История Boeing. Что такое Боинг (Boeing)

Наравне с компанией Airbus корпорация Боинг — это один из мировых гигантов в авиастроении, гражданской и военной авиации. История компании Боинг (Boeing) — это уже порядка 100 лет успешной деятельности, благодаря которой появились знаменитые на весь мир модели .

Какое-то время компания вообще лидировала в мире по производству пассажирских лайнеров. Затем же, с созданием корпорации Airbus, началось знаменитое на весь мир соперничество между Боингами и Аэробусами. Подробнее о нем рассказано вот . Тем не менее, компания Боинг (США) продолжает активно развиваться и предлагать авиакомпаниям новые модели самолетов.

Основателем компании стал Уильям Боинг . В далеком 1916 году он вместе с инженером Джорджем Конрадом Вестервельтом разработали гидросамолет “B&W” . Сначала для самого Боинга авиастроение было только хобби , но затем оно настолько его захватило, что привело к созданию собственной компании, занимающейся их производством.

Уильям Боинг с инженером Джорджем Конрадом Вестервельтом.

9 мая 1917 года считается официальной датой, когда компания начала свою деятельность.

В последующие затем военные годы компания набирала обороты за счет строительства бесчисленного количества бомбардировщиков. Теми, кто работали на заводах фирмы, были женщины. Ведь почти все мужчины были отправлены на фронт. В 1944 году производство было еще более расширено.

Середина пути

В период Холодной войны компания тоже была в основном ориентирована на создание бомбардировщиков. Однако, при этом о развитии и создании пассажирских лайнеров никто не забывал.

В результате, 15 июля 1954 года в воздух поднялся Боинг 367-80 . Именно благодаря ему были разработаны самолеты серии 700, ставшими одними из самых популярных в истории пассажирской авиации.

Боинг 367-800.

Спустя 10 лет были представлены самолеты серии , которые оказались настолько коммерчески успешными, что долгое время лидировали среди прочих пассажирских лайнеров.

К 1966-1969 годам у компании появилась еще одна новинка — . Это был первый в мире дальнемагистральный самолет с широким фюзеляжем и с двумя палубами. Долгое время он считался самым большим пассажирским воздушным судном в мире до появления Аэробуса А380.

В 80х годах на свет появилось семейство . Это экономичные, реактивные самолеты, с двумя двигателями. Он предназначался для обслуживания маршрутов малой и средней дальности. Тогда же взмыл в воздух и первый Боинг 757, который пришел на смену устаревшему 727-ому.

Настоящее время

В 90ые годы была представлена еще одна очень популярная серия самолетов — Боинг 777. Это широкофюзеляжные пассажирские воздушные суда для маршрутов большой протяженности.

Тремя годами позже в состав корпорации вошел концерн МакДоннел Дуглас . А в 2000 году компания снова расширилась, приобретя три крупные компании с целью развивать направление, связанное с космическими программами.

Boeing 787-Dreamliner.

В период 2004 — 2009 годов корпорация занималась разработкой Боинга 787 Dreamliner. Это широкофюзеляжные, реактивные самолеты, с двумя двигателями, которые, по словам представителей, компании еще и экономичные. При их создании использовались многие новейшие технологии. Например, крылья и фюзеляж у него выполнены из углепластика.

Она занимается не только проектированием новых пассажирских лайнеров, но и разработкой военной авиационной техники. Также она ведет и космические программы.

Заводы корпорации расположены в более, чем 67 странах мира. А продукция компании представлена в 145 странах мира. У нее есть и своя собственная служба пожаротушения.

Основатель компании, лидирующей сегодня на мировом рынке авиастроения, - Уильям Эдвард Боинг появился на свет 1 октября 1881 года в Детройте. О том, как проходили его детские голы практически ничего не известно, зато начиная с университета о нём можно узнать довольно много. Высшее образование Боинг получил не где-нибудь , а в одном из лучших университетов США. Он был выпускником инженерного факультета Йельского университета.

В 1903 году, когда отцы авиации - братья Райт совершили свой первый полёт на биплане, пролетев за 12 секунд 36 метров, молодой Уильям Боинг ещё был студентом. Идея покорить воздушные пространства его вдохновила и пять лет спустя, в 1908 году будущий глава корпорации отправился в Лос Анжелес, где проходил первый съезд американских авиаторов.

Уильям Боинг к тому времени был уже вполне состоявшимся бизнесменом и посетить мероприятие решил с целью получения нового опыта и заведения полезных знакомств. Мероприятие было достаточно зрелищным и Боинг буквально пропал, раз и навсегда влюбившись в самолёты. Именно тогда он решил посвятить всю свою жизнь технике и небу.

История основания компании

Боинг вернулся из Лос Анжелеса в Сиэтл и принялся разбираться в новой для себя области - самолётостроении. На первых порах пришлось совсем непросто. Общество относилось к идее полётов более чем скептически, а в прессе появлялись время от времени публикации, критикующие зарождающуюся авиацию.

Идею покорить воздух воспринималась как некое чудачество (причём не совсем безобидное). А уж о том, чтобы тратить на это деньги... Многие всерьёз считали, что вкладываться в это не просто рискованно, а совершенно бессмысленно. Но Боинга мнение других не остановило.

Вскоре к нему присоединился Джродж Уэстервельт - бывший моряк, знавший об аэронавтике чуть больше компаньона: закончил курсы при Массачусетском Технологическом Институте. Вместе они активно принялись разбираться в вопросах конструирования аэропланов и даже совершили один совместный полёт.

Впечатления у Боинга были весьма яркие. Но самым, пожалуй, важным, было то, что он никак не мог понять, как же ему удалось удержаться в пассажирском кресле, которое располагалось... на крыле биплана. В общем, начинающие конструкторы решили сделать летательные аппараты более комфортабельными.

Первым опытным образцом стал гидроплан, который Боинг и Уэстервельт собирали в лодочном сарае на берегу озера. Когда дело дошло до испытаний, был приглашён опытный пилот, но всё пошло не по плану. Уэстервельт был вынужден уехать, оставив компаньона одного, а приглашённый пилот опоздал. Испытания Боинг провёл лично и были они настолько успешными, что это вдохновило начинающего самолётостроителя продолжить работу.

15 июля 1916 года зарегистрировал компанию Pacific Aero Products, которая через некоторое время получила название Boeing Airplane. Стартовый капитал у Боинга уже имелся - прежде чем заняться самолётами он весьма успешно торговал древесиной. Так что возможность пригласить опытных специалистов имелась.

Первыми приглашёнными сотрудниками стали: Цзю Вонг - конструктор, Клэр Эктвид и Филипп Джонсон - инженеры. Для проведения испытаний на обтекаемость форм Боинг арендовал в университете Сиэтла аэродинамическую трубу. Также в штат компании принимались плотники, портные, слесари: фюзеляж первых "Боингов" был деревянным, а крылья - полотняными.

Развитие "Боинг"

Все расходы Боинг оплачивал из своего кармана вплоть до Первой Мировой. Когда Боинг узнал, что морскому флоту США требуются тренировочные самолёты, Цзю Вонг довольно быстро сконструировал модель гидроплана, которую и отправили военным. Те остались довольны и компания получила первый крупный заказ - 50 машин.

После войны Боингу пришлось совсем туго: военным самолёты стали не нужны, а гражданской авиации ещё и не было толком. Впрочем, существующее предприятие бизнесмен закрывать не стал и сотрудников не уволил, а просто сменил профиль. Теперь его компания занималась производством мебели и лодок.

В 1919 году Боинг на своём самолёте перевёз 60 писем и бандеролей из Канады в Сиэтл. Это положило начало международной авиапочте. В 20-ых годах армии вновь понадобились самолёты и Боинг оказался конкурентом компании Curtis Airplane & Motor Company. Первые 15 моделей самолётов оказались не слишком удачными, но с 15ой всё сложилось иначе - самолёт, собранный компанией "Боинг" оказался лучше и началось активное развитие компании. "Боинг" очень быстро заняла лидирующие позиции на рынке военной авиатехники.


Одновременно с этим самолёты компании продолжали перевозить почту. Было открыто почтовое сообщение Сан-Франциско - Чикаго. За первый же год масса доставленной корреспонденции составил 0,5 тонны, а число перевезённых пассажиров - почти 100 человек. С 1929 года были открыты регулярные пассажирские перевозки, а компания сменила название и стала ведущей авиастроительной компанией в Штатах.

Такой успех был связан с весьма прогрессивным подходом: "Боинг" одной из первых перешла на металлические конструкции в самолётостроении. В 1930 году публике был продемонстрирован грузопассажирский самолёт, ставший прообразом современных машин.

Великая Депрессия не сильно пошатнула положение компании, зато внёс коррективы антимонопольный закон, согласно которому одно предприятие не могло заниматься транспортными и почтовыми перевозками. Компания была разделена на три части, которые специализировались на:

  • почтовых перевозках,
  • пассажирских перевозках и
  • собственно самолётостроении.

В 1934 году Уильяму Боингу исполнилось 53 года и он решил оставить руководство компанией, посвятив время разведению лошадей. Его место занял Клэр Эктвейд, сразу же предложивший долгосрочную программу развития компании, которая включала в себя одновременную работу с вооружёнными силами по строительству тяжёлых бомбардировщиков и больших пассажирских авиалайнеров.


С начала Второй мировой заводы компании в Сиэтле работали без перерывов. Если в 1942 году выпускалось 60 самолётов в месяц, то уже через два года эта цифра перевалила за 300. На заводах "Боинг" были собраны первые тяжёлые бомбардировщики, дальность вылета которых составила порядка 4 тысяч километров.

После окончания войны заказы от военных поступать перестали и основным направлением деятельность компании стало развитие гражданской авиации. Требовался достаточно вместительный и комфортабельный авиалайнер, которой мог бы совершать длительные перелёты, в том числе и через Атлантику.

Начавшаяся вскоре эпоха реактивной авиации потребовала от компании ряда нововведений и освоения более современных технологий. Строительство реактивных самолётов требовало большого количества испытаний и компания выделила средства на строительство в Сиэтле крупнейшей в мире частной аэродинамической трубы.

Именно в этой трубе проходили испытания бомбардировщика Б-52, долгие годы бывшего флагманом американской тяжёлой авиации. Что же до пассажирского реактивного судна, то первой успешной моделью стал самолёт Б-707 - бесспорный лидер трансатлантических перелётов в 60-е годы прошлого века.

Космические разработки


В 1961 году Боинг стала аэрокосмической компанией. В ходе работы над "Лунной программой" и проектом "Аполлон" именно "Боинг" занималась конструированием и изготовлением первых ступеней ракетоносителей. Затем на протяжении полутора лет компания переживала кризис - отсутствие заказов привело к сокращению штата и закрытию ряда дочерних предприятий корпорации.

Филипп Кондид, возглавивший компанию после пережитого ею кризиса, вывел корпорацию на первое место в авиапромышленности США. Годовой доход "Боинг" составил 60 млрд долларов, а по экспорту компания вышла на первое место в стране.

При нём же было сделано два крупнейших приобретения:

  • в 1996 была куплена компания Rockwell - разработчик космических челноков,
  • в 1998 McDonald Douglas - единственная в Штатах компания по производству гражданских самолётов, долгие годы бывшая конкурентом "Боинг".

Сегодня капитализация компании составляет порядка 48 миллиардов долларов в год, в небе каждую минуту находится 1200 авиалайнеров "Боинг".

  • Официальный сайт компании Boeing
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Boeing"

Американская корпорация Boeing - мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель самолетов, основной подрядчик в строительстве международной космической станции. Большая часть мирового авиапарка произведена Боингом.

Корпорация Boeing давно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции.

В мире эксплуатируется более 12 тыс. гражданских самолетов производства Boeing, или примерно 75% мирового авиапарка.

Мечты о небе

Вильям Эдуард Боинг родился в 1881 г. в Детройте (штат Мичиган). Его отец успешно занимался торговлей лесом и нажил на этом деле состояние. Мальчик рос в достатке, и окончив школу в Швейцарии поступил учиться на инженера в престижный Йельский университет.

После смерти отца Вильяму осталось немалое наследство, он бросил учебу в университете и открыл собственную лесопильню в городке Грейс-Харбор (штат вашингтон). Дела на лесопильне шли хорошо, и в 1908 г. Боинг окончательно обосновался в городе Сиэтл на Тихоокеанском побережье США.

С юных лет Вильям увлекался гонками на морских катерах и игрой в бридж. За игровым столом он познакомился с лейтенантом морского флота Конрадом Вестервельтом, ярым поклонником появившихся совсем недавно аэропланов (в 1903 г. состоялся первый в мире полет братьев Райт).

По совету Вестервельта Боинг поехал посмотреть полеты известнейшего тогда пилота Чарльза Гамильтона. Увидев аэроплан в воздухе, Вильям загорелся желанием полетать и самому.

Но прошло еще пять лет, пока друзьям удалось найти пилота, который согласился поднять их в воздух. Долгожданный полет состоялся 4 июля 1915 г. Летчика звали Тира Марони, а место для пассажира на его маленьком биплане удалось найти только на крыле. На двухместном аэроплане Марони, Боинг впервые поднялся в воздух, а приземлившись, уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.

Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина – непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане, купленном у своего наставника. Его первый перелет едва не закончился трагически – при посадке он ошибся и сильно повредил понтоны. Если бы его самолет не был гидропланом, эта ошибка могла стоить Вильяму жизни.

Аэроплан своими руками

Самолеты тогда были редкостью, и доставку новых поплавков из Лос-Анджелеса надо было ждать несколько месяцев. Поэтому Боинг вместе с Вестервельтом начали изготавливать запчасти для своего самолета самостоятельно. Именно тогда друзья решили построить собственный самолет.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старую лодочную верфь под ангар для самолетов. Называлась верфь незатейливо – «Красный амбар» и Вильям переименовал ее в Pacific Aero Club (Тихоокеанский аэроклуб) и стал за определенную плату поднимать в небо всех желающих.

Конструкция гидроплана не устраивала Боинга, и Вильям решил её усовершенствовать. Вместе с Вестервельтом они нашли инженера-самоучку, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш.

Он помог разработать конструкцию нового аппарата (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета, которые назвали Bluebill и Mallard. 125-сильный двигатель Hall-Scott A5 позволял самолету летать с крейсерской скоростью 109 км/ч на дальность до 500 км.

Боинг и Вестервельт были в восторге от своих самолетов и специально для их выпуска 15 июля 1916 г. основали компанию Pacific Aero Products. Но коммерческого успеха гидропланы не имели. Лишь в 1919 году их купила почтовая служба Новой Зеландии, заплатив по $3750 за каждый B&W. Убытки компании Боинг покрыл из своего кармана и начал работу над самолетом под названием «Модель Си».

Как раз в это время, в 1917 г., Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну. Военного моряка Вестервельта откомандировали далеко на восток страны, и Боинг в мае 1917 г. переименовал фирму в Boeing Airplane Company. В эту компанию Боинг вложил почти $100 тыс. – гигантские по тем временам деньги.

Старания Вильяма были не напрасны, и Боинг получил заказ на 53 самолета «Модель Си» для военно-морских сил и на три – для армии. Никаких важных миссий на «Модели Си» не выполняли, военные использовали их в качестве учебно-тренировочных самолетов. Но Боингу этот контракт принес $116 тыс.

Чтобы построить эти 53 самолета, Боингу пришлось срочно расширить производство. К концу года в компании работало 337 человек, две трети которых были швеями, раскраивавшими и шившими парусиновые крылья.

Заключенный в ноябре 1918 г. мир с Германией и, как следствие, прекращение военных контрактов чуть не привели Boeing Airplane Company к банкротству. Три года счета компании оплачивались из кармана самого Боинга, а также за счет выпуска мебели и строительства скоростных катеров.

Несмотря на все трудности, инженеры Boeing Airplane Company продолжали разрабатывать самолеты, для доводки которых в 1920 году в Университете Сиэтла была построена аэродинамическая труба. В начале 1920-х годов военные заказы возобновились, и спустя пять лет компания Boeing построила для американской армии и флота больше 200 самолетов.

Небесная почта

В марте 1919 г. Вильям Боинг вместе с известным пилотом Эдди Хаббардом перевезли из Ванкувера в Сиэтл первую в истории США авиапочту – 60 писем. Через два месяца служба U.S. Post Office официально объявила о предоставлении нового вида услуг и начала доставку авиапочты между крупными городами США.

В 1927 г. компания Boeing выпустила новый грузопассажирский самолет «Модель 40А», специально для участия в объявленном почтовым ведомством США конкурсе на обслуживание линии Сан-Франциско-Чикаго. Этот биплан развивал крейсерскую скорость 170 км/ч и мог перевозить двух пассажиров и 500 кг груза на расстояние до 1050 км.

Вильям Боинг выиграл тендер, предложив самые низкие расценки – $1,5 за 450 г почты. Для обслуживания этой линии он создал дочернюю компанию Boeing Air Transport Corporation (ВАТС).

Открытая Вильямом Боингом авиалиния пользовалась большой популярностью, хотя чтобы пролететь 3000 км между Чикаго и Сан-Франциско, пассажиры биплана «Модель 40А» проводили 20 часов пути в кабине размером с холодильник. И рассчитано это пространство было на двух человек. Размять ноги удавалось только на нескольких промежуточных посадках.

Тем не менее, воздушными судами Боинга заинтересовались Канада и Перу. Компания начала получать международные заказы. За первый год существования BATС перевезла около 75 тонн почты и 2 тыс. пассажиров.

Воздушные извозчики

Успешный опыт авиаперевозок навел Боинга на мысль, что будущее авиации кроется именно в пассажирских самолетах. Уже в следующем году его компания выпустила «Модель 80», способную перевозить 12 пассажиров. Самолет имел роскошный салон и по аналогии с железнодорожным вагоном получил прозвище «воздушный пульман». Чтобы привлечь еще больше пассажиров, Боинг впервые ввел в состав экипажа стюардесс.

В 1927 г. Вильям Боинг провел первое серьезное корпоративное поглощение, купив компанию Gorst’s Pacific Air Transport, своего основного конкурента.

В 1929 г. Боинг подписал соглашение с производителем авиадвигателей Pratt & Whitney о создании авиакомпании United Aircraft and Transport Corporation. Секрет могущества этой монополии был прост: она первой и очень дешево получала самолеты Boeing. Еще через год United Aircraft and Transport заполучила все почтовые перевозки в северной части США.

Тем временем, используя финансовую мощь United Aircraft and Transport, Боинг за короткое время присоединил к своей империи авиатранспортные компании Hamilton and Standard, Chance-Vought и вертолетостроительную фирму Сикорского.

Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава – одним из богатейших бизнесменов Америки.

Крах монополии

Ничто не предвещало проблем, но в 1932 г. президентом стал Франклин Рузвельт, победивший на выборах под лозунгом борьбы с монополиями. Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний.

Вильяма Боинга на сенатских слушаниях обвинили в «использовании монопольных методов ведения бизнеса». Его империя разделилась на несколько самостоятельных фирм, крупнейшими из которых были авиастроительная Boeing и авиакомпания United Air Lines.

Теперь авиация стала для Вильяма Боинга такой же скучной, как заброшенная им раньше торговля древесиной. Боинг долгое время не мог оправиться от удара – все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера.

Бразды правления он передал друзьям и коллегам – Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Нисколько не заботясь о финансовой выгоде, он в том же 1934 г. продал свою долю в Boeing, но все же компания сохранила его имя.

Расставшись с авиацией, 54-летний Боинг с головой ушел в разведение породистых лошадей, свою новую из неизменно удачных авантюр. Став одним из крупнейших коннозаводчиков в Америке, он снова вернулся к авиации лишь в своих воспоминаниях, опубликованных незадолго до его смерти в 1956 г.

Жизнь без Боинга

После смены владельца, компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. Уже через год на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10 тыс.

В 1936 г. Boeing заключила контракт с авиакомпанией Pan American World Airways (Pan Am) и на долгие годы стала ее главным партнером. В июне 1938 г. был создан Boeing 314 Clipper – гидросамолет, разработанный специально для трансатлантических перевозок. Этот самолет вмещал на борт 90 пассажиров.

В 1938 г. появилась пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующее десятилетие. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время Второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами – штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing.

А 1944 г. вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день – рекорд, который не превзойден до сих пор.

Падения и взлеты

С окончанием войны прекратились и заказы, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 г. компании пришлось уволить 70 тыс. человек. Занявший пост генерального директора Уильям Аллен вынужден был срочно искать пути выхода из кризиса.

Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля – воздух».

Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1954 г. Boeing запускает свою самую знаменитую серию самолетов, так называемые «семерки», которые и определили лик современной авиации. В 1958 г. Boeing поставил три Boeing-707 для президента США, получивших свой позывной Air Force One (Борт номер один). С тех пор во всем мире самолеты первых лиц государств летают под этим названием.

Большинство нынешних авиакомпаний укомплектованы моделями Boeing-737, горбатых Boeing-747 или дальнемагистральных Boeing-767. Боинг-737 – самый популярный в мире реактивный пассажирский авиалайнер. Самый массовый самолет за всю историю авиации оторвался по показателям так далеко, что его уже никому не догнать: за все время было выпущено около 7500 штук этого надежного «середняка», и еще 2500 заказов находятся в работе.

Горбатый Boeing-747 почти 35 лет удерживал пальму первенства по габаритам, лишь недавно его удалось обскакать гиганту А-380. Пилоты всего мира с почтением называют 747-й Queen of the Sky, и это негласное международное название оправданно, ведь 6 млн. деталей (!), из которых состоит «Королева Небес», производят в 33 странах мира.

В 1960 г. корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo.

В 1963 г. NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969 г. космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1990 гг. Boeing сделала два грандиозных корпоративных приобретения. В 1996 г. была куплена компания Rockwell – разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997 г. – McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing. После этой сделки лидерство компании «Боинг» укрепилось за счет пополнения модельного ряда самолетами Douglas.

Сейчас персонал корпорации «Боинг» насчитывает примерно 170 тыс. человек. Они работают в 67 странах и 48 штатах США. Компания обслуживает заказчиков в 145 странах мира. Во втором квартале 2013 г. Boeing поставила своим клиентам 169 самолетов, а по итогам полугодия – 306 лайнеров, или в среднем по 51 самолету в месяц.

Выручка корпорации составила $24,3 миллиарда, без учета доходов от военной и космической деятельности, которые принесли еще $16,3 миллиарда. Чистая прибыль американского производителя в первой половине 2013 г. составила $2,2 млрд.

Люди мечтали покорять небо с древних времен и всегда в истории находились смельчаки, всю жизнь положившие ради этой мечты. Некоторые считали их безумцами, но в конечном счете, именно таким людям и покорилось небо. Говоря об открытиях и разработках, связанных с небесными пространствами, нельзя не вспомнить и не сказать о компании Боинг с ее создателем – Уильямом Боингом . Если бы не он, кто знает, по какому бы пути пошла авиация и существовала бы сейчас в том виде, в котором мы все привыкли. Самолеты и техника Боинг используются во всем мире, любая крупная авиакомпания считает своим долгом купить хотя бы одну единицу транспорта.

Помимо этого, фирма активно спонсирует и разрабатывают сторонние исследования, связанные с освоением космоса, решением различных воздушно-транспортных задач, совершенствует военные самолеты и истребители. Сейчас это многомиллиардный магнат, который имеет представительства в различных странах практически на всех континентах. Доход компании постоянно растет, она не раз била различные мировые рекорды. Боинг - это пример того, как мечта о небе превратилась в небывалый коммерческий успех и узнаваемый бренд. Но обо всем по порядку.

Первоначально самолет в том виде, в котором мы сейчас привыкли его видеть, изобрели братья Райт. В 1903 году они пролетели весьма впечатляющее расстояние на своем первом самолете. Эти люди были новаторами, до них инженеры бились над разными моделями планеров, не очень волнуясь об управлении и безопасности. Но изобретатели пошли другим путем. Они потратили не один год, но в итоге их труды увенчались успехом. Газеты трубили от этом, так как это была новость мирового масштаба.

Она совпала с выпуском из университета Уильяма Боинга. Учился, стоит сказать, он хорошо, но не имел ничего общего с авиацией. Да и после выпуска активно начал вести дела, касающиеся лесоторговли. Именно здесь он сколотил большое состояние, которое в дальнейшем стало начальным капиталом для дела всей его жизни. Боинг был уважаемым человеком, активным бизнесменом, целеустремленным и серьезным. Но увидев впервые на торговой выставке в 1909 году дирижабль, он влюбился в авиацию и небо.

Далее Боинг какое-то время вынашивал план собственного детища, попутно закрывая пробелы в образовании. Он ездил на выставки и показательные полеты. На одном из них пилот чудом не погиб, но даже это не испугало, а лишь заинтересовано бизнесмена. Он понял, что его бизнес должен предлагать не просто полеты в небо, а безопасные полеты. Так зародилась компания Боинг.

Дальнейшее развитие корпорации

Можно сказать, что компания начала свое официальное существование в 1905 году.

Тогда же Боинг познакомился и подружился с энтузиастами полетов Уэстервельтом и Марони. Параллельно Боинг сам учился пилотированию.

Первоначально компания Boeing представляла собой ангар с самолетами, на которых все желающие могли путешествовать на небольшие расстояния. Но существующие на тот момент самолеты не устраивали бизнесмена. Найдя энтузиастов, он начал свои разработки. Можно привести только некоторые из множества факты, которые известны о фирме в то время:

  1. Боинг вложил в свое детище 100 тысяч долларов – астрономическую сумму по тем меркам и все свое состояние.
  2. Первоначально фирма зарекомендовала себя, как первый в мире перевозчик почты.
  3. Только спустя время была создана первая авиатрасса Санкт-Франциско – Чикаго.
  4. Появилась первая модель пассажирского самолета (на 12 персон) в 1929 году.
  5. В 1930 году появился самолет для перевозки тяжелых грузов, полностью приспособленный под грузоперевозки.

Фирма росла и ширилась. У нее появились отделения, где учили летчиков, выпускали самолеты или детали к ним (пропеллеры, крылья), проектировали технику, обучали инженеров, предоставляли транспортные услуги. Уже к 1929 году основатель фирмы стал одним из самых богатых бизнесменов Америки. Его вклад полностью окупился.

Линия по сборке самолетов Боинг 787 завода компании Boeing Co. в Эверетте, штат Вашингтон

Взлеты и падения

К сожалению, не все было так гладко в бизнесе авиационной сферы. Правительство Америки не слишком радовалось единоправию в этой сфере. В итоге вышел закон, который запрещал авиафирмам заниматься одновременно и почтовыми, и пассажирскими перелетами, а также создавать самолеты. Фирма Боинг распалась на три дочерних предприятия:

  • Air Lines, которое занималось перевозками пассажиров;
  • Aircraft;
  • Boeing Company (проектирование и выпуск самолетов).

Для владельца компании это был страшный удар. Все, что он создавал столько лет, отчасти рухнуло, перетерпело изменения. Он отошел от дел, ушел на покой. Жажду скорости и адреналин он утолял новую страсть – разведением лошадей. Разные части фирмы перешли тем самым энтузиастам-пилотам, которые были с ним в самом начале карьеры.

Что такое Боинг после ухода своего главного вдохновителя? Это фирма, которая все также не собиралась терять пальму первенства. В 1930 году компания выпускает модифицированный и современный истребитель, на котором в последующем будет долгое время тренироваться военный состав США. Далее в 1938 году компания выпускает пассажирский самолет 307 Stratoliner, который на десятилетия определил идеал пассажирского воздушного транспорта. При этом в Боинге не забывали о военной технике и создавали мощные и скоростные бомбардировщики.

Война и послевоенный период

Вторая Мировая разрушила многие судьбы и фирмы. Но это не касается Боинг. Да, разработки пассажирских самолетов практически прекратились, они были просто не востребованы и опасны в такое время. Однако компания стала крупнейшим производителем военной авиационной техники. Тогда же на заводах корпорации был побит рекорд, который до сих остается актуальным – в авральном режиме фирма выпускала по 16 самолетов в день.

Но после войны кризис добрался и до этого гиганта. В 1946 были уволены 7 тысяч человек. Компания терпела убытки, большого спроса на перелеты не было. Однако и здесь удалось все повернуть в свою сторону. Пытаясь найти новые грани бизнеса, фирма стала выпускать новые, более совершенные бомбардировщики, выпустила первые в мире воздушные дозаправщики, представила первый реактивный пассажирский самолет – модели 707. Одну из них в свое время купили для президента США.

А в 60-х годах неба Боингу стало мало – компания начала осваивать и космос. Инженеры создавали проекты порой совсем фантастические – например, огромной орбитальной станции нового типа. Но именно творение фирмы – корабль Apollo 11, прилетел на Луну и успешно позволил космонавтам ступить на эту почву.

Авиалайнеры и бомбардировщики компании Boeing

Самолеты Боинг и новое время

Начиная с 70-х годов, фирма выпускает самолеты, которые до сих пор используются всеми компаниями мира и летают по различным направлениям. В этих временных рамках мир увидел Боинг 737 – самый продаваемый авиалайнер во все времена (рекорд до сих пор не побит). После этого выпустили модель 747 – которая была самым большим творением в линейке.

Конечно, нельзя сказать, что дела фирмы всегда шли в гору. Нефтяной кризис привел к тотальным сокращениям, рабочие возмущались, руководство крутилось и пыталось взять новые заказы. Но в конечном счете, очередной кризис утих и оставил корпорацию в плюсе. До сих пор она остается одной из самых крупных и успешных авиационных фирм. Это крупнейший производитель самолетов, подрядчик от США для построения космической станции. Кроме того, Боинг – это лидер Америки по экспорту. Только задумайтесь, объем выручки за год составляет около 60 миллиардов в год.

Трон пошатнулся только в начале двухтысячных. Тогда пальма первенства по доходам перешла к другому гиганту неба – фирме Airbus. Однако этот колосс удержался на плаву. Некоторые критики говорят, что у инженеров Боинга закончились идеи. Это, конечно же, не так. В проекте пассажирский сверхзвуковой самолет, а также новый авиалайнер, который сделает прорыв в плане эргономичности и удобства для пассажиров. Боинг привлекает все новых и новых инженеров, покупает интересные, но небольшие компании, а вместе с ними – их идеи.

Например, не так давно мир увидел Боинг 787 – выпущен он был в 2011 году. Это очень современный лайнер, который может вместить до 330 пассажиров. Достигаемая скорость составляет 903 километра в час. При этом в кабине пилота установлены самые современные системы и компьютерные приборы для успешного управления даже в критических ситуациях. Остается только ждать, чем еще удивит Боинг весь мир в скором времени, ведь нет сомнений, что это будет нечто новое.

Вконтакте

Расположение

США : Чикаго

Ключевые фигуры

Джеймс МакНерни (председатель совета директоров и президент)

Отрасль

Авиастроение, космическое машиностроение

Продукция Чистая прибыль

▲ 3,3 млрд долл. (2010 год)

Число сотрудников

160,5 тыс. человек (январь 2011 года)

Сайт

The Boeing Company - американская корпорация. Один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники. Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс , США).

В состав корпорации входят два основных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Integrated Defense Systems (продукция военного назначения). Кроме того, в состав корпорации входят Boeing Capital Corporation (вопросы финансирования проектов), Shared Services Group (инфраструктурная поддержка) и Boeing Engineering, Operations & Technology (разработка, приобретение и внедрение инновационных технологий и процессов).

Основные производственные мощности компании размещены в городах: Эверетт (штат Вашингтон), Калифорнии , Сент-Луис (штат Миссури).

История

В структуре Boeing функционируют два крупных подразделения:

  • Boeing Commercial Airplanes, занимающееся строительством гражданских самолётов;
  • Integrated Defense Systems, осуществляющее космические и военные программы.

Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.

Конкуренция с Airbus

Boeing в России

С 1993 года в Москве действуют Научно-технический центр (НТЦ), а также Конструкторский центр компании «Боинг», ведущие научные и инженерные разработки для нужд компании. Специально для испытаний компонентов самолётов «Боинг» в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в городе Жуковский был построен уникальный испытательный стенд.

С 1997 года Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение ВСМПО «Ависма» поставляет 25 % титана , используемого Boeing для производства гражданских самолётов.

C июля 2009 года в городе Верхняя Салда Свердловской области действует совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing - Ural Boeing Manufacturing. Предприятие занимается механической обработкой титановых штамповок для самолётов Boeing 787 Dreamliner и Boeing 737.