Что можно готовить и есть в третью неделю великого поста. Крестопоклонная - третье воскресение великого поста

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

3-я неделя Великого Поста – КРЕСТОПОКЛОННАЯ...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8, 34).

Третье воскресенье Великого поста и следующая за ним седмица называются «крестопоклонными», так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. В субботу на всенощном бдении из алтаря выносится особый предназначенный для поклонения Животворящий Крест и полагается в центре храма. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона, выражая этими поклонами сознание своей греховности и недостоинства перед Богом. Крест будет находится в середине храма для поклонения в течение недели до пятницы, тогда перед литургией совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь. У верующего человека, соблюдающего пост, может возникнуть два очень серьёзных греховных помысла, ради победы на которыми и выносит Святой Животворящий Крест Господень. Первый помысел – это искушение гордыней, когда сердце верующего человека, взирая уже на половину пройденного пути Великого Поста, может все его духовные победы и успехи приписать лично себе, а не Богу. Второй помысел – искушение отчаянием, когда слабая человеческая душа, полагающаяся только на свои личные силы и стремления, вдруг осознаёт, что вторую половину пройти ей уже не по силам. Именно тогда Церковь и благословляет выносить Крест Господень, чтобы ободрить изнемогающих от поста и укрепить постящихся к продолжению подвига. Побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему.

Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды. Почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, - все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а САМОМУ ХРИСТУ, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас. Христос, после страшных страданий добровольно умер за нас, грешных людей. Случается, что люди умирают за родину, за родных, за ближнего, но чтобы кто нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага..., а Господь умер добровольно, именно, за грешников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, что каждый из нас не только воскреснет в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни чистой, христианской. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Святитель Феофан Затворник выделял 3 вида крестов: внешние, внутренние и духовно-благодатные. Внешние он считал самыми многосложными и разнообразными. Они встречаются на каждом шагу нашей жизни: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, оскорбления, обиды. Они слагаются из горькой участи земного пребывания, у кого-то меньше, у кого-то больше. Преподобный Серафим Саровский говорит: Есть скорби - есть спасение. Ропот уничтожает крест. Крест даётся по силам, поэтому терпи искушения во очищение грехов. Спасение ныне только через терпение скорбей. Взять крест» - это значит безропотно вынести все, что постигнет нас. Поклоняясь св. Кресту Христову мы думаем о кресте каждого из нас. Бывает очень трудно нести свой крест, иногда человек изнемогает под тяжестью своего креста. Что тогда делать? Кто или что тогда поможет? По настоящему, пожалуй, только одно. Надо мысленно встать перед св. Животворящим Крестом Христовым и сказать: да будет воля Твоя, да будет Твоя св. воля во всем и до конца!И станет тогда человеку легче и в несении своего креста. Он уже будет не один. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь. Материал подготовила на основе открытых православных источников



Тропарь Креста, гл. 1:
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Креста, гл. 7:
Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, на тыя бо найде преславный соуз, древо Крестное, смертное жало и адова победа прогнася, предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

«Крест – хранитель всей вселенной,
Крест – красота Церкви,
Крест – верных утверждение,
Крест – Ангелов слава и демонов язва»
(Из службы на Воздвижение Креста)

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Светлом Христовом Воскресении. Священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона с пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Износимый на середину храма для поклонения Крест Господень - это наше воинское знамя, которое выносится, чтобы воодушевить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над собственными страстями, для укрепления к дальнейшему прохождению подвига поста.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским Древом Жизни. По толкованию Церкви, Крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и благим древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Святый Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу завершении чтения «Часов».

ИСТОРИЯ
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хозрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хозрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов, дабы получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Число мирян, решившихся пройти путь воздержания в период Великого Поста , постоянно растет, однако множество людей настолько не уверены в своих силах, что боятся даже начинать. Возможно, кто-то, прочитав меню первых двух недель, поймет, что воздержание перед Пасхой при послаблении для мирян доступно каждому христианину.

Эта статья для мирян, которые уже начали воздержания и тех людей, кто только присоединился к постящимся.

Третья неделя - Крестопоклонная

Питание третьей недели Великого Поста ненамного отличается от меню второй недели, разнообразие приготовленной пищи зависит от фантазии хозяйки.

Ограничение в выборе продуктов носит скорее духовный, чем физический подтекст. Усмиряя свою плоть, человек вспоминает Страсти Христовы , подвиг Его любви, при этом наполняется верой и силой дальнейшего воздержания.

В третью седмицу Великого Поста святая Церковь особенно концентрирует внимание верующих на спасительном Кресте. В воскресенье третьей недели всенощное бдение сопровождается выносом Животворящего Креста, о котором вспоминают православные всю предшествующую Крестопоклонную седмицу.

Третья неделя знаменует собой середину пройденного пути. Уподобившись путнику, верующие отдыхают от трудной дороги в тени Креста, путь постящихся направлен в Небеса, в Новый Иерусалим.

Господний Крест заменяет знамена, выносимые перед царем при возвращении с победой со сражения. Животворящий Крест - символ Христовой победы.

Крест является щитом православных, крестное знамение на челе - главное отличие христиан от неверных.

Крест показывает путь к Воскресению, без Него не было бы Воскрешения Иисуса . Честный и Животворящий Крест является символом Христа. Поклоняясь Распятому Иисусу, тем самым мы преклоняем свою душу перед Творцом.

Как сбалансировать питание третьей седмицы согласно правилам Церкви

Согласно установленным требованиям к питанию Великого Поста, в третью неделю воздержания также под запретом употребления продуктов животного происхождения, растительные масла разрешены только по выходным. Не рекомендовано употребление рыбы.

Организм постящихся людей уже адаптировался к новому питанию. При сбалансированном меню воздержание проходит без приступов голода. В организме человека появляется легкость, теперь дольше звучат молитвы и прошения к Богу.

Питание третьей недели Великого Поста - сухоядение через день , начиная с понедельника, но в меню воскресенья появляется натуральное красное виноградное вино, разбавленное водой.

Для наполнения организма витаминами и минералами следует регулярно устраивать перекусы орехами и сухофруктами, которые параллельно будут снижать чувство голода.

Напоминаем, что держать пост могут только здоровые православные, для больного человека и людей преклонного возраста следует подобрать индивидуальное питание, которое должен утвердить духовный наставник и врач.

О питании в другие недели поста:

Понедельник

Переходить снова к сухоядению после «вкусного» воскресенья трудновато.

  • На завтрак первого дня третьей недели Великого Поста рекомендуем приготовить овсянку с быстро разваривающимися хлопьями, залитую яблочным или апельсиновым соком с добавлением свежих кусочков яблок, груш и орешков.
  • Суши из кабачков удивят самых стойких мясоедов.

Суши из кабачка

Ингредиенты для приготовления уникального блюда:

  • кабачок - 250 г;
  • нори - 1-2 листа;
  • миндалевый орех - 2- 3 шт.;
  • 1 перец болгарский;
  • 1 авокадо;
  • 1огурец;
  • 1 морковка;
  • зелень;
  • мед, сок лимона по 1+/2 ч.л., перец, соль по вкусу.

Процесс приготовления

Для того чтобы создать роллы правильно формы, можно использовать бамбуковый коврик, на который укладывается пищевая пленка или новый целлофановый пакет.

Натереть на крупной терке мякоть кабачка, отжать и измельчить до состояния риса. Добавить специи и морковь, порезанную корейской соломкой, далее измельчить смешать с кабачком.

Остальные овощи разрезать продольными кусками, удобными для завертывания в середину суши.

Кабачковую массу с морковкой разложить на листе нори, лежащем на пленке, по краю выложить овощи и завернуть все в роллы, которые следует протереть водой для лучшего склеивания краев. Заворачивая роллы, плотно утрамбовать смесь, чтобы при разрезании она не разваливалась.

Через 10 минут после приготовления роллы разрезать на кусочки шириной 3 - 4 см, выложить на тарелку, посыпать семенами кунжута и подать к обеду.

  • Ужин первого дня третьей недели - приготовить салат из соевого сыра тофу, помидора, огурца и перца, порезанные кусочками и приправить все специями и орешками.

Вторник

Перловка - очищенный ячмень, уникальная каша, содержащая массу полезных веществ и энергетического материала. Перловку открыли англичане и дали ей название - перлы, по-другому - жемчужины.

  • На завтрак готовится перловая каша с подливой.

Предварительно замоченные зерна перловки быстрее сварятся.

Пока готовится каша, надо сделать подливку из лука, моркови, 1 зубчика чеснока и брокколи, которые слегка следует залить водой, добавить специи и ½ ст.л. муки и тушить на медленном огне 20-25 минут.

За это время перловка сварится. Выложить кашу на тарелку и залить подливой.

Перловка с овощами

  • В обед пища должна быть более сытная. Вареная фасоль, тушенная с красным перцем, луком с добавлением томата, прекрасно утолит голод. К этому блюду подаются бутерброды с огуречной массой, смешанной с чесноком.
  • Ужин: картофель, запеченный в мундире и салат из квашеной капусты с клюквой.

Среда

  • Завтрак второго дня сухоядения на этой недели легко начать с бутербродов с авокадо, помидорами и огурцами, которые немного приправить солью и посыпать орешками или семечками.

Бутерброд с авокадо

На обед готовится «рыбный» рулет, для приготовления которого понадобится:

  • 1 свекла;
  • 1 морковь;
  • 2 шт. лука;
  • 100г морской капусты;
  • 100г шампиньонов;
  • авокадо.

Свеклу, морковь натереть на крупной терке, 1 луковицу мелко порезать и замариновать в уксусе с сахаром.

«Рыбную» начинку приготовить в блендере, смешав морскую капусту, грибы, авокадо, лук, при необходимости добавить пару ложек воды. Посолить по вкусу.

Приготовление рулета выполняется по принципу суши, с использованием бамбукового коврика и пищевой пленки, на которую слоями выкладываются подготовленная смесь свеклы, моркови и лука. Четвертый слой «рыбный». Аккуратно заворачивается рулет, который в пленке отправляется на полчаса в холодильник.

Вкусный обед готов.

  • На ужин сухоядения прекрасно подойдет «живое» печенье, приготовленное заранее.

Пол-килограмма проросшей в течение двух суток пшеницы перемолоть с 100 г смеси из перемытого, просушенного изюма, кураги, инжира.

Сформировать печенье, которое обильно посыпается кунжутом и оставляется высыхать на листке бумаги вблизи теплого места.

Сок, настой и «живое» печенье - прекрасный витаминизированный ужин.

Проросшая пшеница - кладезь витаминов и минералов, необходимых для укрепления нервной системы. Во время стрессов и нервных нагрузок это блюдо - находка для организма.

О посте в православии:

Четверг

  • Завтрак - гречневая, рассыпчатая каша, к которой подается луковая подлива.

На медленном огне в небольшом количестве воды с добавлением специй тушится лук с добавлением чеснока и специй.

Салат из свежей капусты с морковкой разнообразит завтрак.

  • На обед четверга подойдет густой красный борщ, сваренный на грибном бульоне.

Маленький секрет. Свеклу натереть на мелкой терке и добавить в борщ, когда картофель, капуста и морковь полностью сварятся, посолить поперчить, приправить пол-чайной ложечкой лимонного сока.

Борщ на грибном бульоне

При подаче на стол добавить зелень, подать с бутербродами со свежими овощами.

Приготовленное на горячей воде заварное тесто будет эластичным, только не надо «забивать» его, мукой.

Пятница

Вся строгость Великого поста проявляется в пятницу, день, когда Иисус претерпел страшные страдания.

Каждый постящийся самостоятельно выбирает себе продукты на этот день, сводя до минимума прием пищи.

Салаты с хлебом, перекусы из орешков и сухофруктов помогут достойно пережить этот день.

Суббота

Только прожив неделю без растительного масла, начинаешь по-настоящему ценить его.

  • Завтрак

Оладьи на дрожжах с повидлом или вареньем. Чай.

Овощной суп на фасолевом бульоне.

Котлеты из овсянки с луком.

Котлеты из овсянки с луком

  • Ужин.

Кукурузная каша с грибной подливой.

Воскресенье

При желании в этот день разрешено принимать немного красного вина, разбавленного водой.

  • Завтрак

Пельмени с грибами.

Пельмени с грибами

Суп-пюре из цветной капусты с авокадо, сухарики.

Салат из огурцов с помидорами.

Картофельные зразы с начинкой из тушенной квашеной капусты.

Поклонение Кресту продолжается следующие семь дней.

Посмотрите видео третьей неделе Великого Поста

Третья седмица Великого поста носит название Крестопоклонная неделя. Фото главного её символа - украшенного цветами креста - вы видите на этой странице. Крестопоклонная неделя как бы подводит итог первой половины нелёгкого пути. В пятницу на вечерней службе из алтаря торжественно выносят для всеобщего поклонения празднично украшенный крест. Он будет находиться посреди храма на аналое до пятницы следующей, 4-й недели Великого поста, напоминая о приближающейся и Пасхе.

Крест - символ искупительной жертвы

Начиная разговор о том, какое значение имеет для православных христиан Крестопоклонная неделя, необходимо дать ответ на вопрос, почему именно крест, то есть орудие мучения, выбран в качестве объекта поклонения.

Ответ вытекает из самого смысла крестных страданий Спасителя. На нём была принесена Его искупительная жертва, открывшая повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего.

Христианское учение о спасении

Христианское учение свидетельствует о том, что для спасения повреждённой первородным грехом человеческой природы Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, обрёл все элементы, свойственные ей. Среди них страстность (способность ощущать страдания), тленность и смертность. Безгрешный, Он вместил в Себе все последствия первородного греха, чтобы в муках на кресте исцелить их.

Страдания и смерть были ценой такого исцеления. Однако в силу того, что в Нём неслитно и нераздельно сочетались две сущности ― Божественная и человеческая ― Спаситель воскрес к жизни, явив собой образ нового человека, избавленного от страданий, болезней, и смерти. Следовательно, крест ― это не только страдания и смерть, но, что очень важно, Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.

История праздника поклонения кресту

Традиция эта родилась четырнадцать веков назад. В 614 году Иерусалим был осаждён персидским царём Хосрой II. После длительной осады персы захватили город. Среди прочих трофеев они вывезли Древо Животворящего Креста, хранившееся в городе с тех пор, как оно было найдено Война продолжалась ещё много лет. Объединёнными силами с аварами и славянами персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Божьей Матери. Наконец, ход войны переменился, и персы были разгромлены. Эта война продолжалась 26 лет. По её окончании главная христианская святыня ― Животворящий Крест Господень ― была возвращена в Иерусалим. Император лично внёс его на руках в город. С тех пор каждый год праздновался день этого радостного события.

Установление времени празднования

В тот период порядок великопостных церковных служб ещё не был установлен в своём окончательном виде, и в него постоянно вносились некоторые изменения.

В частности, вошёл в практику перенос праздников, выпадавших на Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. Традиция, по которой Крестопоклонная неделя стала по счёту третьей неделей поста, сохранилась до нашего времени.

В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, то есть новообращённых, которых было намечено на Пасху. Весьма целесообразным считалось начинать их наставление в вере с поклонения кресту. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы его встречаются в некоторых ковчежцах.

Особенности церковной службы в дни праздника

Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются.

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.

Логика такого построения проста. Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в страдания и воскресение были слитны, и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.

Крестопоклонная неделя ― это своего рода «предпразднственный» праздник. Она служит наградой для всех, кто достойно прошёл первую половину Великого поста. Обстановка в этот день, хотя и менее торжественная, чем на но общий настрой тот же.

Особое значение праздника в наши дни

Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― приобрела особенно важное значение в наши дни. В евангельские времена, когда казнь на кресте считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы, далеко не все были способны принять в качестве Мессии человека, пришедшего в столь смиренном облике, разделявшего трапезу с мытарями и грешниками и казнённого на кресте между двух разбойников. Понятие жертвенности ради других не умещалось в сознании.

Безумцем нарекли они Спасителя. И не таким же безумием в наши дни кажется проповедь самопожертвования ради ближних? Не поставлен ли во главу угла лозунг, призывающий к обогащению и достижению личного благополучия любыми доступными путями? Вопреки исповедуемой ныне религии обогащения, неделя 3-я Великого поста ― Крестопоклонная ― напоминает всем о том, что величайшей добродетелью является жертва, принесённая ближним. Святое Евангелие учит нас: то, что мы делаем для ближнего, мы делаем для Бога.