Грибоедов горе от ума особенности композиции комедии. Просмотр содержимого презентации «Грибоедов Горе от ума»

2 урока


Цели урока: познакомить учащихся с яркой личностью А.С. Грибоедова, расширить знания о комедии, научиться анализировать список действующих лиц, прокомментировать первое действие комедии Грибоедова «Горе от ума», выявить особенности построения экспозиции комедии, проанализировать другие действия, выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета
ХОД УРОКА:

  1. Рассказ о жизни А.С. Грибоедова (презентация)

  2. История создания комедии (по учебнику)

  3. А) Анализ списка действующих лиц
Говорящие фамилии:

Фамусов (от лат. Fama - молва)

Репетилов (от фр. Repetet – повторять)

Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмина, Хлестова и др

Фамилия Чацкий несет в себе зашифрованный намёк на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. В некоторых черновых вариантах Грибоедов называл своего героя Чадским.

Петр Яковлевич Чаадаев окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812, в заграничном «антинаполеоновском» походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 году внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. Уйдя в отставку,он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился со многими философами. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её
Б)

Работа с 1 действием комедии

1. Просмотр 1 действия спектакля «Горе от ума»

2. Комментированное чтение с элементами анализа


  • Как начинается комедия? (утро, Лиза переводит часы, беспокоит Молчалина с Софьей; Фамусов заигрывает с Лизой)

  • Как ведут себя герои? (все лгут, пытаясь что-то скрыть)

  • Какие два мнения о Чацком узнает читатель до его появления? (мнение Лизы: «… чувствителен и весел, и остёр»; мнение Софьи: «… славно пересмеять умеет всех»)

  • Как ведет себя Чацкий при первом свидании с Софьей? Почему? (Чацкий взволнован, напряжен, он долго ждал этой встречи)

  • Как ведет себя Софья при виде Чацкого? (Софья сдержанна, в меру учтива, т.к. с момента отъезда Чацкого прошло много времени, а теперь она увлечена Молчалиным)
Работа со 2 действием

Монологи Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?»

Монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера»


  • Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?

  • Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?

  • Как ведет себя «влюбленный» Чацкий?

Работа с 3 действием


  • С какой целью едет на бал в дом Фамусова Чацкий? (добиться признания Софьи в том, кого она любит)

  • Изменился ли Чацкий. Каким вы видите его на балу?

  • Как его встречает Софья? (Софье нравится Молчалин, а Чацкий его критикует)

  • Почему все подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого? (сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие)

Работа с 4 действием


  1. Особенности композиции

  • Что такое комедия?

  • Что такое конфликт в драматическом произведении?

  • Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? (любовный)

  • Есть ли любовный конфликт в комедии «Горе от ума»?

Любовный конфликт. Основные стадии развития (композиция)

Экспозиция – утро в доме Фамусова; все лгут, пытаясь что-то скрыть (писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье)

Завязка конфликта – слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек – змея»)

Кульминация – сцена падения Молчалина с лошади и реакция Софьи – обморок

Развязка конфликта – сцена объяснения Молчалиным своей жизненной позиции Лизе под лестницей, этот разговор слышат Чацкий и Софья


  • Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии? (любовный конфликт не является основным, т.к. Грибоедов ставил цель не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе)

  • Какой конфликт в комедии является основным? (социально-политический как отражение всех противоречий того времени)

  • Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества)

Социально-политический конфликт. Основные стадии развития (композиция)

Завязка – разговор Чацкого с Фамусовым, в котором Фамусов излагает свою мораль;

Кульминация – сцена на балу, когда Чацкий негодует, возмущен, произносит свои обвинительные монологи, а «… все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам;

Развязка – отъезд Чацкого, но полностью конфликт не разрешен, финал открытый.


  • В чем состоит суть социально-политического конфликта? (конфликт умного человека и пошлой толпы)

  1. Работа с текстом

  • Выписать «крылатые» фразы

  • Выписать из текста основные характеристики героев

Итог: В комедии два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета.

19. Тема: А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции.

9 класс литература 14.10.16

Цель: - помочь ученикам вспомнить особенности драмы как рода литературы;

Познакомить с историей создания пьесы;

Помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого - выяснить, в какое время происходит действие комедии;

Познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее представление об их характерах;

Ход урока :

    Оргмомент.

    Слово учителя

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Г стала пьеса в стихах «Горе от ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие.

    Повторение теоретико-литературных понятий.

Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.

    форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог

    один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия

    пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка

    высказывания действующих лиц, из кот-х склд-ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика

    один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конф-т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия

    в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог

    одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие

Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене.

    История создания

Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения .

В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.

В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не принимала всерьез литературные занятия. Тогда Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему».

В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось писать, он сравнивал персидские порядки с русскими, и гов, что «там и здесь чиновники отвратительны» . Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый рукописный текст пьесы, дошедший до наших дней. Общаясь с опальными (неугодными власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы.

Весной 1824 г выехал в столицу, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б: «Читал я ее Крылову, Жандру, Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».

Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей.

Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках, пьеса долго не пропускалась цензурой на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые акты пьесы, в 1831 г, сильно исправленная цензурой, комедия была поставлена полностью . В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу меняются в соответствии со временем и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы.

Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.

    1. Сообщение учащихся о Особенностях композиции пьесы .

    Чтение афиши.

Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

Итак, идем по порядку.

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!) , ПМ – друг и единомышленник Ч, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями . – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов . – латинское, повторяет за собеседниками.

Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не вырази&

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Знакомство с героями.

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

Ход урока

I Организационный момент

II Изучение нового материала.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом . Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.

Какие элементы сюжета вы знаете?

Какие из них являются главными, какие второстепенными?

Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

Возможна ли их перестановка?

Какой художественный эффект при этом достигается?

1. Беседа о композиции комедии.

Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие - нарушены.

1) Правило «трех единств»: - единство времени (1 день);

Единство места (дом Фамусова);

Единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия,

в 3-м - кульминация, в 4-м - развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлёстова, Скалозуб, Хрюмины).

а) Фамусов (от лат. Fama - молва). Репетилов (от франц. repeter - повторять).

Молчалин, Тугоуховскuй, Скалозуб, Хрюмuна, Хлестова.

б). Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:

принцип родовитости и место на служебной лестнице.

в). Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

г). Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г,Д. Почему?

Фамилия Чацкий «Зарифмованная» (Чадский - Чаадаев). Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу ПЯ. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое? .. »

Чаадаев участвовал в Oтeчественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев пугешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

2. Работа над текстом комедии.

Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

  1. Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

Чтение будет сопровождаться элементами анализа.

Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

Какие герои и ситуации комичны?

Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя?

Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова - стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи - «мать» - «принять"».

3) Чтение по ролям 7-го явления.

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

Как встречает его Софья?

Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

После знакомства с явлениями 8-10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.

В ы в о д. Анализируя 1 действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта : «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный , когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

III. Итог урока.

Домашнее задание

1. Прочитать II действие. 2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера»


Если вас заинтересовала эта статья, значит, вас заинтересовало краткое содержание Грибоедова «Горе от ума». Многие читали это произведение ещё в школе, поэтому самое время освежить в памяти сюжет произведения.

Грибоедов. «Горе от ума». Краткое содержание

Рано утром служанка по имени Лиза стучится в спальню к своей барышне. Но Софья не сразу отзывается, потому что ночь напролёт беседовала со своим возлюбленным, Молчаниным, который является секретарём её отца, Павла Афанасьевича Фамусова. Рядом с Лизой появляется Фамусов, который начинает заигрывать с ней, но, опасаясь, что его заметят, исчезает. Молчанин, выходя от Софьи, сталкивается с ним, и Фамусов интересуется, что тот делал в спальне его дочери в столь ранний час.

Оставшись вдовоём с Лизой, Софья вспоминает подробности минувшей ночи. Лиза же напоминает девушке о её былом увлечении, Александре Чацком. Софья говорит, что тот был всего лишь её другом детства, и, сравнивая его с Молчаниным, находит у последнего массу положительных качеств.

Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий

Вскоре появляется сам Чацкий. Он расспрашивает Софью о Москве и в разговоре нечаянно отзывается нелестно о Молчанине. Софья негодует. В этот же день после обеда Чацкий приходит к Фамусову и расспрашивает его о Софье. Фамусов насторожен: «Неужто он метит в женихи?». В этот момент приезжает полковник Скалозубов, которого Фамусов считает достойным кандидатом на руку его дочери. Чацкий и Скалозубов ощущают неприязнь друг к другу. Через время прибегает Софья с криком «Упал! Убился!». Оказывается, Молчанин упал с лошади. Вскоре является Молчанин и успокаивает присутствующих: с ним всё в порядке. Чацкий задумывается над тем, почему Софья так встревожилась падением Молчанина.

Оставшись наедине с любимым, Софья справляется о его здоровье, но он обеспокоен тем, что кто-то мог заподозрить, что они вместе. Чацкий раздумывает над тем, кто же возлюбленный Софьи. И не верит, что это может быть этот ничтожный человек, преклоняющийся перед властью - Молчанин.

Краткое содержание Грибоедова «Горе от ума»

Вечером к Фамусову съезжаются гости. Одна из гостей, властная старуха Хлестова, проявляет интерес к Молчанину, потому что он похвалил её собачку. Чацкий тут же начинает иронизировать по этому поводу.

Когда гости начинают расходиться к Молчанину походит Лиза и говорит, что барыня ждёт его. Но он тут же рассказывает ей, что с Софьей он, чтобы укрепить своё положение, но на самом деле он любит Лизу. Это слышат Софья и Чацкий, который стоял за колонной. Софья просит Молчанина покинуть их дом. На шум сбегаются слуги во главе с Фамусовым. Он негодует и грозит отправить дочь в саратовскую глушь, а Лизу - в птичницы. Чацкий смеётся над собственной слепотой, над единомышленниками Фамусова, над самой Софьей. Он навсегда покидает некогда родной ему дом. Фамусов же обеспокоен лишь тем, что об этом скажет княгиня Марья Алексеевна.

Вы прочли краткое содержание Грибоедова «Горе от ума» и, надеюсь, оно вам пригодится. В произведении есть две сюжетные линии: противостояние Чацкого с московским обществом и любовь Чацкого к Софье. Краткое содержание Грибоедова «Горе от ума», конечно, не поможет разобраться во всех тонкостях сюжета, но всё же даст вам общее представление о произведении.

Сюжет и композиционное построение комедии А. С. Грибоедова сами по себе уже достаточно оригинальны. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете - история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта линия очень важна: любовная интрига движет действие. Но все же главное в комедии - общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы.
История несчастной любви Чацкого к Софье и его конфликт с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета и развиваются одновременно. Первые сцены, утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, мы узнаем о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Софья вначале отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчаливым, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: «Не человек, змея!» Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил героиню против себя.
Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым перерастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто-же из них?..
В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что не любит его, и открыто признается в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Еще больше его убеждает разговор с Молчалиным, в котором тот демонстрирует свою безнравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии героя. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей. Общество не может простить Чацкому критики. Так действие достигает высшей точки, кульминации.
Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает обо всем и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. «Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!» - наступает окончательное прозрение. Уязвленный Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом. Порок не наказан, и добродетель не торжествует. От счастливого финала Грибоедов отказался.
Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил: «В «Горе от ума»... вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам...тут... нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но в сей-то простоте - новость, смелость...»
Особенность композиции пьесы в том, что ее отдельные сцены, эпизоды соединены, казалось бы, произвольно. Но все соответствует замыслу драматурга. С помощью композиции, например, Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого. Сперва герой с разочарованием видит, что его бывший друг Платон Михайлович «стал не тот» в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин - шпица: «Мой муж - прелестный муж». Итак, старый друг Чацкого превратился в обычного московского «мужа-мальчика, мужа-слугу». Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Дальше Чацкий в середине своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, оглядывается и видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вообще «все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». И наконец, особенно остро чувствуется одиночество главного героя, когДа к нему в друзья начинает навязываться Репетилов, заводя «дельный разговор... про водевиль». Сама возможность слов Репетилова о Чацком: «Мы с ним... у нас... одни и те же вкусы» и снисходительной оценки: «он не глуп» - показывает, как далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.
Через всю комедию проходит мотив падения. Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и «поспешно оправляется» Репетилов... Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: «И растерялся весь, и падал столько раз...» Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.
Также настойчиво повторяется мотив глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: «Ох! глухота большой порок». Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов.
В «Горе от ума» нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной бессмысленной сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени.
Грибоедов развивал традиции Фонвизина, Новикова, Крылова, обогатив классическую комедию психологизмом и динамикой в изображении характеров. Он соединил сатиру и лирику, комедию и драму, гражданскую патетику и водевильные сцены, выступив как драматург-новатор.