Гоголь николай васильевич, краткая биография. Интересные факты из жизни и биография гоголя

Николай Васильевич Гоголь – имя, которое известно не только каждому русскому человеку, но и множеству людей за рубежом. Николай Васильевич был великолепным писателем, драматургом, критиком и публицистом. Его по праву называют классиком русской литературы.

Писатель родился 20 марта(1 апреля по старому стилю) в селе Сорочницы, Полтавской губернии. Его мать Мария Ивановна вышла замуж в возрасте четырнадцати лет за Василия Гоголя-Яновского, представителя старинного дворянского рода.

Всего у них было 12 детей, жаль, что не многие смогли прожить долгую жизнь. Тем не менее, третьим сыном и был Николай. Юный публицист жил в окружении малорусского быта, впоследствии это и ляжет в основу его малороссийских повестей, где часто представлена крестьянская жизнь. Когда мальчику было десять, его отправили в Полтаву, к местному учителю.

Юность и образование

Надо сказать, что Гоголь был далеко не прилежным учеником, однако ему хорошо довались русская словесность и рисование. Они же стали издавать рукописный журнал. Тогда он писал элегические произведения, поэмы, повести, сатиру, к примеру, «Дуракам закон не писан».

После смерти отца юный классик отказывается от доли наследства в пользу своих младших сестёр и чуть позже отправляется в столицу, чтобы самому зарабатывать себе на жизнь.

Признание: история успеха

В 1828 году поэт писатель перебрался в Петербург. Гоголь никак не мог оставить мечту о профессии актёра, но его никуда не хотели брать. Он также служил чиновником, но эта работа его лишь тяготила. И, когда энтузиазм совсем пропал, Николай Васильевич снова пробует себя в литературе.

Первым его опубликованным произведением было «Басаврюк», позже переименованное в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно оно принесла ему известность и признание в литературных кругах. Но Гоголь не остановился. За этой повестью пошли знаменитые на весь мир «Ночь перед рождеством», «Сорочинская Ярмарка», «Тарас Бульба». Также произошло знакомство с Жуковским и Пушкиным.

Личная жизнь

Всего у него было две любви в жизни. Да и трудно назвать это сильными чувствами. Дело в том, что литератор был слишком религиозным человеком, даже намеревался уйти в монастырь, а все вопросы обсуждал с духовником. Поэтому его общение с противоположным полом не задалось, да и многих дам автор в принципе не считал достойными спутницами жизни.

Первой его любовью была императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Однажды этих двух людей познакомил Жуковский. После этого они начали переписываться. К сожалению, Гоголь считал, что он не сможет её обеспечить. Жизнь, к какой она привыкла, стоила очень больших денег, да и ко многому обязывала писателя. И, хоть их переписка и была переполнена подлинной нежностью, Александра вышла замуж за чиновника Министерства иностранных дел Николая Смирнова.

Второй дамой сердца была его кузина Мария Синельникова. Девушка была поражена характером Гоголя, его нежностью и замкнутостью. За время, пока её семья гостила в имении родителей писателя, она постоянно находилась рядом с ним. Когда девушка уехала, они начали переписываться. Но и здесь у Николая не сложилось. Через два года после знакомства классика не стало.

  1. Гоголь был не совсем обычным писателем. Тому причина необычный характер. Например, когда в комнате появлялись новые люди, которых он не знал, Николай словно испарялся.
  2. Для решения сложных жизненных вопросов он использовал хлебные шарики. Он обожал во время раздумий скатывать шарики из хлеба и катать по столу.
  3. Он не был одарён литературным талантом изначально, в детстве он писал ну очень посредственные произведения, которые даже не сохранились.
  4. Ну и нельзя не упомянуть о том, что в 1852 году писатель сжёг второй том его главной в жизни работы — «Мёртвые души». Есть сведения, что он сделал это по распоряжению своего духовника.
  5. Есть версия, по которой писателя похоронили заживо. Его захоронение вскрывали, и там были обнаружены следы от ногтей, как будто человек проснулся и пытался выбраться. Видимо, Гоголь мог впасть в летаргический сон, а после очнуться в могиле.

Смерть

«Как сладко умирать», — последние слова поэта в сознании. А сама смерть его довольно запутанна. Точного подтверждения какой-либо гипотезы – нет. Однако есть здравое предположение, что писатель умер из-за соблюдения поста.

Дело в том, что Гоголь, под конец жизни, начал превозносить значимость религии, соблюдая все ритуалы. Но его организм совсем не был готов к соблюдению строгой диеты. И Николай умер за месяц до своего сорок третьего дня рождения, 21 февраля 1852 года.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого , гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина , устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого .

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет », «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего », а затем «Нос », «Старосветские помещики », «Тарас Бульба » (в первой редакции), «Вий » и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем », – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели » и «Записок сумасшедшего », – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора », – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души ». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

Литература о биографии и творчестве Гоголя

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

Краткая биография Николая Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (Яновский) – выдающийся русский писатель, драматург и прозаик. Признанный классик русской литературы. Родился 1 апреля 1809 года в Сорочинцах (ныне Полтавская область, Украина) в дворянской семье. Рос и воспитывался в атмосфере украинской самобытности, что в последствие отразилось в произведениях писателя. Начальное образование Николай получал дома, а затем 2 года учился в Полтавском уездном училище. Когда в Нежине открылась гимназия высших наук по типу Царскосельского лицея, то он перевелся туда. По окончании гимназии, в конце 1828 года, надеясь на блестящее будущее, переехал в Санкт-Петербург.

Там он был немного разочарован, так как средств на существование не хватало, в актёры его не принимали, литературная деятельность не удавалась. Под псевдонимом В. Алов в 1829 году он написал романтическое произведение «Ганц Кюхельгартен». После резкой критики в адрес книги, он сам же уничтожил её тираж. Первая повесть Гоголя «Басаврюк» появилась в 1830 году в журнале «Отечественные записки». Постепенно, он стал завязывать знакомства с литературным кружком Петербурга. Он общался с Сомовым, бароном Дельвигом, Плетнёвым, Пушкиным и Жуковским. С особым трепетом относился к общественным взглядам и творчеству Пушкина. Считается, что именно он навёл юного писателя на мысль написать такие произведения, как «Мёртвые души» и «Ревизор».

Постепенно появлялись в печати новые работы Гоголя. Среди них, «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». В альманахе «Северные цветы» была напечатана глава исторического романа «Гетьман». Однако его первым крупным литературным успехом стали «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих рассказах автор невероятно ярко изобразил украинский быт, с использованием веселья и тонкого юмора. В 1833 году писатель решил посвятить себя преподавательству, и уже через год был назначен помощником профессора на кафедре истории Петербургского университета. В этот период, он всецело занялся изучением истории Украины, что потом легло в основу замысла «Тараса Бульбы» (1835).

Так как Гоголя всегда привлекал театр, он желал попробовать свои силы в драматургии. В 1835 году вышла в свет комедия «Ревизор». Уже через год она была поставлена в московском театре. Вскоре после этого, писатель уехал за границу, где пробыл несколько лет. За рубежом он завершил свое произведение «Мёртвые души». Там его настигло шокирующее известие о смерти Пушкина. В 1841 году, вернувшись в Россию, при помощи Белинского он добился того, чтобы в печать вышел первый том «Мёртвых душ». Во втором томе отразился духовный кризис, настигший писателя к тому времени. Вскоре душевное состояние Гоголя ухудшилось. Он сжег второй том книги, перестал есть, углубился в мрачные мысли. Всё это привело к тому, что 4 марта 1852 года, в возрасте 42 лет, он скончался от истощения и утраты сил. Был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве, но 31 мая 1931 года останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

Видео краткой биографии Николая Гоголя






Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи.

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Начало литературного пути

Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.

У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен".

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Гоголь и театр

В 1837 г. он выступил в «Современнике» со статьей «Петербургские записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра:

Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама

Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль, «эта легкая, бесцветная игрушка», в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром».

Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей:

Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок

В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. «Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение.

Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!

Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками. «Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...» В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторяет Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила». Но не всякий смех имеет такую силу, а только «тот электрический, живительный смех», который имеет глубокую идейную основу.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя - Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни - в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, - голодание было для него смертельно опасно.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так:

Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз - менингит - и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», - стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Гоголь Николай (20.03.1809 – 21.02.1852) – русский писатель, поэт, автор драматических произведений, публицист. Является классиком русской литературы.

Юные годы

Николай Васильевич при рождении получил фамилию Яновский, родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Относительно его происхождения мнения биографов расходятся, большинство из них считают его малороссом, есть также версии об его польских корнях. Дед Гоголя получил дворянский титул, отец после государственной службы много времени уделял театральной жизни, писал пьесы и был отличным рассказчиком. Возможно, благодаря его деятельности у Николая и сформировалось раннее увлечение театром.

Мать Гоголя, по свидетельству современников, была редкой красавицей, вдвое младше своего мужа. Считается, что она повлияла на интерес писателя к мистицизму. Всего в семье родилось одиннадцать детей, многие из них умерли в младенчестве, двое появились на свет мертвыми. Когда Николаю исполнилось десять лет, его направили на обучение в Полтаву.

С 1821 по 1828 годы он получал образование в Нежинской гимназии. В учебе не отличался прилежанием, проходить каждый класс ему помогала хорошая память, благодаря которой он мог в короткое время подготовиться к экзаменам. Гоголю тяжело давались языки, хорошие оценки он получал за словесность и изобразительное искусство.

В гимназии ученики организовали литературный кружок, где вместе выписывали периодику, а также организовали собственный журнал, который писался от руки. Там Гоголь нередко размещал свои стихотворения. В 1825 году умирает его отец, что сильно подорвало дух семьи, на плечи Николая как на старшего сына ложатся заботы о семье, материальные проблемы.


Гимназист Н.В. Гоголь, 1820-е

Посвящение в литературный мир

После гимназии Гоголь переезжает в Петербург. Он строил большие планы на свою жизнь в столице, но здесь столкнулся с множеством трудностей. Денег не хватало, а найти себе достойное занятие поначалу не получалось. Многократно Николай пытался пойти в актеры, но не был принят, к чиновничьей службе он был совершенно не пригоден. В итоге Гоголь все-таки нашел свое призвание в литературе.

Еще в Нежине он написал поэму «Ганц Кюхельгартен», которую опубликовали в 1829 году. Автор подписался как В. Алов. Встретив волну отрицательных откликов, Николай скупил тираж и собственноручно сжег книги. Неудача принесла новые разочарования, после чего Гоголь предпринял поездку в Германию, затем недолго служил в политической полиции, после – два года в департаменте уделов.

В 1831 году Гоголь входит в круг общения Жуковского, Пушкина, других литературных деятелей. После неудачного «Ганца» он осознает необходимость смены литературного стиля. С начала пребывания в Петербурге Николай просил мать присылать ему истории малороссийского быта, сведения об обычаях, старинные рукописи. Эти данные он собирал для своих новых произведений «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и др.

Сблизившись с Жуковским и Плетневым, Гоголь устроился преподавателем в Патриотический институт, его, наконец, замечают на литературном поприще. В 1834 году стал помощником на исторической кафедре в университете Петербурга. Николай получал новые обширные знания об искусстве, расширял свой кругозор, совершенствуя при этом свое мастерство.

Литературная деятельность

Первым успешным детищем Николая Васильевича стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящие из двух частей, которые в свою очередь включают отдельные рассказы. Эти произведения произвели большое впечатление уникальным описанием украинского быта в сочетании с юмористическим стилем. Автор быстро прославился и укрепил свой успех в 1835 году, опубликовав «Миргород» и «Арабески», также являвшиеся сборниками произведений. На это время и пришлась наибольшая активность Гоголя как писателя.

Его рукописи свидетельствуют о скрупулезности, с которой автор подходил к написанию своих произведений. Первоначальное сочинение постепенно обрастало множеством подробностей, прежде чем представлялось на суд читателя. В 1834 году Гоголь начал работу над «Ревизором», идею которого ему сообщил Пушкин (позже он же будет источником идеи о «Мертвых душах»). Эта комедия имела особое значение для писателя, она была свидетельством его любви к театру. Особенно увлекательным для него был вызов обществу, которое не видело ранее ничего подобного. Мнения о «Ревизоре» разделились: одни встретили его с восхищением, другие – с протестом. Причина была в удивительно точной передаче автором обстановки того времени.


Пушкин у Гоголя (М. Клодт)

Период напряженного творчества Гоголь решил прервать сменой обстановки. В 1836 году уезжает за границу. За десять лет он успел пожить во Франции, Германии, Швейцарии, Италии. За рубежом завершает свое выдающееся произведение «Мертвые души» (первый том), пишет новые повести. В 1841 году он приезжает в Россию, чтобы опубликовать свое главное творение. Здесь на его долю снова выпадают переживания, связанные с реакцией общественности. С некоторыми проволочками первый том «Мертвых душ» все же вышел, немного подкорректированный цензурой. В 1842 году также впервые было опубликовано собрание сочинений Гоголя.

После писатель вернулся за границу, все это время в нем развивалось чувство своего высокого предназначения. Религиозные настроения все больше усиливались, особенно вследствие тяжелых заболеваний, которые ему пришлось пережить. В 1845 году все это выливается во внутренний кризис. Собравшись постричься в монахи, Гоголь оставляет завещание и уничтожает продолжение «Мертвых душ». Затем все же оставляет мысли о служении в монастыре, устремившись к богослужению через литературу, изучению церковных книг.

Николай Васильевич решает издать новый вид творчества, собрав воедино свои нравоучительные письма к друзьям. Книга вышла в 1847 году, однако не оказалась успешной. Неудача сильно подкосила настрой автора, заставила его по-новому взглянуть на свое творчество. В поисках духовной пищи совершил паломничество в Иерусалим, после чего вернулся в Россию. Жил попеременно в родном селе, Одессе, Москве. Работал над второй частью «Мертвых душ», по обыкновению постоянно дополняя написанное. Возобновились проблемы со здоровьем, к 1952 году Гоголь бросает литературную деятельность, обратившись к молитвам и постам и предчувствуя свою скорую кончину.


Гоголь на смертном одре (В. Рачинский, 22.02.1952)

Смерть

В начале 1952 года писатель имел общение с ранее знакомым ему протоиереем М. Константиновским. Именно он стал единственным человеком, прочитавшим вторую часть «Мертвых душ», и отзыв его о произведении был отрицательным. В феврале Николай Васильевич уже никуда не выезжал, в одну из ночей сжег свои последние рукописи. За три дня до смерти отказался от пищи, от любых попыток помочь отмахивался. В результате его решили лечить принудительно, однако это ухудшило состояние писателя. После смерти Гоголь не оставил практически никакого имущества, кроме золотых часов и библиотеки, книги из которой без описи были тут же распроданы за копейки. Средства от продажи собственных книг он не считал своими и пожертвовал их на благотворительность.

Отпели Николая Васильевича в церкви при университете, похоронили в Москве у Данилова монастыря. На могиле установили черный камень и бронзовый крест. После закрытия монастыря в 1931 году Гоголь был перезахоронен на Новодевичьем кладбище. В 1952 году на могиле был установлен бюст, а старое надгробие отправлено в мастерскую. Там его выкупила жена М. Булгакова для могилы своего мужа. В честь двухсотлетия писателя памятнику вернули первоначальный вид.

Загадочная личность

Николай Васильевич удивительным образом сочетал в себе сатирика и религиозного мыслителя, он является одной из наиболее таинственных фигур русской литературы. Его творчество соединяло русскую и украинскую культуры. Он был автором не только художественных произведений, но и многочисленных статей и даже молитв. Как при жизни, так и после смерти вокруг личности Гоголя было много слухов и предположений. Так, одинокая и замкнутая жизнь Николая Васильевича стала источником слуха о его нетрадиционной ориентации. В то же время практически не сохранилось данных о его личной жизни.


Памятник Гоголю (Москва, Гоголевский бульвар)

Немало легенд связано со смертью писателя. Есть предположение, что перед кончиной он страдал психическим расстройством. Другая гипотеза утверждает, что Гоголь не умер, а лишь впал в летаргический сон. По некоторым свидетельствам, при вскрытии могилы его останки находились в неестественном положении. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что писатель уморил себя голодом. Наконец, еще одна версия – отравление лекарством, содержащим ртуть.

Николай Васильевич оказал огромное влияние на русскую культуру, он стал автором не одного десятка интереснейших произведений. В России его имя известно каждому, отдельные произведения являются обязательными для школьной программы. Они не раз экранизировались, по ним ставились спектакли, оперные и балетные постановки. Имя писателя носят многие улицы, образовательные учреждения. В мире установлено более 15 памятников Гоголю.