Что относится к художественной культуре. Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая


1. Художественная культура как особая область культуры

Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры

Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры

Список использованных источников


Введение


С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Художественная культура личности выступает, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.


Художественная культура, как особая область культуры


Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает:

·функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

·народно-художественную культуру;

·массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;

·элитарную художественную культуру;

·художественные субкультуры регионов,

·профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

·художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье , ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются . Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале , т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства.

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве , т.е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени , то увидим, что её главные функции - обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства.

Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.


Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры


Культура охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно.

Первоначально художественная культура не выделялась сколько-нибудь определённо из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей.Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это влекло за собой всё более отчётливое выделение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов:

) художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей;

) художественного потребления, организующего восприятия произведении искусства;

) художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми кискусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия - например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и т.д. Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление - это конкретно-историческая форма организации восприятия публикой художественных творений, то есть самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства.

Критика является важным элементом художественной культуры, призванным решать две задачи:

) связывать творцов искусства с публикой, помогая ей понимать содержание произведений и ощущать их истинную ценность;

) связывать художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества - политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя к искусству предъявляемые ему обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки «искусства для искусства».


Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры


До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия. художественный искусство культура

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального их взаимное отождествление? Возможность эта объясняется тем, что человек есть такое животное, бытие которого не спонтанно - активное, а деятельностное . Необходимо, чтобы накапливаемый человечеством опыт отделялся от самих людей, приобретал самостоятельное предметное существование, т.е. опредмечивался, что позволяло сохранять в объективированном, отторгнутом от самого человека - и поэтому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, ценности и умения. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, человек же оказывается соответственно трехсторонним - био - социокультурным существом.

Таким образом, культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности

качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека , не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных , - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека , ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности , служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства;

Культура имеет, следовательно, три модальности:

  • человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;
  • процессуально-деятельностную , в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;
  • предметную , в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система

Задачи современной культурологии, основанной на системно-диалектическом подходе к бытию, истории, культуре, состоит в том, чтобы преодолеть все эти односторонние модели мировой культуры и выработать такую ее историко- теоретическую модель, которая в согласии с богатством фактов и учитывая сущностные различия локальных цивилизаций (западных и восточных, христианской и мусульманской и т.д.), выявило бы логику историко-культурного процесса, единого для человечества, при всем разнообразии конкретных форм, в которых он протекает .

Для достижения этой цели нужно исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы и общества. Первые имеют эпизодический, но катастрофический характер на протяжении истории культуры - скажем, мировое оледенение, изменение климата в Африке, потоп, погубивший Атлантиду или гибель помпейской культуры в результате извержения вулкана и т.п. В целом же изменение в природе происходят столь медленно, что на динамике культуры они не сказываются. Другое дело - изменение общественных отношений, социальной структуры, хотя их темп намного отличается скорости преобразования культурных форм, последние испытывают прямые воздействия трансформации общественных структур, экономической и политической жизни.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы . Поскольку культура - не простой конгломерат рядоположенных форм деятельности, не их механическая сумма, но целостная, системное образование, целостность ее обеспечивается связью всех составляющих культуры подсистем и элементов, т.е. структурной данной системы . Это значит, что изменение культуры как целого обуславливаются тем, как меняется и содержание разных ее подсистем, компонентов, и их соотношение, т.е. удельный, вес каждого в целостной жизни культуры.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры , т.е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Художественная деятельность - эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчлено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и детству человечества свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.

Искусство как плод художественной деятельности тем самым запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой принадлежит и которую представляет - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.


Список литературы:


1.Брюсов В. О искусстве. - М., 1975.

.Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2002.

.Культура и культурология: Словарь / Под редакцией Кравченко А.И. - М., 2003.

.Коростелёв Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.

.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2003.

.Петров М.К. История европейской культуры традиции и её проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

совокупность худож. ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в об-ве. В качестве синонима К. х. иногда употребляется понятие «искусство». Характер и уровень развития К. х. определяется в конечном счете социально-экономическим развитием об-ва. Как отмечали основоположники марксизма, известные различия в стиле творчества Рафаэля, Леонардо да Винчи и Тициана были обусловлены разделением труда, сложившимся в Риме, Флоренции и Венеции того времени. Вместе с тем они неоднократно подчеркивали относительную самостоятельность развития К. х. и даже несоответствие определенных периодов ее расцвета с прогрессом об-ва в целом: «Например, греки в сравнении с современными народами, или также Шекспир» (Маркс К-, Энггльс Ф., т. 46, ч. I, с. 47). В К. х. входят, одновременно определяя ее специфику: совокупность наличных худож. ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития К. х.; комплекс худож. ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею (напр., иск-во эпохи Перикла - Греция V в. до н. э.; иск-во эпохи Хэйан - Япония Х в., К. х. пореформенной России XIX в.); набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах (напр., «Шицзин» в Китае), кодифицированных в поэтиках («Поэтика» Аристотеля - IV в. до н. э., «Чит-ралакшана» - одна из древнеинд. поэтик I-II в, н. э.), декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе худож. творчества (напр., метод романтизма у иенских романтиков, реалистический метод в трудах рус. революционных демократов, метод социалистического реализма в публикациях Горького); группы непосредственных творцов худож. ценностей - художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (напр., прерафаэлиты в Англии, «Могучая кучка» в России), творческие союзы; понимающая и ценящая иск-во публика, контингент к-рой в зависимости от социально-классовой структуры об-ва может ограничиваться «са-лоном» илисовпадать с народом; система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание иск-ва. К. х. неоднородна по своей социальной и худож. ориентации. В худож. плане в ней можно выделить классический, популярный и девиантный (отклоняющийся) уровни. Их соотношение весьма подвижно. Так, импрессионизм из девиант-ного («салон отверженных») перешел в классический фонд совр. европ. К. х. В антагонистических об-вах собственно худож. ориентация находится в сложном переплетении с социально-классовой и религиозной, что придает К. х. весьма противоречивый характер. Ключ к пониманию социальной разнородности К. х. дает ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре. К- х.- составная часть, ядро культуры эстетической, через к-рую и включается в систему общественных отношений. Однако между ними нет тождества. Они не совпадают ни по составу, ни по функциям, ни по темпам развития. Далеко не всегда выдающиеся явления К. х. становятся достоянием совр. ей эстетической культуры. Так, полотна У. Тернера, предвосхитившего достижения пленэра, современники не считали иск-вом. С др. стороны, К. х. не всегда отвечает назревшим эстетическим потребностям об-ва. Это образно выразил Маяковский: «Улица корчится безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать». Оптимальное отношение между К. х. и эстетической культурой предполагает развитые в об-ве эстетические потребности (Потребность эстетическая) и высокий потенциал К- х., призванной удовлетворять их. К. х. обладает свойствами открытой и закрытой системы. Свои образы, сюжеты, идеи она черпает в жизненном мире и в нем же находит смысл своего существования. Как только связь с миром прерывается, иск-во вырождается (декадентство, изощренная, но безжизненная «игра в бисер», по образному определению Г. Гессе). Однако для того чтобы К. х. была функциональной по отношению к об-ву, она должна обладать известной автономией, что необходимо для накопления и совершенствования ее идейно-эстетического потенциала. Для совр. буржуазной эстетики характерны либо абсолютизация автономии К- х., переходящей в эзотеризм «мира иск-ва», т. е, его обращенность лишь к «посвященным», элите (Ортега-и-Гасет, Дж. Дики), либо ее растворение в повседневной жизни, приводящее к стиранию различий между ними. Марксистско-ленинская эстетика, выявляя и оценивая общественную роль и задачи К. х., всегда исходила из ее специфического положения в об-ве. Разви

вая идеи Маркса по проблемам культуры, Ленин подчеркивал необходимость бережного отношения к К. х., к худож. интеллигенции, ее творческой деятельности. Следуя этой ленинской линии, КПСС видит одну из задач своей культурной политики в обеспечении широкого простора для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных форм, стилей и жанров литры и иск-ва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Художественная культура

одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Изучением Х.к. традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), истор. науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич., историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных "внутрихудож." ракурсах познания. Осн. акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренч. и творч. проблем искусства, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее целостное представление об искусстве формировалось в осн. эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты Х.к. (социал., функциональные, коммуникативные и пр.), так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций "духовного производства", противопоставляемого материальному. Существ. сдвиг в научном понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры (см. Семиотика, Культурная семантика), интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а феномен худож. Образа как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позволило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ. мере художественно-критич.) оценок явлений искусства к более объективированным научным исследованиям признаков и параметров Х.к. Со своей стороны серьезный вклад в объективизацию подходов к изучению Х.к. внесла Антропология, рассматривавшая вопросы генезиса и социальных функций худож. деятельности у архаич. сооб-в. В последние десятилетия появились также работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.), существенно расширившие ракурс понимания этого феномена в его социально-интегративных и регулятивных функциях. С культурологич. позиций Х.к. структурно включает в себя подсистемы: собственно худож. творчества (как индивидуального, так и группового); его организационной инфраструктуры (творч. ассоциации и организации по размещению заказов и реализации худож. продукции); его материальной инфраструктуры (производств. и демонстрационные площадки); худож. образования и повышения квалификации (включая практику творч. конкурсов); организованной рефлексии процессов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и пресса, разл. области научного искусствознания); эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству); реставрации и сохранения худож. наследия; техн. эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции утилитарного предназначения); художественно-творч. самодеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд иных подсистем более частного порядка. Содержат. ядро Х.к. – искусство (включая худож. лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств. аспекта их взаимодействий), порождения и селекции специфич. ценностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич. имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведения (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами), имеющих в конечном счете дидактич. предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей. Фактически искусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации), выстроенных т. о., чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств., этич., эстетич. и иных проблемах, к-рые актуализируются в данном произведении. При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц. переживание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом "обучают" его на этом примере, вызывают в нем стремление к подражанию полюбившимся ему образам и образцам (т.е. рекомендуемым эталонам). В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд. познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целостном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленными акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к социальной деструкции и разобщению людей). Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит. мере связаны, во-первых, с нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в худож. образах. В этой функции Х.к. коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич. ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте реальный социальный опыт человеч. взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств. опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий. Это ведет к существ. расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни об-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся наиболее массовым распространением (в системы массового образования, средств массовой информации, в инструментарий полит. агитации и пропаганды и т.п.). И в-третьих, важнейшей функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоративном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные жанры изобразит. искусства. И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Х.к. были заложены уже в самом истор. происхождении этого явления. В этой связи необходимо отметить, что худож. деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творчество и мастерство) имеют разл. генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн. характеристики Х.к. как целостности. Худож. деятельность зародилась еще в верхнем палеолите (40 тыс. лет тому назад) как элемент магико-ритуальной религ. практики (изобразит. и динамич. имитация способов и объектов охоты, символика культа детородных функций женщин и т.п.), из разного рода этикетных церемоний и способов обучения молодежи практич. навыкам охотничьей и иной социальной жизнедеятельности (в устной и демонстрац. формах, превращавшихся также в обрядовые действия). Так или иначе, но речь шла прежде всего о разл. имитационно-игровых формах поведения или изобразит. фиксаций их значимых сущностей. И на протяжении почти всей истории человечества вплоть до конца средневековья худож. деятельность являлась преимущественно отраслью, "обслуживавшей" религ., полит., образоват. и иные социальные функции, выделившись в самостоят. сферу деятельности лишь к началу Нового времени. Даже эпоха античности не являлась в этом смысле исключением, хотя особенный антропоморфный характер античных религий и их атрибутики порождает иллюзию о преобладании светских черт в Х.к. того времени. Искусство же как особый тип деятельности, отличающейся творчески-инновативным методом производства продукции, повышенным мастерством исполнения и выраженными индивидуально-авторскими чертами каждого продукта, являющегося по определению уникальным, не подлежащим вариативному воспроизводству произведением, родилось преимущественно из ремесла в эпоху становления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. С началом социального расслоения об-ва, с появлением категории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повышенным качеством, красотой и иными уникальными характеристиками, выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с характерными признаками авторского стиля исполнителя. Процесс постепенного сближения и слияния этой ремесленной, декоративно-прикладной деятельности с практикой собственно худож. длился на протяжении многих веков, пока не образовался тот синтез худож. образа и ремесла (мастерства!) его исполнения, к-рое называется искусством в совр. понимании этого слова. Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию действительности, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями "социального заказа" (в т.ч. худож. модой), выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком практич. спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.; внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и принципами формирования худож. образов, основанными на исторически сложившихся традициях (академизм), воспроизводимыми прежде всего "классич." худож. образованием, определяемыми на творч. конкурсах, и пр.; философией искусства, формулирующей его осн. эстетич. категории, и т.п. Х.к. – одна из наиболее динамичных в изменчивости своих форм областей культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон., полит. и иных условий жизни сооб-ва и связанных с ними колебаний "социального заказа" и рынка спроса на ту или иную худож. продукцию. Будучи одним из наиболее новаторских направлений в области форм создаваемой продукции, Х.к. одновременно остается и одной из наиболее традиц. сфер культуры в вопросах социально-нравств. содержания произведений, ориентированных на "вечные ценности" человеч. бытия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и социальных интересов людей и вытекающих из этого нравств. проблем их межличностного взаимодействия, что выражается в искусстве в такого же рода устойчивости большого числа "типовых" фабульных коллизий, "кочующих" сюжетов, "вечных" образов и тем. Как и иные специализир. области культуры, Х.к. социально стратифицирована. Ее первонач. разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением еще более узких зон худож. практики: религ., аристократич. (элитарной), детской (для детей), военной (для военных), тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в. развивается и такое своеобр. явление, как массовая Х.к., в к-рой на вполне проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое содержание, а худож. образы и формы редуцируются к интеллект. и эстетич. уровню самого непритязат. потребителя. Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу преимущественно индивид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам решал все организац., техн. и иные проблемы (у крупных мастеров ситуация несколько облегчалась наличием учеников, на к-рых возлагались разл. подсобные функции), то в течение Нового и новейшего времени Х.к. постепенно превратилась в развитую индустрию изготовления худож. продукции, обеспечение и реализацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне являющейся одним из наиболее наукоемких производств. Следует заметить, что Х.к. при любых типах обществ. устройства всегда существовала преимущественно по законам свободного рынка, развиваясь в условиях жесткой творч. конкуренции и "продавая" свою продукцию, как правило, по ценам, регулируемым объективным уровнем спроса. Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит. идейно-пропагандистскую эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей. Проблема взаимоотношений художника и власти всегда была высокоактуальной в культурах многих народов и порождала феномен "андеграундного" искусства, не признаваемого властями и доминирующими обществ. предпочтениями. Совр. Х.к. постиндустр. стран – одна из наиболее развитых и высокодоходных индустрий социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольклорного искусства (или, точнее, перемещения практики непроф. худож. творчества из сельской в городскую социальную среду и постепенного слияния этого явления с элементами городской массовой культуры) в Х.к. в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально обусловленных жанров к иерархии уровней коммерч. рентабельности тех или иных худож. феноменов (как "высокого", так и "низкого" жанров). Подобное социальное переструктурирование Х.к. связано прежде всего с формированием нац. Х.к. – явления, не встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к. характерна прежде всего отсутствием выраженных границ социальной стратифицированности субкультурных явлений, опр. уровнем худож. эрудированности и приобщенности к нац. худож. ценностям практически всех членов сооб-ва, что в конечном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к. Существ. роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования произведений искусства и их дистанционная трансляция электронными СМИ. В целом, хотя в культурной жизни постиндустриальных стран в последние десятилетия наблюдается опережающее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рентабельной с т. зр. потребит. спроса, "классич." направления Х.к. остаются вполне актуальной областью культурной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и инкультурирующие функции в полном объеме, соответствующем объективным социальным потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе "классич." жанров Х.к. представляются малообоснованными. См. также Массовая культура, Элитарная культура, Фольклор. Лит. : Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож. культура и просвещение России XX века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 ? выступает как особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживание и тому подобное). Художественная культура имеет, как правило, изобразительный характер.

Вводные замечания

Термин художественная культура означает как совокупность художественных ценностей, так и всю систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали, невозможно понять художественную культуру той или иной эпохи. Среди духовных ценностей по своему содержанию можно выделить научные, нравственные и художественные. Художественная культура (или искусство) имеет особое значение, так как она воздействует на его внутренний мир и на разум человека.

Культура формируется на основе бережного сохранения лучших элементов старого, путем создания нового культурного богатства в процессе творчества. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. а потому требует бережного отношения к ней. Вместе с тем национальные культуры взаимодействуют между собой, взаимообогащая друг друга. Результатом такого взаимодействия становятся общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы.

Замечание 1

Художественная культура включает в себя несколько подсистем: собственно художественного творчества, его организационной и материальной структуры, художественного образования, эстетического воспитания и просвещения, реставрации и сохранения художественного наследия и некоторые другие.

Искусство

Содержательным ядром художественной культуры является искусство (включая художественную литературу), которое является одним из главных механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумулирующее это знание и социальный опыт людей, порождающее и отбирающее специфические ценностные установки бытия людей и актуализирующее эти ценности, представляя их в художественных образах.

Замечание 2

Искусство создает проекцию мира воображаемых реалий, представленных так, чтобы заострить внимание людей на нравственных, эстетических или других проблемах, описываемых в данном произведении.

Эти проблемы изображаются в эмоционально окрашенной форме, они должны вызвать ответное эмоциональное переживание воспринимающего, соотнесение самого себя с предметом переживания. Искусство в отличие от других форм познания мира тяготеет к образному отображению жизни и познанию ее при помощи создания комплексных моделей, в которых противопоставлено позитивное начало негативному.

Функции художественной культуры

  1. Основные социокультурные функции художественной культуры связаны прежде всего с обобщением социального опыта людей, на основе которого происходит формирование эталонных образцов ценностно-нормативного поведения. Это во многом связывает художественную культуру с религией и философией, однако реализация подобных задач происходит специфическим способом.
  2. Кроме того, они выполняют задачи социализации и инкультурации личности, внедрения ее в систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения, существующих в обществе. Функция такого рода делает искусство одним из главных инструментов регулирования социальной жизни общества, способствует использованию его элементов при воздействии на сознание людей тех форм культуры, которые отличаются наиболее массовым распространением.
  3. И, наконец, еще одной функцией художественной культуры является создание эстетически организованной среды обитания людей, наполненной эталонными образцами художественно-культурных ценностей, порожденных искусством. В этом случае искусство начинает смыкаться со сферой материального производства и строительства; в результате их взаимодействия появились жанры монументального искусства, архитектура, прикладное искусство, дизайн.

План.

    Художественная культура и искусство.

    Функции и виды искусства.

    Направления, течения и стили искусства.

Тема 4.1. Художественная культура и искусство.

Художественная культура - это совершенные, соответствующие принятым в обществе стан­дартам, занятия искусством и способствующие его функционированию и развитию.

Художественная культура - это занятия общества, группы, индивида искусством, по поводу его и в связи с ним. Первая деятельность подразделя­ется на создание искусства, которое вместе с исполнительским мастерством часто называется художественным творчеством, и на потребление его. Вто­рая деятельность состоит из создания, познания и распространения информа­ции об искусстве. Третья заключается преимущественно в функциональном использовании искусства, например, в художественном обустройстве быта и оказания художественного влияния на разные области жизни. Следовательно, художественная культура не сводится к занятиям искусством, не ограничива­ется художественной деятельностью. Искусство всего лишь её сердцевинная, центральная часть. Важной деятельностью является усвоение различной ин­формации об искусстве, которая просвещает людей о нём, делает их художе­ственно эрудированными, серьёзно помогает им в восприятии искусства.

Обычно людей, только знающих об искусстве художественно куль­турными не считают. Но можно ли им отказать в этом? Тем более что таких, действительно, немало. Думается, нет. Но что касается полноты их художе­ственной культуры, то она, безусловно, оказывается ограниченной. Это вы­текает из разницы занятий искусством, в том числе потребления его, и дея­тельности по поводу искусства, состоящей в получении информации об ис­кусстве и обмене ею с другими людьми. Первая осуществляется ради того, чтобы испытать особое переживание - эстетическое удовольствие, а вторая -ради пополнения знаний об искусстве и лучшего его постижения.

Особенность художественной культуры, отличие её от других культур определяется спецификой искусства. Последнее представляет собой ве­ликий симулякр - имитацию реальности. Однако в отличие от других симулякров, искусство предстаёт не как подражание фальшивым образцам, эрза­цам, а как результат такого удвоения действительности, который несёт о ней художественную правду. Поэтому и стандарты художественной деятельно­сти особые, они предписывают людям пребывание не в реально существую­щем, а в художественно изображённом мире, в котором необходимо симуля-кративное мышление и соответствующие действия.

Художественная культура - это не только профессиональная, но и любительская художественная деятельность людей, которой они предаются в свободное время. Поэтому субъектами художественной культуры являются не только те, кто профессионально занимается искусством, но и все люби­тельски изготовляющие и потребляющие его люди.

Художественная культура у отдельных людей не бывает своей, а яв­ляется результатом приобщения их к какой-то из существующих в обществе художественных культур. Это выражается в наличии у человека обществен­ных, групповых художественных взглядов. Выбор человеком художествен­ной культуры редко связан с его социальной принадлежностью, он определя­ется больше особенностями его художественного вкуса. Принятие им худо­жественной культуры оставляет место для индивидуального её освоения. Большое значение индивидуальное видение искусства, зачастую с претензи­ей на свою художественную культуру, имеет для создания и исполнения ху­дожественных произведений. В известной мере это относится и ко всему по­треблению искусства.

Важно подчеркнуть, что во всех своих проявлениях художественная культура предстаёт как деятельность, осуществляемая по существующим в обществе, группах стандартам. Это прежде всего относится к художествен­ному творчеству. Критерием культурного потребления искусства является постижение людьми художественной критики, степень приобщения к ней.

Поскольку художественная культура включает в себя занятия по поводу ис­кусства и в связи с ним, её стандартами являются и те, которыми предписы­вается их образцовое осуществление.

Искусство – одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Зачатки художественной деятельности отмечают еще в первобытном обществе задолго до появления науки, философии. И, несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной. В чем же тайна искусства и почему трудно дать строго научное определение его? Дело, прежде всего в том, что искусство не поддается логической формализации, попытки выявить абстрактную сущность его всегда кончались или приблизительностью, или неудачей.

Можно выделить три разных значения этого слова, тесно связанных друг с другом, но отличающихся по своему объему и содержанию. В самом широком смысле понятие «искусство» (и это, по-видимому, самое древнее его применение) означает всякое мастерство, искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» – искусство, мастерство.

Вторым, более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество относится к широкому кругу деятельности: создание полезных вещей, машин, сюда же следует отнести оформление и организацию общественного и личного быта, культуру повседневного поведения, общения людей и т. д. В наше время успешно функционирует творчество по законам красоты в различных сферах дизайна. Особым видом социальной деятельности является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, – таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом дальнейшего рассмотрения.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведе­ние в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.

Характерные черты искусства:

    служит сильным средством общения между людьми;

    связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности;

    ему присущи образность и творческий характер.

Современной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 30-40 тысячелетий до н.э. Полифоничность искусства предполагает и многообразие точек зрения на причины его происхождения.

Религиозная теория. В соответствии с ней красота является одним из имен Божьих, а искусство – конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала.

Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). Заключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, лишенной какого-либо содержания. В силу того, что игра – явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется одним из естественных природных явлений. Так как игра старше труда, то искусство – старше производства полезных предметов. Его основная цель – удовольствие, наслаждение.

Эротическая (Н. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд и др.). Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Например, одна из наиболее древнейших форм искусства – украшательство – создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное влечение.

Теория подражания (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить причину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в искусстве «подражание» матери-природе и одно из средств «очищения» чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным («Поэтика»). Причинами зарождения искусства он счи­тал естественные склонности человека к имитации, подражанию природе.

      Функции и виды искусства

Социальные функции искусства.

Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.

Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т.е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.

Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, всякое искусство, – писал Л.Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление».

Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение (и неприятие зла), одухотворяет их.

Эстетическая функция. По своей природе искусство – это высшая форма освоения мира «по законам красоты». Она, по сути, возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии, выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.

Эвристическая функция. Создание художественного произведения – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чув­ства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в его универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы «в запасе», входит в устойчивый базис личности.

Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

Закономерности функционирования искусства:

    развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками;

    произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя;

    художественные шедевры неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов;

    искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных перегородок);

    подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.

Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художе­ственно-образных формах.

Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от на скального рисунка или примитивного танца до грандиозного «шоу» или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества.

Принципы классификации видов искусства.

Прежде всего, среди видов искусства различают:

    изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография) и

    неизобразительные (музыки, архитектура, декоративно-прикладное искусство, хореография).

Различие между ними состоит и том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как неизобразительные передают непосредственно внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения посредством формы, «непохожей» прямо на объект отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека, неизобразительные – к результатам воздействия действительности на духовный мир личности (миросозерцанию людей, их чувствам, переживаниям и т. п.).

Весьма существенно деление искусств на:

      статические (пространственные) и

      динамические (временные).

К первым относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство, художественная фотография; ко вторым – литература, музыка, танец. Пространственные искусства с огромной силой воспроизводят видимую красоту действительности, гармонию пространства, способны привлечь внимание к отдельным сторонам отраженного мира, к каждой детали самого произведения, что делает их незаменимыми в эстетическом воспитании, обучении красоте. Вместе с тем они бессильны непосредственно передать изменения жизни, ее течение. Это с успехом делают временные искусства, способные воссоздать и ход событий (литература), и развитие чувств человека (музыка, хореография).

Не все виды искусства можно «причислить» к тому или иному четко отграниченному типу. На основе синтеза простых искусств вырастают искусства синтетические. К их числу относятся театр, кино, телевидение. Они, как правило, сочетают в себе черты искусств изобразительных и неизобразительных, пространственных и временных, так что их иногда даже относят к особой группе пространственно-временных искусств.

По способу практического художественного освоения материала искусства можно разделить на виды, использующие природный материал – мрамор, гранит, дерево, металл, краски и т. п. (архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), звук (музыка), слово (прежде всего художественная литература), а также искусства, в которых в качестве «материала» выступает сам человек (театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). Особое место здесь занимает слово, к использованию которого широко обращаются самые различные виды искусства.

Отметим также деление искусств на утилитарные (прикладные) и неутилитарные (изящные; иногда их называют еще чистыми). В произведениях утилитарных видов искусства (архитектура, декоративно прикладное искусство) в последние десятилетия наблюдается все более широкое утилитарное использование и некоторых видов изящных искусств (музыки на производстве и в медицине, живописи в медицине), органически сплетается их предназначенность для практических материальных целей и собственно эстетическая целенаправленность.

Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и вре­менные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т.п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусст­ва, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно-временными.

Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило, имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству.

Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образую­щих качественно новое и единое эстетическое целое.

«Технические искусства» в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание «светомузыки», суть которой зак­лючается в стремлении слить в некий органический синтез «ме­лодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – с другой.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. «deсого» – украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности.

Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды. «Надо брать под охрану не только архитектурные памятники, но и целые пейзажи, так, как это делается, например, в Шотландии, где сохраняется весь «вид» до горизонта, – писал Д.С. Лихачев. – Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохранены, как памятники культуры (человеческой и природной)».

Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и приемов.

Качественная характеристика видов искусства.

Архитектура – формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура – это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Художественный образ здесь создается неизобразительным способом. Он отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружающим пейзажем, то есть при помощи специфически выразительных средств.

Прикладное искусство – это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа. Эстетическое воздействие прикладного искусства ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Произведения прикладного искусства могут подниматься до вершин искусства.

Декоративное искусство – эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное стекло в витраже и светильник, вступающие в синтез с архитектурой.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим, воображением художника; выделение элементарного и наиболее популярного эстетического чувства – чувства цвета в особую сферу и превращение его в одно из средств художественного освоения мира.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве основного изобразительного средства контурную линию: точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения она делится на станковую и прикладную печатную: гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических, образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Основными материалами являются: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм. По форме изображения различают: объемную трехмерную скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости. Рельеф в свою очередь подразделяется на барельеф, горельеф, контррельеф. В основном все жанры скульптуры сложились в период античности. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы.

Литература – письменная форма искусства слова. Она при помощи слова создает реальное живое бытие. Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относят стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи. Основным выразительным и изобразительным средством литературы является слово. Слово – выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Образность заложена в самой основе языка, который создается народом, вбирает в себя весь его опыт и становится формой мышления.

Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Театр – особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера художника, композитора, актеров. Через актера воплощается замысел спектакля. Актер включает в действие и придает театральность всему, что находится на сцене. Декорации создают на сцене интерьер комнаты, пейзаж, вид городской улицы, но все это останется мертвой бутафорией, если актер не одухотворит вещи сценическим поведением.

Музыка – искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Основа музыки – интонация. Структура музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы.

Хореография – искусство танца, эхо музыки.

Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна.

Цирк – искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк – это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии сосверхзадачей, по законам эксцентрики.

Фотоискусство – создание химико-техническими и оптическими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Документальность – «золотое обеспечение» фото, запечатлевающего навечно факт жизни.

Кино – искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства.

Телевидение – средство массовой видеоинформации, способное передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия; новый вид искусства, обеспечивающий интимность, домашность восприятия, эффект присутствия зрителя (эффект «сиюминутности»), хроникалъность и документальность художественной информации.

Виды искусства тесно связаны друг с другом, взаимно воздействуют друг на друга. Связаны между собой даже такие, казалось бы, далекие друг от друга виды искусства, как кино и архитектура, музыка и живопись. Виды искусства оказывают непосредственное влияние друг на друга. Еще в древности архитектура вступала во взаимодействие с монументальной скульптурой, живописью, мозаикой, иконой.

Взаимодействуя друг с другом, различные виды искусства решают общую задачу – задачу эстетического воспитания людей, формирования и развития их духовного мира.

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.
Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:
- производство художественных ценностей;
- функционирования художественных ценностей.
Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно искусства.
Никакое социальное явление не может быть понят в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяют и хранят его продукты, готовят художественные кадры. Именно поэтому понятие "художественная культура" должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.
Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству.
В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно:
художественное производство и его субъекты (т.е. профессиональные и самодеятельные художники). Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.).
Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с "временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке".
художественное потребления и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);
воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирование художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет "посреднические" функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного потребления.

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе есть процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ.
Личность не может подняться над повседневной прозой жизни без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву. По мнению Фромма, это требование продиктовано наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества индивид объединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, лишь в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.
Однако глубочайшее сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой. Любой творческий художественный акт является частичным превращением жизни. В творческом художественном отношении к миру раскрывается мир иной. Однако процесс и результат творчества несут в себе определенный элемент трагизма, выражающаяся в несоответствии между замыслом и его воплощением. Огромная творческая энергия великих художников никогда не может быть реализована в их произведениях полностью.
Художественные произведения, как правило, рассматриваются как результат специфически духовного восприятия действительности художником и, исходя из этого, его самовыражения. В то же время произведения искусства являются средствами духовного общения между людьми. Художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
Новые явления художественной культуры рождаются в контексте данной исторической эпохи, национальной культуры, социальной структуры общества и т.д. И своим рождением, и художественным содержанием они представляют собой сложный сплав временного и непреходящего, национального и общечеловеческого. По-настоящему новые художественные явления в определенном смысле опережают свою эпоху, поскольку призваны "служить" не только нынешнему, но и будущем. Они перерастают уровень художественных потребностей своего времени и довольно часто оказываются непонятными этой эпохой. Поэтому одним из направлений и проявлений художественного развития является постепенное преодоление противоречий между художественным произведением и его восприятием, пониманием, оценкой.
Художественная культура каждой эпохи включает в себя явления, социальный и культурный смысл которых является отличным, а иногда и противоположным. Некоторые художественные явления представляют собой культурные реликты, остаточные элементы художественных систем, структур, стилей, которые исчезают. Вместе с тем в художественной культуре обнаруживаются и такие глубинные тенденции социального и художественного прогресса, которые пока еще не имеют прямой связи с текущими задачами времени.