Глоссофобия – страх сцены и публичных выступлений. Боязнь сцены

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Общие способы борьбы со страхом сцены

    1. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

      • Глядите не в пол, а перед собой.
      • Не сутультесь.
    2. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

      • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
    3. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

      Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

    Как справиться со страхом сцены, если вы актер

      Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

      • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
      • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
    1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

      • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
      • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
    2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

    3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

      • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
      • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
        • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
    4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

      • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
      • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
        • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
        • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
        • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
        • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
        • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
        • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
        • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
        • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
        • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
        • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
        • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
        • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

        Предупреждения

        • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
        • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
        • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
        • Сходите в туалет до выступления, а не после!
        • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.

Давайте будем честными: страх выступления победить нельзя. Что бы вам ни говорили. Этот страх, а точнее - волнение, - естественная защитная функция организма в ожидании неизвестного. Мы ведь не знаем, все ли пройдет гладко, не забудем ли мы что-то, не можем предсказать настрой аудитории.

Однако, мы можем воспользоваться несколькими методами по уменьшению собственного волнения. Давайте их рассмотрим.

1. Прежде всего - психологический аспект. Нельзя "бояться сцены" - это слишком общее. Первый шаг к победе над страхом - анализ и осознание его причины. Мы можем бояться:

а) забыть что-то важное

б) ошибиться в процессе говорения

в) наших слушателей

Противоядие:

а) запишите все самое важное на маленьких карточках, в которые будете подглядывать. Тезисы, опорные точки, пункты плана - все, что поможет вам свободно переходить от одной мысли к другой. Так спокойнее.

б) мы боимся ошибиться, поэтому начинаем чрезмерно себя контролировать и выглядим зажато. А что, если не предъявлять к себе завышенных требований? Как показывает практика, лишь очень малое (в мировом масштабе) количество публичных выступлений действительно требует идеального повествования. Как правило, это речи президентов в ситуации глобального кризиса. Хочется верить, что вы перед такой проблемой в своей жизни не встанете.

Поэтому - просто скажите себе: "Я - нормальный обычный человек. Все ошибаются. И я могу ошибиться. И ошибусь! И пусть, мне плевать!" Вот прямо сейчас встаньте перед зеркалом и скажите себе.

в) многие боятся своей аудитории, и делают это напрасно: там такие же люди, со своими комплексами и страхами. Уверяю вас: большинству ваших слушателей радостен сам факт того, что выступать пришлось не им. Расслабьтесь и будьте доброжелательны, искренни и честны. Заготовьте пару хороших шуток, и публика вас полюбит.

2. Минимизировать волнение можно только правильным настроем (см. выше) и практикой. Старайтесь говорить как можно чаще на публике. Говорите тосты, инициируйте обсуждение каких-либо тем с друзьями и знакомыми - со знакомыми проще себя вести свободно. Выступайте на рабочих летучках и совещаниях. Главное - больше практики.

Ваша цель - сделать так, чтобы собеседники правильно вас поняли. Не пытайтесь всем понравиться, не думайте о том, как выглядите. Если вы говорили хорошо и убедительно, все получится само собой. Думайте о взаимопонимании, это главное.

3. Есть экспресс-метод, который подходит для самых отчаянных. Я его называю "прыжок в воду". На курорте можно заходить в воду медленно, и тогда вам довольно долго будет холодно внизу и жарко вверху, где припекает солнце. А если нырнуть с пирса, то сперва будет оглушающе холодно, затем вы начнете быстро двигаться и сразу согреетесь. Если резко, не жалея себя, инициировать публичные выступления - например, начать декламировать свое любимое стихотворение, стоя на аллее в парке, где все гуляют, то будет очень страшно. Сначала.

Но потом вы поймете, что больше вы не боитесь вообще никаких выступлений. Выжившему - слава и почет.

P.s. Помните о главном: никаких стимуляторов. Не соблазняйтесь успокоительными таблетками или алкоголем перед важным мероприятием: в стрессе организм может отреагировать как угодно. Лучше воспользуйтесь дыханием на счет. Сели в удобную позу, на три счета вдохнули, сосчитали снова до трех, на четыре счета выдохнули. Снова вдох, но уже на четыре счета, задержка, выдох на пять. И так набавляете по секунде. Успокоитесь в течение трех минут и настроитесь на нужный лад.

Успехов! Ваш Л. Смехов.

1. Говорите только то, во что верите!

Если это невозможно, выстройте свою речь так, чтобы "передвигаться" от одного тезиса, в правдивости которого вы уверены, к другому, словно вы лезете вверх по скале, а ваши тезисы - это крюки, за которые вы цепляетесь. Визуализируйте этот образ и вам будет намного проще выстроить свою речь, даже если вы неплохой оратор.

2. Делайте паузы в речи!

Дело в том, что когда мы говорим быстро и без пауз, у нас сбивается дыхание, мы начинаем "захлебываться" и тараторить. Сигнал о сбое дыхания поступает в мозг, который воспринимает сбой, как сигнал тревоги и начинается паника. Даже если вы не потеряетесь во время выступления, львиная доля энергии уйдет на сохранение спокойствия.

3. Говорите, перенося вес тела на правую ногу!

Когда мы переносим вес тела на правую ногу, у нас активизируется так называемый "канал сердца" и наша речь начинает восприниматься собеседниками, как более искренняя и правдивая.

4. Двигайтесь во время выступления!

Конечно, не надо подпрыгивать, носиться по сцене и совершать хаотичные движения. У каждой речи есть ритм и темп. Если вы сумеете почувствовать его и двигаться соответственно темпу и ритму речи, собеседники не смогут оторвать от вас взгляд.

5. Выберите себе собеседников!

Найдите в зале двух-трех симпатичных людей в разных концах зала и рассказывайте свою речь, периодически поглядывая на них. Ошибкой является выбрать одного человека и все свое выступление обращаться только к нему. Во-первых, дырку проглядите, во-вторых, ваше тело и взгляд будут казаться застывшими.

6. Жестикулируйте, а не машите руками!

Чтобы руки выглядели красивыми и осмысленными, потренируйтесь совершать движения, когда произносите знаковые фразы своей речи. Используйте язык жестов, чтобы показать то, что можно легко и понятно показать руками. Например, счет (один, два, три), знак "Ок" (соединенные вместе большой и средние пальцы), знак "стоп" (поднятая вверх ладонь, словно отодвигающая что-то в пространстве) и т.д.

7. Сделайте лицевую гимнастику перед тем, как выйти на сцену!

На лице у нас "живет" так называемая социальная маска - сковывающее напряжение лица, которое можно заметить по сжатым челюстям, перекошенным скулам, напряжением надбровных дуг и складке на переносице. Смысл этой маски - в защите. Растягивая губы в "американской улыбке" мы еще больше усиливаем ее, обнажая зубы как бы говорим собеседнику "не подходи - загрызу!" Механизм образования социальной маски безусловный, контролировать его мы практически не можем, а вот помочь себе, расслабляя лицо хотя бы перед выступлением - нам по плечу. Еще лучше перед выступлением сходить на глубинный психосоматический массаж лица.

8. Не слишком репетируйте свою речь перед выступлением, чтобы не перегореть. Лучше накануне расскажите основные тезисы любимому человеку. В его/ее присутствии вы расслабитесь и это состояние вспомнится вам на выступлении.

9. С профессиональными актерами работают сценические психологи. Телесные психопрактики включены в актерский тренинг. Вы тоже можете освободить тело от неизбежных зажимов, если обратитесь к телесно-ориентированному психотерапевту. Сейчас эти замечательные специалисты есть почти в каждом городе. Не пренебрегайте возможностью получить профессиональную помощь и стать гением сцены!

Будучи интровертом, не люблю выступать, Но умею - в силу профессии часто приходится это делать. Поначалу приходилось всерьез себя преодолевать. Неприятное чувство осталось, особенно когда надо выступать в незнакомых аудиториях. Волнуюсь, всегда перед началом бывает момент, когда хочется куда-нибудь смыться. Для преодоления оного особых рецептов нет. Я просто знаю, что вот оно, сейчас надо перетерпеть, а потом само пройдет. Вообще, знание себя очень помогает: знаешь, как будешь себя чувствовать дальше, как бы наблюдаешь себя со стороны и предсказываешь наперед, и это, как ни странно, успокаивает.

Перед выступлением говорю себе: через это надо пройти, назад дороги все равно нет, только вперед и напролом. Это правило пианиста на концерте: если сбился, не повторяешь, а играешь дальше. Переживаешь ровно то, что сейчас, и то, что дальше, а не то, что было до того. А то музыки не получится.

Готовлюсь, само собой. Например, первую фразу обязательно учу наизусть (а дальше дело пойдет). Стараюсь сделать ее завлекательной и произнести с улыбкой. Если в аудитории кто-нибудь улыбается в ответ, мне становится легче.

Но ни в коем случае не заучиваю наизусть остального. От заучивания как раз много проблем - забываешь какую-нибудь запятую, и сбиваешься. Потом вспоминаешь через десять предложений и начинаешь мямлить: "Да, я как раз забыл сказать..." И сбиваешься окончательно. Лучше уж действительно что-то забыть. Никто не заметит, уверяю. Правило пианиста в действии.

Выбираю разговорный тон, как бы рассказываю в теплой компании.

Ну и много таких рецептов. Опыт уже набран, со временем, конечно, волнуюсь все меньше. Так что, бояться уже почти нечего - дальше будет легче.

Совет Дейла Карнеги: представьте, что аудитория в зале - это люди, каждый из которых должен вам определенную сумму денег. Такое восприятие помогает снизить градус боязни.

Сердце колотится так, что может выскочить из груди. Нужно выйти перед всеми и произнести речь. Но страх публичных выступлений сковал меня по рукам и ногам. Из головы вылетели все наставления, всё, что было подготовлено заранее. Оказываясь в центре внимания, я теряюсь и нервничаю. Взгляды зрителей устремлены на меня с пристрастием – они не простят ошибок, заметят любую неточность. От сухости во рту вырывается звук, похожий на карканье вороны. Невнятный лепет только усугубляет ситуацию, то ли от ужаса, то ли от стыда хочется провалиться сквозь землю. Еще и с желудком проблемы – перед каждым публичным выступлением не могу далеко отойти от туалета. Это ужасно. Ох!

Как избавиться от страха публичных выступлений. Понять причину

С близкими я свободно говорю на любые темы, люблю быть в центре внимания, но стоит мне оказаться «на сцене», тут же наваливается страх выступления перед аудиторией. Внутри меня как будто все сжимается. Перестаю владеть своим телом, голосом, разумом, повторяю слова, как робот, без интонации, без осмысления. Руки дрожат, лоб покрывается испариной. Скорее бы все закончилось!

Друзья стараются меня подбодрить: «Не дрейфь! Ты же мечтала стать актрисой, вживайся в роль!». Да, я мечтала! Притягивать восхищенные взоры, а не холодеть от страха выйти на сцену, покрываясь липким потом. Но я не знаю, как сменить минус на плюс, как побороть страх перед сценой. Мои страхи не подчиняются разумным доводам, и они очень мешают жить! Мудрые люди говорят - если хочешь знать, как преодолеть страх перед публичным выступлением, попробуй хотя бы понять причины его возникновения.

Как побороть страх сцены. Желание нравиться

Впервые я испытала страх выступления перед публикой еще в школе, когда надо мной посмеялся парень, в которого я была тайно влюблена. Я больше не чувствовала себя неотразимой, а желание быть в центре внимания сменилось страхом не понравиться.

Помню, что многие мои знакомые окончили школу с выраженным страхом публичности. За долгие школьные годы отвечать у доски приходилось довольно часто, а «дикая стая» одноклассников меньше всего заботилась о том, что кто-то там заработает страх выступления перед публикой - высмеять за ошибку на уроке было делом привычным и даже забавным.

Не понятно только одно, почему некоторым все до лампочки – нет и не будет у них никаких страхов, а такие, как я, будто всю жизнь обречены дрожать, как осиновый лист, даже просто при необходимости заговорить с незнакомым человеком. В чем тут дело?

Как побороть страх перед публичным выступлением. Бессознательные реакции человека разумного

Ответ на вопрос «как преодолеть страх публичных выступлений перед аудиторией» нашелся случайно. После бесконечных попыток решить деликатную проблему и отрегулировать работу кишечника «народными методами» я наткнулась на статью « ». Оказалось, что подобным образом проявляли себя мой страх опозориться и моя давнишняя зависимость от мнения других, как и неспособность принимать решения в состоянии стресса. Всё это присуще обладателям , которые всегда стремятся добиться совершенства во всем, что они делают. Несоответствие заданной планке вызывает у них сильнейший дискомфорт.

На портале системно векторной психологии Юрия Бурлана нашлось много интересных статей о страхах и их причинах, из них я узнала и о самом эмоциональном, внушаемом и пугливом человеке – обладателе , в котором я без сомнений узнала себя. Оказалось, что страхи это всего лишь выражение моей ненаполненной эмоциональности. И если на одной стороне эмоциональной амплитуды – страх, то на другой – любовь. Мы не обречены бояться! Чем больше я знакомилась с материалами, тем больше становилась надежда понять, как преодолеть страх сцены.

Как избавиться от страха сцены? Все в твоих руках!

Очень скоро я попала на курс бесплатных лекций Юрия Бурлана, это событие я запомню навсегда. Сидя дома перед экраном своего компьютера, я ловила себя на мысли, что лектор знает обо мне всё – тайные желания, увлечения и пристрастия, даже мои мысли. Чем глубже я осознавала свои особенности, тем яснее понимала, почему я боюсь выступать перед аудиторией, которую вижу впервые...

Всё, что я узнала, помогло мне лучше понять себя, помогло увидеть ситуации, которые вызывали напряжение, совершенно в другом свете. Самое приятное, что уже после нескольких прослушанных лекций я заметила перемены – первое же собеседование, к которому я так долго готовилась, прошло легко и непринужденно. Уверенности добавило чтение результатов на портале системно векторной психологии в – 10 000 реальных людей написали и рассказали о переменах, которые произошли с ними.

Вот лишь некоторые отрывки из отзывов:

Раньше, чтобы что-то сказать, я долго продумывала, строила предложения, боялась выглядеть глупой. Даже учитывая то, что мне приходилось часто выступать в суде, уверенности в себе у меня не прибавлялось. Мне легче было написать, но публичное выступление….целая пытка. А тут я спокойно, не продумывая заранее, стала общаться с людьми. Да и люди вокруг стали такие добродушные!!!

…начали уходить страхи,которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бессценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений,на сцене начала чувствовать себя свободнее.. Видение мира кардинально изменилось,начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений),а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!

Сотни людей сумели победить такие страхи и фобии, по сравнению с которыми мое преодоление страха публичных выступлений казалось очень даже посильной задачей.

Теперь я точно знаю, как побороть страх публичных выступлений перед аудиторией, и это делает мою жизнь проще и приятнее. Решайся сейчас и потом ты не вспомнишь, что когда-то боялся – бесплатные онлайн лекции уже скоро. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Инструкция

Самый лучший способ перестать бояться выступления – качественно подготовиться к нему. Однако зачастую, узнав о предстоящем выступлении, большинство сразу же это событие как отрицательное. Впоследствии это приводит к тому, что вместо подготовки человек постоянно откладывает работу на будущее. Поэтому, как только вы услышали о том, что вам необходимо выступить перед – обрадуйтесь, скажите «WOW!», сделайте характерное движение. Таким образом, вы перепрограммируете свое сознание на позитивный настрой и в несколько раз уменьшите вероятность остаться неподготовленным перед выступлением.

Любая связана с дыханием. Например, когда человек напуган, то он дышит прерывисто и быстро. Поэтому, если вы не можете справиться со страхом, то постарайтесь дышать животом, как можно глубже и медленней. Кроме того можно дышать с задержкой в 4 секунды. Вскоре вы почувствуете, что страх отступает.

Один из самых лучших способов избавиться , который позволит вам настроиться на позитивную волну – это напевать какую-нибудь мелодию. Однако не всегда возможно целиком пропеть всю песню, поэтому удобней будет использовать определенную фразу, девиз или утверждение, все то, что вдохновляет вас.

Когда человек боится, его организм выделяет адреналин. С одной стороны, это позволяет ему получить огромный прилив энергии. Но в тоже время, когда адреналина становиться чересчур много, то под его воздействием организм цепенеет, движения замедляются, речь – искажается. Наилучший выход из такой ситуации – выполнить физические упражнения. Если у вас нет такой возможности, то можно просто сжимать кулаки – этого никто не заметит, а от излишка адреналина вы гарантированно избавитесь.

Положение тела имеет огромное влияние на внутреннее состояние человека. Раскройте грудь, отведите плечи назад, устремите взгляд на линию горизонта, а затем постойте в таком положении несколько минут. После этого попробуйте поговорить, вы точно заметите разницу.

Видео по теме

Источники:

  • Познавательный журнал "ШколаЖизни" в 2019

У людей, живущих в бешеном ритме современной жизни, встречаются совершенно невообразимые страхи, которые окружающим кажутся надуманными и неестественными. Одной из таких фобий является боязнь зеркал, которая причиняет людям не меньше страданий, чем более серьезные навязчивые страхи. Однако, как и любую фобию, ее можно успешно преодолеть.

Боязнь зеркал в научном мире может называться либо спектрофобией (боязнь отражения в зеркале или зеркальной поверхности), либо эйзоптрофобией (панический страх непосредственно перед зеркалами). В связи с объектом страха различают причины, вызывающие фобию, и способы избавления от нее.

Как появляется спектрофобия?

От причины появления фобий зависят и способы их преодоления, а потому желательно вспомнить, когда и почему впервые . Сделать это самому часто бывает затруднительно, если это не произошло уже в сознательном возрасте. Когда причину установить не удается, лучше обратиться к специалисту по или психотерапевту, имеющему опыт работы с фобиями.

Зеркало считается неким магическим атрибутом, в различных легендах, сказках и мифах ему отводится негативная и таинственная роль: якобы в нем можно увидеть что-то потустороннее, попасть через него в другое измерение и т.д. Это порождает предрассудки, свойственные большинству людей, например, неудачи из-за разбитого зеркала, связь через них с умершими людьми. Этим успешно пользуются создатели ужастиков, триллеров и страшилок, что пугает особо впечатлительных людей. Отсюда может развиваться боязнь зеркал, которая даже не подразумевает отражение человека в них. Людям просто страшно находиться в комнате с зеркалами, проходить мимо них и т.д.

Другой возможной причиной появления страха смотреться в зеркало может стать неприятие себя или определенных черт своей личности. С этой фобией бороться сложнее, так как необходима огромная личностная работа по осознанию себя, своих положительных и отрицательных качеств, своих поступков, принятию ответственности или вины за какие-то действия и т.д.

Как избавиться от боязни зеркал?

Установление причины страха уже считается половиной дела. Если боязнь появилась после прочтения страшной книги, просмотра фильма ужасов, проведения какого-то обряда или гадания, можно самостоятельно бороться с ней. Днем или в освещенной комнате нужно перебороть себя (можно позвать на помощь друга или родственника), встать перед зеркалом, улыбнуться и говорить приятные вещи: себе, комнате, зеркалу. Можно придумать аффирмации (утверждения-формулы), которые будут настраивать на позитивное отношение к зеркалам даже без их участия, и часто повторять в течение дня: «Я люблю смотреться в зеркало», «Зеркало показывает только мою красоту» и др.

Если страх засел глубже, то самостоятельно справиться не удастся. В этом случае можно обратиться к психологу или психоаналитику, который поможет преодолеть фобию и осознать, насколько она иррациональна.

Если же боязнь появилась из-за того, что человек не может принять в себе что-то и потому не может смотреться в зеркала, важно выяснить те качества, черты, поступки, которые так упорно не принимает разум. Люди могут совершать неприятные, коварные, злые или просто воспринимаемые как неправильные поступки, а после их осознания испытывать чувство вины. Если это чувство не проработать, возможны последствия в виде боязни себя, своего отражения и т.д. Такие проблемы решаются только со специалистами-гипнологами, психотерапевтами или психиатрами.


Боязнь сцены или публичных выступлений является одной из наиболее распространенных фобий. Но, в отличие от страха перед змеями или пауками, умение успешно преодолевать эту фобию часто является условием успеха в работе или обучении.
Итак, возможно ли преодолеть боязнь сцены? И если да, то как это можно сделать?

Чувствам – волю

Часто считается, что для успешного выступления на публике нужно . Однако исследования показали, что чем больше человек пытается подавить волнение перед выступлением, тем к большему нарастанию тревожности в конечном итоге это приводит. Вместо того, чтобы говорить себе: «Я спокоен и собран», лучше использовать другую мантру – «Я полон энергии. Я вдохновлен и воодушевлен». Она в большей степени будет соответствовать тем переживаниям, которые сопутствуют выступлению на сцене, и поможет сделать его более откровенным и успешным.

Практика в небольших группах

Если вам предстоит выступление перед большой аудиторией, то лучшим способом преодолеть страх выступления будет тренировка перед меньшей группой людей. В маленькой группе есть возможность видеть выражение лица зрителей, их реакцию на выступление. Поэтому оно будет всегда провоцировать большую тревогу, так как не бояться сцены становиться невозможным – ведь ваше выступление подвергается прямой оценке зрителей. Ведь в большой аудитории, которая, по сути, является организованной толпой, лица смазываются, а зрительный контакт становится недоступным. Это выступление может стать настоящей встряской. Именно поэтому тренироваться следует в присутствии малой группы.

Выступая в маленькой группе, полезно обладать какой-либо информацией о своих слушателях заранее. Это поможет в значительной мере снизить степень напряжения. Так вы сможете найти с ними точки соприкосновения, сделать выступление более живым и естественным. Постарайтесь выработать позитивное отношение к аудитории, перед которой выступаете. Ведь они являются слушателями, которые заинтересованы в выступлении. В противном случае, они бы не пришли на это мероприятие.

Начать из-за кулис

Многими актерами, посвятившими долгие годы сценическим выступлениям, используется следующий способ: они начинают произносить свой монолог или речь еще до выхода на сцену. Начать в безопасной обстановке, за кулисами, всегда не так страшно. Поэтому выход к аудитории им дается гораздо легче, так как является продолжением уже «начатого» выступления.

Хорошим способом является и предварительное вхождение в образ. Еще до начала выступления необходимо отождествить себя со своим персонажем. Если же предстоит выйти к аудитории с речью или докладом – представьте себя в том образе, который всегда внушал уверенность или был вашим кумиром. Для кого-то это может быть друг, для кого-то – школьный учитель или руководитель с работы, для третьего – любимый актер.

Не бояться совершать ошибки

Даже если на сцене вы сделаете ошибку, обычный зритель вряд ли сможет о ней догадаться. Главным фактором успешного выступления всегда является поведение актера или ведущего. Поэтому, если что-то будет сказано немного не так или не по плану – просто обыграйте все так, будто это входит в план выступления.

Как перестать бояться сцены? Просуммируем составляющие успеха: принимать себя и свои страхи, хорошо знать свою роль, начинать с безопасного пространства, а самое главное – любить свою публику и щедро делиться с ней своими талантами. Ведь те, кто придут на выступление, вряд ли будут думать о страхах и комплексах выступающих. Они будут ждать, что вы поделитесь с ними интересной и полезной информацией, бурными эмоциями, вдохновением.