Bob marley годы жизни. Биография боба марли

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»

Боб Марли - ямайский гитарист, вокалист и композитор.
Он оставил этот мир в 1981 году. С этого момента в стиле регги так никто и не стал более извесным и признанным, чем он.

Марли скончался от рака. Умирал он тяжело, болезненно, мучительно. Причиной была меланома в его ноге, и отказ от лечения в силу своих религиозных убеждений. Болезнь долго терзала музыканта, распространяясь по всему телу и отравляя всю его жизнь.

Поговаривают, что смерть великого растамана ничто иное, как заговор.

Когда 11 мая 1980 года было объявлено о смерти Боба Марли в госпитале «Ливанские Кедры» в Майами, все растаманы, сколько-либо разбирающиеся в современной политической ситуации, в один голос заявили о том, что Король Реггей был преднамеренно убит.

До этого, в 1976-м году на Марли было совершено покушение, явившееся, вероятнее всего, результатом противоборства двух крупных политических партий Ямайки - Лейбористской партии Ямайки (ЛПЯ), поддерживаемой США, и Национальной народной партией (ННП), бывшей в союзе с Кубой.
Марли не поддерживал ни одну из сторон, но ННП пыталась привлечь на свою сторону самого музыканта, а с ним и членов движения растафари.

“…раста не работает на ЦРУ” - Боб Марли.

Сторонники ЛПЯ, такие, как, например, США, знали, что избавиться от Марли - значит навредить избирательной кампании ННП.
Почему бы этим не воспользоваться?

Он мешал, и раздражал многих.

Его воинственный бренд рутс-реггей был революционным по своему воздействию.
Слово, Звук и Сила их музыки способствовали политическим, экономическим, общественным и религиозным переменам по всему миру. Музыка Марли вдохновляла Южно-африканское движение против апартеида, партизан Зимбабве, боровшихся против колониального режима Яна Смита.

Даже богатые детишки именитых американских семей, посещая концерты Боба, начинали понимать смысл его слов, стремились к социальным переменам и "падению Вавилона". Это достаточная причина для его убийства.

Музыка Марли оказывала на людей большее воздействие, чем оружие и бомбы.

Боб Марли, одно его имя, его уникальный имидж, поощрение употребления конопли, материальная и моральная поддержка народно-освободительных движений в Африке и тот факт, что он стал миллионером - независимый радикальный растаман-миллионер с Ямайки! - все это представляло серьезную угрозу для североамериканского статус-кво и влиятельных политических лиц, собирающихся осуществить свои планы по установлению нового мирового порядка.


К 1980 году Боб Марли становится самым популярным исполнителем третьего мира, чье бесконечное влияние на умы людей росло с каждым днем.

А вот строчки из одной из самых известных его песен: "Пока цвет кожи будет иметь большее значение, чем цвет его глаз, - будет война… Пока будут существовать граждане «первого» и «второго сорта»… Пока подлые бесчеловечные режимы, терзающие наших братьев в Анголе, Мозамбике, ЮАР, не падут и не будут полностью уничтожены - быть войне…"

Да уж, вряд ли типы из ЦРУ могли пропустить это мимо ушей.
Боб был занесен в черные списки ЦРУ, и, как символ революционной борьбы третьего мира, был аккуратно "убран".

Но КАК - спросите Вы? Если Марли умер от рака, то как причиной смерти могло стать убийство?

По многочисленным рассказам близких людей известно следующее: 36-летнему Марли дали футбольные бутсы с куском медной проволоки, на которой находилась канцерогенная субстанция, заразившая его, когда он поранил палец. Когда Марли надел ботинки, то почувствовал резкий укол в ногу.

Ходят слухи, что это был Карл Колби, сын директора ЦРУ Уильяма Колби.

Сам Марли говорил, что менее чем через год после этого случая в его ноге образовалась меланома. А досье ЦРУ на Марли по сей день засекречено.

В британской газете Daily Star появилась сенсационная информация о том, что Центральное разведывательное управление причастно к смерти иконы регги, легендарного ямайского музыканта и исполнителя Боба Марли.

Марли в 1976 году пережил покушение, которое совершили трое преступников в его доме на Хоуп-роуд на Ямайке. Он умер в больнице Cedars Of Lebanon в Майами 11 мая 1981 года от редкой формы злокачественной меланомы, возникшей в 1977 под ногтем большого пальца его правой ноги. Боб, пишет музыкальный критик Марк Бомонт, впервые обнаружил меланому, играя в футбол в 1977 году, когда травма стопы причиняла ему острую боль. Со временем состояние певца только ухудшалось. Когда врачи обнаружили у Марли рак, ему посоветовали ампутировать палец ноги, но он отказался, так как по его религиозным убеждениям избавление от части тела считалось грехом.

Болезнь распространилась по всему телу к лету 1980 года. В последние месяцы жизни музыкант лишился своих знаменитых плетеных волос - дредов, ставших неотъемлемой частью его имиджа, и весил, будто малый ребенок. 21 мая 1981 года ему устроили государственные похороны, на которые съехались коллеги, друзья и поклонники со всего света. Марли похоронили возле часовни, недалеко от места, где он родился, а в гроб положили его любимую гитару "Гибсон".

Как и в случаях с другими выдающимися исполнителями, ушедшими из жизни в молодом возрасте (Марли было 36 лет), о его смерти сразу заговорили: что это было? Почему такой ранний уход? Появилась и теория заговора. Но все вопросы оставались без ответов. Подозревали, что ЦРУ устроило охоту на Марли за его откровенно левацкие взгляды, опасаясь, что когда он, обожаемый всей страной, станет президентом Ямайки, США вдобавок к Кубе получат еще один коммунистический остров в своем "подбрюшье". Предполагается, что именно "Фирма" стояла за покушением на Хоуп-роуд и, не сумев убить его в собственном доме, пошла еще дальше в использовании тайных средств расправы. По одной из версий, Карл Колби, сын покойного директора ЦРУ Уильяма Колби, якобы подарил Марли пару ковбойских сапог, и, когда Боб надел их, радиоактивная медная проволока, находившаяся внутри с радиацией на конце, уколола его палец, вызвав рак. По другой версии, Марли отравил некий Эсселс, который являлся бывшим офицером СС, работавшим с ЦРУ. Кстати, ученые в Третьем Рейхе еще на рубеже 1930-1940-х годов научились вызывать онкологические заболевания искусственным путем.

В своих песнях Марли негативно высказывался о методах ЦРУ

И вот теперь появилось новое признание. Находясь на смертном одре и понимая, что умирает, 79-летний Билл Оксли признался, что именно он заразил легенду редкой формой рака. Принцип тот же, что якобы применил Колби-младший. Только Оксли, прикинувшись журналистом "Нью-Йорк таймс" и напросившись к Марли на интервью, подарил певцу модные кеды "Конверс", в которых также находилась смертельная игла, уколовшая его палец. А дальше - несколько лет мучений, причем Оксли сказал, что помогал Бобу советами, а на самом деле, еще больше губил его здоровье. Экс-агент признался, что тогда ЦРУ ушло от тактики "взрывов и диверсий" и перешло на новые "формы работы", к которым относилось заражение неугодных лиц (тогда это были в основном деятели контркультуры) раковыми клетками. О себе Оксли сообщил, что работал в ЦРУ в течение 29 лет и, по его словам, часто использовался в качестве киллера, "устраняя лиц, которые считались представляющими угрозу интересам Соединенных Штатов". "Я был патриотом, я верил в ЦРУ, и я не сомневался в мотивации агентства - я всегда понимал, что иногда жертвы должны быть принесены для большего блага", - сказал старик на смертном одре. По его словам, с санкции правительства ЦРУ с 1974 по 1985 год якобы организовало убийство еще 17 человек по идеологическим мотивам.

Непонятно, почему британская газета решила именно сейчас сделать одной из главных тем своего номера историю, которая гуляет по интернету с начала этого года. Портал Fact Check ("Проверка фактов"), занимающийся доскональными расследованиями подобных сенсационных материалов, называет эту новость "фейковой". Признание Оксли впервые было опубликовано в интернете порталом Your News Wire.com. Это один из самых печально известных веб-сайтов фейковых новостей. Дальнейшее расследование показало, что человек по имени Билл Оксли не работал в ЦРУ. Журналисты Fact Check позвонили в больницу, но им сказали, что пациент по фамилии Оксли у них не лечился. Единственное упоминание его имени - это данная "сенсационная статья" в интернете. С момента ее публикации на сайте на материал не откликнулись ни ЦРУ, ни какие-либо родственники, близкие, коллеги источника сенсации. Хотя фото и даже видео материала, на котором запечатлен умирающий старик с капельницей в носу, обнародовано в интернете. Впрочем, этот возможный фейк не опровергает теорию странной смерти Боба Марли, чью память потревожили без всякого на то информационного повода. В 2014 году во время эксгумации останков легенды регги и их экспертизы действительно выяснилось, что его меланома появилась не из-за воздействия солнечных лучей, как считалось ранее. Скорее всего, Боба Марли действительно "отравили" вирусы и бактерии, искусственно вызвавшие у него рак.

С другой стороны, нужно ли было ЦРУ ждать целых четыре года, пока исполнитель, сблизившийся с радикальными движениями, уйдет из жизни? Ведь есть и другие вещества, воздействие которых, как и радиационное отравление, может быть более быстрым и эффективным.

Марли действительно не доверял ЦРУ и писал песни, критикующие разведывательное агентство, которое имело свои интересы на Ямайке и с начала 1970-х активно вмешивалось в выборы в этой стране. В рассказанной истории, впрочем, есть один важный момент. Невольно эта "фейк-сенсация" лишний раз подтверждает версию о том, что западные спецслужбы тайно отравляли людей опасными веществами. Тысячи солдат использовались в качестве "подопытных свинок" для испытания химических боевых средств в лаборатории британского Порт-Дауна, и эти "опыты" продолжались годами. В ходе пресловутого проекта ЦРУ под названием MKULTRA агенты проверяли воздействие на людей ЛСД. Во время работы над книгой о , где речь шла о странных болезнях Фиделя и президента Венесуэлы , умершего в рассвете сил от рака, автору удалось поговорить с экспертом, утверждавшим, что западные спецслужбы обладают технологией имплантации посредством лазера на расстоянии раковых клеток в тело неугодного человека. Как раз тогда, лет восемь назад, известные левыми взглядами главы государств Латинской Америки, не желавшие "плясать под дудку Вашингтона", заболели раком. В 2000-е годы онкологические заболевания были диагностированы у практически всех левых политиков, пришедших к власти в Латинской Америке, которые проводили политику, противоречащую доктрине Монро и интересам Вашингтона. Тогдашний президент Аргентины Кристина Киршнер заболела папиллярным раком щитовидной железы. До этого ее муж, президент Киршнер в возрасте 60 лет умер от рака кишечника. Рак груди обнаружили у Дилмы Русефф, в те годы возглавлявшей Бразилию. Экс-президент Бразилии Лула да Сильва заболел раком горла. У бывшего священника, или как его называли "епископ бедных", президента Парагвая Фернандо Луго обнаружили лимфому. Рак носа был диагностирован у президента Боливии Эво Моралеса, рак простаты у тогдашнего президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса Кальдерона. "Фидель предупреждал меня: "Чавес, будь осторожен. Эти люди уже изобрели технологию. Следи за тем, что ты ешь. Они могут подложить маленькую иглу и введут в тебя, что угодно". Я никого не обвиняю, я просто рассуждаю о возможных причинах того, что мы все одновременно заболели раком", - сказал тогда, за три года до смерти Уго Чавес.

А пока тайна смерти Боба Марли, похоже, так и остается неразгаданной.

Родился Боб Марли в ямайской деревне Найн-Майлс. Музыкой интересовался с детства, а после переезда в Кингстон стал развивать свои способности. Окончив школу, пошел работать слесарем. А в свободное время вместе Невиллом Ливингстоном и Джо Хиггсом занимался музыкой.

Первая песня в биографии Боба Марли была записала в 16 лет – «Judge Not». Затем в 1963 он организовал группу «The Wailers», музыка которой стала очень популярна в Ямайке. Но уже в 1966 группа распалась. После недолгой работы в США Марли вернулся на родину и восстановил группу.

Международная известность, наконец, пришла к «The Wailers» в 1972, когда был заключен контракт с компанией «Island Records» и вышел альбом «Catch A Fire». А в следующем году группа начала гастролировать по США. После того, как группу покинуло несколько участников, Марли дополнил состав женским трио и изменил название (на «Bob Marley And The Wailers»).

После мировых гастролей и громадной популярности биография Боба Марли стала известна как одного из лидирующих исполнителей в стиле регги (хотя группа играла также в стилях ска, фьюжн, калипсо). Также Марли поддерживал движение панафриканизма, был участником общественного движения растафарианства. Скончался Боб Марли от злокачественной опухоли 11 мая 1981 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку


Боб Марли умер 11 мая 1981 года. Он был легендой или даже больше. Мы знаем крайне мало людей, которые не любят Боба, а те, кто знает его, просто обожают. Уж больно он позитивный парень!

Сегодня мы немного расскажем про Боба Марли в фактах. Это будет напоминать систему FAQ.

Почему Боб Марли не стригся и не брился

Боб Марли родился на Ямайке, на зеленом острове. На карибских берегах зародились его религия - растафарианство - и его музыка - реггей. И теперь всякий уважающий себя ямайский негр старается быть похожим на Боба Марли.

Романтичная бухта Runaway bay - место высадки Колумба на Ямайку. Именно здесь каравеллы впервые пристали к берегу, и именно отсюда ушел последний испанец, когда англичане отобрали у них Ямайку. Сейчас остров, как поется в известной песне, «ничейный» и «бухта ничейная», развалины, ржавый сухогруз «Амазония», обшарпанная кафешка, которая неизвестно как называется - на стенах намалеваны разные слова: «Columb», «Sunny», «Runaway bay», «Selassie». И так же коряво, но крупно вырезано на деревянной двери: «Мерзкий, грязный, ужасный». «Селассие - тот, кто меня привел к такой жизни, он - тот, кто указал мне верную дорогу!» - реггей из кафешки разносится над бухтой. Поет, конечно, Боб Марли.

Хозяин откидывает дерюжный полог и выходит к посетителям. Волосы его похожи на клочья свалявшейся пакли, какой она бывает между бревнами старого деревенского дома. Он говорит медленно, слова трудно выходят через неподвижные пухлые губы, но все-таки он отвечает на все вопросы. Оказывается, этого негра-хозяина зовут Sunny, а залив Runaway - место, где мы находимся в данный момент времени, которое, впрочем, течет, как песок, ведь прошлого нет, а будущее еще не наступило. Селассие - эфиопский император, который однажды приезжал на Ямайку, для растаманов он пророк и наместник бога Джа.

Санни еще не растаман, он только готовится к принятию религии, обряды еще не практикует, не созрел. Он пока еще «дред-лакс» (dread lacks) - «спутанные волосы». Дреды для растамана - антенны в духовный мир, средство общения с богом. Санни никогда не расчесывает и не стрижет волосы, однако моет их и смазывает иной раз маслом. Моет не шампунями (по его мнению, это вредно), а отваром из листьев мыльного дерева.

Самую приятную обязанность растамана - курение ганджиба-са, ганджи (одно из наименований индийской конопли) - Санни выполняет регулярно. Скоро он откажется от мяса, начнет соблюдать обряды, войдет солдатом в построенную по военному принципу иерархию растаманов, и его пригласят на веселую сходку банануну. Знает ли Санни, что император Эфиопии Хайле Селассие умер? Знает. А знает ли, что его лично расстрелял из автомата друг Советского Союза товарищ Менгисту Хайле Мариам, а после приказал зарыть труп под полом своего кабинета? Нет, таких подробностей Санни не знает, но догадывается, что Селассие жил в роскоши и вел себя нескромно, и потому народ вполне мог обидеться. Такова жизнь, и пророки иногда умирают. Вот Боб Марли умер, а ведь он точно был пророк. Санни не хочет жить и умереть, как Селассие, он хочет жить и умереть, как Боб Марли.

Растафари - религия ямайских негров, близкая христианству в эфиопском варианте: шестиконечные звезды, царь Соломон, царица Савская. Главное отличие - экстерьер и дымок ганджи. Растаман носит вязаную шапочку трех эфиопских цветов - черного, красного и желтого, или таких же цветов берет под Че Гевару, или щегольской цилиндр с козырьком. Под шапкой скрывается копна паклеобразных нечесаных волос. К концу жизни иной растаман носит на голове пять а то и семь килограммов дредлоков. Но, странное дело, вы не увидите на Ямайке лысеющих растаманов. Наверное, опыт растаманов доказывает, что именно расчесывание и стрижка волос приводят к их потере. Желающие поспорить могут поинтересоваться у индийцев-сикхов, которые тоже не стригут волосы, есть ли среди них лысые. Сикхи, в отличие от растаманов, расчесывают волосы металлическим гребнем и покрывают свои шевелюры (или лысины) чалмой.

Растаманы обязаны соблюдать запреты: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак (только ганджу), не пить ром и вино, не употреблять соль, уксус, молоко, не играть в азартные игры. Поскольку бог Джа создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика - грех, в том числе стрижка и бритье.

Боб Марли был растаманом, поэтому не стригся, не брился и не делал всего остального, чего не велел ему делать его бог Джа.

Почему Боб Марли умер с косяком во рту?

Растафари - модная религия: потертые штаны, майки с Бобом, шерстяные джемперы, береты, дреды. За последние годы число белых поклонников растафарианства увеличилось многократно. Они есть повсюду: в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме. Достаточно растафари есть и в Москве. Курение марихуаны, свободный секс, реггей, принципиальная лень, танцующая походка - это как детская болезнь: не надо в школу ходить, лежишь себе в постели, читаешь книжку про пиратов, пьешь микстуру от кашля, ешь апельсин. Но на следующий день надоедает болеть, хочется во дворе гулять, да и в школу тоже пора.

Каждый ямаец со вкусом костерит американцев. Проклятые янки гоняют наркодельцов, чтобы бедным людям жизни не давать, а сами в Калифорнии выращивают в три раза больше ганджи, чем на Ямайке! Если ямаец ганджу не курит, то заваривает на ночь от бессонницы и вполне искренне считает, что табак убивает гораздо быстрее. Конопля - трава мудрости, так считают эти парни. По их преданию она выросла на могиле царя Соломона. А еще ганджа помогает от астмы и глаукомы! Но это они так считают, а мы как-то не сильно так думаем.

Может быть, астматиков на Ямайке и нет. Но вот мутных личностей с выморочными вытаращенными глазами много.

А Боб Марли был похоронен с косяком во рту.

Очень долго негры не приезжали в Эс-Сувейре по своей воле. Но вот в конце шестидесятых в Эс-Сувейре появился Джимми Хендрикс. По одной версии, его привлекли свежая красота города и желание основать Город Свободы, по другой - застучал сердце позвало его туда, где загубили его предков. Не будем забывать, что к этому времени друг Хендрикса Боб Марли уже стал растаманом и настойчиво предлагал всем неграм подумать о возвращении в Африку.

Марли отсидел полгода в американской тюряге за косяк, а в Марокко в те годы водилось вдоволь дешевого гашиша и не было никаких законов, запрещающих курить травку. Словом, вознамерился Джимми Хендрикс купить пару кварталов Эс-Сувейры и пригородную деревню для пляжного отдыха, и никаких препятствий у него не возникло: евреи, составлявшие примерно половину населения города, тысячами уезжали в Израиль, а арабское население не спешило заселять опустевшие дома. В кафе Rial Amadine Джимми Хендрикс курил гашиш, пил инжирную водку и сочинял песни, самая известная из которых - «Замок в песках”. Еще он играл на гитаре, причем не мог играть обыкновенным способом в волшебной Эс-Сувейре и потому перебрасывал гитару за спину, заламывал руки и своими длинными пальцами управлялся со струнами и за спиной. Когда ему наскучивало играть, он левитировал. Старший метрдотель Rial Amadine вспоминает, как мальчишкой он подсматривал за левитирующим негром, - и хорошо помнит, зачем врать: Джимми Хендрикс парил в нескольких сантиметрах над ковром.

Джимми упрашивал Боба Марли: приезжай к нам, брат, вместе воспарим над миром! Боб собрался, прилетел в Касабланку. Но в аэропорту его задержали: слишком много вез гашиша, несколько больших сумок. Ему сказали: «Зачем так много тащишь? У нас купишь лучший в мире - из города Ктема». А Боб в ответ: «Знаю я ваш гашиш, он парфюмом воняет». Еще он сказал: «Ктемский полцены не имеет против ямайского, и если человек привык курить ямайский ганджубас, ни на какой другой он его не променяет». Ему сказали: «Положим, ты прав, когда ты прав, но сейчас ты не прав, поэтому ополовинь запасы: половину мы у тебя отберем, а половину - из уважения к тебе - пропустим, вот такой компромисс мы допустим с нашей стороны». А Боб сказал: «Пропускайте всё, или я уеду домой». Он не был склонен к компромиссам, думал, с ним шутят, и допустил большую ошибку. Марокканцы отличаются от всех прочих арабов внешним спокойствием, поэтому в Марокко легко ошибиться: человек с виду спокойный, а на самом деле - разъярен и нервничает. Характер у марокканцев взрывной, причем никогда не знаешь, когда они взорвутся. Боб Марли перебрал с наездами, и его самого не пропустили, а родной гашиш отобрали. Вышло по марокканской пословице: «Упрямый бык всегда мутную воду пьет».

Потом Боб расстраивался, что не попал в Марокко. Там легко научиться левитации, тем более если ты негр. Вот Джимми Хендрикс быстро научился. Он поехал в Марракеш, там на площади перед мединой под треск кастаньет и вытье глухих дудок прыгают негры гнауа из таинственной секты акробатов. Танцоры так отчаянно вертятся, прыгают и выкрикивают сакральные слова, что к концу танца глаза у них закатываются, руки повисают плетьми. И тогда они садятся как будто отдохнуть - и впадают в настоящий религиозный транс. Одни бормочут что-то себе под нос, другие просто не шевелятся, третьи смотрят сквозь тела, навесы и стены и видят что-то, другим невидимое. В таком состоянии недолго и воспарить. Джимми и воспарил.

А Боба Марли завернули в аэропорту, поэтому он так и не научился левитировать.