Испытание любовью.

1. Любовь как испытание «Обломов» .

2. Отношения героев: Ольга, Штольц, Обломов, Лгафья Матвеевна.

«Обломов » - слишком большой и разноплановый роман, чтобы обсуждать его только в одном ключе. Как правило, об Обломове вспоминают, говоря о таком явлении, как «обломовщина». Мне же хотелось показать этого героя немного с другой стороны, доказать, что и в его жизни были чувства, и среди них - такое прекрасное, как любовь.

Обломов постоянно на протяжении всей жизни борется с собой, а на пути его все время возникают препятствия и трудности: от раздражающих по своей нелепости житейских - встать или не встать с кровати, съезжать ли с квартиры или оставаться, до общечеловеческих, философских - «быть или не быть». И среди всех трудностей, которые пришлось перенести Обломову, на первом месте стоит любовь.

«Господи! - восклицал Обломов . - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?...»

Любовью наполнен весь роман, а не только жизнь одного Обломова. Это прекрасное, недоступное человеческому разуму чувство приходит ко всем - к Ольге, к Штольц, и к Агафье Матвеевне. Интересен тот факт, что Гончаров превращает любовь каждого героя в испытание. Ни одному из них не дается она легко и просто.

Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение - надежду на то, что Обломов наконец-то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет вдохнуть жизнь полной грудью, не только почувствовать, но и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова.

Через некоторое время после знакомства с Ильинской, Илья Ильич становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог. Он «лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги». Теперь Обломова с полным правом можно назвать счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из-за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий. Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь - претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я - вор!»

Oil пишет своей возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...»

Почему же Обломов гак яростно отвергает это чувство, за которое многие борются, мечтают о нем, стремятся к нему? Почему он отвергает Ольгу?

«Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы | огреть его тою энергию, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложит!:, к де-iy способности, задремавшие от долгого бездействия. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования» - вот как объясняет поведение Обломова Дмитрий Иванович Писарев.

Илья Ильич начинает сомневаться в искренности Ольги-пых чувств, он не хочет быть участником своеобразного эксперимента». И где-то глубоко внутри себя Обломов понимает, что не найдет в Ольге того, что ищет в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается. Ведь любовь - это всегда самопожертвование. А Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - говорит Ольга Обломову.

Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов проигрывает самому себе, он не в силах преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота - прежде физической смерти наступает духовная: «Сердце было убито: там на время затихла жизнь». На мой взгляд, духовная гибель гораздо Страшнее, чем физическая. Этот вид смерти не позволяет человеку возродиться в сердцах тех, кто когда-то искренне его любил.

Спустя много лет Обломов находит тот идеал, к которому" всегда стремился: в его жизни появляется женщина, несущая покой. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Казалось бы, именно теперь Илья Ильич может чувствовать себя счастливым. Но нет того любовного трепета, сладостного волнения, слез радости. Отчего таится он от друзей, словно стесняется новой своей суженой, отчего завещает им заботу о сыне? Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».

После смерти Обломова все в жизни Агафьи Матвеевны меняется: она остается одна, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Создается впечатление, что новая семья Ильи Ильича была фикцией, и как только его не стало, мираж распался, перестал существовать, и каждый, кто принимал в нем участие, мгновенно и навсегда забыл о прошлом.

Отношения Ольги и Штольца также оставляют у читателя некоторую неудовлетворенность. Кажется, что оба они больше живут умом, чем сердцем. Но все же это счастливая, жизнерадостная семья. Эти люди идут вперед, они живут по-настоящему, осваивая окружающий мир и знают, что нужно делать дальше.

Трагичность, которой окутал Гончаров любовь в своем романе, вероятно, пришла на страницы произведения из его собственной жизни, из глубин души. И, может, однажды он, как и Обломов , не смог вынести бремени этого до боли сладкого чувства.

В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом,то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает. Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь - цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли - тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается - мы страдаем: стало быть, мой идеал - общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав. Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги - христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде - одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня - прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались. Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц. Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» - вот назначение любви, по мнению Гончарова. Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод. Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца - идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца - это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак - идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение - все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно». Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь - это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

«Обломов» является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком, заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм.
Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед.
(Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в «обломовском» рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу «обломовщины», к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.


Сочинение на тему «Испытание любовью Обломова» опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.

Испытание любовью Обломова – сочинение по теме романа Гончарова |

В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья.

Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает.

Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь - цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли - тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается - мы страдаем: стало быть, мой идеал - общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав.

Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги - христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде - одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня - прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались.

Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц.

Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» - вот назначение любви, по мнению Гончарова.

Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод.

Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца - идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца - это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак - идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение - все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно».

Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь - это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

Введение Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей Почему Ольга не сумела изменить Обломова? Прошел ли испытание любовью Обломов?

Введение

Роман Гончарова “Обломов” является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком,

заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм.
Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие “тепличного растения” – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед.
(Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в “обломовском” рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу “обломовщины”, к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.

Сочинение на тему “Испытание любовью Обломова” опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.


Другие работы по этой теме:

  1. Испытание любовью в романе “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” повествует о жизни со всеми ее сложностями и хитростями. По сути, это роман о судьбе...
  2. И. А. Гончаров У кого из героев романа И. А. Гончарова “Обломов” “хру­стальная, прозрачная душа”? а. Штольц б. Ольга Ильинская в. Обломов г. Захар Кто...