I. Этикет и культура поведения

В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи…

В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека. является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания…

Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.

Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».

Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.

Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.

На культуру поведения человека в социуме воздействует ряд факторов, которые определяют взаимоотношения между людьми в разных сферах жизни. Это своеобразная форма поведения в быту, в общении, в трудовом процессе.

Особенности

Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения - это конечный результат процесса становления личности.

Постепенно с возрастом у человека формируются моральные качества, закладывается воспитание.

Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:

  • общение закреплено на человечном отношении друг к другу . Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
  • внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние . Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
  • бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей . Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.

Культура поведения зависима от правил этикета, устанавливаемых обществом. Этикет проявляется не только в словах, но и жестах. Все действия выражают отношение к другим людям. Это явление появилось достаточно давно, часто упоминается историей. Этикет подвержен изменению под влиянием времени и условий жизни.



Нравственность и мораль

На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:

  1. Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
  2. Нравственность - это выполнение собственных внутренних принципов.

Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.

Любой поступок оценивается со стороны норм поведения, установленных конкретной моралью, которая, тем не менее, способна к изменению в процессе жизни под влиянием различных факторов. Моральные ценности оказывают влияние на соблюдение правил этикета, на культурное развитие человека.

Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.

На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:


Воспитание

Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.

Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.

Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.

Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.

Учреждение образование ставит задачу развивать личность с разных сторон. Школа должна способствовать не только умственному, но и эмоциональному развитию.

Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.


Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.

Важно вовремя определить заинтересованность ребенка в конкретном занятии и направить его энергию в нужное русло. Только совместно с желанием самого человека достигается необходимый уровень развития, что в дальнейшем оказывает влияние на воспитание.


Выделяются следующие виды воспитательных направлений:

  • умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
  • физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
  • трудовое выступает в роли главного фактора развития;
  • нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
  • эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.


В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:

  • воздействие общества;
  • взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
  • индивидуальность в подходе.

Функции воспитания:

  • побудить человека к самовоспитанию;
  • профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
  • развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;

Целью воспитания традиционно принято считать окончательное формирование личности, которая развита в гармонии с внутренними и внешними факторами. Соотношение физической и духовной природы человека составляет античное понятие о гармоничном развитии.

Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:

  • через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
  • проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
  • практика рефлексии.


Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.

Дети повторяют поведение своих родителей, перенимают их некоторые взгляды, однако из-за общения с другими людьми происходит целостное образование собственного мировоззрения, создается своя модель поведения.

Профессиональная этика

Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.

В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.

Предметом профессиональной этики является следующее:

  • личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
  • взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
  • направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.

Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.

В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:

  • взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
  • отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.

Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:

  • для врача;
  • для педагога;
  • актерская;
  • адвокатская;
  • этика психолога.



Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.

Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.

Профессиональная этика формируется поколениями, она не может быть абсолютной и нуждается в постоянной разработке.

Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.


Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.

Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства.

Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:

Походка должна быть уверенной и ровной. Сидеть нужно прямо, ни на что не облокачиваясь, и не раскачиваясь на стуле и не расставляя широко ноги. Вставать необходимо без лишнего шума и телодвижений;

Положение рук - проблема многих людей. Пальцы лучше держать в спокойном состоянии, а возможные жесты должны быть четкими и плавными. Категорически неприемлемо держать руки на животе или в карманах;

Выражение лица должно быть естественным и доброжелательным, без гримас и кривляний;

Смех не должен быть оскорбительным и привлекающим внимание. Чихать и кашлять нужно только в носовой платок и желательно в сторону от собеседника. Кстати согласно этикету, принятую в нашей стране фразу: «Будьте здоровы» говорить собеседнику не следует. Это может поставить его в неловкое положение. Зевать в присутствии людей также не следует;

При посещении различных заведений со зрительными залами, проходить на свое место нужно лицом к сидящим зрителям. Первой садится женщина, затем сопровождающий ее мужчина;

Несмотря на то, что мужчина должен пропускать женщину, исключением в этом случае служат транспорт, лестничные клетки или незнакомые помещения. В этом случае мужчина проходит первым, подавая руку женщине;

Женщина согласно культуре поведения должна всегда находиться справа от мужчины, а мужчина слева от женщины;

Находясь на улице не желательно идти против общего движения и задевать руками людей проходящих мимо. Также за рамки приличия выходит курение на улице, распитие напитков и комментарии об одежде и внешности прохожих;

В общественный транспорт не желательно заходить с едой и напитками. Также не стоит занимать сидячие места сумками, и желательно уступать свободное место пожилым людям и матерям с детьми.

Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.

Культура поведения — совокупность форм повседнелвного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетическиенормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то К. п. раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с егообразом жизни , стали повседневными жизненными правилами.


Напр., требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с т. зр. К. п. означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль.

В широком плане в понятие К. п. входят все области внешней и внутренней культуры человека : этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (Быта нравственность ), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к К. п. можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производственной продукции. В марксистской этике и педагогике К. п. рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека.

Попытки противопоставить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым об-вом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в об-ве, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям.

Поэтому этикет, принимая в осн. характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание К. п. совершенно чуждо социалистическому об-ву, в к-ром она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь К. п. того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета.

Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.

Деловой этикет важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание его — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для деловых людей сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 — от его умения общаться с людьми» .

Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели.

Подчеркнем, что соблюдение делового этикета, умение культурно вести себя особенно важно при работе с представителями иностранных фирм, при выезде для заключения сделок за границу . У многих «новых русских» заметен дурной вкус в одежде, в украшениях, манере поведения. Уважающие себя и честь своей фирмы зарубежные предприниматели нередко после первой же встречи прекращают все переговоры. Поведение таких «новых русских» можно оценить словами из известной сказки А.С. Пушкина про старуху, которая «ни ступить, ни молвить не умеет».

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им «крепко» учил Петр Великий . В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». Возможно, надо ввести наказание и для тех отечественных бизнесменов, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.

Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя — основа предпринимательского успеха.

Этикет — явление историческое. Правила поведения людей менялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде . Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т. д.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон : морально-этической и эстетической . Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет . В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения.

Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

Этикет деловых отношений определяется, в частности, как свод правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.

Деловой этикет результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры руководителя, бизнесмена. Ему надо научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы подозреваете, что ваш собеседник может вас обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер — хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета , связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русские купцы, предприниматели, а сейчас их используют культурные российские и зарубежные деловые люди. Это слова: «дамы», «господа», «судари» и «сударыни», «уважаемые коллеги».

В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз «Как дела?», всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить — невежливо; буркнуть «нормально» и пройти мимо — тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах — прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально », «Спасибо, пока жаловаться грех », и в свою очередь поинтересоваться: «Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально? ». Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в России нормам: «Не сглазь, когда дела идут хорошо».

В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них — «формула поглаживания». Это словесные обороты типа : «Удачи Вам!», «Желаю успеха» , известные фразы: «Большому кораблю — большое плавание» .

Этикет и такт делового человека проявляются на каждом шагу — во время мимолетного разговора с подчиненным, коллегой, на производственном совещании и т. п. К сожалению, иногда должностные лица злоупотребляют формой обращения на «ты». Обращаются на «ты» к подчиненным, которые гораздо старше их по возрасту, но говорят «вы» молодому вышестоящему начальнику. В форме обращения на «ты» проявляется пренебрежение к подчиненному.

Этикет служебных, деловых отношений требует строгого соблюдения речевых норм как в межличностном общении, так и во время деловых бесед, совещаний. Когда вы разговариваете с людьми (или даже с одним человеком), ведите беседу так, чтобы вам никто не мешал. Все дела, за исключением экстренных, внезапных, могут подождать.

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т. е. оценку ума делового партнера.

Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны — партнера по бизнесу . Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа, Какие бы ни были традиции, правила поведения, — их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Здесь особенно справедлива пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.

Можно привести немало примеров особенностей правил поведения бизнесменов различных стран. Если, например, американцы, подчеркивая свое расположение, дружески хлопают вас по плечу и охотно принимают такой же жест от вас, то, похлопав по плечу японца или попытавшись дружески обнять китайца или вьетнамца, вы можете сорвать свою сделку.

Во время деловой беседы с итальянцами постарайтесь не демонстрировать своего неприятия их громкой, чрезмерно оживленной речи, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцами не удивляйтесь употреблению ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и «приниженность» собственного «Я» (например, «Я, недостойный, и моя ничтожная жена приглашаем Вас, Высокочтимого и благородного, к нам в гости») не мешают, а помогают японцам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового партнера, который бы заранее с такой скрупулезностью просчитал самые невероятные варианты предстоящей сделки и расставил столько различных (финансовых, юридических и др.) ловушек своему партнеру по переговорам, как японец. Японская сверхвежливость — своего рода наркотик, усыпляющий бдительность партнера по переговорам.

Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида . Сверхмодный костюм совсем необязателен. Важно, чтобы он был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать засаленную старую гармошку. Костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть различных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка — обязательно свежей, глаженой, галстук — не кричащим, ботинки — вычищенными. Элегантность делового человека определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов, которые он привез с собой.

Для поездки за границу достаточно иметь три комплекта одежды: темный и светлый костюмы, приличную куртку и свитер для прогулок. Если маршрут вашей поездки проходит через страны Востока, то помните, что женщинам не следует надевать брюки, они не должны появляться на улице, в общественных местах без чулок или колготок (особенно в странах, исповедующих ислам), а мужчины — в ярких галстуках.

Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет . Для бизнеса этикет значит очень много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера — это его визитная карточка. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи. Помните, вас повсюду окружают люди, которые с той или иной степенью пристрастности изучают вас.

Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми — признак вашей респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует целый ряд правил поведения в различных видах транспорта в самолете, поезде, автомобиле. Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести ее. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться как можно быстрее завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым: болтливость — признак дурного тона, другая крайность — замкнутость.

Культура поведения человека в обществе - воспитание ребенка. Проходит она через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами, поэтому воспитание — это процесс уподобления.

Культура поведения человека в обществе сводиться в формировании личности ребенка и приспособлении его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения.

Культуру поведения человека в обществе мы все как будто хорошо представляем себе. Что стоит за словами культура поведения? И все же полезно обратиться к научному определению понятия. Здесь нам поможет «Словарь по этике». Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура поведения человека в обществе, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нрав-ственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

В культуру поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека. Такие как этикет, правила обхож-дения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы.

А еще, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одевать-ся, украсить жилище). И такие, как эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики , выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи - умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Культура поведения рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Выходит, что культура поведения человека в обществе — это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

Нравственность и культура поведения. Этика, мораль, нравственность

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос - жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума).

Отсюда производное от этоса - этос-ный (ethicos - относящийся к нраву, темпераменту) и этика - наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить общечеловеческие нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

Профессиональная этика термин, используемый для обозначения:

Системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»);

Направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности.

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики , такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении.

Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления,здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Для каждого человека предельно важно, как к нему относятся другие люди. Одним из основных факторов, влияющих на оценку человека, является культура поведения. Успех личности часто приравнивается к тому, насколько широко понятие этикета, правил общения и поведения в жизни человека.

Воспитание занимается тем, что направляет развитие человека в правильное русло, что основывается на общепринятых правилах. Этот процесс влияет на формирование личности, а потому так важно начать насаждение правил общения и поведения с самого маленького возраста. Первыми воспитателями становятся родители, а после воспитатели детского сада, школьные учителя.

С раннего детства говорят о воспитании, правилах культуры поведения. Что же должны знать дети для того чтобы вырасти порядочными, воспитанными людьми и уверенно чувствовать себя в обществе?

Правила культуры дошкольников и, само собой, взрослых, основные моменты:

1. В общественных местах не принято громко разговаривать. Однако, часто случается, что и взрослые, сидя в театре или кинозале, громко комментируют происходящее, обмениваются увиденным. Это недопустимо, такое упущение может сразу повлечь мнение о человеке, как о малообразованном и плохо воспитанном.

2. В общественных местах нужно уступать место пожилым людям, беременным женщинам или родителям с маленькими детьми. Если с дошкольного возраста ребёнок усвоит это правило, то все меньше мы будет встречать молодежь, сидящую на мягком сидении в то время, когда пенсионер или беременная женщина стоит.

3. Ровная походка. Культура поведения не предусматривает то, что человек может идти, размахивая руками во все стороны или идти, переваливаясь с одной ноги на другую в час пик. Все движения должны быть спокойными и не притесняющими чужое личное пространство, не затрудняя путь других людей.

4. Зевать в людных местах не следует, если же это неизбежно, то прикрывать рот рукой.

5. Не принято проводить туалет носа в общественных местах, для этих дел необходима ванная комната.

6. В общественном транспорте нужно воздерживаться от принятия пищи и употребления напитков.

7. При разговоре не следует сильно жестикулировать, держать руки в карманах или на животе категорически неприемлемо.

8. Вежливость – визитная карточка воспитанного человека, а потому не забываем «золотые слова» и умело используем по назначению.

9. Внешность успешного человека – всегда чистый, опрятный внешний вид.

10. Для детей особенно важен пункт общения с взрослыми, соблюдений субординации. Так, правила культуры дошкольников включают дополнения про людей старшего возраста, с которыми принято говорить на «Вы», обращаться по необходимости, используя имя и отчество.

Правила культуры – то, что говорит о человеке больше, чем диплом, наличие машины или социального статуса. Именно потому воспитанию детей выделена большая роль в образовании и семейных отношениях. Обязанность родителей – подавать хороший пример своим детям, пояснять правила общения и поведения.

Was last modified: Январь 22nd, 2016 by Елена Погодаева

высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия личностью норм морали, соответствующих культуре своего народа, его окружения, круга общения, их обычаев, традиций, веры. Культура поведения – это мера и такт в поступках, В отношениях с окружающими, это соблюдение возрастных требований и норм. Она передается в основном в семье, в школе же ее формированием занимаются такие дисциплины, как культура общения, этика и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности - воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей).

Основа культуры общения - гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ. местах, общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутр. смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ. местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.

Непременный атрибут культуры общения - тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. - проявление точности и обязательности.

В К. п. большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.

Внеш. привлекательность в жизни ребенка, подростка играет очень важную роль. Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребенком зависит его настроение, поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребенка идеал внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодежи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать свое жилище, правильно вести себя во время приема пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребенка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один учитель, под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упреки, замечания - малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов - изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное внимание нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодежи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.