Иоганн себастьян бах краткая биография. Биография баха

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.

7

Влияние музыки на человека 03.12.2017

Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике состоится встреча с величайшим из композиторов И. С. Бахом. Не пожалейте времени на общение с ним, и он тут же отзовется. Статью подготовила Лилия Шадковска, учитель музыки, она продолжает открывать для читателей прекрасный мир музыки. Передаю слово Лилии.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины Зайцевой. Первые зимние деньки порадовали нас легким морозом и снегопадами. Первый снегопад – он самый красивый. Словно белый пух, нежный чистый снег преобразил всё вокруг. Красивые пейзажи радуют глаз. А что может порадовать нашу душу и сердце в эти долгие зимние вечера? Конечно, музыка!

Воплощение божественной красоты

Сегодня мы отправимся в гости к самому Иоганну Себастьяну Баху. Каждое поколение открывает в музыке Баха нечто новое, созвучное своему времени. Возможно, вы тоже заново откроете для себя этого композитора и его музыку. Мы с вами послушаем лучшие произведения И. С. Баха.

Музыка, которая прозвучит в начале нашей встречи, создает атмосферу возвышенности, ожидания чуда и предвкушение праздника. Но в этом произведении И. С. Баху принадлежит лишь партия аккомпанемента. Разве мог композитор предвидеть, что на основе его прелюдии французский композитор ХIХ века Шарль Гуно сочинит вокальную мелодию?

Вдохновленный божественной гармонией Баха, Ш. Гуно написал вариации для скрипки и фортепиано. После добавления к мелодии слов латинской молитвы «Аве Мария» это произведение становится еще одним шедевром музыкального искусства.

Ш. Гуно – И. С. Бах «Аве Мария»

Предлагаю послушать оригинал прелюдии Баха. Обратите внимание на то, что вся мелодическая сфера рассредоточена в аккордах, сменяющих друг друга непрерывно. Баху удалось создать невероятный образ «Благовещания», затрагивающий струны нашей души, возрождающий доброе, вечное, прекрасное.

И. С. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор»

Цель музыки — трогать сердца!
И. С. Бах

И. С. Бах – немецкий композитор, величайший гений в истории музыки, жил и творил в эпоху Барокко. Музыкальное наследие Баха вошло в золотой фонд мировой культуры, а его бессмертные шедевры неподвластны времени. Музыка Баха – это история человечества, выраженная в звуках. Талант его был многосторонним – композитор, непревзойденный мастер полифонии, органист, клавесинист, скрипач, педагог. Творчество Баха принадлежит к музыке интеллектуальной, одним словом – это вечное и прекрасное искусство!

Самая музыкальная семья в истории

И. С. Бах родился в 1685 г. в Эйзенах, маленьком тюрингском городке в Германии. Он был восьмым ребенком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Отец обучал его игре на скрипке. Юный Бах обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре. Музыка заполняла всю его жизнь, и отец возлагал большие надежды на своего младшего сына.

Кстати, если когда-либо и существовала семья, в которой благоговение к музыке наследовалось из поколения в поколение, то это была семья Бахов. Композитор сам составил родословную своей семьи, и исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой.

Музыкальная биография И.С. Баха

Счастливое детство закончилось, когда он потерял мать, а через год и отца.
После смерти родителей в десятилетнем возрасте Иоганн был взят на воспитание своим старшим братом Иоганном Кристофом. Старший брат обучал будущего композитора игре на клавире, органе, основам музыки.

В 15 лет Иоганн продолжает свое музыкальное образование в вокальной школе города Люнебург. Здесь он знакомится с творчеством композиторов, получает всестороннее образование. В этот же период И. С. Бах пишет свои первые произведения. Так начинается музыкальная биография великого композитора и органиста.

Блестяще окончив вокальную гимназию, он получает право поступить в университет. Но из-за отсутствия средств продолжить учебу ему не удается. Его приглашают на должность придворного музыканта при веймарском дворе, но неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его искать новую работу. Так он получает место органиста в Новой церкви в Арнштадте.

Виртуоз органа

И. С. Бах пишет много музыкальных произведений, но слава о нем прежде всего распространяется как о виртуозном исполнителе. Он был большим поклонником клавишных инструментов, играл на клавесине, клавикорде. Но именно орган позволил ему в полной мере раскрыть свой талант композитора. Иоганн Себастьян Бах владел им в совершенстве, его мастерство было непревзойдённым. Этот факт признавали даже его соперники.

Погружаясь в этот безбрежный океан звуков, мы отвлекаемся от повседневной суеты и остаемся наедине с божественным. Светлые звуки этой органной прелюдии дают нам ощущение тишины, покоя и умиротворения. Эта музыка прозвучала в фильме А. Тарковского «Солярис».

И. С. Бах «Органная хоральная прелюдия фа-минор»

Есть в музыке святая тишина,
Щемящая, как вера во Всевышнего,
И эта тишина воплощена
В ночных молитвах музыканта грешного.
Молчанье ночи душу холодит,
Свеченье звезд слегка легко колышется,
Средь звезд в ночи пречистый лик горит,
Молитва длится и в молитве слышится…
О господи, прости…

С юных лет И. С. Бах знакомится с творчеством разных музыкантов. Но основательно он изучает творчество итальянских композиторов, обрабатывая их музыку. Так, автором следующего произведения является Алессандро Марчелло – композитор Италии времен Барокко. Хотя он являлся композитором-любителем, его произведения были весьма популярны. Самым известным из них стало «Адажио» в переложении И. С. Баха. Зазвучавшее по-новому, оно нас очаровывает силой и глубиной чувствования.

А. Марчелло, И. С. Бах «Адажио»

«Великий Бах, ты – музыка Вселенной…»

Очень часто музыку композитора сравнивают с космосом. Как вы считаете, почему? Ведь Бах жил задолго до космической эры. Посмотрев видео и услышав звучание органа, вы сможете ответить на этот вопрос. Думаю, что И. С. Баху было позволено услышать музыку небесных сфер. Не потому ли, что и божественная гармония композитора, и пронзительная мощь органа, обрушиваясь на нас, будоражат наши души, создают поистине звездные и космические ассоциации?

Многие музыканты считают, что если бы мы имели возможность слышать звуки вселенной, то они были бы похожи на музыку Баха.

И. С. Бах «Токката ре-минор»

Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.

Послание Баха внеземным цивилизациям

В 1977 году вышел необычный золотой диск с посланием от имени жителей нашей планеты внеземным цивилизациям. На этом золотом диске записаны не только звуки звуки Земли, но и музыка, в том числе и музыка И. С. Баха. Этот диск, помещенный на борт космического аппарата «Вояджер», находится уже на расстоянии около 20 миллиардов километров от Земли, то есть за пределами Солнечной системы.

Образцовая семья

Хочется отметить, что Иоганн Себастьян был образцовым семьянином, а жизнь семьи для него была так же дорога, как и музыка. Дом наполняла музыка, здесь часто устраивали концерты, в которых принимали участие дети Баха. Он сам обучал своих одаренных детей. Четверо из детей Баха впоследствии стали знаменитыми композиторами: Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль – от первого брака, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан – от второго.

Тяжелые испытания выпали на долю Баха, когда он потерял первую жену и детей. Под тяжелыми впечатлениями от смерти жены была написана «Сицилиана» – музыка, пронизанная скорбью и глубокой печалью.

И. С. Бах «Сицилиана»

Вскоре он вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем юная Анна Магдалена. Она прекрасно вела хозяйство, стала заботливой мачехой для детей. Но самое важное – она искренне интересовалась успехами мужа, помогала переписывать ноты, живо интересовалась музыкой.

Семейство Бахов вновь стало пополняться. Анна подарила мужу 13 детей. Новая семья так же часто собиралась вместе вечерами, устраивая концерты. Дом вновь был наполнен счастьем.

«Музыкальная шутка» И. С. Баха воплощает все то, что хотел дать композитор детям. Словно светлая улыбка отца, наблюдавшего за беззаботным весельем своих детей, она покоряет нас своим легким, нежным звучанием флейты и серебристым звоном струнных инструментов в разных вариациях.

И. С. Бах «Музыкальная шутка» (Сюита №2 для флейты с оркестром)

Ах! Как сладок вкус кофе!

Эта удивительная история о кофе и музыке началась с того, что владелец кофейного дома заказал написать музыкальное произведение о кофе в жанре кантаты. Композитором стал Иоганн Себастьян, слова написал Х. Ф. Хенрики.

В те далекие времена кофе был малоизвестным напитком, многие относились к нему с недоверием. Чтобы привлечь внимание к этому напитку, И. С. Бах написал кантату в шутливой форме.

«Кофейную кантату» слушать особенно приятно, когда наслаждаешься волшебным вкусом кофе. Уверена, что каждый раз, наливая себе чашечку ароматного напитка, вы будете вспоминать музыку Баха!

И. С. Бах «Кофейная кантата»

Светских кантат и музыки других жанров на заказ было написано довольно много, ибо они помогали получить дополнительный заработок. Но при этом композитор неуклонно отстаивал свои взгляды на музыку. Известно, что И. С. Бах был глубоко верующим человеком и был убежден, что музыка – это выражение божественного. Он так и говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены».

Из бездны бед я взываю к тебе

Посредством музыки он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни. И эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах большую часть своей жизни служил при церкви. Им было написано множество кантат на духовные тексты. Композитор прекрасно знал Священное Писание, а Иисус был главным героем и идеалом в музыке. Он даже украшал свои партитуры надписями: «Одному Богу слава!», «Иисус, помоги!»

И. С. Бах «Иисус остается моей радостью»

Есть у Баха произведения и подлинно трагические. Но не пугайтесь этого слова. Найдите в себе силы и послушайте одно из самых грандиозных, возвышенных и величественных произведений. Это сцена последнего прощания с Христом. «Спокойно сладко спи. Прочь, скорее прочь от земных скорбей…» Дверь в вечность открыта.

Неописуемая и захватывающая, она пробуждает величайшие чувства в душе
человеческой. Я имела возможность побывать в Лейпциге на концерте, который был посвящён творчеству Баха, и надо сказать, что даже скупые на эмоции мужчины не могли сдержать слез во время звучания финальныго хора.

И. С. Бах «Страсти по Матфею». Финальный хор «Мы сидим со слезами»

Но вновь я поднимаюсь к небесам,
Вибрацией любви Отца несомый,
Туда, где Бог, где свет родного дома
Путь восхожденья освещает нам
К истоку сущего, к божественным стопам.

В 1723 году Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Сам композитор получил должность кантора главных церквей города. Он много работал, его творческий список произведений значительно пополнилось.

Но в последние годы жизни здоровье Баха резко ухудшилось, сказалось перенапряжение глаз, полученное в юности. В результате неудачной операции Бах ослеп. Но он продолжает сочинять музыку, диктуя свои произведения зятю. Через некоторое время он решается на вторую операцию, которая только усугубляет его состояние. 28 июля 1759 года И. С. Бах умирает.

Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Но во время Второй мировой войны храм был разрушен. В 1949 г. прах композитора перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

После смерти композитора его имя было забыто. И только случайная находка старого клавира «Страсти по Матфею» воскресила незаслуженно забытое имя. Триумфальное шествие музыки Баха по всему миру началось именно со «Страстей по Матфею», прозвучавшее в 1829 году в Берлине. Дирижировал
исполнением оратории молодой композитор Феликс Мендельсон.

Более того, была напечатана биография Баха в одной из популярных газет. Она еще более подстегнула интерес к творчеству композитора у широкой публики. Люди открывали для себя музыку Баха. Было издано полное собрание сочинений композитора, составлены каталоги, проведены концерты. А чтобы отдать дань уважения и преклонения перед гением, музыканты, переписчики нот, члены Баховского общества работали бесплатно. На деньги Феликса Мендельсона был изготовлен памятник великому композитору.

За всю жизнь Бах написал более 1000 произведение во всех жанрах, кроме оперы. Творчество Баха является вершиной мироздания и еще раз доказывает, что человек способен создавать магические предметы искусства и красоты.

А знаете ли вы, что:

  • однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком. Он преодолел расстояние в 350 км, чтобы послушать игру органиста Дитриха Букстехуде;
  • в Дрездене должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Он и Бах познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим музыкантом;
  • Бах иногда переодевался бедным школьным учителем и в церкви какого-нибудь небольшого городка просил разрешения сыграть на церковном органе. Его игра всегда производила такое сильное впечатление на прихожан, что они не могли поверить в то, что перед ними простой учитель;
  • известно, что И. С. Бах был прекрасным учителем. Но за свои частные уроки он никогда не брал плату;
  • Бах обладал уникальным слухом. Он мог без единой ошибки исполнить произведение, услышанное один раз;
  • во всем мире проходят фестивали музыки Баха, а в Лейпциге каждые 4 года проводится один из крупнейших органных конкурсов мира, носящий имя И. С. Баха;
  • «Я любила долгие осенние и зимние вечера, когда дети укладывались спать. Мы с Себастьяном садились за своё обычное занятие –копирование музыки. Две свечи стояли между нами. Так тихо и радостно мы работали бок о бок, храня глубокое молчание. Часто снисходило вдохновение на него, он брал чистый нотный лист из стопки, что я всегда клала рядом с ним, и набрасывал то, что рождалось в его душе – этом неисчерпаемом источнике музыки». (Из воспоминаний Анны Магдалены).

Великий музыкант и композитор оставил нам не только свои творения – он оставил нам целый мир своей музыки – мир Баха. Это та высота, на которой может пребывать человеческий гений. Это высота, на которой человек равен Богу.

Шадковска Лилия

Я благодарю Лилию за рассказ о И. С. Бахе, о его музыкальном гении. Все мы что-то да слышали о нем, ведь необыкновенный был человек, а все равно каждый раз заново удивляешься фактам из его жизни – и из профессиональной, и из личной. Настолько она была полна музыки, любви, благочестия, что это не может не вызвать уважения и восхищения, как и все его великие произведения.

Статьи о музыке и музыкантах

Смотрите также

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Годы жизни: 1685-1750

Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.

Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него . Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию , особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы . Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).

Творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров, причем среди них есть такие, масштабы которых исключительны для своего времени (MP). Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы :

  • вокально-инструментальная музыка;
  • органная музыка,
  • музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая).

Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге.

Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали. Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества. Ярким примером может служить . Созданная для клавира, она включает выразительные свойства больших органных импровизаций, а также драматическую декламацию театрального происхождения.

Баховское творчество, при всей своей универсальности и всеохватности, «обошло стороной» один из ведущих жанров своего времени - оперу. Вместе с тем, мало что отличает некоторые светские кантаты Баха от комедийной интермедии, уже перерождавшейся в то время в Италии в оперу-buffa . Композитор нередко называл их, подобно первым итальянским операм, «драмами на музыке». Можно сказать, что такие произведения Баха, как «Кофейная», «Крестьянская» кантаты, решенные как остроумные жанровые сценки из повседневной жизни, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Круг образов и идейное содержание

Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление. Подобно Генделю Бах отразил существенные стороны своей эпохи - первой половины XVIII века, однако иные - не действенную героику, а религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни - о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках - немецком и латинском - была его настольной книгой.

Иисус Христос у Баха - главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха - это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование.

Музыкальная символика

Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, «чистая», воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. По аналогии с классическим ораторским искусством эти звуковые формулы получили название музыкально-риторических фигур . Одни риторические фигуры носили изобразительный характер (например, anabasis - восхождение, catabasis - нисхождение, circulatio - вращение, fuga - бег, tirata - стрела); другие подражали интонациям человеческой речи (exclamatio - восклицание - восходящая секста); третьи передавали аффект (suspiratio - вздох, passus duriusculus - хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания).

Благодаря устойчивой семантике, музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств и понятий. Например, нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения в гроб; восходящие звукоряды выражали символику воскресения и пр.

Мотивы-символы присутствуют во всех сочинениях Баха, причем это не только музыкально-риторические фигуры. В символическом значении часто выступают и мелодии протестантских хоралов, их отрезки.

С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни - и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах - органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.

Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.

Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов - символ креста , состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).

Наконец, имеются многочисленные связи между кантатно-ораториальными (т.е. текстовыми) сочинениями Баха и его инструментальной музыкой. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур, разработана система музыкальных символов Баха . Огромный вклад в ее разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони, Б. Яворский, М. Юдина.

«Второе рождение»

Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон , случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.

К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество , поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).

Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата - Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе .

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург , где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же - неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения - для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата» ), первые духовные кантаты.

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

Годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве - появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор , а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД

Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле - школе при церкви св. Фомы.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

Время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 - в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла - «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Иоганн Себастьян Бах - талантливейший композитор 18 века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни заслуженного признания композитор так и не получил.

Интерес к его творчеству появился только спустя столетие после его ухода.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: детские годы

Родился Иоганн в 1685 году в Эйзенахе, провинциальном городке Германии. Отец его был скрипачом. От него Иоганн и узнал азы игры на этом инструменте. Кроме того, Бах-младший обладал прекрасным сопрано и пел в школьном хоре. Будущая профессия Иоганна была предопределена. В 9 лет мальчик остался без родителей. Его забрал к себе на воспитание старший брат. В Ордуфе он служил при церкви органистом и мальчика перевез туда же, устроил его в гимназию. Музыкальные занятия продолжались, но они были слишком однообразными, непродуктивными.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: начало самостоятельной жизни

Пятнадцатилетний Иоганн переехал в Люнебург. Успешное окончание гимназии дало ему право поступать в университет. Однако отсутствие средств к существованию не позволило юноше использовать эту возможность. Переезжать ему приходилось еще не единожды за свою жизнь. Причиной всегда были плохие условия работы, унизительное положение. Но никакая обстановка не отвлекала Баха от изучения новой музыки, манеры исполнения композиторов-современников. По возможности он старался с ними познакомиться лично. В то время все преклонялись перед иностранной музыкой. Он же имел смелость отстаивать и изучать свои национальные произведения.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: дополнительные таланты

Способности Иоганна не ограничивались только композиторским мастерством. Среди своих современников он считался лучшим исполнителем игры на клавесине и органе. Именно за импровизации на этих инструментах он получил признание (даже своих соперников) еще при жизни. Говорят, что когда клавесинист и органист из Франции Луи Маршан накануне состязания в Дрездене по игре на этих инструментах услышал исполнение Баха, то поспешно уехал из города.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: придворный музыкант

С 1708 года Иоганн служил в Веймаре музыкантом при дворе. В этот период им были написаны многие известные произведения. Вскоре Бах обзавелся семьей и уже с ней в 1717 году переехал по приглашению принца в Кетен. Оказалось, что там нет органа. Композитор обязан был руководить небольшим оркестром, развлекать принца и аккомпанировать его пению. В этом городе Бах написал трехголосные и двухголосные инвенции, а также «Английские» и «Французские сюиты». Фуги и прелюдии, законченные в Кетене, составили 1-й том «Хорошо темперированного клавира» - огромного труда.

Бах Иоганн Себастьян. Биография краткая: обоснование в Лейпциге

В этот город Бах переехал в 1723 году и остался там уже навсегда. При церкви Св. Фомы он получил должность руководителя хора. Условия для Баха снова были стеснительные. Кроме множества обязанностей (воспитателя, композитора, преподавателя), ему предписано было не выезжать за пределы города без разрешения бургомистра. Музыку он тоже должен был писать по правилам: не слишком оперную и длинную, но в то же время такую, которая бы вызывала благоговение в слушателях.

Но, несмотря на все ограничения, Бах, как и всегда, продолжал творить. Свои лучшие композиции он создал именно в Лейпциге. Начальство церкви считало музыку Иоганна Себастьяна чересчур красочной, человечной и яркой, средств на содержание школы выделяло мало. Единственной отрадой композитора оставалось творчество и семья. Трое его сыновей тоже оказались прекрасными музыкантами. Анна Магдалена, вторая жена Баха, обладала великолепным сопрано. Неплохо пела и его старшая дочь.

Иоганн Бах. Биография: завершение жизненного пути

Последние годы композитор страдал серьезным заболеванием глаз. Операция была неудачной, и Бах окончательно ослеп. Но даже в таком состоянии он продолжал сочинять. Его произведения записывали под диктовку. Музыкальная общественность почти не заметила смерть О нем довольно быстро все забыли. Анна Магдалена, вторая жена Иоганна, умерла в доме призрения. Регина, младшая дочь Баха, жила как нищая, только в последние годы ей оказывал помощь Бетховен.

Бах Иоганн Себастьян, биография которого вызывает интерес у многих любителей музыки, стал одним из самых великих композиторов за всю ее историю. Кроме того, он был исполнителем, органистом-виртуозом, талантливым педагогом. В этой статье мы рассмотрим жизнь Иоганна Себастьяна Баха, а также представим его творчество. Произведения композитора часто звучат в концертных залах по всему миру.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта (21 - по старому стилю) 1685 г. - 28 июля 1750 г.) - немецкий композитор и музыкант эпохи барокко. Он обогатил созданный в Германии музыкальный стиль благодаря своему мастерству в контрапункте и гармонии, адаптировал зарубежные ритмы и формы, заимствованные, в частности, в Италии и Франции. Произведения Баха - это "Гольдберг-вариации", "Бранденбургские концерты", "Месса си минор", более 300 кантат, из которых сохранились 190, и многие другие сочинения. Его музыка считается очень технически сложной, наполненной художественной красотой и интеллектуальной глубиной.

Иоганн Себастьян Бах. Краткая биография

Бах родился в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине, а брат, Иоганн Кристоф - на клавикордах, а также познакомил Иоганна Себастьяна с современной музыкой. Отчасти по собственной инициативе Бах посещал вокальную школу Святого Михаила в Люнебурге в течение 2-х лет. После аттестации он занимал несколько музыкальных должностей в Германии, в частности, придворного музыканта герцога Иоганна Эрнста в Веймаре, смотрителя органа в церкви имени Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте.

В 1749 г. у Баха ухудшились зрение и здоровье в целом, и умер он в 1750 году, 28 июля. Современные историки считают, что причиной его смерти стало сочетание инсульта с пневмонией. Слава Иоганна Себастьяна как великолепного органиста распространилась по всей Европе еще при жизни Баха, хотя он и не был еще так популярен в качестве композитора. Как композитор он стал известен чуть позже, в первой половине 19 века, когда возродился интерес к его музыке. В настоящее время Бах Иоганн Себастьян, биография которого в более полном варианте представлена ниже, считается одним из самых великих музыкальных творцов в истории.

Детство (1685 - 1703)

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в Эйзенахе, в 1685 году, 21 марта по старому стилю (по новому - 31 числа этого же месяца). Он был сыном Иоганна Амброзиуса и Элизабет Леммерхирт. Композитор стал восьмым ребенком в семье (старший сын на момент рождения Баха был на 14 лет старше него). Мать будущего композитора умерла в 1694 г., а его отец - восемью месяцами позднее. Баху в то время исполнилось 10 лет, и он перебрался жить к Иоганну Кристофу, своему старшему брату (1671 - 1731). Там он учился, исполнял и переписывал музыку, включая сочинения своего брата, несмотря на запрет это делать. От Иоганна Кристофа он перенял многие знания в области музыки. В это же время Бах изучает теологию, латинский, греческий, французский, итальянский языки в местной гимназии. Как позднее признается Иоганн Себастьян Бах, классика с самого начала вдохновляла и изумляла его.

Арнштадт, Веймар и Мюльхаузен (1703 - 1717)

В 1703 году, после окончания учебы в школе Св. Михаила в Люнебурге, композитор был назначен придворным музыкантом в часовню герцога Иоганна Эрнста III в Веймаре. За время его семимесячного пребывания там за Бахом закрепилась репутация отличного клавишника, и он был приглашен на новую должность смотрителя органа в церкви Святого Бонифация, расположенной в Арнштадте, на 30 км к юго-западу от Веймара. Несмотря на хорошие семейные связи и его собственный музыкальный энтузиазм, после нескольких лет службы возникла напряженность в отношениях с начальством. В 1706 году Баху был предложен пост органиста в церкви Святого Власия (Мюльхаузен), который он занял в следующем году. Новая должность оплачивалась намного выше, влючала в себя гораздо лучшие условия труда, а также более профессиональный хор, с которым Баху предстояло работать. Через четыре месяца состоялась свадьба Иоганна Себастьяна с Марией Барбарой. У них родилось семеро детей, четверо из которых дожили до взросления, включая Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила, ставших впоследствии известными композиторами.

В 1708 г. Бах Иоганн Себастьян, биография которого приняла новое направление, покидает Мюльхаузен и возвращается в Веймар, в этот раз в качестве органиста, а с 1714-го - устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами. В этом городе композитор продолжает играть и сочинять произведения для органа. Он также начал писать прелюдии и фуги, вошедшие впоследствии в его монументальный труд "Хорошо темперированный клавир", состоящий из двух томов. В каждый из них входят прелюдии и фуги, написанные во всех возможных минорных и мажорных тональностях. Также в Веймаре композитор Иоганн Себастьян Бах принимается за работу над произведением "Органная книжечка", содержащим лютеранские хоралы, сборником хоральных прелюдий для органа. В 1717 году он попал в немилость в Веймаре, был взят под арест почти на месяц и впоследствии отстранен от должности.

Кётен (1717 - 1723)

Леопольд (важное лицо - князь Ангальт-Кётенский) предложил Баху работу капельмейстера в 1717 году. Князь Леопольд, будучи сам музыкантом, восхищался талантом Иоганна Себастьяна, хорошо ему платил и давал значительную свободу в сочинении и исполнении. Князь был кальвинистом, а они не используют сложную и утонченную музыку в богослужении, соответственно, творчество Иоганна Себастьяна Баха того периода было светским и включало в себя оркестровые сюиты, сюиты для виолончели соло, для клавира, а также знаменитые "Бранденбургские концерты". В 1720 году, 7 июля, умирает его супруга Мария Барбара, родившая ему семерых детей. Знакомство композитора со второй женой происходит в следующем году. Иоганн Себастьян Бах, произведения которого постепенно начинают обретать популярность, женится на девушке по имени Анна Магдалена Вильке, певице (сопрано), в 1721 году, 3 декабря.

Лейпциг (1723 - 1750)

В 1723 году Бах получил новую должность, начав работать кантором хора Святого Фомы. Это была престижная служба в Саксонии, которую композитор нес в течение 27 лет, вплоть до своей смерти. В обязанности Баха входило обучение студентов пению и написание церковной музыки для главных церквей Лейпцига. Еще Иоганн Себастьян должен был давать уроки латыни, но имел возможность нанять вместо себя специального человека. Во время воскресных служб, а также по праздникам для богослужения в церкви требовались кантаты, и композитор обычно исполнял свои собственные сочинения, большинство из которых появились на свет в первые 3 года его пребывания в Лейпциге.

Иоганн Себастьян Бах, классика авторства которого в настоящее время хорошо известна многим людям, расширил свои композиторские и исполнительские возможности в марте 1729 года, взявшись за руководство Музыкальной коллегией, светским собранием под началом композитора Георга Филиппа Телемана. Коллегия являлась одним из десятков частных обществ, популярных в то время в крупных городах Германии, созданных по инициативе учащихся музыкальных заведений. Эти объединения сыграли важную роль в немецкой музыкальной жизни, будучи руководимыми по большей части выдающимися специалистами. Многие работы Баха периода 1730-1740-х гг. были написаны и исполнены в Музыкальной коллегии. Последняя крупная работа Иоганна Себастьяна - "Месса си минор" (1748-1749), которую признавали как его наиболее глобальное церковное произведение. Хотя полностью "Месса" ни разу не исполнялась при жизни автора, ее считают одним из наиболее выдающихся творений композитора.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Органное творчество

Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах (прелюдии, фантазии). Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян - токката, фуга, хоральные прелюдии. Его органное творчество очень разнообразно. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах (кратко его биографии мы уже коснулись) заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

Другие произведения для клавира

Бах писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".

Оркестровая и камерная музыка

Иоганн Себастьян также писал произведения для отдельных инструментов, дуэты и небольшие ансамбли. Многие из них, такие как партиты и сонаты для скрипки соло, шесть различных сюит для виолончели соло, партита для флейты соло, считаются одними из самых выдающихся в репертуаре композитора. Писал Бах Иоганн Себастьян симфонии, а также создал несколько композиций для лютни соло. Он создавал также трио-сонаты, сонаты соло для флейты и виолы да гамба, большое количество ричеркаров и канонов. Например, циклы "Искусство фуги", "Музыкальное приношение". Самая известная оркестровая работа Баха - "Бранденбургские концерты", названная так потому, что Иоганн Себастьян представил ее в надежде получить работу от Кристиана Людвига Бранденбург-Шведского в 1721 году. Его попытка тем не менее оказалась неудачной. Жанр этой работы - кончерто гроссо. Другие сохранившиеся работы Баха для оркестра: 2 концерта для скрипки, концерт, написанный для двух скрипок (тональность "ре минор"), концерты для клавира и камерного оркестра (от одного до четырех инструментов).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Кантаты. Начиная с 1723 года Бах работал в церкви Св. Фомы, и каждое воскресенье, а также по праздникам он руководил исполнением кантат. Несмотря на то что иногда он ставил кантаты других композиторов, Иоганн Себастьян написал по меньшей мере 3 цикла своих произведений в Лейпциге, не считая тех, что были сочинены в Веймаре и Мюльхаузене. Всего было создано более 300 кантат, посвященных духовной тематике, из которых сохранились приблизительно 200.
  • Мотеты. Мотеты, автором которых являлся Иоганн Себастьян Бах - произведения на духовную тематику для хора и бассо континуо. Некоторые из них были сочинены для похоронных церемоний.
  • Пассионы, или страсти, оратории и магнификаты. Большие произведения Баха для хора и оркестра - это "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" (оба написаны для Страстной пятницы в церквях Святого Фомы и Святого Николая) и "Рождественская оратория" (цикл из 6 кантат, предназначенных для проведения рождественского богослужения). Более короткие сочинения - "Пасхальная оратория" и "Магнификат".
  • "Месса си минор". Бах создал свою последнюю большую работу, "Мессу си минор", в период между 1748 и 1749 годами. "Месса" так и не была поставлена полностью при жизни композитора.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль Баха сформировался благодаря его таланту к контрапункту, умению вести мотив, чутью к импровизации, заинтересованности в музыке Северной и Южной Германии, Италии и Франции, а также преданности лютеранским традициям. Благодаря тому, что у Иоганна Себастьяна был доступ ко многим инструментам и произведениям в детстве и юности, а также благодаря все возрастающему таланту к написанию плотной ткани музыки, обладающей потрясающей звучностью, черты творчества Баха наполнились эклектичностью и энергией, в которой зарубежное влияние умело сочеталось с уже существующей усовершенствованной немецкой музыкальной школой. Во время периода барокко многие композиторы сочиняли в основном только рамочные произведения, и уже сами исполнители дополняли их своими мелодическими украшениями и разработками. Эта практика значительно варьируется среди европейских школ. Однако Бах сочинял сам большинство или все мелодические линии и детали, почти не оставляя простора для интерпретации. Эта черта отражает плотность контрапунктических текстур, к которым тяготел композитор, ограничивающую свободу спонтанного изменения музыкальных линий. В некоторых источниках почему-то упоминаются произведения других авторов, которые якобы написал Иоганн Себастьян Бах. "Лунная соната", например. Мы с вами, конечно, помним, что это произведение создал Бетховен.

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто - большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения - пассионы и "Месса си минор" - были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные "облегченные" версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них - известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых "Гольдберг-вариаций", создав свое произведение в стиле нью-эйдж.