«Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм.

Суть белорусской национальной идеи заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его исторического наследия, национальной идентичности и самобытности, гене-

тических истоков, исторического предназначения, особенностей национального характе-

ра, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорус-

ской науки, белорусского языка и белорусского государства.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в социально-философской и общественно-политической форме (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий,

А.Гарун, Н.Абдиралович-Канчевский и др.), так и в образном, художественно-литератур-

ном выражении (К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала, М.Богданович, Ф.Богушевич, В.Лас-

товский).

Национальная идея является источником духовного обогащения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гра-

жданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры.

Национальная культура – культура определённой нации, сложившаяся на протяжении её

исторического развития. Белорусская национальная культура сложилась на основе куль-

туры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – украинцев, русских, литовцев, евреев и др. Своеобразие белорусской культуры в её «пог-

раничном» характере. Это обусловлено географическим положением Беларуси (между

Западом и Востоком), прохождением через страну двух больших культурных регионов –

православно-византийского и римско-католического.

Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура

восприняла лучшие достижения западной и восточной культур. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать

свой «путь». Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей её истории. В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации приобрёл наибольшую остроту. Это связано и с достижением независимости и с теми глобальными изменениями, которые происходят сейчас в мире.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно

сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процес-

су самоидентификации и формированию чувства патриотизма.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине. Это уважение к историческому прошлому своего народа,

гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. На современном этапе разви-

тия Республики Беларусь патриотизм приобрёл особую значимость и приоритетность.

Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил для решения задач демо-

кратического реформирования общества и государства, возрождения и обогащения нацио-

нальных традиций, упрочения связей с другими странами и народами. Обязательной сто-

роной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре,

Формирование патриотизма несовместимо с национализмом . Сущность национализма сос-

тоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в

праве на существование.

традиции вооруженных сил республики белорусь
Вопросы:


  1. Многовековые традиции белорусского народа – источник мужества и патриотизма его вооруженных сил.

  2. Боевые традиции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

  3. Традиции, связанные с воинскими ритуалами.

Вступление


Вооруженные Силы любого государства имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, общественным и государственным строем страны, господствующей идеологией, характером и предназначением вооруженных сил.

Все они, как концентрация военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, в первую очередь, представляют собой сплав былинного, народного героического прошлого и новых форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества.

Сегодня, как никогда, боевые традиции вооруженных сил приобретают особое значение для обеспечения обороноспособности страны. В настоящее время идеологическое давление на Беларусь беспрецедентно. Против нас ведется необъявленная психологическая война.

Идеология Белорусского государства возникла не на пустом месте. Её необходимо рассматривать как результат менталитета славянских народов и тех исторических событий, которые и определили славянский менталитет. Именно поэтому, в попытке уничтожить нас, как государство, ведется целенаправленная работа по фальсификации нашей истории и уничтожении наших традиций.

Понять это можно, если вспомнить слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Отрезая нас от исторических корней, они хотят лишить народ героического прошлого и уверенного будущего. Хотят отнять у нас великую Победу».

Поражение армии начинается в мозгах военнослужащих. Армия, проникнувшаяся духом поражения, не имеющая гордости за свою боевую историю, не может быть боеспособной. В тоже время армию, уверенную в своей победе, можно уничтожить, но победить – невозможно.

Именно поэтому, сегодня, как и тысячу лет назад, традиции патриотизма белорусских вооруженных сил является важнейшим, если не определяющим фактором обеспечения безопасности Белорусского государства.

В такой ситуации необходимо вернуться к истокам традиций патриотизма нашего народа. Именно опираясь на исторический менталитет славян и православие, можно и нужно - строить патриотическое общество.
1

В чем же состоят особенности славянского менталитета и чем он отличается от менталитета других народов? Откуда у нашего народа столь глубокое чувство патриотизма? Почему Белорусский менталитет не приемлет идеалы западной демократии?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к нашей истории. На формирование образа жизни славян большое влияние оказала православная религия, язычество, ставившее на первое место волю человека, и исторические события, которые и определили отличие православия от католицизма.

По Русским традициям только пожарища

За нашей спиной, разметав позади,

На наших глазах умирали товарищи

По-русски рубаху рванув на груди.

Что бы осмыслить и понять эти стихи необходимо сравнить историю славянских племен с историей западных государств. Что ожидало западного солдата в случае поражения его армии в бою? Зачастую он просто переходил на службу к победителю. Главным для него было спасти свою жизнь и сохранить те ценности, которые он уже успел накопить. Именно поэтому Европа, понеся минимальные потери, капитулировала перед фашизмом. Народы Европы оказались неготовыми жертвовать своими жизнями .

Совершенно другая психология была у русского человека. На Русской земле более 200 лет хозяйничали татары. В первом сражении на реке Калка, татары уничтожили всех пленных. Если осажденный город сдавался, в нем вырезалось все население, включая женщин и детей. Бросить оружие означало не только погибнуть самому, но и отдать на смерть свою семью.

Такая жестокость была не случайна. Татары были скотоводами и вели кочевой образ жизни. Они не имели возможности длительное время держать в одном месте большую армию. А мелкие кочевья, растянутые по степи, были беззащитны перед ответным ударом, который должен был неизбежно последовать после набега. Татары нашли простой, эффективный и страшный выход: все население захваченного города полностью уничтожалось. Мстить становилось некому.

Само существование славянских племен становилось под вопросом. И именно в этот критический момент начал происходить перелом в сознании русских людей. Славянин начал понимать, что его личная жизнь может прерваться в любой момент и в такой ситуации главным является не материальные блага, не его личное благополучие, а продолжение существования самого его рода . Именно отсюда рождается патриотизм и обостренное чувство справедливости. Русский человек начал понимать, что он только маленькая частичка большого народа. Стало появляться сознание, что абсолютной ценностью является не богатство, и даже не личная жизнь, но существование своего рода.

Эта идеология была поддержана православием, стоящим у истоков становления нашего государства. Забыть свои споры и распри, перед лицом страшной опасности, ради спасения самого существования славян - этому учила православная церковь.

В этих условиях формировался менталитет белоруса.

Из мрака времени до нас доходят первые известия о героической обороне своей земли, от орд гуннов и готов Аттилы Полочанами.

Трудная и опасная жизнь предков белорусов – племен Кривичей, Радимичей, Полочан, Дреговичей, среди озер, лесов и болот в тяжелейших климатических условиях, в тяжком труде на земле и непрерывных войнах выковала знаменитый характер белоруса .

Вся история Полоцкой земли была историей борьбы за свою независимость.

Даже первое упоминание о городе Менске в 1067 году связано с битвой на реке Немиге, и сам город закладывался как крепость.

В знаменитых сражениях со шведами на реке Неве (1240 г.) и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.) прославились Яков Полочанин, Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович – сподвижники великого русского полководца Александра Невского, выходцы с белорусской земли.

Героизм и самоотверженность проявили белорусские хоругвии в Грюнвальдской битве (1410 г.) с тевтонским орденом. Дрогнули и стали отступать союзники – поляки, монголы и литвины, но тевтонцам так и не удалось потеснить белорусов ни на шаг. Именно благодаря их стойкости, они гибли, (потери составили более 50%) но не отступали, удалось разгромить ранее непобедимый тевтонский орден.

Яркими примерами мужества и героизма за свою свободу и независимость явились казацко-крестьянское восстание под руководством Северина Наливайко (1595-1596 г.г.) и народное восстание против гнета польских магнатов и католической церкви под руководством Богдана Хмельницкого, которое, наряду с Украиной, охватило обширные области Беларуси.

Патриотизм белорусского населения проявился и в годы Северной войны 1700-1721 г. Навечно сохранилась в памяти народной знаменитая битва при деревне Лесной на Могилевщине. В этом сражении был наголову разбит 16-тысячный корпус шведов, который шел из Риги на помощь основным силам Карла XII. Петр I писал, что бежавших шведов «полесские мужики зело бьют». Победу при Лесной Петр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Показательна совместная борьба русского и белорусского народов против общего врага в Отечественной войне 1812 г.

Вместе с братским русским народом на священную войну против вражеского нашествия поднялись и белорусы.

В июле 1812 года в лесах активно действовали партизанские отряды. Особенно широкий размах партизанское движение получило в Витебской губернии, в районе Полоцка. Так, отряд, возглавляемый крестьянином Максимом Макаровым, героически проявил себя в двух сражениях за Полоцк. Барклай де Толли писало о тех днях: «...Партизаны деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при штурме города Полоцка».

О мужестве белорусского населения говорят смелые и решительные действия жителей Могилевской губернии. Вооруженные топорами и вилами они вместе с русскими воинами выгнали оккупантов из города. «Я прошу, - писал М.И. Кутузов могилевскому губернатору, - жителям Могилевской губернии, за большое их усердие, объявить в полной мере мою признательность и благодарность». Активно боролись против врага и жители Витебска.

Национальное самосознание белорусов проявилось в борьбе против оккупантов в период войны с буржуазной Польшей в 1919-1920 г.г

Тогда же действовал на Полесье партизанский отряд, руководимый легендарным 70-летним крестьянином Василием Талашом.

Тяжелейшим испытанием для белорусского народа стала Великая Отечественная война. В первые дни войны исключительно тяжелые бои развернулись на территории Белоруссии, ставшей центральным участком советско-германского фронта.

Блестящим образцом верности Родине и воинскому долгу остался для будущих поколений подвиг защитников Брестской крепости.

Находясь в окружении, они более месяца с изумительным героизмом отстаивали ставший для них священным участок родной земли.

Тяжелые неудачи первых дней войны не сломили боевого духа наших воинов, воли к сопротивлению и у мирных жителей республики. Ярким подтверждением тому может служить знаменитая эпопея Могилевской обороны 1941 года. Вместе с бойцами и командирами 172-й стрелковой дивизии под командованием М.Т. Романова плечом к плечу сражались бойцы отрядов народного ополчения, в ряды которых вступили 12 тысяч патриотов.

Самоотверженно сражался с врагом батальон могилевской милиции, под командованием капитана К.Г. Владимирова. У деревни Пашково и поселка Гай ополченцы 3-е суток отбивали яростные атаки гитлеровцев, неоднократно переходя в контратаки. Из 250-ти в живых осталось 19 раненых бойцов.

Беспримерное мужество и стойкость в борьбе с фашистскими захватчиками проявили белорусские партизаны и подпольщики.

Как подчеркнул А.Г.Лукашенко, «важнейший постулат идеологии белорусского государства – патриотизм. В мире знают Беларусь как республику-партизанку, а белорусов – как людей, несгибаемых в борьбе с нацистской чумой».

На территории Белоруссии действовали 1255 партизанских отрядов, они обеспечивали полный контроль над 67-ю процентами территории республики..

С врагом боролись 374 тысячи партизан, 70 тысяч подпольщиков и 400 тысяч скрытого резерва.

В результате боевой деятельности партизан убито и ранено около 500 тысяч солдат и офицеров противника, подорвано более 11 тысяч эшелонов, выведенных из строя 1355 танков и бронемашин, уничтожено 305 самолетов.

За героические подвиги свыше 200 тысяч партизан награждены орденами и медалями, а 74 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

Всего же 438 белоруса и уроженцев Белоруссии, воевавших на всех фронтах, участвовавших в партизанском движении, были удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них - дважды. 65 воинов Белоруссии стали полными кавалерами ордена Славы.

Верность боевым традициям старших поколений защитников Отечества живет и сегодня. Самопожертвование во имя спасения других людей, которое совершил 23 мая 1996 года военный летчик подполковник Владимир Карват, является нормой, для наших военных традиций. Так при выполнении учебно-тренировочного полета на самолете Су-27п возник пожар. На пути горящего самолета находились населенные пункты Арабовщина и Гатище. Летчик увел машину в сторону и, ценою собственной жизни, не допустил ее падения в населенном пункте. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, В.Н.Карват удостоен звания Героя Республики Беларусь, (посмертно).

Такое же самопожертвование, совершил при спасении пассажиров поезда «Брест-Минск», в 1999 году курсант общевойскового факультета Военной Академии Д.Б.Гвишиани. Указом Президента Республики Беларусь он посмертно награжден орденом «За личное мужество».

Воинские традиции – это соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и предающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Воинские традиции имеют огромное значение для духа армии. Чем благороднее они, чем крепче связаны с национальным характером народа, чем больше в них запечатлелось боевого опыта армии – тем более они укрепляют вооруженные силы.

Традиции – это не только история и духовные реликвии прошлого. Это могучее оружие, выкованное и отточенное в борьбе за честь, свободу и независимость. Оно и сегодня служит делу формирования и воспитания мужественных и стойких защитников Родины.

На протяжении столетий формировались славные боевые традиции нашей армии. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы прекрасно понимали значение воинских традиций и постоянно их культивировали.

Важнейшим видом традиций вооруженных сил являются боевые традиции. Их можно подразделить на:


  1. Общие (преданность Родине, готовность к ее защите, верность присяге, войсковое товарищество, культ Знамени, почетные наименования частей, военные парады);

  2. Боевые (защита командира в бою, самопожертвование и т.д.);

  3. Традиции вида ВС (при заходе в иностранный порт военные корабли отдают салют. Если тонет корабль, то командир его покидает последним);

  4. Рода войск (День танкиста, День ракетных войск и артиллерии и т.д.);

  5. Соединения, части, корабля («Гвардеец в плен не сдается»).
Одной из наиболее древних традиций считается «Культ боевого знамени» . История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Используемые для сбора и объединения воинов в бою, они появились в вооруженных отрядах государств Дальнего Востока, Индии, Китая в виде символического видимого издали изображения. Поднятое Знамя означало, что часть жива и сражается. У греков и римлян знамена представляли собой древко, на вершине которого укреплялась фигурка волчицы, совы и орла, у китайцев и индусов – древко с полотнищем, украшенным различными символами.

У всех народов боевое знамя становится принадлежностью воинских формирований. С XV века знамена в большинстве армий приобрели статус святыни для данной боевой части: определилось их место в строю, воздаваемые им почести, обязанности по их защите и сбережению, наказание за их утрату и т.д.

Знамена в Древней Руси назывались стягами. Они устанавливались на месте сбора дружинников. Выражение «постановить стяг» означало в те времена «изготовиться к бою».

Во времена сражений стягами подавались сигналы войскам, около них разгорались, самые ожесточенные схватки. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский – геройством. Стяги воодушевляли русских воинов, звали вперед на врага.

С конца XV начала XVI века слово «стяг» постепенно заменяется словом «знамя». Со временем вырабатываются правила изготовления и вручения знамен, вводятся определенные ограничения и условия, устанавливаются размеры знамен и их субординация.

Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии тяжким позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, то он расформировывался, его вычеркивали из списков армии, и офицеры полка, не говоря уже о солдатах, кровью должны были искупить свою вину.

До революции за взятие вражеского знамени сразу награждали «Георгием». Культ знамени сохранялся и РККА и СА. Так, например, за спасение знамени и ордена 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии гражданин Д.Н. Тяпин был навечно зачислен в списки одного из полков.

«Почетное наименование полков» (частей) – эта традиция дошла к нам от древних римлян, этому всегда придавалось огромное значение. Римляне, например, давали своим отрядам разные почетные названия в память славных деяний или по именам побежденных народов, например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, отряд победителей и т.д.

Гвардейские звания появились в XII веке, когда в Италии был сформирован отборный отряд для охраны государственного знамени, который стал называться гвардией. В XV веке гвардия создается во Франции, в XVII веке – в Англии, Пруссии, России, Швеции.

В России издавна имелись полки, носившие наименования. Еще в 1642 году в Москве были созданы два полка солдатского строя. Один из них получил название Бутырского, ему официально принадлежит старшинство среди наименованных частей русской армии.

Создателем первых гвардейских полков в России стал Петр I. Они были сформированы в 1690 году из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков, официально получивших звание гвардейских в 1700 году.

«Форма одежды» (честь мундира). Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника. В Спарте для этого были введены короткие красные плащи, в Древнем Риме легионеры носили, как правило, одежду белого цвета. Доспехи и вооружение у них были унифицированы, легионы один от другого отличались по цвету перьев на шлемах.

С конца XV века устанавливается одежда сравнительно одинакового покроя и цвета для отрядов и полков, в XVII-XVIII веках в связи с созданием регулярных армий вводится единообразная форма одежды как один из обязательных признаков этих армий. Одеяние воина считалось признаком его чести и отваги. Одной из первых наград была выдача военной одежды. Известен исторический факт: в 1469 году русские воины-устюжане за мужество и отвагу получили от Ивана III сермяги и бараньи шубы.

В России в XVI веке в стрелецком войске впервые было установлено ношение одинаковых кафтанов. В дальнейшем форма неоднократно менялась.

Русские воины всегда ревностно относились к чести своего военного мундира, справедливо олицетворяя ее с честью российской армии, ее боевой славой.

Лишение мундира или каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестье и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего или даже подразделения, части, когда имело место отступление от устава или малодушие на поле боя.Символика мундиров и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам акт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением их обесчестил.

Еще более древней является традиция боевых наград. Кому неизвестно имя русского былинного богатыря Алеши Поповича? Но мало, кто знает, что его прототипом послужил храбрый полководец Александр Попович. Когда в начале XIII века Киев осадили половцы, Попович, встав во главе войска, разгромил их. В награду за подвиг, как сообщает древнерусская летопись, киевский князь возложил на победителя золотую гривну – почетнейшую, боевую награду.

Это летописное сообщение – первое известное нам упоминание о награждении особым знаком отличия на территории нашей страны.

Позднее, начиная с XV века, за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями. При этом строго соблюдалось сословное различие: чем выше был чин награжденного, тем более значительную по размеру и весу медаль он получал.

При Петре I наградные медали приняли современный вид.

В 1702 году была учреждена медаль за взятие старинной русской крепости Орешек, специальными медалями отмечались участники сражений при Калине, Лесной, Полтавской битвы, Гангутского морского сражения.

В 1698 году в России был учрежден первый орден Св. апостола Андрея Первозванного, в 1725 году – орден Св. Александра Невского.

Унтер-офицеры, солдаты, матросы награждались так называемыми «знаками отличия орденов»: знаком отличия ордена Св. Анны (анненской медалью) и знаком отличия Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия (Георгиевским крестом), введенным в 1807 году. В 1858 году было учреждено

четыре степени последней награды. Это была почетная награда, так как ею отмечались воинские подвиги и «отменная храбрость». Особым уважением пользовались полные Георгиевские кавалеры.

Другими видами коллективной награды за военные заслуги в русской армии были серебряные трубы (в кавалерии – сигнальные рожки). Первым награжден был ими в 1737 году батальон лейб-гвардии Измайловского полка за мужество, проявленное при взятии крепости Очаков. В 1760 году за взятие Берлина около 40 воинским частям русской армии были пожалованы серебряные трубы с соответствующими надписями на них. Эти трубы не только воспевали славу русских воинов, но и сами были ее яркими символами.

Считается, что первым на Руси почетным оружием был награжден стольник Богдан Хитров, которому вручил саблю царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1642 году.

В Государственном историческом музее в Москве выставлена шпага, которой был награжден генерал-адмирал М.М. Галицын Петром I за уничтожение шведской эскадры 17 июля 1720 года у Аландских островов.

Екатерина II с 1774 года ввела для отличия за военные подвиги «Золотое оружие» с надписью «За храбрость». Первым этой почетной награды удостоился генерал-фельдмаршал князь А.А. Прозоровский.

Не только армии, но и всему нашему народу присуща еще одна традиция – патриотизм.

Именно в патриотизме – вековой традиции нашего народа – следует видеть нравственные истоки его героизма и мужества. Именно отсюда, рождаются замечательные, боевые традиции нашей армии – героизм, стойкость и самопожертвование. Уместно вспомнить слова Наполеона: «дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир» или Бисмарка: «русского мало убить, его надо повалить».

При опасности для жизни офицер подавал личный пример, известен такой случай, когда в швейцарском походе отряд русских войск на виду у противника в нерешительности остановился возле крутого обрыва у селения Урзерн, его командир генерал Милорадович крикнул:


  • Посмотрите, как возьмут в плен вашего генерала! С этими словами он под картечью противника, не оглядываясь, бросился вниз. Солдаты, забыв об опасности, ринулись вслед за начальником. Именно массовый героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны позволил победить, не знавшую ранее поражений фашистскую армию.
3

Самая первая традиция, с которой сталкивается военнослужащий является принятие воинской присяги и вручение боевого оружия молодому пополнению. Это лишь одна из великого множества существующих традиций. Как они зарождались? Известен такой случай: в начале I мировой войны гвардейский кексгольмский полк, направляясь к линии фронта, проезжал небольшой городок. Неожиданно батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? – спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, – ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком мундире я еще на туретчину ходил, вот так, батюшка мой.

Батальонный развернул коня и помчался к полковому командиру, тот приказал развернуть знамена во всех батальонах, и торжественным шагом, под музыку полк прошел перед ветераном. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась новая традиция чествования ветеранов. Особой похвалы заслуживает решение о введении нового понятия в вооруженных силах Республики Беларусь – «Почетный солдат».

Древней является традиция проведения парадов – еще А. Невский практиковал триумфальные шествия, как средство для демонстрации мощи своего войска. Часто их совмещают с салютами. Впервые он бал дан в русской армии после победы в Полтавской битве 21 декабря 1709 года. В советском союзе салют был восстановлен в годы Великой Отечественной войны при освобождении городов Орла и Белгорода.

За особые заслуги перед отечеством предусматривалось военнослужащие могли быть навечно зачислены в списки части.

Были традиции награждения за успехи в ратном труде на бытовом уровне. У моряков за потопленный корабль при возвращении в порт дарили жареного поросенка и котел гречневой каши.

Хорошей является традиция постоянного стремления военнослужащих к совершенствованию военных знаний и боевого мастерства.

Дружба, взаимная выручка и помощь в бою. Суворовский девиз «Сам погибай, а товарища выручай» всегда был одной из ценнейших традиций советских воинов, нормой их поведения, незыблемым законом жизни.

Славная традиция Вооруженных Сил – высокая воинская дисциплина, которая во многом является основой боевой готовности частей и соединений, стойкости и решительности личного состава, как в бою, так и в дни повседневной, боевой учебы, строгое подчинение жизни военнослужащего воинским уставам регламентация отношений между начальниками и подчиненными.

Хорошей боевой традицией является требование знать боевую историю части, ее героев, ее победы в Великой Отечественной войне, достижения в боевой подготовке, в спортивной и культурной жизни. Для этого широко используются музеи и комнаты Боевой славы, Книги почета, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил – героями боев.

Оснащение армии сложным оружием и боевой техникой потребовали от воинов высокой военно-технической подготовки. Хорошей традицией оставшейся нам в наследство от армии СССР является, поддержание вооружения и боевой техники в исправном (боеготовом) состоянии, их бережное хранение, своевременное и качественной обслуживание. Пока техника не будет исправна, расчет с неё не уходит.

Нравственный облик воина, мораль, нравственность и дисциплинированность, его достойное поведение вне территории части – тоже является традицией определяющей облик защитника Отечества.

Вся жизнь военнослужащего, от приема молодого пополнения, до проводов в запас и последнего его дня определяется воинскими ритуалами. И даже похороны и прощание с ним, оказание последних почестей подчиняются воинским традициям.

заключение

Сегодня пропаганда боевых традиций, воспитание на их основе воинов Вооруженных Сил РБ – это воспроизведение героики минувших лет, яркий показ отваги и самоотверженности наших людей на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Это создание живой связи нынешнего поколения с предшествующим, его моральной ответственности за полученное историческое наследие. Сохранить и приумножить достигнутое в прошлом, привнести из него в настоящее как можно больше ценного и полезного – это важнейшая задача офицерского корпуса.

Традиции – это золотой фонд Вооруженных Сил. Они передают новым поколениям, вставшим под боевые знамена, любовь к Родине, доблесть и геройство, верность военной присяге и Отечеству.

Традиции – это символы. Живые и настоящие... Они с нами и вокруг нас. Они в делах и свершениях, помыслах и поступках. О них напоминают нам имена бойцов, навечно зачисленных в списки воинских частей, вписанных в названия улиц, боевые ордена на знаменах наших частей, книги, фильмы о нелегкой военной службе, цель которой – надежно защитить Отечество. На прошлое надо учиться смотреть через призму будущего, исходя из задач настоящего.

Преемственность традиций – не красное словцо. Воинские традиции и ритуалы сплачивают и вдохновляют людей, делают их сильнее и мужественнее, пробуждают и укрепляют гражданственность и патриотизм.

Необходимо продолжать работу по укреплению боевых традиций Вооруженных Сил Республики Беларусь, что в современных условиях реформирования имеет особенно важное значение.

Литература:


  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

  2. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945.

  3. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М., 1979.

  4. Маринов А.А. Негасимый огонь. Очерки о воинских традициях. М., 1976.

Лектор Центра идеологической работы

подполковник Гамолко С. Н.

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом -

индивидом, социальной группой или об­щностью активной деятельности в соответствии со своими на­мерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он доби­вается поставленных целей. Свободолюбие-это отношение к сво­боде как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нрав­ственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь к своему отечеству, предан­ность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление за­щищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть на­иважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм - взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным нацио­нальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне из­начально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. Именно это свойство славян бросалось в глаза представителям тех народов, с которы­ми славяне каким-то образом взаимодействовали. Приведем свидетельство на сей счет греческого историка Маврикия Стра­тега (конец VI в.): «Племена славян и антов, - пишет Маврикий, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, на­готу, недостаток в пище... находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени» .



Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих ве­ков их истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осознавать его пространства как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. Напомним еще раз о том, как глубоко переживали за судьбу своей родины - Руси - такие наши соотечественники, как Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. В этой связи можно упомянуть также неизвестного автора «Слово о полку Игореве», который много говорит о Полоцкой земле и ее князьях. Видимо, на этом основании белорусско-польский поэт и краевед В. Сырокомля (1823-1862) считал «Слово» стародавней белорусской песней . Общеизвестна оценка данного произведения как призыва к русским князьям о прекращении усобиц, об объединении перед лицом нависшей над русской землей страшной внешней опасностью. «Слово» представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, речь то гневную, то печальную и скорбную, то неизменно полную веры в родину, полную гордости ею и уверенности в ее будущем.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства- свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств - отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наво­дит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способ­ности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению дру­гих лучших качеств их предков.

Формой проявления не только демократизма, но и свобо­долюбия ближайших предков белорусов был полоцкий вече­вой строй. В этой связи интересен фрагмент из «Хроники Ве­ликого княжества Литовского и Жемойтского» с характер­ным названием: «О полоцкой свободности, или Венеции». Суть «полоцкой свободности», по мысли летописца, - в представительной системе управления, контроле городско­го вече над княжеской властью. Летописец отмечает, что «держали на той час землю русскую сами мещане полоцкие», которые «о справах своих и потребах речи посполитое и дер­жав своих радили». Причем, считает он, полоцкое «свободность», или практика решать общие дела демократическим путем происходит от «оных славных справ грецких афинеев и лацедемов». В этом же летописе Полоцк сравнивается с Ве­нецией, богатым средневековым торговым городом-респуб­ликой .

Здесь следует добавить, что с Полоцком связан еще один пример свободолюбия наших предков, уже на индивидуальном уровне проявления. Мы имеем в виду трагическую судьбу по­лоцкой княжны, красавицы Рогнеды, которая по собственной воле избрала себе мужа-князя, но была с помощью насилия уве­дена и взята в жены другим князем. Она не смогла забыть сво­ей, как теперь бы сказали, малой родины и не смогла простить мужа, киевского князя Владимира, совершившего насилие над ее княжеским родом. Образ гордой и свободолюбивой поло­чанки прошел сквозь толщу столетий и засиял новым немерк­нущим светом в поэзии, художественных полотнах и в музы­кальных произведениях.

Мы уже отмечали значение творчества отечественных мыс­лителей в формировании гуманистического и демократическо­го идеалов белорусского народа. Их интеллектуальная деятель­ность составляла необходимую морально-психологическую предпосылку и для проявления свободолюбия и патриотизма белорусов в практической жизни, для становления у поддан­ных ВКЛ высоких гражданских качеств.

Можно со всей определенностью утверждать, что Фран­циск (Георгий) Скорина явился основателем национально­патриотической традиции в истории отечественной культу­ры, что поистине было новаторским для того времени явле­нием. Если большинство европейских средневековых мыс­лителей ориентировались на универсальные, общечеловечес­кие ценности, то для Скорины приоритетное значение име­ли интересы своего отечества, ответственность перед роди­ной, ее народом или, как он сам пишет, перед «братьями русью, людьми посполитыми». Патриотическое начало в его мировоззрении наиболее выразительно сформулировано в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють» . Во всех своих произведениях он призывал соотечественников, в том числе государственных деятелей, не жалеть «всякого тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея» .

Усилия интеллектуальной элиты общества не могли не при­нести желаемых результатов. Установка на свободу, чувство патриотизма становились элементами культуры различных сло­ев народа, эти ценности решительно утверждались в социаль­ной, политической, правовой, экономической, религиозной, культурной областях жизни. Даже в период, когда идея свобо­ды подвергалась решительному давлению со стороны папства (Контреформации), король и великий князь Владислав IV, учитывая жизненные ценности белорусов и обращаясь к одному из шляхтичей Новогородского повета, писал: «Все жители на­шего государства не представляют себе большего счастья, чем свобода, за которую они готовы не только отдать свое имущество, но и рисковать жизнью» .

Свободолюбие белорусов во времена Великого княжества Литовского своего наибольшего проявления достигает в со-циально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. Еще раз напомним, что традиция городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставлением им так называемого магдебургского права она получает свое юри­дическое закрепление.

Магдебургское право

Феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебург в ХII-ХVII вв. Являлось юридическим закреплением результатов борьбы го­рожан с феодалами за свои права и свободы, за право самоуправления. Имело универсальный характер, т.е. трактовало различные виды правоотно­шений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок су­допроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата недвижимости, устанавливало наказания за различные виды правонарушений. Особое место занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесленничество, деятельность цехов и купече­ских гильдий, порядок налогообложения. Воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Поль­ши. Магдебургское право имели около 60 городов и местечек Беларуси.

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.

Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

№ 2 (15)

РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ –

УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СИЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА)

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2005

Введение..…………………………………….……………...

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы ……………….…

Роль системы образования и семьи

в военно-патриотическом воспитании ……………...……..

Роль физической культуры и спорта

в воспитании допризывной и призывной молодежи.…….

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание ……………………………...

Христианские нравственные ценности

и патриотическое воспитание ………………………...……

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ …….……….

Введение

Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности.

Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть белорусской идеологии.

Юноше, обдумывающему свою будущую жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Родины.

Исторически сложилось так, что белорусскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.

За последние десятилетия мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому необходимо понимать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века.

Вооруженным Силам Республики Беларусь принадлежит особая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.

Военно-патриотическое воспитание, особенно в армейской среде, направлено на формирование у молодежи любви к Родине, уважения к ее истории и национальным ценностям, верности долгу и боевым традициям.

Служба в Вооруженных Силах – это школа мужества и гражданской зрелости.

В год 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом военно-патриотическая работа в молодежных трудовых и воинских коллективах приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

И большинство белорусских граждан это прекрасно понимают. Как видно из социологического опроса, проведенного ИСПИ в декабре 2004 г., большинство из 1 543 респондентов ответили, что для них принципиально важна любовь к тому месту, где прошло их детство (88,9% ответов). Да, так устроен человек, что даже вдали от Родины, в годину тяжких испытаний он вспоминает «синий платочек» любимой, родительский дом, мать у колыбели ребенка. Именно ради тепла родного очага он готов рисковать своей жизнью, защищая Отечество.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (Беларуси) Родины.

Белорусы никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности (умонастроении) прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система гражданского воспитания, которая с непреложностью предусматривает позитивную историческую преемственность посредством военно-патриотических традиций. Новейшая история Беларуси – яркое тому подтверждение.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов , звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных школах, средних специальных учебных заведениях, воинских городках опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи.

Важна и поддержка деятельности БРСМ, пионерских организаций, благотворительных объединений в этом направлении. Принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто!» – должен осуществляться на деле. Порой ремонт крыши, заготовка дров, очистка колодца и другие практические бытовые вопросы, решаемые местной властью с помощью молодых людей, приносят значительно большие плоды воспитания, чем красивые слова.

В обязанность представителей идеологической вертикали входит как обеспечение потребности людей в государственной символике, так и разъяснение смыслового содержания гимна, флага, герба Беларуси, суть которого сводится к выражению менталитета белорусского народа: его миролюбия, трудолюбия, доброжелательности.

В патриотическом воспитании очень важны аналогии подвигов старших поколений с подвигами современников.

В Минске установлен памятник Сергею Ивановичу Грицевцу – легендарному летчику, уроженцу Новогрудского района Гродненской области , сыну крестьянина. В совершенстве овладев навыками летного мастерства, Сергей Грицевец отличился в 30-е годы прошлого века в небе Испании, затем в боях на Хасане и Халхин-Голе. Когда в районе последнего был сбит самолет майора Забалуева, отважный летчик неожиданно сделал посадку на территории противника. Прежде чем японские самураи поняли суть происходящего и открыли по нему огонь, Сергей на своем самолете вместе с другом взмыл под облака. Были и другие изумительные подвиги Грицевца, дважды удостоенного в 1939 году звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны эстафету у славного сына Беларуси переняли другие летчики, среди которых Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, трижды удостоенные звания Героя Советского Союза.

Приверженцы здорового образа жизни имеют в своем распоряжении современнейшие спортивные комплексы.

На церемонии открытия уникального Республиканского горнолыжного центра европейского уровня «Силичи» А. Лукашенко отметил, что «это уже третий крупный спортивный объект на Логойщине… Строительство «Силичей» является примером реализации социальной политики государства. Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была и будет спортивной державой!».

Глава государства подчеркнул, что именно физическая культура и спорт способствуют развитию гармоничной личности, прежде всего детей. Привлечение подрастающего поколения к занятиям спортом, физической активности, пропаганда здорового образа жизни – приоритеты руководства государства. Самое главное, отметил Президент, чтобы к физической культуре и спорту приобщались дети. Полноценное питание, здоровый образ жизни и спорт – вот рецепт здоровья и красоты.

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание

Национальная культура – важнейший компонент современной общественной жизни, стратегический духовный ресурс нации. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в гражданском обществе, магистральные направления развития государства.

Достижения национальной культуры возвышают людей, способствуют росту патриотического сознания, укрепляют имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества.

Лучшие черты национального характера и быта – трудолюбие и терпимость, миролюбие и гуманизм, гостеприимство и уважение к другим народам – сформировались через многовековое культурное наследие белорусского этноса.

Сегодня, когда с экрана телевизора и из печатных СМИ практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Хотим мы этого или нет, но обратиться к такой философской категории, как «патриотизм», нас заставляют реалии современной жизни.

Закон определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания , терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

В современной Беларуси, где конфессии переживают свой Ренессанс, христианские традиции призваны выполнять в обществе функции гармонизирующего и стабилизирующего фактора, способствующего сохранению сложившегося социального порядка.

Христианский идейный потенциал гуманистического подвижничества стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько обращение к высшим примерам морального самоотвержения, служения Родине. История христианства явила обществу идеалы милосердия и преданности и в образах белорусских святых-мучеников, просветителей, деятелей церкви (в Белорусской Православной Церкви – например, преп. Евфросиния Полоцкая, Кирилл, епископ Туровский, святые виленские мученики и др.; в Белорусском Костеле – св. Казимир, св. Андрей Боболя и др.), на которые ориентируются белорусские христиане в своих отношениях к человеку и обществу.

Особую психологическую роль приобретает религия во время войны, когда необходимость самопожертвования во имя защиты родных и близких людей, своего Отечества сочетается со свойственным человеку страхом смерти.

Христианская традиция содержит ряд положений, мобилизующих воина на ратный подвиг во имя Родины. Это – преодоление страха смерти в бою верой в бессмертие души, в Божий промысел и в правое дело; понимание того, что сопротивление злу силой и оружием не является грехом всюду, где оно объективно необходимо, или где оно оказывается единственным, или наименее неправедным исходом. Защита Отечества для наших предков-христиан всегда считалась священным долгом. В связи с этим библейская заповедь «Не убий» трактовалась следующим образом: «Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего, и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войной мы защищаем Веру, Государя и Отечество наше. Справедливую войну сам Бог благословляет, поэтому и именуется Господом воинств. Военная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как «положить душу свою за други своя» (из «Краткого молитвенника для православных воинов». М., 1915) .

В основанной на христианских нормах патриотической традиции белорусов сложился тот потенциал, который помог нашему народу консолидироваться, выживать и побеждать врага в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Учитывая высочайшую мобилизующую роль религии, во время Великой Отечественной войны отношения Советского государства, избравшего атеизм в качестве государственной идеологии, к религиозным организациям значительно трансформировались. Были легализованы государственно-церковные отношения. В 1943–1944 гг. были созданы Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, возобновил свою деятельность Московский Патриархат Русской Православной Церкви, начали выходить на свободу репрессированные ранее архиереи и начал издаваться журнал Московской Патриархии.

Сегодня можно утверждать, что в Республике Беларусь произошло полное восстановление исторически сложившейся конфессиональной структуры, где наибольшую часть по количеству верующих составляют православные христиане. Христианские традиции оказывают большое влияние на многие стороны жизни белорусского общества. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быту, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации, оказывает существенное влияние на формирование патриотического сознания.

С созданием независимого государства Республики Беларусь оформилось принципиально новое конфессиональное образование, соответствующее статусу этого государства – Белорусская Православная Церковь. Активно идут и процессы становления Белорусского Костела. Происходит возрождение духовных традиций, в том числе и традиций военно-патриотических. Подтверждением этому является ряд договоров, заключенных белорусским государством с Белорусской Православной Церковью, в том числе договор между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, направленный на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и социально-психологическую работу Церкви в армии.

По оценке современных православных авторов, политический смысл существования армии, основанной на христианских принципах, заключается в борьбе за правое дело, в предотвращении войн, в способности к самообороне, в утверждении прочного мира, в противодействии насилию. Армия призвана пресекать зло, эффективно сдерживать любых потенциальных агрессоров (внешних и внутренних), убедительно демонстрировать на практике действенность известного библейского изречения «Поднявший меч от меча и погибнет» и тем самым способствовать устойчивому развитию сильного и эффективного государства.

В белорусской армии, безусловно, служат представители не только православной конфессии. Так, на защитах рубежей нашей страны только в 2004 году десятки пограничников католического вероисповедания проявили лучшие христианские качества – доблесть, отвагу и мужество. Честно выполняют свои обязанности на службе Родине представители других конфессий. Белорусское государство проявляет открытость и готово к сотрудничеству в деле патриотического воспитания со всеми исторически распространенными в нашей стране конфессиями.

Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гармоничного общества способствуют тому, что в настоящий период государственная идеология включает в себя и общехристианские ценности. В белорусской культуре заложены уникальные возможности для привлечения потенциала христианских конфессий к сотрудничеству в деле воспитания патриотизма. Прежде всего, это сложившийся на белорусских землях культ чудотворных икон, равно почитаемых как православными, так и католиками. Образы Божией Матери Жировичской, Белыничской, Виленской, Ченстоховской и других веками вдохновляли на подвиг поколения наших предков. Использование христианских ценностей важно сегодня не только для восприятия традиций предков, но и для духовной консолидации общества, укрепления патриотических чувств у подрастающих поколений.

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ

Одними из основных направлений деятельности Белорусского республиканского союза молодежи являются пропаганда здорового образа жизни, воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Территориальными организациями БРСМ активно реализуется программа «Олимп» по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи, в рамках которой в июле 2004 года был организован первый республиканский фестиваль здорового образа жизни «Олимпия», собравший около 1000 человек и посвященный 60-летию освобождения Беларуси.

Под патронажем БРСМ создан 101 клуб патриотическо-спортивной и туристической направленности. Ведется работа по приобщению молодежи к белорусской культуре, национальным традициям.

В ознаменование 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусским республиканским союзом молодежи и Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов принят совместный план по подготовке, участию и проведению торжественных мероприятий.

Работники БРСМ принимают участие в работе Белорусского общественного объединения ветеранов, организуются совместные выступления в средствах массовой информации . Совместно с Министерством образования, Министерством обороны, Белорусским республиканским объединением ветеранов проведена встреча учащейся молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Определенная работа ведется по развитию молодежного, социально ориентированного туризма. В 2004 году организовывались поездки школьников по местам боевой славы (мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и т. д.).

Белорусский республиканский союз молодежи реализует ряд проектов, направленных на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи. Активисты организации проводят и принимают участие в мероприятиях Вахты памяти, благотворительных акциях «Молодежь – ветеранам», тематических встречах с ветеранами войны и труда, акции «Счастливой службы, солдат», походах по местам боевой славы, краеведческой работе, конкурсах и викторинах, военно-патриотической игре «Зарница», фестивалях патриотической песни.

БРСМ активно участвует в благоустройстве памятников, захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройстве, озеленении городов и сел под лозунгами «Память о павших храним мы в сердцах», «Поделись теплом души своей». Всего за организациями БРСМ закреплен 3 101 мемориал и памятник воинской славы.

Реализуется перспективный план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны и ОО «БРСМ». На 5 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь создано 152 первичные организации, которые насчитывают 4 565 человек.

В рамках двусторонних планов сотрудничества разработан проект Положения о Вахтах памяти по увековечению защитников Отечества и жертв войн. По всей республике работники организационных структур ОО «БРСМ» участвуют в торжественных отправках призывников в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Белорусский республиканский союз молодежи активно сотрудничает с Министерством внутренних дел, с которым разработан перспективный план двустороннего сотрудничества. На 5 января 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел создано 236 первичных организаций, которые насчитывают 4 920 человек. Активной является работа с внутренними войсками МВД. На 5 января 2005 года во внутренних войсках МВД создано 48 первичных организаций, которые насчитывают 1 476 человек.

Белорусский республиканский союз молодежи издает информационно-методические вестники, сборники по вопросам спорта, оздоровления и туризма, патриотического воспитания молодежи. Деятельность Белорусского республиканского союза молодежи по организации и проведению спортивно-оздоровительных, туристических, патриотических мероприятий постоянно освещается средствами массовой информации.