Древняя икона. Семистрельная икона Божией Матери

Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами». Вы также узнаете о символике икон Иоанна Крестителя, почему его называют «ангелом пустыни», а также о том, где именно в Киеве находится самый древний в мире образ Предтечи Господня.

Почитание Иоанна Крестителя в православии обусловлено его исключительным статусом «первого из рожденных женами». А потому неудивительно, что его образ мы встречаем среди первых христианских изображений.

Впрочем, в первые века христианства – время когда иконопочитание и иконографический канон только формировался, мы встречаем изображение Иоанна в сюжетных композициях, например, «крещение Христа». Самым первым таким изображением, скорее всего, можно считать роспись катакомб Каллиста (III век). Почти сразу в росписях катакомб и в рельефах на саркофагах, на пластинках из слоновой кости и мозаиках, образ Предтечи имеет все основные, узнаваемые и в наше время признаки – это человек средних лет с длинными темными волнистыми волосами и бородой. Он облачен во власяницу (хитон из верблюжьей шерсти) .

Крещение Господне. Италия. Равенна. Баптистерий ариан. VI в.

Что до моленных образов Иоанна (собственно икон), то самой древней из дошедших до нас можно считать икону, происходящую из знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае. Некогда ее вывез известный востоковед, византолог и археолог XIX века владыка Порфирий (Успенский).

Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Крестителя) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании Киевского музея западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко , где ныне эта икона пребывает).

Увы, мало кто из киевлян знает, что древнейшая икона Иоанна Крестителя хранится именно в их городе .

Иоанн Креститель. Византия. VI в.

Это довольно древний (VI век) образ, выполненный в технике энкаустики, где красочный пигмент замешивался на воске. Энкаустика была наиболее распространенной техникой живописи в античном мире и первые иконы были выполнены именно в ней. Большая часть восковых энкаустических икон была утрачена в иконоборческое гонение. Тем больше уникальна киевская икона Предтечи.

На этом образе Иоанн предстает в полный рост. Он традиционно облачен во власяницу и гиматий (античное верхнее одеяние). В руке он держит свиток с надписью по-гречески «се Агнец Божий», что подчеркивает функцию Иоанна, как Предтечи Спасителя и свидетеля Его явления.

Со временем образ Иоанна Крестителя прочно вошел в деисусный чин , где Христу в молитвенных позах предстает сонм святых и ангелов. Наиболее близкими к Престолу Господнему неизбежно оказываются «честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов» Богородица и больший из рожденных женами - Иоанн.

Деисус (деисис). Мозаика. София Киевская. ХІ в.

Единоличный же образ Крестителя со временем получает различные дополнения, подчеркивающие те или иные акценты его проповеди.

Так, сразу после 7-го Вселенского Собора и окончательной победы Православия над иконоборчеством, получает распространение композиция «Моление Иоанна Предтечи в пустыне» .

Иоанн изображается в молитвенной позе среди пустынного пейзажа. В его руке обычно присутствует свиток с призывам к покаянию: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3: 2). Нередко этот призыв представлен аллегорически в виде древа с топором, что является иллюстрацией продолжения слов Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).

Также часто в этот сюжет добавляется глава Иоанна, что напоминает о его мученическом конце.

Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития. Византия. XIII в.

С течением времени эта иконография продолжает развиваться, приобретая все новые символические детали. Так, в 13 веке Предтечу начинают изображать с крыльями , что является графическим отображением пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3. 1), которое относится именно к Иоанну.

Также эти крылья символизируют аскетическую жизнь Пророка, которую можно сравнить с ангельской (собственно здесь имеем параллель с монашеством («равноангельское бытие»), духовным родоначальником которого можно по праву считать Иоанна Крестителя).

Это иконографическое изображение называется «ангел пустыни» .

Иоанн Предтеча ангел пустыни. Русь. Владимир. XVI в.

Москва. Музей им. Андрея Рублева

Этот извод получил наибольшее распространение на Руси. Предтеча изображается чаще всего фронтально. Правая рука представляет ораторский жест, символизирующий проповедь Крестителя. В левой – свиток, раскрывающий суть этой проповеди, либо вмещающий призыв к покаянию («Покайтеся…») или проповедь о Мессии («се Агнец…»). В образе присутствуют и секира у корней неплодного древа и голова самого Крестителя в чаше. Иногда Иоанн держит эту чашу в руке.

Впрочем, эта чаша имеет разные варианты изображения с разной смысловой нагрузкой. Помимо головы Крестителя, в чаше может изображаться ягненок, символизирующий Христа («се Агнец Божий…») и в таком случае, икона приобретает евхаристический оттенок. Агнец в чаше (иногда на блюде) намекает на евхаристического Агнца на дискосе.

Иоанн Креститель. Фрагмент триптиха. Византия. XIII в.

Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

На русской почве после XVI века этот евхаристический намек (агнец на дискосе) сменился явным изображением Младенца Христа в чаше:

Иоанн Креститель. Старообрядческая икона. Невьянск. Кон. XIX в.

Одновременно с этим развивался более простой и менее перенасыщенный символикой изначальный сюжет «Иоанн в пустыне». Предтеча изображается с тем же «проповедующим» жестом и свитком. Но дополнительно на иконе появляется посох, увенчанный процветшим крестом.

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Афон, монастырь Хиландар

Житийная иконография Иоанна Крестителя ещё более разнообразна, и мы в дальнейшем посвятим ей отдельный очерк.


Код для вставки у блог / сайт

На сегодняшний день древнейшей иконой, на которой изображен Христос (в иконографии Пантократора) является икона обнаруженная в Синайском монастыре в XIX в.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Реставрация 1962 года выявила первоначальный облик древней иконы, которая сохранилась практически полностью за исключением небольшой утраты в правой от нас части нимба. Поздневизан-тийские записи закрывали наиболее необычную деталь ранней иконографии – древний фон с пространственной нишей и золотыми звездами, Была введена и отсутствовавшая первоначально надпись «Иисус Христос Человеколюбец», отразившая позднесредневековое восприятие этого образа Христа, в котором видели милосердие и надежду на спасение.

Предполагают, что источником избранного типа Христа, показанного красивым и величественным мужчиной в пору расцвета, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, мог послужить облик Зевса Олимпийского, широко известный во всем греко-римском мире по многократно копировавшейся скульптуре работы Фидия. Известность, редкое сходство, свидетельства современников не позволяют усомниться в том, что обращение было сознательным и, по-видимому, образ Христа Пантократора («Вседержителя») должен был вытеснить в представлениях недавних язычников облик царя богов. При этом не исключено, что «аутентичность» изображения могла находить подтверждение в образах древнейших нерукотворных икон, которые, по мнению византийцев, были созданы не волей человека, но промыслом Божьим и соответственно обладали особой подлинностью. В 574 году такой нерукотворный образ Христа из Камулианы был торжественно перенесен в Константинополь, где стал палладиумом империи. В конце VII века образ Христа, восходящий к одной из таких чудотворных икон, впервые появился на золотых монетах Юстиниана П. Примечательно, что этот главный образ империи, приобретший статус государственного символа, принадлежал к тому же иконографическому типу, что и Христос Пантократор на синайской иконе.

В образе Христа иконографически подчеркнуты идеи царства и священства. Он показан в темно-сиреневых (пурпурных) хитоне и гиматии, цвет которых в Византии однозначно ассоциировался с императорской властью. Полуфигура Христа явлена на фоне неба с золотыми звездами – прозрачный символ вечности и космоса. В нижней части фона показана богато украшенная архитектурная ниша с окнами. На наш взгляд, это необычное сооружение, напоминающее одновременно дворец, портал и церковную апсиду, создавало образ Горнего Иерусалима – небесного царства, в котором правит изображенный Христос Пантократор. В левой руке он держит огромную книгу в драгоценном окладе, украшенном изображением большого креста. Книга воплощает образ Учения, Священного Писания, «Слова Божьего», и через крест напоминает об Искупительной жертве. Кроме того, она представляет не просто кодекс, но богослужебное евангелие, вносимое в храм на Малом входе, и устанавливаемое на алтаре. Знаменательно, что уже ранневизантийские авторы истолковывали это носимое в процессии евангелие как образ Христа, являющегося в мир в величии небесной славы.

Христос с богослужебным евангелием, прижатым лицевой стороной к груди, ассоциировался с первосвященником – архиереем, благословляющим верующих во время службы. Выразителен и жест двуперстного благословения. В эпоху, когда существовали самые разные формы и встречались изображения благословения даже одним указательным перстом, жест синайского Пантократора воспринимается как обретенная на века формула, обладающая глубоким догматическим содержанием. Как мы знаем из средневековых толкований, три соединенных пальца символизировали Св. Троицу, два поднятых и переплетенных пальца, расположенных один под другим, говорили о мистическом соединении во Христе божественной и человеческой природ. Жесты рук Христа воплощали важнейшие идеи учения о Богочеловеке, воплотившемся на земле Втором лице Святой Троицы. Сложнейшая задача создания образа, одновременно земного и небесного, решена в синайской иконе при помощи целого ряда художественных приемов. Один из них – сочетание разнонаправленных движений, так называемый контрапост, хорошо разработанный в древнегреческой скульптуре: тело немного повернуто в одну сторону, а голова – в другую. Возникает внутренняя динамика, снимающая впечатление иератичной застылости фронтальной позы и придающая всей пластике фигуры активность и жизненную убедительность.

Другим приемом является сознательно асимметричная трактовка лика Христа, который состоит из двух разнохарактерных половинок. Левая – спокойная, строгая, отрешенная, с естественным абрисом широко раскрытого глаза и ровной дугой бровей. Картина совершенно меняется в правой части лица – бровь приподнята и драматически изогнута, ей вторит гораздо более экспрессивный рисунок глаза, как бы напряженно вглядывающегося. Иконописец стремится создать образ Богочеловека, в котором единовременно и непротиворечиво уживались бы мысли о всемогущем космократоре, строгом судне и человеколюбивом, сострадающем Спасителе. Интересно, что такая асимметричная трактовка лика станет отличительной особенностью изображений Пантократора в куполах византийских храмов.

Ученые находят в данной иконе влияние фаюмского портрета

7 376

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Икона есть живописный образ самого Бога, Божьей Матери, Святых угодников или сцен из Священного Писания. Изображение иконы окропляют святой водой, а после зачитывают специальные молитвы. Только после обряда освящения икона приобретает благодатную энергию и духовное признание.

Икона является проводником между Богом и человеком. Любая молитва будет услышана Господом, просто благодаря иконе она вознесется к нему значительно быстрее.

«Спас Вседержитель» занимает главенствующий образ в православной иконописи, поэтому его всегда располагают в центральном куполе каждого православного храма – на самое почетное место. На иконе изображен сын Божий Иисус Христос в образе судьи и Небесного царя, поэтому икону иначе еще называют «Пантократор», что переводится с греческого как «властитель всего». Главный врачеватель душ и тел, знающий обо всем. Именно к Всевышнему в первую очередь должны быть обращены наши молитвы. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.

На Руси икона появилась примерно в 12 веке и служила молельной иконой русских князей. Иконы «Спаса Вседержителя» не редко мироточили и излечивали от многих болезней.

Икона «Святая Троица» (Ветхозаветная)

Икона Святой Троицы ценится как один из важнейших образов, который обязан присутствовать в каждой православной церкви. Троица – величайшая и таинственная икона человечества. Живописный образ был написан по всем канонам иконописи в мастерской при храме. Он рассказывает о единении Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Икона «Троица» была создана, чтобы каждый верующий мог наглядно представить трисолнечный свет православия. Господь един в трех лицах – это сложно для осмысления и понимания, но в это нужно искренне веровать, принимая сие как данность. Для Руси образ Троицы является исповедальным, и перед ним каются о прощении содеянных грехов.

Одна из самых ключевых святынь русской православной церкви – чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Господь через этот образ посылает всем верующим помощь в укреплении веры, в исцелении душевных и телесных страданий, в умягчении злых сердец, в освобождении от вражеских вторжений, в примирении враждующих и о сохранении единства России.

Согласно благочестивого предания, этот образ был написан евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. На Русь святыню привезли из Византии в подарок Юрию Долгорукому. Икона не раз прославлялась своими чудесами. Например, находившись в Киеве, она не единожды сходила в церкви со своего места и оказывалась висеть в воздухе. Не раз исцеляла и даже воскрешала. К ней обращались за помощью перед важными сражениями полководцы и воины. И она не оставляла их, являя казалось бы в самых безвыходных ситуациях свои чудеса. Однажды после выигранной битвы против Булгарии, когда Богородице отслужили благодарственный молебен, от ее иконы воссиял свет, озаривший весь изумленный полк. Еще одна чудесная история с это иконой случилась сразу после принесения ее в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Именно в тот день, когда икона была доставлена в город, Тамерлан неожиданно приказал своему войску отступить.

Эта чудотворная икона Божией Матери появилась после пожара в Казани в 16 веке довольно загадочным образом. Девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, сказавшая отыскать ее икону на пепелище. Этот сон повторялся снова и снова, пока девочка не решилась с матерью пойти на поиски иконы. И действительно, святыня была там найдена.

Этот образ Божией Матери самый почитаемый и любимый, он является «Великой заступницей России». Икона не раз помогала народу в самые тяжелые времена. Своим появлением она символизирует победу над Смутным временем. Именно ее благодарят от избавления Москвы от нашествия поляков. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим войском молился образу Казанской Богородице. Икона была главной покровительницей династии Романовых. В годы Великой Отечественной войны эта икона была духовной водительницей русского народа.

Начиная с Крещения, все самые значимые события в жизни проходят вместе с ней. Она дает благословение на брак, помогает в работе, в житейских проблемах.

Икона Николая Чудотворца (Угодника)

Святитель Николай Чудотворец или иначе Николай Угодник, как стали его называть на крещеной Руси, в Православии едва ли не самый почитаемый святой после Богоматери. Судьба этого святого не была легкой, возможно именно благодаря жизненным испытаниям и трудностям, он избрал религиозный путь. Будучи еще ребенком, он уже увлекался чтением Божественного писания, а, повзрослев, стал архиепископом. Тогда Николая и стали называть Чудотворцем. За всю жизнь ему приписывали много чудес и деяний. По одной из легенд он воскресил моряка, упавшего с мачты, по другой, - спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственный отец как единственный способ расплатиться с многочисленными долгами. И таких историй не счесть. Николай всегда был олицетворением справедливости и благородства.

Перед иконой Святителя Николая молятся при любых, казалось бы, даже самых неразрешаемых проблемах. Он помогает и странникам, и морякам, и роженицам, и даже студентам. Икона способна исцелять от любых недугов, ограждать от неблагоприятных событий и недоброжелателей, защищать от искушений и творить настоящие чудеса. Обращаясь к Николаю с искренностью и верой, люди не раз замечали, что в их жизни все случалось именно так, как они просили.

«Семистрельная» икона – мощнейшая защитница дома и его обитателей. Богородица, изображенная на этой иконе, пронзена семью мечами, символизируя сердечные муки, которые Святая ведала при жизни. Семь мечей – главные смертные людские грехи, приносящие Божьей Матери душевные страдания.

Впервые икона появилась в 17 веке. Однажды одному крестьянину, больному хромотой и жаждущему выздоровления от этой болезни, во сне Божественный голос велел найти в ближайшем монастыре чудесное изображение и с верой помолиться перед этим образом. Оказалась, что деревянная доска с ликом Богородицы служила ступенью лестницы, ведущей в колокольню. После того, как образ отмыли и восстановили, ей отслужили молебен, после чего крестьянин был полностью исцелен.
Икона Пресвятой Божией Матери Семистрельной имеет в жизни каждого верующего большое значение. Перед этой сильной иконой молятся о защите своего дома, от недоброжелателей, от ссор внутри семьи, об умягчении сердца. Икону обычно располагают напротив входной двери, чтобы Семистрельная могла видеть глаза входящих. Перед тем, как разместить икону, нужно прочесть молитву. Если кто-то из близких или знакомых перестал вас посещать, то можно сделать вывод о том, что его помыслы были не чисты по отношению к проживающим членам этого дома. Так, Пресвятая Божья Мать Семистрельная рождает в душах верующих милосердие и доброту.

Образ Иверской Божьей Матери также считается одним из самых чтимых в православии. и его появление сплошь опутано мистикой.

В 19 веке, когда начались гонения на православные иконы, одна благочестивая вдова втайне хранила икону Богородицы. Но в ее дом однажды ворвались солдаты и, один из них, увидев образ Божьей Матери, проткнул его копьем. Но тут на глазах испуганных очевидцев из ланиты Богородицы полилась кровь. Обезумевши от страха, солдаты, упав на колени, стали молить о прощении за свой грех, а после, спасая святыню, пустили по волнам. И тут вновь произошло чудо. Икона встала и поплыла. Спустя некоторое время, постояльцы Иверского монастыря заметили светящийся столп над морем. Приблизившись к нему, они обнаружили святой образ Богородицы, плывший по воде и испускающий свечение. Икону решено было поместить в часовне, но на утро она была найдена над монастырскими воротами. Попытки отнести ее на прежнее место каждый раз были тщетны, пока однажды во сне старцу Гавриилу не привиделась Пресвятая Дева, рассказавшая, что не хочет быть охраняемой, она сама должна быть Хранительницей. Так, икону на долгие годы поместили над воротами обители, и стали называть Вратарницей. Она много раз чудесным образом уберегала монахов от пожаров, врагов и голода.

Пресвятая Богородица Иверская и до сегодняшних дней являет людям свои чудеса. Перед ее иконой молятся о раскаянии в грехах, об излечении от недугов, об избавлении от скорбей и печалей. Богородица Иверская хранит семейный очаг, покровительствует всем женщинам и является заступницей перед Всевышним. При помощи этой иконы снимают также «венец безбрачия».

Святая блаженная Матрона – самая почитаемая московская святая. Матронушка, как ее ласково называют многие, прожила тяжелую жизнь, полную лишений. Она родилась в бедной крестьянской семье и с рождения была абсолютно слепой. Уже с восьми лет она начала предсказывать и лечить всех страждущих, а с наступлением 18 лет, потеряла способность ходить. В революционные годы ей пришлось немало скитаться по Москве, не имея своей крыши над головой.

Всю свою жизнь она помогала всем нуждающимся. Это именно она предсказала начало Великой отечественной войны, и сказала, что русский народ одержит победу. Она предсказала свою смерть за три дня, но продолжала принимать людей. Матронушка и сегодня помогает всем верующим, обращающимся к ней с молением в исцелении от недугов, в финансовых вопросах, в сохранении семьи, в благополучии детей и много другого.

Вся жизнь этой сильной женщины стала образцом великого духовного подвига любви, терпения, и самоотречения.

Ксения Петербургская – одна из самых любимых русских святых. Икона с ее изображением не является редкостью в православном доме. Дар предвидения и исцеления к ней пришел после смерти ее мужа. Рано овдовев, Ксения впала в глубокое отчаяние. Она раздала все свое имущество бедным, подарила дом своей знакомой, надела одежды покойного мужа и стала называть себя его именем. Эти странности отнюдь не связаны с потерей рассудка, просто Ксения решила полностью посвятить себя служению Богу, оградив себя от земных радостей и благ. Начались годы скитания. Большую часть своего времени она проводила около Церквей. Ночевала она под открытым небом в горячих молитвах, обращенных к Богу, нарочно не одевала теплых одежд, заставляя свое тело страдать от стужи. Поначалу люди подсмеивались над Ксенией, но вскоре стали замечать, что после общения с ней, даже мимолетного, их жизнь начинала меняться к лучшему. Местные торговцы старались угостить ее съестным, тогда товар весь быстро распродавался. Если Блаженная целовала детей, то они росли здоровыми. За свою праведность Ксения обрела дар предвидения. Она предсказала смерть Елизаветы I за день до кончины. Свою знакомую она однажды отправила на кладбище, сказав, что там она обретет ребенка. Та, испуганная побежала в указанное место и на пути увидела, как беременную сбила лошадь. Роженица скончалась, но успела родить младенца, которого и усыновила подруга Ксении. И таких случаев предвидения было великое множество. Даже после своей кончины она являлась в видениях людям, находившимся в трудных жизненных обстоятельствах, предупреждая их об опасности. Молитва, обращенная к ней, всегда находит отклик и помогает даже в самом трудном деле.

«Ангел» с греческого языка переводится как посланник, вестник». Служа проводником между человеком и Господом, Ангел-Хранитель призван выражать безусловную любовь Бога к людям через свою заботу. Церковные служители уверяют, что своего Ангела человек получает, только после таинства Крещения. Так у человека появляется свой защитник, который всегда рядом. Чем больше веры в человеке, тем ближе к нему Ангел-Хранитель.

Каждый элемент иконы с изображением Ангела имеет свою символику. Слегка наклоненная голова Святого означает готовность помочь своему подопечному в любой момент, зеленый хитон и розовая рубаха – служение людям во имя добра, меч и крест – способность видеть и предупредить об опасности, крылья – возможность перемещаться из реального мира в божественный.

Чудесное спасение людей, уцелевших в катастрофах, интуитивные озарения или пророческие сны – так Ангелы невидимо принимают участие в жизни людей, оберегая каждый своего подопечного.

Икону Ангела-хранителя необходимо иметь в доме, молиться перед ней нужно в уединенном месте с искренностью в сердце. Люди обращаются к этому образу, когда им нужны духовные силы для преодоления трудных периодов в жизни. Молитвенное обращение к Ангелу-хранителю стоит делать всегда, когда оставляете свой дом, чтобы Божий Посланник уберег вас от неожиданной беды и недоброго умысла людей.

С древних времен икона для русского человека является олицетворением духовности. Известно много случаев, в которых именно икона помогала русскому народу в избавлении от бед. Исцеление от неизлечимых болезней, прекращение войн, спасение во время пожаров - все под силу чудодейственным иконописным изображениям.

Как известно, первые изображения ликов Иисуса Христа, Богородицы и святых появились очень давно. Некоторые из них дошли до нашего времени.

Самые известные иконы России

На сегодняшний день известно 30 старинных икон. Все они ценны не только в финансовом плане, но и в историческом.

Список самых известных икон России:

Перечисленные иконы являются исторически важными объектами. Все они сохранены и доступны для просмотра. Многие из них находятся в государственных музеях и галереях.

Икона Владимирской Божьей Матери

Одной из известнейших старинных икон является изображение Владимирской Божьей Матери. Существует предание, в котором говорится, что автором иконы стал сподвижник апостола Павла Лука. Дату написания относят к 5-му веку. К сожалению, прямых доказательств, что изображение написано рукой евангелиста, нет.

Предположительно, икона привезена в Россию в 1131 году. Это был подарок русскому князю из Константинополя от патриарха Луки. На Руси Владимирская икона Божьей матери прошла долгий путь и побывала в разных уголках страны.

Сначала она получила название Вышгородской Божьей Матери. Это связано с ее первоначальным местоположением. Икона более двадцати лет находилась в Богородническом монастыре, который расположен в Вышгороде вблизи Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес антикварную икону во Владимир. В связи с этим изображение стало носить название Владимирской Божьей Матери. Различные междоусобицы и войны не обошли икону стороной.

В Москву Владимирская Божья Матерь перевезена в 1395 году. После этого ее несколько раз перевозили, но в итоге в 1480 году вернули в Успенский собор города Москвы. Там она находилась вплоть до 1918 года. После некоторое время находилась в Государственном историческом музее. Позже в Третьяковской галерее. Сегодня Владимирскую икону Божьей Матери можно увидеть храме Святителя Николая. Храм не функционирует по своему прямому назначению. Это музей. Расположен он при Государственной Третьяковской галерее.

Владимирская Божья Матерь является одной из самых дорогих икон в России.

Перечень самых ценных икон России

Помимо знаменитых иконописных образов, которые находятся в различных музеях и доступны для общественного просмотра, существуют и другие старинные иконы. Они выставляются на аукционах и имеют достаточно высокую стоимость. На сегодняшний можно приобрести следующие иконописные образы:

  1. Икона с лампадой "Георгий Победоносец", 8.600.000 рублей.
  2. Храмовая икона Николая Чудотворца, 8.400.000 рублей.
  3. Икона "О тебе радуется", 8.000.000 рублей.
  4. Владимирская икона Богоматери, 3.200.000 рублей.
  5. Иконописный образ Дмитрия Солунского, 3.200.000 рублей.
  6. Икона Владимир с житием, 3.200.000 рублей.
  7. Икона Сергий Радонежский, 3.100.000 рублей.
  8. Семистрельная икона, 3.100.000 рублей.
  9. Икона с 2.900.000 рублей.
  10. Четырехчастная икона, 2.250.000 рублей.
  11. Казанская икона, 2.100.000 рублей и т. д.

На самом деле список этот довольно большой. Здесь рассмотрены только часть самых дорогих икон. Все они выставлены на продажу. Скупкой таких изображений занимаются настоящие ценители иконописи - коллекционеры.

Сложно сказать, какая икона самая дорогая в мире и сколько она стоит на сегодняшний день. Так, одной из ценнейших православных икон является изображение "Святой Георгий с житием". Хранится она в украинском Национальном художественном музее, который находится в городе Киеве. Приблизительная стоимость данного произведения искусства составляет 2 миллиона долларов. Безусловно "Святой Георгий с житием" является одной из самых дорогих икон в мире. Но возможно, существуют и более ценные иконописные изображения.

Критерии оценки антикварных изображений

Антиквариат - это старинная вещь, которая имеет высокую рыночную стоимость. Над оценкой антикварных икон нередко трудится целая команда специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Если человек является обладателем старинного иконописного изображения, ему просто необходимо знать рыночную стоимость данного предмета. В противном случае при продаже иконы владелец получит сравнительно меньшую сумму. Как определить возраст иконы? Данный вопрос интересует многих коллекционеров. Ведь данный аспект играет решающую роль в определении стоимости.

Рыночная стоимость зависит от нескольких важных факторов:

  • время написания, то есть возраст;
  • автор изображения;
  • наличие или отсутствие оклада и драгоценных камней;
  • размер;
  • наличие отметок на тыльной стороне изделия;
  • внешнее состояние;
  • подлежит ли изделие реставрации.

Для икон часто использовались оклады. Более ценные - это иконы в золотом окладе. Реже можно встретить изображения с драгоценными камнями. Иконы в серебряном окладе также имеют довольно высокую стоимость. Бывают случаи, когда драгоценный оклад стоит дороже самого иконописного изображения.

Помимо всех вышеописанных критериев, на стоимость влияет сюжет изображения и чудодейственные свойства.

Художественная ценность иконы

Не стоит путать понятия "художественная ценность" и "рыночная стоимость". Некоторые люди, при попытке узнать цену иконы, обращаются на интернет-форумы, отсылают фотографии. Дело в том, что ни один специалист не сможет определить подлинность и стоимость изображения, не взглянув на него своими глазами. Многие обращаются за помощью в церкви и музеи. Сотрудники данных организаций также не смогут помочь в вопросе оценки. Они расскажут о возможном авторе, сюжете изображения, технике и стиле написания. Художественная ценность иконы состоит в восприятии ее как предмета искусства, а не антикварного предмета. Сотрудник музея определит стоимость такого изображения как картины. Конечно, эти параметры могут повлиять на цену, но только в том случае, когда они интересны покупателю.

Подлинность иконописного изображения

Перед оценкой стоимости иконы необходимо определить ее подлинность. Обыкновенную подделку отличит любой специалист. А вот для определения качественной копии понадобится проведение экспертизы. Люди давно научились писать изображения под старину, предпринимая определенные приемы. Сложнее всего обстоит дело с определением подлинности, когда старинная икона дописана рукой более молодого мастера. В данном случае проводят экспертизу в лаборатории, при помощи специального оборудования. Изучают основу иконы, грунт, возможные вмешательства.

Особенности старинных красок

Немаловажным фактором является изучение красок. Антикварные иконы 6-го века, дошедшие до нашего времени, написаны красками на основе пчелиного воска. На Руси мастера использовали темперу. Это краска на основе яичного желтка. Такую иконопись можно отличить и невооруженным глазом. В отличие от масляных изображений, темпера более строга и схематична.

Основа иконы

Лучшим материалом для иконописных изображений издавна считается древесина. В Древней Руси мастера использовали липу. Доски этого дерева считались лучшей основой. Намного реже можно встретить основания из ольхи, ели или кипариса. Доски, предназначенные для иконописи, тщательно высушивали и скрепляли клеем. Сучки и неровности удалялись, во избежание осушки. Самые дорогие иконы имеют основание, обработанное топором. Поверхность их неровная. Иконы, написанные на дереве, ценятся намного выше, чем на какой-либо другой основе.

Начиная с 19-го века иконописные изображения стали производить массово. Появились фабрики и заводы. Стали использовать более дешевый материал для иконописи - тонкие жестяные листы. На таких иконах ставилась фабричная метка с тыльной стороны. Практически в каждой российской семье сохранились такие изображения. Поэтому они имеют меньшую антикварную стоимость.

Определение авторства

В древние времена мастеров в области иконографии называли изографами. Считалось, что эти люди получили свой дар от Бога. Они избранные и достойны своего звания. Вплоть до начала 18-го века изографы не оставляли своих подписей на иконописных образах. Считалось, что они посредники Господа на земле. И именно Господь создает уникальные образы их руками.

Несмотря на это обстоятельство, современному человечеству стали известны имена нескольких выдающихся иконописцев. Это Андрей Рублев, Феофан Грек, Григорий, Дионисий, Алипий и т. д. Самые дорогие иконы принадлежат кисти именно этих иконописцев. Изображения этих изографов уникальны и неповторимы. Они хранятся в государственных музеях и галереях. Любой желающий может их увидеть. Более того, согласно сохранившимся летописям, византийский художник Феофан Грек занимался росписью нескольких русских церквей. Существует множество икон других, неизвестных авторов. Они не менее ценны.

Создатели самых дорогих икон в мире давно известны человечеству. Стоимость антикварного образа напрямую зависит от известности иконописца.

Причины, по которым стоит приобрести намоленную веками икону

Сегодня фабричные иконописные изображения можно купить практически на каждом шагу: церковные лавки, специализированные магазины, различные выставки. Более того, во многих городах можно заказать индивидуальное изготовление иконы. Мастера учтут все требования: размеры, сюжет, технику написания, стиль и т. д. Но все же для верующего человека важно произносить молитву именно перед старинной иконой.

Христианская церковь говорит о том, что икона является проводником человеческих молитв. Старинная икона, просуществовавшая многие века, является предметом намоленным. Многие поколения людей возносили ей свои молитвы. Многие старинные иконы возят по различным уголкам России для того, чтобы люди смогли приложиться к ним и помолиться о самом сокровенном.

Чудодейственные свойства антикварных икон также являются немаловажным фактором. В основном такие изображения находятся в храмах или музеях. Но существует множество икон, обладающих чудодейственными свойствами, о которых не известно всему миру.

Эти факты говорят о духовной стороне иконописного образа. Но есть и другая сторона - это художественная ценность. Многие люди стремятся приобрести антикварную икону именно по этой причине. Ведь каждое такое изображение неповторимо. Оно написано в единственном экземпляре. В него вложена душа.

Как продать икону?

Любого верующего христианина при необходимости продать старинную икону начинают терзать сомнения. В данном вопросе поможет православный батюшка. Церковь не ставит запрет на продажу иконописных образов. Данное действие не является грехом.

Если же человек глубоко неверующий, то вопрос стоит только в наличии покупателя. Для выгодной продажи лучше обратиться в проверенные Самостоятельно найти покупателя вряд ли удастся. Не каждый коллекционер захочет иметь дело с непроверенным продавцом.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что антикварная икона - вещь особенная. Она не только несет в себе глубокий духовный смысл, но и имеет высокую рыночную стоимость. Человек, обладающий таким произведением искусства, должен самостоятельно решить: продать икону или оставить дома и передавать из поколения в поколения как семейную реликвию.

К счастью, в Российской Федерации находится более 30 самых дорогих икон, известных на сегодняшний день.