Культурные ценности китая. Культура китая

Культура Древнего Китая во многом сохранилась до сегодняшнего дня. Изучая письменные источники тех времен, можно проследить развитие самой страны, появление науки, особенности мифологии и религии.

Архитектура

Китайцы с древних времен очень трепетно относились к своей территории. Поэтому по всему периметру возводились кирпичные, массивные стены и башни, позволяющие контролировать границы и предупреждать заранее о набегах воюющих народов. Одним из таких укреплений можно назвать Великую Китайскую Стену.

архитектура Древнего Китая фото

Уже в первом тысячелетии до нашей эры китайцы умели строить двух и трех этажные здания. Основным материалом для этого служил кирпич и глина. Крыши были черепичные. В знак уважения традиций на них часто прикреплялись металлические и деревянные дощечки с символами богатства, здоровья и процветания.

Китайская стена фото

Скульптура

Скульптура того времени тесно связана с религиозными верованиями. Вырезались тотемы, миниатюры, приносящие счастье и удачу. Они клались в могилы умерших, ставились в домах, дарились на праздники. Найдено также множество статуэток Будды, отдельных или высеченных в скалах, деревьях.

Посуда

Изделия керамические, изготавливались из красной или желтой глины. Их называли Яншао. В этих сосудах хранили вино, масло, также в них готовили еду. Это всевозможные кувшины, чаши, вазы и миски. Сначала лепили вручную, позже начали использовать гончарный круг. Готовые предметы быта расписывали узорами и фигурками животных.

посуда Древнего Китая фото

Изготовляли посуду из бронзы - сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы. В начале 600 годов придумали фарфоровую посуду. Богатство залежей фарфорового камня способствовало развитию ремесла. Это были первые в мире изделия из фарфора.

Живопись

Живопись считается наивысшим достижением искусства Древнего Китая. Вся живопись, как и другие отрасли искусства пронизаны гармонией природы, наблюдением и созерцанием. Любовь и почитание природы является ключевой ценностью древних китайцев. Каждый элемент природы, животное или растение имеет свое символическое значение, в соответствии с которыми и рисовали картины.

живопись Древнего Китая фото

Рисовали на свитках, в книгах, на материи (шелк) и гончарных изделиях. Среди всевозможных китайских полотен наибольшую ценность имеют расписанные свитки.Использовали минеральные краски или краски растительного происхождения.

Письменность

Письменность зародилась в этих краях еще две тысячи лет до нашей эры. Китайская письменность считается удивительной по своей гармонии в первую очередь в самом Китае. Она содержит простоту линий, легкость выполнения, и глубину содержания.

письменность Древнего Китая фото

Считалось, что по почерку и выполнению иероглифов можно понять и проследить человеческое сознание, его душевное равновесие, чувства, эмоции.

Книгопечатание

В 105 г. н. э. была изобретена бумага. На которой можно было писать книги или печатать. Правда последний метод еще не был освоен. При этом наиболее известные и важные тексты уже вырезались на каменных таблицах. Примерно в 4 веке нашей эры впервые появилось копирование, посредством переснятия на бумагу, вырезанного на камне текста. Это позволило размножать необходимые книги, которые имели большое значение для Китая.

Наука

Древний Китай был одним из наиболее просвещенных мест на планете. Люди изучали разные науки, но первопричиной всему этому были простейшие человеческие потребности. Математика и геометрия позволяла делать подсчеты, строить более точные и безопасные строения.

наука Древнего Китая фото

Также китайцы были знакомы с особенностями времени и календарной системы – астрономией. Они могли следить за планетами и звездами, рассчитывать календарные циклы посевов и сборов урожаев. Был разработан и создан лунный календарь.

После начала расширения Древнего Китая и завоеваний соседних территорий появилась необходимость описывания земель, их ландшафта, особенностей, возможностей, полезности для страны. Это привело к развитию географии и ее стремительного изучения, а также агрономии и сельского хозяйства.

цифры Древнего Китая фото

В период «воюющих царств» развиваются всевозможные ремесла: ткацкие, столярные, гончарные, ювелирные. Особое внимание даже в современном мире вызывает китайская медицина, представляющая человека небольшой вселенной с протекающей в нем энергией. Когда эта энергия гаснет – человек умирает, когда человек теряет внутреннее равновесие – он болеет.

Религия

В Китае, как и в других странах, изначальными религиями были фетишизм, культ предков, тотемизм, на основе которых позже начали зарождаться иные верования. Люди верили в различных богов луны, солнца, гор, земли и воды и поклонялись им во благо урожая, дождей, силы духа, солнечного тепла и т.д.

религия Древнего Китая фото

Одним из первых китайских воззрений в 4-5 веках до н. э. было учение Конфуция, повлиявшее не только на повседневную жизнь китайцев, но и последующие верования. Это был своеобразный корень, от которого росли ветви новых, современных религий. Примерно в одно время с конфуцианством появилась идеология Лао-цзы послужившая основой для появления даосизма. Позже зарождается и буддизм.

Факты

  • Именно китайцы изобрели компас.
  • Развитие китайской письменности схоже с египетской. Изначально это были картинки, которые со временем все больше упрощались, становясь больше похожими на знаки, нежели на рисунки.
  • Изделия из бронзы, тканей, ювелирных камней были очень красивыми и почитались не только в стране, но и за ее пределами.
  • Благодаря политическому влиянию, большим знаниям и удачному расположению Древний Китай имел сильное политическое и культурное влияние на соседние страны.
  • Музыка была одним из наиболее известных и популярных развлечений. Еще во втором тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали около 20 музыкальных инструментов. Китайцы не только любили музыку, но также были неплохими танцорами.
  • В Древнем Китае были также известны театральные действия, которые берут начало с культовых действий.

Примерно с 1871 года социологи, антропологи, ученые создают разные классификации культур, которые, в конце концов, проявились в классической структуре, в соответствие с которой 164 явления в истории человечества попадают под макроскопическое Это объединение материальных и духовных сокровищ, наследие человечества, созданное в процессе его исторического и социального развития. Особенно тесно она связана с духовными аспектами, такими как литература, живопись, наука, философия.

Китайская культура - Чжунхуа вэньхуа, также называемая Хуася вэньхуа (Хуася - древнее название страны) - уникальное явление, обозначающее совокупность специфических для Китая аспектов: образ мышления, идеи, представления, а также воплощение их в повседневной жизни, политике, искусстве, литературе, живописи, музыке, боевых искусствах, кухне.

Три очень важные особенности характеризуют её - древность, непрерывность, терпимость.

Действительно, она является старейшей в истории человечества, существуя более 5000 лет. Китайская культура выкристаллизовывалась из трех источников: цивилизация Хуанхэ, цивилизация Великой северная степная культура.

Она остается неизменной с самого своего зарождения. В мировой истории немало великих цивилизаций, прославленных богатыми культурами, но не сохранившихся до наших времен, в отличие от Китая.

Все иностранные влияния гармонично ассимилировались в китайской культуре. В истории Поднебесной никогда не было крупномасштабных войн на религиозной почве. Три религии (буддизм, ислам, христианство) свободно распространялись по территории империи.

Культуру этой страны принято классифицировать по следующим категориям: элитная, древняя, современная и народная.

Элитная китайская культура - своего рода тематическая. Она связана с выдающимися личностями в истории страны, которые много поспособствовали её развитию.

Которая является самым важным сегментом китайской культуры в целом, классифицируют по периодам (или династиям), начиная с правления трех и до 1840 года (начала первой опиумной войны). Также в соответствие с типичными особенностями: китайские традиции, каллиграфия, живопись, музыка и опера, образование, философия, экономика, наука, политика и так далее.

Из поколения в поколение исследователи соглашаются с тем, что современная экономическая мощь страны напрямую зависит от того, что Китай в древности смог создать и сохранить великую культуру, благодаря которой многоэтническое общество существует в стабильности и гармонии.

В Китае проживает 56 национальностей, у каждой из них есть своя собственная, освященная веками, культура. Народная музыка, пляски, ритуалы и верования, мифы и легенды, живопись и архитектура.

Древнюю и современную культуру хронологически разделяет начало между Британской империей и Китаем при правлении династии Цин (1636-1911). Веха в классификации соотносится с началом современной истории страны, когда впервые произошло вмешательство в ее внутренние дела со стороны иностранных государств.

Современная китайская культура - это «детище смешанной крови», совместного «воспитания» местными и западными традициями.

Какова квинтэссенция китайской культуры?

1. Прежде всего, это конфуцианская этика, которая рассматривается как высшее проявление китайской культуры. Широкое применение в конфуцианской и постконфуцианской философии получило классическое определение «Ли».

«Ли», которое охватывает не конкретный объект, а скорее абстрактную идею, относится к любой из светских социальных функций повседневной жизни, что сродни в западном мышлении понятию «культура». Это социальные обычаи, обряды, традиции, этикет или нравы. Важно отметить, что хотя слово «ли» переводится как «ритуал», оно имеет специализированное значение в конфуцианстве (в противоположность обычным религиозным значениям). В конфуцианстве действия в повседневной жизни считаются ритуалами. Они не обязательно должны быть систематизированы, но это обычный порядок, однообразная, механически выполняемая работа, то, чем люди сознательно или бессознательно занимаются в течение своей обычной жизни. Ритуалы («Ли») организуют здоровое общество, что является одной из главных целей конфуцианства.

2. Основные концепции о сформулированные Мэн-цзы, утверждавшего, что доброта есть врожденное качество человека, которому необходимо только положительное влияние общества.

3. Учение о всеобщей любви Мо-цзы.

4. Дао и Дэ - два первоначала философии Лао-цзы.

5. Воззрения на формы правления Хань Фэя.

Все эти теории развивались на основе выводов об исключительности человека и природы. Китая происходит из различных философских и мировоззренческих традиций. При первых династиях на религиозную жизнь оказывало большое влияние шаманство. Его представления повлияли на более поздние культурные проявления, такие как культ предков и природная философия.

Письменность древнего Китая

Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.

Литература древнего Китая

Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до. н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.

Архитектура, живопись, прикладные искусства

Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.
Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.
Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

Развитие науки в Древнем Китае

Науку как часть культурного наследия древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел, изучили свойства дробей, описали арифметическую прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.
В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.
Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время). Астроном Чжан Хэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.
Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.

Музыка

На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.

Культура Китая – одна из самых древних и самобытных в мире.

Культура

Культура Китая оказала влияние на развитие культур соседних народов, населявших территории теперешних Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, а возможно, и единственной, где физический тип населения не менялся в течение тысячелетий. Художественная культура Китая насчитывает 5 000 лет.

Китайская философия

В рамках этой культуры были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм.

Статуя Конфуция в Пекине
Конфуциа́нство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство иногда рассматривается как философия, иногда – как религия. Центральными проблемами конфуцианства являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Даоси́зм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Его основателем был Лао Цзы (настоящее имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), древнекитайский философ.

По преданию, он родился в 604 г. до н.э. В центре доктрины даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. В даосизме взаимодействуют два противоположных начала: инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь – отрицательное, пассивное, женское начало; ян – положительное, активное, мужское.

Даосский храм в Ухане
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Моизм - древнекитайская философская школа, программным направлением которой было усовершенствования общества через знание. Основал философскую школу древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения.

В V-III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, а Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

Энергия «ци»

Китайская философская концепция космической ци, или энергии (силы), пронизывающей Вселенную. Китайцы верят в то, что ци породила космос и Землю и два начала: «отрицательный» и «положительный» принципы инь и ян, породившие в свою очередь всё остальное («тьму вещей»). Каждое физическое изменение, происходящее в мире, китайцы считают результатом действия ци.

Фэншуй

Фэншуй (дословно «ветер и вода»), или геомантия – даосская практика символического освоения пространства. Считается, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; специалист фэншуй может прогнозировать события.

Цель фэншуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

Здание в Гонконге с применённым в архитектуре принципом фэншуй

Каллиграфия

Традиционные и упрощённые иероглифы
Каллиграфия считается в Китае художественной формой искусства и приравнивается к живописи и поэзии как метод самовыражения.

Китайский фарфор

История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 -221 гг. н.э.).
Керамика в Китае известна издревле, но только в бронзовом веке (1500-400 гг. до н. э.) китайцы научились получать особенно прочные клеи и делать печи для высокотемпературного обжига. Это позволило им изготавливать более прочную, глазурованную глиняную посуду. Настоящий фарфор появился только в эпоху Суй. Он ровный и полированный, при ударе по фарфоровому изделию оно звучит. Тонкий фарфор кажется прозрачным.

Великая Китайская стена

Она тянется на 8851,8 км через весь Северный Китай. 6260 км стены состоят из кирпичной кладки, 2232,5 км – из естественного горного массива. Около 360 км являются заполненными водой рвами.
Сооружение стены началось в IV-III вв. до н. э., когда отдельные китайские государства создавали оборонительные сооружения от набегов кочевых народов Центральной Азии.
После объединения Китая под властью династии Цинь в 221 г. до н. э. император Ши Хуанди приказал соединить ряд оборонительных линий в единую стену. В настоящее время в западной части Великая стена сохраняет первоначальную форму, в восточной части сильно разрушена и местами представляет только земляной вал.
Стена имеет ширину у основания около 9 м и на вершине около 6 м, высота стены – 10 м. Примерно через каждые 200 м на ней находятся четырёхугольные сторожевые башни, а с внешней стороны – высокие оборонительные зубцы с отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость стены замощена плитами и раньше была широкой защищенной дорогой, по которой могли передвигаться воинские части и обозы. В настоящее время некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги. Стена проходит по гористым местам, повторяя изгибы рельефа и органично вписываясь в окружающий пейзаж.

Камнерезные ремёсла Китая

Это разновидность ювелирного дела Китая, связанного с обработкой поделочных камней различного происхождения и окраски. В качестве сырья ремесленники Китая использовали кораллы, мрамор, жадеит, мыльный камень (талькохлорит), розовый кварцит (прозрачные сорта), нефрит.

Китайское изделие из нефрита, изображающее бытовые сцены и пейзаж

Музыка

Китайская музыка обладает специфическим звучанием. Это объяснятся тем, что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Китайские инструменты делятся на 4 типа: ударные, духовые, струнные и смычковые. Самый распространённый инструмент – баньху . Это пятиструнный инструмент, на котором играют с помощью смычка длиной в человеческую руку. Звучание баньху можно сравнить со скрипкой.

Среди щипково-молотковых инструментов популярны гучжен и янцинь (семейство цитры). Играют на них с помощью специальных молоточков. Существует и второй способ: с помощью щипков пальцами.

Архитектура

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, а архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Малая пагода диких гусей
Большинство строений в древнем Китае строилось из дерева. В первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. Затем возводилась кровля, покрываемая затем черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом, т.е. стены не несли функции несущей конструкции. Дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, поэтому по сравнению с каменными, деревянные сооружения более стойки к землетрясениям.

Пекинская опера («Опера Востока»)

Она возникла в конце XVIII в., очетает в себе музыку, вокальные исполнения, пантомимы, танцы и акробатику. Пекинская опера воплотила в себе специфику древнекитайского театра.

Кунг-фу

Китайские боевые искусства.

Китайские изобретения

Трудно даже просто перечислить всё, что изобрели в Китае. Четыре великих изобретения древнего Китая: бумага, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли.

Печатные книги, фарфор, шёлк, зеркала, зонтики и бумажные змеи, ножницы, колокол, водяная мельница, седло, пушка, бумажные деньги, барабан, весло, вилка, кинжал-топор (гэ), лак, лапша, пароварка, сброженный напиток, ручной арбалет, бомба из чугуна, буровая скважина, вагранка, вентилятор, вертикальный кормовой руль, ветрогенератор, веялка, визитная карточка, висячий мост на стальных цепях, высокоалкогольное пиво, газовый баллон, настольная игра го, двухструйный огнемёт...

Китайский огнемёт
... джонка, доменная печь, домино, зубная щётка, игральные карты, кокс как топливо, каменный арочный мост с открытыми перемычками, рыболовная катушка, карданов подвес...

Карданов подвес
... тушь, кукольный театр, морская и наземная мины, многоступенчатая ракета, огненное копьё, отвал плуга, палочки для еды...

Палочки для еды
... рельефная карта, ременная передача, ресторанное меню, конская сбруя, свисток, сейсмометр...
Реконструкция сейсмометра Чжан Хэна, использующего чувствительный к толчкам земли маятник. Размещённый в 133 г. в Лояне, он фиксировал землетрясения за 400-500 км
... рядовая сеялка, сталеплавильный процесс, стремя, тачка, туалетная бумага, фейерверк, химическое оружие, хомут, цепная передача, чугун, шлюз... И это ещё не всё! Впервые именно в Китае начали использовать в пищу соль, культивировать сою, чай, диагностировать и лечить сахарный диабет, применять лечебное голодание. Китайцы разработали технологию производства фарфора за тысячу лет до европейцев. В этой стране изобрели акупунктуру – традиционную китайскую медицинскую практику введения игл в конкретные точки тела в лечебных целях и для облегчения боли.
Расскажем об истории одного изобретения – бумаги.

Изобретение бумаги

Фрагменты упаковочной бумаги из пеньки, датированные периодом правления У-ди (141-87 гг. до н. э.)
Самый ранний известный фрагмент бумаги с надписью на нём был обнаружен в развалинах китайский башни Цахартай в Алашани, где армия династии Хань покинула свои позиции в 110 г. н. э. после нападения хунну. В III в. бумага стала широко применяться для письма, заменяя более дорогие полоски из бамбука, скрученные в свитки, свитки и полоски из шёлка и деревянные таблички. В процессе производства бумаги, разработанного в 105 г. Цай Лунем, кипящая смесь из коры тутового дерева, пеньки, старых тканей и старых рыболовных сетей превращается в пульпу, растирается до пастообразного состояния и затем смешивается с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускают в смесь, вытаскивают и встряхивают. Образовавшиеся листы бумаги сушат, а затем отбеливают под воздействием солнечных лучей.
Литературное наследие Китая огромно, но, к сожалению, его сложное к переводу содержание делает многое из этого недоступным для западных читателей.

Современная культура Китая

Когда говорят о культуре Китая, то имеют в виду в основном древний Китай. О современной культуре этой страны пишут мало, чаще рассказ сводится к особенностям быта, обычаям и кухне.

В современной архитектуре Китая строго придерживаются традиций, сложившихся на протяжении всего исторического развития. Это касается и архитектурного облика современного китайского города. Однако постепенно, с середины XIX в., китайская архитектура начинает приобретать другие черты, европейские.
Экономическое развитие Китая изменило и облик страны: на улицах городов появились иностранные банки и коммерческие организации, развлекательные учреждения и сооружения сервиса, посольства и гостиницы. Подобные постройки требовали чёткости форм и использования современных материалов, поэтому традиции китайской архитектуры были не всегда приемлемы для новых зданий. Постепенно уникальные здания древней китайской архитектуры уходят на второй план.

Но китайские архитекторы стараются умело сочетать европейский стиль с китайской культурой, создавая уникальные здания.
Китайцы бережно сохраняют свою уникальную культуру. Например, правительство не позволило, чтобы оперный театр был выше зданий, построенных в Запретном городе. Но китайцы не отбрасывают и новшества, например, строят метро. И в общем культура современного Китая постоянно обогащается новыми направлениями во всех областях культуры.

Современная живопись

В области жанровой живописи из множества художников хотелось бы выделить творчество Li Zijian (р. 1954) .

Художник получил высшее образование на факультете живописи Гуанчжоуской Академии Прекрасных Искусств в 1982 г. и в 1988 г. переехал в Лос-Анжелес. Несмотря на то, что он уже около 22 лет проживает в США, основная тема его картин – жизнь родного Китая, местные обычаи, люди и быт.

«Культура моего родного Хунаня оказала глубокое влияние на меня. Простенькие и ветхие постройки, природа, реки и люди в моем родном городе – всё это бесконечный источник моего вдохновения в работе», - говорит Li Zijian. Глядя на картины художника, невозможно удержаться от доброй улыбки. Трогает его умение увидеть важное в самом обыденном, любовь к людям и окружающему миру.

А вот современная китайская акварель – художник Zhao Kailin.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае

В списке объектов всемирного наследия ЮНЕ́СКО в КНР значится 41 наименование.
29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов – по природным, 4 – по смешанным.
16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворца Потала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу, Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине, наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения.
10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности.
Естественно, рассказать обо всех объектах в рамках одной статьи невозможно. Заинтересовавшиеся читатели могут обратиться к другим источникам. Мы расскажем лишь о некоторых из них.

Гора Тайшань

Гора высотой 1545 м в китайской провинции Шаньдун. Гора Тайшань имеет большое культурное и историческое значение и входит в число пяти священных гор даосизма. Она считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы – цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.

Национальный парк Цзючжайгоу («Долина девяти деревень»)

Заповедник на севере провинции Сычуань в центральном Китае. Он известен своими многоуровневыми водопадами и цветными озёрами.

Уданшань

Небольшой горный хребет в провинции Хубэй. Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан (618-907) здесь был открыт первый храм – Храм Пяти Драконов.
В XV в. император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. Тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412 г.

Древний город Пинъяо

Центральная улица города

Это единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.

Храм Неба

Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе – Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Площадь комплекса составляет 267 га.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 г. отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Три параллельных реки

Национальный парк, расположенный в Сино-Тибетских горах на северо-западе провинции Юньнань.
На территории парка располагаются верховья трёх крупнейших рек Азии: Янцзы, Меконга и Салуина, которые протекают в ущельях до 3 000 м глубиной. На данном участке реки текут почти параллельно с севера на юг. После поворота Янцзы на север, она протекает по знаменитому ущелью Прыгающего тигра.
Три параллельных реки являются богатейшим с точки зрения биологического разнообразия районом Китая и всего умеренного пояса Земли. Из-за сложного и многообразного климата в районе «трёхречья» обитают много видов растений и животных: в нём произрастает свыше 6 000 видов (около 20 %) всех редких и ценных растений Китая. Также здесь обитают более 25 % всех видов фауны КНР.

Тулоу

В китайской архитектуре жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун, квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка, которые во время междоусобных войн мигрировали с севера в южные районы Китая ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.
Тулоу круглой формы имеют диаметр 50-90 м, толщина наружных стен – от 1 до 2,5 м, имеют узкие бойницы на верхних ярусах и минимальное количество мощных входных ворот. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, держались большие запасы продовольствия.

Другие достопримечательности Китая

Пик Виктория (Гонконг)

Высочайшая точка острова Гонконг. Своё название гора получила в честь королевы Виктории. Другое название – Маунт-Остин. Пик Виктория представляет собой возвышенность с несколькими вершинами (наибольшая высота – 554 м над уровнем моря). На горе находятся здания, парки, кафе, смотровые площадки, популярные среди туристов, так как с них открывается живописный вид на Гонконг.
Попасть на вершину можно пешком, по автодороге, на фуникулёре.

Пекинский национальный стадион

Его ещё называют «Птичье гнездо». Это многофункциональный спортивный комплекс, созданный для проведения летних Олимпийских игр 2008 г. в Пекине. На этом стадионе, помимо проведения спортивных состязаний, состоялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 г. Строительство стадиона начато в декабре 2003 г. и закончено в марте 2008 г. Его вместимость – 91 000 чел.

Гонконгский Диснейленд

Открыт в 2005 г. При строительстве парка корпорация Disney старалась учесть особенности китайской культуры, обычаи и традиции, в том числе соблюдение правил фэншуй.
Территория Диснейленда разделена на четыре тематических части: Мэйн Стрит США, Мир приключений, Фантастический мир и Мир Будущего.
Мэйн Стрит США выполнен в архитектурном стиле времен Дикого Запада. Здесь можно увидеть старинные автомобили, ажурные вывески и виллы, внутри которых находятся магазины и рестораны.

В Мире приключений вокруг огромного дерева, где живет Тарзан, протекает река, по которой можно совершить небольшой круиз. Во время путешествия там встречаются бегемоты, гейзеры, пещеры-лабиринты.
В Фантастическом мире живут любимые герои мультфильмов. Здесь же находится 3D кинотеатр, где можно посмотреть трехмерные фильмы.
В Мире будущего есть американские горки и картинг.

Шанхайский музей

Музей древнекитайского искусства. Основан в 1952 г. В музее собрано около 120 тыс. единиц хранения. Наиболее ценными являются коллекции изделий из бронзы, керамики, каллиграфия, мебель, нефритовые статуэтки, старинные монеты, картины, печати и скульптуры. Постоянно действуют 11 галерей и 3 специальных выставочных залов.

Статуэтка верблюда из коллекций музея
Музей хранит предметы национального значения, в том числе один из трех существующих образцов «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань.

Китай – страна с древней культурой и уникальной историей, народ с самобытной загадочной и еще более удивительной культурой чем у других народов, религией, землей неописуемых красот. На протяжении многих веков формировалась эта уникальная культура Китая . За многовековую историю страны на территории современного Китая появлялось, развивалось и исчезало множество этнических групп и народностей со своей собственной культурой, с которыми связаны многие и его культуры.

Мифология и духовность в культуре Китая

Мифология и духовность всегда были наиболее значимыми элементами в жизни китайцев. Поэтому можно сказать, что религия имела наиболее глубокое влияние на традиции, обычаи и культуру китайского народа. Основными же религиозными течениями в являются даосизм, конфуцианство и моизм, появившиеся в культуре Китая примерно за 500 лет до н. э. и являются её неотъемлемой частью.

Даосизм, как элемент культуры, основан на представлении особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к тому, что Природа, Вселенная и Человек едины, и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Второе философское учение в Китая – конфуцианство – можно упрощенно интерпретировать, как сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. Сутью моизма является всеобщая любовь ко всему – к растениям, к животным, к людям. Кстати, все эти религиозные течения получили практически одинаковое распространение в культуре Китая.

Наследие культуры Китая

Естественно столь развитая культура Китая не могла не дать множество величайших прикладных открытий. Достояние культуры Китая – это порох и шелк, бумага и тушь для письма, компас, фарфор многие столетия был монопольным производством китайских ремесленников. Страна изобилует огромным архитектурным наследием, оставшимся китайскому народу от своих предков, что свидетельствует о высокой степени развития культуры Китая.

В первую очередь, это конечно Великая Китайская стена − достояние культуры , включенная в 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это императорский дворец в Пекине − неотъемлемая часть культуры Китая

Наиболее выдающиеся культурно-исторические памятники Китая, внесенные в Список мирового наследия ЮНЕСКО:

  1. Императорский дворец Гугун
  2. Стоянка синантропа
  3. Мавзолей императора Цинь Шихуанди и "терракотовая армия" - результат высокого развития культуры Китая
  4. Гроты Могао в Дуньхуане
  5. Горный курорт и храмы Чэнде
  6. Дом, храм и могила Конфуция в Цюйфу
  7. Древний архитектурный комплекс на горе Удан
  8. Дворец Потала − особая ценность в культуре Китая
  9. Живописная местность горы Лушань
  10. Древний город Лицзян
  11. Древний город Пиняо
  12. Классические сады города Сучжоу − наследие культуры
  13. Летний дворец
  14. Храм Неба − неотъемлемая часть Китая
  15. Резные скульптуры в Дацзу
  16. Гора Тайшань
  17. Гора Хуаншань
  18. Гора Эмэй и Большой Будда в Лэшане − важная составляющая культуры Китая
  19. Гора Уи

Природа Китая

  1. Живописное место Улинюань
  2. Ущелье Цзючжайгоу
  3. Живописное место Хуанлун
  4. Предлагаем взглянуть на