Кто главный герой повести герой нашего времени. Лермонтов М

­Характеристики главных героев произведения Герой нашего времени, Лермонтов. Их образы и описание

Григорий Александрович Печорин - главный персонаж романа «Герой нашего времени», являющийся крайне противоречивым человеком. Лермонтов описывает его то, как бесстрашного и не знающего устали героя, то сидящего целыми днями у себя в комнате, вздрагивающего от малейшего шума. То молчуна, из которого слово не вытянуть, то прекрасного оратора и собеседника. Мы знакомимся с Печориным, когда ему 25 лет и он прибывает в звании прапорщика служить в одну из крепостей на Кавказе.

Один из самых интересных героев романа. Лермонтов рисует его как бедного, невысокого по статусу, да и не слишком образованного. Но, прослужив всего лишь рядовым офицером, он сумел многое поведать и приобрести большой жизненный опыт. Преданность служебному долгу, альтруизм и гуманность - таковы главные черты Максима Максимыча, утвердившиеся в нем как в офицере.

Этой героине посвящена отдельная одноимённая глава.­ Княжна достаточно молода, а потому романтична. Важный момент, выдающий абсолютную неустойчивость, вроде бы прочного положения княжны в обществе, да и в мире - ситуация на балу, когда пьяный господин во фраке попытался пригласить девушку на танец.

Княжна, является дочкой мирного князя и сестрой юного Азамата. Похищенная своим же братом по просьбе офицера Печорина. Бэла - главная героиня первой повести романа. О ней рассказывал Максим Максимыч. Бэла является горянкой, сохранившей в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств.

Поручик, фаталист и герой последней главы. Он преподносится читателю необычным и таинственным человеком. Наружность этого персонажа вполне соответствует его характеру: высокий рост, большой нос, смуглая кожа, волосы и глаза черные, а улыбка его печальна и холодна... Все эти характеристики как будто подсказывают, что это существо особенное.

Герой главы "Княжна Мери". Он представляется читателю как юнкер, который, пребывая на Кавказских водах, выдает себя за разжалованного в солдаты офицера. Грушницкий желает играть роль особого человека - он упорно одевается в старую солдатскую шинель, старательно играет роль страдальца, которого несправедливо вывели из первого эшелона военных.

Второстепенный, но очень важный персонаж главы "Княжна Мери"; женщина, которую когда-то любил Печорин; дальняя родственница княгини Лиговской. Вера замужняя светская дама. Она с мужем гостит у Лиговских в Пятигорске и одновременно находится на лечении, когда вновь встречает Печорина.

Второстепенный персонаж в романе, который занимает особое положение, благодаря схожести с Печориным. Это приятель Печорина, с которым они познакомились на Кавказе во время его поездки в Пятигорск. Вернер был военным медиком средних лет. Он лечил богатых клиентов, приезжающих лечиться на воды.

Азамат

Герой главы "Бэла", пятнадцатилетний сын местного князя и брат Бэлы. Очень хотел заполучить коня Казбича. Печорин, узнав об этом, предложил Азамату помощь в воровстве коня, а тот пообещал украсть для него свою сестру. Вскоре им это удалось провернуть. Азамат сразу же покинул родной дом, зная, что отец его не простит. А отец и Бэла были убиты Казбичом.

Казбич

Герой главы "Бэла", один из местных горцев, торговавший баранами, а также ворующий всё, что плохо лежит. У него был конь, по кличке Карагез, который считался лучшим в районе. Азамат, сын местного князя, постоянно просил продать его, но для Казбича Карагез был словно брат. Азамат даже предлагал свою родную сестру Бэлу, которую Казбич любил, взамен коня, но тот был неумолим. Но Печорин всё же помог выкрасть коня Азамату. Не перенеся утраты, Казбич сначала убил отца Азамата и Бэлы, а потом и саму Бэлу.

Карагез

Конь Казбича, который был для него самым родным существом. Когда его украл Азамат, Казбич плакал, как ребёнок. Это был один из самых умных и лихих коней в данной местности.

Князь

Эпизодический персонаж главы "Бэла", отец Азамата и Бэлы. Был убит Казбичём, так как тот подумал, что Азамат своровал его коня с разрешения отца.

Слепой мальчик

Сирота, герой главы "Тамань", помогающий контрабандисту Янко. Он его любит и уважает, даже украл для него у Печорина драгоценности. Не смотря на это, тот его безжалостно бросает и уплывает с девушкой.

Янко

Контрабандист, герой главы "Тамань", храбрый, но совершенно не имеющий никаких чувств человек. Бросил слепого мальчика на произвол судьбы, уплыв с девушкой, когда выяснилось, что их деятельность обнаружена Печориным.

Девушка

Героиня главы "Тамань", подруга контрабандиста Янко. Ей 18 лет, она хоть и не красавица, но всё же хороша собой и имеет прекрасный голос. Кроме этого, она сильная и храбрая. Заманив Печорина на лодку, она чуть его не утопила.

Старуха

Эпизодический персонаж главы "Тамань", старая и почти глухая женщина, хозяйка дома, где остановился Печорин. Она живёт вместе со слепым мальчиком, сиротой.

Княгиня

Героиня главы "Княжна Мери", мать Мери. Она очень любит свою единственную дочь, и готова всё для неё сделать. Ей не нравится Грушницкий, поэтому она сразу благоволит Печорину. Сразу после дуэли с Грушницким она бросает всё, к его ногам, только чтобы он женился на Мери, но он отказывается.

Драгунский капитан

Герой главы "Княжна Мери", секундант Грушницкого на дуэли. Именно он постоянно подначивал Грушницкого вызвать Печорина на дуэль, чтобы наказать его, по словам капитана,­ за трусость. Однако тот боялся, тогда капитан предложил зарядить только один пистолет, чтобы у Печорина не было шансов. Печорин узнал об этом заговоре и раскрыл его. Результатом стала смерть Грушницкого.

Ефимыч

Герой главы "Фаталист", пьяный казак, который убил Вулича. Он заперся в сарае и не хотел сдаваться. Печорин решил проверить свою судьбу, и один, через окошко забрался в сарай, где и обезоружил его.

Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.

Герои романа «Герой нашего времени»

Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер , который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича , с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»). Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день. Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.

Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри . Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь. Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость. Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи - лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал

Культовый роман «Герой нашего времени», описание героев и его сюжетная линия вошли в историю отечественной литературы как неумирающая классика. Каждый персонаж прописан так, что у читателя невольно возникает ощущение присутствия в разворачивающихся действиях романа.

История создания произведения

Михаил Лермонтов, очевидно, и не предполагал, что действующие лица его повести о небезызвестном прапорщике Печорине навсегда войдут в историю и станут восприниматься современниками как герои нашего времени. Описание героев не оставляет сомнений, что автор приложил немало усилий, чтобы превратить отдельно существующие рассказы в цельный роман. Лермонтов писал его три года, издавая по отдельности каждую главу в журнале «Отечественные записки».

Развитие событий в романе обусловлено пребыванием писателя в ссылке на Кавказе. Литературоведы не до конца установили хронологическую последовательность написания отдельных глав произведения, но нашли немало фактов, указывающих на сходство персонажей с некоторыми личностями, с которыми в ссылке контактировал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Литературные приемы автора для передачи образа персонажей

Описание «Герой нашего времени» не может быть достоверным, если не указать, что это один из первых в истории российской литературы роман, написанный в стиле социально-психологического реализма. Нельзя не отметить, что на написание произведения повлияли царившие в те времена глобальные перемены на литературном поприще, когда романисты перешли на принципиально новый уровень описания своих персонажей.

Михаилу Лермонтову первому удалось представить вниманию читателей образ главного действующего лица с позиции нескольких сторон. Основными действующими лицами выступают прапорщик Печорин, княжна Мэри, княжеская дочь Бэла, Казбич, штабс-капитан, сын князя Азамат, юнкер Грушницкий. Историю переплетения их судеб в романе раскрывают три рассказчика. Автор специально использовал этот прием, чтобы перед читателями максимально точно предстали «герои нашего времени». Описание героев благодаря этому вышло завершенным и символичным. Дело в том, что Михаил Юрьевич не только хорошо придумал с описанием событий с позиции трех разных личностей, но и прибегнул к психологическому трюку, где в роли повествующих выступили три типа людей: центральный персонаж событий, сторонний наблюдатель и, наконец, человек, непричастный к событиям.

Особый прием, с которым автор мастерски справился с поставленной перед ним задачей - осветить все тонкости души Печорина - нарушение хронологической последовательности в главах. Лермонтов, решивший соединить отдельные повести в роман, задумал накалить атмосферу и заставить читателя трепетать в ожидании развязки.

"Герои нашего времени" (описание героев) - это квинтэссенция видения автора заблудших душ, оскверненных противоречивостью, мечущихся в мрачной среде бытия того времени. Основная роль отведена Печорину, который и стал связующим звеном между всеми самостоятельными фрагментами романа. Остальные персонажи нужны для того, чтобы через призму их взаимодействия выявить дополнительные грани личности прапорщика.

в романе «Герой нашего времени». Описание героев Бэлы, Казбича и Азамата

Чрезвычайно емкий образ молодого прапорщика стал отображением типичного молодого юноши 30-х годов 19 века. Будучи наделенным красивой внешностью, богатством и возможностями этот герой не ощущал удовлетворения от жизни, не мог насладиться всеми окружающими его благами. Однако, вопреки укоренившемуся стереотипу, что персонаж с таким душевным содержанием должен был течь по течению, Лермонтов приписывает Печорину страстное желание обрести смысл жизни путем постоянного «спора» с судьбой.

Роман «Герои нашего времени», описание героев и событий с абсолютной точностью отображают всю душевную порочность поколения Лермонтова. Автор с абсолютной точностью описывает не только характеры персонажей, но и их внешние облики, чтобы читатель мог лучше понять, как «никогда не смеющиеся глаза Печорина» могут выглядеть в определенной ситуации.

Немаловажную роль в произведении играют противоречивые и емкие характеры Бэлы, Казбича и Азамата. Лермонтов наделяет каждого из этих персонажей уникальной ограниченностью души при кажущейся органичности. Автор намекает в романе на то, что сила традиций и обычаев оказывает сильное влияние на человеческое поведение, но это вовсе не указывает на развитость личности.

Основной акцент в образе Казбича Лермонтов делает на описании цельности его натуры. Возможно, с этой целью писатель старается ограничиться простыми словами, повествуя о внешних чертах героя. Казбич предстает перед читателем волевым и решительным мужчиной, который больше всего ценит свободу и подвиги - истинный горец. Лермонтов не старается сделать из него этакого романтического воина, а указывает на сильную связь с устоявшимися традициями горного народа, для которого превыше всего ценится долг и честь.

Азамат выглядит не менее традиционно, с точки зрения описания горцев. Он словно юный прототип Казбича, который пока еще не утратил озорство и удаль, но через годы превратится в своего брата.

Бэла благодаря усилиям Лермонтова предстает перед читателем страстной натурой, способной на любовь из самого сердца. В ней см самого начала читается личность, желающая достойного к ней обращения. Она не лишена ее дух не сломить дорогими подарками или сладострастными ухаживаниями. Ей достались скупые реплики в романе. По всей видимости, автор хотел, чтобы читатель сам догадывался о бушующих страстях в сердце девушки, анализируя ее поступки.

Социальный смысл романа

Описание романа «Герой нашего времени» демонстрирует, что Лермонтов первый, кому среди своих современников удалось в центр развития сюжетной линии поставить не сами события, а центрального персонажа. Он смог описать душевные поиски Печорина как непрекращающийся процесс, а не статическое состояние. Добиться этого эффекта писателю удалось благодаря литературному трюку с нарушением хронологических событий в повести, из-за чего читателю невозможно сконцентрироваться на событиях, он вынужден направить свое внимание на единственный знакомый ему объект, объединяющий все главы, - Печорина.

Лермонтову удалось настолько органично описать души персонажей, что они навсегда укоренились в сознании читателей как герои нашего времени.

В произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» присутствует несколько главных героев, которые достойны более подробного рассмотрения. Каждый из них обладает особыми чертами характера, которые влияют на их жизненный путь и развитие личности.

Григорий Печорин

Григорий Печорин – офицер императорской армии. Он молод, красив, поэтому притягивает женские взгляды. Главной особенностью героя являются противоречивость самому себе и отрицание устоявшихся норм общества. Григорий обладает индивидуальным видением дружбы, любви, взаимоотношений между людьми. Его трудно понять окружающим людям. Поэтому, зачастую, Григория принимают за отталкивающего человека. Он непривязчив к людям, независим от чужого мнения. Его действия могут быть жестоки по отношению к чувствам других, и Григорий этого не скрывает. Печорин приносит немало страданий людям, но в нем есть некая сила, притягивающая к нему окружающих, которые готовы до последнего закрывать глаза на его черствость и безразличие. Но с каждой частью романа, читателю предстоит убеждаться в том, что у Григория все же есть чувства и душа.

Максим Максимыч

Максим Максимыч – уважаемый штабс-капитан, который замечает в жизни только положительные вещи, несмотря на свой возраст. Он всегда готов прийти на помощь человеку в беде, не ожидая благодарности взамен. Максим Максимыч смог подружиться даже с самым грубым и черствым героем романа – Григорием Печориным. Штабс-капитан сохранил простоту, позитивный настрой, который выручает его в жизни. Но отзывчивый характер, мягкость души все же причинят Максиму Максимычу боль во время последней встречи с Печориным, который будет холоден к штабс-капитану, открытому и искреннему человеку. Максим Максимыч стал примером доброжелательности, человека, который живет по законам нравственности. В романе он присутствует для видимых различий характеров с главным героем – Печориным.

Грушницкий

Юнкер Грушницкий – молодой человек, который хочет привлекать внимание окружающих. Все его действия несут собой цель предрасположить себе людей. Поступки Грушницкого неискренны и фальшивы, но это не мешает ему считать их лучшей стратегией возвыситься в глазах общества. Юнкер самовлюбленный человек, который искренне считает себя лучше всех, поэтому всегда перебивает собеседников и не реагирует на несогласия с его мнением. Помимо фальшивости, Грушницкий обладает более негативной стороной – подлостью. Это доказывается тем, что перед дуэлью с Печориным, он намеренно оставляет оружие соперника незаряженным.

Вернер

Доктор Вернер – товарищ Григория Печорина. Он хорошо разбирается в людях, поэтому абсолютно беспристрастен к ним. Вернер знает психологию общества, видит его уязвимости, слабости, из-за этого он и возвел стену безразличия и скептицизма вокруг себя. Доктора Вернера часто сравнивают с Григорием Печориным, при прочтении романа, но есть одно различие, которое делает их непохожими друг на друга – это сила воли, смелость Григория. Доктор Вернер не готов отстаивать свои жизненные позиции до конца, если это требует больших жертв взамен.

Бэла

Бэла – дочка черкесского князя. Юная, невероятно красивая девушка, которая была традиционно воспитана, привлекает внимание Григория Печорина, во время встречи на свадьбе своей сестры. Она гордая, самоуверенная девушка, считающая себя полноценной личностью, поэтому ей чуждо кокетничать с кем-либо. После похищения Печориным, Бэла показала Григорию, что она никому не подвластна, ее невозможно заставить идти против воли. Поэтому, когда отчаявшийся Печорин дал волю Бэле – она раскрылась, как личность и показала себя настоящую, искреннюю. Девушка смогла по-настоящему полюбить офицера, вскоре пожалев об этом.

Княжна Мери Лиговская

Мери Лиговская – молодая княжна и привлекательная девушка. Она достаточно образованная, начитанная личность, но этим Мери обязана лишь требованиям в обществе, потому что особо она никогда не питала интереса к знаниям. Мери также талантлива в творчестве, она умеет играть на фортепиано и красиво петь. Но даже без всех знаний и умений Мери будет выглядеть привлекательно в глазах окружающих. Она романтичная, сентиментальная натура, именно это и мешает ей отличить искренние слова от красивой лжи.

Вера

Вера – единственная женщина, которая смогла понять натуру Григория Печорина и по-настоящему полюбить его. Вера выглядит немного болезненно, что нисколько не портит ее. Она также остается белокурой красавицей, с правильными чертами лица. Вера несколько раз выходила замуж, но настоящей любовью оставался только Григорий. Ему никогда не приходилось меняться, будучи рядом с Верой, потому что она умела любить даже самые острые недостатки души Григория. Главный герой поймет, насколько Вера была искренне любящей натурой только когда потеряет ее.

Несколько интересных сочинений

    Мой самый любимый человек – мама. Она у меня строгая и красивая. В молодости у мамы была коса до пояса, но потом она её обрезала и сделала короткую стрижку. Мама носит очки, и я и мои братья тоже носим очки.

  • Образ и характеристика Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

    Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика

  • Люблю я много чего! Родителей, конечно, а ещё брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Ещё очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь ещё закрытые веки солнечные лучи

  • Сочинение Война Мужество Доблесть Честь 8 класс

    Война – как много в этом слове. Такое, казалось бы, короткое и простое слово, но, сколько горести, печали и боли в нем. Когда я слышу это слово, на глаза невольно наворачиваются слезы, а в горле сжимается удушающий ком

  • Характеристика и образ Лизаветы Прокофьевны в рассказе Достоевского Идиот сочинение

    Еще в ранней юности Лизавета вышла замуж за Ивана Епанчина. Он был обычным военным в звании поручик, Лиза простая девушка, ее фамилия была такой же, как у известного в их округе графа Мышкина.

Год издания книги: 1840

Одно из наиболее значимых произведений Лермонтова – «Герой нашего времени» читают несмотря на почти два века прошедших со времени его написания. Это является лучшим доказательством гениальности произведения и не случайности попадания романа в наш рейтинг . Лермонтов написал этот роман под впечатлением от своей первой ссылки на Кавказ. Сначала были написаны две повести романа, через год еще две и только в апреле 1840 года можно было Лермонтова «Герой нашего времени» читать полностью.

«Герой нашего времени» краткое описание

Роман «Герой нашего времени» читать который вы можете на страницах нашего сайта, написан хронологически не верно. Эта задумка автора должна была представить главного героя романа сначала глазами Печорина и лишь затем, мы могли познакомиться с ним по записям его дневника. При этом между разными повестями романа проходит немалый срок до пяти лет что, по мнению Лермонтова, также должно было наложить на роман определенный отпечаток.

В перовой повести книги «Герой нашего времени» — «Бэла», Максим Максимыч ведет рассказ не названому офицеру о том, как Печорин выменивает любимую дочь местного князька на кобылу своего знакомого Казбича. За этим следует череда драматических событий. Сначала он влюбляет в себя похищенную дочь князька – Бэлу, а затем она погибает от руки Казбича. При этом Печорин не жалеет о смерти девушки так как она ему надоела и рано или поздно ее пришлось бы бросить.

Во второй повести книги «Герой нашего времени» дается детальный портрет Печорина глазами Максим Максимыча. В третьей повести Печорин становится свидетелем «двух честных контрабандистов», которых он сначала подозревает в более тяжких делах. Когда же выявляется правда двум контрабандистам Янко и его девушке приходится навсегда покинуть обжитые места.

Те кто «Герой нашего времени» читал, знают, что четвертая повесть романа наиболее наполнена действием. Действие повести происходит в Пятигорске, ставшем последним городом Лермонтова. В ней Печорин влюбляет в себя княжну Мери и отказывает ей назло Грушницкому. А когда тот вызывает его на дуэль, убивает его. За дуэль его отправляют в ссылку в крепость, где он и знакомится с Максим Максимычем.

Последняя повесть «Фаталист» в некоторых случаях ставится предпоследней, но это не меняет сути произведения в целом. В ней Печорин участвует в споре насчет фатальности жизни человека. В споре Печорин говорит, что видит смерть Вулича на улице, чтоб доказать обратное Вулич стреляет в себя из пистолета, но тот дает осечку. А на следующий день Печорин узнает, что Вулича зарубил пьяный казак. Печорин решает тоже испытать судьбу и идет к этому казаку. Казак стреляет, но промахивается, а Печорин хватает его и ведет к Максим Максимычу, чтоб рассказать эту историю. Конечно это лишь краткое описание «Герой нашего времени», в котором описаны только основные действия. Поэтому оно не может передать всю суть произведения.

Книга «Герой нашего времени» на сайте Топ книг

На данный момент популярность «Герой нашего времени» читать достаточно велика. Это позволило произведению занять достойное место в нашем рейтинге . Но стоит отметить, что большое количество голосов книге «Герой нашего времени» добавили голоса школьников. Ведь произведение имеется в школьной программе, что, безусловно, отразилось на положении романа в наших рейтингах.

Книгу «Герой нашего времени» читать на сайте Топ книг вы можете .