Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры. Фрэнк ллойд райт и его сила природы Работы фрэнка ллойда райта

Архитектура XX века

Отец американского архитектурного модернизма Фрэнк Ллойд Райт /Frank Lloyd Wright (1867-1959) говорил: "Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентами, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ."

Как строились textile block houses Фрэнка Ллойда Райта "Миниатюра" и Дом Эннисов.

Райт считал этот дом первым «юсонианским» зданием, отразившим мечту архитектора об идеальной Америке. «Юсонианский» или «юсоновский», «североамериканский» стиль Фрэнка Ллойда Райта - от Usonia, аббревиатуры U.S.O.N.A. /Unites States of Nothern America. Начиная с 1936 года Фрэнк Ллойд Райт спроектировал и построил в юсонианском стиле около 50 домов: одноэтажные, окруженные садами строения; компактные, экономичные и технологичные с плоскими крышами. Такие дома предназначались для граждан со средним достатком. Непосредственно «юсоновский» период Райта - это позже – 1930-е годы, а La Miniatura – произведение 20-х, тогда Райт построил четыре дома в подобном текстильно-блочном исполнении.


2.


Дом Миллард или «Миниатюра». Пасадена, Калифорния. Строительство 1923 г. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт / The Millard House. Architect: Frank Lloyd Wright and Lloyd Wright. Year built: 1924. Sq. Ft.: 4230. Beds/Baths: 3/3.

В начале 1920‑х годов великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта посетила глубокая печаль за судьбу бетонных блоков. “Так что же бетонный блок? Годами он оставался самым дешевым и уродливым предметом в строительном мире. Он ютился на задворках архитектуры - ему приходилось имитировать текстуру камня. Неужели нельзя изменить судьбу этого изгоя?” - писал Райт. Идея его заключалась в следующем: он предлагал делать бетонные блоки нестандартной кубической формы, полыми внутри, с отверстиями сверху и снизу, и нанизывать их на арматурные стержни, как бусины на нитку. Или как на поперечную нить в плетении ткани - не случайно Райт называл свои блоки “текстильными”. При такой конструкции цементного раствора нужно было гораздо меньше, поверхность стены выглядела опрятнее и могла восприниматься как единая декоративная плоскость. Потому что Райт, конечно, не удовлетворился одной только конструктивной идеей - он превратил бетонные блоки в эстетическое заявление. Видимые поверхности куба он придумал покрыть орнаментом в духе индейцев майя.

3.


Фрэнк Ллойд Райт и его "Миниатюра" / This photograph shows Frank Lloyd Wright walking past his residential design La Miniatura, also known as the Millard House. La Miniatura was the first of Wright"s four "textile block" houses—all built in Los Angeles County in 1923 and 1924. Photo Credit: Robert Carroll May, 1940. The Frank Lloyd Wright Foundation Archives. The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York.

Первым домом, который Райт построил во вновь изобретенном стиле, был дом Милларда в Пасадене. Там декор был не особенно майяским - просто крестик и четыре дырочки. Для дома Сторера на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе Райт придумал рисунок, больше напоминающий романский крест. Именно этим домом владел одно время продюсер “Матриц” Джоэл Силвер. Оба эти дома и еще особняк Фриманов в Лос-Анджелесе Райт построил в 1923 году.

4.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Через год, в 1924, он приступил к возведению дома Эннисов - самого крупного и с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков.

Однако, по порядку. Вначале о Доме Миллард La Miniatura.

5.


The Millard House

Каждое художественное произведение - портрет своего создателя. Вот и автор статьи в Architectural Digest Russia Владимир Паперный нашел черты великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта в доме La Miniatura в Калифорнии.

Статья:

6.

The Millard House

Наши недостатки - продолжение наших достоинств. Эта расхожая мудрость полностью применима к жизни Фрэнка Ллойда Райта. Богатое воображение оборачивалось пренебрежением к фактам - автобиографию он наполовину придумал, начиная с даты рождения (1869 вместо 1867), роста (174 вместо 170 см) и образования (учился, но не окончил ни школы, ни университета).

7.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) - наверное, самый знаменитый архитектор Америки и символическая фигура в профессии вообще

Его бескомпромиссность и презрение к буржуазным условностям иногда заставляли друзей порывать с ним отношения. Чего стоит хотя бы эпизод 1909 года, когда Фрэнк, оставив жену с шестью детьми, уехал в Европу с женой клиента. С такой же бесцеремонностью он обращался с деньгами. Поиски новых конструкций и материалов помогали находить неожиданные решения, но эксперименты иногда приводили к катастрофическому удорожанию строительства. Доверие к собственной интуиции (а не к инженерным расчетам) вели к переделкам и перестройкам, иногда даже за его собственный счет. Калифорнийский период карьеры архитектора прекрасно иллюстрирует все плюсы и минусы характера Райта.

8.


В 1920-х годах апельсиновые рощи Южной Калифорнии превращались в съемочные площадки Голливуда. Началось массовое переселение актеров, режиссеров и писателей с Восточного побережья на Западное. Разбогатевшие на киноиндустрии пришельцы стали строить себе дома на Голливудских холмах. Вот тут-то им и понадобилась архитектура. Первой калифорнийской постройкой Райта был дом Элин Барнсдол (1921), нефтяной наследницы, меценатки, неудавшейся актрисы и “салонной большевички”. Здесь Райт впервые использовал стиль “калифорнийская романтика” (California Romanza): коллаж из элементов архитектуры Египта и доколумбовой Мексики с добавлением некоторой формальности стиля боз-ар.

9.


The Millard House - La Miniatura

Именно в Калифорнии Райт изобрел так называемые текстильные блоки. У идеи было два источника: они напоминали Фрэнку его детские строительные кубики Froebel Gifts и казались способом удешевить строительство с помощью стандартизации. Железобетонные блоки (примерно 40 × 40 × 20 см) отливались в формы со стилизованным орнаментом. Из них возводились двойные стены с небольшим зазором для тепло- и звукоизоляции. Теоретически для отливки блоков не требовалась квалификация, это мог делать кто угодно за минимальную плату. Сочетание ручного труда со стандартизацией должно было придать дому уникальную фактуру и сделать его финансово доступным для масс. В теории всё было замечательно, на практике возникали проблемы. Блоки, отлитые неумелыми рабочими, часто приходилось переделывать по нескольку раз. Арматура внутри блоков начинала ржаветь, и через несколько лет блоки трескались и иногда разваливались.

10.


The Millard House - La Miniatura

La Miniatura (1923) считается абсолютным шедевром Райта, хотя и там не обошлось без технических проблем. Заказчица, коллекционер редких книг и антиквариата Элис Миллард, проявила чудеса терпения, щедрости и доверия к архитектору. Как позднее с “Домом над водопадом”, Райт выбрал живописное место, казавшееся неподходящим для строительства, - глубокий овраг с двумя живописными эвкалиптами.

11.


The Millard House - La Miniatura

Для создания органической архитектуры, выражающей “дух места” и находящейся в цветовой гармонии со средой, в состав бетона Райт добавлял песок и гравий со строительной площадки. К счастью, в этот раз блоки были изготовлены без металлической арматуры, поэтому хорошо сохранились.

12.

The Millard House - La Miniatura

Уникальность дома понимаешь, когда поднимаешься по лестнице с выходящего к пруду нижнего уровня (столовая, кухня, помещение для прислуги) на средний (гостевая комната и двухэтажная гостиная с камином и балконом), а потом на верхний (спальня хозяйки с выходом на антресоль над гостиной и ванная). Движение вверх происходит по спирали и по часовой стрелке.

13.


The Millard House - La Miniatura

В этом уже заложено зерно идеи райтовского Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Одно из условий Элис Миллард - встроить объекты из ее коллекции в архитектуру - Райт добросовестно выполнил: редкий случай, когда он отказался от тотального контроля. Продажа книг и антиквариата росла, хозяйке понадобилось дополнительное помещение. Им стала студия, которая находится слева (если смотреть со стороны пруда). Она была пристроена в 1926 году, причем не самим Фрэнком, а его сыном, Ллойдом Райтом, который сумел точно повторить стиль отца.

14.


The Millard House - La Miniatura

Нынешний владелец вложил много денег в реставрацию дома, но сейчас там никто не живет и он выставлен на продажу через ArchitectureForSale.com. Уникальный дом магически привлекателен, но мало кто из местных жителей слышал о нем. Найти его трудно, но я советую каждому, кто окажется в Лос-Анджелесе, ввести в навигатор адрес: 645 Prospect Crescent, Pasadena, California 91103 - и отправиться на поиски. Уверяю, вы не пожалеете.

15.


The Millard House - La Miniatura

Текст : Владимир Паперный
Фото : Владимир Паперный, ESTO, SCOTT MAYORAL
Статья из AD : в pdf Architectural Digest Russia: Дом-легенда. Портретная Миниатюра и на сайте AD ADmagazine.ru: "Миниатюра" Фрэнка Ллойда Райта

16.


18.


Frank Lloyd Wright. Millard House - La Miniatura, Pasadena, California.

19.


Frank Lloyd Wright. Millard House - La Miniatura, Pasadena, California.

20.

21.


Frank Lloyd Wright. Millard House - La Miniatura, Pasadena, California.

Последним из четырех особняков в «текстильном» стиле, которым архитектор увлекся в 1920-х, стал Дом Эннисов.

22.


Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта. На черно-белой фотографии 1940-х годов ясно видно майяское происхождение строгих геометричных объемов Дома Эннисов.

В 1924 году дом строился. А сразу после окончания строительства Дом Эннисов стал знаменитым.

Фрагмент статьи Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта из AD Magazine Россия:

23.


Чертеж Райта, изображающий план и перспективу дома. Райт делал такие презентационные рисунки для всех своих проектов.

Заказчиками Райта были Чарлз Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, и его жена Мейбл. Эннис живо интересовался культурой майя, поэтому, собственно, и заказал такой необычный проект. Большой бюджет и общие с заказчиком вкусы позволили Райту развернуться - масштаб здания нельзя назвать иначе, как грандиозным. Снаружи оно не производит жилого впечатления - скорее похоже на древний храм. Неприступный образ отчасти смягчает текстура бетонных блоков: они делят высокие стены на мелкие клеточки, сами клеточки тоже расчерчены декошными скобками. В результате фасад дома, особенно в лучах заходящего солнца, кажется роскошной узорчатой тканью с легким рельефом - эффект, из-за которого термин «текстильные дома» часто ошибочно относят не к конструктивным, а к декоративным решениям Райта.

24.


Неприветливое впечатление, которое производит фасад дома Эннисов, смягчается текстурой бетонных блоков и мягким песочным цветом стен.

Внутри дом производит двойственное впечатление. Его огромность и торжественность никуда не исчезают: высоченные потолки, длинные коридоры, двадцать семь витражных окон - временами кажется, что ты зашел в собор, а не в жилое пространство. Однако в целом Райту в этом проекте удалось обуздать стремление к гигантомании, прежде всего потому, что он отказался от своей любимой свободной планировки. Дом Эннисов четко поделен. Есть парадная часть: гостиная с балконом, откуда открывается вид на Лос-Анджелес, симметричная столовая, которую украшает редчайшее в творческом наследии Райта золотистое панно из стеклянной мозаики, бассейн во внутреннем дворе. Бассейн этот, впрочем, появился в доме только в 1940-х, хотя спроектировал его Райт сразу - он идет вдоль длинного коридора, соединяющего парадные комнаты с гораздо более скромными и сдержанными спальнями. И по всем помещениям Райт очень деликатно играет с масштабом, «разбивая» пустые и гулкие пространства членениями и деталями: то перепадом высот в две-три ступеньки, то рядом ширм-перегородок, то нишей, то бронзовым панно, то мозаикой над камином.

25.


Дом Эннисов в Лос-Анджелесе великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил в 1924 году. В салоне — антикварная мебель ар-деко.

Как обычно в своих домах, Райт спроектировал для Эннисов все, от архитектурных объемов до самых мелких деталей, вроде электрических выключателей. Однако интерес Энниса к культуре майя привел в конце концов к конфликту: клиент не внимал покорно каждому слову Райта - он высказывал собственное мнение, и Райт со скандалом покинул стройку. Так что теперь исследователи, изучающие дом Эннисов, гадают, какие именно детали и правда райтовские, а какие придумал уже после его ухода сам Чарлз Эннис. В первоначальном проекте не было, к примеру, ни мраморных полов, ни кованой решетки на лестнице, ни люстр Tiffany, ни мебели ар-деко - мебель, спроектированную Райтом, Эннис заказывать не стал. Тот факт, что все эти вещи в результате вписались в интерьер дома вполне органично, лишний раз показывает, как хороша структура здания: красивое лицо, как известно, даже самый неудачный макияж не испортит.

26.

Столовая на первом этаже дома Эннисов. Кованая люстра в стиле позднего ар-нуво появилась здесь, конечно, без одобрения Райта.

Судьба дома Эннисов оказалась довольно драматичной. Он стал последним произведением Райта в «текстильном» стиле: конфликты с Эннисом заставили его отказаться от идеи орнаментальных бетонных блоков. Несмотря на споры с Райтом, хозяева особняк любили и жили в нем довольно долго - только в 1968 году его перекупил некто Августус Браун. В 1980 году Браун передал дом в Общество по сохранению культурного наследия. Этот добрый поступок общество отметило, переименовав памятник в «дом Эннисов-Брауна».

27.

Столовая. В простенке — стеклянная мозаика, созданная по эскизам Райта.

Даже перестав быть частной собственностью, великолепное здание жило полной жизнью - оно постоянно снималось в кино. На самом деле процесс пошел еще в 1959 году - именно дом Эннисов был главным героем легендарного ужастика «Призрак дома на холме» с Винсентом Прайсом. В фильмографии дома больше двадцати названий - от компьютерной фантазии «Тринадцатый этаж» до боевика «Час пик» с Джеки Чаном. Ридли Скотт использовал дом дважды - в «Бегущем по лезвию бритвы» (1982) и «Черном дожде» (1989). Дэвид Линч сказал о нем: «Войти в дом Эннисов - все равно что попасть в рай». Красивая фраза, хотя у мрачноватого создателя «Твин Пикс» представления о рае, конечно, не совсем обычные.

28.

Хозяин дома сам придумал решетку на лестнице.

Но и в раю бывают неприятности, и для дома Эннисов-Брауна они начались в 1994 году - он пострадал во время разрушительного землетрясения. Сбор средств на его реставрацию тянулся исключительно медленно - через десять лет, в 2004, дом все еще находился в «уязвимом» состоянии. И высшие силы нанесли зданию новый удар: зима 2004 года выдалась в Калифорнии необычно дождливой, и поврежденный дом Эннисов пострадал от влаги и ветра. Подобных напастей Райт предусмотреть не мог - в его время калифорнийская погода так не капризничала. Дом полностью закрыли для посещения публикой и срочно взялись организовывать некоммерческий Ennis House Foundation - заметную роль в нем играет сын Райта, Эрик Ллойд Райт, который тоже стал архитектором. Фонд оценил работы по консервации здания в пять миллионов долларов. На полную реставрацию нужны были все пятнадцать. Полтора миллиона, полученные от правительства штата Калифорния, пошли на то, чтобы сделать дом Эннисов безопасным для туристов и таким образом собрать еще немножко средств на реставрацию.

29.


Спальня. Хозяева отказались от мрачной мебели, созданной Райтом, в пользу уюта.

До 2011 года восстановительные работы в доме Эннисов (фонд «отрезал» от названия памятника упоминание о Брауне) шли полным ходом, но денег все равно не хватало. Поэтому четыре года назад [? от какого года считать] бизнесмен-миллиардер Рональд Беркл приобрел дом за 4,5 млн долларов, чтобы продолжить начатую фондом реставрацию.

30.


Бассейн во дворе был спроектирован Райтом в 1924, но построен только в 1940-х.

Текст : Давид Суффман и Евгения Микулина
Фото : Алексис Армане; Getty Images/Fotobank.Com; Alexis Armanet/Marie Claire/East News; Copyright 1962, 2006 The Frank Lloyd Write Foundation, Scottsdale, AZ
Опубликовано : ARCHITECTURAL DIGEST. Самые красивые дома мира. №8 (43) август 2006. Оригинал статьи .

«Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ».

Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать – сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с ранних лет гравюры и альбомы, книги Виолле-ле-Дюка сделала для формирования сознания будущего архитектора больше чем 2 года обучения в инженерном колледже Висконсинского университета, который Райт не смог окончить. Настоящим учителем стал для него Л. Салливен , в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887 году.

Уже в первых работах Райта под влиянием Г. Ричардсона симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение (дом Чарли в Чикаго ). Романтические тенденции усилились в его творчестве в 1893 году, когда он строил серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развит принцип «органической архитектуры», воспринятый им у Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощена идея о непрерывности пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и отделке этих зданий архитектор применял контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. Наиболее значительными и интересными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллиса в Хайленд-парке, штат Иллинойс (1902 год) , Дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк (1904 год), дом Изабеллы Робертс в Ривер Форест, штат Иллинойс (1908 год). И завершается эта серия домом Роби в Чикаго (1909 год).

В 1909 году Райт едет в Европу, где проходят выставки, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре , которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах Вальтера Гропиуса , Миса ванн дер Роэ , группы «Стиль».

Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. Знаменитый Роби-хаус дирекция университета намеревалась снести. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм, который будет основной чертой на протяжении всего его творчества.

«Райт бы не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны. Он обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстаивать» (З. Гидеон).

1910-25 года, период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916-22 годы строит отель «Империал» в Токио . Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город.

Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению».
Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решение порождает ощущение отсутствия стилистической цельности. Сочетание современных мотивов горизонтальных членений, знакомых по «домам прерий», с сильно декорированными, монументальными формами древних японских сооружений. Не создавало единого гармоничного впечатления.

После возвращения в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых наиболее интереснее дом Миллард в Пассадене , облицованных плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.

В 1932 году открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «товариществом». Члены товарищества не только проектировали, но и обучались строительству, работая в качестве каменщиков, плотников по расширению висконсинской резиденции Райта.

К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера, как Ле Корбузье , Гропиус, Мис ванн дер Роэ, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.

В середине 30-х начинается второй период расцвета творчества Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании, построенный в 1936 году и известный в истории как «дом на водопадом» , и административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (1936-39 года) . Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана, который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это еще один блестящий пример «органичной архитектуры». Система смелых, нависающих друг на другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал на лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.

В здании фирмы Джонсона светящийся потолок и лес стройных колонн создают яркий необычных художественных эффект.

Как писал Генри Рассел Хичкок: «Создается иллюзия неба, просматривающегося со дна аквариума».
С годами индивидуализм Райта усиливается.

Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения . «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», — утверждал он, называя функционалистические постройки «ящиками на ходулях». Считая внутренне пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», использованную в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943-46, построе в 1956-59 годах). Это наиболее интересное и значительное произведение Райта. Мощная пластика этого сооружения, похожего на абстрактную скульптуру, своим крупным масштабом не давала ему раствориться в чаще небоскребов Манхэттена . По новому в нем решена и экспозиция музея. Движение посетителей происходит сверху вниз по спирали отлогой рампы.

Большой интерес представляют и высотные постройки Райта. Это лаборатория фирмы Джонсона в Расине и «Башня Прайса» в Бартсвилле , построенные в 50-х года. В них Райт осуществил идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий.

Сохранив верность идее о жизни среди природы (проект «города широкого простора» — Бродэйкрсити , 1934-35 годы) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В его творчестве, основанном на американской традиции, органичном восприятии мира и способности находить отвечающие духу времени художественные формы, прогрессивные поиски в архитектуре конца XIX столетия напрямую связаны с архитектурой 20-х и 50-х годов XX века.

Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, как Мис ванн дер Роэ, но за 70 лет своего творческого пути сделала для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру: один из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, ставшую основой широко используемого в современном зодчестве приема так называемого свободного плана. Он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX – первой половины XX века.

«Молодому архитектору» — одна из двух лекций, прочитанных Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны до сих пор. Архитектор размышляет об отсталости системы архитектурного образования, о важности изучения технологий и материалов и о коммерциализации архитектуры. В конце он дает двенадцать советов молодому архитектору:

1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время.

2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.

3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.

6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

В качестве дополнения нельзя не привести отрывок из размышлений Райта о современной органичной архитектуре, высказанных на той же лекции:

В органичной архитектуре жесткая прямая линия прерывается, превращаясь в пунктирную линию, которая не ограничивается одной лишь голой необходимостью, но допускает проявление соответствующего ритма, чтобы дать место суждению о должных ценностях. Это — современно.

В органичной архитектуре замысел здания как здания начинается с основного и развивается к внешней выразительности, но не начинается с какой-либо картинной выразительности, чтобы затем идти наощупь в обратном направлении. Это — современно.

Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения. Это — современно.

Понимание внутреннего пространства как реальности в органичной архитектуре согласуется с возросшими возможностями современных материалов. Здание теперь фигурирует в соответствии с этим пониманием внутреннего пространства; ограждение теперь фигурирует не как только стены и крыши, но как ограждение внутреннего пространства. Эта реальность — современна.

В подлинно современной архитектуре, таким образом, ощущение поверхности и массы исчезает. Сооружение не в меньшей степени должно быть выражением принципа силы, направленной к цели, чем то, которое видно в любом механическом приспособлении или аппарате. Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещенного солнцем пространства. Органичные здания — это прочность и легкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения — связанные с землей. Вот это — современно!

Книга «Будущее архитектуры» была переведена на русский язык и издана в СССР под редакцией видного архитектора А.И. Геггело в 1960 году, спустя год после смерти Фрэнка Ллойда Райта.

Фото Tour de Force 360VR, xlforum.net, studyblue.com, flwright.org, trekearth.com

Фрэнк Ллойд Райт при жизни был признан гением, законодателем мод, вдохновителем будущих поколений. Он принадлежал к западной культуре, его работа является отступлением от европейской традиции и служит новым этапом в развитии американского искусства, тесно связанного с территорией и условиями жизни в стране. Райт благоговел перед восточными культурами, никогда не увлекался авангардными тенденциями и не пытался стать деятелем направлений, которые повлекли бы за собой отказ от индивидуальности.

«Врач может похоронить свою ошибку, архитектор - разве что обсадить стены плющом».

Почетный член Берлинской Академии искусства, обладатель золотой медали Королевского Института Британских архитекторов, Райт построил за свою жизнь 363 дома, опубликовал несколько книг и множество статей. В 1949 году наиболее значительные статьи были объединены в книгу «Ф.Л. Райт об архитектуре». Среди лучших книг Райта - «Автобиография», «Органичная архитектура: архитектура демократии».


Фрэнк Ллойд Райт прожил долгую жизнь, ездил верхом на горячих лошадях и водил скоростные автомобили, успел побывать и в роли преуспевающего архитектора в XIX веке, и архитектурного классика в ХХ веке, был даже некоторое время изгоем общества.

Родился он 8 июня 1867 года в небольшом американском городке Ричленд-Сентер, штат Висконсин, в семье пастора Уильяма Рассела Райта и учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов Анны.

С 7 лет воспитанием Фрэнка занималась только его мать, которая была уверена, что ее сын непременно должен стать великим архитектором. Мать подарила ему набор кубиков - детский конструктор Фребеля. «Эти кленовые кубики я ощущаю в пальцах и по сей день», - сказал великий Райт в конце своей долгой жизни. Именно мать украсила детскую Фрэнка репродукциями, изображающими великие здания. Среди этих изображений он и вырос...


С 18 лет ему пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. Он поступил в инженерный колледж при университете Висконсина-Мэдисона, однако так его и не окончил. Благодаря родственным связям у Фрэнка появился шанс начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Приобретя небольшой опыт, молодой Райт решил попытать счастья в самом знаменитом и раскрученном архитектурном бюро Америки - «Адлер и Салливан». Вскоре Луис Салливан уже поручает проектировать Фрэнку собственный дом, который получается очень удачным.

Несмотря на приличные заработки, денег не хватало: к этому времени Райт женился. Втайне от своего работодателя он самостоятельно проектирует на заказ. Когда это открылось, Фрэнк Ллойд Райт был с треском изгнан из бюро, и в 1893 г. он основал собственную фирму. Молодого архитектора с его новаторскими идеями заметили, и вскоре от заказчиков уже не было отбоя.

За короткое время он строит ряд жилых домов, в которых отразилось своеобразие его творческого почерка. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы - вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием органической архитектуры. Но главным нововведением было то, что архитектор параллельно выполнял функции интерьерного и ландшафтного обустройства.


Фрэнк Ллойд Райт считал, что «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как штукатурка стен и черепица крыши», и потому сдавал дома заказчикам вместе со всей обстановкой, в которой тоже хватало новшеств: например, таких как встроенная мебель. ...Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу «до последней буквы», включая конструкцию мебели и ее расположение, мог «проверить» уже сданный в эксплуатацию объект.

Он считал, что главным эстетическим достоинством здания должна быть его простота. Однако большинство его современников понимало простоту как отказ от украшательства, тогда как Ллойд Райт считал, что простота должна быть во всех конструктивных решениях.

Одной из главных заслуг Ллойд Райта считается создание «домов прерий» и «юсонианских» (то есть специфически американских - US) домов: реализованные в них идеи и решения до сих пор используются в коттеджном строительстве во всех странах мира, не исключая Россию. Именно Ллойд Райт придумал жанр загородного коттеджа. Широкая крыша таких домов парит над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком.

Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство. «Юсонианские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта - «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль.


Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода. Крупнейший экономический кризис конца 20-х - начала 30-х гг. заставил Райта искать новые пути удешевления строительства. Он, «мастер каменной кладки», теперь счёл возможным создавать архитектурные конструкции из элементов заводского изготовления.

Его новые проекты учитывали применение железобетона и стекла. Именно стекло - «тонкие листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри», - Райт воспевал как основной материал современности. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы.

Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только ненужное, но в еще большей степени — как исключать несущественное. В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель «Империал» (1916-1922). Зная о сейсмическом неблагополучии Японии, Ллойд Райт разработал конструкцию, которая, по его выражению, «не сопротивляется подземным толчкам, а следует им».

Стены отеля были утолщены внизу, чтобы максимально опустить центр тяжести здания. Через каждые 18 м в стенах были сделаны деформационные швы - пустоты, позволяющие отдельным блокам здания в случае землетрясения колебаться без ущерба для всей конструкции. Трубопроводы были снабжены гибкими сочленениями, а на крыше обычная для Японии черепица была заменена более легкой листовой медью.

Решения, придуманные Ллойд Райтом, оказались более чем актуальными. В день торжественного открытия отеля «Империал» в Японии случилось одно из мощнейших землетрясений в ее истории. Токио и Иокогама были почти полностью разрушены, но отель, построенный Ллойд Райтом, выстоял и гордо возвышался среди руин. Эдгар Кауфман, которому принадлежала сеть супермаркетов в Питтсбурге, приобрел участок с роскошным водопадом и захотел, чтобы Ллойд Райт вписал в ландшафт его будущий дом.


Проект, предложенный архитектором, вверг инженеров, специально нанятых Кауфманом в рамках проекта, в состояние, близкое к шоку. Ллойд Райт решил строить дом не рядом с водопадом, а над ним, чтобы вода струилась прямо из-под фундамента. Вердикт инженеров был однозначным: такой дом долго не простоит.

Надо сказать, что Ллойд Райт и сам начал склоняться к этому мнению, и потому втайне от заказчика приказал укрепить здание дополнительными металлическими опорами. То, что получилось в итоге, считается образцом архитектурной изобретательности, это самое знаменитое творение Райта, и оно действительно было новым словом в архитектуре - настоящий дом-аттракцион, удивлявший уровнем строительных технологий и полностью удовлетворявший заказчика.

Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет.

Этот шедевр мировой архитектуры - уникальный пример проекта, где функция соответствует образу здания в большей степени, чем сам проект - месту здания в застройке. Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз, а не наоборот.

На воплощение райтовского замысла ушли десятилетия. Пока шло строительство музея, архитектор успел разругаться со всеми — Гуггенхаймом, городскими властями, журналистами. И Соломон Гуггенхайм, и Райт умерли, не дожив до окончания строительства. Когда необыкновенное здание было наконец построено, оба они были признаны гениями. Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года, немного не дожив до 92 лет. Эпитафия на его могиле в Висконсине гласит: Love of an idea, is the love of God («Любить идею означает любить Бога»).

Фрэнк Ллойд Райт (8.06.1867 – 9.04.1959) - один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты. Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой. Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей. Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов - это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро). Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов. Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», - писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка. Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» - имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик. Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами. Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х. В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA - United States of North America) - малоэтажных жилых домов для среднего класса.


Имение Тейлизин (1911).