Для всех и обо всем. Что такое ад

СИЛА ДУХА -
ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ СМОКТУНОВСКИЙ (1925-1994)
Ко мне в храм пришла одна женщина, которая стала свидетелем необычного эпизода из жизни И.М. Смоктуновского в мае 1994 года, за три месяца до его кончины.
В то время, когда она была по делам редакции в квартире актера, к нему пришла делегация с просьбой подписать петицию театральных деятелей Президенту РФ в защиту Студенческого театра и против открытия храма.
К этому времени письмо уже было подписано Галиной Волчек, Кириллом Лавровым, Юрием Никулиным, Валентином Гафтом, Марком Захаровым, Михаилом Ульяновым, Леонидом Хейфецем и другими актерами.
В скобках заметим, что было и другое письмо – в защиту храма, подписанное Никитой Михалковым, Ириной Архиповой, Марленом Хуциевым, Георгием Свиридовым, Александром Михайловым, Светланой Дружининой, Сергеем Соловьевым, Вадимом Абдрашитовым.
Но Смоктуновского ознакомили только с первым письмом, в котором утверждалось, что «восстановление церкви именно в этом здании не обусловлено исторической необходимостью», так как это уже третье местоположение Татьянинского храма.

Между тем «исторический дом» на ул. Герцена – «святыня театрального искусства нашей страны», а Студенческий театр МГУ – «трибуна, с которой студенты Университета выступали в защиту демократии и прогресса».
Известный актер повел себя в высшей степени странно:
– Скажите, – спросил он непрошенных гостей, – какую я сделал в своей жизни подлость и чем дал вам повод подумать, что я подпишу письмо против Церкви?
«До войны я жил у тетки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: “Пойди в церковь, отдай на храм”. Тридцать рублей! Я помню, они были такие длинные, красненькие.
Из интервью И.М. Смоктуновского:
Я не знал тогда, что существовали тридцать сребреников, и тетка, хотя и верующая, этого не знала. Библию тогда нельзя было держать, за это карали. А мороженое, которое я так любил, стоило 20 копеек. На эти деньги года полтора можно жрать мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тетям и дядям в храме. И с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошел к служителю и сказал: “Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста”.
Без веры человек не вышел бы из лесу, хрюкал бы, выл… Свинья – это хорошо, это замечательно, но все-таки разума у нее нет, а у нас, помимо разума, есть и душа».
«Я чувствовал, что меня вела на фронте какая-то сила, я думал, что меня ни одна пуля, ни шальная, ни какая другая, ни какой осколок не могут свалить. Словно я был кем-то охраняем. Не исключено, что я был охраняем Господом Богом. Потому что даже тогда, совершенно не зная Библии, не зная Нового завета, я знал, что есть Бог»
На фото: Кеша Смоктунович (слева) с братом Володей и тётей Надеждой Петровной Чернышенко

Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский

Песнь 5: Так я сошел, покинув круг начальный, Вниз во второй; он менее, чем тот, Но больших мук в нем слышен стон печальный. Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот Он, согрешенья различая строго, Обитель Ада назначает ей, Хвост обвивая столько раз вкруг тела, На сколько ей спуститься ступеней.
  • богатый флорентийский рыцарь, сторонник Чёрных, отличавшийся надменностью и бешеным нравом. Он прозван был Ардженти, то есть «серебряный», потому что подковывал своего коня серебром. Есть основания считать, что существовала резкая личная вражда между ним и Данте.
  • Еретики - отступники от веры и отрицатели Бога - выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга - с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом.
  • Эпикур и его последователи утверждали что после смерти погибают и душа, и плоть, за что и были заключены в 6-й круг ада.
  • кардинал Оттавио (умер в г.), ревностный гибеллин , настолько влиятельный, что если говорили просто «кардинал», то имели в виду именно его. Сохранилась его фраза: «Если есть душа, то я погубил её ради гибеллинов».
  • падуанский тиран Эдзелино IV да Романо (1194-1259)
  • Обиццо II, маркиз Феррары и Анконской марки. В 1293 году его сын, Аццо VIII , задушил его периной (правил с по 1308 год)
  • В 1271 году граф Ги де Монфор, наместник Карла I Анжуйского в Тоскане, убил из мести в Витербо, во время богослужения, принца Генриха, племянника английского короля Генриха III , и выволок его за волосы из церкви. Рассказывалось, что сердце убитого принца было положено в золотую чашу, установленную на колонне у моста через Темзу в Лондоне.
  • Это или эпирский царь (319-272 годы до н. э.), воевавший с Римом, или сын Ахилла , при взятии Трои убивший престарелого царя Приама (Эн. , II, 506-558)
  • Это или Секст Помпей (75-35 годы до н. э.) - младший сын Помпея Великого , ведший корсарскую войну против Цезаря и второго триумвирата; или же Секст Тарквиний , сын последнего римского царя Тарквиния Гордого , жестоко истребивший жителей города Габий и виновник смерти обесчещенной им Лукреции
  • представитель знатного рода, прославившийся разбоем и убийствами
  • разбойник XIII века в Римской Маремме
  • канцлер и фаворит императора Фридриха II , блестящий стилист и оратор. Он впал в немилость, был заточен в тюрьму, ослеплен и покончил с собой (в 1249 год)
  • Один из «расточительного дружества», павший в сражении при Топпо (1287 год), где сьенцы были разбиты арегинцами.
  • Гвидо Гверра, граф Гвиди, Теггьяйо Альдобранди дельи Адимари и беседующий с Данте Якопо Рустикуччи - флорентийские гвельфы , прославившие себя в середине XIII в
  • флорентиец, пользовавшийся большим влиянием во многих знатных домах Италии
  • знатный падуанец
  • Злопазухи отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад , XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причем над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.
  • Венедико деи Каччанемичи - глава болонских черных гвельфов (умер в 1303 году), политический противник Данте, изгнавший его из Болоньи. Данте, возможно, полагал, что в 1300 году его уже не было в живых. Венедико Каччанемйко продал свою сестру Гизолабеллу маркизу Феррарскому Обиццо II или его сыну Аццо VIII .
  • Из знатного луккского рода, умерший незадолго до 1300 года.
  • этрусский гадатель, которого, по рассказу Лукана («Фарсалия», I, 584-638), римляне призвали, чтобы узнать от него исход гражданской войны
  • Родом шотландец, астролог XIII века.
  • Гвидо Бонатти из Форлй(?), астролог XIII века.
  • сапожник в городе Парме , занимавшийся предсказаниями
  • влиятельнейший человек в Лукке и величайший взяточник
  • Галлура - один из четырёх округов, или «юдикатов» , на которые делилась подвластная Пизе Сардиния и которые управлялись так называемыми «судьями». С 1275 по 1296 годы галлурским судьёй был Нино Висконти. Монах Гомита, его министр, широко бравший взятки, кончил жизнь на виселице.
  • Логодоро - название другого сардинского юдиката
  • Микеле Цанке, министр, разбогатевший мздоимством, стал, путём брака, правителем Логодоро. Одну из своих дочерей он выдал замуж за генуэзского рыцаря Бранка д’Орья, и тот в 1275 году предательски убил его.
  • Рассказывалось, будто виновных в оскорблении величества император Фридрих II велел облачать в тяжелую свинцовую мантию и ставить на раскаленную жаровню. Свинец растапливался, и осужденный сгорал заживо.
  • В 1261 году в Болонье был учреждён орден «рыцарей девы Марии», целью которого считались примирение враждующих и защита обездоленных. Так как члены ордена больше всего заботились о своих удовольствиях, то их прозвали «fratres gaudentes» («веселящиеся братья»)
  • Каталано деи Малавольти, гвельф , и Лодеринго дельи Андалб, гибеллин , были подеста (правителями) в ряде городов. В 1266 году флорентийские гибеллины, опасаясь восстания гвельфов, частично оставшихся в городе после разгрома при Монтаперти , пригласили Каталано и Лодеринго на должность подеста, для умиротворения граждан. (Обычно брали «одиноких», то есть приглашался лишь один подеста.) Но Каталано и Лодеринго, действуя по указаниям папы , под видом беспристрастия поощряли гвельфов. Данте считает их виновными в том, что гвельфы вскоре изгнали гибеллинов и разрушили их дома, в том числе дома рода Уберти в городском округе Гардинго.
  • побочный сын знатного пистойца Фуччи деи Ладзари, деятельный сторонник Чёрных гвельфов, виновник многих убийств и грабежей. В 1293 году он участвовал в ограблении ризницы Пистойского собора. Обвинение пало на его приятеля, к делу не причастного. Тогда Фуччи, успевший скрыться, выдал своих сообщников, и их казнили.
  • вождь романских гибеллинов, искусный полководец, то враждовавший с папским Римом, то мирившийся с ним. За два года до смерти он постригся в монахи францисканского ордена . Умер в 1298 году.
  • В Средние века считали, что Магомет был католическим прелатом, отколовшимся от истинной веры, поэтому он и его ближайшие сподвижники признаны еретиками и лжеучителями.
  • представитель рода, владевшего городом Медичина , к востоку от Болоньи , прославил себя как зачинщик раздоров среди влиятельных болонских домов и среди романских феодалов
  • Бертрам (Бертран) де Борн, виконт Готфорский - знаменитый провансальский трубадур 2-й половины XII века, много воевавший и с родным братом, и с соседями и возбуждавший других к войне. Под его влиянием принц Генрих (1155-1183), старший сын английского короля Генриха II , поднял мятеж против своего отца, который ещё при жизни короновал его
  • Моска деи Ламберти (умер в 1243 году). Имя его связано с кровавым эпизодом, послужившим, по преданию, началом разделения флорентийской знати на гибеллинов и гвельфов. Это он, приведя поговорку: «Кто кончил - дело справил», склонил своих родичей и друзей убить Буондельмонте
  • Ложно обвинившая Иосифа .
  • Страдает от горящей лихорадки (обманул троянцев);
  • (не только лжесоветчик но и злой советчик)
  • безумная из-за греха кровосмешения со своим отцом королём
  • В Аду ждут мучения огнем, который во много раз мучительнее земного огня, напитки из кипятка и гноя, а также плоды адского дерева Заккум. Пребывание в Аду неверующих - вечно, в то время как наказание Адом грешников-мусульман не навсегда и спустя время (о котором знает лишь Аллах) они освободятся от адского пламени и войдут в Рай. В священных текстах Корана имеется много упоминаний об Аде, например:

    «Желанием их будет выйти из Огня, но никогда им из него не выйти, им - вечные мученья». (Коран 5:37) «Поистине, того, кто не уверовал и беззаконие творит, не помилует Аллах, и не наставит их на путь, кроме пути Геенны, где оставаться им навечно». (Коран 4:168-169) «Я отправлю его в Преисподнюю. Откуда знать тебе, что такое Преисподняя? Она ничего не щадит и не оставляет, сжигая человека. Над ней же - девятнадцать (стражей)». (Коран 74:26:30) «И воззовут они: ‘О, Малик! Пускай покончит с нами твой Господь!’ Он скажет: ‘Вы останетесь!’ Мы истину вам дали, но большинство из вас ведь правду ненавидит». (Коран 43:74-78) «Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали» (Коран 10:3-5)

    Иудейство

    Христианство

    Согласно православному вероучению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников (см. Быт. «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.»). Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте , Христос спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении. И теперь души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай. Но часто своими грехами живущие люди, не осознавая этого, отталкивают от себя Бога - сами (ещё живя на земле) создают в душе своей сущий ад , а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим - она полностью зависит от воли Бога. Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), - либо отсутствие этих дел (Мф.

    31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
    32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
    33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
    34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
    35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
    36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
    37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
    38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
    39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
    40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
    41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
    42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
    43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
    v 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
    45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
    46 И пойдут сии в наказание вечное, а праведники в жизнь вечную.).

    Бог определяет для человека наказание или вознаграждение, когда увидит его хорошие и плохие дела, но которые человек может искупить. Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучиться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. Самым тяжёлым мучением в аду будет именно моральное, голос совести, некое противоестественное состояние , когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо.

    В аду также будут мучиться и демоны (падшие ангелы), которые после Страшного Суда ещё более будут связаны: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней (Как видите свиньи паслись на земле, это видно из 28-го стиха 28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.)); «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. ).

    Невозможно примириться с тем, что Бог мог сотворить мир и человека, предвидя ад, что он мог предопределить ад из идеи справедливости, что он потерпит ад как особый круг дьявольского бытия наряду с Царством Божьим. С божественной точки зрения это означает неудачу творения. Ад объективированный, как особая сфера вечной жизни, совершенно нетерпим, немыслим и просто несоединим с верой в Бога. Бог, сознательно допускающий вечные адские муки, совсем не есть Бог, он скорее походит на дьявола.

    Вера в Христа, в Христово Воскресение и есть вера в победимость ада. Вера же в вечный ад есть в конце концов неверие в силу Христа, вера в силу дьявола. Вне Христа трагическая антиномия свободы и необходимости неразрешима, и ад в силу свободы остается необходимым.

    Буддизм (религия)

    В буддизме ад - место пребывания для существ, практикующих злобу и ненависть. Существует восемь уровней адов (на каждом уровне в центре горячий ад, по периметру холодный), но есть ещё и дополнительные ады. Пребывание в аду длительно, но не бесконечно, после того, как последствия негативной кармы исчерпаются, существо умирает и снова рождается в более высоких мирах.

    Даосизм (религия)

    Основная статья: Жёлтые источники (даосизм)

    В китайской традиции природа ада несколько отличается от общепринятого. Если, скажем, в христианстве, ад является наказанием за грехи, а в буддизме ад - место, где необходимо пройти очищение; то даосское , и вообще, автохтонно-китайское понимание ада совершенно исключает какие-либо этические толкования.

    Ад в китайской традиции называется «хуан цюань» что переводится как «жёлтые источники», или, реже, «обитель мрака». Человек, состоящий из множества душ, после смерти частью душ оказывается в неком подобии рая - на Небе, а другая часть его душ, которые имеют более грубую природу - оказываются у жёлтых источников.

    В поздние времена концепция жёлтых источников была объединена в народных верованиях с представлениями о горе Тайшань и столицей подземного царства Фэнду , хотя они не особенно изменили архаические представления о жёлтых источниках, восходящие ко временам шаманизма.

    Мормонизм

    «Ныне же он утешается, а ты страдаешь»(Лк.16:24) от соприкосновения с БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНОЙ И ЛЮБОВЬЮ. «Я СВЕТ МИРУ; кто не последует за Мною, ТОТ БУДЕТ ХОДИТЬ ВО ТЬМЕ(духовной)»(Ин.8:12), а что случается с тем, кто после МНОГОЛЕТНЕГО пребывания во тьме высвобождается на свет? - для них этот(даже обычный физический) свет становится нестерпимой мукой и болью, а что уж говорить о БОЖЕСТВЕННОМ СВЕТЕ?! И этот СВЕТ Божественной Любви и Истины(СВЕТ «огня вечного»(Мф.18:8), «неугасимого»(Мф.3:12)) и есть для праведников и покаявшихся на земле грешников УТЕШЕНИЕ(Лк.16:25), а для нераскаявшихся же грешников - СТРАДАНИЕ(Лк.16:25).

    Таким образом ад(преисподняя) - это не какая-то «подземка» или место пыток, а в 1-ю очередь СОСТОЯНИЕ ДУШИ НЕ РАСКАЯВШЕГОСЯ ГРЕШНИКА(«да обратятся нечестивые в ад»(Пс.9:18), «преисподняя поглощает грешников»(Иов25:19) ПОСЛЕ СМЕРТИ ЕГО ТЕЛА(и лишь во 2-ю очередь какая-то область духовного пространства, отделённая Господом от места пребывания в вечности душ людей с состоянием души «рая» - утешения, наслаждения и блаженства от созерцания СВЕТА Божественной Истины, СВЕТА «огня вечного», «неугасимого»). И такое СОСТОЯНИЕ(«ада») его НЕ РАСКАЯВШЕЙСЯ души наступает от открывшегося его высвободившейся(из тела) душе БЕЗГРАНИЧНОГО и ЧИСТЕЙШЕГО(от всякой «тьмы» - грехов, пороков и недостатков) БОЖЕСТВЕННОГО ДУХОВНОГО СВЕТА ЛЮБВИ и ИСТИНЫ.

    До воскресения Иисуса праведники после своей смерти уходили на «лоно Авраамово», которое находилось в аду(как области(измерении) духовного пространства), но было отделено от ада(«между нами и вами утверждена великая пропасть»(Лк.16:26)). Праведники там жили, и УТЕШАЛИСЬ Светом «огня вечного», «неугасимого»(и ВЕРОЙ в пришествие к ним Христа, НАДЕЖДОЙ на Его пришествие по ветхозаветным пророчествам(«Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление(духовное тление грешников)»(Пс.15:10))), а не раскаявшиеся грешники мучились, СТРАДАЛИ от этого «огня»(СВЕТА «огня» Божественной Любви и Истины), так как Он беспределен, вездесущ: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты»(Пс.138:8), и «над кем не восходит СВЕТ ЕГО?»(Иов25:3), - то есть свободно пронизывает все измерения и пространства.

    После воскресения Христа все праведники(«лоно Авраамово») из ада были высвобождены Им из этой области духовного пространства и перемещены в другую, отличную от неё(в 1-ю очередь пребыванием Там Самого Христа(«кто Мне служит(живёт по Заповедям Божьим), Мне да последует(в рай, в Царствие Небесное)»(Ин.12:26)), - то есть отличную от неё много более ярким, ярчайшим Светом Божественной Любви и Истины, абсолютно невыносимым и нестерпимым для грешников), - рай, то есть праведные люди(а также люди, успевшие искренне раскаяться в грехах при земной жизни; люди, искавшие при жизни Единого Бога и стремящиеся обрести Его(«имею желание разрешиться(расстаться с телесной жизнью) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше»(Флп.1:23)); люди с праведным, добродетельным и человеколюбивым мировоззрением) воскресли и были взяты Господом в Его Царствие: «и где Я, там и слуга Мой будет»(Ин.12:26); «и вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во СВЯТЫЙ ГРАД и явились многим» (Матфея 27:51-53); «наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»(Мф.25:34), и «праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Их и будут сиять вовеки, навсегда» (Мф.13:43;Дан.12:2)

    До прихода Христа концепция небесного рая у евреев отсутствовала. Слово «Ад» по еврейски «Шеол». Хотя предлагалось несколько версий происхождения еврейского слова шео́л, по всей вероятности, оно происходит от еврейского глагола ּׁשאל (шаа́л), означающего «просить» или «запрашивать». В таком случае «шеол» обозначает место (а не состояние), которое просит или требует к себе всех без исключения, принимая в свои владения умерших. Оно находится в земле, всегда упоминается в связи с мёртвыми и означает просто общую могилу человечества или область земли (не моря), где находятся умершие, в то время как отдельная могила или место погребения по-еврейски называется ке́вер (Бт 23:4, 6, 9, 20).

    В боговдохновенных Писаниях слова «шеол»(Еврейское) и «гадес»(Греческое) связаны со смертью и умершими, а не с жизнью и живыми (Отк 20:13). В самих этих словах нет ни мысли о блаженстве или муках, ни намёка на такую мысль.

    Данте и Вергилий в аду

    В произведении Данте Алигьери «Божественная комедия» немалое внимание уделено тому самому месту, куда после смерти отправятся многие люди. Преисподней. Аду. В представлении классика ад выглядит, не как огненное озеро, к которому все привычны благодаря библейским текстам (книга Откровения), а как некая система, напоминающая огромную воронку и состоящая из т.н. кругов, которых насчитывается не много, ни мало, а целых 9 кругов ада по Данте Алигьери. Кстати, именно этому произведению мы обязаны устоявшейся фразой «пройти через все круги ада», означающей, что человеку для достижения цели пришлось пройти поистине чудовищно сложный путь.

    Итак, что же представляет из себя ад, созданный поэтом?

    Рассмотрим все 9 кругов ада Данте в их хронологическом порядке.

    1 круг ада

    После прохождения преддверия ада, человек попадает в Лимб. Это и есть первый круг, охраняемый существом по имени Харон. Здесь содержатся добродетельные и, в целом, хорошие при жизни люди, которые не могли или не хотели познать Бога, за что в Рай им путь, как говорится, заказан. Но при этом и адских мук они тоже явно не заслуживают, а значит им самое место здесь. Наказанием в Лимбе является безболезненная скорбь – состояние напоминающее депрессию, а самые известные его представители – Аристотель и Юлий Цезарь, а также многие ветхозаветные праведники, которые позже вознеслись на небо.

    Страж:

    • Харон.

    Наказание:

    • Безбольная печаль.

    2 круг ада

    Вторым кругом ада по Данте Алигьери является Похоть. Здесь стражем является демоническая ипостась царя Миноса (отца легендарного чудовища Минотавра), которая со всей строгостью наказывает сладострастников, среди которых поэт отмечает, в частности, Семирамиду, Клеопатру и Елену Прекрасную, а также многих других. Наказанием во втором круге ада по Данте является пытка ураганом, который бьёт души грешников о скалы. Справедливость Миноса не знает границ, и он же указывает, кто куда отправится дальше.

    Страж:

    • Минос.

    Наказание:

    • Кручение;
    • Истязание бурей.

    3 круг ада

    Третий круг ада по Данте Алигьери, охраняемый мифическим псом Цербером, называется Чревоугодие. Сюда попали те, кто предавался данному греху при жизни. Наказание весьма специфическое – грешник бесконечно гниет под натиском проливного дождя и града. Человек по имени Чакко, находящийся там и бесконечно страдающий, предсказывает будущее изгнание Данте. Сам же Данте проникается сочувствием к мученику, но помочь ему он никак не может.

    Страж:

    • Цербер.

    Наказание:

    • Гниение под солнцем;
    • Гниение под дождем.

    4 круг ада

    Четвертый круг ада по Данте Алигьери отведен тем, кто не умел разумно распоряжаться финансами. Он носит название Скупости и расточительства, как двух крайностей одной сущности. Кто-то был слишком жадным, а кто-то – наоборот, любил потратиться направо-налево, не особо задумываясь о нужности тех или иных вещей – добро пожаловать. Этот круг охраняется демоном Плутосом, имя которого взято у бога богатства из древнегреческой мифологии. Имена известных расточителей не приводятся.

    Страж:

    • Плутос.

    Наказание:

    • Вечный спор.

    5 круг ада

    Пятый круг ада по Данте Алигьери, как и пятый смертный грех, посвящен гневу и зовётся Рекой Стикс, которая на деле представляет из себя болото. Также этот круг называется просто Гневом. Его стражем и одновременно перевозчиком через эту самую реку Стикс является сын бога Ареса – Флегий. В этом месте оказываются те, кто часто предавался гневу или унынию (по аналогии с четвертым кругом – две крайности одной сущности). Интересной особенностью наказания этого круга является то, что те, кто гневился, бесконечно дерутся в грязном болоте, где дном служат те, кто унывал. Среди прочих упоминается имя рыцаря Адимари.

    Страж:

    • Флегий.

    Наказание:

    • Вечная драка по горло в болоте.

    6 круг ада

    Шестой круг ада по Данте Алигьери представляет собой стены царства мертвых, охраняемые тремя фуриями – Тисифоной, Алекто и Мегерой, и называется Стены города Дита. Здесь содержатся и бесконечно страдают те, кто при жизни распространял ложные учения и ересь. Их наказанием является лежание в раскаленных докрасна могилах. Чем дальше мы продвигаемся по аду, тем более страшными становятся грехи и, в свою очередь, более изощренными становятся наказания.

    Страж:

    • Фурии.

    Наказание:

    • Существовать призраком в раскаленной могиле.

    7 круг ада

    Седьмой круг ада по Данте Алигьери представляет собой город мертвых – Дит. Сам круг делится на 3 пояса, а охраняет его сам Минотавр. Здесь истязаются те, кто при жизни совершал насилие – тираны, садисты, самоубийцы, содомиты, те, кто промотал всё своё имущество. Казни тоже разнятся от пояса к поясу. На первом поясе грешники кипят в яме с кровью, где их бдят кентавры Фол, Несс и Хирон, периодически отстреливая из лука тех, кто пытается выбраться оттуда. На втором — мучаются в основном расточители и самоубийцы. Первых загоняют адские гончие, вторых, представленных в виде причудливых деревьев, истязают гарпии. А вот богохульников и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией ждет изнурительный бесконечный поход в бесплодной пустыне под дождем. Всё бы и ничего, да только дождь огненный. Вот вам и цена плотских утех. Ужасно, не правда ли?

    Страж:

    • Минотавр.

    Наказание:

    • Кипеть в кровавой реке;
    • Млеть в знойной пустыне у пылающего потока;
    • Быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

    8 круг ада

    Восьмой круг ада по Данте Алигьери является предпоследним в этой грандиозной пыточной. Он делится на щели (в некоторых переводах — ущелья), которых насчитывается ровно десять. Здесь караются обманщики, которые водили за нос людей, у которых не было с ними доверительных отношений (случайных знакомых, если так можно выразиться). Каждой щели соответствует свой грех. Здесь есть место для всех, кто так или иначе связан с обманом или ложью. Льстецы, взяточники, гадатели, лицемеры, соблазнители, воры, лукавые, сплетники – для каждого приготовлен особый отличный от других вид казней. Причем, даже от упоминания некоторых может стать дурно. Например, те, кто любил льстить при жизни, после смерти крупно влипнут в… экскременты. Взяточники будут кипеть в смоле, воров замучают насекомые, а тех, кто сеял раздор ожидает потрошение. За всем этим ужасным пиршеством наблюдает бдительный Герион — образчик самого противного обмана.

    Страж:

    • Герион.

    Наказание:

    • Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые демонами, влипшие в кал зловонный;
    • Тела неких закованы в скалы, по ступням струится пламя;
    • Кто-то бурлит в смоле, и если высунется - черти втыкают багры;
    • Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню;
    • грешников потрошат и терзают гады, проказа и лишай.

    9 круг ада. Центр вселенной

    И, наконец, последний из 9 кругов ада по Данте, замыкающий весь ад в целом. Он предназначен для предателей. Это, по сути, центр Вселенной. Здесь караются люди, которым доверяли, и которые это самое доверие попрали. Они все томятся в ледяном озере, называемом Коцит. Тут страж – сам Люцифер. Наказание таким предателям – вечная мерзлота во льду, куда они вмерзли по самую шею. Головы их обращены вниз. Самые известные предатели – Марк Брут, Гай Лонгин Кассий и Иуда Искариот – истязаются лично самим дьяволом – Люцифером – который также является вмерзшим в льдину. Каждая из его трех пастей мучает эту не святую троицу.

    Страж:

    • Бриарей;
    • Эфиальт;
    • Антей.

    Наказание:

    • Нескончаемые терзания в ледяном озере.

    Впечатляющее зрелище (инфографика и видео)

    Известный художник-живописец эпохи Возрождения Сандро Боттичелли попытался при помощи изобразительного искусства показать эти самые 9 кругов ада Данте. По виду ад и вовсе напоминает нечто вроде исполинского амфитеатра. Завораживает. Несмотря на то, что это место вечных мук, выглядит величественно.

    В первом кругу дантова ада мучаются добродетельные нехристиане и некрещеные язычники, которые наказаны вечной жизнью в подобии рая. Они во дворце с семью воротами, который символизирует семь добродетелей. Здесь Данте встречает выдающихся людей эпохи античности, таких как Гомер, Сократ, Аристотель, Цицерон, Гиппократ и Юлий Цезарь.

    Круг второй, прелюбодеяние

    Во втором круге ада Данте и Вергилий встречают людей, которыми овладела похоть. Их наказание – сильный ветер, который кружит их в воздухе. Им нет покоя. Этот непрекращающийся ветер символизирует людей, ведомых жаждой плотских наслаждений. Здесь снова Данте встречает многих известных людей ушедшей эпохи: Клеопатру, Тристана, Елену Троянскую и других грешников, чьим пороком был адюльтер.

    Круг третий, чревоугодие

    Дойдя до третьего круга ада, Данте и Вергилий встречают души чревоугодников, которых охраняет монстр Цербер. Грешники там наказаны тем, что лежат в грязном месиве под непрекращающимся ледяным дождем. Грязь символизирует деградацию тех, кто злоупотребляет едой, напитками и другими земными удовольствиями. Грешники-чревоугодники не видят лежащих рядом. Это символизирует их эгоистичность и бесчувственность.

    Круг четвертый, жадность

    В четвертом круге ада Данте и Вергилий видят души тех, кто наказан за жадность. Грешники этого круга разделены на две : тех, кто копил материальные блага и тех, кто тратил их без меры. Они толкают тяжести, что символизирует их привязанность к богатству. Грешников охраняет Плутон, греческий бог подземного царства. Здесь Данте видит многих священников, включая пап и кардиналов.

    Круг восьмой, обман

    Восьмой круг ада населяют обманщики. Данте и Вергилий попадают туда на спине Гериона, летающего монстра. Этот круг разделен на десять каменных рвов, соединенных мостами. В первом рве Данте встречает сводников и соблазнителей, во втором – льстецов, в третьем – виновных в симонии, в четвертом – лжепророков и колдунов. В пятой канаве обитают коррумпированные политики, в шестой – лицемеры, а в остальных – воры, советчики, фальсификаторы, алхимики, фальшивомонетчики и лжесвидетели.