Братья фантасты. Классики


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе. 1980-е Имя при рождении:

Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий

Псевдонимы:

С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий

Дата рождения: Гражданство: Род деятельности: Годы творчества: Жанр:

Научная фантастика

Дебют: Премии:

премия «Аэлита»

Произведения на сайте Lib.ru rusf.ru/abs

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович (28.08.1925 г., Батуми - 12.10.1991 г., Москва) и Борис Натанович (15.04.1933 г., Санкт-Петербург - 19.11.2012 г., Санкт-Петербург), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории.

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 г. в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса - предупреждение «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990).

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев : бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-1991), опубликованную в 1993 г. .

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 г. Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003).

Стругацкие являются авторами ряда киносценариев. Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин братьями были переведены с английского романы Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий перевёл с японского рассказы Акутагавы Рюноскэ, романы Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневековый роман «Сказание о Ёсицунэ».

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета [[(3054) Стругацкия|№ 3054, открытая 11.09.1977 г. в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

Очерк творчества

Первое заметное произведение братьев Стругацких - научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). По воспоминаниям, повесть «Страна багровых туч» была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором.

Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране. Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962).

Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения».

В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–1968), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма. Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972 г., Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в самиздате . Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях.

В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 г. по сценарию Стругацких.

В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох.

Последние романы Стругацких - «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) - свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия.

В ряде произведений Стругацких, отец которых был евреем, заметны следы национальной рефлексии. Многие критики видят в романах «Обитаемый остров» (1969) и «Жук в муравейнике» аллегорическое изображение положения евреев в Советском Союзе. Один из главных персонажей романа «Град обреченный» - Изя Кацман, в жизни которого сконцентрировались многие характерные черты судьбы галутного (см. Галут) еврея. Публицистически откровенная критика антисемитизма содержится в романе «Отягощенные Злом» и в пьесе «Жиды города Питера» (1990).

Стругацкие всегда считали себя русскими писателями, однако к аллюзиям на еврейские темы, размышлениям о сущности еврейства и его роли в мировой истории они обращались на протяжении всего творческого пути (особенно с конца 1960-х гг.), это обогащало их произведения нетривиальными ситуациями и метафорами, сообщало дополнительный драматизм их универсалистским поискам и прозрениям.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 г. продолжалось интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Собрания сочинений Стругацких

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 г., в результате чего в 1989 г. издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:

  • Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991-1994 гг. под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов ) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 г. В 1992-1994 гг. увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
  • Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 г. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 г. в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
  • Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк , Украина), реализованное в 2000-2003 гг. в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 гг.). Иногда его называют «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 г.), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 г. вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 г. - это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 г. оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 г. не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959 »).
  • Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 гг. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Библиография

Указан год первой публикации

Романы и повести

  • 1959 - Страна багровых туч
  • 1960 - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 г.)
  • 1960 - Путь на Амальтею
  • 1962 - Полдень, XXII век
  • 1962 - Стажёры
  • 1962 - Попытка к бегству
  • 1963 - Далёкая Радуга
  • 1964 - Трудно быть богом
  • 1965 - Понедельник начинается в субботу
  • 1965 - Хищные вещи века
  • 1990 - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 г.)
  • 1968 - Улитка на склоне (написана в 1965 г.)
  • 1987 - Гадкие лебеди (написаны в 1967 г.)
  • 1968 - Второе нашествие марсиан
  • 1968 - Сказка о Тройке
  • 1969 - Обитаемый остров
  • 1970 - Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • 1971 - Малыш
  • 1972 - Пикник на обочине
  • 1988-1989 - Град обреченный (написан в 1972 г.)
  • 1974 - Парень из преисподней
  • 1976-1977 - За миллиард лет до конца света
  • 1980 - Повесть о дружбе и недружбе
  • 1979-1980 - Жук в муравейнике
  • 1986 - Хромая судьба (написана в 1982 г.)
  • 1985-1986 - Волны гасят ветер
  • 1988 - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
  • 1990 - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

Сборники рассказов

  • 1960 - Шесть спичек
    • «Извне» (1960)
    • «Глубокий поиск» (1960)
    • «Забытый эксперимент» (1959)
    • «Шесть спичек» (1958)
    • «Испытание СКИБР» (1959)
    • «Частные предположения» (1959)
    • «Поражение» (1959)
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
    • «Путь на Амальтею» (1960)
    • «Почти такие же» (1960)
    • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
    • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания

  • 1955 - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 г.)
  • 1957 - «Извне»
  • 1958 - «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 - «Человек из Пасифиды»
  • 1959 - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 г.)
  • 1963 - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 г.)
  • 1963 - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 г.)

Экранизации

Переводы братьев Стругацких

  • Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова

Стоит ещё раз кратко рассмотреть, с какими видовыми условностями фантастики мы встречались у Стругацких:

А. Технологическая утопия классической жюль-верновской разновидности. В реалистично взятый мир современности вторгается фантастический элемент, который является основной целью описания – рассматриваемый серьёзно, полностью рациональный и правдоподобный. Писатели четко обозначают истинность его описания («Извне»).

Б. Пародия на этот тип утопии. В современную действительность вторгается фантастический элемент, с виду и формально он является основной целью описания. Мнимо описываемый как истина, как бы рационально и правдоподобно, на самом деле он очевидным образом иррациональный и сказочный. Противоречие между сутью фантастических мотивов и их формальной функцией в произведении и их трактовкой является источником комизма («Понедельник начинается в субботу», частично «Сказка о Тройке»).

В. Социально-технологическая утопия нового типа. Фантастические элементы разрастаются до размеров целого фантастического мира, соединяются в него. Как целое он является рациональным, правдоподобным, является основным субъектом авторского описания, выполненного как истинное. Стругацкие создали утопию начала коммунизма («Страна багровых туч» и т.д.) и развитого коммунизма («Возвращение»). Непоследовательной, неудавшейся пародией этой условности являются «Хищные вещи века».

Г. Современная НФ. Предварительно разработанный или же ad hoc спроектированный мир утопии уже является не главным субъектом описания, а фоном соответствующего действия – переживаний героев. Именно они являются главным носителем смыслов произведения. Фантастический элемент, из которого «складывается» фон действия, – правдоподобный, рациональный и реалистично описан (то есть так же, как фон действия в реалистических, исторических и современных повестях). Иногда он ещё сохраняет истинность или описан так, как будто сохраняет её. Произведения НФ наших авторов эксплуатируют или их коммунистическую утопию («Обитаемый остров» и т.д.) или неопределённый мир близкого будущего («Пикник на обочине»), а иногда находятся как бы «на полпути» между Утопией и НФ: «Трудно быть богом», «Далёкая Радуга» и др.

Д. Различные условности, нарушающие НФ, а именно:

1) формально прикидывающаяся НФ – мнимо выполняет её условности, но фантастические элементы, как используемые в качестве фона, так и составляющие центр действия, являются прежде всего аллегориями действительных, реальных жизненных явлений. Их аллегоричность может быть формально совершенно не подчёркнута («Гадкие лебеди») или явно выражена («Второе нашествие марсиан»);

2) кроме аллегоризации наступает определённое нарушение правдоподобности фантастичности. Например, посредством введения нарушений физики представленного мира, использования поэтики сна («Улитка на склоне», ч. II) или другим способом, как в «Попытке к бегству»;

3) перестаёт преобладать принцип и физической, и моральной правдоподобности, а фантастический элемент (исходно взятый из утопии) лишён и истинности, и самостоятельного, и даже аллегорического смысла. Действительность произведения носит тогда полностью условный характер, а его проблематика – чисто развлекательная. Я имею в виду случай «современной сказки» – «Экспедицию в преисподнюю», в которой Стругацкие почерпнули одновременно как из сокровищницы типичных мотивов коммунистической утопии, так и из американской классической «space-opera».

Произведениями «современного течения» (так же, как частично и повестью «Град обреченный», находящейся словно «на полпути» между этими произведениями и типами Д/1 и Д/2) Стругацкие совершили как бы диалектический поворот к началам своего творчества и одновременно – к утопической традиции научной фантастики. Снова фантастический элемент вторгается в реалистично представленный современный мир. Только теперь этот элемент не является субъектом описания, он не правдоподобный (самое большее, он сообразен общепринятым типичным мотивам научной фантастики) и даже не аллегорический. Его можно трактовать лишь как предлог, поскольку в этих произведениях, также, как и в условности НФ, главным носителем смысла произведения являются переживания героев, а не фантастический мотив. Такие повороты чаще всего означают создание чего-то нового. Можно интуитивно утверждать, что возникает явление, аналогичное магическому реализму, или поэтике абсурда, или же, например, условности «Мастера и Маргариты».

Этот вывод пока интуитивен, и неизвестно, чем всё это закончится. Идею должны бы подхватить другие творцы. Стругацкие, правда, уже один раз, на пороге своей писательской зрелости, «на свой страх и риск» совершили жанровый переворот, становясь – скажем открыто – настоящими архитекторами жанра НФ в советской литературе, до тех пор практиковавшей утопию. Такие творческие приключения являются уделом лишь самых выдающихся писателей...

Кратко о статье: Задайте любому любителю фантастики вопрос: “Кого из наших фантастов лучше всего знают и больше всего читают?”. Восемь из десяти ответят - братьев Стругацких. Стругацких читали всегда и будут читать еще долго. Уже при жизни они стали классиками фантастики, признанными не только у нас, но и за рубежом. И это не случайность, а вполне закономерный результат их истинного таланта и мастерства. В чем же секрет популярности и признания Стругацких?

ЗВЕЗДНЫЙ ТАНДЕМ

МИРЫ И КНИГИ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ

Задайте любому любителю фантастики вопрос: “Кого из наших фантастов лучше всего знают и больше всего читают?”. Восемь из десяти ответят - братьев Стругацких. Стругацких читали всегда и будут читать еще долго. Уже при жизни они стали классиками фантастики, признанными не только у нас, но и за рубежом. И это не случайность, а вполне закономерный результат их истинного таланта и мастерства. В чем же секрет популярности и признания Стругацких?

Начало

Первая книга братьев Аркадия и Бориса Стругацких - “Страна багровых туч” - вышла в конце пятидесятых. Тогда в авторах небольшого томика мало кто мог увидеть будущих властителей фантастических дум. Но уже эта книга, не свободная от недостатков, отличалась характерным для Стругацких обаянием. Трудно сказать, в чем оно. Может быть, в живых, ярких персонажах. А может, и в том, что авторы показали героизм (пусть и несколько картинный) не как одномоментное проявление храбрости и смекалки, а как ежедневную, тяжелую работу.

После этой повести стали появляться другие, все более талантливые и яркие. В начале творческой деятельности Аркадий и Борис Стругацкие отличались бешеной продуктивностью. За три года было издано пять их книг, и с каждой авторы поднимались на новую ступеньку писательского мастерства. Неудивительно, что армия поклонников Стругацких увеличивалась с каждым новым произведением братьев.

Несмотря на то, что братья Стругацкие не отличались столь гибельным для современных авторов пристрастием к сериалам, один крупный цикл в их творческом наследии выделить можно. Это так называемый мир Полдня, получивший свое название от сборника “Полдень, XXII век”. В цикл о Полдне входит полтора десятка книг Стругацких, описываемые события охватывают период с конца двадцатого по начало двадцать третьего столетий.

Книги цикла объединены, прежде всего, общим видением мира и сквозными персонажами, однако назвать их сериалом нельзя. Центральный персонаж одного произведения может мельком упоминаться в другом, и даже самый маленький рассказ вполне самостоятелен. Тематика входящих в цикл книг также разнообразна. Если в ранних произведениях Стругацкие описывали тяжелые будни космолетчиков и планетологов будущего, то в более поздних авторы обратились к этическим и общественным проблемам. А проблем этих в мире Полдня ничуть не меньше, чем в нашем, и порой они настолько остры, что безнадежно калечат психику, казалось бы, несгибаемых суперменов светлого будущего. А супермены ли они?

Герои коммунистического, доброго и светлого будущего практически ничем, за исключением некоторых моральных установок, не отличаются от наших с вами современников. Именно такой простой и естественный взгляд и породил неподдельный интерес к книгам Стругацких. Ведь до них попытки описать это самое будущее, пронизанное любовью и уважением к ближнему своему, были... скажем, не совсем удачны. И, хотя сами Стругацкие говорили, что мир Полдня - это мир-мечта, который вряд ли когда-нибудь состоится именно в том виде, в каком описан, но создан он так реально, что навсегда оставляет след не только в голове, но и в сердце читателя.

Мир Полдня

1. Страна багровых туч

2. Путь на Амальтею

3. Стажеры

4. Хищные вещи века

5. Полдень, XXII век (Возвращение)

6. Далекая Радуга

7. Трудно быть богом

8. Обитаемый остров

10. Парень из преисподней

12. Жук в муравейнике

13. Попытка к бегству

14. Волны гасят ветер

Романы и повести

Повесть о дружбе и недружбе

Понедельник начинается в субботу

Сказка о Тройке

Отель у “Погибшего альпиниста”

Второе нашествие марсиан

Пикник на обочине

За миллиард лет до конца света

Улитка на склоне

Град обреченный

Отягощенные злом, или Сорок лет спустя

Хромая судьба

Сценарии, пьесы

Дни затмения

Машина желаний

Пять ложек эликсира

Жиды города Питера

Рассказы

Шесть спичек

Спонтанный рефлекс

Чрезвычайное происшествие

Песчаная горячка

Бедные злые люди

Первые люди на первом плоту

Человек из Пасифиды

В наше интересное время

Забытый эксперимент

Частные предположения

Испытание СКИБР

Прогрессор - не агрессор?

Одной из наиболее интересных находок братьев Стругацких стала тема прогрессорства. Прогрессоры - организация ученых, которые исследуют жизнь иных, менее развитых цивилизаций и вмешиваются в исторический ход событий с целью... А вот с какой целью? На этот вопрос сами Стругацкие не дают однозначного ответа.

Впервые прогрессорство появляется в повести “Трудно быть богом”. Земляне, замаскированные под аборигенов, работают на планете “развитого феодализма” и стараются спасти лучших представителей тамошнего человечества от уничтожения, морального и физического. Однако любое физическое воздействие землянам запрещено, поэтому их деятельность не всегда удачна: на несколько спасенных приходятся десятки и сотни уничтоженных. Перед землянами со всей суровостью встает выбор: либо активно вмешиваться в ход событий, перекроить историю - либо остаться в стороне, наблюдая за гибелью великих ученых, художников и поэтов.

В романе “Обитаемый остров” главный герой, оказавшийся один на один с незнакомым и часто враждебным миром, решает эту проблему самостоятельно. И, как человек с вполне конкретной нравственной позицией, принимает очевидное для себя решение, которое приводит к непредсказуемым последствиям. Стругацкие как бы возводят нас на следующую ступень понимания: к чему могут привести действия, которые, казалось бы, являются единственно верными? Имеем ли мы право единолично решать чужие проблемы, пусть даже из принципов гуманизма?

В повестях “Жук в муравейнике”, “Волны гасят ветер”, “Парень из преисподней” тема прогрессорства просматривается, но отходит на второй план. Зато проявляется в “Попытке к бегству”. В этой книге братья Стругацкие, наверное, впервые ставят проблему социального прогрессорства во весь рост. Может ли и имеет ли право небольшая кучка людей, пусть и невероятно развитая технически, пусть и преисполненная самыми гуманными чувствами, изменить ход истории и заставить людей чувствовать себя людьми, а не скотами? Ответ остается открытым...

Фантастика настоящего

Остальные книги Стругацких - это отдельные произведения с собственными темами, мирами и героями. Именно эти романы и повести, пожалуй, самые сильные как по затронутым проблемам, так и по стилю. Стругацкие четко видят задачу каждого произведения и мастерски решают ее. Несомненна и острота проблем. Иногда Стругацким приходится прибегать к манере, доступной не каждому читателю. Например, “Улитка на склоне” написана в духе Кафки, такой же стиль письма виден в “Граде обреченном”. Иносказание - вообще сильная сторона братьев, часто помогавшая им обходить цензуру.

Одной из первых книг, которую можно отнести к фантастике нынешнего дня, стала самая известная повесть писателей - “Понедельник начинается в субботу”. Сами авторы назвали ее “сказкой для научных работников младшего возраста”. “Понедельник” - не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, это веселая, временами смешная до икоты история, написанная с использованием сказочного антуража. Между Научно-исследовательским институтом Чародейства и Волшебства и реальным миром нет никаких противоречий. В конце концов, любой ученый - немножко маг и чародей. Собственно, вся суть “Понедельника” заключается в названии. Это книга о людях, которым “...было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. ...Каждый человек - маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова ”.

За “Понедельником” последовали “Пикник на обочине”, “Град обреченный”, “Улитка на склоне”, “За миллиард лет до конца света”, “Отягощенные злом”, “Гадкие лебеди”. Тема прогрессорства, правда, в зеркальном отражении, вновь возникает в “Отеле у погибшего альпиниста”: инопланетные наблюдатели против своей воли вмешиваются в дела людей и трагически погибают.

В центре этих произведений братьев Стругацких - человек из нашего настоящего, отягощенный пороками современного мира, в силу разных причин стоящий перед проблемой выбора. Казалось бы, тема избитая, неоднократно исследованная в литературе, но Стругацкие придают ей новое виденье, помещая своих героев в условия фантастические и иррациональные.

О пользе классического чтения

Даже на фоне самой разнообразной современной фантастики произведения Стругацких так и остаются “первой свежести”. И во многом - благодаря таланту и мастерству братьев.

В каждой из своих книг, даже в ранних повестях из мира Полдня, братья Стругацкие пытаются показать читателю те причины, которые делают окружающий нас мир именно таким, какой он есть - сложным, противоречивым, а порой и отталкивающим. Но всякое их произведение заканчивается, тем не менее, на оптимистичной ноте. У Стругацких есть и кровь, и ужас, и фарс, и жестокая издевка, но вывод из всего этого следует далеко не трагический. Как раз напротив - Аркадий и Борис Стругацкие верят в силу разума и человеческого духа вопреки кошмарной действительности настоящего.

Но не только это послужило причиной их популярности и неподдельного интереса к их книгам. Стругацкие в полной мере обладают настоящим мастерством писателя, тем, что привлекает самую широкую аудиторию. Каждый найдет для себя в книгах братьев то, что ему близко. Сюжет в их произведениях выстроен таким образом, что, захватив, не отпускает до самой развязки. Впрочем, построить лихо закрученный сюжет по силам любому мало-мальски искушенному писателю. А вот вплести в канву повествования, наряду с увлекательными приключениями тела, не менее увлекательные приключения духа, построить связную картину мировоззрения персонажей, заставить их не столько махать мечами и кулаками, сколько напряженно думать, да еще и приправить эту смесь изрядной долей доброго юмора - это, увы, дано далеко не всем.

Есть еще одна сильная сторона Стругацких - многослойность их книг. Романы и повести братьев не устаешь перечитывать: всякий раз открываешь для себя что-то новое. А неоднозначная концовка большинства произведений позволяет мысленно поиграть с сюжетом, довести его до того логического конца, который наиболее близок тебе самому.

Жизнь братьев Стругацких

Самая известная фотография братьев Стругацких.

Старший из братьев, Аркадий Натанович, родился в Батуми в 1925 году. Почти сразу семья Стругацких переехала в Ленинград, где восемь лет спустя родился Борис Натанович. В годы Великой отечественной войны Стругацкие были эвакуированы, Аркадий призван в ряды вооруженных сил. Получив в военном институте диплом переводчика-япониста, он прослужил до 1955 года. В армии Аркадий начал писать рассказы и переводить японских авторов. Литературная жизнь Аркадия Стругацкого началась после демобилизации: он работал в редакции “Реферативного журнала”, в издательствах “Детгиз” и “Гослитиздат”.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета и несколько лет проработал по специальности - астрономом в Пулковской обсерватории. После выхода нескольких книг братьев они были приняты в Союз писателей СССР и смогли всецело посвятить себя литературе.

Братья Стругацкие - лауреаты многочисленных премий, как литературных, так и фантастических. Особое место в наградном списке занимают премии “Аэлита” и “Великое Кольцо”, премия Жюля Верна (Швеция), приз “За независимость мысли” (Великобритания). Именем братьев Стругацких назван один из астероидов в Солнечной системе.

Аркадий Натанович Стругацкий скончался в 1991 году. Борис Натанович в настоящее время руководит семинаром молодых писателей- фантастов, а также редактирует журнал фантастики “Полдень. XXI век”. Официальная интернет-страница писателей находится по адресу www.rusf.ru/abs .

* * *

Значение творчества Стругацких трудно переоценить. Во-первых, на их книгах выросло целое поколение читателей, которые не только впитали идеи братьев, но и стали истинными ценителями хорошей фантастической литературы. Во-вторых, Стругацкие послужили творческим детонатором для следующего поколения писателей, многие из которых учились у Мастеров напрямую, на семинарах и слетах писателей-фантастов. И, наконец, в-третьих. Вы можете себе представить поклонника фэнтези, не читавшего “Властелина колец”? И я не могу. Поэтому если вы не просто балуетесь фантастикой время от времени, а считаете себя настоящим ее поклонником, то прочитать Стругацких вам просто необходимо. В конце концов, это просто невероятно интересно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Аркадий и Борис Стругацкие

2. Стругацкие меньше фантасты, больше социологи

3. Социальное предвидение братьев Стругацких

4. Утопия в ранних произведениях и антиутопия в более поздних произведениях братьев Стругацких

5. Проблемы литературы как социальный выбор в произведениях братьев Стругацких

6. Возможность творчества и творческой работы для каждого

7. Двоякопонимаемая роль прогрессора в произведениях братьев Стругацких

8. Вопрос ответственности общества в произведениях братьев Стругацких

Заключение

Список используемых источников

Введение

Социальная фантастика - произведения, в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей.

Ранние произведения Стругацких («Страна багровых туч», «Стажеры») рассказывают о героических экспедициях космонавтов. Однако в этих книгах техническая достоверность в описании космических полетов, характерная для «твердой фантастики», сочеталась с романтическим вымыслом об устройстве соседних планет, наряду с детальной научно-технической базой прослеживается наибольший интерес к человеку.

Постепенно, проблема социума все более и более захватывают произведения Стругацких. Более поздние вещи («Град обреченный», «Хищные вещи века», «Улитка на склоне», «Второе нашествие марсиан») пронизывают проблемы, не менее значимые, чем проблемы сегодняшней цивилизации. Это, так называемые антиутопии, братья Стругацкие учат: как не должно быть.

В итоге, сознательная недосказанность в некоторых произведениях братьев Стругацких создает ощущение тайны, дает возможность «доосмыслить» произведения индивидуально каждому читателю.

1. Аркадий и Борис Стругацкие

Стругацкие Аркадий Натанович (1925 - 1991) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы.

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал редактором.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета, работал в Пулковской обсерватории.

Совместную литературную деятельность братья начали в 1957.

В 1959 - 60 выходят в свет их первые научно-фантастические повести "Страна багровых туч", "Путь на Амальтею", сборник рассказов "Шесть спичек", вызвавшие огромный интерес читателей.

Уже первые научно-фантастические рассказы и повести Стругацких ("Страна багровых туч", 1959, и др.) отмечены вниманием к внутреннему миру героев, "реалистичностью" деталей, юмором.

Разрабатывая преимущественно жанр социально-философской фантастики (цикл новелл "Возвращение", 1962; повести "Попытка к бегству", 1962; "Далекая Радуга", 1964; "Хищные вещи века", 1965; "Обитаемый остров", 1971), который в творчестве Стругацких нередко приобретает черты сатирического гротеска ("Второе нашествие марсиан", 1967, и др.), авторы отстаивают гуманистический идеал прогресса во имя человека, предостерегают против бездуховного "благоденствия", выступают против любых форм порабощения, размышляют о роли личности в обществе, об ответственности перед будущим.

Каждое новое произведение, появляющееся в печати, было большим событием для многочисленных почитателей фантастики в нашей стране.

Невероятной популярностью пользовались повести "Пикник на обочине" (лег в основу знаменитого фильма

А. Тарковского "Сталкер"), "Отель "У погибшего альпиниста" (экранизирована Г. Кромановым на "Таллиннфильме" в 1979).

Один из последних романов - "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" (1988).

Некоторые произведения Стругацких (повесть "Улитка на склоне", 1966-68) вызвали критику и споры в печати. Произведения Стругацких переведены на иностранные языки.

2. Стругацкие меньше фантасты, больше социологи

Аркадий и Борис Стругацкие -- наиболее известные русскоязычные фантасты в мире. Ранние произведения (“Страна багровых туч”, “Извне”, “Путь на Амальтею”, “Шесть спичек”, “Стажеры”) представляют собой почти классическую научную фантастику, характерную для своего времени. Однако, помимо стандартных сюжетов и научно-фантастического реквизита в их повестях есть что-то еще, что и заставляет употребить слово «почти». Здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т.п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон. Стругацкие меньше фантасты, больше социологи.

Они пишут романы, в которых герои оказываются одинокими среди людей. Их фантастика предельно социальна и неотъемлема от вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего жителей Земли. Стругацкие используют выдуманные ситуации для анализа социального развития общества и для исследования человеческой души, главным объектом для писателей всегда является Человек, и прежде всего его духовный мир.

Характерно, что все чудеса техники и достижения науки в книгах Стругацких запоминаются куда меньше, чем сами люди, их характеры, отношения. Проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях, очень актуальны, несмотря на то что действие большинства их романов и повестей происходит в далеком будущем.

Вечные темы литературы - безмерное одиночество человеческого существа, заблудившегося в гуще ему подобных, испытание главных человеческих качеств, чести и достоинства в экстремальных ситуациях, - являются и для Стругацких ключевыми.

Стругацкие, чем дальше, тем больше в своих произведениях уходят от технократии сначала к социологическому моделированию, а потом к биологическому моделированию. Начиная с “Волны гасят ветер” и даже с “Жука в муравейнике” - все больше и больше идет крен в биологию, последняя вещь Аркадия Натановича “Дьявол между людей” - это биология и социология. биография стругацкий писатель фантастика социальный

3. Социальное предвидение братьев Стругацких

Произведение братьев Стругацких “Хищные вещи века” - это критика современного нам тогда общества, со своими удивительными социогенетическими, социопсихологическими предвидениями, которые есть в этой вещи. Это, своего рода,социальное предвидение. Это Жюль Верн, но не в электричестве, не в электротехнике, не в астронавтике, а в социологии, в социогенетике, в социопсихологии.

Стругацкие -- великие экспериментаторы. Они берут героя и бросают его в нестандартные обстоятельства. От планеты Венера до “Града обреченных”. Или наоборот: берут супермена и помещают его в обычное общество. В средневековье или в социалистическую действительность с пропагандистскими вышками. Речь идет об “Обитаемом острове”, где писатели пророчески объединили психотронный излучатель в одном здании с телевизионными и радиотрансляторами. Собственно, они подразумевали теле- и радиопередачи советского периода с их наглой и примитивной пропагандой. Но то, что происходит теперь, в десятки раз опаснее коммунистической жвачки.

Многочисленные приемы СМИ (средств массовой информации) только на первый взгляд безобидны. Их задача -- отучить человека мыслить самостоятельно, превратить в обывателя. А потом скармливать ему примитивную литературу, примитивные кино- и видеофильмы, примитивные зрелища и примитивную политику. Не дай Бог, если обыватель попытается заглянуть ниже верхушки айсберга, под которой находится истинная суть вещей и действий! Впрочем, обыватель этого сделать и не попытается.

4. Утопия в ранних произведениях и антиутопия в более поздних произведениях братьев Стругацких

Утопии и антиутопии - жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество устройства будущего, выражающее воззрение автора. В антиутопиях - полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.

Жанр утопии значительно старше жанра научной фантастики, и слился с ним лишь в последнее столетие.

Одна из известных ранних вещей Стругацких “Полдень. ХХII век”, описывает светлое будущее Земли, солнечный полдень человечества. Почти утопия!

Однако более поздние произведения братьев Стругацких уже не назовешь утопией. Выясняется, что в этом безоблачном мире полно своих проблем, не менее значимых, чем проблемы сегодняшней цивилизации. И, самое главное, авторы не считают это неправильным. Развитие человечества, прогресс, не может быть беспроблемным. Вопросы и проблемы остаются, они просто меняются.

В нескольких произведениях Стругацких упоминаются цивилизации, сознательно отказавшиеся от прогресса, тормозящие его. “Это ужасный тупик!” - так говорит о подобной цивилизации планеты Тагора один из героев “Жука в муравейнике” Экселенц. Миры Стругацких не исчерпываются солнечным ХХII веком. В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Однако в сюжетно связанной с “Понедельником…” “Сказке о Тройке” сказочная ирония превращается в злую сатиру.

Действие других, особенно поздних, произведений разворачивается в более или менее реальной действительности (“Отель “У погибшего альпиниста”, “Пикник на обочине”, “За миллиард лет до конца света”). В “Пикнике…” в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность жизни и в других книгах.

В некоторых повестях и романах события разворачиваются вообще непонятно когда и где (“Гадкие лебеди”, “Второе нашествие марсиан”, “Улитка на склоне”, “Град обреченный”). Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса? “Второе нашествие марсиан”, “Хищные вещи века” и, особенно, “Град обреченный”, в котором проводится чудовищный социальный Эсперимент, звучат весьма пессимистично и выглядят классической антиутопией. Как пишет Б.Стругацкий, задачей романа было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиции твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами». Это не просто критика конкретного социального строя и не только сатира на мещанское общество, людскую приземленность, эгоизм и просто глупость. Это нечто большее, это пример того, как не должно быть. В этом и есть смысл антиутопии.

5. Проблемы литературы как социальный выбор в произведениях братьев Стругацких

Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, -- это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился русской литературой с незапамятных времен, и Стругацкие не могли обойти его стороной. Наиболее остра эта проблема в уже упомянутой повести “Жук в муравейнике”. Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Авторы не дают ответа на этот вопрос. Выбор был сделан, но правильно ли -- решать нам.

Одна из важных черт поздних Стругацких -- отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель, причем возможны самые разные варианты. Вопрос о жизни и доверии приходится решать полицейскому инспектору из “Отеля “У погибшего альпиниста”. Можно ли рискнуть общей безопасностью и поверить инопланетянам, сохранив им тем самым жизнь? Здесь встает еще один важный для литературы вопрос выбора между долгом и чувством.

Вопрос выбора важен почти для всех героев Стругацких. Принципиальный выбор должен сделать герой “Пикника на обочине” сталкерРэдрикШухарт, человек далекий от идеала, один из миллиардов. Счастье для себя или для всех? Скорее всего, выбор будет верным. “Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!” -- этой молитвой Шухарта заканчивается повесть.

Малянов, герой повести “За миллиард лет до конца света”, тоже стоит перед мучительной дилеммой. Что важнее для него, ученого с одной стороны, и просто человека - с другой: вклад в прогресс науки (человечества) или безопасность своих близких. Для Стругацких вопрос выбора в такой ситуации далеко не однозначен. Для них ученый и любой творческий человек -- единственный двигатель прогресса.

6. Возможность творчества и творческой работы для каждого

Возможность творчества и творческой работы для каждого -- одно из важнейших достижений будущего Стругацких. “Разве бывает неинтересная работа?” -- искренне удивляется молодой герой повести “Попытка к бегству” Вадим. Лев Абалкин из “Жука в муравейнике” рискует жизнью ради свободы, причем не абстрактной свободы, а свободы творчества. У героев повести “Понедельник начинается в субботу” (говорящее название!) нет выходных дней, так как работать им интереснее, чем отдыхать. Настоящий гимн творчеству, звучащий, впрочем, вполне обыденно, слышится в словах Вечеровского, персонажа повести “За миллиард лет до конца света”: “Когда мне плохо, я работаю. Когда мне скучно жить, я сажусь работать. Может быть, существуют другие рецепты, но я их не знаю”. В самой знаменитой повести Стругацких “Трудно быть богом” чуть ли не открытым текстом сказано, что историю движут люди творчества, а не воины и политики.

7. Двоякопонимаемая роль прогрессора в произведениях братьев Стругацких

Повесть “Трудно быть богом” чисто внешне блестящая смесь фантастики и историко-приключенческого романа с явными элементами того, что сейчас называется “фэнтези”, однако идея повести значительно глубже, чем кажется на первый взгляд.

По замыслу с “Трудно быть богом” связан ряд других вещей Стругацких: “Попытка к бегству”, “Парень из преисподней”, “Обитаемый остров”. В них Стругацкие вводят понятие Прогрессора, человека Земли, ускоряющего прогресс отсталых внеземных цивилизаций.

По понятиям Земли, Прогрессор действует во благо, но стоит ли даже во имя прогресса лишать человечество его истории, искусственно ускоряя развитие? И не менее важное: может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком? Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести “Трудно быть богом” богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его. Нельзя осчастливить против желания, нельзя единым махом осчастливить всех. В связи с этим интересен эпизодический персонаж “Понедельника…”, некий СаваофБаалович. Один величайший маг в истории, не могущий реально совершить никакого чуда. Объясняется это очень просто: совершенное чудо не должно навредить абсолютно никому, а такого чуда придумать не может даже величайший маг.

“Исторические” повести объединяет еще одно. О каких бы планетах не шла речь, мы понимаем, что это наше прошлое, даже кое в чем наше настоящее. Не случайно герой “Попытки к бегству” Саул возвращается в прошлое, где его ждет смерть. Он понимает, что его дело там.

Идея прогрессорства у Стругацких имеет и обратную сторону. Они моделируют ситуацию, в которой какая-нибудь могучая цивилизация может заниматься прогрессорством по отношению к землянам. Так возникает цивилизация Странников, могущественная и непонятная, а поэтому потенциально опасная. Действительность оказывается понятнее, но страшнее.

8. Вопрос ответственности общества в произведениях братьев Стругацких

В повести “Волны гасят ветер” виновником непонятных и пугающих событий оказываются не таинственные Странники, а само развивающееся человечество.Человечество само должно отвечать за свои поступки и не вправе ожидать помощи или даже советов свыше. Вообще, заинтересуем ли мы Вселенную? В повести “Извне” человека просто не заметили. Однако надежда на Вселенную все же есть. Сложный и опасный диалог с ней происходит в “Пикнике…” Может быть, Зона поможет людям, если они будут людьми. В конечном итоге все зависит от нас самих и от нашего выбора.

Стругацкие предупреждают, что последствия деятельности человека могут стать необратимыми, и прекрасное будущее (и будущее вообще) может так и не наступить. Вспомним погубленную экспериментами планету Радуга (“Далекая Радуга”), разоренный Саракш после ядерной войны (“Обитаемый Остров”), уничтоженную планету Надежда (“Жук в муравейнике”). Кстати, в истории Надежды остается неясным вопрос, спасли ли пресловутые Странники население экологически загаженной планеты или освободили планету от загадившего ее населения.

Стругацкие придумали даже слитую с природой цивилизацию Ковчега (“Малыш”) как возможный вариант развития. Такова же цивилизация разумных киноидов Голованов, чье развитие ушло во внутренние способности мимо техники (“Жук в муравейнике”).

Заключение

После прочтения книг братьев Стругацких может сложиться разное мнение о правоте тех или иных героев. Но один вывод очевиден: надо доверять друг другу, видеть в каждом доброе начало. И наверное, не всегда надо рассуждать с позиций железной логики, но стоит прислушиваться и к себе, к своей совести, к своему сердцу.

Стругацкие не пессимистичны. Они предлагают выход даже в самых критических ситуациях. В “Гадких лебедях” его ищут и находят дети как наименее испорченная часть человечества. В “Хищных вещах века” у детей есть шанс начать строить жизнь заново и добраться до прекрасного завтра. Важно понять это сегодня, пока еще не стало поздно. Это и есть основная идея произведений братьев Стругацких.

Было бы справедливо закончить реферат выдержкой из статьи Юрия Чернякова:

« И вот тут мы можем начинать говорить, что если фантастика - это литература, скажем, второго сорта, изучающая будущее технократическое, технологическое - это подход Казанцева, а литература изучает человека, как говорил Горький, «типическое в типических обстоятельствах», то писатель Аркадий и Борис Стругацкие - это нормальный, современный, гениальный писатель, изучающий человека методами, в частности, так, как это делал Булгаков. Лев Николаевич Толстой изучал это путем дачи исторической панорамы, Ги де Мопассан изучал это путем дачи этнографо-социологического среза, так же, как почти все французы XIX-XX веков. Стругацкие дают это путем фантастики. Если мы берем предметом литературы изучение, исследование, понимание человека, высшей нервной деятельности, то есть эго в социуме и эго наедине с эго, это уже будет у нас и Достоевский, это у нас будет Джойс, это уже будет Кафка, то есть это уже весь экзистенционализм, то Стругацкие - это писатели, изучающие... люди с современной методологией, ученые... » Юрий Черняков

Список и спользуемы х источник ов :

1. Интернет.

2. Интернет, Википедия.

3. Статья из интернета Юрия Чернякова.

4. Произведения А.Н. и Б.Н. Стругацких:

· “Страна багровых туч” (1959);

· “Путь на Амальтею” (1960);

· “Шесть спичек” (1960);

· “Стажеры” (1962);

· “Хищные вещах века” (1965);

· “Гадкие лебеди” (1967);

· “Жук в муравейнике” (1979);

· “Малыш” (1971);

· “Обитаемый Остров” (1969);

· “Далекая радуга” (1963);

· “Извне” (1960);

· “Трудно быть богом” (1964);

· “Попытка к бегству” (1962);

· “Парень из преисподней” (1974);

· “Пикник на обочине” (1972);

· “Понедельник начинается в субботу” (1965);

· “Сказке о Тройке” (1968);

· “За миллиард лет до конца света” (1976);

· “Отеля “У погибшего альпиниста” (1970);

· “Второе нашествие марсиан” (1967);

· “Улитка на склоне” (1966);

· “Град обреченный” (1975);

· “Полдень. ХХII век” (1962);

· “Волны гасят ветер” (1985);

· “Дьявол между людей” (1990-91);

· “Отягощенные злом, или Сорок лет спустя” (1988).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация фантастических жанров. Проблема технократической утопии в советской фантастике на материале творчества братьев Стругацких. Технократическая утопия как жанр. "Мир Полудня" братьев Стругацких как пример отечественной технократической утопии.

    реферат , добавлен 07.12.2012

    Наделение вымышленности глубокого философского смысла - один из признаков русской социальной фантастики. Анализ сказочно-мифологической основы научных фантастических литературных произведений. Сказочные элементы романа Стругацких "Улитка на склоне".

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Положительное прогнозирование и негативное видение будущего СССР в работах В.Н. Войновича, В.О. Пелевина, И.А. Ефремова, Г.Б. Адамова, братьев Стругацких. "Пророческая" тенденция в ярких фантастических произведениях русских и советских авторов XX века.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2017

    История создания повести и оценка творчества братьев Стругацких. Необходимость изображать будущее правдиво, учитывая все главные процессы, происходящие в обществе. Фантастические картины в повести и реальность, принципы изучения художественного мира.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2012

    Утопия в произведениях поэтов древности. Причины создания утопии. Утопия, как литературный жанр. "Утопия" Томаса Мора. Человек в утопии. Стихотворение Боратынского "Последняя смерть". Антиутопия как самостоятельный жанр.

    реферат , добавлен 13.07.2003

    Хронофантастика, альтернативно-историческая научная фантастика. Биография и творческий путь американского писателя-фантаста Айзека Азимова. Социальная проблематика в романе "Конец вечности". Краткий анализ произведений писателя, отзывы и рецензии.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Иррациональность и несправедливость общества в романе "1984" Оруэлла. Уильям Голдинг, становление его творчества. Теория и практика "эпического театра" Б. Брехта. Появление утопического жанра. Особенности жанра антиутопии, модернизма, экзистенциализма.

    шпаргалка , добавлен 22.04.2009

    Е. Замятин как один из крупнейших русских писателей XX века: анализ творчества, краткая биография. Рассмотрение социальной проблематики произведений писателя. Характеристика особенностей индивидуального стиля Е. Замятина, общественно-политические взгляды.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2012

    Фантастика как жанр художественной литературы. Виды, приемы создания фантастического. Сравнительный анализ произведений М.А. Булгакова "Собачье сердце", "Дьяволиада" и Э.Т.А. Гофмана, С.М. Шелли "Франкенштейн". Элементы фантастики в этих произведениях.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Научная фантастика: генезис и эволюция жанра. Антиутопия второй половины XX века: новый этап развития. Трансформация жанра антиутопии в романах Э. Берджесса. "Заводной апельсин": от протеста к смирению. "Вожделеющее семя": мир под угрозой абсурда.

Имя братьев Стругацких хорошо известно многомиллионной армии поклонников научной фантастики. Удивительный мир, созданный на страницах их произведений, неизменно привлекает и завораживает читателей. Эти яркие, талантливые произведения стали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) видные прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, лидеры сов. НФ 1960 1980 х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов,… …

Русские писатели братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях … Большой Энциклопедический словарь

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) российские писатели. Братья. А.Н. японист, Б.Н. звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960 1980 х жанре… … Новейший философский словарь

СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в… … Русская история

Русские писатели, братья, соавторы. Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в… … Энциклопедический словарь

Стругацкие - Аркадий Натанович Стругацкий. СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (родился в 1933). Научно–фантастические рассказы и повести. Социально–философская фантастика, с элементами гротеска, о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели фантасты за рубежом (на нач. 1991 х гг. 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр.… … Большая биографическая энциклопедия

Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико… … Большая советская энциклопедия

Стругацкие - СТРУГÁЦКИЕ, рус. писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (р. 1933). Проза в жанре социально филос. науч. фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе:… … Биографический словарь

Книги

  • Братья Стругацкие , Володихин Дмитрий Михайлович, Прашкевич Геннадий Мартович. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной…
  • Братья Стругацкие , Володихин Д., Прашкевич Г.. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной…