Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение. Гигиенические требования к урокам

Таблица 4.4.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

«рациональный»

«нерациональный»

Плотность урока

Не менее 60%

и не более 75-80%

Количество видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Для 1-4 классов:

не более 7-10 минут;

Для 5-11 классов:

10-15 минут

более 15 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через:

7-10 минут (1-4 классы);

10-15 минут (5-11 классы)

смена через 15-20 минут

Количество видов преподавания

не менее 3

Чередование видов преподавания

чередование

видов преподавания

не чередуется

Наличие эмоциональных разрядок (количество

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами٭

В произвольной форме

Чередование позы

позы чередуются в соответствии с видом работы; учитель наблюдает за посадкой учащихся

частые несоответствия позы виду работы; поза не контролируется учителем

Таблица 4.5.

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Требования к компьютерным средствам обучения (ТСО):

    Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам

– яркость - не менее 35 кд/м 2 и не более 120 кд/м 2 ;

– отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости - не более ±20%.

    Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).

    В оформлении электронных страниц КСО следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне. При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне. Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев.

    Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 1–4 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.6.

Таблица 4.6.

Объем текста единовременного прочтения, количество знаков, не более

Кегль шрифта, пункты, не менее

Высота прописной буквы, мм не менее

Группа шрифтов (примеры гарнитур)*

рубленые (Arial, Verdana, Helvetica и т.п)

Рубленые

или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

Рубленые

Рубленые

рубленые или с засечками

Рубленые

Рубленые

*Следует применять гарнитуры, разработанные иди адаптированные

к использованию для предъявления информации на экране дисплея

    Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.

    Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,3 мм.

    Кегль шрифта в таблицах должен быть не менее 10 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,5 мм, с возможным выводом одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы. На отдельных электронных страницах кегль шрифта в ячейках должен быть не менее 12 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 3 мм. Расстояние между колонками текста в таблице должно быть не менее 12 мм.

    Шрифтовое оформление словарной части КСО должно соответствовать параметрам, изложенным в таблице.

    Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:

    узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;

    более четырех различных цветов на одной электронной странице;

    красный фон;

    «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.

    В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний, кроме узкого и курсивного. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

    Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц КСО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.

    Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий для учащихся, занимающихся в первую смену – 16 часов, для обучающихся во вторую смену – 9 часов. Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Физиологически оптимально, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5–2-часового пребывания на свежем воздухе. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: для учащихся 2-3 классов до 1,5 часов, в 4–5-х классах – до 2 часов, в 6-8 -м классе – до 2,5 часов, в 9-11х классах – до 3,5 часов. Учитель должен давать индивидуальные задания таким образом, чтобы с ним ученик справился в пределах отведенного (рекомендуемого) времени. Для создания условий для полноценного отдыха детей следует минимизировать объем домашних заданий на каникулы и выходные дни.

Уроки физической культуры, обеспечивающие основную часть потребности в двигательной активности учащихся, также должны быть организованы гигиенически грамотно. Урок должен обеспечить реальную нагрузку организму ребёнка и восстановление функционального состояния к началу следующего урока.

Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) должна составлять на занятиях в зале не менее 70%, и не менее 80% - на воздухе. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.

В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части - 3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.

В зависимости от состояния здоровья (или на основании справок о здоровье) учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом.

С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

Выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия. Эти требования обусловлены тем, что…

  • обеспечение на уроке условий для правильного функционирования организма - важный фактор здоровьесбережения учащихся;
  • нормальное протекание физиологических процессов является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
Рассмотрим основные из этих требований.

1. Оптимальный воздушный режим. Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный класс-кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать класс на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время урока проводятся опыты и лабораторные работы, где учащиеся трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф , а в учебной мастерской или в спортзале после каждого урока необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.

2. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение .

На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение классного помещения, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант - окна, выходящие на солнечную сторону. Классы-кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для учащихся начальной школы и для учебных предметов, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения (соответственно, наилучшей освещённости требуют кабинеты русского языка, математики, изобразительного искусства).

Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на уроке должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест учеников.

Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк ), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм ).
Пример. Обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.

3. Надлежащий тепловой режим. Температура воздуха на уроке тоже должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах - +18…+21.

4. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя - проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Цель:

  • Обосновать использование модели
  • Рассмотреть теоретическую основу урока

Задачи:

  • Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
  • Проанализировать современный урок
  • Раскрыть понятие качественного образования
  • Описать модель урока
  • Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  2. Особенности самоорганизации учителя:
    • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
    • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
    • педагогический такт (случаи проявления);
    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
    • использование установок в форме убеждения, внушения;
    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
    • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  3. Закрепление результатов работы:
    • формирование навыков путем упражнений;
    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Достоинства и недостатки современного урока

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока. На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  • Другое достоинство - гибкость, пластичность урока. Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  • Логическая завершенность урока - еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный - только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  • Урок - система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  • И, наконец, урок - стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю - провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе - зачем его улучшать.

Для поддержания высокого уровня работоспособности и решения педагогических задач большое значение имеет организация урока, его длительность, сочетание разных видов учебной деятельности. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8―10 мин (1―2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3―5 минут. В среднем и старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления.

Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервные тики. В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков.

Поэтому задача гигиенической оптимизации ключевых параметров занятия состоит не в том, чтобы исключить вовсе развитие утомления, а в том, чтобы максимально отсрочить его наступление, предупредить негативные последствия переутомления учащихся, повысить эффективность периодов их отдыха, то есть минимизировать физиологическую стоимость урока.

Практическая работа № 6 Знакомство с методикой проведения инструктажа по ТБ в начальных классах. Гигиенические нормы работы за компьютером и правила поведения в компьютерном классе

Цель : изучить требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;

подготовить фрагмент урока по инструктированию школьников о правилах охраны труда,

поведения и работы в кабинете информатики.

Ожидаемые результаты

Студенты должны знать:

– требования к оснащению и организации работы кабинета информатики;

– правила охраны труда и организации работы учащихся в кабинете информатики;

– меры по предупреждению и снижению зрительной и мышечной утомляемости вследствие работы за компьютером;

уметь:


– организовывать микроклимат кабинета информатики.

Теоретические основы:

1. Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером.

При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм , предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисгглейньтми терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомецдаций по организации учебной деятельности учащихся. Обратим внимание только на некоторые положения этого документа.

Согласно СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ГIЭВМ, продолжительность работы не должна превышать б часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.

Во всех странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером, одна из самых напряжённых и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональ­ных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. 90% работающих за мони­торами жалуются на утомляемость, боли в области затылка и шеи, слезоте­чение, жжение или боли в области глаз. А детский организм имеет свои осо­бенности. Например: быстрый скачкообразный темп роста и развития школьника, который приводит к несоответствию между структурой и функ­цией органов и систем, «делает» организм чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести огра­ничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напря­жения, связанные с учебной деятельностью. Нельзя забывать и про осанку. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развития растущего организма школьника. Особенности посадки школьни­ка за столом при работе на компьютере:

Сидеть нужно на 25 см выше, чем за обычным письменным столом;

Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу;

При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперёд.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

· для учащихся 1 кл. (6 лет) — 10 мин;

· для учащихся 2—5кл. — 15 мин;

· для учащихся 6—7 кл. —20 мин;

· для учащихся 8 — 9кл. —25 мин;

· для учащихся 10—11 кл. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.

После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Число уроков для учащихся Х—ХI классов с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это
непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

· Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует прово­дить не чаще 3 раз в неделю; во вторник, среду (четверг) - в дни наибольшей умственной активности детей. Непрерывная продолжительность работы с компьютером: для детей 5 лет - не более 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 ми­нут. Для детей, имеющих хроническую паталогию, часто болеющих (более 4 раз в год), продолжительность занятий с компьютером должна быть сокраще­на: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6-7 лет - до 10 минут.

· Экран ви­деомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоя­нии не ближе 50 см.

· Оптимальная зона до экрана (интерактивная доска, спец. экран) -2 м-5,5 м. Ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьюте­ром в них.

· После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение (чтение).

· Особенно эффективны ТСО на 3-4-м уроках, когда начинает снижаться работоспособность учащих­ся.

· Распределение просмотра в течение дня - не более, чем на двух уроках в день.

2. Средства обучения информатике в начальной школе.

В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:

1.учебники, учебные и методические материалы (на печатных носителях).

2.технические средства (мониторы, системные блоки др.)

3.программные средства:

· программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;

· объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);

· средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.

· учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, модели для демонстрации принципов работы ЭВМ ее частей, устройств);

Функции средств обучения информатике:

· обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;

· повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;