Электронные публикации. Афанасий, митрополит Киринский (Киккотис)

(Андрей) -митрополит Московский и всея Руси.

Родился в г. Переяславле.

До монашества был священником Благовещенского собора в Москве.

В 1552 году сопровождал царя Ивана Грозного в походе на Казань, будучи его духовником.

В 1554 году священнодействовал при крещении царевича Ивана в Чудовом монастыре.

В 1562 году пострижен в монашество и стал иноком Чудова монастыря.

24 февраля 1564 года после смерти митрополита Макария (память 30 декабря/12 января) избран в митрополиты Московские и всея Руси и 5 марта 1564 года хиротонисан в этот сан.

16 марта того же года утвердил уставную грамоту митрополита Макария, данную Вологодскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В конце апреля 1565 года и в 1566 году вместе с прочим духовенством ручался царю за боярина И. П. Яковлева и за князя М. И. Воротынского.

Скончался после 1568 года. Погребен в Архангельском соборе Чудова монастыря.

Высокопреосвященный Афанасий был живописец. Еще до принятия монашества в 1555 году помогал митрополиту Макарию обновлять чудотворную икону святителя Николая "Великорецкого" и написал с нее немало списков.

В 1567 году, живя на покое, поновлял Владимирскую икону Божией Матери.

Дополнил Степенную книгу, которая и после него стала дополняться таким же образом.

При митрополите Афанасии на Поместном Соборе 1564 года было определено, чтобы Московские митрополиты носили белый клобук.

Труды:

Книга Степенная царского родословия // Подготовка к изданию и под редакцией П. Г. Васенко // Полное собрание русских летописей: в 24 т. - СПб., 1841-1921, т. 21, ч. 1-2. Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и чудеса его. - М., 1908.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 2, с. 164,165,170.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886, т. 6, с. 290.

Собко Н. П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.): в 3 т. - СПб., 1893-1899, т. 1, с. 167-168.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 125,127. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 95, 427. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. - СПб., 1889, с. 30.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. - 5-е изд. - СПб., 1842-1843, т. 9, с. 30.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 5.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 97. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894, т. 1, 2. Хилков Г. Д., князь. Сборник. - СПб., 1879, с. 2-3.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 162.

Московский кафедральный Чудов монастырь. - М., 1896, с. 45.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т., 2 т. доп. - М., 1903-1911, 1908, 1916.; 1916, доп. т. 2, с. 511, прим. 1. Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908, т. 1, с. 64.

Скворцов Н., священник. Московский Кремль // Русский архив. - 1893, кн. 3, с. 12. Русский архив. - 1904, кн. 1, № 2, с. 299. Исторический вестник. - 1886, июнь, с. 617.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. - СПб., 1900- 1905, т. 2, с. 342.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 2, с. 368.

Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Макарий Преемник: Филипп Имя при рождении: Андрей Смерть: до 1575 Принятие монашества: 1562 год Епископская хиротония: 5 марта 1564 года

Митрополи́т Афана́сий (в миру Андрей ; начало XVI века - 1570-е годы) - митрополит Московский и всея Руси ( -), государственный деятель, иконописец .

Биография

Также Афанасий предположительно является автором иконы «Благословенно воинство Небесного Царя » (Церковь воинствующая).

Напишите отзыв о статье "Афанасий (митрополит Московский)"

Примечания

Литература для дальнейшего чтения

  • Словарь русских иконописцев XI-XVII веков (Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович). М. «Индрик», 2003. 816 с ISBN 5-85759-213-5
  • Хорошкевич А.Л. Митрополит Афанасий и царь Иван Грозный // In memoriam: Сб. памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997. С. 282-291.
  • Архим. Макарий (Веретенников) // Православная энциклопедия . Том III. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 708. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-008-0
  • Архим. Макарий (Веретенников). Всероссийский митрополит Афанасий (1564–1566) // Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. С. 104–125.
  • Самойлова Т.Е. Митрополит Афанасий как один из авторов программы росписи Архангельского собора Московского Кремля // История и культура Ростовской земли. 1996. Ростов, 1997. С. 45-48.
  • Сиренов А.В. Митрополит Афанасий и проблема авторства Степенной книги // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 47-53.
  • Усачев А.С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2009. № 2 (36). С. 34–47.
  • Усачев А.С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2010. № 1 (39). С. 112–116.
  • Усачев А.С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2011. № 3 (45). С. 115–116.
  • Усачев А.С. Митрополит Афанасий и памятники русского летописания середины – третьей четверти XVI в. // Летописи и хроники. Новые исследования. 2011–2012. М.; СПб., 2012. С. 253–274.
  • Усачев А.С. // Вестник РГГУ. 2012. № 4. С. 20–31.

Литература

  • Макарий (Веретенников) , игумен. // Богословские труды : Сб. 25. - М .: Издание Московской Патриархии, 1984. - С. 247-257.

Ссылки

Предшественник:
Макарий
Митрополит Московский и всея Руси
( -)
Преемник:
Герман Филипп

Отрывок, характеризующий Афанасий (митрополит Московский)

Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.

Того же лета (1567), июля, повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поновлен бысть образ Пречистые Владимирские Лукина письма евангелиста, златом и камением украшен многим, что стоит в Пречистой соборной в богоспасаемом граде Москве, а поновлял бывший митрополит Афонасей.

Литература

  • Соловьев С.М. История России. кн. II. с. 164, 165, 170.
  • Макарий, митр. История Русской Церкви. т. VI. с. 290.
  • Собко Н.П. Словарь русских художников. т. I. с. 167-168.
  • Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 125, 127.
  • Денисов. с. 95, 427.
  • Петров Л. Словарь. с. 30.
  • Карамзин Н.М. кн. III, т. IX. с. 30.
  • Строев. стб. 5.
  • Ратшин. с. 97.
  • Собрание госуд. грамот и договоров. т. I, II.
  • Сборник кн. Хилкова. СПб., 1879. с. 2-3.
  • Обзор русской духовной литературы. с. 162.
  • Чудов монастырь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1896. с. 45.
  • Жития святых на русском языке. Синод. доп. изд. П., 1916. с. 511, прим. 1.
  • М. Нкр. т. I. с. 64.
  • Скворцов Н., свящ. Московский кремль. // Русский архив. 1893. кн. 3. с. 12.
  • Русский архив. 1904. кн. 1. № 2. с. 299.
  • Исторический вестник. 1886. июнь. с. 617.
  • -"- -"- 1893. май. с. 466.
  • Н.Д. с. 13.
  • БЭЮ. т. II с. 342.
  • РБС. т. II. с. 368.
  • Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М. "Индрик",2003.-816 с. ISBN 5-85759-213-5

История Кипрской Православной Церкви двадцатого столетия носит драматичный характер. За периодом английского владычества, последовала турецкая оккупация северного Кипра, а послевоенные годы были отмечены тяжёлым тяжелым богословским, духовным и пастырским кризисом. Наступила эпоха безбожия, апогей которой пришелся на 1960-1970-е гг.

Церковь безуспешно боролась против материализма с помощью апологетических схоластических сочинений, основывались воскресные школы протестантского типа, пропагандировавшие исключительно нравственные основы жизни. Однако, все усилия были тщетны: храмы были пусты, а отпадение детей от Православия было всеобщим явлением. Церковная иерархия имела светский характер, занимаясь больше социальными, а не духовными вопросами, резко сократилось число священников (молодые люди, воспринимавшие Православие как одну из идеологий, просто не хотели принимать сан). В этих условиях для обыкновенных киприотов все свелось к простой обрядовости: крещение, венчание, похороны, именины.

Но “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.6,20). Среди океана общего индифферентизма и культа потребления нашлись люди, которые за внешней пеленой наносного смогли разглядеть истинную красоту Православия. Одним из тех, кто вывел церковный корабль из бури и вернул его на правильный курс, был митрополит Афанасий (Николау).

8 февраля 1959 года в семье преуспевающего лимасольского предпринимателя родился сын, нареченный во Святом Крещении Андреем. Мальчик жил благополучнее чем большинство сверстников, с детства мог ни в чём себе не отказывать и наслаждаться материальными благами. Но у Андрея были совсем другие интересы. С юнных лет его жизненной средой была Православная Церковь: с ней были связаны все его мысли, надежды и достижения. Земным удовольствиям необычный юноша предпочитал молитву и чтение духовной литературы.

В возрасте 14 лет Андрей принимает важное решение: он уходит из родительского дома и поступает в школу при Священной Митрополии кипрского района Пафос. Три года спустя он был рукоположен во диакона митрополитом Пафоса Хризостомом .

Получив среднее образование, отец Андрей решил продолжить учебу на богословском факультете Университета им. Аристотеля в Салониках. Обстановка в городе святого великомученика Димитрия приятно удивила юношу: “Помню, как в 1976 году я поехал учиться в Грецию, и я был необыкновенно поражен, когда, в первое же воскресенье придя в храм, я увидел там молодых людей. Впервые я видел молодых людей в церкви”.


Учеба в Салониках позволила юноше регулярно посещать расположенную неподалеку Святую Гору Афон. Отец Андрей с раннего детства много читал о подвигах афонских монахов, а теперь получил возможность лично познакомиться с современными богодухновенными святогорскими старцами: «Эти люди открыли нам, что человек действительно может стать истинным чадом, сыном Божиим. Своей святой жизнью они показали нам, что все, о чем говорит Спаситель в Евангелии, все, что Он обещал нам, все, что мы читаем в житиях святых, может стать реальностью, может происходить и в наши дни”.

В 1980 году по окончании учебы в Университете отец Андрей удалился на Святую Гору Афон, где вступил в число братии Нового Скита, духовником которого был известный старец Иосиф (впоследствии прозванный Ватопедским). Отец Иосиф был учеником великого афонского старца Иосифа Исихаста (1898-1959). После смерти своего наставника он некоторое время подвизался на Кипре в монастыре Иереев в городе Пафос. Там в конце 70-х гг. старец Иосиф познакомился с двумя юношами: диаконом Андреем (впоследствии митрополитом Лимасольским Афанасием) и его школьным товарищем Василием (впоследствии игуменом обители Ватопед архимандритом Ефремом). Теперь все трое воссоединились на Святой Горе Афон.

В 1982 году отец Андрей был пострижен в великую схиму и рукоположен во пресвитера.

С 1987 года братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в афонской Ватопедской обители. Старец Иосиф продолжил оставаться духовником братии, отец Ефрем был избран игуменом, а отец Афанасий помошником игумена и членом собора старцев. Их трудами монастырь был за короткий срок преобразован из идиоритмического в общежительный, стал самым большим по численности на Святой Горе Афон, начал вести огромную общественную, благотворительную и миссионерскую работу.

Способности и управленческий талант отца Афанасия не остались незамеченными. Он был избран Протэпистатом (управляющим) Святой Горы на период с 1991 по 1992 годы. Значение этого события трудно переоценить. Ответственную должность Прота на Афоне принято доверять пожилым монахам, которые обладают высоким авторитетом и большим опытом монашеской жизни. Отец Афанасий стал самым молодым Протоэпистатом за всю тысячелетнюю историю афонского монашества.

В 1991 году Святую Гору посетил Архиепископ Кипра Хризостом I. В административном центре Афона его встречали представители Священного Кинота во главе с отцом Афанасием (Николау). Под впечатлением от встречи с молодым иеромонахом Архиепископ Хризостом предложил ему вернуться на Кипр, чтобы помочь возрождению одного из древних монастырей. Отца Афанасия очень опечалило это предложение, так как он не хотел покидать Афон. Но получив одобрение старца Порфирия Кавсокаливита и благословение своего духовного отца, он решил оказать им послушание и ехать на Кипр.

В 1992 году вместе с тремя другими ватопедскими иноками отец Афанасий вступил в монастырь святителя Николая в Пафосе (также известный как “Агия-Мони” и обитель Иереев). В ноябре года братия в полном составе перешла в монастырь Божией Матери Махера и 4 ноября того же года отец Афанасий был избран игуменом этой обители. Он с большим рвением взялся за дело: занимался благоустроением монастыря, духовно окормлял братию и паломников, число которых росло с каждым днем. Большинство насельников обители составили молодые люди с высшим образованием. Монахи за короткий срок отреставрировали полуразрушенные постройки и построили новые братские корпуса. Нестотря на многочисленные попечения, значительную часть своего времени игумен Афанасий уделял общению с народом: выступал с открытыми беседами, принимал исповедь, помогал людям советом и материально.


Служение отца Афанасия не осталось незамеченным. Священноначалие Кипрской Православной Церкви принимает решение рекомендовать его как кандидата на освободившуюся архиерейскую кафедру. 11 февраля 1999 г. он был единогласно избран духовенством и мирянами митрополитом Лимасольским. 14 февраля 1999 г. состоялась его хиротония.


Став архиереем отец Афанасий не побоялся внести изменения в жизнь епархии: он действует в рамках Святоотеческого предания и в своём служении ориентируется на духовный опыт Святой Горы Афон. То обстоятельство, что стараниями Владыки сотни молодых людей вернулось в церковную ограду не могло не вызвать зависти диавола. Против Митрополита начинается спланированная информационная компания: выдвигаются чудовищные по своему масштабу и несправедливости обвинения. Сам он относится к гонениям с удивительным беззлобием: не осуждает своих врагов, не оправдывается и не бросает встречных обвинений. На состоявшемся церковном суде и общецерковном соборе митрополит Афанасий был полностью и единогласно оправдан. За период испытаний он еще больше сблизился со своей паствой, которая все это время боролась за защиту доброго имени своего Владыки.


Особое внимание отец Афанасий уделяет поддержке священников и монашествующих. Только за первые семь лет своего служения он рукополагает 42 новых клирика. Стараниями Владыки духовно возрождаются действующие монастыри, кроме того возобнавляется монашеская жизнь в трех древних обителях.

Митрополита Афанасия отличают уникальные управленческие способности. На момент его поставления на Лимасольскую кафедру, епархия была обременена огромными долгами. Из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей было негативно настроено по отношению к Церкви.

Для решения накопившихся проблем Владыка назначил особую комиссию профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от тяжелого долгового гнета. Исходя из представления, что каждый мирянин имеет право знать всё о том как управляется Церковь, митрополит Афанасий вводит традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о её начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской епархии неизменно выделяется на благотворительные нужды.


Подобно любящему отцу Владыка особую заботу проявляет о молодёжи. По инициативе митрополита Афанасия была построена база отдыха, которая круглогодично принимает школьников и студентов. В Лимассоле он открыл центр целостного духовного и физического развития молодежи: юноши и девушки бесплатно занимаюся спортом, посещают иконописную мастерскую, берут уроки музыки, церковного пения, художественной лепки и народных танцев. Для детей из малоимущих семей действуют бесплатные репетиторские классы иностранных языков.

По инициативе Владыки в 2004 году был открыт “Центр по изучению природы и экологическому просвещению”, в его образовательных программах уже приняли участие тысячи школьников со всех уголков Кипра.

Кроме того, Митрополит Афанасий создал центр помощи наркоманам «Святой Покров», который работает одновременно и как медицинское учреждение, и как «православный монастырь». В расположенном за чертой города комплексе молодые люди ежедневно проходят необходимую терапию и живут по уставу общежительного монастыря. Это помогает им постепенно обрести смысл бытия, очиститься от наркотиков и вернуться к нормальной жизни в обществе.

По призыву и инициативе Владыки соместные группы клириков и мирян несут добровольное дежурство в больнице Лимасола: помогают пациентам делом и словом утешения.

Простое перечисление всех инициатив реализованных трудами владыки Афанасия заняло бы у нас ещё несколько страниц. Вкратце упомянем, что при Лимасольской митрополии действует центр поддержки семьи, центр помощи юношеству, центр поддержки матерей-одиночек. Большая материальная помощь оказывается православным в Зимбабве и Уганде, Косово и Ближнем Востоке, малоимущим киприотам предоставляются бесплатные обеды. Епархиальная радиостанция “Апостол Андрей” пользуется у киприотов заслуженной популярностью. Регулярно в прямом радиоэфире на вопросы слушателей отвечает сам Владыка.

При епархии действует центр духовного просвещения для невоцерквленных и иноверных, в нем работают священники и богословы, владеющие английским, немецким, болгарским, русским, персидским, турецким и арабским языками.

С 1993 года четыре раза в месяц митрополит Афанасий выступает с открытыми беседами в храмах Лимасольской митрополии и Кипрском Университете. За короткий срок молва о его выступлениях распространилась по всему Кипру, они неизменно проходят при полном аншлаге, под влиянием слов проповедника воцерковляются сотни людей. Особенным успехом беседы с Владыкой пользуются у студенческой молодёжи.


Аудиозаписи открытых бесед с Митрополитом очень популярны в Греции и на Кипре: сложно найти христианина, который ни разу не слышал проповедей Владыки. Из-за нехватки времени митрополитом Афанасием пока не написано ни одной книги, все немногочисленные издания за его авторством - представляют собой компиляции его проповедей.

В православном мире митрополита Афанасия (Николау) называют "Новым Златоустом", подобно своему великому прешественнику он сочетает умение говорить на современные злободневные темы с глубокой укорененностью в Предании Православной Церкви. Каждое его слово основано на богатом духовном опыте. Рассказывая о красоте Православия, Владыка избегает затрепанных и обесцененных фраз, говорит просто, понятно и вместе с тем глубоко.

Порой у митрополита Афанасия бывает по несколько бесед в день и он просто не успевает заранее подготовить текст своих выступлений. Но кроме начитанности и знаний, проповеди должна способствовать еще и Божия благодать. Перед каждым своим выступлением митрополит Афанасий молится и просит Господа просветить его, когда, что и для какой аудитории нужно сказать. Именно смиренное упование на Бога, сочетаемое с опорой на Церковное Предание и богатый духовный опыт самого Владыки, делают его слова источником утешения, вразумления и духовной поддержки для каждого православного христианина, живущего в нашу непростую эпоху.

Афанасий Зоитакис (кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

Этот материал лег в основу предисловия к книге “Открытое сердце Церкви” , опубликованной издательством Сретенского монастыря.

Лимасо́л (греч. Λεμεσός [лемесос]) - второй по величине город Кипра, крупный экономический, культурный и финансовый центр. Население — 235 тыс. человек (на 01 ноября 2011 г.).

В настоящий момент он возглавляет Кипрскую Православную Церковь.

Протоэпистат (Прот) — старший надзиратель, ежегодно избираемый из одного из пяти привилегированных монастырей и являющийся главой исполнительной власти на Святой Горе.

Священный Кинот занимается управлением Святой Горы. Состоит из двадцати представителей от двадцати монастырей, которые избираются сроком на один год.

Афанасий (в миру Андрей) - митрополит Московский

Афанасий (в миру Андрей) (нач. XVI в. - между 1568-1575 гг.) - митрополит Московский, автор Жития Даниила Переяславского , возможный автор Степенной книги. Родом из Переяславля Залесского, ученик Даниила Переяславского, около 1530 г. священник соборной церкви Переяславля. В 1549-1550 г. переведен в Москву, стал царским духовником и протопопом придворного Благовещенского собора. В качестве царского духовника не раз упоминается в официальных летописях времени Ивана Грозного : в 1552 г. он благословил царя на поход к Казани и сам участвовал в этом походе, беседовал с царем накануне штурма, причащал его в день штурма, закладывал в Казани первую православную церковь Благовещения; в 1554 г. крестил царевича Ивана Ивановича , в 1556 г. - царевну Евдокию, в 1561 г. оглашал к крещению Марию Темрюковну (ПСРЛ. М., 1965, т. 29, с. 96, 105, 107, 109, 110, 191, 201-205, 224, 228, 291). В 1555 г. А. участвовал в посвящении первого казанского епископа Гурия. В 1562 г. А. был пострижен в Чудовом монастыре.

А. принадлежал к литературному кружку митрополита Макария и участвовал в его обширных предприятиях. Он, вероятно, был близок Макарию и правительству «Избранной рады». В 1553 г. А. вместе с А. Ф. Адашевым , А. М. Курбским и Мстиславским передал царю послание Максима Грека . В 1555-1556 гг. Макарий взял А. в помощники себе при поновлении образа Николы Великорецкого (ПСРЛ. СПб., 1856, т. 7. с. 238, 239; т. 29, с. 237, 249). По поручению царя А. навещал Макария во время его предсмертной болезни и передал царю письменную просьбу Макария об удалении в молчальное житье - что было отклонено царем. А. распоряжался организацией похорон Макария и стал его преемником на митрополичьей кафедре.

24 февраля 1564 г. А. избран, а 5 марта того же года поставлен русским митрополитом. При отъезде из Москвы накануне введения опричнины Иван IV не взял его с собою; именно А. адресовано известное послание царя в Москву от 3 января 1565 г. с изложением причин, заставивших его покинуть царство. Посольства от имени москвичей в Александрову слободу, принявшие условия введения опричнины, отправлялись официально по поручению митрополита. Однако сам А. опричного террора не одобрял: вопреки воле царя он обращался к нему с ходатайствами за опальных и даже смог «отпечаловать» у него боярина И. П. Яковлева и князя М. И. Воротынского (подпись и печать А. имеются на их крестоцеловальных записях царю - ЦГАДА, Древлехр., ф. 135, отд. III, рубр. II, № 30, 35). Шлихтинг сообщает, что А. пытался удерживать царя от кровопролития. Возможен и конфликт между А. и царем в связи с отменой в июне 1564 г. податных привилегий митрополичьего дома.

19 мая 1566 г. «Афанасей митрополит всеаРусии, оставя митрополию за немощиювелию, сшел с митрополича двора в монастырь к Михайлову Чюду» (ПСРЛ, т. 29, с. 350). За этой официальной формулировкой угадывается начавшееся столкновение Ивана IV с руководством церкви. Относительно спокойный период их взаимоотношений при предшественнике А. был позади, впереди было их трагическое столкновение, закончившееся гибелью преемника А. - Филиппа II . А. еще смог покинуть свой пост, сохранив жизнь. В июле 1566 г. он даже выполняет по приказанию царя ответственную иконописную работу - поновляет икону Владимирской богоматери (там же, с. 355). Это последнее летописное известие об А. Возможно его участие в создании миниатюр Летописного свода Лицевого .

А. написал Житие Даниила Переяславского и его сокращенную переработку для Степенной книги - «Сказание вкратце о преподобном старце Даниле Переяславском». Оба сочинения написаны, по-видимому, в 1562-1563 гг. (первое, по С. И. Смирнову, между 1556-1562 гг.).

Текст Жития издан С. И. Смирновым, сохранился в списках ГИМ, Синод. собр., № 926 (XVI .); ГБЛ, собр. Ундольского, № 01 (1663 .). Текст Сказания дошел в списках Степенной книги и был издан в ее составе Г. Ф. Миллером в 1775 г. и П. Г. Васенко в 1913 г. Все исследователи отмечали близость биографа к Даниилу, простоту изложения и сравнительно небольшое влияние на это сочинение обязательных агиографических форм (в Сказании это влияние чувствуется еще меньше, чем в Житии). Рассказ А. изобилует бытовыми деталями, подлинными именами. В начале памятника указывается, что автор принялся за свой труд после неоднократных повелений Ивана IV и митрополита Макария. Имя автора в тексте не названо, но оно вполне однозначно выясняется из сообщаемых им о себе сведений, поэтому сделанная П. Г. Васенко атрибуция не вызывает сомнений. Степенная книга, включив в свою 16 грань целиком Сказание, в 17-й грани, в рассказе о Казанском походе, использует и Житие, что приводит к значительным повторениям. Как установил недавно П. И. Веретенников, А. принадлежит также похвальное слово на перенесение мощей Николая Чудотворца, изданное Е. В. Барсовым, - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнагопрозвитера Андрея, бывшаго причетника и клирика соборныя церкви и апостольскиа в руских странах преименитаго града Москвы слово похвално...».

П. Г. Васенко убедительно доказывает, что А. является также автором одного из самых знаменитых литературно-исторических памятников XVI в. - Степенной книги («Книга степенна царского родословия, иже в Рустей земли в благочестии просиявших богоутвержденныхскипетродержателей, иже бяху от Бога, яко райская древеса насаждени при исходящих вод, и правоверием напаяеми, богоразумием же благодатиювозрастаеми, и божественною славою осияваемиявишася, яко сад доброраслен и красен листвием и благоцветущ; многоплоден же и зрел и благоухания исполнен, велик же и высокъверх и многочаднымрождием, яко светлозрачнымиветмиразширяем, богоугодными добродетельмипреспеваем; и мнози от корени и от ветвей многообразными подвиги, яко златыми степенми на небо восходную лестницу непоколеблемоводрузиша, по ней же невозбранен к богу восход утвердиша себе же и сущим по них»).

Степенная книга доводит последовательное изложение русской истории до конца 7068 г. (август 1560 г.), однако в ее тексте есть упоминания о двух событиях, датируемых летом 1562 г. и февралем 1563 г. По многочисленным реалиям можно отнести начало создания протографа Степенной книги к 1560 г., конец - ко времени от марта до декабря 1563 г.

Хотя автор (составитель) Степенной книги нарочито не называет своего имени, есть ряд серьезных свидетельств в пользу авторства А. Так, в 21-й главе 15-й грани («О явлении на воздусесвятаговеликаго князя Александра Невского и о пожаре») автор сообщает, что во время казанского похода он получил чудесное исцеление от гроба Александра Невского; в передающем тот же текст Шумиловском томе Лицевого свода имя указано - «Афонасийсиггел Благовещенский» (ПСРЛ. СПб., 1901, т. 12, с. 230). Степенная книга неоднократно упоминает о различных событиях, участником или свидетелем которых был А., каждый раз отмечая его присутствие иносказательно; пропуск имени А. в этих текстах П. Г. Васенко считает традиционным проявлением авторской скромности, анонимности. Влияние А. видится и в непропорционально большом внимании, уделенном в Степенной книге его учителю Даниилу Переяславскому. Наконец, древнейший и наиболее авторитетный Чудовский список имеет на л. 3-8 запись скорописью XVI в.: «Книга Чюдова монастыря, собрана смиренным Афанасием митрополитом всеаРусии».

При создании Степенной книги привлекался значительный круг источников, в первую очередь летописных и агиографических, включая жития, похвальные слова святым, сказания о чудесах от икон. Главный летописный источник - Летопись Никоновская и ее продолжения, в том числе Летописец начала царства , использованные, как определил Б. М. Клосс, по Патриаршему списку 50-х гг. XVI в. (БАН, 32.14.8). Все источники подвергались А. умелому сокращению и редактированию, что привело к созданию «степенных» редакций ряда известных памятников и к определенному стилистическому единству Степенной книги. При этом некоторые агиографические произведения (Житие Ольги) впервые включались в летописный контекст.

Возможно, что памятники, содержащие краткие описания правлений русских князей, собранные по «степеням», «граням» в соответствии с их генеалогией, существовали и до А. Хотя высказывавшиеся ранее аргументы в пользу существования «киприановской» Степенной книги не выдерживают критики, не исключено, что огромное предприятие А., замысел которого во многом принадлежит Макарию, имело частичных предшественников иного масштаба и характера. Так, возникновение замысла Степенной книги находится в определенной связи с генеалогическими выкладками Сказания о князьях Владимирских и с русскими главами Хронографа Русского.

Однако общая схема Степенной книги, определившая ее лицо, является уникальной. Последовательное изложение наиболее важных, с точки зрения автора, событий русской истории разбито на 17 степеней (граней). Членение исторического материала на степени для времени начала возвышения Москвы подчеркнуто делается не по великим княжениям, а по княжениям московским. Разделение на степени зачастую условно, не следует точно за княжениями. Так, для всех правлений 1054-1113 гг. отведена одна степень (третья), причем главным лицом в ней сделан не старший Ярославич, а князь Всеволод, от которого идет линия владимирских князей. Вся история страны складывается, таким образом, из этих «степеней», которые в соответствии с традиционным церковным образом изображаются как ступени лестницы, ведущей к богу, - русская история становится генеалогически единой цепью святых московских государей и их предков, «богоутвержденныхскипетродержателей». В центре каждой степени - биография государя, сопровождаемая сочинениями о митрополитах и святых, живших в то время. Многие княжеские биографии значительно приближены к житиям святых, даже если эти князья не были канонизированы; для князей-святых в основу изложения берется не столько летописный, сколько агиографический материал. В то же время все житийные памятники интенсивно насыщаются риторическими и историческими мотивами, отражающими идеологию московского самодержавия. Начиная с первого жития - Ольги, в агиографические тексты неизменно включаются торжественные призывы к святым о покровительстве московскому правящему дому, царю Ивану IV, его семейству, его державе. Слово «самодержавство» и его производные - самые употребительные в лексике Степенной книги. Главной задачей вместе с тем провозглашается забота об укреплении церкви, умножении ее богатств, почитании ее святынь, защита благочестия в стране, борьба с неверными. Эта церковная интерпретация сути московского самодержавия, соответствующая политической линии митрополита Макария, была провозглашена в Степенной книге накануне острого столкновения между царем и руководством церкви в годы опричнины. Чудовская редакция памятника создавалась в разгар этого столкновения, в годы правления митрополита Филиппа, погибшего от рук опричников. И позднее ни Иван IV, ни его преемники не отказываются от широкого использования политических концепций Степенной книги, далеких от исторической реальности, но крайне выгодных для царской власти. Памятник постоянно переписывается, несомненно влияние его текста, его идей на историческую литературу - от Лицевого свода Ивана IV до трудов дворянских историков XVIII в., а через посредство М. М. Щербатова даже на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. При этом в связи с изменением форм союза между государством и церковью в XVII в. трансформируется в восприятие основного тезиса Степенной книги: государь-святой все больше понимается не просто как покровитель, а как земной глава церкви.

В исследованиях о Степенной книге упоминаются 74 ее списка (не считая Хрущевской и Латухинской редакций), и несомненно число это далеко не полное. Текст памятника отличается устойчивостью, хотя со временем накопилось немало писцовых ошибок. Однако наблюдаются значительные варианты в составе четырех «вводных статей», сопровождающих в ряде рукописей Степенную книгу. Имеются также списки, не содержащие значительных фрагментов памятника. В двух таких случаях (окончание 17 грани и окончание Жития Петра митрополита в 10 грани) речь безусловно идет о механических дефектах, закрепившихся в части рукописной традиции. Третий случай относится к Сказанию о посмертных чудесах митрополита Алексея : в 11 грани перед Словом о перенесении мощей Алексея говорится, что следом будет помещено Сказание, найденное в 1556 г. Однако Сказание отсутствует во всех ранних списках Степенной книги (XVI - начала XVII в.) и во многих более поздних списках. Попытку П. Г. Васенко считать списки, содержащие Сказание о посмертных чудесах Алексея, первой редакцией («видом») Степенной книги и построить всю дальнейшую историю текста как его движение от самого полного к наименее полному нельзя признать удачной. Списки XVII в., содержащие Сказание, в своих разночтениях в основном отражают более поздние этапы истории текста и изобилуют ошибками; один из этих списков (ГБЛ, собр. Пискарева, № 612/177) был избран в качестве основного при публикации памятника в ПСРЛ.

Древнейшие известные списки Степенной книги, Томский и Чудовский (собр. Томского краеведческого музея, № 91 и ГИМ, Чуд. собр., № 56/358), были созданы в Чудовском скриптории в 1566-1568 гг. при митрополите Филиппе. Списки, вероятно, писались параллельно, одними и теми же писцами, в нескольких случаях текст Чудовского списка вторичен по отношению к Томскому. При написании обоих текстов заметна остановка перед переходом к грани 17, повествующей о царствовании Ивана IV, - здесь происходит смена почерков (а в Чудовском списке и бумаги): 17-я грань и ее оглавление в начале рукописи написаны в обоих списках одним и тем же новым почерком. Совпадают и почерки редакционной правки обеих рукописей. Оба списка редактировались вместе при их создании, затем Чудовский список получил несколько дополнительных изменений. Главное из них - двухлистная вставка Похвального слова князю Владимиру в конце его Жития.

Томский и Чудовский списки представляют второй этап истории текста памятника и восходят к одному протографу 1560-1563 гг. Из редакционной правки на этом этапе следует отметить значительное расширение генеалогических сведений о княжеских домах русских княжеств - Ярославского, Тверского, Рязанского и др. Эти дополнения стоят в связи с тенденцией русского летописания и кремлевской живописи XVI в. (фрески Архангельского собора) включить в «единую семью» русских князей правителей княжеств, когда-то боровшихся с Москвой. На этом же этапе в рассказ о святом князе Довмонте умело вносится примечание с родословием литовских князей.

В оглавлении Томского и Чудовского списков первоначально отсутствовало Сказание о Данииле Переяславском, хотя само Сказание в текст 16-й грани в обоих списках включено (в Томском списке - уже после графической концовки грани). Возможно, Сказание вошло в текст памятника лишь на этом этане его истории. Не исключено, что А. мог участвовать в создании не только протографа, но и этих двух списков Степенной книги.

В 1594 г. с Чудовского списка была снята копия для Ионы Думина , причем между 8 и 9 гранями была вставлена думинская редакция Повести о житии Александра Невского . Вся редакционная правка Чудовского списка вошла в текст этой копии (ЦГАДА, ф. 381, № 346). Близким к Думинскому является составленный в конце XVI - начале XVII вв. Архангельский список (БАН, Арханг. собр., № 130), однако в нем уже утрачено окончание 17-й грани.

В дошедших до нас рукописях Сказание о чудесах митрополита Алексея впервые включается в Степенную книгу лишь в Пискаревском списке (ГБЛ, собр. Пискарева, № 612/177), который относится к первой четверти XVII в. (водяные знаки 1607 и 1618 гг.). Здесь имеются также все четыре вводные статьи, тогда как ранее только две первые строки одной из них были включены в Думинский список. Некоторые разночтения списка восходят к протографу памятника.

Следует отметить также список БАН, 32.8.6, датируемый 1630-1640 гг. и являющийся точной копией Томского списка. По этому списку знакомился со Степенной книгой М. В. Ломоносов, и его пометы остались на полях рукописи.

Изд. : Книга Степенная царского родословия, содержащая историю российскую..., напечатанная под смотрением... ГерардаФридерика Миллера. М., 1775, ч. 1-2; Окончание книги Степенной, содержащей российскую историю // Рус. достопамятн., издав. ОИДР, учрежд. при имп. Моск. унив. М., 1815, ч. 1, с. 166-168; Барсов Е. В. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI в. // ЧОИДР, 1883, кн. 1, с. 5-8; Книга Степенная царского родословия / Подг. к изд. и под ред. П. Г. Васенко // ПСРЛ. СПб., 1908-1913, т. 21, ч. 1-2; Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908; Макарий , игумен [Веретенников П. И.] . Всероссийский митрополит Афанасий // Богослов. труды. М., 1984, сб. 25, с. 247-259.

Лит. : Калайдович К. Ф. Об ученых трудах митрополита Киприана и о том, справедливо ли приписывается ему и митр. Макарию сочинение книги Степенной // Вестн Европы, 1813, ч. 2, № 3-24, с. 207-224; Ключевский. Древнерусские жития, с. 240-243, 282-283; Барсуков. Источники агиографии, стб. 146-148; Строев. Словарь, с. 165-170, 196, 438-439; Филарет. Обзор, с. 77, 143, 154; Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1899, с. 296-297; Голубинский. История церкви. М., 1901, т. 1, ч. 1; 1911, т. 2, ч. 1; Державин Н. С. «Степенная книга» как литературный