Чувства человека в произведениях живописи. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна

Многие прославленные и выдающиеся писатели в своих рассказах и повестях, романах и трилогиях поднимали тему чувств и разума, которая близка и понятна читателю. Основательно остановился на этой теме мастер слова - Иван Алексеевич Бунин. Он подчеркнул, что чувства никогда не могут быть простыми, они сложны и многогранны. И если чувства главенствующие, то разум уже не властвует над человеком, он становится нечто второстепенным. В рассказах Ивана Бунина показаны истории, которые подчинены по большей части страсти, что не делает его героев хуже или не понятнее.

Разум или чувства правят миром?

Ответ на этот сложный вопрос русской литературы интересовал многих писателей, которые в своих произведениях пытались найти ответ. И разум, и чувство – это две стороны жизни, которые должны объединяться для правильного восприятия этого мира. В обществе человек не может придерживаться только одного мнения, так как это неминуемо ведет к гибели. Ярким подтверждением этого служит рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», где автор решает не давать имени основному персонажу рассказа. После прочтения этого произведения становится понятным, почему автор использует этот прием. Бунин показывает, что таких людей, как его герой, много в любом обществе.

Вся жизнь персонажа из бунинского рассказа сводится к тому, что он смог заработать много денег, которые не приносят в финале истории ему никакого счастья. О самом герое известно немногое: у него есть семья, где нет любви, он расчетлив, некрасив собой, не думает ни о чем, кроме денег. Рассказывая о своем герое, о его путешествии автор ни одного слова не говорит о том, какие чувства испытывает его персонаж. Читатель просто не видит души богатого господина, не видит его каких-то эмоций. На первом плане в богатого миллионера стоит лишь только расчет и здравый смысл, то есть разум.

Но счастлив ли герой? Богатый и обеспеченный, основной персонаж бунинского рассказа, даже умирая, не испытывает самого главного в своей жизни. Господин из Сан-Франциско не смог побыть счастливым, он не знает радости от чувств, которые переполняют грудь и совсем не знает, что такое счастье. Он даже несвободен, так как становится рабом обогащения и всегда находится под властью денег. Настоящего смысла жизни у него нет, соответственно, он не живет, а существует. Но есть ли в этом рассказе люди, которые живут в эмоциональном мире и для которых чувства – это смысл жизни? Да, это горцы, которые видят природу, и наслаждаются от общения с нею. Они свободны, и это состояние вызывает у них многочисленные эмоции. Независимые и свободные, они могут быть просто собою, и в этом состоит настоящий смысл жизни для этих людей.


По мнению рассказчика, счастливым может быть лишь только тот человек, кто не зависит от материальных благ, не лицемерит и для кого на первом месте стоят чувства. Известный писатель Э.Ремарк утверждал, что разум дается человеку для понимания того, что:

«Жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами».


Так что же правит нашим миром? Нужно человеку жить так, чтобы, руководствуясь разумом, испытать весь спектр чувств. И только тогда человек, достигнув гармонии, будет счастлив, а его жизнь будет иметь глубокое содержание.

Трудный выбор между разумом и сердцем


Самым сложным можно считать выбор человека между разумом и чувствами. Жизнь часто создает для нас ситуации, когда нужно сделать определенный выбор и его можно сделать только самостоятельно. Это решение для каждого конкретного человека на тот момент будет самым правильным. Достаточно для этого вспомнить рассказ Ивана Бунина «Кавказ». В нем автор показывает, что, порой, чувства одного человека могут сильно повлиять на жизнь другого человека и даже погубить. Главная героиня убегает с человеком, которого она любит. Но ее счастье приводит к гибели мужа. Молодая женщина даже не думает о том, что ее муж тоже испытывает чувства, что он любит ее. Она, подчиняясь своей страсти, рушит их совместную жизнь, что приводит к смерти человека, который просто не может жить без нее.

Мимолетное увлечение жены, измена его возлюбленной выбивает человека из обычного русла жизни. Бунин дает подробное описание его размышлений, которые приводит к тому, что он решает убить себя. Детальное описание последних часов жизни героя в душе читателя вызывает бурю эмоций. Приняв страшное решение, он искупался в море, побрился, переодел чистое белье, китель, позавтракал, не отказал он себе и в удовольствиях: бутылка шампанского и кофе, сигара. И только потом он вернулся в свой номер, где на диване выстрелил себе в голову из двух револьверов, не давая себе ни малейшего шанса.

Автор показывает, что другого пути у главного героя не было, так как трудно пережить предательство близкого человека, да и невозможно жить жизнью, в которой теперь нет никакого смысла, она просто стала пустой и одинокой. Получив свое счастье и потеряв его, по мнению автора, жить ему уже незачем. Боль для бунинского героя настолько сильна, что только смерть может избавить его от неё. Но совершить самоубийство, по мнению рассказчика, может только тот, у кого сильная воля и стойкая решимость. Сострадание вызывает у читателя гибель офицера из-за измены жены. Но в сложном и трудном выборе между разумом и сердечными чувствами главный герой выбирает чувства. Жизнь без них для этого человека незачем.

Мир чувств в произведениях Бунина


Главный герой рассказа «Темные аллеи» - помещик, который однажды соблазняет Надежду, молодую крестьянку. Но поскольку женщина была ему не ровней, он с лёгким сердцем забывает о ней. И когда уже прошло много лет, этот помещик, ставший военным, приезжает в эти места. В хозяйке одной из изб он узнает Надю. Иван Бунин показывает все тонкости внутренних переживаний героев. Даже их беседа не столько содержит информации, сколько чувств вложено в их переживания. Каждый из них вспоминает те минуты молодости, когда они были счастливы.

Выяснилось, что Надя всю свою жизнь прожила одна, вспоминая ту любовь, которая была у нее к помещику. Но простить его она тоже не может. И теперь это чувство обиды мешает ей быть счастливой. Но и главный герой рассказа тоже несчастлив, так как жена, которую безумно любил Николай Алексеевич, изменила ему и бросила его. И эта история двух одиноких сердец не заканчивается счастливым браком. Автор лишает своих персонажей счастья, так как нет уже страсти. Тема любви в этом произведении является основной. Рассказчик показал, что переживания, то есть чувства, сильнее разума.

Еще одним примером может служить бунинский рассказ «Солнечный удар». В нем автор показывает, как сильна любовь в жизни любого человека. Трогательный и мимолетный роман замужней женщины и поручика, которые случайно познакомились на пароходе. Страсть и любовь, которые они испытали подобны солнечному удару. Одна ночь, проведенная вместе, и вся остальная жизнь, где больше они никогда не встретятся вместе – вот основа сюжета. Некоторое время герой переживает о том, что его жизнь, которая была ослеплена настоящей любовью, опять потеряла смысл. Но он старается смириться с этой потерей и продолжать жить дальше, вспоминая о том чуде, которое с ним произошло. Но таких эмоций, такой накал чувств ему не приходится пережить вновь.

Разум в произведениях Бунина


Человек не живет только в эмоциональном и чувственном мире, он имеет право выбирать между сердечными чувственными и разумом. И такой выбор перед человеком стоит всю жизнь. Так что же нужно выбрать: разум или чувства? Каждый делает свой выбор и потом за это несет ответственность. А последствия могут быть самыми разными.

В бунинском произведении «Чистый понедельник» основная героиня не имеет имени. В тексте автор все время, рассказывая о персонаже, употребляет местоимение «она». И такую же интересную характеристику он дает своей героине без имени:

Странная.
Молчаливая.
Необычная.
Чужая для всего окружающего мира.
Не видящая и не воспринимающая этого мира вокруг него, а глядящая как бы сквозь него.
Все время о чем-то думала.
Ее вид был такой, будто она в мыслях пыталась во что-то вникнуть.
Часто бывала задумчива.
Любила посещать старые кладбища, обители, любила ходить в церковь.
Любимым ее занятием были походы в театр и рестораны, любила она и читать книги.
Она любит светское общество.

Такая противоречивая характеристика была дана автором в рассказе. Она часто задумывается о том, насколько ее близость к миру духовному поможет ей все-таки обрести душевный покой. Основная героиня бунинского рассказа не могла найти гармонию в душе, которая каким-то образом была нарушена. Это повлияло на ее сознание, которое стало будто разорванным. Пытаясь найти что-то цельное, что ей сможет помочь обрести гармонию, она обращается к Богу, надеясь, что служение ему поможет ей.

Мир вокруг кажется молодой женщине ненастоящим и несостоятельным. Даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в этой жизни. Любовь для основной героини – это не смысл жизни, а только ее какое-то дополнение. В чистый понедельник девушка без имени уходит в монастырь. Она знала, что этот мир не подходит для ее жизни, а быть женой или невестой земного человека ей тоже не предназначено судьбой. Поэтому она предпочитает стать «вечной» невестой Бога. И у нее свой путь, где главенствует разум над миром чувств.

Так, любой из живущих, стоит перед выбором. И этот сложный выбор нужно сделать самому.

Ответ оставил Гость

Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом.
Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу "Тёмные аллеи". Их сближает мотив воспоминаний, образ русской природы. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
Одним из рассказов, входящим в этот сборник, является "Чистый понедельник". На нём я и решил остановиться подробнее.
Внешние события рассказа "Чистый понедельник" не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла "Темные аллеи". Действие происходит в 1913 году. Своими воспоминаниями здесь делится добрый, красивый и легкомысленный молодой человек (безымянный, как и его подруга). Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно-художесвенном кружке и полюбили друг друга. Они стали встречаться, проводить вместе свободное время. Он ухаживал за ней и хотел более серьёзных отношений, но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-под контроля. Он сам говорит, что всегда "старался не думать, не додумывать" поступков своей возлюбленной. Немудрено, что понять молчаливую, загадочную, прекрасную женщину не удалось. Для автора было главным донести до читателя всю её исключительность, и ему это удалось сполна. Глазами страстного поклонника постоянно "улавливается" необъяснимость поведения его избранницы. Она предавалась светским развлечениям, разрешала мужчине ласки, но отказывалась от серьёзного разговора с ним. Ещё более странным было параллельное увлечение ресторанами, театральными "капустниками" и соборами, священными книгами. Героиня как бы объединяет в своей душе несовместимые между собой "стили". Мечтает примирить их. Именно так хочет любить того лучшего, и не может. Их близость все-таки происходит, но, проведя всего лишь одну ночь вместе, влюбленные навсегда расстаются, ибо героиня в Чистый понедельник, т.е. в первый день предпасхального поста 1913 года, принимает окончательное решение уйти в монастырь, расставшись со своим прошлым. Но, скрывшись в монастыре, продолжает там мучиться недостижимым.
Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. Чего стоит последний, утонченно-светский, черно-бархатный туалет героини с её прической шамаханской царицы! Неожиданное и показательное сочетание. Девушка постоянно следует разными путями, живо напоминающими окружающие её различия. Таков символический смысл женского образа. В нём совместились тяга к духовному подвигу и ко всему богатству мира, сомнения, жертвенность и тоска по идеалу.
Есть в рассказе и другой смысл авторских размышлений. Извечные противоречия человеческой, конкретнее, женской природы, любви, возвышенной и земной, чувственной, - определили испытания героини. Её смелость, способность пройти через все запреты и соблазны помогают открыть таинственную, непреодолимую власть инстинкта. Но тем теплее, сочувственнее отношение автора к молодой женщине, чем больше она сопротивляется вполне естественным, хотя мучительным для неё, влечениям.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.
Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут её и чаще всего, опалённые ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живёт в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюблённых, приводит их к трагическому концу - гибели, самоубийству, расставанию. Через всё творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - эти слова из рассказа "Тёмные аллеи"
Бунина могли бы повторить все герои его рассказов.

    В произведении И.С. Тургенева поднимается одна из важнейших проблем соврменности: разум и чувство. Что важнее: человек, руководствующийся умом или личность, живущая чувствами? На примере Базарова Тургенев нам показывает расцвет разума. Базаров признает все то, что можно потрогать или научно доказать. Он теоретик, для него главное - опыт и научное знание. Он так и говорит: Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта. И красоту природы он не замечает. Для него она только объект для опытов. Чувства, любовь, романтику Базаров тоже отвергает. Отвергает, пока сам не понял, что это такое.

    После встречи с Одинцовой, Базаров меняется. Это уже не тот холодный скептик, которым мы видели его вначале романа. Это влюбленный человек, познающий, что кроме разума, есть и что-то нечто, не поддающееся объяснению. И это любовь. Ее сложно описать словами. Но когда она приходит, все разумные доводы кажутся смешными. В конце романа Базаров, получив смертельное ранение, понимает, что жизнь его уходит. Он начинает говорить поэтическим языком: Дуньте на умирающую лампаду и она погаснет. Чувства одерживают вверх.

    Мне кажется, Тургенев хотел показать нам то, что человек, не способный на чувства, или руководствующийся только разумом, весьма уязвим.

    На примере Базарова Тургенев показал нам конфликт разума и чувства. С одной стороны, Базаров отвергал поэзию, красаоту, любовь, а с другой стороны, он не устоял перед настоящей любовью.

    Разум и Чувство в произведении Отцы и дети можно рассмотреть на примере главного героя Базарова.

    В начале произведения мы видим то, как уверен Базаров в том, что нужно жить разумом, все взвешивать и раскладывать на полочки.

    Но к молодому человеку приходит Чувство и все меняется, он не может разумом понять это перевоплощение и теряет свои догмы.

    Действительно вроде бы Разумом жить легче, правильнее что ли.

    Но реально скучно и совсем жизнь становится не ценна, так как разум просчитывает всю нашу жизнь наперед. Скука.

    А вот когда появляются эмоции, чувства, тогда понимаешь как хороша жизнь, как она ценна и как хочется жить дальше.

    Чувство с разумом постоянно конфликтуют между собой. Иногда проявляются такие моменты, когда чувственность берт верх над разумностью. В этом случае разум нашптывает одно, а чувства совсем другое. Такую конфликтную ситуацию хорошо описал И. С. Тургенев в произведении Отцы и дети. Главный герой этого произведения Евгений Базаров был нигилистом и отрицал музыку, поэзию, любовь. Но после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой, у него вдруг появились чувства, которые и вступили в конфликт с разумом нигилиста. Неожиданно для себя он понял, что есть на свете и любовь, и поэзия, и музыка, и красота. Для него это открытие оказалось мучительным испытанием. Разум говорил одно, а чувства совсем другое. Он мечется, у него вс валится из рук и жизнь кажется ему невыносимой. А вс это произошло из-за того, что его разум оказался в разладе с чувствами и нарушилась гармония, необходимая для счастья.

    Самый яркий аргумент в сочинение Разум и чувства по роману Отцы и дети - это скрытая любовь Базарова, который отрицал все на свете (разумом), к Одинцовой. Базаров - это человек, который всю жизнь жил по велению собственного разума, который называл белибердой подчинение чувствам, но когда случился конфликт между его собственными чувствами и умом, победителем явно оказалась первая, эмоциональная сторона.

    Так что как бы человек своим умом не делал вывод, что чувства - это слабость, рано или поздно эта слабость может пересилить даже самого волевого, мыслящего человека, коим себя считал Базаров.

    Конечно, написанного не хватит на сочинение, но аргументацию вы поняли. Успехов!

    При написании сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети тема Разум и Чувство стоит внимательно обдумать произведение и понять противостояние данных движущих сил.

    Их можно назвать движущими силами человека. Эти силы могут работать сообща, а так же противостоять друг другу.

    В романе Тургенева Отцы и дети главным героем является Евгений Васильевич Базаров, который по своей натуре отрицает и опровергает все, в том числе и любовь. Для него любовь - это белиберда, непростительная дурь.

    Но все его взгляды меняются при вмтречи с Анной Одинцовой. Его разум пытается одержать верх над чувствами. Ему сложно принять чувства, так как раньше им руководил разум и холодный рассудок.

    Но в резкльтате чувства и побеждают разум, одерживая верх.

    Это наглядный яркий пример того, что нами и нашей жизнью руководствуются две силы, магикана. Чаще всего глубокие и искренние чувства являются сильнее разума.

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимает особое место. Конечно, писатели по-разному описывали это чувство и открывали новые стороны его проявления. Есть и схожие черты: они рассказывают как о всепоглощающей страсти, так и о чувстве трагическом, которое не выдерживает проверку жизненными ситуациями. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна показывает ее во всем ее многообразии, позволяя увидеть новые грани этого чувства.

Игра на контрастах

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна часто показывается на противопоставлении характеров главных героев. Если проанализировать их произведения, то можно отметить, что в большинстве из них кто-то из влюбленных обладает более сильным характером и готов пожертвовать всем ради своего чувства. Другая же сторона оказывается более слабохарактерной, для которой важнее общественное мнение или личные амбиции, чем чувства.

Это можно увидеть на примере героев рассказа Бунина "Темные аллеи". Оба героя случайно встретились и вспомнили то время, когда они были влюблены. Героиня, Надежда, пронесла любовь через всю свою жизнь - она так и не встретила того, кто бы смог затмить образ Николая Алексеевича. Он же женился, впрочем, не испытывая сильного чувства к жене, но он не сильно и жалел об этом. Подумать о том, что хозяйка трактира могла бы стать его женой, хозяйкой дома - для него это было немыслимо. И если Надежда готова была на все, чтобы быть вместе с любимым и продолжала его любить, то Николай Алексеевич показан как человек, для которого важнее социальный статус и общественное мнение.

Такой же контраст можно увидеть и в произведении Куприна "Олеся". Полесская ведьма показана как девушка с горячим сердцем, способная на большое чувство, готовая пожертвовать не только своим благополучием, но и спокойствием близких ради своего возлюбленного. Иван Тимофеевич - человек мягкого характера, его сердце лениво, не способно испытывать любовь той силы, какая была у Олеси. Он не последовал зову сердца, его движению, поэтому об этой любви у него остались на память только бусы девушки.

Любовь в произведениях Куприна

Несмотря на то что оба писателя считали светлое чувство проявлением благости, тем не менее, оно описывается у них немного различно. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет различные проявления, если прочитать их произведения, то можно понять, что чаще всего у отношений, ими описываемых, есть различия.

Так, А. И. Куприн чаще всего рассказывает о трагической любви, жертвенной, для писателя настоящая любовь непременно должна была сопровождаться жизненными испытаниями. Потому что сильное и всепоглощающее чувство не могло принести счастья возлюбленным. Такая любовь не могла быть простой. Это прослеживается в его произведениях, таких как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь" и др. Но для героев даже такая любовь - это счастье, и они благодарны, что у них было такое сильное чувство.

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство - это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь - это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе "Солнечный удар" показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе "Темные аллеи" главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Необычная сторона светлого чувства

Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна - это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

Казалось бы, какое это может иметь отношение к теме любви в произведениях Бунина и Куприна? Такое тоже бывает - это касается и актеров, которые играют на сцене влюбленных, и таких вот пар, которые наняли специально. Но бывает и так, что между такими артистами может возникнуть и настоящее чувство. С другой стороны, кто-то, глядя на них, обретает надежду, что и у него появится любовь в жизни.

Роль деталей в описании

Описание любовного чувства и у А. И. Куприна, и у И. А. Бунина происходит на фоне детального описания обыденной жизни героев. Это позволяет показать, как сильное чувство протекает в простой жизни. Как может измениться отношение героев к привычным вещам и явлениям. А некоторые детали быта персонажей позволяют лучше понять характер персонажей. Писателям удалось органично соединить обыденность и светлое чувство.

А все ли могут чувствовать

В сочинении "Тема любви в творчестве Бунина и Куприна" также стоит отметить, что испытывать настоящее чувство, жертвовать всем для возлюбленного и любить его всю жизнь могут только сильные люди. Ведь почему герои их произведений не могут быть вместе? Потому что сильная личность влюбляется в того, кто не может испытывать чувство, равное по силе. Но благодаря такому контрасту, любовь таких героев выглядит еще сильнее и искренней. А. И. Куприн и И. А. Бунин писали о светлом чувстве в разных его проявлениях, чтобы читатели понимали, что какая бы любовь ни была - это счастье, что она случилась в жизни, и человеку надо быть благодарным за то, что у него есть способность любить.

(информационно-творческий проект.)

Якупова Анастасия,

Кузнецова Вера,

ученицы 4 «А» класса МБОУ «СОШ №3

им. Героя РФ А.Н. Епанешникова» Елабужского

муниципального района РТ.

Научный руководитель: Гурьева О. Д.
Введение.

В нашей повседневной жизни (общаемся ли мы в кругу семьи или с друзьями, отвечаем ли на уроках, читаем книги или слушаем музыку), мы всегда испытываем различные чувства: радость или грусть, воодушевление или огорчение, гордость или обиду. Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут выразить свои чувства в искусстве: музыке, поэзии, живописи.

Существует древняя легенда, рассказывающая, как греческий художник Аппеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать «жизнь» .

Проблема проекта заключается

В изучении и анализе картин художников-живописцев 19-20 веков, в которых богатым языком живописи изображаются разнообразные чувства,

В умении связывать предмет изучения с собственными идеями,

В поиске своей позиции (умение оценивать, сопереживать).

Цель проекта заключается

В стимулировании воображения,

В умении давать определения человеческим чувствам, изображённым художниками в живописи,

В умении обнаруживать и формулировать причины, побудившие эти чувства.

Для достижения поставленных целей были определены задачи:

Изучение теоретического материала о чувствах человека,

Выбор картин известных русских живописцев для исследовательской работы,

Выявление характерных особенностей произведений, в которых чувства детей изображены языком живописи.

Гипотеза:

Возможно ли на живописных полотнах изобразить чувства человека.

Дают ли произведения живописи представление о чувствах человека.

Методы работы:

Изучение литературы.

Выбор картин, посвящённых чувствам детей.

Анализ полотен художников – живописцев.

Обобщение найденной информации.

Структура проекта :

Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Для решения поставленных задач использовались различные источники.


Чувства человека. Классификация чувств.

Сначала необходимо разобраться в самих чувствах.

В нашей жизни бывают события, благодаря которым мы испытываем радость, восхищение, удивление, в этот момент мы смеёмся, хлопаем в ладоши, поднимаем брови. А бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем, тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся. Иногда бывают более сильные эмоциональные состояния, когда человек разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.

Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира – это эмоция . Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Эмоции могут проявляться не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела.

Если понаблюдать за питомцами, то можно заметить, как виляет хвостом собака, радуясь приходу хозяина, или как урчит кошка от ласки. Животным присуще так же гнев, страх, уныние, любопытство. Однако эмоции людей значительно богаче, разнообразнее. Они связаны с условиями жизни, работой человека, с другими людьми, которые его окружают. Человек может понять своё состояние, сам его изменить, побороть отрицательные эмоции. Например, он может подавить в себе гнев, раздражение, скрыть неприязнь, нелюбовь к другому человеку, остаться вежливым и спокойным, когда хочется накричать, нагрубить. Конечно, это получается только у волевого, сильного человека, который научился управлять своими эмоциями. Люди чувствуют не только то, без чего не может жить их организм, или то, что ему мешает. Человек чувствует и другое: любовь к близким, восхищение при встрече с прекрасным, удивление при виде незнакомого явления. Самым прекрасным человеческим чувством является любовь – особое отношение человека к другому человеку, объекту природы, занятию. Это – желание постоянно быть рядом с предметом любви, радовать себя общением с ним. И самое главное, любовь побуждает человека делать добро, приносить радость тому, кого он любит.

Без чувств и эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью.

Все чувства, которые мы выражаем, можно поделить на:

положительные

- радость

- любовь

- восторг

- удовлетворение;
отрицательные

- гнев

- страх

- ужас

- отвращение.

Произведения русских живописцев, на полотнах которых изображаются чувства людей.

А теперь обратимся к живописи, Н. Заболоцкий писал:

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Лучшие художники России, каждый по-своему, ощущали и воплощали в своих произведениях чувства человека. Рассмотрим картины, в которых очень живописно отображены чувства детей.
Фёдор Павлович Решетников - «Опять двойка».

Сюжет картины художника взят из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней, с её школьными годами и связана работа. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину, художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.

На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно , вот – вот он заплачет.
Виктор Михайлович Васнецов - «Алёнушка».

В сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки - непослушника и у бедной Алёнушки.

Художник изобразил сидящую у пруда на «горячем» камне девушку, она скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе . Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием . Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом?» Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках. Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.

Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.


Василий Григорьевич Перов - «Тройка» .

Художник Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изобразил детей с грустными лицами.

Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.

Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям. На заднем плане этой картины изображены взрослые: один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде. Чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе. Спина удаляющего прохожего, как равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.


Василий Иванович Суриков - «Взятие снежного городка».

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника. Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках. Мы видим буйство красок и народное веселье.

Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от « инородческих племен».

У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:

Стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

Строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье , счастье.


Карл Павлович Брюллов - «Всадница».

На картине «Всадница» Брюллов изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.

Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка (зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.
Константин Егорович Маковский - «Дети, бегущие от грозы».

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.

Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними.

Известные русские художники сумели выразить в живописи чувства человека. Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.

Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Вот-вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова. Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.

Чувство сострадания и милосердия изображены художником Перовым в образе взрослого человека, помогающего детям. На картинах Сурикова «Взятие снежного городка» передана атмосфера радости. Портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни. Выходит, что живопись может наглядно рассказать обо всём разнообразии человеческих чувств.


Список используемой литературы.

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 160с. Ил. – (Начальная школа 21 века)

  2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. Кн. Для учащихся – М: Просвещение, 1993. – 160с.

  3. Ионина Н.А. 100 великих картин. М: Вече – 2002- 512с.

  4. Самин Д.К. 100 великих художников. М: Вече, 2005- 480с.

  5. Фенина С.В Беседы о русских художниках М: Русский язык 1990

  6. Энциклопедия русской живописи/ под ред. Т.В. Калашниковой: - М: ОЛМА – ПРЕСС, 2000 – 351с.: илл.