Как медуза горгона стала такой. Как выглядит медуза горгона

Имя: Медуза Горгона (Medusa)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: чудовище с женским лицом и змеями вместо волос

Семейное положение: не замужем

Медуза Горгона: история персонажа

Древнегреческая мифология отразилась на культуре: древние живописцы изображали богов, чудовищ и титанов масляными красками на холсте, а скульпторы вытачивали героев из мрамора. Современные творцы продолжают восхищаться культурой жителей юго-восточного государства. И, конечно же, устрашающая Медуза Горгона до сих пор продолжает вдохновлять художников и режиссеров на новые подвиги.

История появления

Медуза – это одна из сестер Горгон, чудовищ, у которых вместо волос были ядовитые змеи. В поздней версии мифа, которую передал в произведении под названием «Метаморфозы», причиной появления мистических существ стала .

Дело в том, что разгневанная богиня организованной войны превратила Медузу и ее сестер в чудовищ после того, как повелитель морских волн, обратившийся в птицу, овладел Медузой в храме богини – там Медуза укрывалась от преследований . До «перевоплощения» Медуза была привлекательной девушкой с красивыми волосами.


Однако существует и другая вариация легенды, согласно которой сестры несчастной змееволосой девушки – Эвриала и Сфено – сами захотели стать чудовищами из-за сострадания к родственнице. Они были бессмертными, тогда как Медуза погибла от меча сына – . По еще одной версии горгоны были детьми Тифона и Ехидны.

Кроме того, некоторые исследователи представили собственные гипотезы по поводу чудовищ. Ученые считают, что горгоны являются духами бури и холодной зимы, которая периодически посещает Борей, находящийся на севере Древней Греции.


Впрочем, это неудивительно, ведь от взгляда Медузы и ее сестер даже вода покрывается тонким льдом, а сами Горгоны летают по воздуху быстрее ветра. На иномирную природу родственниц указывает то, что их породили Форкис и Кето, то есть праматерь морских чудовищ и олицетворение бурного моря. А значит, Горгоны являются хтоническими чудовищами – существами, изначально олицетворяющими природную мощь земли, воплощением враждебных стихий воды и воздуха.

Другие находят во внешнем виде Горгон некую «драконоподобность». Все тело сестер покрывала крепкая, как сталь, чешуя, которую способен разрубить только меч ; их рот украшали острые клыки, а пальцы – длинные когти. Не везло человеку, которому встречались эти чудовища на пути: они разрывали плоть несчастного и пили его кровь. Некоторые считали, что горгоны убивали только мужчин. Ученые указывают на сходство Медузы с такими персонажами, как старая змеиха, которая фигурировала в славянских мифах.

Русский и советский философ Яков Голосовкер считал, что Горгоны вместе с Грайями и другими мистическими существами являются остатками доолимпийского пантеона, но в сознании греков постепенно превратились в чудовищ, чему поспособствовало воздействие «олимпийцев». Древние верили, что горгоны воплощали опасность, исходящую от далекого Запада.

Медуза Горгона в мифах

Из трех сестер только Медуза Горгона могла превращать все живое в камень. Она буквально зачаровывала собственным взглядом. Возможно, героиня древнегреческих мифов жила бы спокойной жизнью на крайнем Западе у берегов реки Океан и питалась людьми, однако Персей убил смертную Горгону.

Сыну Зевса не повезло еще с рождения. Его дед царь Акрисий получил предсказание от оракула, что суждено ему пасть от рук собственного внука. Поэтому первоначально тот не подпускал к своей дочери Данае потенциальных женихов, а когда от хитроумного Зевса у девушки родился сын, владелец короны заточил дочь и внука в ящик и выкинул в море.


Деревянный ящик приплыл к острову Серифос, которым правил Полидект. Царь влюбился в красавицу Данаю, которая не отвечала ему взаимностью. Тогда правитель пожелал всеми силами добиться внимания женщины, а в ее юном сыне Персее царь видел помеху, мешающую совершить задуманное. Однажды Полидект якобы усомнился в божественном происхождении молодого человека, поэтому попросил его совершить, подобно , подвиг и принести голову Медузы. Персей, желающий доказать правителю свою кровную связь с громовержцем Зевсом, отправился в путь.

Древнегреческий герой не справился бы с монстрами в одиночку, поэтому его героическому подвигу поспособствовали Афина и Гермес. Богиня войны подарила Персею отполированный медный щит, в котором все отражалось, словно в зеркале, а от покровителя торговли юноша получил кривой меч.


По совету своих союзников, Персей отправился к вещим старухам Грайям (сестрам Горгон), у которых на троих один зуб и один глаз. Хитростью юноша похитил у них сокровенные вещи и обменял потом добычу на шапку-невидимку, крылатые сандалии и волшебный мешок. Помимо прочего, старухи показали ему путь к Горгонам.

Пройдя по страшным и дремучим лесам, Персей нашел убежище Медузы и ее сестер. Пользуясь своими заколдованными атрибутами, он отсек голову Медузы, положил ее в мешок и убежал от разгневанных Горгон. Так как Персей смотрел на чудовище с помощью щита, он не обратился в камень.


Стоит отметить, что способности Медузы сохранились и после ее смерти: каждый, кто взглянул на ее отрубленную голову, превращался в бездыханную мраморную глыбу. Этим и воспользовался Персей, спасший Андромеду и уничтоживший царство Полидекта.

По легенде, во время поединка с Персеем Медуза была беременна от Посейдона. Поэтому, когда та была обезглавлена, с потоком крови вышли ее дети – крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Герой спрятал голову Горгоны в мешок, и во время путешествия по Ливии кровь просочилась сквозь ткань и обратилась в ядовитых змей, которые уничтожили все живое в этом жарком месте. А из потока крови, которая попала в воды, появились кораллы – об этом гласит локальная легенда.


Бог медицины и врачевания Асклепий использовал кровь Медузы. По сказаниям, та, что текла из левой части головы, была ядовитой и убивала всех живых в мгновение ока, а другая же, вытекающая из правого полушария, спасала людям жизни.

Экранизации

Именитые режиссеры тоже восторгаются мифами Древней Греции, которые перекочевали из трудов писателей на большие экраны. Рассмотрим популярные кинематографические произведения с участием Медузы Горгоны.

Режиссер Крис Коламбус, в послужном списке которого имеются фильмы о , перенес на экраны книгу писателя

Способность горгон превращать людей в камень


Среди горгон выделялась упомянутая в «Одиссее» Гомера горгона Медуза, которая, согласно Пиндару (ок. 518-442 до н.э.) и Овидию (43 до н.э. – 17 или 18 н.э.) , обладала чудесным даром завораживать людей взглядом и обращать их в камень. По другим версиям мифа, взгляд всех горгон обращал людей и животных в камень, и даже вода превращалась от их взгляда в лед.

Читайте мои работы о других существах, обращавших людей в камень – василиске , предводителе виевичей Вие и предводителе фоморов Балоре

Горгоны – прекрасные морские девы, ставшие чудовищами


Горгоны не всегда были чудовищами. В незапамятные времена сестры-горгоны были красивыми морскими девами. Согласно «Метаморфозам» Овидия, Афина превратила Медузу и её сестер в чудовищ – горгон после того, как Посейдон овладел Медузой в храме Афины. По другому мифу, Эвриала и Сфено решили стать горгонами сами из сострадания к судьбе сестры – Медузы. В отличие от своих сестер – горгон, которые были бессмертными , горгона Медуза была смертной.

Горгона Медуза


Как уже говорилось выше, самой известной горгоной была младшая из дочерей Форкиса и Кето, Медуза – чудовище с женским лицом и змеями или гидрами на голове вместо волос. Своё имя горгона Медуза получила из-за сходства шевелящихся волос-змей с медузами.
Горгона Медуза родилась красивой морской девой (не говорит ли это о ее оборотнических способностях, подобно нагам и виевичам ?) – такой прекрасной, что сам бог Посейдон решил соединиться с ней. Пиндар в «Двенадцатой пифийской оде» описал красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую писателей и поэтов на протяжении долгих столетий. Тем не менее, в древнегреческом искусстве она изображалась и с кабаньими клыками вместо зубов.
Превращенная в чудовище Медуза была вынуждена скрывать от всех свой безобразный облик, и перебралась «на край земли», на затерянный отдаленный остров , где она провела долгие годы.

Убийство горгоны Медузы Персеем


Г оргона Медуза была убита героем Персеем, случайно «обранившем» обещание убить ее, которым воспользовалась Афина. Справиться с чудовищем ему помогли боги – Афина и Гермес. По другому мифу, изложенному в «Ионе» Еврипида, Медуза была рождена Геей и убита Афиной во время гигантомахии . Согласно Евгемеру, ее убила сама Афина.
Голова убитой Медузы, согласно Павсанию, лежала в земляном холме около площади Аргоса. Павсаний в «Описании Эллады» писал, что циклопы изготовили голову горгоны Медузы из мрамора и установили у храма Кефиса в Аргосе.

Горгона Медуза – ядовитое создание, мгновенно умертвлявшее людей


Еврипид в «Ионе» отмечал, что одна половина крови горгоны Медузы была целебной, а другая ядом из змеиного тела . Подаренную Афиной врачевателю Асклепию кровь горгоны Медузы последний использовал следующим образом. С помощью крови Медузы, взятой из левой части тела, Асклепий оживлял людей, а из крови, взятой из правой части тела - мгновенно умертвлял.

Медуза Горгона – существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет ее хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трех сестер-горгон. Легенда гласит, что красавицу настигла месть богини Афины, превратив в чудовище. Есть и предположения, якобы Медуза Горгона и Геракл породили скифский народ.

Горгона - кто это?

Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:

  1. Титаническая . Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
  2. Посейдоническая . У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.

Как выглядит Медуза Горгона?

Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.


Горгона Медуза - символ

Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.

Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:

  1. Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
  2. Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.

Медуза Горгона - мифология

По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень. В изложении других сказателей Эллады выходило, якобы такой дар имели все три сестры. Овидий же рассказывал, что две старшие сестры родились старыми и уродливыми, с одним глазом и одним зубом на двоих, а младшая горгона - красавицей, за что и вызвала гнев богини Паллады.

Афина и Медуза Горгона

По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос. От пережитых страданий взгляд Медузы окаменел и стал превращать других в камень. Сестры морской девы решили разделить судьбу сестры и тоже превратились в чудовищ.

Персей и Горгона

Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.

Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу. Превратив в камень морское чудовище, которое посягало на Андромеду, герой опустил страшную голову в море, и взгляд Медузы стал превращать водоросли в кораллы.


Геракл и Медуза Горгона

Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.

Медуза Горгона - легенда

Миф о Медузе Горгоне сохранил не только версию об ее уничтожающем взгляде, который стал символическим на века. Согласно легенде, после смерти Горгоны из ее тела вышел волшебный конь Пегас, крылатое создание, которого стали связывать с Музой творческие личности. Головой Медузы украсила свой щит воительница Паллада, что еще больше устрашило ее врагов. О волшебных свойствах крови жестокой Горгоны сохранилось 2 версии:

  1. Когда Персей отрубил голову Медузе, кровь, падая на землю, превращалась в ядовитых змей и была губительна для всего живого.
  2. Кровь Горгоны сказатели наделили особыми свойствами: взятая из правой части тела оживляла людей, из левой – убивала. Поэтому Афина собрала кровь в два сосуда и подарила врачу Асклепию, что сделало его великим целителем. Асклепия даже изображают с посохом, который обвивает змея – порождение крови Горгоны. Сегодня этого святого почитают, как основателя медицины.

Мифы древней Греции насчитывают огромное количество легендарных существ, населяющих просторы лесов и морей. Горгона Медуза представляет из себя ужасное чудовище со змеями вместо волос и ужасным чешуйчатым телом.

Описание существа

Медуза Горгона - фантастическое существо из легенд древней Греции, является дочерью Форкия и Кето.

Мифология древнегреческого мира повествует о Форкие, отце трех Горгон, покровителе морей, а также о его супруга Кето, которая была божеством морской пучины. Медуза является наиболее прославленной среди сестер. Её ужасающий вид и способности обращать людей в камень сгубили не одно поколение храбрых воинов.

Легенда о происхождении

Легенда повествует о морском происхождении Медузы, которая была самой младшей в семье и не имела бессмертия. Девушка была молода и красива, ее великолепные волосы струились до самого пояса. Однажды ее заприметил бог морей Посейдон. Он обманом склонил Медузу к близости, совершив надругательство в храме Афины, в котором девушка хотела укрыться.

Богиня войны и мудрости не оказала помощи Медузе, а, наоборот, разгневалась. Прекрасные волосы Горгоны были обращены в ужасающих змей-гидр, а тело изуродовано, только лицо осталось девичьим.

Внешние особенности

Внешний вид Медузы после проклятия Афины стал устрашающим, от милой и безобидной девы не осталось и следа. Выглядит она как морское чудовище, ее внешний вид:

  • голова покрыта ядовитыми змеями, которые издают страшные звуки;
  • туловище существа укрыто блестящей чешуей;
  • верхние конечности медные, на пальцах заточенные когти из стали;
  • у чудовища имеются крылья, выполненные из стали, с золотыми перьями.

Медуза имела огромную силу как физическую, так и волшебную. Одного взгляда чудовища хватало, чтобы обратить человека в камень, забрать дар речи или слух, убить на месте. Легенда гласит, что даже кровь Горгоны имела чудесное действие. Кровь, взятая из левой части существа, могла оживить мертвого или исцелить больного, но кровь из правой части тела Медузы могла мгновенно убить любого.

Голова Медузы даже после смерти несла в себе опасность, она сохранила все свойства, которыми обладала при жизни.

Миф о смерти

Перевоплощенная в чудовище Медуза наводила страх на окружающих, никто не осмеливался вторгаться в земли, принадлежащие ей. Тогда для борьбы против злодеяний обозленной Горгоны был снаряжен в путь Персей, сын Данаи и Зевса. Богиня мудрости Афина и сын Зевса Гермес решили оказать помощь храброму юноше, они снарядили его к бою, отдав свои меч и щит. Данный Афиной щит имел зеркальную поверхность, которая должна была отразить взгляд Горгоны, а Гермесов меч благодаря серповидной форме был незаменим в бою с чудовищем.

После долгих скитаний Персей пришел к дому сестер Горгон, которые по преданию олицетворяли старость, они были рождены уже старыми: волосы седые, тело дряхлое. На всех сестер имелся лишь один целый зуб, который использовался каждой старухой поочередно. Они были охранницами Горгоны и достоверно знали путь к ее жилищу. Персею удалось разузнать путь к чудовищу, который проходил через лесных нимф. Красавицы снарядили юношу, дав ему:

  • крылатые сандалии;
  • льняной мешок;
  • шлем, позволяющий быть невидимым.

Вооруженный Персей застал всех сестер Горгон спящими. Быстрым движением он срубил голову Медузы и, пользуясь зеркальным щитом, быстро положил срубленную голову в мешок, он знал, что даже обезглавленная Горгона представляла опасность. На момент гибели Медуза была на сносях, поэтому из ее тела вышли Пегас и Хрисаор, отцом которых был Посейдон.

Не успев окончить дело с Медузой, Персей был атакован ее сестрами. Чтобы не вступать в бой и избавиться от преследования, он надел шлем-невидимку и крылатые сандалии. Легенда о бегстве от преследования повествует о том, что при перелете над Ливией из кровоточившей головы Медузы несколько капель упало на землю и с тех самых пор там обитают ядовитые ехидны. С потоком ветра юношу относило все более к западу в царство Атланта, где он решил остановиться на ночлег.

Попросив у великого Атланта пристанища на ночлег, Персей получил резкий отказ, по причине своего родства с Громовержцем. Атлант хотел силой выгнать Персея, но юноша вынул отрубленную голову Горгоны, чтобы показать титану. В тот же миг Атлант начал перевоплощаться в высокую гору: борода и волосы превратились в густые леса, голова подняла небосвод, а плечи стали горными отрогами.

В дальнейшем голова Горгоны стала достоянием Афины, она носила ее на своем щите и успешно сражалась с врагами. После этого богиню прозвали «Горгопа», что значит «со страшным взглядом».

Образ Горгоны в искусстве

В мифологии Медуза Горгона представлена как ужасное чудовище, убивающее людей, но в народе ее образ очень популярен и является оберегом. Часто изображение головы чудовища служит защитой от сглаза и порчи. Недаром образ широко распространен на найденных артефактах: щитах, монетах, рукоятках мечей. Среди мореплавателей Древнего Рима было поверье, что изображение головы Горгоны на мысе корабля принесет удачу и защитит от крушения при шторме.

Во Франции изображение чудовища на рукоятке меча означало символ свободы и равенства. На сегодняшний день образ Медузы стал логотипом одного из самых известных домов моды «Versace», который считает ее смесью красоты, философии и искусства.

Нередко образ используется как эмблема.

  1. Легенды приписывают обладание головой Медузы А. Македонскому - эмблема была расположена на доспехе, защищавшем грудь.
  2. Является украшением административной области в Италии - Сицилии, которая является родиной Горгоны и ее сестер.
  3. В эстетических направлениях классицизма и имперского стиля Медуза Горгона стала традиционным элементом декора, который использовался при украшениях оград. В культурной столице России, Санкт-Петербурге, можно лицезреть изображение Горгоны на ограде моста и Летнего сада.

Образ в культуре

Образ Горгоны использован австрийским психоаналитиком Фрейдом для психоанализа. Изображение Медузы становится значимым и для современных девушек, борющихся за свободу и права женщин. Феминистки выступают против компании «Versace», которая использует лик невинно погибшей девушки в качестве логотипа.

В конце XIX века астрологи в честь убиенной Горгоны наименовали астероид «149 Медуза». В современной интерпретации образ Медузы используется с неким искажением.

  1. В романе «Stay night», представленном в виде визуализации, Горгона является всадником на белоснежном Пегасе.
  2. В литературном искусстве современников образ Медузы - это девушка из книжной серии «Таня Гроттер» в главной роли - Медузия Горгонова, работающая доцентом кафедры нежитеведения.

Часто мифологический образ используют в современном кинематографе.

  1. В научном сериале с элементами фэнтези под названием «Доктор Кто» образ Горгоны появляется в 6 сезоне.
  2. Мультипликация «Персей» 1973 года, где Медузе приписывают образ соблазнительницы, завлекающей к себе на остров молодых юношей, чтобы превратить в камень.
  3. В 2010 году на экраны вышел фильм «Битва титанов», где присутствует существо со змеиным хвостом и торсом женщины, на голове которой ядовитые змеи.

Заключение

Горгона - одна из 3-х дочерей повелителя морей Форкла и его сестры Кето. Красавица, превращенная в злое чудище, принесла много бед простым смертным.

Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини - прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.

Голова Медузы

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) - драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию . Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду , царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта , поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко .

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю , мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины» ) - в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Интерпретации

Согласно рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды, водила ливийцев на войну, но ночью была изменнически убита. Карфагенский писатель Прокл называет её дикой женщиной из Ливийской пустыни . По другому истолкованию, была гетерой, влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние .

Животное горгона из Ливии описал Александр Миндский .

Античные источники

В искусстве

Изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона.

Отдельная иконография - изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалась в декоративный мотив - горгонейон .

В скифском искусстве - заклинательная чаша-омфалос IV в. до н. э. из Куль-Обы (Керчь) с 24 головами.

Верования и амулеты

Горгонейон - маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси.

В русской средневековой культуре

В славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию . Волхв, которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения . В романе «Александрия » головой овладевает Александр Македонский .

Голова горгоны Медузы как эмблема

В западноевропейской живописи и скульптуре

В западноевропейской литературе

В культуре

  • Das Medusenhaupt - работа Зигмунда Фрейда , анализ мифа с точки зрения психоанализа.
  • Медуза Горгона является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче .
  • В честь Медузы Горгоны назван астероид 149 Медуза , открытый в 1875 году.
  • В репертуаре группы Княzz есть песня с одноимённым названием.
  • Истории Медузы посвящена песня Stare из одноимённого альбома группы Gorky Park
  • В современной литературе Медуза Горгона представлена в книжной серии «Таня Гроттер » в роли Медузии Горгоновой - доцента, заместителя главы Тибидохса, преподавателя нежитеведения.
  • В визуальной новелле Fate/stay night Медуза участвует как Слуга класса Райдер (всадник). Её образ немного отличается от оригинального тем, что у неё нет волос-змей, но её способность обращать все живое в камень своим взглядом оказывается реальной. В битвах, она сражается верхом на белом пегасе по имени Беллерофонт.

Горгона в кино и мультипликации

Перси Джексон и похититель молний

Также эта получеловек-полузмея, на голове у которой вместо волос извивающиеся змеи , встречается в фильме «Перси Джексон и похититель молний » (), роль исполнила актриса Ума Турман .

Битва титанов

Злобное существо наполовину человек - наполовину змея, у которой на голове вместо волос кишат змеи , появляется в фильме «Битва титанов » (), роль играла топ-модель Наталья Водянова . В оригинальном фильме использовалась кукла.

Персей (мультфильм)

В советском мультфильме 1973 года Горгона предстаёт обольстительной крылатой нимфой с огромными сверкающими и непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своих жертв.

Доктор Кто

В британском научно-фантастическом сериале Медуза Горгона появилась как вымышленное создание, ожившее в Земле Фантастики. Её появление произошло во 2 серии 6 сезона «Вор разума » (1969), где её сыграла Сью Палфорд.

Школа Монстров (мультфильм)

Упоминается, как мать Дьюса Горгона.

Напишите отзыв о статье "Горгона Медуза"

Примечания

Литература

  • // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 51-58.

См. также

  • Горгоны - древнегреческие чудовища, сестры Медузы
  • Медузы - обитатели моря получили своё название в честь горгоны с шевелящимися щупальцами.
  • Василиск - другое чудовище с волшебным взглядом
  • Остров Горгона - колумбийский остров, названный так в честь большого количества ядовитых змей.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ». Галерея

Отрывок, характеризующий Горгона Медуза

Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.