными средствами.

Подчеркивая клиническую ориентацию своего метода, автор дает рекомендации относительно ее ведущей направленности при различных видах психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями. Так, психастенические психопаты в соответствии со своими особенностями обычно нуждаются в достаточно подробной научно-лечебной информации, астенические психопаты - в проявлении искренней врачебной заботы, циклоидные личности - в ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в своего врача. Шизоидным личностям следует помочь применить свойственную им аутистичность в разного рода полезных занятиях (математике, философски-символическом художественном творчестве и пр.). При лечении больных с эпилептоидной психопатией особое внимание должно быть обращено на нравственную реализацию дисфорической напряженности; одобряя честность и бескомпромиссность таких пациентов, необходимо дружески подсказывать им, что в жизни они добьются гораздо большего, если постараются быть более снисходительными к человеческим слабостям других. Больным с истерическим складом личности следует помочь найти признание со стороны других людей в условиях, когда им предоставляется возможность для чтения вслух, участия в самодеятельных спектаклях, создании художественных произведений, но одновременно важно подводить их к пониманию необходимости дифференцировать эту деятельность с поведением в обыденной жизни (учить хотя бы «играть» скромность). В психотерапевтической работе с больными малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями необходимы мягкая активизация их возможностей, побуждение к творчеству как при индивидуальной работе, так и в группах (на базе сложившегося эмоционального контакта больного с врачом).

Особого внимания заслуживают указания автора о том, что недостаточно, а порой и вредно просто призывать пациентов рисовать, фотографировать или писать. Важно постепенно подводить их к этим занятиям, побуждая собственным примером, примером других пациентов, используя взаимный интерес членов психотерапевтической группы к творчеству друг друга, а также обсуждая вопрос о созвучии их переживании содержанию создаваемых ими произведений или произведений известных живописцев и писателей.

Несколько практических советов:

  1. Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например о детстве в деревне; пусть при этом он покажет сделанные им теперь слайды тех трав и цветов, что росли в его деревне в детстве; пусть покажет свои, хотя и неумелые, но трогающие искренностью рисунки-воспоминания деревенских пейзажей, дома, в котором жил; пусть включит магнитофонную запись пения птиц, которых слышал там, и т. д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение (здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы почувствовать в творческом самовыражении пациента его духовное, характерологическое своеобразие, сравнить со своими особенностями, рассказать и показать в ответ что-то свое на эту же тему, подсказать друг другу возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.
  2. На экране в сравнении - слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити. Пациенты стараются «примерить» свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого художника и аутистическому - древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не просто - что больше нравится, а где больше меня, моего характера, моего мироощущения. Посмотреть, поговорить о том, как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в поэзии, прозе, музыке, кинематографии, творчестве участников группы; в чем сила и слабость каждого из этих мироощущений; в чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные синтонные и артистические люди; чем отличаются от них во всем этом психастенические пациенты и т. д.
  3. Если впервые появившемуся пациенту поначалу трудно творчески выразить себя, можно попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин художников или любимых животных, растений; можно предложить прочитать в группе вслух стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т. е. как бы про него, как бы он сам написал, если б мог).
  4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою личность (характер). Например, он показывает на слайде, как сам невольно «цепляется» фотоаппаратом за зловещие облака, символически-аутистически выражая свои переживания; или, если он синтонен, демонстрирует слайды с изображением природы, то, как естественно растворяется он в окружающей действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни; или, рассказывая о творческом общении с природой, показывает, как он сам чувствует, понимает свою особенность, душевно общаясь с созвучным ему цветком («мой цветок»), как именно это общение с цветком (в том числе фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает его своеобразие.
  5. Не следует загружать неуверенных в себе пациентов отпугивающим энциклопедическим обилием информации - минимум информации, максимум творчества.
  6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою дефензивность. Она является не только слабостью (излишняя тревожность, непрактичность, неуклюжесть и т. д.), но и силой, выражающейся прежде всего в так необходимых в наше время тревожно-нравственных размышлениях и переживаниях. Эту свою «силу слабости», которой наполнена и удрученная сомнениями дюреровская меланхолия, важно и полезно применить в жизни. Следует помогать пациенту становиться более полезным обществу, не ломая себя, не пытаясь искусственно превращать себя в свою «смелую», «нахальную» противоположность (к чему поначалу так стремятся многие дефензивные больные).

Так, например, в группе творческого самовыражения общими усилиями показываем «современному Гамлету», что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная нравственная щепетильность, способность философски, остроумно осмыслять действительность и рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни так, как сами они не смогли бы. Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, и Толстой, и Чехов, дефензивный пациент станет уважать это свое «дарвинское, толстовское, чеховское». Утверждаясь в истинной своей ценности, он скорее научится решительнее заниматься необходимым практическим делом.

Можно привести пример, как пациент, одаренный математик, но робкий, рассеянный, физически хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез презирая свою слабость, непрактичность. Будучи студентом, он продолжал «ломать» себя, занимаясь альпинизмом, и вскоре погиб, сорвавшись в пропасть. По-видимому, с помощью Т. т. с. Б. он смог бы прочувствовать и осознать, что его телесную хрупкость, неловкость можно даже уважать как неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара. Автор метода М. Е. Бурно подчеркивает, что в этом он видит отличие подлинно клинической психотерапии, индивидуализирующей каждый случай, от психологическо-ориентированной, при которой могла бы возникнуть ситуация превращения Гамлета в нерассуждающего храбреца (хотя бы по мнению группы).

Т. т. с. Б. может применяться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в клубах трезвости, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (страдающие алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять существенное место в системе реабилитации психически больных. Т. т. с. Б. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с суицидальными мыслями. В этом случае в обстановке одухотворенного творчества может даже углубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.