Что такое «Тотальный диктант» и кто его будет читать? Навык Алисы «Тотальный диктант.

Акция «Тотальный диктант» проходит уже не первый год, но почему-то только сейчас стала прирастать своим собственным словарем. Этой весной (а может, я просто раньше не замечала?) появилось слово «диктатор» в значении «диктующий». О том, что она будет московским диктатором, с гордостью сообщила в своем блоге Тина Канделаки. А один из сайтов города Орска — диктант же повсеместный, тотальный — дополнил образ этого существительного, отметив, что «читает текст VIP-диктатор М. Козлов (художественный руководитель Орского драматического театра)».

Всплывают и заголовки типа «Тоталитаризм мирового масштаба», и упоминание , которые обычно негодуют, а тут рады.

И этот образ диктата вместо диктанта так нравится авторам метафор и каламбуров, вызывает у них такое упоение и веселье, что лишний раз подтверждает мои предположения о том, что .

Но это я просто об образах, которые мне кажутся во многом говорящими.

Если же о сути, то почему бы, опираясь на политические метафоры — диктатор, тоталитаризм, не пойти дальше и не попросить придумать и продиктовать свои тексты известных политиков (учитывая то, что многие из них и так с успехом этим занимаются).

Мне было бы интересно послушать текст, который написал бы и продиктовал Владимир Путин (он, вероятно, попал бы в категорию «вип-диктаторов»). Написание каких слов его бы заинтересовало? Нерешительное «не» с разными частями речи (вряд ли)? Или двойные согласные, дающие ощущение стабильности? Может быть, он бы заинтересовался идеей чередования, воплощение которой ему хорошо удалось на практике? Пунктуация была бы тоже интересна. Предпочел бы он другим знакам агрессивное тире? Или, может быть, диктовал бы слушателям такие длинные предложения, которые пишешь-пишешь, а конца не видно. Наконец, стал бы он проверять нас на знание спецификой лексики и фразеологии? Например, как правильно расставить знаки препинания в предложении: «Шило в стенку (...) и на боковую?» Или как пишется слово «ук...нтр...пупить»? А правило чередования гласных в корнях «рост/раст» можно было продемонстрировать фразой о том, что «ничего не выр...стет».

Или вот Дмитрий Медведев, у которого скоро как раз может появиться время на текст диктанта. Почему бы нет? Будут ли выбранные им орфограммы и пунктограммы отражать суть его правления и его фигуры? Напористое тире или интеллигентное двоеточие? Жесткая точка или безвольная точка с запятой? Вероятно, он захочет проверить нас на знание заимствованной лексики. После его диктанта мы наверняка узнаем, склоняется ли Твиттер и как пишется Ф...йсбук: через «е» или через «э».

В тексте Владимира Жириновского наверняка было бы много восклицательных знаков и такое эмоциональное нагромождение придаточных, что он сам бы в них запутался, читая.

Текст, к примеру, Бориса Грызлова написать было бы легко: одни короткие предложения и ничего лишнего.

Хорошие диктаторы, кстати, вышли бы из оппозиционеров: они уже привыкли повторять призывы на митингах по три раза. Интересно было бы написать «диктант от Алексея Навального». Я не шучу!

Если серьезно, и выбранный (написанный самостоятельно) текст, и слова, структура предложений в нем действительно многое могут сказать об исполнителе. Я пишу об этом не просто для того, чтобы развернуть метафору диктата, с которой начала колонку.

«Тотальный диктант» направлен на, извините за канцелярит, повышение уровня грамотности. Дело-то это хорошее, но, как мне кажется, наша неграмотность заключается не только в том, что мы не умеем писать слово «вообще» или «в общем», которые актер Максим Виторган. Наша неграмотность — в общей нелюбви к тексту, в неспособности видеть его образ и хоть чуточку анализировать то, что за этим образом стоит. Потому-то мы часто не отличаем правды от вранья, пошлости от тонкости, интеллигентности от вульгарщины. Кстати, об . Мне кажется, что новый интеллигент — это тот, кто тонко чувствует ткань текста. В этом и есть грамотность.

Атмосфера общей (тотальной?) нелюбви к тексту и порождает «чудовищ» орфографии и пунктуации. Образ слова потерян, и места, где пропущены буквы, заполняются тем, что попадется под руку. Я не знаю, чья тут вина. И школы, и системы преподавания языка в целом, и просто нашего специфического отношения к слову, в котором чувствуется какая-то обреченность и отсутствие будущего (зря его, согласно пословицам, и «не поймаешь», и «не вырубишь топором»).

Мне бы хотелось, чтобы любви к тексту стало чуть больше, и она не ограничивалась массовыми перепостами тестов на знание школьных правил в Фейсбуке («Ура, у меня 14 из 14!»).

Просто подумайте об этом, когда пойдете писать «Тотальный диктант».

Напоминаю, что в Москве диктант в этом году пройдет сразу в четырех местах: на факультете журналистики МГУ, в Российской государственной библиотеке для молодежи, Московской высшей школе социальных и экономических наук и на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Вход по спискам, так что не забудьте зарегистрироваться. Сделать это можно на сайте

Резюме: навык Алисы «Тотальный диктант» — это часть акции по проверке грамотности населения, зародившаяся в Новосибирском университете 15 лет назад. Алиса читает текст, который Вы под диктовку должны записывать онлайн на сайте тотального диктанта или по-старинке с помощью ручки и бумаги.

Как запустить навык Алисы Яндекс «Тотальный диктант»?

Активационные фразы (фразы, которыми можно запустить навык):

  1. Прочитай тотальный диктант

Краткое описание и обзор навыка Алисы «Тотальный диктант»

Алиса читает текст по частям (следует отметить, что речь голосового помощника практически не отличима от человеческой). Сначала голосовой ассистент начитывает предложение полностью, далее читает по-частям и в конце — повторяет снова все предложение для проверки. Скорость написания вы регулируете самостоятельно через команду «Дальше» или «Повтори».

Для тех, кто хочет проверить себя после диктанта, ищите текст, надиктовываемый Алисой, внизу данной статьи.

Автор навыка

Устройства, на которых работает навык

Навык «Тотальный диктант» доступен в приложении Алиса на мобильных телефонах, на компьютере. В Яндекс Навигаторе данный навык не доступен.

Текст Тотального диктанта, который читает Алиса

Часть 2. День

…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.

Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.

Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах все еще чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…

18 апреля 2015 года я обнаружила себя на лавке среди внушительной толпы, с чистым бланком в руках и лёгким волнением в душе. В этот день в 500 городах России и мира писали Тотальный диктант.

Организаторы акции сделали всё, чтобы у желающих проверить собственную грамотность не возникло неприятных ассоциаций со строгими школьными порядками. Обстановка в аудитории завода «ЗИЛ» царила самая благожелательная. Перед началом диктанта нам показали смешной ролик «Хобостей» об агентах ФСБ и тотальной безграмотности населения.

«Более миллиона мягких знаков в год страдают от неверного написания слова «нравится». Более трехсот тысяч «О» находятся в плену несуществующего слова «симпотичный». Почти двести тысяч граждан России ищут горящие туры в «Тайланд», не подозревая, что такой страны вообще нет…» - сокрушались дикторы.

Мы дружно заполнили бланки, подписались кто именами, кто - псевдонимами, и придумали кодовое слово, чтобы потом самостоятельно проверить себя на сайте. «Можете зачеркнуть поле для оценки, - сообщил диктор. - Тогда вы узнаете только количество ошибок, а оценка выставлена не будет». И тут же внизу на экране вылезла надпись: «Мы настоятельно не рекомендуем зачёркивать поле оценки. Делайте это, только если вам очень страшно».

Потом мы повторили одно из правил грамматики и познакомились с правописанием и значением некоторых слов: «брандмейстер», «империал», «линейка» (в значении «экипаж»). И наконец прослушали сам текст диктанта в исполнении его автора - лауреата «Большой книги» Евгения Водолазкина. Зал затих, сосредоточился; боковым зрением я заметила, что некоторые из моих соседей суетливо застрекотали смартфонами.

И вот на сцену выходит наш диктатор. Именно так (хотите - верьте, хотите - нет) называется человек, который читает диктант. В нашем случае это Михаил Козырев.

Всем привет, - говорит Козырев со сцены. - Я тот человек, который прочитает вам сегодня текст Тотального диктанта. А ещё я тот единственный в этой аудитории человек, который тотально простужен.

И, почихав в подтверждение собственных слов, наш диктатор приступает к диктовке. Смеяться мы быстро перестаём, но потом начинаем снова, да с удвоенной силой - теперь уже в качестве защитной реакции.

«…И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, в медных касках, и над ними развевается знамя пожарной части; у знамени - брандмейстер, он звонит в колокол».

Что я сделала со своей жизнью, думаю я в перерывах между расстановкой бесконечных знаков препинания. Семь лет филологии, Розенталь, Кронгауз, Набоков, наконец - вы же были, вы точно были всегда где-то рядом! Где ты, моя так называемая врождённая грамотность? Я ведь раньше могла написать на черновике два варианта слова или конструкции, а потом просто увидеть, который из двух - верный. Так где же это всё, куда оно делось, когда оно это сделало, можно ли его вернуть? И как, кстати, пишется «вполоборота»?

«Я плачу, и мама говорит, чтобы я не боялся…»

Я плачу, - повторяет Козырев и делает паузу. Зал, разорвав нервное напряжение, дружно покатывается со смеху. И плачет, конечно, тоже.

Что такое Тотальный диктант, объяснять уже, наверное, не надо. За 11 лет существования акция разрослась до огромных масштабов, превратившись из локального развлечения новосибирских студентов-гуманитариев в общенациональное шоу.

Динамика роста - взрывная: 2009 год - 600 человек, 2014 - 64000. Премии, признание. Читать диктант приглашают суперзвёзд - от профессоров до рэперов; в этом году в Петербурге текст среди прочих озвучил робот. А сами авторы текстов! Не фамилии - музыка: Стругацкий, Быков, Прилепин, Рубина, Иванов; в 2015 году - лауреат «Большой книги» Евгений Водолазкин.

Но самое приятное - не громкие имена, а принципы проведения акции. Тотальный диктант: а) бесплатен, б) доброволен, в) доступен всем желающим («никому не может быть отказано в участии в Тотальном диктанте из-за его возраста, пола, сексуальной ориентации, гражданства, национальности или уровня владения русским языком», - разве что религиозную принадлежность организаторы забыли упомянуть на сайте). А главное - никаких плюшек за написание диктанта не полагается. Всё, что участники могут получить - моральное удовлетворение, удовольствие в процессе и оценку собственной грамотности. Тем удивительнее количество желающих испытать себя.

Сегодня 20 апреля, оценки будут только послезавтра. Пока я ещё не знаю свой балл и могу не бояться обвинений в предвзятости, выскажу крамольную мысль: конечно, настоящей проверкой грамотности называть Тотальный диктант неверно. Это отнюдь не универсальный тест - даже ненавистный всем ЕГЭ позволяет получить гораздо более объективные результаты. Текст диктанта нарочито заковыристый: сам Водолазкин даже говорил в интервью, что первоначальный вариант показался организаторам чересчур простым. И в обычной жизни даже счастливые обладатели «двоек» вполне могут оказаться исключительно грамотными людьми.

Но дело в том, что это совершенно неважно.

Мы идём на Тотальный диктант не ради настоящей оценки грамотности. Мы идём туда потому, что проходить испытания - это всегда интересно. Потому, что доступное всем культурное событие - не такое уж частое в нашей стране явление, и пропустить его просто неправильно.

Потому, что в этой аудитории все равны - нет деления ни по политическому принципу, ни по уровню образования, ни по пресловутой сексуальной ориентации. Благостный коммунизм в отдельно взятом пространстве - где вы ещё такое увидите?

И, может быть, мы идём туда ещё и потому, что по школьной скамье все мы успели немного соскучиться.

Апр 20, 2015 Екатерина Качалина

В эти выходные 150 тысяч человек добровольно написали тотальный диктант. Акция в очередной раз вызвала колоссальный интерес: люди в свой выходной день, несмотря на непогоду и местонахождение, нашли возможность проверить свою грамотность. Корреспондент «Мела» Татьяна Волошко тоже прошла это испытание на площадке НИТУ «МИСиС».

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году автором текста «Тотального диктанта» стал детский писатель Андрей Усачев. Правда, он не писал его специально для акции. Были выбраны и специально усложнены три отрывка из его произведения «Этот древний-древний-древний мир!»: «Вкратце об истории театра», «Вкратце об истории письменности», «Вкратце об истории Олимпийских игр». Как понятно из названия, текст о Греции, шумерах, Атлантиде, античном театре, письменности и Олимпийских играх. Сам Андрей Усачев диктовал свой текст в Новосибирском государственном университете, в городе, где в 2004 году и зародился «Тотальный диктант».

Тотальный диктант в НИТУ «МИСиС»

Участникам, которые выбрали для прохождения диктанта площадку НИТУ «МИСиС» досталась часть, посвященная Олимпийским играм. В ней было 289 слов.

Алевтина Черникова ,

Ректор НИТУ «МИСиС»

НИТУ «МИСиС» - один из ведущих технологических университетов страны, при этом мы уделяем огромное внимание всестороннему развитию наших студентов. Поэтому «Тотальный диктант» очень значимое для нас мероприятие. Я убеждена, что человек с университетским образованием должен знать свою историю, родной язык, грамотно писать. В дополнение к базовым программам подготовки мы организуем лекции и мастер-классы по ораторскому мастерству, истории искусств, персональной эффективности. В 2015 году мы создали Национальный центр изучения русского языка как иностранного для студентов из стран дальнего зарубежья и как неродного для студентов из стран СНГ.

«Диктаторы» (диктующих текст с легкой иронией называют именно так) - телеведущий и главный редактор журнала «ОК» Вадим Верник, актриса Ольга Зубкова, ведущий Александр Белоногов (больше известный как «Александр Анатольевич»), а также журналист и филолог Марина Королева. Проверить свои знания на одной только площадке НИТУ «МИСиС» собрались 412 человек. Больше половины студенты и ученики старших классов, остальные участники - люди среднего и старшего возраста. Для многих из них участие в тотальном диктанте за 11 лет стало уже традиционным.

Процедура проведения диктанта

Подготовительный этап

Продолжительность диктанта - примерно один час. При входе на площадку участники получают бланки для написания диктанта. Можно писать как под своим именем, так и под псевдонимом. Главное, не забыть внесенные данные и кодовое слово, чтобы узнать результат после проверки. Перед началом диктанта присутствующий в аудитории филолог напоминает только одно сложное правило, которое встретится в тексте.

Диктант

Звучит первое прочтение текста в исполнении автора (в записи).

Звучит второе прочтение текста в исполнении ведущего диктанта; он читает предложение целиком, затем диктует его по частям и снова целиком. Так - каждое предложение.

Заключительный этап

По окончании диктанта текст в быстром темпе прочитывается ведущим еще раз. Перед сбором бланков участникам дается время для финальной самопроверки.

По мнению большинства, в этом году диктант был сложным: со множеством спорных знаков препинания и непростыми лексическими единицами. Трудно предположить, будут ли среди написавших отличники. Но то, что сам процесс проверки знаний подобным способом доставил участникам массу удовольствия, - однозначно. Было не скучно.

Вадим Верник ,

Телеведущий, главный редактор журнала «ОК»

Я очень рад, что приглашен в качестве диктатора. Хотя, признаюсь, мне больше нравится слово «диктор». Не мог себе представить, что в этот дождливый и холодный день столько людей придет проверить себя на знание русского языка. Текст я, конечно, читал. Мне сложно сказать, насколько он сложный, потому что у меня врожденная грамотность. В те редкие моменты, когда я сомневаюсь в написании каких-то сложных слов, я пишу их на полях, смотрю как бы «со стороны» и сразу понимаю, смущает меня что-то или нет.

Ольга Зубкова ,

Актриса театра и кино

Текст я прочитывала несколько раз. Мне кажется, он сложен лишь в отношении пунктуации. Однако затрудняюсь сказать, написала бы я его сама на пятерку. Тем не менее верю, что пятерки будут. Я старалась читать внятно, выразительно и не вводить в заблуждение людей, которые мне доверили эту миссию. От того, как диктатор воспроизводит текст, может зависеть и результат.

Александр Белоногов ,

Теле- и радиоведущий

На мой взгляд, текст был не слишком сложный. Думаю, я бы справился с ним на «отлично». В моей аудитории в основном были студенты и лишь 10% людей около 60 лет. И, надо сказать, эти два поколения вели себя по-разному. Все-таки людей «того времени» отличает удивительная сдержанность, деликатность и соответствующее моменту поведение. Молодежь часто переспрашивала, просила повторить, опережая мои и без того запланированные повторы. Но я одинаково благодарен и тем и другим за неравнодушное отношение к родному языку. Признаюсь, я старался интонировать так, чтобы людям было легче расставить знаки препинания.

Сейчас идет проверка работ, но уже 20 апреля каждый из участвующих сможет узнать свои результаты на сайте . У тех, кто не смог участвовать в акции 16 апреля, есть возможность сделать это сегодня или в следующем году.

Кира Стебунова координирует работу штаба акции в Белгороде. Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель БелГУ. Сама писала диктант пять раз. И будет писать шестой.

Наталья Шубина отвечает за старооскольскую площадку Тотального диктанта. Совмещает эту общественную работу с должностью заведующего кафедрой филологии Старооскольского филиала БелГУ.

Алёна Медведева второй год подряд будет проверять работы белгородских «тотальщиков». В этом году заканчивает историко-филологический факультет БелГУ. Работает учителем русского языка и литературы в Разуменской средней школе № 3.

Кто читает

Кира: Для прочтения текста приглашаем филологов – мастеров своего дела: специалистов по речевой культуре, тренеров ораторского искусства, творческих, пишущих людей. Например, наш постоянный «диктатор» – Леся Шкреба , известный в Белгороде педагог по ораторскому искусству. В институте искусств и культуры диктует Марина Анатольевна Кулабухова – заведующая кафедрой гуманитарных наук. Она озвучивает фильмы, созданные в вузе.

Как проверяют

Алёна: Все работы, написанные в Белгороде , проверяются в БелГУ на Студенческой. У каждого проверяющего есть текст диктанта, в котором указаны все сложности написания и возможные постановки вариативных знаков препинания, на что нам приходится ориентироваться. Проверенные работы складываем отдельно в зависимости от оценки. Пятёрочные работы проверяются ещё раз. В прошлом году работ было очень много, поэтому проверяли с 16:00 до полуночи.

Наталья: Проверка работ в старооскольском филиале начинается сразу после окончания диктанта: работают специалисты-филологи (три-четыре преподавателя) и студенты-волонтёры (от 20 до 50 человек). Последним доверяется или первичная проверка, если это студенты 1–2-го курса, или основная, если это старшие курсы, имеющие практические навыки по проверке письменных работ. Но контрольная проверка, заключительная, выполняется преподавателем-филологом. Работы спорные просматривают все преподаватели. Количество работ в проверке бывает разным. Например, в прошлом году в Старом Осколе диктант писали 169 человек. Лично я проверила около 50 работ, остальные прочитала как итоговый контролёр – председатель комиссии.

Кира: В этом году участники акции свою оценку смогут узнать не раньше 18 апреля . Быстрее не получится потому, что модерация результатов серьёзная: каждую работу смотрят минимум двое проверяющих, а в случае пограничной оценки – ещё и главный филолог. Чем больше проверяющих, тем лучше: глаз не замыливается. Конечно, хочется проверить всё за один день: пока все вместе и можно проконсультироваться в спорных ситуациях, например если почерк неразборчивый.

Фото Владимира Бабича

Где чаще ошибаются

Кира: Обычно допускают ошибки в написании словарных, книжных и устаревших слов, которые не входят в активный словарь большинства людей. Традиционно проблемы возникают с Н и НН в разных частях речи, со слитным или раздельным написанием НЕ, со знаками препинания в осложнённых и сложных предложениях. Трудность представляют сочетания знаков препинания, например запятой и тире.

Алёна: Без подготовки написание любого диктанта вызовет определённые трудности. Ошибки были разные. Спотыкались люди чаще всего на постановке знаков препинания. Однако сложности написания были оговорены на самом диктанте: все сложные слова и написания выводились на слайде презентации.

Наталья: Тексты в разные годы разные: и по сложности, и по впечатлениям. Одинаковых ошибок не бывает, бывают такие орфограммы и пунктограммы, которые одинаково не поняты пишущими: люди не видят логики в этих написаниях. У нас есть мысль сделать обобщённый анализ работ. Это перспективная тема для студенческих научно-методических наблюдений.

А можно списать?

Кира: Это исключено. Из моих рук текст точно никто не получит. Да и зачем? Я сама его не буду смотреть, потому что тоже буду писать. Мне до сих пор это интересно. А вообще текст диктанта приходит из главного штаба утром того дня, в который его будут диктовать. В запароленном архиве. Он хорошо размечен для чтеца – не нужно долго готовиться, чтобы его воспроизвести.

Что в итоге

Наталья: Проверенные работы возвращаются авторам на вручении сертификатов. Все они хранятся на кафедре филологии. Но не все хотят их забирать после того, как на сайте находят свои результаты. В прошлом году у нас был случай, когда на консультации человек получил две работы и два свидетельства об участии – за 2016 и 2017 годы. А один из отличников пока так и не получил свои призы и сертификат. И мы не можем с ним связаться, так как диктант пишется анонимно и личные данные нам не известны.

Кира: Статистика по диктанту отправляется в главный штаб. О ней мы говорим на последней встрече с участниками акции, когда разбираем ошибки. Но дело же не в статистике и не в оценке: главное, что люди пришли посоревноваться с самим собой, друг с другом. Что‑то для себя понять, сделать выводы и просто приятно провести время. Оценка в Тотальном диктанте не равна нашей самооценке или оценке нас окружающими – это импульс к самосовершенствованию.

Тамара Акиньшина