Катастрофа над Боденским озером: личная трагедия Виталия Калоева. Авиакатастрофа над Боденским озером: причины, расследование, последствия

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

2 июля 2002 года авиакатастрофа в небе над Германией унесла 71 жизнь. Ночью на высоте 12 тысяч метров столкнулись два самолёта: грузовой Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». 71 семья не забудет ту ночь никогда: разорвавшиеся в воздухе самолёты навсегда разделили их жизнь на «до» и «после».

Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь год на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! - Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки, по-другому за все школьные годы просто не было

Почти все пассажиры Ту-154 - юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

Ирина была умненькая очень. Всегда всё на отлично, абсолютно все предметы. И, как это бывает с теми, кто успевает по учебе, была очень тихая и скромная. После школы со всеми гулять не ходила, а прямиком домой. В общем, прилежная ученица и умничка, - вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так говорили про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Разрыв

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже - для них ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 52 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании - супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Эта великая трагедия - сплошь череда ужасных случайностей, совпадений и ошибок. Вычеркни одну из них - и все сложилось бы иначе, - сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев убьёт диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Роковая ошибка

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода - пытался дозвониться до «Скайгайд». Ни основная, ни резервная линии не работали.

Когда до столкновения пассажирского Ту-154 и грузового Боинга оставалось всего ничего, ТКАС - автоматическая система предупреждения опасных сближений - дала команду нашему самолёту набирать высоту. Но диспетчер «Скайгард» Питер Нильсен велел снижаться. И наши пилоты его послушали. Тем временем, Боинг, по инструкции, послушав ТКАС, тоже пошёл на снижение.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов...

В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

Я же говорил, что боинг слева! - эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находится школа для особенных детей, - пересказывает историю немцев Зульфат Хамматов. - Там был уже большой мальчик, но он не говорил. Совсем. За день до катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не воспринял его слова всерьез - лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одна мистическая история связана с 14-летней Зоей Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике такие строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Собираясь, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки хвоста самолёта, а там - пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

После

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Растут цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда - чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть... Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, - мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь будто и не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь...

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы...

Я руки на землю положил - пытался понять, где душа дочки осталась - на земле, или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, - эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник - «Разорванная жемчужная нить» - бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет назад пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Один безутешный отец не выдержал. Виталий Калоев хотел, чтобы хоть кто-то извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена - показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся - родные лица Виталия полетели на землю...

В теле Нильсена криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три - отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о содеянном. И себя не жалеет - нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии - Алании. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии» и ушёл на пенсию.

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

Едем за свой счёт, - рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он - председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года «Рейс № 2937«». - В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники - не в счет.

Зульфат - самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных назвали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами - сказали, дескать, нет нужной практики.

Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», - признается мужчина. - Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» - четырем ее сотрудникам дали условные сроки и оштрафовали.

Нильсон не виноват, это вина компании, - без обиняков говорит Зульфат. - На диспетчера просто свалили всю вину. - Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

Зульфат и сегодня общается с Калоевым, и тогда навещал его в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек - как две капли...

Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, - Зульфат выдерживает паузу. - Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно - поговорить с человеком, который точно тебя поймёт, который пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру - 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, - поведал еще одну историю Зульфат Хамматов. - Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё самолётики - по числу погибших.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев - в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов - в Чишмах, Гульназ Низаметдинова - в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других - горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека. 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над Боденским озером в Германии произошла одна из самых крупных авиационных катастроф в истории человечества, унесшая жизни 71 человека, включая и 52 ребенка.

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154 Башкирских авиалиний. На борту самолета помимо 12 членов экипажа, находились 57 пассажиров, 52 из которых были детьми. Большинство детей летели на отдых в Испанию за счет республиканского бюджета Башкортостана. Поездка была организована в качестве поощрения для лучших учеников и победителей ученических олимпиад.

Второй рейс, Boeing 757, грузовик компании DHL, летел из Бахрейна в Брюсель. На его борту находились лишь два члена экипажа.

Столкновение

Так случилось, что авиаперелетами в том месте занималась частная швейцарская компания Skyguide, диспетчерский центр которой располагался в Цюрихе. Хотя в ту ночь дежурили два диспетчера, незадолго до аварии один из низ удалился на перерыв. На дежурстве остался лишь один диспетчер, Петер Нильсен, а также его ассистентка. Вдвоем они были вынуждены работать сразу с двумя терминалами.

По каким-то причинам часть оборудования в диспетчерской была отключена, поэтому Нильсен слишком поздно заметил два самолета в опасной близости друг к другу и, видимо, поддался панике. До предполагаемого столкновения оставалось менее минуты, и диспетчер срочно дал команду экипажу Ту-154 начинать снижение.

Российские пилоты к тому времени и сами заметили второй самолет и приступили к маневру сразу после поступления соответствующей команды. Вместе с тем, система опасных сближений одновременно начала сообщать экипажу о необходимости, наоборот, набирать высоту.

Диспетчер еще раз дезинформировал пилотов, сказав, что второй самолет находится не слева, а справа от российского борта. Не имея никаких причин сомневаться в правдивости слов диспетчера, экипаж Ту-154 решил, что речь идет о третьем самолете, невидимом на их экранах, и продолжал выполнять инструкции диспетчера, игнорируя сообщения системы опасных сближений.

Несогласованность

В то же время, аналогичная система на грузовом борту порекомендовала экипажу снижать высоту, что они незамедлительно и стали делать, сообщив об этом диспетчеру. Поскольку два самолета одновременно вышли на связь с диспетчером, последний не смог получить оба сообщения и так и не узнал, что и второй самолет тоже снижается.

Буквально за считанные секунды до столкновения пилоты самолетов поняли, что крушения не избежать, и отклонили штурвалы до предела. Этого оказалось уже недостаточно, и самолеты столкнулись практически под прямым углом.

При столкновении хвостовой стабилизатор Боинга разломил фюзеляж Ту на две части. В падении российский самолет разломился еще на четыре части, все они упали в районе Юберлингена. Боинг, потерявший стабилизатор, вошел в пике, потом на высоте около 500 метров потерял правый двигатель и также разбился. Ни один из пассажиров или членов экипажа обоих самолетов не выжил.

Последствия катастрофы

Официальными причинами катастрофы названы игнорирование экипажа Ту-154 рекомендации системы TCAS, а также запоздалая инструкция диспетчера. Кроме того, были указаны и ошибки в работе компании Skyguide - в частности, тот факт, что каждую ночь только один диспетчер следил за полетами, в то время, как второй отдыхал.

24 февраля 2004-го, через полтора года после трагедии, россиянин Виталий Калоев, потерявший в той катастрофе жену, сына и дочь, убил авиадиспетчера Петера Нильсена на пороге его собственного дома в Швейцарии. У Петера Нильсена сиротами остались трое детей, а Калоева на следующий день арестовала швейцарская полиция.

В 2005 году суд приговорил Виталия Калоева к 8 годам тюремного заключения, но уже в ноябре 2007-го тот был досрочно освобожден и в 2008 году стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии.

Шестнадцать лет назад в небе над Германией случилась страшная авиакатастрофа, которая унесла жизни 71 человека – 52 ребенка и 19 взрослых. Это были пассажиры и экипаж российского самолета Ту-154 и грузового Boeing-757. В ночь с 1 на 2 июля 2002 года воздушные суда столкнулись в Германии из-за ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

Как произошло столкновение Ту-154 с Boeing-757

Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону, грузовой Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL летел из итальянского Бергамо в Брюссель. На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров – 52 ребенка и пятеро взрослых. Дети летели в Испанию на отдых. Путевку им подарили в Комитете по делам ЮНЕСКО Башкирии за отличную учебу.

В самолете находилась семья из Владикавказа - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и четырехлетней Дианой. Они направлялись к главе семьи, архитектору Виталию Калоеву, который работал в Барселоне по контракту.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Вина диспетчера Петера Нильсена

В ту роковую ночь на работе дежурил один диспетчер – Петер Нильсен, несмотря на то, что по правилам должны были двое. Датчанин приказал экипажу Ту‑154 снизиться, в то время как у приближавшихся друг к другу лайнеров уже не было возможности занять безопасные эшелоны.

Позднее СМИ узнали, что основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении воздушных судов была отключена. Основная и резервная телефонные линии не работали. На опасное сближение самолетов обратил внимание диспетчер немецкого Карлсруэ. Мужчина 11 раз пытался дозвониться, но результата это не дало.

По началу Нильсен после катастрофы продолжил работать, однако потом компания SkyGuide уволила его.

Месть Калоева: более 20 ножевых ранений

Убитый горем Виталий Калоев, ждавший семью в Испании, одним из первых прибыл в Германию, на место авиакатастрофы. Поначалу специальный службы не хотели его пускать в зону трагедии, однако согласились, когда узнали, что он согласен вместе с ними искать тела погибших. В результате в лесу Калоев нашел жемчужное ожерелье, принадлежавшее дочке Диане. К удивлению спасателей, тело девочки почти не пострадало. Позднее будут обнаружены обезображенные катастрофой тела его сына и жены.

Узнав от журналистов о вине диспетчера в катастрофе, Калоев много раз настойчиво предпринимал попытки поговорить с руководством авиакомпании. Он задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины Нильсена в произошедшем. Известно, что директор компании очень испугался «русского с бородой».

Тогда Калоев решил поговорить непосредственно с датчанином. Он обратился с просьбой к Skyguide посодействовать этой встрече. Сначала там дали согласие, однако затем наотрез отказали и не объяснили причин этого. Во время траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии, Калоев вновь подошел к руководителям швейцарской компании, тем не менее отвечать ему отказались.

24 февраля 2004 года россиянин убил Нильсена в его доме в пригороде Цюриха Клотене. Калоев пришел к дому диспетчера для того, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей. Он хотел, чтобы мужчина покаялся в содеянном. Но Нильсен его оттолкнул, в результате снимки упали на землю. Калоев потерял контроль над собой и нанес диспетчеру более 20 ножевых ранений, от которых тот скончался. У Нильсена осталась жена и трое детей.

Наказание Калоева

Швейцарские полицейские очень быстро вышли на убийцу датчанина. Была разослана ориентировка на человека восточной внешности, который был одет в черные пальто и брюки того же цвета. Калоева обнаружили неподалеку в местном отеле. Во время допроса он рассказал, как узнал адрес Нильсена и что происходило в его квартире. По его словам, он вошел в дом диспетчера, показал ему фотографии. А что произошло потом, убитый горем отец и муж не помнил. Больше он ничего следователем не рассказал.

Было принято решение поместить его на обследование в психиатрическую клинику. Специалисты признали его вменяемым, в результате суд в октябре 2005-го приговорил его к восьми годам тюрьмы. Срок Калоев отбывал в швейцарской тюрьме. Между тем уже осенью 2007-го года Верховный суд Швейцарии постановил освободить его от наказания за примерное поведение. Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

Итоги расследования, извинения SkyGuide

Весной 2004-го немецкие власти обнародовали заключение по итогам расследования катастрофы.

Специалисты пришли к выводу, что в столкновении Ту‑154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» с грузовым «Боингом» лежит вина на швейцарских диспетчерах. Диспетчерский центр в Цюрихе сразу не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. В итоге пилоты Ту‑154 выполняли команду диспетчера на снижение, в то время как бортовая система обеспечения безопасности полетов требовала срочно набирать высоту.

Только после того, как был опубликован отчет экспертов SkyGuide признала свои ошибки. Спустя два года после катастрофы директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года тогдашний президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил своему коллеге Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу.

По мотивам трагедии над Боденским озером в 2017 году в США вышла «Последствия» (первое название – «478») с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В четверг, 20 сентября, состоится пресс-показ художественного фильма «Непрощенный» режиссера Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером. Архитектора Виталия Калоева в социальной драме сыграл известный российский актер

Этой катастрофы не должно было быть. 52 ребенка - в основном, из Башкирии - летели на отдых в Барселону . Путевки выделили победителям олимпиад по линии ЮНЕСКО как поощрение за хорошую учебу. Группа опоздала на рейс и вынуждена была почти сутки ждать в Москве , пока республиканские власти не договорились о выделении им нового самолета – ТУ-154. И еще одно роковое событие: в ночь с 1 на 2 июля 2002 года авиадиспетчер швейцарской компании «Скайгайд» Петер Нильсен остался на дежурстве один. Его коллега в нарушение всех правил решил вздремнуть на рабочем месте. Петер заметил, что маршруты двух самолетов пересекаются за минуту до ЧП, лихорадочно отдавал команды пилотам, но изменить траектории самолетов не успели. «ТУ-154» столкнулся с почтовым лайнером: погибли 73 человека, 52 - дети.

«ВСЕХ ДОЛЖНЫ ПОСАДИТЬ РЕАЛЬНО, А НЕ УСЛОВНО»

Родные детей, погибших над Боденским озером, объединились в общественную организацию - «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002» . Зульфат Хамматов, ее председатель, потерял 11-летнего сына Артура. Все, что осталось в память о нем, – чудом уцелевшие после падения с 12 тысяч метров кассетный плеер и загранпаспорт.

Зульфат ездит на место трагедии в германский город Юберлинген каждый год. В этом году полетит с детьми. Тимуру - 13 лет, Искандеру - 9. Они сами попросили показать им место, где погиб их брат. Сейчас там растет еловая аллея из Башкирии.

Привозили десятисантиметровые саженцы, а вымахали огромные деревья, - говорит Зульфат. - Даже не верится, что 15 лет прошло. Сейчас бы и Артурка наш уже вырос настоящим мужчиной…

За эти годы прошло огромное количество судов и в Германии , где случилась трагедия, и в Швейцарии , в которой базируется «Скайгайд», и в Испании – пункте назначения рейса № 2937. Родители погибших получили компенсации – по 30-36 тысяч швейцарских франков (около 1 миллиона рублей по курсу 2010 года - Ред). Помимо иска к «Скайгайд», родственники предъявили претензии двум американским компаниям: они отвечали за автоматизированную систему безопасности самолетов «TСAS», которая должна была сработать при опасном сближении или неправильном сигнале диспетчера. Тяжбы идут до сих пор.

Семь лет назад суд постановил, что большинство истцов находится в благоприятной финансовой ситуации и им не потребуется поддержка со стороны детей. Это просто кощунство, - возмущается Зульфат. - Но самое неприятное, что «Скайгайд» до сих пор не признает новое решение суда, которое вынес Верховный суд Испании: на 50 процентов виноваты производители системы безопасности и в той же мере – «Скайгайд». Здесь уже дело не в компенсациях, речь идет о комплексной проблеме. Эти компании должны серьезно оштрафовать, виновных посадить в тюрьму реально – всем ведь дали условные сроки! В прошлом году я встречался с гендиректором «Скайгайда», мы беседовали более пяти часов, оставили им свой вариант судебного решения, но ответа так и не последовало. На этот раз мы собираемся снова идти в офис и требовать ответа.

«БОЛЬ НЕ УШЛА»

Уфимский строитель Владимир Савчук потерял в катастрофе жену Ирину и двоих детей: дочери было 15, сыну - 13. Владимир смог начать жизнь заново, в доме снова зазвенел детский смех. Дочку и сына он назвал так же, как и погибших детей, – Вероника и Владислав.

Я не лишился детей, они со мной и сегодня. Вспоминать эти события не хочу, простите меня. Не могу до сих пор говорить об этом, - только и смог вымолвить Владимир на наши расспросы.

Осетинский архитектор Виталий Калоев , у которого в катастрофе погибли жена Светлана, 10-летний сын Костя и 4-летняя дочка Диана, все эти годы не общается с журналистами на тему трагедии и просит его об этом не спрашивать. 10 лет назад он вернулся в Северную Осетию , отсидев 2 года в швейцарской тюрьме за убийство диспетчера Петера Нильсена . Как убивал, Калоев не помнил. На суде он заявил, что пришел домой к Нильсену, чтобы услышать от него извинения. Но диспетчер ударил Калоева по протянутой руке с фотографией жены и детей, за что и был зарезан кухонным ножом.


Как пишет в своей книге «Столкновение» Ксения Каспари, Калоеву до сих пор снится его маленькая дочь Диана, тело которой он сам нашел в трех километрах от катастрофы. Во время падения она кричит: «Папочка-а-а-а-а!». Всегда, когда этот сон возвращается, Виталий Калоев идет на кладбище и долго сидит перед могилой своих родных, обнимая холодный камень. До сих пор с ним всегда в нагрудном кармане клочок волос Дианы и несколько жемчужин с ее бус, которые он нашел рядом с телом девочки. В книге Калоев впервые отвечает на вопрос, раскаивается ли он в убийстве Нильсена.

Мне жалко его детей. Но, может, и лучше, что они остались без отца, чем расти с таким человеком, - говорит он.

После возвращения в Россию Виталий Калоев долго жил один в доме, откуда уехала в аэропорт вся его семья, поддерживая в комнате жены и детей тот же порядок, что и в последний день. Но пару лет назад Виталий Калоев снова обзавелся семьей, однако подробности своей личной жизни он держит от всех в тайне. На вопрос журналиста «КП », прошла ли боль утраты, Виталий Константинович ответил коротко:

Нет, не прошла.

НА КОМПЕНСАЦИЮ ПОСТРОИЛ МЕЧЕТЬ

На компенсацию от авиакомпании Юнир Валеев построил мечеть в родном селе Зилаир и назвал ее в честь погибшего сына - «Венер». За 250 лет существования этого башкирского села, мечеть – первая.

24 июня нашему Венеру исполнилось бы 30 лет. В этот день в мечети собрались все его одноклассники, наши родственники, - рассказывает Юнир, бывший глава Зилаирского района Башкирии. - Этот день - еще и годовщина открытия мечети: 14 лет назад мы ее построили. На куполе изображен их четырехчасовой перелет. В одной стороне светло, в другой – темные тучи – это горе идет в нашу сторону, злые ветры идут. Люстру делали под заказ, на ней – 15 зеленых лампочек – это жизнь сына на этом свете. А вокруг много других светлых лампочек – это Венер в раю.

Семья Валеевых также собирается посетить место крушения самолета в этом году:

Мы с женой летим в Германию, но внуки уже просят: «Деда, приезжай быстрее!». А я ведь еще даже не уехал, - улыбается мужчина. - Три внука, две внучки – есть чем нам, пенсионерам, заниматься. Старшая внучка получила аттестат, мечтает на юрфак поступить, а старший внук в этом году только в первый класс пойдет.

После поездки в Германию все родители погибших поедут на Южное кладбище в Уфе . И пилоты, и пассажиры злополучного рейса покоятся там: слева похоронены мусульмане, справа – христиане, а сам погост напоминает самолет. На обратной стороне могильных плит, черных, как та самая ночь с 1 на 2 июля 2002 года, - детские или родительские стихи. Одно из них оказалось пророческим. Эти строки написала 15-летняя Лена Нелюбина незадолго до рокового полета:

Вернуть невозможно, забыть нельзя,

Железом высечены на карте слова.

И, кажется, слышно, как рыдает безутешно мать,

Оплакивая сына, которого уже не обнять…