Генри филдинг биография. Просветительский роман Генри Филдинг «История Тома Джонса, найденыша Генри филдинг биография

То первым бесспорным шедевром английского романа является «Том Джонс» Генри Филдинга. Он придал роману дополнительный комический оттенок и сделал его неким синтезом эпического и драматического, слитым с реализмом повседневной жизни. По сравнению с более мрачным, педантичным и строгим в изображении человеческих отношений Ричардсоном, Филдинг излучает бьющую ключом жизнерадостность и показывает знание целостности человеческого опыта. «Читать его после Ричардсона, – замечал Колридж, – все равно что выйти из душной комнаты больного на открытую лужайку в ясный майский день» . Детство Филдинга, его образование, изучение права, обширные познания жизни как высших, так и низших слоев общества, а также опыт драматурга, позднее посвятившего себя роману, представляют собой идеальное сочетание личных достоинств и общекультурной обстановки, благоприятной для утверждения в Англии романа как жанра, соперничающего с поэзией и драмой. Окончательное утверждение романа как доминирующей художественной среды во многом обязано умению Филдинга обуздать свое комическое воображение и приспособить его к гибкой и пригодной для изображения любых сфер жизни форме романа.

Генри Филдинг родился в Сомерсетшире, в юго-западной Англии, которую он делает впоследствии местом действия своих «комических эпопей». Отец его, офицер, дослужившийся под конец жизни до генеральского звания, принадлежал к обедневшему дворянскому роду.

Однако Пушкин не без основания считал Филдинга писателем-разночинцем. Пользуясь метким выражением самого английского романиста относительно разделения всего человечества на «две великие категории – на тех, кто пользуется трудом собственных рук, и на тех, кто использует чужие руки», можно сказать, что он принадлежал именно к первой категории. Вся жизнь его прошла в тяжелом, напряженном труде. Литература была для него не забавой, не изящным «джентльменским» времяпровождением, а насущно необходимой профессией.

Детство будущего писателя было омрачено денежными раздорами и судебной волокитой. После смерти матери Филдинга его отец и бабка в течение нескольких лет судились из-за того, под чьей опекой должен находиться мальчик.

Филдинг, враждовавший с мачехой и бежавший из Итонской школы, чтобы избавиться от отцовского произвола, к четырнадцати годам уже успел испытать на себе все прелести гражданской тяжбы в Канцлерском суде, подобные тем, которые были описаны столетием позже Диккенсом в «Холодном доме».

Поступив было на филологический факультет Лейденского университета в Голландии, Филдинг на втором году обучения принужден был оставить университет, как видно из-за отсутствия средств. Вернувшись в Англию, юноша, как шутя вспоминал впоследствии он сам, оказался перед выбором: стать «наемным извозчиком или наемным писакой». Это шутливое замечание отнюдь не противоречит тому, что уже в молодости Филдинг с глубокой серьезностью относился к литературному творчеству и высоко ставил звание писателя.

Еще до отъезда в Лейден, в 1728 году, Филдинг успел поставить на сцене Друри-Лейнского театра в Лондоне свою первую комедию «Любовь в различных масках». Это был еще чисто любительский, во многом подражательный опыт.

По возвращении из Лейдена Филдинг начинает работать для театра как профессиональный драматург. Всего – единолично и в сотрудничестве с другими авторами - им было написано два с половиной десятка пьес; подавляющее большинство из них относится к 1730-1737 годам, когда жизнь Филдинга была всецело связана с театром. Именно в эти годы были созданы такие не потерявшие своего значения до наших дней комедии, как «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика с пальчик» (1730), «Политик из кофейни, или Судья, пойманный в собственную ловушку» (1730), «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин» (1736), «Исторический календарь на 1736 год» (1737).

Талант молодого Филдинга-драматурга окреп не сразу; писатель постепенно освобождался в своих первых комедиях от влияния традиционных приемов комедии Реставрации, не располагая еще, как признавался впоследствии и сам, достаточным знанием жизни и людей для того, чтобы разнообразить характеры и положения. Позднее, оглядываясь на первый, драматургический, период своей литературной деятельности, Филдинг судил его довольно строго: «Я кончил писать для сцены тогда, когда должен был бы начать», – говорил он.

Его карьера драматурга завершилась в 1737 году, после принятия указа о введении цензуры и об ограничении числа официальных театров, вызванного нападками в пьесах Филдинга на правительство Уолпола. Филдинг поступил в Миддл-Темпль, чтобы изучить право, и карьера юриста, благодаря которой он объездил всю страну, расширила его познания в английской жизни и способствовала знакомству с духовенством, врачами, актерами, писателями, юристами, сквайрами, торговцами и преступниками. После 1748 года Филдинг стал одним из самых известных судей Боу-стрит, вплотную столкнулся с человеческими страданиями и вопросами морали, которые поглощали его внимание и находили отражение в его критических статьях.

К созданию романов Филдинга подтолкнула состоявшаяся в 1740 году публикация первого романа Сэмюэла Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель». Построенный в виде писем героини Памелы Эндрюс, роман Ричардсона повествует о том, как горничную Памелу осаждает повеса мистер Б., бесчестны намерения которого в конце концов побеждает подлинная любовь к добродетельной героине. Филдинга считают автором пародийного романа «Шамела» (1741), в котором добродетель героини – лишь средство воспламенить любовника и заманить его в сети брака. Подобную же пародию на сентиментальность Ричардсона должен был представлять собой, судя по первоначальному ироническому акценту, роман Филдинга «Джозеф Эндрюс» (1742). В комической пародии Филдинга Памела Ричардсона уже замужем за сквайром Буби, а добродетель ее брата, Джозефа Эндрюса, подвергается опасности со стороны сестры Буби. Однако комически вывернутый наизнанку сюжет Ричардсона становится вторичным по отношению к истории пастора Адамса. Филдинг, на которого оказало значительное влияние творчество Сервантеса, в образе пастора представляет простодушный, добросердечный, хотя и слегка нелепый английский вариант «Дон Кихота», а общественные события пропускаются сквозь призму идеалистического здравомыслия пастора Адамса. То, что в «Шамеле» начинается как сатира на общепринятую ограниченную и лицемерную сентиментальную добродетель, вырастает в «Джозефе Эндрюсе» в один из первых великих английских сатирических романов, в котором добродушие и симпатия Филдинга распространяются на более широкие комические представления о человеческой натуре как о смешении пороков и добродетели, изъянов и чистых помыслов. В предисловии к роману Филдинг говорит о своем намерении сделать его новой точкой отсчета в искусстве, «к которой на нашем языке еще никто не обращался». Свой «комический роман» он снабжает классической родословной, выводя его происхождение от эпоса и драмы, но не забывая упомянуть, что он отличается от прежних романов в прозе и грубоватых комических бурлесков:

«Итак, комический роман – это комико-эпическая поэма в прозе, отличающаяся от комедии так, как серьезный эпос отличается от трагедии, ее сюжет более широк и всеобъемлющ, он содержит больше событий и изображает более разнообразные персонажи. От серьезного романа его отличают фабула и действие: если в одном они серьезны и торжественны, то в другом – легки и забавны; его персонажи отличаются тем, что среди них есть лица низкого звания и, следовательно, вульгарных манер, в то время как серьезный роман представляет нам достойнейших; и наконец, он отличается по настроению и стилю, выпячивая смешное вместо утонченного».

На классическом фундаменте Филдинга роман стал своего рода гибридом, позаимствовавшим элементы эпоса и драмы, внедряющим более разнообразные картины и образы и допустимые в комедии заурядные персонажи и сцены. Как отмечал Шеридан Бейкер, имея в виду роман «Том Джонс», хотя это высказывание применимо ко всем романам Филдинга, «он обобщает современную английскую жизнь, отчасти сопоставляя ее со знаниями о прошлом,

При этом английский роман впервые становится поистине литературным. Это союз комедии и романа по милости классики порождающий на редкость свежую и ироничную житейскую мудрость».

В романе «Джонатан Уайльд Великий» (1743) Филдинг превращает рассказ о печально известном преступнике (казненном в 1725 году) в иронический гимн преступлению. Его комедия утверждает косвенным образом нравственные правила романа, но не на примере достойного восхищения пастора Адамса, а демонстрируя царящие везде и всюду несправедливость и беззаконие, в особенности в судах и тюрьмах, посредством иронических описаний. Как и во всех романах Филдинга, его комическое воображение рисует обширное социальное полотно, скрепляя отдельные элементы его при помощи здравого смысла и доброго юмора.

В романе «История Тома Джонса, найденыша» (1749) стремление Филдинга создать комический эпос реализовано самым виртуозным образом. Его сюжет, который Колридж назвал одним из «трех самых идеальных из существующих сюжетов» (наряду с мифом об Эдипе и историей чернокнижника Фауста), отправляет героя и героиню, найденыша и шалопая Тома и решительную Софью, в незабываемое путешествие по английскому обществу. В сравнении с другими романами Филдинга «Том Джонс» является панорамным произведением, насыщенным поразительно верными портретами представителей всех социальных слоев, которые служат как для отражения общественной жизни, так и для раскрытия сущности законов человеческого бытия. Всем действием управляет рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его сочувственная симпатия настойчиво утверждает общепринятые нормы морали, включая все человеческие слабости и достоинства, и принимает мир таким, каков он есть, даже если ему не хватает здравого смысла, которым проникнут роман. Филдинг сделал роман столь же всеобъемлющим, всеохватным в изображении общества и столь же ироничным, какими были чосеровские «Кентерберийские рассказы », и именно эта широта взглядов и стала самым ценным наследием для таких писателей, как Диккенс и Джойс .

В последнем романе Филдинга, «Амелия», настроение его комедии заметно изменяется, становится более строгим и сумрачным, его персонажи по сравнению с персонажами из «Тома Джонса» утрачивают сложность и неоднозначность, превращаются в более целостные моральные типажи. Однако галерея социальных портретов в романе по-прежнему остается примечательной, хотя и утрачивает прежнюю жизнерадостность. В целом романы Филдинга представляют собой один из наилучших источников сведений об английской жизни и традициях того периода. Как утверждал Лесли Стивен в «Истории английской мысли XVIII века», «справедливая критика английской художественной литературы XVIII века поместила бы Филдинга в самый ее центр и измеряла достоинства других представителей того времени в зависимости от того, насколько они удалены или приближены к его произведениям». Филдинг остается центральной творческой фигурой, определившей основные традиции романа как грандиозной критики жизни.

План
Введение
1 Биография
2 Пьесы
3 Романы
4 Литературный стиль
5 Значение

Введение

Генри Филдинг (англ. Henry Fielding , 22 апреля 1707 Шарфам,Сомерсет, Англия - 8 октября 1754, Лиссабон) - знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа "История Тома Джонса, найденыша ". Один из основоположников европейского реалистического романа.

Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов, создав (вместе со своим братом Джоном), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, - "ищейки" с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), используя свои полномочия судьи.

1. Биография

Филдинг Генри, английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.

Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719–1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом Старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшийся для него проблемами с законом, Фильдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728–1730), где он учился около двух лет и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ, жестоко критикуются правительством под руководством сэра Роберта Уолпола.

Закон о театральной цензуре 1737 года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump ), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крадок и двоих детей, в 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.

Ему недоставало денежного чутья, что означало, что он и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен , богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом Сквайра Олверти в романе «Том Джонс ». После смерти Филдинга, Аллен обеспечил его детей поддержкой и дал им образование.

Филдинг никогда не прекращал писать политические сатиры и сатиры на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех, как для печатной пьесы. Он также печатал целый ряд работ в журналах-ежедневниках. Филдинг пишет для периодических изданий Тори, как правило, под псевдонимом "Капитан Геркулес уксус" (Captain Hercules Vinegar ). В конце 1730-х гг и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-Якобитские взгляды в сатирических статьях и в газетах. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэля Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэля Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых "консервативных" сатириков предыдущего поколения (в частности, Джо́натана Свифта и Джона Гейя).

Марка СССР

Дальше последовал роман «Джозеф Эндрус » (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьезного романиста. В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies . Это был роман "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого ". Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела » и «Джозеф Эндрюс ». Это сатира на Уолпола, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уальдом , печально известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, коими руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать ""Великим Человеком"(распространенный эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: будучи повешенным.

Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг » (The Female Husband ) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянной занятостью мошенничеством, обманом, и притворством. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) - это тщательно построенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах "Том Джонс" и "Амелия", умерла в 1744 году. Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением – жениться на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.

Несмотря на это, его последовательный анти-Якобизм и поддержка Английской Церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение "ищейки" с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна , они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это не означает, однако, что Фильдинг выступал против смертной казни как таковой, о чем свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751, на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда , он был признан виновным в грабеже и приговорен к виселице. Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» с Боу-стрит за свою способность в одиночку распознавать преступников по их голосам. В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналомпод названием «Ковент-Гарден », который он публиковал под псевдонимом "сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании " до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов "армии с Граб Стрит" и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper War of 1752–1753 ).

Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, до такой степени, что в 1754 он уехал за границу в Португалию в поисках лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755.

В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).

Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда - Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.

Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, - входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).

Титульная страница «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса»

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.

Генри Филдинг - выдающийся английский прозаик, драматург, крупнейшая фигура английского Просвещения, один из создателей жанра реалистического романа. Остался в истории не только как литератор: Генри Филдинг и его брат Джон стали создателями первого полицейского подразделения в английской столице. Генри Филдинг родился 22 апреля 1707 г. в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир), был сыном дворянина, дослужившегося до генерала. Детство будущего писателя прошло в дедовском имении Ист-Стаур.

На протяжении 1719-1725 гг. он получал образование в привилегированном Итонском колледже. В 1728 г. Филдинг становится студентом Лейденского университета, но проучился там примерно два года - скорее всего, из-за сложностей финансового характера.

Возвратившись из Голландии в Лондон, Генри Филдинг, чтобы заработать, начал писать пьесы. Начинающий драматург настолько преуспел в сатирических обличениях общественных нравов и членов правительства, что, по сути, из-за него был в 1737 г. принят закон о театральной цензуре, превратившийся в непреодолимое препятствие для дальнейшей плодотворной деятельности на поприще драматургии.

К этому времени у Г. Филдинга была жена и двое детей. Чтобы их обеспечивать, после обучения в Темпле, куда поступил в 1737 г., он получил через три года адвокатское звание. В этот же период биографии он стал заниматься журналистикой, публиковался в ежедневных журналах, не забывая о жанре сатиры.

Прославившись впоследствии написанием романов, литератор и публицист стал их писать едва ли не случайно – из-за то ли зависти, то ли восхищения успехом романа С. Ричардсона «Памела». В 1741 г. Филдинг сам приступает к сочинению романов, и первое опубликованное произведение этого жанра – «Шамела», ставшее пародией на роман Ричардсона, - было воспринято весьма одобрительно. Увидевший свет в следующем году роман «Джозеф Эндрюс» стал точкой отсчета деятельности Г. Филдинга как автора «серьезных» романов. В 1743 г. был опубликован роман «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого», который, как считают некоторые исследователи, был на самом деле задуман и начат раньше остальных.

В 1744 г. скончалась жена Генри Филдинга, и спустя три года он женился на ее бывшей служанке, находящейся «в положении». Это настроило против писателя общественное мнение. Тем не менее через год Филдинга назначают мировым судьей в Вестминстере – этому в немалой степени посодействовали антиякобинская позиция и поддержка, оказанная англиканской Церковью. На этом посту ему предстояло работать до самой смерти. Генри и его брат Джон считались в Лондоне лучшими судьями всего XVII ст.; ими было немало сделано для того, чтобы судебная система стала более совершенной, а условия содержания заключенных - более гуманными.

Работа стала источником огромного жизненного опыта, успешно использованного затем в литературных произведениях, но она же и унесла его здоровье. В 1754 г. по рекомендации врача Филдинг отбыл лечиться в Португалию и через два месяца, 8 октября 1754 г., находясь в Лиссабоне, умер; был похоронен на английском кладбище.

Произведения Филдинга имели огромное значение для развития реализма в европейской литературе, стали предтечей творчества Ч.

Отец Филдинга - офицер, дослужившийся под конец жизни до чина генерал-лейтенанта, принадлежал к обедневшей младшей ветви графского рода Дерби. Филдинг получил среднее образование в Итоне, одной из наиболее аристократических школ Англии. Но, повидимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета, где он учился около двух лет.

Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. В 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой. В 1739-1741 он издавал журнал «Боец» („The Champion“) - подражание «Зрителю» Эддисона, в 1745 издавал антиторийский журнал «Истинный патриот» („The True Patriot“). В последние годы выходили его «Журнал якобита» („The Jacobite’s Journal“, 1747-1748) и «Ковент-гардинский журнал» („The Covent-Garden Journal“, 1752).

В конце 1748 Филдинг получил назначение на пост мирового судьи в Вестминстере, который он сохранил за собою до конца жизни. Работа, связанная с этой должностью, поглощала все силы Филдинга и окончательно подорвала его здоровье. В 1754 по совету врачей он предпринял морское путешествие в Лиссабон, где и умер вскоре после приезда (эти последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755, посмертно).

Пьесы

В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).

Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда - Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.

Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, - входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).

Романы

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.

Толчком к созданию «Джозефа Эндрьюса» послужила «Памела» Ричардсона. Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в услужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового литературного жанра - «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьёзный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр - настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, - противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.

Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрьюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника - черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе - единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы - с точки зрения Филдинга - огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием - задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.

Проблема человеческой природы - основная проблема для всего просветительства XVIII века - занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, - говорит один из персонажей Филдинга. - Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.

Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

Если в «Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный «благородный лорд» и другие), общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов Филдинга. В посвящении «Эмилии» Аллену говорится об обличительных задачах книги:

Эта книга искренне предназначена к тому, чтобы способствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглых злоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частную жизнь нашей страны.

Однако они достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрьюса» или «Тома Джонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первый план романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса - слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедей Барроу). Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книг Филдинга; в отличие от «Джозефа Эндрьюса» и «Тома Джонса», развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии. Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («Джозеф Эндрьюс»), Филдинг в «Эмилии» заметно приближается к нему. Характерно, что в то время как «Джозеф Эндрьюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и «безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-Garden Journal», 1752).

Статья о «Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением «Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается от Аристофана и Рабле, которыми он еще недавно восхищался в «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном, положительно отзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».

Значение

«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI-XVII веков, и в лице французского «комического романа» XVII века. (Сорель, Скаррон, Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, - жизнь плебейских «низов» общества, - используется ими почти неизменно в плане гротеска. В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века. Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего «абсурдного и чудовищного».

Это стремление к максимальной бытовой достоверности было противоречиво по своим художественным результатам. Будучи, с одной стороны, шагом вперёд к более реалистическому изображению действительности, оно в то же время имело своим последствием неизбежное сужение реализма художников XVIII века. Достаточно сравнить творчество Филдинга с произведениями великих реалистов Возрождения - Шекспира, Рабле, - меньше всего заботившихся о бытовой достоверности своего творчества, смело обращавшихся к фантастике и бурлеску и создававших тем не менее широчайшие реалистические обобщения. Ко времени Филдинга эта эпоха «титанов», которые «были чем угодно, но только не буржуазно-ограниченными» (Энгельс), была целиком в прошлом. В Англии, успевшей уже пережить революционные битвы кромвелевского «великого мятежа» и бесславный компромисс «славной революции» 1688, буржуазная ограниченность вступала уже в свои права, - даже там, где речь шла о наиболее передовом и правдивом искусстве того времени.

Правда, в своей апелляции к опыту как единственному источнику истинного искусства Филдинг бесконечно далёк от крохоборческого эмпиризма эпигонов буржуазной литературы. В эстетико-теоретических главах «Тома Джонса» Филдинг не раз обращается к художнику с требованием отказаться от плоско фотографического изображения жизни, настаивая на том, что его роман, в отличие от всевозможных эмпирических «жизнеописаний» и «апологий», представляет собою «историю», то есть художественное обобщение событий. Однако именно в этой максимальной обобщенности его наблюдений над «человеческой природой», являющейся гарантией широты его реалистического кругозора, ярче всего проявляется в то же время его ограниченность, суживающая социальную базу реализма Филдинга. Именно в этом противоречии - внутренняя трагедия творчества Филдинга. Срывая маски со лжи и лицемерия, в каких бы кругах общественной жизни они ему ни встречались (леди Белластон, лорд Фелламар в «Том Джонсе», «благородный лорд» в «Эмилии», леди Буби в «Джозефе Эндрьюсе», Джонатан Уайльд и т. д.), Филдинг противопоставляет им - как идеальный образец - человеческую природу вообще.

«Религиозное ханжество и тупость английского „респектабельного“ среднего класса» (Энгельс) способствовали созданию в английской критике и в представлении широких читательских масс «легенды» о Филдинге, отожествляющей его с его героями (в частности с Бузсом из «Эмилии»), превращающей Филдинга в мотыльковоподобного, бездумного, легкомысленного художника, а его романы - в чисто «развлекательные» произведения. Попытки восстановить подлинный облик Филдинга и его творчества предпринимались некоторыми литературоведами Запада.

Генри Филдинг (англ. Henry Fielding) - знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найденыша». Один из основоположников реалистического романа.

Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов: используя свои полномочия судьи, он вместе со своим братом Джоном создал называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, - «ищейки» с Боу-Стрит.

Отец Филдинга - офицер, дослужившийся под конец жизни до чина генерал-лейтенанта, принадлежал к обедневшей младшей ветви графского рода Дерби. Филдинг получил среднее образование в Итоне, одной из наиболее аристократических школ Англии. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета, где он учился около двух лет.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. В 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой. В 1739-1741 он издавал журнал «Боец» („The Champion“) - подражание «Зрителю» Эддисона, в 1745 издавал антиторийский журнал «Истинный патриот» („The True Patriot“). В последние годы выходили его «Журнал якобита» („The Jacobite’s Journal“, 1747-1748) и «Ковент-гарденский журнал» („The Covent-Garden Journal“, 1752).
В конце 1748 Филдинг получил назначение на пост мирового судьи в Вестминстере, который он сохранил за собою до конца жизни. Работа, связанная с этой должностью, поглощала все силы Филдинга и окончательно подорвала его здоровье. В 1754 по совету врачей он предпринял морское путешествие в Лиссабон, где и умер вскоре после приезда (эти последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755, посмертно).

В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).
Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда - Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.
Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, - входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.
Толчком к созданию «Джозефа Эндрьюса» послужила «Памела» Ричардсона. Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в услужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового литературного жанра - «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьёзный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр - настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, - противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.
Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрьюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника - черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе - единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы - с точки зрения Филдинга - огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием - задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблема человеческой природы - основная проблема для всего просветительства XVIII века - занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, - говорит один из персонажей Филдинга. - Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.
«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.
Если в «Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный «благородный лорд» и другие), общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов Филдинга. В посвящении «Эмилии» Аллену говорится об обличительных задачах книги:

Эта книга искренне предназначена к тому, чтобы способствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглых злоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частную жизнь нашей страны.

Однако они достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрьюса» или «Тома Джонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первый план романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса - слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедей Барроу). Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книг Филдинга; в отличие от «Джозефа Эндрьюса» и «Тома Джонса», развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии. Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («Джозеф Эндрьюс»), Филдинг в «Эмилии» заметно приближается к нему. Характерно, что в то время как «Джозеф Эндрьюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и «безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-Garden Journal», 1752).
Статья о «Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением «Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается от Аристофана и Рабле, которыми он еще недавно восхищался в «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном, положительно отзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».

Значение

«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI-XVII веков, и в лице французского «комического романа» XVII века. (Сорель, Скаррон, Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, - жизнь плебейских «низов» общества, - используется ими почти неизменно в плане гротеска. В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века. Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего «абсурдного и чудовищного».