Для получения кислорода в лаборатории не используют. Кислород и его получение

Четыре элемента-«халькогена» (т.е. «рождающих медь») возглавляют главную подгруппу VI группы (по новой классификации - 16-ю группу) периодической системы. Кроме серы, теллура и селена к ним также относится кислород. Давайте подробно разберем свойства этого наиболее распространенного на Земле элемента, а также применение и получение кислорода.

Распространенность элемента

В связанном виде кислород входит в химический состав воды - его процентное соотношение составляет порядка 89%, а также в состав клеток всех живых существ - растений и животных.

В воздухе кислород находится в свободном состоянии в виде О2, занимая пятую часть его состава, и в виде озона - О3.

Физические свойства

Кислород О2 представляет собой газ, который не обладает цветом, вкусом и запахом. В воде растворяется слабо. Температура кипения - 183 градуса ниже нуля по Цельсию. В жидком виде кислород имеет голубой цвет, а в твердом виде образует синие кристаллы. Температура плавления кислородных кристаллов составляет 218,7 градуса ниже нуля по Цельсию.

Химические свойства

При нагревании этот элемент реагирует со многими простыми веществами, как металлами, так и неметаллами, образуя при этом так называемые оксиды - соединения элементов с кислородом. в которую элементы вступают с кислородом, называется окислением.

Например,

4Na + О2= 2Na2O

2. Через разложение перекиси водорода при нагревании ее в присутствии оксида марганца, выступающего в роли катализатора.

3. Через разложение перманганата калия.

Получение кислорода в промышленности проводится такими способами:

1. Для технических целей кислород получают из воздуха, в котором обычное его содержание составляет порядка 20%, т.е. пятую часть. Для этого воздух сначала сжигают, получая смесь с содержанием жидкого кислорода около 54%, жидкого азота - 44% и жидкого аргона - 2%. Затем эти газы разделяют с помощью процесса перегонки, используя сравнительно небольшой интервал между температурами кипения жидкого кислорода и жидкого азота - минус 183 и минус 198,5 градуса соответственно. Получается, что азот испаряется раньше, чем кислород.

Современная аппаратура обеспечивает получение кислорода любой степени чистоты. Азот, который получается при разделении жидкого воздуха, используется в качестве сырья при синтезе его производных.

2. также дает кислород очень чистой степени. Этот способ получил распространение в странах с богатыми ресурсами и дешевой электроэнергией.

Применение кислорода

Кислород является основным по значению элементом в жизнедеятельности всей нашей планеты. Этот газ, который содержится в атмосфере, расходуется в процессе животными и людьми.

Получение кислорода очень важно для таких сфер деятельности человека, как медицина, сварка и резка металлов, взрывные работы, авиация (для дыхания людей и для работы двигателей), металлургия.

В процессе хозяйственной деятельности человека кислород расходуется в больших количествах - например, при сжигании различных видов топлива: природного газа, метана, угля, древесины. Во всех этих процессах образуется При этом природа предусмотрела процесс естественного связывания данного соединения с помощью фотосинтеза, который проходит в зеленых растениях под действием солнечного света. В результате этого процесса образуется глюкоза, которую растение потом расходует для строительства своих тканей.

Цель урока:

  • способствовать формированию знаний учащихся о способах получения кислорода в природе, промышленности и лаборатории, доказательства наличия и способах его собирания;
  • способствовать формированию умений выделять общие и существенные признаки; умений видеть проблему и найти пути ее решения; умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
  • продолжить развивать память, внимание, творческую активность;
  • продолжить развитие самостоятельности, умения работать в группах;
  • продолжить формирование коллектива.

Организационный момент.

Вводная часть

– Какую главу изучаем? (Простые вещества.)

– Какие вещества называются простыми? (Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного вида.)

– На какие группы делятся простые вещества? (На металлы и неметаллы.)

Изучение нового материала.

Мы продолжаем знакомиться с простыми веществами. Сегодня узнаем больше о веществе, о котором Берцелиус сказал, что вокруг него вращается земная химия. Что это за вещество вы узнаете, выполнив следующее задание. Вместо … вставьте слово, которое соответствует элементу вещества, и запишите слово в тетради. (Приложение 2.)

1. … – самый распространенный элемент земной коры.

2. Молекула простого вещества озона образована элементом …

3. В воздухе содержится 21% …

4. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является …

5. В состав воды входят два атома водорода и один атом …

– Вы записали одно слово?

– Кто записал несколько слов?

– Какое это слово? (Кислород.)

Итак, начинаем изучать простое вещество кислород!

– Почему изучаем эту тему? Чем важен кислород? (Кислород необходимое вещество для дыхания, самый распространенный элемент земной коры, входит в состав воды.)

– В разделе простые вещества стоит жизненная задача, которая связана с кислородом. Прочитайте ее.

Жизненная задача.

Для путешествия по пещере необходим запас кислорода. Как его можно добыть в походных условиях?

– На основе жизненной задачи скажите, что должны изучать сегодня? (Как получают кислород?)

Тема урока: “Получение кислорода”.

При изучении этой темы:

  • вы узнаете
, какие вещества и химические реакции используются для получения кислорода;
  • научитесь
  • записывать соответствующие уравнения реакций;
  • научитесь
  • получать кислород и доказывать его наличие.

    Для решения той жизненной задачи, которая перед нами стоит, поработайте в группах.

    Класс разбит на пять групп по 4 человека. Каждая группа имеет свое задание. (Приложение 1.)

    – Внимательно изучите информацию, ответьте на вопросы, запишите уравнения реакций.

    Работа в группах.

    Затем представление выполненного задания. Один представитель от группы отвечает устно на вопросы задания, а второй записывает уравнения реакций на доске.

    – Будьте внимательны, слушая друг друга. По ходу ваших выступлений будем оформлять схему – получение кислорода.

    Используя кислород воздуха для дыхания, уменьшаем его количество. Но содержание в воздухе остается постоянным – 21%. Как же поддерживается необходимое нам постоянное содержание кислорода? Как получается кислород в природе?

    Выступление 1 группы о получении кислорода в природе.

    Уравнение реакции

    Общий вывод: кислород в природе получается благодаря процессу фотосинтеза в растениях на свету.

    Оформляется часть схемы

    – Подходит ли данный способ для решения жизненной задачи? (Нет, для фотосинтеза необходим свет.)

    Кислород необходим не только в природе. В промышленности его используют для получения металлов и других необходимых веществ. Для этого кислород необходим в больших количествах. Способы получения, которые используются при этом, так и называются – промышленные.

    Выступление 2 группы о получении кислорода в промышленности.

    Уравнение реакции

    Общий вывод: кислород в промышленности получают из воздуха и воды.

    – Почему для получения больших количеств кислорода используют воздух и воду? (наиболее распространенные вещества в природе, содержащие кислород)

    Оформляется часть следующая часть схемы “Получение кислорода”

    – Подходит ли данный способ для решения жизненной задачи? (нет, дорогостоящее оборудование, такие процессы занимают много времени)

    В Англии на одной из площадей г. Лидса стоит памятник ученому. В правой руке он держит линзу, чтобы собрать пучок солнечных лучей, а в левой – тигель с оксидом ртути. Молодой человек сосредоточен и внимателен, ожидает результаты опыта. Это Джозеф Пристли, англ. ученый, запечатленный в момент получения кислорода в своей лаборатории.

    Рассматриваем лабораторные способы получения кислорода.

    Выступление 3 группы о некоторых способах получения кислорода в лаборатории.

    Уравнения реакций

    Вывод: данные способы не подходят для решения жизненной задачи, т.к. соединения ртути ядовито, а калийной селитры может и не оказаться в походных условиях.

    – Этими лабораторными способами не ограничивается получение кислорода. Есть еще несколько способов получения кислорода в лаборатории.

    Выступление 4 группы о наиболее распространенный способах получения кислорода в лаборатории.

    Уравнения реакций

    MnO 2 – катализатор, ускоряет химическую реакцию, но сам при этом не расходуется.

    Все химические реакции разложения.

    Общий вывод: в лаборатории кислород получают реакциями разложения кислородсодержащих веществ при нагревании или действии катализатора.

    Оформляется оставшаяся часть схемы.

    Учащиеся высказывают предположения.

    Например, для получения кислорода в походных условиях можно использовать реакцию разложения перманганат калия, который всегда есть в аптечке. Можно использовать также разложение пероксида водорода, для данной реакции применить в качестве катализатора можно кровь, слюну, которые содержат природные катализаторы.

    – Получив кислород, необходимо также определенным образом его собрать и доказать наличие.

    Выступление 5 группы о способах собирания кислорода и доказательстве его присутствия.

    Общий вывод: кислород собирают методом вытеснения воздуха и воды, наличие кислорода доказывают с помощью тлеющей лучинки.

    Выполнение лабораторной работы “Получение кислорода разложением перманганата калия и доказательство его наличия” в парах.

    Перед работой повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и при нагревании.

    Заключение.

    – Достигли ли целей урока?

    – Как получают кислород?

    Вывод по уроку: кислород можно получить в природе, промышленности и лаборатории. Для получения кислорода используют реакции разложения кислородсодержащих веществ. Реакции протекают при нагревании или в присутствии катализатора.

    Домашнее задание.

    Выберете то задание, которое вам больше нравится.

    Задание № 1.

    Расскажите своему другу, который отсутствовал на уроке изучения темы “Получение кислорода”, используя знания о стилях речи, полученные на уроках русского языка.

    Задание № 2.

    Подготовить выступление для школьной конференции – Ломоносовские чтения на тему “История открытия кислорода”, используя знания о стилях речи, полученные на уроках русского языка.

    Сегодня я узнал(а) …
    Было трудно …
    Теперь я могу …
    Я понял, что …
    У меня получилось..
    Было интересно …
    Меня удивило …
    Мне захотелось …

    Укрепим пробирку из тугоплавкого стекла на штативе и внесем в нее 5 г порошкообразной селитры (нитрата калия КNО 3 или нитрата натрия NaNO 3). Поставим под пробирку чашку из огнеупорного материала, наполненную песком, так как при этом опыте стекло часто плавится и вытекает горячая масса. Поэтому и горелку при нагревании будем держать сбоку. Когда мы сильно нагреем селитру, она расплавится и из нее выделится кислород (обнаружим это с помощью тлеющей лучины - она воспламенится в пробирке). При этом нитрат калия перейдет в нитрит KNO2. Бросим затем тигельными щипцами или пинцетом кусок черенковой серы в расплав (никогда не держать лицо над пробиркой).

    Сера воспламенится и сгорит с выделением большого количества тепла. Опыт следует проводить при открытых окнах (из-за получающихся окислов серы). Полученный нитрит натрия сохраним для последующих опытов.

    Процесс протекает следующим образом (через нагревание):

    2KNO 3 → 2KNO 2 + O 2

    Можно получить кислород и другими методами.

    Перманганат калия КMnO 4 (калийная соль марганцевой кислоты) отдает при нагревании кислород и превращается при этом в оксид марганца (IV):

    4KMnO 4 → 4Mn 2 + 2K 2 O + 3O 2

    или 4KMnO 4 → MnO 2 + K 2 MnO 4 + O 2

    Из 10 г перманганата калия можно получить примерно литр кислорода, значит двух граммов достаточно, чтобы наполнить кислородом пять пробирок нормальной величины. Перманганат калия можно приобрести в любой аптеке, если он отсутствует в домашней аптечке.

    Некоторое количество перманганата калия нагреем в тугоплавкой пробирке и уловим в пробирки выделяющийся лислород с помощью пневматической ванны. Кристаллы, растрескиваясь, разрушаются, и, зачастую, некоторое количество пылеобразного перманганата увлекается вместе с газом. Вода в пневматической ванне и отводной трубке в этом случае окрасится в красный цвет. После окончания опыта очистим ванну и трубку раствором тиосульфата (гипосульфита) натрия - фотофиксажа, который немного подкислим разбавленной соляной кислотой.

    В больших количествах кислород можно также получить из пероксида (перекиси) водорода Н 2 О 2 . Купим в аптеке трехпроцентный раствор - дезинфицирующее средство или препарат для обработки ран. Пероксид водорода мало устойчив. Уже при стоянии на воздухе он разлагается на кислород и воду:

    2Н 2 О 2 → 2Н 2 О + О 2

    Разложение можно существенно ускорить, если добавить к пероксиду немного диоксида марганца МnО 2 (пиролюзита), активного угля, металлического порошка, крови (свернувшейся или свежей), слюны. Эти вещества действуют как катализаторы.

    Мы можем в этом убедиться, если в маленькую пробирку поместим примерно 1 мл пероксида водорода с одним из названных веществ, а наличие выделяющегося кислорода установим с помощью пробы лучинкой. Если в химическом стакане к 5 мл трехпроцентного раствора пероксида водорода добавить равное количество крови животного, то смесь сильно вспенится, пена застынет и вздуется в результате выделения пузырьков кислорода.

    Затем испытаем каталитическое действие 10 %-ного раствора сульфата меди (II) с добавкой гидроксида калия (едкого кали), раствора сульфата железа (П), раствора хлорида железа (III) (с добавкой железного порошка и без него), карбоната натрия, хлорида натрия и органических веществ (молока, сахара, размельченных листьев зеленых растений и т. д.). Теперь мы на опыте убедились, что различные вещества каталитически ускоряют разложение пероксида водорода.

    Катализаторы повышают скорость реакции химического процесса и при этом сами не расходуются. В конечном итоге они снижают энергию активации, необходимую для возбуждения реакции. Но существуют и вещества, действующие противоположным образом. Их называют отрицательными катализаторами, антикатализаторами, стабилизаторами или ингибиторами. Например, фосфорная кислота препятствует разложению пероксида водорода. Поэтому продажный раствор пероксида водорода обычно стабилизирован фосфорной или мочевой кислотой.

    Катализаторы необходимы для многих химико-технологических процессов. Но и в живой природе во многих процессах участвуют так называемые биокатализаторы (энзимы, ферменты, гормоны). Так как катализаторы не потребляются в реакциях, то они могут действовать уже в малых количествах. Одного грамма сычужного фермента достаточно, чтобы обеспечить свертывание 400-800 кг молочного белка.

    Особое значение для работы катализаторов имеет величина их поверхности. Для увеличения поверхности применяют пористые, испещренные трещинами вещества с развитой внутренней поверхностью, напыляют компактные вещества или металлы на так называемые носители. Например, 100 г платинового катализатора на носителе содержит только около 200 мг платины; 1 г компактного никеля имеет поверхность 0,8 см 2 , а 1 г порошка никеля - 10 мг. Это соответствует отношению 1: 100000; 1 г активного глинозема обладает поверхностью от 200 до 300 м 2 , для 1 г активного угля эта величина составляет даже 1000 м2. В некоторых установках катализатора - на несколько миллионов марок. Так, бензиновая контактная печь в Белене высотой 18 м содержит 9-10 тонн катализатора.

    Здравствуйте. Вы уже читали мои статьи в блоге Tutoronline.ru. Сегодня я расскажу Вам о кислороде и о способах его получения. Напоминаю, если у Вас будут ко мне вопросы, Вы можете писать их в комментариях к статье. Если же Вам понадобиться любая помощь по химии, записывайтесь на мои занятия в расписании . Буду рад Вам помочь.

    Кислород распространён в природе в виде изотопов 16 О, 17 О, 18 О, которые имеют следующее процентное содержание на Земле – 99,76%, 0,048%, 0,192% соответственно.

    В свободном состоянии кислород находится в виде трёх алло-тропных модификаций : атомарного кислорода - О о, дикислорода – О 2 и озона – О 3 . Причём, атомарный кислород может быть получен следующим образом:

    КClO 3 = KCl + 3O 0

    KNO 3 = KNO 2 + O 0

    Кислород входит в состав более 1400 различных минералов и органических веществ, в атмосфере его содержание составляет 21% по объёму. А в человеческом теле содержится до 65% кислорода. Кислород газ без цвета и запаха, мало растворим в воде (в 100 объёмах воды при 20 о С растворяется 3 объёма кислорода).

    В лаборатории кислород получают умеренным нагреванием некоторых веществ:

    1) При разложении соединений марганца (+7) и (+4):

    2KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
    перманганат манганат
    калия калия

    2MnO 2 → 2MnO + O 2

    2) При разложении перхлоратов:

    2KClO 4 → KClO 2 + KCl + 3O 2
    перхлорат
    калия

    3) При разложении бертолетовой соли (хлората калия) .
    При этом образуется атомарный кислород:

    2KClO 3 → 2 KCl + 6O 0
    хлорат
    калия

    4) При разложении на свету солей хлорноватистой кислоты - гипохлоритов:

    2NaClO → 2NaCl + O 2

    Ca(ClO) 2 → CaCl 2 + O 2

    5) При нагревании нитратов.
    При этом образуется атомарный кислород. В зависимости от того, какое положение в ряду активности занимает металл нитрата, образуются различные продукты реакции:

    2NaNO 3 → 2NaNO 2 + O 2

    Ca(NO 3) 2 → CaO + 2NO 2 + O 2

    2AgNO 3 → 2 Ag + 2NO 2 + O 2

    6) При разложении пероксидов:

    2H 2 O 2 ↔ 2H 2 O + O 2

    7) При нагревании оксидов неактивных металлов:

    2Аg 2 O ↔ 4Аg + O 2

    Данный процесс имеет актуальное значение в быту. Дело в том, что посуда, изготовленная из меди или серебра, имея естественный слой оксидной плёнки, при нагревании образует активный кислород, что является антибактериальным эффектом. Растворение солей неактивных металлов, особенно нитратов, также приводит к образованию кислорода. Например, суммарный процесс растворения нитрата серебра можно представить по этапам:

    AgNO 3 + H 2 O → AgOH + HNO 3

    2AgOH → Ag 2 O + O 2

    2Ag 2 O → 4Ag + O 2

    или в суммарном виде:

    4AgNO 3 + 2H 2 O → 4Ag + 4HNO 3 + 7O 2

    8) При нагревании солей хрома высшей степени окисления:

    4K 2 Cr 2 O 7 → 4K 2 CrO 4 + 2Cr 2 O 3 + 3 O 2
    бихромат хромат
    калия калия

    В промышленности кислород получают:

    1) Электролитическим разложением воды:

    2Н 2 О → 2Н 2 + О 2

    2) Взаимодействием углекислого газа с пероксидами:

    СО 2 + К 2 О 2 →К 2 СО 3 + О 2

    Данный способ представляет собой незаменимое техническое решение проблемы дыхания в изолированных системах: подводных лодках, шахтах, космических аппаратах.

    3) При взаимодействии озона с восстановителями:

    О 3 + 2КJ + H 2 O → J 2 + 2KOH + O 2


    Особое значение получение кислорода имеет место в процессе фотосинтеза
    , происходящего в растениях. Кардинальным образом от этого процесса зависит вся жизнь на Земле. Фотосинтез – сложный многоступенчатый процесс. Начало ему даёт свет. Сам фотосинтез состоит из двух фаз: световой и темновой. В световую фазу пигмент хлорофилл, содержащийся в листьях растений, образует так называемый «светопоглощающий» комплекс», который отнимает электроны у воды, и тем самым расщепляет её на ионы водорода и кислород:

    2Н 2 О = 4е + 4Н + О 2

    Накопившиеся протоны способствуют синтезу АТФ:

    АДФ + Ф = АТФ

    В темновую фазу происходит преобразование углекислого газа и воды в глюкозу. И побочно выделяется кислород:

    6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + О 2

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Открытие кислорода ознаменовало новый период в развитии химии. С глубокой древности было известно, что для горения необходим воздух. Процесс горения веществ долгое время оставался непонятным. В эпоху алхимии широкое распространение получила теория флогистона, согласно которой вещества горят благодаря их взаимодействию с огненной материей, то есть с флогистоном, который содержится в пламени.

    Кислород был получен английским химиком Джозефом Пристли в 70-х годах XVIII века. Химик нагревал красный порошок оксида ртути (II), в итоге вещество разлагалось, с образованием металлической ртути и бесцветного газа:

    2HgO t° → 2Hg + O2

    Оксиды – бинарные соединения, в состав которых входит кислород

    При внесении тлеющей лучины в сосуд с газом она ярко вспыхивала. Ученый считал, что тлеющая лучина вносит в газ флогистон, и он загорается.

    Д. Пристли пробовал дышать полученным газом, и был восхищен тем, как легко и свободно им дышится. Тогда ученый и не предполагал, что удовольствие дышать этим газом предоставлено каждому.

    Результатами своих опытов Д. Пристли поделился с французским химиком Антуаном Лораном Лавуазье. Имея хорошо оснащенную на то время лабораторию, А. Лавуазье повторил и усовершенствовал опыты Д. Пристли.

    А. Лавуазье измерил количество газа, выделяющееся при разложении определенной массы оксида ртути. Затем химик нагрел в герметичном сосуде металлическую ртуть до тех пор, пока она не превратилась в оксид ртути (II). Он обнаружил, что количество выделившегося газа в первом опыте равно газу, поглотившемуся во втором опыте. Следовательно, ртуть реагирует с каким-то веществом, содержащимся в воздухе. И это же вещество выделяется при разложении оксида. Лавуазье первым сделал вывод, что флогистон здесь совершенно ни при чем, и горение тлеющей лучины вызывает именно неизвестный газ, который в последствии был назван кислородом. Открытие кислорода ознаменовало крах теории флогистона!

    Способы получения и собирания кислорода в лаборатории

    Лабораторные способы получения кислорода весьма разнообразны. Существует много веществ, из которых можно получить кислород. Рассмотрим наиболее распространенные способы.

    1) Разложение оксида ртути (II)

    Одним из способов получения кислорода в лаборатории, является его получение по описанной выше реакции разложения оксида ртути (II). Ввиду высокой токсичности соединений ртути и паров самой ртути, данный способ используется крайне редко.

    2) Разложение перманганата калия

    Перманганат калия (в быту мы называем его марганцовкой) – кристаллическое вещество темно-фиолетового цвета. При нагревании перманганата калия выделяется кислород.

    В пробирку насыплем немного порошка перманганата калия и закрепим ее горизонтально в лапке штатива. Недалеко от отверстия пробирки поместим кусочек ваты. Закроем пробирку пробкой, в которую вставлена газоотводная трубка, конец которой опустим в сосуд- приемник. Газоотводная трубка должна доходить до дна сосуда-приемника.

    Ватка, находящаяся около отверстия пробирки нужна, чтобы предотвратить попадание частиц перманганата калия в сосуд-приемник (при разложении выделяющийся кислород увлекает за собой частички перманганата).

    Когда прибор собран, начинаем нагревание пробирки. Начинается выделение кислорода.

    Уравнение реакции разложения перманганата калия:

    2KMnO4 t° → K2MnO4 + MnO2 + O2

    Как обнаружить присутствие кислорода? Воспользуемся способом Пристли. Подожжем деревянную лучину, дадим ей немного погореть, затем погасим, так, чтобы она едва тлела. Опустим тлеющую лучину в сосуд с кислородом. Лучина ярко вспыхивает!

    Газоотводная трубка была не случайно опущена до дна сосуда-приемника. Кислород тяжелее воздуха, следовательно, он будет собираться в нижней части приемника, вытесняя из него воздух.

    Кислород можно собрать и методом вытеснения воды. Для этого газоотводную трубку необходимо опустить в пробирку, заполненную водой, и опущенную в кристаллизатор с водой вниз отверстием. При поступлении кислорода газ вытесняет воду из пробирки.

    Разложение пероксида водорода

    Пероксид водорода – вещество всем известное. В аптеке оно продается под названием «перекись водорода». Данное название является устаревшим, более правильно использовать термин «пероксид». Химическая формула пероксида водорода Н2О2

    Пероксид водорода при хранении медленно разлагается на воду и кислород. Чтобы ускорить процесс разложения можно произвести нагрев или применить катализатор.

    Катализатор – вещество, ускоряющее скорость протекания химической реакции

    Нальем в колбу пероксид водорода, внесем в жидкость катализатор. Катализатором может служить порошок черного цвета – оксид марганца MnO2. Тотчас смесь начнет вспениваться вследствие выделения большого количества кислорода. Внесем в колбу тлеющую лучину – она ярко вспыхивает. Уравнение реакции разложения пероксида водорода:

    2H2O2 MnO2 → 2H2O + O2

    Обратите внимание: катализатор, ускоряющий протекание реакции, записывается над стрелкой, или знаком «=», потому что он не расходуется в ходе реакции, а только ускоряет ее.

    Разложение хлората калия

    Хлорат калия – кристаллическое вещество белого цвета. Используется в производстве фейерверков и других различных пиротехнических изделий. Встречается тривиальное название этого вещества – «бертолетова соль». Такое название вещество получило в честь французского химика, впервые синтезировавшего его, – Клода Луи Бертолле. Химическая формула хлората калия KСlO3.

    При нагревании хлората калия в присутствии катализатора – оксида марганца MnO2 , бертолетова соль разлагается по следующей схеме:

    2KClO3 t°, MnO2 → 2KCl + 3O2.

    Разложение нитратов

    Нитраты – вещества, содержащие в своем составе ионы NO3⎺. Соединения данного класса используются в качестве минеральных удобрений, входят в состав пиротехнических изделий. Нитраты – соединения термически нестойкие, и при нагревании разлагаются с выделением кислорода:

    Обратите внимание, что все рассмотренные способы получения кислорода схожи. Во всех случаях кислород выделяется при разложении более сложных веществ.

    Реакция разложения

    В общем виде реакцию разложения можно описать буквенной схемой:

    АВ → А + В.

    Реакции разложения могут протекать при действии различных факторов. Это может быть нагревание, действие электрического тока, применение катализатора. Существуют реакции, в которых вещества разлагаются самопроизвольно.

    Получение кислорода в промышленности

    В промышленности кислород получают путем выделения его из воздуха. Воздух – смесь газов, основные компоненты которой представлены в таблице.

    Сущность этого способа заключается в глубоком охлаждении воздуха с превращением его в жидкость, что при нормальном атмосферном давлении может быть достигнуто при температуре около -192°С . Разделение жидкости на кислород и азот осуществляется путем использования разности температур их кипения, а именно: Ткип. О2 = -183°С; Ткип.N2 = -196°С (при нормальном атмосферном давлении).

    При постепенном испарении жидкости в газообразную фазу в первую очередь будет переходить азот, имеющий более низкую температуру кипения, и, по мере его выделения, жидкость будет обогащаться кислородом. Многократное повторение этого процесса позволяет получить кислород и азот требуемой чистоты. Такой способ разделения жидкостей на составные части называется ректификацией жидкого воздуха.

    • В лаборатории кислород получают реакциями разложения
    • Реакция разложения – реакция, в результате которой сложные вещества разлагаются на более простые
    • Кислород можно собрать методом вытеснения воздуха или методом вытеснения воды
    • Для обнаружения кислорода используют тлеющую лучину, она ярко вспыхивает в нем
    • Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, но не расходующееся в ней