Экологические проблемы городов. Настоящее и будущее экологии городов Экологические города будущего социальные проблемы

Несколько тезисов из выступления Георгия Заборского «С какими вызовами мы столкнемся в городах будущего».

Известный беларусский архитектор выступил на , где рассказал о том, почему «экологический вызов» для городов будущего – это вызов-обобщение, а «других и нет», как долго еще сельское население будет мигрировать в города, и есть ли шанс у малых городов.

Формат короткого выступления предполагал своего рода концентрат наработок, размышлений, идей архитектора Заборского. Однако, за каждым из этих тезисов – повод для размышлений и рефлексии.

Экологические вызовы сложно прогнозировать

Экологические вызовы для городов – это комплекс новых проблем, явлений, событий, часть из которых еще нельзя даже прогнозировать, говорит эксперт.

По его мнению экологический вызов – это постоянный открытый процесс, который стоит не только перед городами на территории постсоветского пространства, но и перед Западом.

При этом важно, какие выходы из сложившейся ситуации и какие решения конкретных проблем предлагаются в разных странах.

Агломерации усугубляют климатические вызовы

Эксперт отмечает, что вся потребляемая крупными городами энергия (углеводородная, солнечная, АЭС) в конце цикла рассеивается, то есть возвращается в окружающую среду.

Таким образом, большой, слабоуправляемый город-агломерация усугубляет климатические вызовы.

Городская застройка не вписывается в законы природы

По мнению Заборского, сложившуюся практику городского домостроения иначе как порочной, назвать нельзя.

Эксперт отмечает, что геометрия стен и крыш современных зданий отражает солнечную энергию иначе, чем трава, лес и любой другой природный ландшафт. И это приводит к повышению температуры в городах, смещает картину ветров, изменяет перенос тепла над городом.

Сельское население продолжает мигрировать в города

Один из самых ярких экологических вызовов, который стоит перед городами, – значительное усиление миграции в города сельского населения. Заборский справедливо отмечает, что у людей на это есть несколько весомых причин. К примеру, в городе у человека гораздо больше финансовых перспектив, выше деловая активность, что нельзя игнорировать.

Вторым притягивающим людей в город «магнитом» архитектор Заборский считает «секс/кайф», то есть бОльшие возможности в выборе партнеров, компаний, клубов – это касается как активности в социальном плане, так и в прямом, биологическом. БОльшая легкость в ведении личных и деловых отношений отличает именно городскую среду.

Еще один приоритетный, по сравнению с сельской жизнью, фактор – вИдение будущего, в котором больше ресурсов, чтобы изменить устоявшиеся связи, оторваться от консервативных традиций.

«Личные случайные пересечения с бОльшим количеством людей дают вам больше шансов », - подчеркивает эксперт.

Этот же принцип касается бОльшего ассортимента производимых товаров и услуг, когда помимо известных физических вещей (производимых сельским трудом), появляются все новые продукты, и есть среди них те, которые человек пока не идентифицирует.

При этом, остается открытым вопрос, как повлияет на перемены в городах IT -сфера, которая уже сейчас работает практически на всех направлениях человеческой деятельности.

Люди ищут в больших городах – малые

Город (для горожанина) заканчивается там, где заканчивается способность воспринимать, понимать и запоминать людей, объекты, отношения, отмечает Заборский. Отчасти его границы расширяются тем обстоятельством, что городской человек мобилен – в личном и социальном плане (а транспортная мобильность в городе тоже выше в разы).

Тем не менее, человек ищет в большом городе малый – условно это до 120 человек, с которыми возможно поддерживать контакты, и относительно небольшие дистанции для этих коммуникаций, говорит эксперт.

Город, в котором 1-2 миллиона жителей, - уже агломерация, то есть реально большая территория, где перемешаны и не воспринимаются чужие объекты, отношения, т.д. Он не принимается человеком как свой.

С точки зрения градостроительства, по мнению Заборского, была бы приемлемой радиальная структура города, уменьшающая городские дистанции: именно они обеспечивают доступ к общественным пространствам, от периферийных районов к центру. Проблема здесь в том, что такая модель не подходит сложившимся городам.

А развитию периферии мешает инертность мышления: не престижно инвестировать в дальний район города, благополучие которого сомнительно.

Уезжают, когда сделали карьеру и создали семьи

В последнее время заметна тенденция оттока горожан из агломераций в малые города, – из-за ухудшения экологической среды, и таким образом, снижения комфорта городской жизни. Однако, Заборский отмечает, что в Беларуси эта тенденция пока мало влияет на общую ситуацию.

Но для Лондона она исследовалась: уезжают люди, прожившие не менее 7 лет в браке, сделавшие карьеру и не нуждающиеся в дальнейшем получении образования. То есть свои финансовые, семейные и коммуникативные потребности они, в определенной мере, удовлетворили.

Малые города остаются местами комфорта

По мнению архитектора, малые старые города историческими центрами, по-прежнему остаются комфортными для жизни. Они выполняют функцию большого внутреннего двора – с парком, где возможно общение, со своей уникальной культурной средой. Такой условный двор – ядро может быть и в микрорайоне.

Вопрос сегрегации по-прежнему остается актуальным, поскольку здесь (например, в Борисове, Бобруйске) строятся кольцевые дороги, за ними - крупные торговые центры, то есть идет центростремительное развитие.

Концентрация активности в центре, с одной стороны, и стремление выйти за границы трасс с торговыми центрами и соответствующей инфраструктурой «в чистом поле», с другой – все та же тенденция к созданию агломераций.


Большинство из нас проживает в городах. Важно, поэтому, понимать не только особенности экологии в городах, но и видеть наши возможности в улучшении окружающей нас городской среды.

История человечества на протяжении последних тысячелетий тесно связана с созданием и укрупнением городов. Говорят, что города - лицо цивилизации. Вначале они возникали в связи с необходимостью заниматься торговлей и защищаться от врагов. Поэтому в течение долгого времени города представляли собой военные укрепления, расположенные в целях обороны в стратегических пунктах, или для удобства торговли и связей на берегах рек и озер. Промышленная революция привела к резкому повышению роли городов в развитии общества. Этот процесс носит название урбанизации.

Никто не будет спорить, что урбанизация улучшает условия жизни людей. Однако существенный рост городского населения имеет, как известно, и негативные последствия для качества жизни и состояния окружающей среды. Занимая около 1 % обитаемой суши, города концентрируют почти 50% мирового населения! Скопление людей и сосредоточение промышленности в пределах ограниченного пространства приводит к резкому усилению влияния на природу.

Кроме того, нет ни одного города, который мог бы существовать только в пределах своих официальных городских границ. Используемые для жизни людей и промышленного производства энергия, вода, воздух и другие ресурсы поступают в населенные пункты извне, а бытовые и промышленные отходы вывозятся за пределы городской черты. Это вызывает столь масштабные изменения природной среды, что можно говорить о появлении на планете нового типа экосистемы - антропогенного происхождения. Ученые их назвали урбоэкосистемами.

Их появление приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными, повышению химической, физической и психической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды - атмосферу, растительность, почву, поверхностные и подземные воды и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли. Уменьшается площадь лесов, пахотных земель.

Вместе с тем стремительные темпы урбанизации - одна из характерных особенностей современной эпохи. Ученые даже говорят об урбанизационном взрыве в ХХ веке.


Латинская Америка

Эти спутниковые снимки показывают поверхность южноамериканского региона с интервалом в 40 лет. Какие изменения Вы можете отметить, глядя на приведенные снимки? Как влияет урбанизация на Латинскую Америку?

Подобные изменения, к сожалению, характерны и для других регионов планеты. Сегодня в мире в городских районах проживает почти 3 миллиарда людей, в Европе - более 2/3 населения.

Ученые отмечают, что тенденция существенного роста городского населения на планете будет продолжаться (см. график). Видео 45. Что касается России, то ещё в начале 20-го века в городах жило 13 % населения России, а в настоящее время доля городского населения составляет около 74 %.

Знаете ли Вы, как изменилось количество жителей в Вашем городе за последние десятилетия? За счет чего произошли изменения?

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в России 1108 населенных пунктов имеют статус города. При этом насчитывается 14 городов-миллионеров. Качество окружающей среды в городе характеризуют такие факторы, как: состояние воздушного и водного бассейнов, использование городских земель, утилизация отходов производства и потребления, состояние зеленых насаждений. Характер загрязнений и их последствия, которые прослеживают по различным природным средам можно посмотреть накартах, показывающих уровень загрязненности городов России. Мы видим, что над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше загрязняющих ее газов. 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.

При этом снижение солнечной радиации и скорости ветра препятствует самоочищению атмосферы. Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеримы с передвижением в естественных условиях на 20 градусов по широте, однако при этом изменение одних природных условий неизменно вызывает изменение других.

Города потребляют больше воды в расчете на 1 человека в 10 раз и более, чем сельские районы, а загрязнение водоемов зачастую может быть катастрофическим. Существенно возрастают и объемы сточных вод - они могут достигать 1 кв. м в сутки на одного человека. Практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Особо тяжелой является проблема загрязнения водного бассейна в городах развивающихся стран. Состояние их инфраструктуры приводит к тому, что в реки, озера и на прибрежные территории сбрасываются огромные объемы необработанных сточных вод и отходов, разрушая природные экосистемы и создавая угрозу для продуктивности и безопасности водоемов. Например, индийские города перерабатывают лишь треть своих нечистот, ежедневно сбрасывая по 26,5 млрд. литров неочищенных сточных вод и большое количество различных отходов в реки и на прибрежные территории.


Река Ганг, Индия, одна из самых грязных рек на планете

Наряду с проблемами водных бассейнов коренному преобразованию подвергается и почва городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами она уничтожается, а в зонах рекреаций - парков, скверов, бульваров, садов, дворов - сильно нарушается, загрязняется бытовыми отходами, тяжелыми металлами, вредными веществами из атмосферы. Обнаженность почв способствует их водной и ветровой эрозии.

Ни у кого не вызывает сомнений необходимость зеленых насаждений в городах. Они - очень важный компонент урбоэкосистемы. Велика их роль в поддержании состава воздуха, его очистке, увлажнении, обеззараживании. Растения способствуют улучшению микроклимата благодаря понижению температуры окружающего воздуха в жаркую погоду, защите от ветров, снижению уровня городского шума. Однако, к сожалению, как правило, многолетние растения в городах вынуждены развиваться в условиях сильного угнетения.

Обращали ли Вы внимание, в каком состоянии находятся зеленые насаждения в Вашем районе? Увеличивается или уменьшается их количество?

Что касается животных, то с человеком в городах обычно живут лишь немногие: собаки, кошки, золотые рыбки, канарейки, попугайчики - вот почти и все. Однако их разведение, содержание и обслуживание в городских условиях требует тщательно разработанных санитарно-гигиенических и ветеринарных программ контроля. Особенно это касается нежелательных спутников человека (крысы, мухи, тараканы, вши и многочисленные болезнетворные микроорганизмы).

Одна из сложнейших городских экологических проблем - отходы. Только бытовых отходов в крупных городах накапливается около 1 куб. метра в год на одного жителя. Эта проблема подробно рассмотрена в теме 11. Посмотрите на примере Неаполя, насколько тяжела и опасна она может быть для города.Видео 46

Однако, несмотря на существенную сложность экологических проблем городов многие из них уже сегодня могли бы быть эффективно разрешены.

Экологичный город иди устойчивый город - новый тип города, в котором природная среда находится в состоянии экологического равновесия с урбанизированной средой. Создание таких городов на базе "устойчивых" инженерно-проектных решений всех экологических проблем - это сравнительно новое направление, возникшее на стыке общей экологии, урбоэкологии и инженерной (промышленной) экологии.

В настоящее время в Объединенных Арабских Эмиратах ведется строительство Масдар Сити (Masdar City) - первого в мире города, целиком обеспечиваемого возобновляемой энергией солнца и ветра, без автомобилей, полностью перерабатывающего и использующего свои отходы.

В Масдар Сити вообще не будет выбросов углекислого газа. Вся энергия будет обеспечиваться фотоэлектрическими панелями, концентрированной солнечной энергией, ветром, другими возобновляемыми источниками энергии, энергией от переработки отходов.
Предполагается, что в самом городе будет полностью отсутствовать транспорт, производящий выбросы углекислого газа. Выбросы при проезде к границам города и из него будут сокращаться за счет поощрения проезда общественным транспортом, совместного использования автомобилей, использования «экологичных» моделей автомобилей. Будут также построены затененные тротуары и узкие улицы, создана благоприятная атмосфера для тех, кто предпочитает путешествовать пешком. Тщательно спланированная система городского транспорта гарантирует, что ни одному из его жителей не придется пройти более 200 метров до ближайшей остановки транспорта.

Важно, что в строительстве будут использоваться материалы из переработанных отходов, сертифицированная древесина и т.п. В магазинах будут продаваться экологически чистые пищевые продукты. Потребление воды на душу населения будет на 50 % ниже среднего уровня по стране, а все сточные воды будут повторно использоваться.

Понятно, что это будет уникальный город. Однако и существующие города имеют большие резервы для того, чтобы стать более экологичными. Многие из них активно стремятся к этому. В Европе самой «зеленой» столицей признан Стокгольм. Видео 13. Может быть Вы путешествовали. Встречались ли Вам крупные города с хорошей, по Вашему мнению, экологической обстановкой? Какие? В каких странах? А в нашей стране? У городов, в которых мы живем, также есть большие возможности стать более «зелеными». В значительной мере это зависит от нас.

Сделаем выводы.

Около 50% населения планеты живёт в городах и городских поселениях, и доля городского населения будет постоянно возрастать. Города помимо определенных социально-бытовых и пр. удобств создают как особые экологические проблемы, приводящие к снижению качества жизни людей, так и хорошие возможности для экологически целенаправленных действий. Для того, чтобы сделать город более стабильным, экологичным, необходимы не только особые городская планировка, проектирование и эксплуатация зданий, развитие общественного транспорта, решение проблемы отходов и пр., но и изменение образа жизни и сознания его жителей, высокий уровень их экологической культуры.



Острота экологической ситуации большинстве городов мира побуждает градостроителей искать новые пути в планировании и инфраструктуре городов. В 1984 году в США К. Линч издал книгу "Теория формирования благополучного города", в которой попытался дать экологически обоснованные способы планирования городов и градостроительства. Эта книга оказала большое влияние на мировой опыт, но для старых городов далеко не всегда возможна перепланировка. Не решен и принципиальный вопрос относительно самого типа городов будущего. По мнению, например, М. Рагон (1969) - это вполне индустриализованные сооружения с искусственным средой. Инженер Дрязгов в 60-х годах предлагал проект города на 54 млн. Жителей. Н.С.Хрущев в свое время вынашивал противоположную идею о агрогорода как гармонично интегрированы агропромышленные комплексы. Некоторые футурологи градостроительства предлагали утопические проекты, но у многих из них были рациональные решения, внедрение которых в практическую реализацию могло бы довольно быстро оздоровить окружающую среду в городах. Принцип градостроительства будущего очевиден - это гармонизация природной и социальной среды в городе. Но реализовать этот принцип не так просто. Здесь возможны альтернативные подходы: строительство многоэтажных зданий или семейных коттеджей, ориентирование на города небольших размеров или на многомиллионные мегаполисы.

Р. Нейланд, бизнесмен из Нидерландов, в 1990 году предложил идею и проект "ЕВРОПОЛИС" - города будущего для Европы. По мнению авторов проекта - это многоэтажный город, в котором оптимально сочетаются производственные и жилые блоки с участками лесов и лугов. В проекте сопряжена большое количество лучших идей современного градостроительства.

Архитекторы стран Западной Европы в последнее время ориентируются на небольшие города с населением в ЗО - 60000. Тем более, что американский писатель А.Кларк предсказал, что в будущем крупные города могут быть заброшены. В мегаполисах экономически развитых стран этот процесс по сути уже начался - наиболее состоятельные жители городов предпочитают жить в небольших городах, приезжая в промышленно-деловой блок основного города только на работу.

Так или иначе, но, согласно концепции финского архитектора Р.Пиетиля (1974), город будущего должно быть экологически чистым, зеленым, благоустроенным. Природная среда в таких местах должно представлять самостоятельную культурную ценность. Промышленные и бытовые здания в будущих городах будут обеспечены плоскими солнечными коллекторами, и такие пассивные способы использования солнечной энергии помогут городу снизить потребление энергии от электростанций не менее, чем на 25%. Вертикальное озеленение с использованием лиан будет выступать не только как декоративный элемент, но и способствовать пыле и шумозащиты помещений. В южных городах целесообразно отказаться от асфальта, поскольку в жару он дает много токсичных выделений. Обязательным элементом городской среды станут "биотипы" - ландшафтные участки, имитирующие нетронутые природные экосистемы.

Начинает формироваться новое направление в градостроительстве - подземная урбанистика. Ниже уровня почвы планируется размещать гаражи, кладовки и склады, стиральные и даже торговые центры. Такой подход способствует решению экологических проблем городов, но он таит опасность для здоровья тех людей, которые оказываются связанными с производствами, расположенными под землей.

Серьезной трансформации требует транспортная сеть городов. Она должна оставить улицы пешеходам, а основные транспортные артерии, безусловно, должны уйти под землю, или будут привязаны к крышам домов. В последнем случае, как это было в проекте английского города будущего, наравне пятого этажа все дома должны быть связанными сплошными лентами.

Практически города будущего уже рождаются сегодня.

Должен стать городом-прототипом, который будет воспроизведен в других местах по всему Китаю. Небольшой уютный город, построенный с нуля рядом с переполненным городским центром с целью облегчить некоторые проблемы Китая, связанные с перенаселением и загрязнением окружающей среды в данном районе. Чикагская архитектурная фирма разработала генеральный план города, который будет построен в течение восьми лет и в итоге примет около 30000 семей, или примерно 80000 человек.

Чэнду Тяньфу (Great City) , небольшой город, будет соединен с Чэнду, мегаполисом с 14-миллионым населением на юге Китая, с помощью с помощью общественного транспорта. Архитекторы заверяют, что спланированный город будет использовать на 48 процентов меньше энергии и на 58 процентов меньше воды, чем обычный город с таким же населением использует сегодня. Он создан, чтобы стать самостоятельной и экологически дружественной средой обитания. Предусмотрен сбор и аккумуляция использованного летом тепла для обеспечения обогрева в зимний период. Электростанция будет использовать специальные технологии, чтобы обеспечить электричество и горячую воду.


Great City . Город будущего будет охватывать всего в 1,3 квадратных километров, или 0,5 квадратных миль. Это площадь примерно 245 футбольных полей. И как видно, это не так уж много места для размещения 80000 человек. И здесь кроется интересная идея - все должно быть так близко, чтобы можно было добраться до любого пункта назначения в течение 15 минут.



Примерное использование земли:

Всего доступно: 800 акров

Урбанизированная площадь: 320 акров

Буферная зона с природным ландшафтом: 480 акров

Другими словами жилая площадь будет составлять 40 процентов от всей площади города.


В урбанизированном районе 15 процентов земли отвели для парков, 60 процентов для строительства зданий и 25 процентов для инфраструктуры, дорог, пешеходных улиц и мостов.

Концепцию Great City разработал архитектор Эдриан Смит (Adrian Smith) из компании Gordon Gill Architecture . Проект этот предусматривает строительство небольшого (80 тысяч жителей) города-спутника семимиллионного китайского мегаполиса Чэнду.


В центре на открытом пространстве будет расположен пологий спуск на равнину Chengdu, где собственно и расположен основной мегаполис. При этом земли действительно плодородные, что позволит использовать их для сельхозназначения, обеспечивая частично потребности города в свежих овощах и фруктах.


Однин из архитекторов фирм партнеров, сказал, что основной целью было сохранение связи жителей с окружающей природой. "Мы разработали этот проект в качестве плотного вертикального города, который четко вписывается в окружающий ландшафт и становится его органичной частью - город, жители которого будут жить в гармонии с природой, а не в оппозиции к ней".

С высокой плотностью, город разработан с целью стать будущим прототипом городов, которые будут строиться по всей стране. Как предполагается, строительство начнется в конце этой осени.

Помогите нам построить Новый город, город - сад. Для природы не опасный Славный город экоград. Город будущего- экологически чистый город. Основная характеристика города- равновесие между природной и урбанизированной средой. Чтобы построить такой город, мы должны решить ряд экологических проблем современных городов. Какие проблемы присущи большим и малым городам?




Сколько в городе парков? Есть ли в городе исчезнувшие парки? Что изменилось в ближнем для вас парке? Растения в городском парке выполняют многие важные функции. Создают микроклимат, ионизацию воздуха, противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие на человека. Парк, сквер - это место отдыха горожан.




Проект парковой зоны «ФАНТАЗИЯ» Мы предлагаем проект парковой зоны «Фантазия» на территории пустыря протяженностью в 1 километр. Ландшафтная архитектура пейзажного типа, направлена на создание гармонии природы и человека. Мы подобрали газо- и пылеустойчивые растения, разбили сеть дорожек и тропинок по которым нужно передвигаться, чтобы не вытаптывать травянистую подстилку между деревьями. Сеть фонтанов обеспечит хорошую увлажненность воздуха, а цветники украсят парковую зону. В нашем парке расположена зона отдыха для детей- детская площадка Мы разместили скамейки для отдыха вдоль аллей и тропинок. Каждый горожанин сможет прекрасно отдохнуть в уютном уголке природы.


Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить, Должна быть чистою Земля И небо чистым быть. Мы- любители природы Наша армия идет, Отправляемся походом В бой за чистый город наш. Все, что мы сегодня сможем На свалках вредного найти, Мы в контейнеры заложим И счастливого пути! Чем опасны мусорные свалки? Город и бытовые отходы Проект «Мусор от А до Я и способы его утилизации»




Мы предлагаем проект мусорного контейнера для раздельного сбора бытового мусора. Прежде чем начать утилизацию отходов их нужно рассортировать: пластмассы, стекло, металлы, пенопласт, резина, древесина и бумага, ткани, пищевые отходы. Наш контейнер поделен на сектора, снабжен нижней дверцей и педалью для полной очистки контейнера. Необходимо строительство мусороперегрузочных станций. Мусоросортировочные заводы и заводы по вторичной переработке отходов - рециклинг. Компостирование садовых отходов. Захоронение на полигоне - самый дешевый способ. Сжигание мусора на свалке. Но далеко не весь мусор горит. Неполное сгорание приводит к выбросу огромного количества сажи, органических соединений- метанола, формальдегида; угарного газа.


Проект «Дом, в котором я хочу жить» Мы – любители природы, И без дела не сидим. Мастерки мы взяли в руки И построить дом хотим. Экодом - дружественный окружающей природной среде. комфортабельный, очень теплый, с приусадебным участком. При строительстве экодома возможный вред природной среде сведен к минимуму. Он построен из экологически чистых материалов: деревянный каркас- из профилированного бруса. В качестве утеплителя можно использовать саман, солому и современные утеплители - пеноплекс, пенопласт. Отделка внутренней части дома- легким экологически чистым гипсокартоном.




Экодом Он оборудован собственной системой отопления. Установка солнечного коллектора на крыше дома, который обеспечит солнечный обогрев дома и солнечный нагрев воды для бытовых нужд. Все органические отходы жизнедеятельности будут перерабатываться в биореакторах в удобрения и использоваться в теплице и на приусадебном участке. В течении круглого года предусматривается выращивание овощей. Внутренняя отделка и интерьер выполнены из безопасных для здоровья материалов. Стены оклеены бумажными обоями. Кровля и внешняя отделка дома сделаны из керамопласта, который имеет малый вес, удельную прочность, коррозийную стойкость и эстетически красивый вид.


Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений. Проект транспортных средств. Мы - любители природы И хотим у вас узнать. Может быть автомобили Нам пора в музей отдать? Сдать пора в металлолом? Ведь от них и пыль и дым, Газ угарный вредный. Новый транспорт нужен нам Чистый и безвредный


Автомобильный транспорт - экологическая проблема 1. Загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха) оксидами углерода и азота, свинцом, кадмием, сажей, продуктами, образующимися при истирании деталей автомобиля. Проблемы, связанные с большим количеством сырья и энергии, необходимых при производстве и эксплуатации автомобилей волнуют экологов. Наш солнцемобиль оснащен солнечным реактором, энергия аккумулируется и используется на движение. Нет проблем с загрязнением окружающей среды выхлопными газами. Низкая себестоимость этого вида топлива. Уменьшится добыча нефти, производство продуктов ее переработки. Cалон автомобиля сделан из экологически чистых материалов. Шины колес сделаны из износоустойчивой резины с шумопоглощающим эффектом. В салоне вмонтирован кондиционер с очистителем воздуха. Автомобиль снабжен датчиком, издающим ультразвуки, предупреждающие животных об опасности. Скорость движения автомобиля в городе не превышает 60 км./час.




Конкурс проектов «Природоохранительные знаки» Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем Относиться, как друзья И при всем честном народе Добавляем мы притом: Нужно помогать природе- Но со знаньем и умом. Природа не разбирается в нашем языке, но прекрасно понимает язык наших поступков. Поэтому каждый человек должен знать и соблюдать правила поведения в природе.


Все так изрезано в лесу, Как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти Ни ели, ни сосны, Березу ножиком пырнул Какой-то живоглот. Мне кажется, из-под коры Моя слеза течет. От этой черствости людской Болит душа моя. Под искалеченным дубком Не ветер стонет – Я. Вот муравейник подожжен Кощунственной рукой, Мне кажется, горит не он, А дом пылает мой. Земля в ожогах и рубцах. Как в дни большой беды, Хмельного ухарства следы, Беспечности следы Ушли, обидев красоту, Смутив лесной уют, Не услыхав, что за спиной Все листья слезы льют. П.Бровко Задание: Прочитайте стихотворение. Какие правила поведения в природе нарушил человек? Нарисуйте природоохранительные знаки и расскажите о правилах поведения в природе.


Рекомендации эколога Покидая лес, луг, ручей, посмотрите, что вы оставили после себя. Пусть после вашего ухода ручей останется прозрачным. Лес- зеленым, трава- пушистой, а ваша совесть- чистой! Будем беречь нашу Землю, наш город. Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Давайте стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой и прекрасной, а наш город- чистым и уютным.