Ганс андерсен - тень. Тень — Ганс Христиан Андерсен

В двух словах: От учёного отделилась тень, начала жить своей жизнью и теперь её тенью стал учёный.

Один учёный приехал из холодной страны в жаркие страны. Жара плохо сказывалась на его здоровье, он исхудал так, что даже его тень иссохла. И только вечером, когда жара спадала, они с тенью оживали.

Напротив дома, где жил учёный, на балконе стояли цветы, а из самого дома доносилась скучная музыка. Однажды, ночью среди цветов, учёный увидел прелестную девушку и услышал чарующую музыку. С учёным была его тень и он предложил тени пойти в этот дом и узнать, что там происходит. Тень согласилась и ушла. Время шло, а тень не появлялась. Учёный вернулся домой, годы шли, а он жил без тени. Однажды к нему постучался невероятно тощий человек, но элегантно одетый, который представился его тенью. За годы своего отсутствия, тень преуспела, завоевала себе в свете прочное положение и теперь хочет жениться, а у ученого появилась новая тень. Рассказывая учёному, как она провела все эти годы, тень предупреждает, что к ней теперь нужно обращаться на «Вы».

В доме, в который учёный послал тень, жила Поэзия. Тень провела там три недели. Там тень познала всю человеческую сущность и сделалась человеком. Но для того, чтобы это признали другие, ей нужны были одежда, обувь и весь внешний человеческий лоск. Прячась у торговки сластями, тень подглядывала за людьми оставаясь невидимой. Она изучила все их слабости и пороки. Тень писала всем заинтересованным людям, нагоняя на них страх. И вот она стала тем, кем стала. Оставив визитку учёному, тень ушла.

Прошли годы и тень снова явилась к учёному. Учёный писал о добре и зле, никому не было до этого дела и его это огорчало, а тень все толстела и стремилась именно к этому, а учёного она упрекнула в том, что он не умеет жить на свете. Теперь тень собралась ехать в путешествие и предложила учёному поехать с ней в качестве тени. Учёный отказался и тень ушла. От печали и забот учёный заболел и превратился в тень. Тень снова пригласила его путешествовать, только теперь тень и учёный меняются местами. Учёный говорит своей тени «Вы», а она ему «ты».

Путешественники прибыли на воды. Там было много иностранцев, в том числе и красавица-принцесса. Её заболевание состояло в том, что у неё было слишком острое зрение. Она сразу обратила внимание на тень и заметила, что незнакомец не отбрасывает тени. Тень успокоила принцессу, что если она не заметила его спутника и поняла, что он и есть тень, значит она выздоровела. Обратив внимание, что незнакомец умён и прекрасно танцует, принцесса влюбилась, но она решила проэкзаменовать своего избранника. Когда тень не смогла ответить на вопросы, она отослала принцессу к учёному, своей тени. Решив, что если тень так умна, так какой же должен быть её хозяин, принцесса решает выйти замуж за тень. Тень приказывает учёному молчать. Учёный отказывается обманывать и хочет предупредить принцессу. Тень приходит к принцессе раньше и объявляет учёного сумасшедшим. Подумать только вообразил, что он человек, а я его тень! Принцесса предлагает покончить с учёным. Тень притворно считает, что это жестоко, на что принцесса умиляется: какая благородная душа!

Вечером, по случаю свадьбы, весь город был в огнях, гремели пушечные выстрелы, но учёный ничего этого не слышал. С ним было покончено.

Вот уж где печет солнце – так это в жарких странах! Люди загорают там до того, что кожа их становится цвета красного дерева, а в самых жарких – черная, как у негров.

Но пока речь пойдет только о жарких странах: сюда приехал из холодных один ученый. Он было думал и тут бегать по городу, как у себя дома, да скоро отвык и, как все благоразумные люди, стал сидеть весь день дома с закрытыми ставнями и дверьми. Можно было подумать, что весь дом спит или никого нет дома. Узкая улица, застроенная высокими домами, располагалась так, что жарилась на солнце с утра до вечера, и просто сил не было выносить эту жару! Ученому, приехавшему из холодных стран, – он был человек умный и молодой еще, – казалось, будто он сидит в раскаленной печи. Жара сильно сказывалась на его здоровье. Он исхудал, и даже тень его как-то вся съежилась и стала куда меньше, чем была на родине: жара сказывалась и на ней. Оба они – и ученый и тень – оживали только с наступлением вечера.

И право, любо было посмотреть на них! Как только в комнату вносили свечу, тень растягивалась во всю стену, захватывала даже часть потолка – ей ведь надо было потянуться хорошенько, чтобы вновь набраться сил.

Ученый выходил на балкон и тоже потягивался и, как только в ясном вечернем небе зажигались звезды, чувствовал, что вновь возрождается к жизни. На все другие балконы – а в жарких странах перед каждым окном балкон – тоже выходили люди: ведь свежий воздух необходим даже тем, кому нипочем быть цвета красного дерева!

Оживление царило и внизу – на улице и наверху – на балконах. Башмачники, портные и прочий рабочий люд – все высыпали на улицу, выносили на тротуары столы и стулья и зажигали свечи. Их были сотни; этих свечей, а люди – кто пел, кто разговаривал, кто просто гулял. По мостовой катили экипажи, семенили ослы. Динь-динь-динь! – звякали они бубенцами. Тут проходила с пением похоронная процессия, там уличные мальчишки взрывали на мостовой хлопушки, звонили колокола.

Да, оживление царило повсюду. Тихо было в одном только доме, стоявшем как раз напротив того, где жил ученый. И все же дом этот не пустовал: на балконе на самом солнцепеке стояли цветы, без поливки они не могли бы цвести так пышно, кто-нибудь да поливал их! Стало быть, в доме кто-то жил. Дверь на балкон отворяли по вечерам, но в самих комнатах было всегда темно, по крайней мере в той, что выходила окнами на улицу. А где-то в глубине дома звучала музыка. Ученому слышалось в ней дивно прекрасное, но, может статься, ему только так казалось: по его мнению, здесь, в жарких странах, все было прекрасно; одна беда – солнце! Хозяин дома, где поселился ученый, тоже не зная, кто живет в доме напротив: там никогда не показывалось ни души, а что до музыки, то он находил ее страшно скучной.

– Словно кто сидит и долбит одну и ту же пьесу, и ничего-то у него не получается, а он все долбит: дескать, добьюсь своего, и по-прежнему ничего не получается, сколько б ни играл.

Как-то ночью ученый проснулся; дверь на балкон стояла настежь, ветер шевелил портьеры, и ему показалось, что балкон дома напротив озарен каким-то удивительным сиянием; цветы пламенели самыми чудесными красками, а между цветами стояла стройная прелестная девушка и, казалось, тоже светилась. Все это так ослепило его, что ученый еще шире раскрыл глаза и тут только окончательно проснулся. Он вскочил, тихонько подошел к двери и стал за портьерой, но девушка исчезла, исчез свет и блеск, и цветы не пламенели больше, а просто стояли прекрасные, как всегда. Дверь на балкон была приотворена, и из глубины дома слышались нежные, чарующие звуки музыки, которые хоть кого могли унести в мир сладких грез.

Все это было похоже на колдовство. Кто же там жил? Где, собственно, был вход в дом? Весь нижний этаж был занят ^магазинами – не могли же жильцы постоянно входить через них!

Однажды вечером ученый сидел на своем балконе. В комнате позади него горела свеча, и вполне естественно, тень его падала на стену дома напротив. Больше того, она даже расположилась между цветами на балконе, и стоило ученому шевельнуться, шевелилась и тень – такое уж у нее свойство.

– Право, моя тень – единственное живое существо в том доме, – сказал ученый. – Ишь как ловко устроилась между цветами. А дверь-то ведь приотворена. Вот бы тени догадаться войти в, дом, все высмотреть, а потом вернуться и рассказать мне, что она там видела. Да, ты сослужила бы мне хорошую службу, – как бы в шутку сказал ученый. – Будь добра, войди туда! Ну, идешь?

И он кивнул тени, а тень ответила ему кивком.

– Ну ступай, смотри только не пропади там! С этими словами ученый встал, и тень его на балконе напротив – тоже. Ученый повернулся – повернулась и тень, и если бы кто-нибудь внимательно наблюдал за ними в эту минуту, то увидел бы, как тень скользнула в полуотворенную балконную дверь дома напротив как раз в то мгновение, когда ученый ушел с балкона в комнату и опустил за собой портьеру.

Наутро ученый вышел в кондитерскую попить кофе и почитать газеты.

– Что такое? – сказал он, выйдя на солнце. – У меня нет тени! Стало быть, она и вправду ушла вчера вечером и не вернулась. Вот досада-то!

Ему стало неприятно, не столько потому, что тень ушла, сколько потому, что он вспомнил историю о человеке без тени, известную всем и каждому у него на родине, в холодных странах. Вернись он теперь домой и расскажи, что с ним приключилось, все сказали бы, что он пустился в подражательство, а ему это было без нужды. Вот почему он решил даже не заикаться о происшествии с тенью и умно сделал.

Вечером он опять вышел на балкон и поставил свечу прямо позади себя, зная, что тень всегда старается загородиться от света хозяином. Но выманить свою тень таким образом ему не удалось. Уж он и садился, и выпрямлялся – тени не было, тень не являлась. Он хмыкнул – да что толку?

Досадно было, но в жарких странах все растет необычайно быстро, и вот через неделю ученый, выйдя на солнце, к своему величайшему удовольствию, заметил, что от его ног начала расти новая тень – должно быть, корешки-то старой остались. Через три недели у него уже была сносная тень, а за время обратного путешествия ученого на родину она подросла еще и под конец стала такой большой и длинной, что хоть убавляй.

Итак, ученый вернулся домой и стал писать книги об истине, добре и красоте. Шли дни, шли годы... Так прошло много лет.

И вот сидит он однажды вечером у себя дома, как вдруг послышался тихий стук в дверь.

– Войдите! – сказал он, но никто не вошел. Тогда он отворил дверь сам и увидел перед собой необыкновенно тощего человека, так что ему даже как-то чудно стало. Впрочем, одет тот был очень элегантно, по-господски. – С кем имею честь говорить? – спрашивает ученый.

"Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам". Евгений Шварц "Тень"

«Тень» - сказка Ханса Кристиана Андерсена, написанная в 1847 году. Конечно, это сложно назвать сказкой, это скорее притча, как и многие другие произведения писателя. Я уже когда-то говорила, что люблю называть такие сказки «взрослыми сказками», потому что они содержат в себе очень глубокий смысловой подтекст, потому что ребенок, в полной мере не сможет оценить всю прелесть и смысл такого произведения.

Сюжет, наверное, всем хорошо известен: Ученый, главный герой, становится слугой собственной Тени. Тень полностью возлагает на себя полномочия человека, не ставя своего прежнего хозяина ни в грош, и даже сватается к дочери короля, причем вполне удачно сватается. Вот, собственно, и весь сюжет. Немного, правда? Но сколько смысла кроется в этом маленьком по объему произведении! Классически сказка трактуется, как борьба добра и зла, светлого и темного, но в моем понимании здесь скрыто нечто большее. Ранее я писала рецензию на роман Германа Гессе «Степной волк» и в ней давала краткую характеристику концепции К.Г. Юнга. Сейчас мне не хотелось бы излагать эту теорию снова, скажу лишь, что в этой сказке-притче, на мой взгляд, речь так же, как и в «Степном волке», идет об архетипе Тени, который представляет собой личное бессознательное; другими словами, Тень включается в себя отрицаемые сознанием качества Ученого. Конечно, концепция Юнга была сформулирована несколько позже, но, тем не менее, воззрения писателя очень схожи с воззрениями психолога. Поэтому, в моем представлении, в произведении Андерсена речь идет о борьбе двух начал человеческой души, и необязательно доброго и злого, потому как Тень – это воплощение не плохого, а лишь отрицаемого сознанием, а сознание штука такая: оно может много чего отрицать, порой очень даже нужного. Если мы подробнее рассмотрим образ Ученого, то поймем, что он сам позволил своей Тени властвовать, сам проявлял мягкость характера и слабость духа. Согласитесь, такие качества не всегда можно назвать положительными, вот и утверждай после этого, что образ Ученого представляет собой бесспорное воплощение добра. Вообще деление на «добро» и «зло» - очень уж относительная вещь, ведь существует множество тонов и полутонов, и мне кажется, что финал сказки это подтверждает. Андерсен показал: не все так однозначно, как кажется на первый взгляд, и сознание может потерпеть поражение во внутренней борьбе.

Вывод можно сделать только один: два представленных начала человеческой души должны мирно сосуществовать друг с другом, «сотрудничать» и никак иначе, в противном случае будет нарушен баланс, а это приведет к очень плачевным последствиям. Такая вот сказка, а может и не сказка…

И снова с большим трудом найденные иллюстрации. Первые принадлежать очень известному иллюстратору Вильхельму Педерсену - первому иллюстратору сказок и историй Андерсена.


Вторые найдены в недрах интернета и принадлежат иллюстратору Елене Тимошенко. Своеобразные, но мне понравились.


Вот уж где печет солнце – так это в жарких странах! Люди загорают там до того, что кожа их становится цвета красного дерева, а в самых жарких – черная, как у негров.

Но пока речь пойдет только о жарких странах: сюда приехал из холодных один ученый. Он было думал и тут бегать по городу, как у себя дома, да скоро отвык и, как все благоразумные люди, стал сидеть весь день дома с закрытыми ставнями и дверьми. Можно было подумать, что весь дом спит или никого нет дома. Узкая улица, застроенная высокими домами, располагалась так, что жарилась на солнце с утра до вечера, и просто сил не было выносить эту жару! Ученому, приехавшему из холодных стран, – он был человек умный и молодой еще, – казалось, будто он сидит в раскаленной печи. Жара сильно сказывалась на его здоровье. Он исхудал, и даже тень его как-то вся съежилась и стала куда меньше, чем была на родине: жара сказывалась и на ней. Оба они – и ученый и тень – оживали только с наступлением вечера.

И право, любо было посмотреть на них! Как только в комнату вносили свечу, тень растягивалась во всю стену, захватывала даже часть потолка – ей ведь надо было потянуться хорошенько, чтобы вновь набраться сил.

Ученый выходил на балкон и тоже потягивался и, как только в ясном вечернем небе зажигались звезды, чувствовал, что вновь возрождается к жизни. На все другие балконы – а в жарких странах перед каждым окном балкон – тоже выходили люди: ведь свежий воздух необходим даже тем, кому нипочем быть цвета красного дерева!

Оживление царило и внизу – на улице и наверху – на балконах. Башмачники, портные и прочий рабочий люд – все высыпали на улицу, выносили на тротуары столы и стулья и зажигали свечи. Их были сотни; этих свечей, а люди – кто пел, кто разговаривал, кто просто гулял. По мостовой катили экипажи, семенили ослы. Динь-динь-динь! – звякали они бубенцами. Тут проходила с пением похоронная процессия, там уличные мальчишки взрывали на мостовой хлопушки, звонили колокола.

Да, оживление царило повсюду. Тихо было в одном только доме, стоявшем как раз напротив того, где жил ученый. И все же дом этот не пустовал: на балконе на самом солнцепеке стояли цветы, без поливки они не могли бы цвести так пышно, кто-нибудь да поливал их! Стало быть, в доме кто-то жил. Дверь на балкон отворяли по вечерам, но в самих комнатах было всегда темно, по крайней мере в той, что выходила окнами на улицу. А где-то в глубине дома звучала музыка. Ученому слышалось в ней дивно прекрасное, но, может статься, ему только так казалось: по его мнению, здесь, в жарких странах, все было прекрасно; одна беда – солнце! Хозяин дома, где поселился ученый, тоже не зная, кто живет в доме напротив: там никогда не показывалось ни души, а что до музыки, то он находил ее страшно скучной.

– Словно кто сидит и долбит одну и ту же пьесу, и ничего-то у него не получается, а он все долбит: дескать, добьюсь своего, и по-прежнему ничего не получается, сколько б ни играл.

Как-то ночью ученый проснулся; дверь на балкон стояла настежь, ветер шевелил портьеры, и ему показалось, что балкон дома напротив озарен каким-то удивительным сиянием; цветы пламенели самыми чудесными красками, а между цветами стояла стройная прелестная девушка и, казалось, тоже светилась. Все это так ослепило его, что ученый еще шире раскрыл глаза и тут только окончательно проснулся. Он вскочил, тихонько подошел к двери и стал за портьерой, но девушка исчезла, исчез свет и блеск, и цветы не пламенели больше, а просто стояли прекрасные, как всегда. Дверь на балкон была приотворена, и из глубины дома слышались нежные, чарующие звуки музыки, которые хоть кого могли унести в мир сладких грез.

Все это было похоже на колдовство. Кто же там жил? Где, собственно, был вход в дом? Весь нижний этаж был занят ^магазинами – не могли же жильцы постоянно входить через них!

Однажды вечером ученый сидел на своем балконе. В комнате позади него горела свеча, и вполне естественно, тень его падала на стену дома напротив. Больше того, она даже расположилась между цветами на балконе, и стоило ученому шевельнуться, шевелилась и тень – такое уж у нее свойство.

– Право, моя тень – единственное живое существо в том доме, – сказал ученый. – Ишь как ловко устроилась между цветами. А дверь-то ведь приотворена. Вот бы тени догадаться войти в, дом, все высмотреть, а потом вернуться и рассказать мне, что она там видела. Да, ты сослужила бы мне хорошую службу, – как бы в шутку сказал ученый. – Будь добра, войди туда! Ну, идешь?

И он кивнул тени, а тень ответила ему кивком.

– Ну ступай, смотри только не пропади там! С этими словами ученый встал, и тень его на балконе напротив – тоже. Ученый повернулся – повернулась и тень, и если бы кто-нибудь внимательно наблюдал за ними в эту минуту, то увидел бы, как тень скользнула в полуотворенную балконную дверь дома напротив как раз в то мгновение, когда ученый ушел с балкона в комнату и опустил за собой портьеру.

Наутро ученый вышел в кондитерскую попить кофе и почитать газеты.

– Что такое? – сказал он, выйдя на солнце. – У меня нет тени! Стало быть, она и вправду ушла вчера вечером и не вернулась. Вот досада-то!

Ему стало неприятно, не столько потому, что тень ушла, сколько потому, что он вспомнил историю о человеке без тени, известную всем и каждому у него на родине, в холодных странах. Вернись он теперь домой и расскажи, что с ним приключилось, все сказали бы, что он пустился в подражательство, а ему это было без нужды. Вот почему он решил даже не заикаться о происшествии с тенью и умно сделал.

Вечером он опять вышел на балкон и поставил свечу прямо позади себя, зная, что тень всегда старается загородиться от света хозяином. Но выманить свою тень таким образом ему не удалось. Уж он и садился, и выпрямлялся – тени не было, тень не являлась. Он хмыкнул – да что толку?

Досадно было, но в жарких странах все растет необычайно быстро, и вот через неделю ученый, выйдя на солнце, к своему величайшему удовольствию, заметил, что от его ног начала расти новая тень – должно быть, корешки-то старой остались. Через три недели у него уже была сносная тень, а за время обратного путешествия ученого на родину она подросла еще и под конец стала такой большой и длинной, что хоть убавляй.

Эта известная сказка Андерсена популярна и в России, особенно благодаря прекрасному. Сама история несколько отличается от сценария.

Итак, в жаркую страну прибывает ученый. Он работает, но ему очень тяжело из-за климата. Ученый исхудал, даже его тень съежилась.

Люди в том городе выходят на улицу с наступлением темноты и прохлады. Но ученый не в состоянии спуститься к ним. Его раздражает даже музыка. Единственная его отрада – соседний балкон, где и в жару прекрасные цветы. Мужчине интересно, кто же там может жить. И вот однажды ночью он видит там прекрасную сияющую девушку. Взволнованный, он ждёт её снова и снова, но бесполезно. Он завидует своей тени, которая легко перескакивает на тот балкон. Тогда он сам просит её зайти в гости к девушке.

А на другой день оказывается, что тень подчинилась – ушла. Учёный переживает, болеет. Но постепенно у него отрастает новая тень. И когда она уже стала большой, к нему приходит незнакомец и говорит, что он – его бывшая тень. Их соседка оказалось Поэзией.

Тень не теряла времени – развивалась, узнавала секреты людей, зарабатывала себе состояние. Однажды она предложила бывшему хозяину путешествие. Там Тень влюбила в себя Принцессу. И когда свадьба уже близко, Тень требует, чтобы её хозяин стал тенью, которая у сказочного существа отсутствует. Но тот отказывается... его казнят.

Картинка или рисунок Тень

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тринадцатая сказка Сеттерфилд

    Действия романа разворачиваются вокруг нескольких женщин: известной писательницы Виды Винтер, её сестёр и главной героини Маргарет Ли, которая работает в библиотеке своего отца и с ума сходит по французским романам

  • Краткое содержание Толстой Котенок

    Рассказ Котенок повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка.