Лексическая тема мебель в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Мебель


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»

Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10

воспитатели:
Ланина Елена Владимировна

Санкт-Петербург
2017 год

Месяц Январь
Тема недели: «Мебель, части мебели, назначение»
Задачи:
П.Р. - Формирование обобщающего понятия «мебель»; познакомить детей с трудом столяра, уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит, учить сопоставлять и сравнивать предметы; закрепление предлогов в, на, за, под;
Р.Р.- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “мебель”, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога) ; уточнять и активизировать словарный запас: детская мебель, спальная, школьная, кухонная; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр, лесоруб, сборщик, краснодеревщик и т.д.; закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на картинки; работа над фонетико-фонематическим восприятием. Закрепление навыков использования в речи предлогов в, на, за, под;
С-К.Р. – Воспитывать трудолюбие и навыки сотрудничества, учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим его труд, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками, изменять содержание диалога в зависимости от смены роли, воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре, расширить знания о своем доме, предметном мире людей
Труд – Вызывать желание помогать старшим вытирать пыль. Безопасность - расширять представления о правилах поведения в помещениях
Х-Э.Р. – Развитие зрительного внимания и эстетическое восприятие зимней русской природы, продолжать закреплять умение дополнять рисунок сюжетными моментами и рисования по контуру, развивать чувство ритма в декоративном искусстве.
Ф.Р. - Формировать представления о разнообразии подвижных упражнений и игр, формировать положительные установки на двигательную активность, инициативность и самостоятельность
Здоровье - Приучать детей сидеть на стуле прямо, не наклоняться низко во время рисования.

Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей среды)

П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

ННОД
Индивидуальная работа
В режимных моментах

Название, цель
материал

П.Р. Мебель, из истории вещей
Цель: Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит, материала. Формировать умение обобщать по основному признаку, выделять его из

Мультимидийная доска – блокнот, презентации
Дид. мат. С. Вохринцевой,
Картинки,
фотоиллюстрации
игр детей зимой.
Образование мн. Числа «Один – много»(употребление сущ в ед и множ. числе) Стол - столы

Дима, Юра, Егор

Р\игра «С какого звука начинается и чем мебель кончается?» Юля, Настя

Нарисуй свою комнату
Алеся, Настя, Кира

Закреплять умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом: Максим П., Максим Р.

Раскраски, обводки
Федя, Максим Р, Егор
Утро
Игровая деятельность: Д/и « Из чего мы сделаны», « Моя квартира», « Кукольная мебель. План», Коммуникативная игра «Не пропусти назначение». Речевые игры: «Один-много», «1-3-5», «Назови ласково», «Из чего какой?» и др
Общение: Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д. Беседа. Обсуждение опасных ситуаций, использовать мебель по назначению: не прыгать на стульях, кроватях и т.д.
Чтение: р.н.сказка «Метелица», «Кошкин дом» Маршак. К.И.Чуковский «Мойдодыр». Загадки, стихи о мебели. Р.Н.С. «Три медведя», «Буратино»
Конструирование: мебель, комнаты, квартиры, стул из гаечного конструктора
Рассматривание: Рассматривание иллюстраций мебели, планировки комнат
Утренняя гимнастика «Зимушка зима»
Коллективно-бытовой труд в группе (протираем пыль на подоконнике, блюдца из под цветов и т.д.)
Познавательно-исследовательская деятельность: "Бывает - не бывает" на осмысление логико-грамматических конструкций. Столяр стругает стол. Стругает стол столяр. Стол струган столяром. Столяр струган столом. Столяром струган стол. Столом струган столяр.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики на руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Прогулка
Наблюдение за ветром (Кравченко стр 57), формировать представление о свойствах ветра зимой, закреплять знания о сезонном явлении метель. Какая погода? Наблюдение за осиной (Кравченко стр 57). Наблюдение за сезонными изменениями (Кравченко 53) Продолжать знакомить с многообразием природных явлений: изморозь, заморозки. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательно-исследовательская деятельность: стихотворение С. Я. Маршака "От куда стол пришел?". Обсудите. Ребенку нужно запомнить название предметов мебели, встречающихся в стихотворении, для чего они предназначены, последовательность изготовления.
Игровая/двигательная деятельность: П/и «Жонглёр», «Ловишки с мячом». Речевая игра с мячом «Назови части мебели», игра м/п «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Золотые ворота».
Труд: Постройка снежной крепости, фигур из снега, при наличии снега. Сгребаем снег кустам и деревьям, ломать деревья зимой нельзя. Посыпаем песком скользкие дорожки
Индивидуальная работа: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 23 м. Кто сделает меньше прыжков, кто дальше прыгнет.
Вечер
Бодрящая гимнастика (рабочая программа)
ЧХЛ: р.н.с. «Сивка Бурка», «Заюшкина избушка», «Буратино»
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра. «Обустраиваем комнату для Барби», «Готовимся к новоселью». Д/и “Составление плана комнаты” Д/игра: «В какую комнату что нужно?». С/р игры «Мебельный магазин», «Семья». Самостоятельная детская деятельность
Прогулка
Общение, наблюдения: из окна за ивой (Кравченко 54). Наблюдение за легковым автомобилем (там же стр 56). Обсуждение темы. Модель трех вопросов. Беседа «Мебель в моей комнате».
Игровая/двигательная деятельность: «Кто останется в кругу?», «Хитрая лиса» - ловкость. «Беги к флажку» - действие по сигналу и ориентировка в пространстве. Игры со снегом, строим дом.
Взяли детки белый ком,
Лепить будем белый дом.
Мы польем его водой.
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладем,
Вот и вылепили дом».
Познавательно-исследовательская деятельность: Поисковая игра «Холодно, горячо». «Узнай на ощупь» (песок, дерево, камень, снег, пуговица, мех) развивать тактильную память.
Самостоятельная детская деятельность

Внесение иллюстраций с изображением мебели старинной и современной, кукольной, работу столяра. Выставка книг с иллюстрациями «Мебели». Иллюстрированные загадки-отгадки. Подбор сюжетных картинок по теме. Д/и «Из чего мы сделаны», С\р игра «Мебельный магазин». Д/и лото «Моя квартира». Альбом «Прошлое и настоящее жилища, предметов электричества». Д/и «Развитие речи – стол, стул: один, много, большой, маленький». Д/и «Мой, моя, мое, мои». Д/и «Кукольная мебель. План». Конструктор для моделирования комнаты и интерьера в ней (мебель). Кубики и г.ф. различной величины, плоскостные и объемные. Д/и «Изба» (расположение предметов в старину, название и их назначение) Демонстрационный альбом «Славянская семья». Д/и «Щит, и меч», Д/и «Ремесла. Киевская Русь». Д/и «Хорошо или плохо». Будем вежливы. Умеем ли мы вести себя за столом?» Трафареты, схемы рисования, раскраски, шаблоны, картинки для создания коллажей. Картинки, листы чистой бумаги, цветной картон. Схемы упражнений. Различные материалы для аппликации. Разрезные картинки, кубики, палочки Кьюизенера, блоки Дьеныша. Мозаики, шнуровки.
Взаимодействие с родителями

Рассмотрите с ребёнком мебель, которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, шкаф, кровать, диван. Побеседуйте с ребёнком, для чего нужна мебель, из чего её делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета). 12. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы). Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели?
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже (Какой?, Какая? Какое?). Смена информации в уголке для родителей: наблюдения, игры по теме и т.д. Индивидуальные беседы

Х.э.р. декоративная лепка по подгруппам
Цель: Развивать мелкую моторику, силу кисти рук, аккуратность в работе, выполнять словесную инструкцию взрослого, развивать ориентировку в квадрате.
Лист картона А 5, 6. Квадратной формы. Пластилин, семена тыквы, подсолнуха и др. и образец работы.

В
Т
О
Р
Н
И
К

Р.р. с логопедом по подгруппам по плану учителя-логопеда

Двигательная активность - группировка Маша П, Сережа С, Федя

Назови ласково» (образование сущ в умень-но - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Сережа Ч.

Х.э.р. музыка по плану музыкального рук.

Х.э.р. Ручной труд «Плетение ковриков» Цель: Знакомство с новым способом работы с бумагой. Развитие восприятия цвета, мелкой моторики и конструктивных способностей. Учить находить способ выполнения здания по схеме, умение соотносить полоски по длине, развивать образно-пространственное мышление

Полоски бумаги и картон разного цвета (коричневый и желтый), образец плетения.

С
Р
Е
Д
А
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми (по подгруппам)
Упр группировка – развиваем прес – отжимание Алеся
«Из чего сделана мебель?»(образование относ-х прил).Мебель из кожи – кожаная, из дерева пластмассы -.сплетена - ...из пластика - ...из металла Викой Л, Настей, Юрой

Р.р. «Где находится твой дом Г.С.Швайко № 24 стр 48. Цель: Расширять активный и пассивный словарь за счет использования вречи предлогов и наречий: около, возле, позади, слева, между. Развивать диалогическую речь

Ф.р. по плану инструктора по физ. куль-ре

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

Д/и «Сосчитай» - упражнять в счёте предметов в разных направлениях Егор

«Сколько их?» (согласование числ с сущ в роде, числе и падеже):Один стол, 2 стола, 5 (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) Макар
Собери мазлы с Юрой и Максимом П.

Нарисуй по схеме с Сережей Ч и Федец

П.Р. ФЭМП № 17 (по подгр.) Позина В.А.
Цель: Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Картинки с изображением предметов разной формы, в количестве от 1 до 10; таблица – домик, карточки с цифрами, листы в клетку, дидактические пособия по теме

Х.э.р. музыка по плану муз. руководителя.

Ф.р. по плану рабочей программы

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

Р.Р. по плану учителя-логопеда (по подгруппам)
Веронике «Найди нужную часть» (усвоение предлога для). Крышка нужна...для (стола) Спинка нужна для (стола, стула). Дверца нужна для (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для (стола, тумбочки). Матрац нужен для (кровати) Подлокотники нужны для (кресла, дивана).

Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка) с Кирой

Х.э.р. декоративное рисование «Городец»
Цель: Учить расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделять декоративные элементы, ритмичность расположения, композицию, колорит.

Листы бумаги, краски гуашь, кисточка для клея, кисточки № 2, 8, клеенки, салфетки, банки – непроливайки для воды. шаблон, иллюстрации городецкой росписи


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Байр»

С.Яшалта Республика Калмыкия

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема «Мебель»

Подготовила: Леванова С.Д., воспитатель первой квалификационной категории.

Программное содержание:
Закрепить понятие “мебель” и назначение каждого из предметов мебели.
Учить подбирать слова описания, составляя рассказ, используя прием эмпатии, развивать описательную, связную речь ребенка.
Учить определять противоречия и выделять положительные и отрицательные стороны объекта.
Развивать логическое, творческое мышление.
Материалы:
Кукла, мяч, кольцо, кукольная мебель, листочки с загадками.
Словарная работа:
Шифоньер, прихожая
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадки, вы их отгадаете, найдете этот предмет у нас в группе и, если ответ правильный, то на предмете – отгадке будет лежать следующая загадка.
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя__________
(кровать)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на_________
(стуле)
С пирогами чай попьем
За обеденным
_________ (столом)
Как приятно нашей Тане,
Поваляться на ________
(диване)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в _________
(шкаф)

Воспитатель: О чем были все загадки?
Дети: О мебели.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о предметах мебели, а поможет нам в этом кукла Наташа. Мы пойдем к ней в гости на новоселье.
(На столе расставлена мебель).
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие комнаты есть в квартире у Наташи?
Воспитатель: Вспомните, ребята, какие комнаты есть у вас в квартире?
- Для чего нужен зал, кухня, спальня, прихожая, детская комната?
- По каким признакам, можно определить какая это комната?
Дети: По мебели.
Воспитатель: Назовите, какая мебель нужна для гостиной, кухни, прихожей? Давайте поможем расставить кукле мебель.

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Колечко”, я буду называть предмет мебели, а вы, у кого в руках окажется колечко, должны назвать, для чего нужен этот предмет мебели, (для чего нужен диван, шкаф, стол, стул, тумбочка и т.д.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Складушки-вычиталки» (с мячом)
стол + обед = обеденный стол
стол + журнал = журнальный стол
шкаф + книги = книжный шкаф
шкаф + одежда = шифоньер
шкаф + посуда = шкаф для посуды
Воспитатель: Из какого материала сделана мебель? (из дерева)
Воспитатель: Давайте мы с вами заготовим материал для новой мебели.
Физминутка «Пилильщики»
Запилила пила, (дети стоят парами, одна нога выставлены вперед)
Зажужжала как пчела, (руки скрещены в запястьях)
Отпилила кусок, (выполняют руками движения, имитирующие
Наскочила на сучок, процесс напиливания дров)
Лопнула и встала - (броском отпускают руки вниз)
Начинай сначала. (меняются местами)
Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы с вами поговорим о шкафе. Пройдем по ступенькам и многое узнаем.
I ступень:
- Название объекта. (Шкаф)
- Из каких частей состоит шкаф?
- К чему относится?
(К мебели)
II cтупень:
- Какой шкаф по величине? (Большой)
- Какой по форме?
(Квадратный)
- Какой по цвету?
- Из чего сделан шкаф?
III ступень:
Рассматривается с точки зрения игры “Хорошо – плохо”
- Шкаф большой – это хорошо – почему?
- Шкаф большой – это плохо– почему?
- Шкаф квадратный– это хорошо – почему?
- Шкаф квадратный– это плохо– почему? и т.д.
IV ступень:
Прием эмпатия (вживание в образ) «Я – шкаф»
Воспитатель: Ребята, теперь прилягте на пол, закройте глаза и представьте, что вы шкафы. Подумайте и расскажите, какой вы шкаф. Эти рассказы мы подарим кукле Наташе.
Миша: Я – новый шкаф. Я сделан из резины. Когда игрушки складывают, я растягиваюсь и помещается много игрушек.

Уточнить название мебели, её составные части, назначение.

Уметь различать кухонную, гостиную, мебель для спальни.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Формировать обобщающее понятие «Мебель».

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «мебель».

Уметь согласовывать прилагательные с существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД.

В старшей – логопедической группе

«Соловушка».

Тема: «Мебель».

Воспитатель: Финеева Е.В.

Программное содержание:

Задачи:

Образовательная :

Уточнить название мебели, её составные части, назначение.

Уметь различать кухонную, гостиную, мебель для спальни.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Формировать обобщающее понятие «Мебель».

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «мебель».

Уметь согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающая:

Развивать зрительное внимание, память, тонкую и общую моторику рук, координацию речи с движением.

Закрепить умение выкладывать мебель из счетных палочек по образцу.

Активизировать лексический запас, развивать связную речь.

Воспитывающая:

- воспитывать усидчивость.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание иллюстраций с изображением мебели.

Чтение стихов, загадывание загадок.

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Много мебели в квартире», «Квартира».

Упражнения: «Рассмотри и назови», «Что без чего», «Из чего – какой», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Считай и называй», «Столярная мастерская», «Разложи мебель».

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Слоговое лото «мебель».

Экскурсия с родителями в мебельный магазин.

Беседа по теме: «Моя комната».

Составление рассказов о домашней мебели по предложенному плану.

Пение песенки «Стул».

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Индивидуальная работа:

Упражнять Викторию Ш., Данила З.в согласовании слов в предложении.

Виктора К. – в правильном произношении звуков в словах.

Упражнять Ивана в умении отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать выдержку у Алисы.

Проконтролировать Егора при выполнении задания со счетными палочками.

Словарная работа:

Активизировать в речи слова: мебель, кресло, гостиная, велюровый, пластмассовый, кожаный.

Оборудование:

Мультимидийная установка, презентация к занятию на тему «мебель». Резиновый мяч среднего размера, счетные палочки.

Ход занятия:

Ребята у нас сегодня с вами необычное занятие. К нам пришли гости, и на занятии нам будет помогать волшебный экран.

Вы любите отгадывать загадки? (Да) . Если вы отгадаете правильно, волшебный экран покажет отгадку.

Слайд №1.

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя… (кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди – ка ты на … (стуле).

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном … (кресле).

С пирогами чай попьем

За обеденным… (столом).

Как приятно нашей Тане

Поваляться на… (диване).

У чистюли Любочки

Всегда порядок в … (тумбочке).

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в … (шкаф).

Вам сидеть не тесно, детки,

Вчетвером на… (табуретке).

Кто догадался, о чем были загадки? (о мебели)

Мы с вами живем в квартирах.

Какие комнаты есть в квартирах? (прихожая, гостиная, кухня, спальня, детская комната).

По каким признакам можно определить эти комнаты? (по разнообразной мебели).

Вот сегодня вы с вами поговорим о разной мебели, какая бывает мебель, из чего её делают, как используют. Полученные знания вам пригодятся в играх, вы сможете расставить мебель в кукольном уголке так, чтобы было удобно и красиво, а также посоветовать родителям, куда можно поставить ту или иную мебель.

Ребята, а где изготавливают мебель? (на мебельной фабрике).

А где её покупают? (в мебельном магазине).

Ребята, какую мебель можно поставить в гостиной? (диван, кресло, стол, журнальный столик, сервант, шкаф).

Какая мебель стоит в этой гостиной?

Слайд №2.

Какую мебель можно поставить в спальне? (Кровать, шкаф для одежды, пуфик, трюмо, спальный гарнитур, письменный стол, тумбочку, трельяж).

Как называется комната, на волшебном экране? (Спальная комната).

Слайд №3.

Какая мебель находится на кухне? (обеденный стол, табуретка, стулья, навесные шкафы, кухонный гарнитур).

Посмотрите на эту кухню, какая мебель стоит здесь?

Слайд №4.

А сейчас поиграем с вами в игру «Что лишнее?» .

Волшебный экран покажет картинку, а вы должны догадаться, какая мебель здесь лишняя?

СЛАЙД №5.

(Для гостиной)

Слайд № 6.

Что лишнее на этой картинке? (Кухонный шкаф). Почему?

Для какой комнаты эта мебель? (для спальни) .

Слайд №7.

А на этой картинке, что лишнее? (письменный стол).

Для какой комнаты оставшаяся мебель? (для кухни).

А теперь посмотрим, умеете ли вы называть слова ласково.

Физ. Минутка: (в кругу).

« Скажи ласково», - вспомним, о какой мебели мы с вами говорили и назовем ее ласково (шкаф – шкафчик, стул – стульчик, стол – столик…).

Встали в круг. Я кидаю вам мяч, называю мебель, а вы мне её называете ласково.

Посмотрите, наш волшебный экран покажет картинки.

Слайд №8.

Чем отличаются и чем похожи: стул и табуретка?

Слайд №9.

А чем отличается стул от кресла?

Ребята, а из какого материала делают мебель? (из дерева, из стекла, из пластмассы).

Если шкаф сделан из дерева, значит он, какой? (деревянный.)

Кровать сделана из железа, она какая? (железная).

Диван обтянут кожей, он какой? (кожаный)

Журнальный столик сделан из стекла, он какой? (стеклянный)

Кресло обшито велюром, значит оно? (велюровое)

Стул сделан из пластмассы, он? (пластмассовый)

Пальчиковая гимнастика:

Поиграем с пальчиками, подняли правую руку.

Спинка и сиденье

Стул на загляденье.

Мы на стуле посидим

Друг на друга поглядим.

Кулачок – это толстая ножка

Сверху крышка – наша ладошка

Маленький столик. Время идет

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

А теперь попробуем сами смастерить мебель. Садитесь за столы и приготовились к работе. Смастерим табуретку, такую же, как на картинке.

Слайд № 10.

Обратите внимание, что есть у табуретки, сколько палочек понадобиться и как они расположены.

Слайд № 11.

Попробуем сделать эту мебель, кто догадался, что это за мебель? (кровать)

Проверти, сравните, посмотрите друг у друга.

Прибрали на рабочем месте.

Итог: О чем мы с вами сегодня говорили? (о разной мебели)

Мы узнали, какая бывает мебель, из чего она сделана, как её используют. Узнали, чем отличается стул от табуретки, стул от кресла. Попробовали сами смастерить мебель.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мебель

Цели: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели; развивать логическое мышление; слуховое внимание и координацию движений; учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными.

О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, мяч, маска лисы.

Р е ч е в о йм а т е р и а л : шкаф, стол, кровать, полка, тумбочка, стул, кресло, диван, мебель, письменный, обеденный, кухонный, журнальный и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

З а г а д к а:

· С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота, со спинкой, а без головы. (Стул.)

Рассматривание картинок мебели.

– Как назвать эти предметы одним словом?

3. Рассматривание различной мебели на картинках:

а) разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, прямоугольный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный);

б) шкафы (книжный, платяной, для посуды);

в) большие и маленькие стулья, табуреты.

4. Беседа «Для чего нужна мебель?».

– Для чего нужен письменный стол? Обеденный?

– Что делают за столом?

– Какая мебель нужна для кухни? Спальни?

– Сколько ножек у стола?

– Из чего сделан стол?

– Чем отличается стул от табурета? Кресла?

5. Закрепление знания названий мебели.

– Назвать части мебели.

И г р а «Веселые зайчики».

Выбирается водящий – «лиса», все остальные дети – «зайчики». Педагог произносит разные гласные звуки, зайчики в это время весело прыгают на поляне, лиса их не трогает. А как только педагог произнесет заданный звук, например [о], лиса начинает ловить зайчиков. Игра повторяется несколько раз.

6. Выполнение действий.

– Положи мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом, подними мяч над стулом.

7. Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Оля маленькая. У неё маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

8. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов мебели от одного до пяти ).

9. Итог занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Словообразование

Мебель

Цель: учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные.

О б о р у д о в а н и е : разные виды материалов, различные предметы, мяч.

Р е ч е в о йм а т е р и а л: бумажный, стеклянный, деревянный, каменный, пластмассовый.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Чудесный мешочек» (определить на ощупь разные виды материалов – бумага, стекло, дерево, камень, пластмасса, кожа, мех и др.).

3. Демонстрация предметов, сделанных из разных материалов.

Педагог выставляет предметы, сделанные из разных материалов.

– Это бумага. Шарик, сделанный из бумаги, – бумажный.

– Это дерево. Шарик – деревянный.

– Это стекло. Шарик – стеклянный.

– Это пластмасса. Шарик – пластмассовый.

– То же самое можно сказать про кубик.

4. «Экскурсия в магазин».

Детям раздаются образцы материалов, и они «покупают» предметы, ориентируясь на свой материал.

5. Игра.

Дети «садятся в поезд и отправляются в путешествие».

1-я остановка – «Стеклянная». Дети ищут только стеклянные предметы.

2-я остановка – «Бумажная».

3-я остановка – «Деревянная».

4-я остановка – «Пластмассовая».

Физкультминутка

6. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч, называет предмет, сделанный из любого материала. Ребенок, возвращая мяч, называет другой предмет, сделанный из этого же материала. Например: бумажный змей – бумажный домик и т. д.

7. Итог занятия.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Мебель

Цели: закрепить обобщающее слово «мебель»; учить детей составлять описательные рассказы.

О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, сюжетная картина «Семья», предметы мебели.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление обобщающего слова «мебель».

Педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках.

– Как назвать все это одним словом?

3. Беседа по сюжетной картине «Семья».

– Где стоит мебель?

– Для чего нужен стул?

– На чем ещё можно сидеть?

– На чем спят?

– На чем ещё можно спать?

– Из чего сделана мебель?

– Значит, она какая?

4. Составление рассказа по плану-схеме.

– Что это?

– К какой группе относится? (К мебели.)

– Из чего сделан предмет?

– Какого цвета, формы, величины?

– Его части?

– Для чего нужен?

– Где можно приобрести?

О б р а з е ц. Это стол. Стол – это мебель. Стол квадратный, коричневый. У стола четыре ножки и крышка. Стол нужен в быту. За этим столом обедают. Стол – обеденный. Делают столы на мебельной фабрике. Купить его можно в мебельном магазине.

5. Составление рассказов детьми.

6. Итог занятия.

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующей направленности (логопедическая) по лексической теме "Мебель", тип занятия лексико-грамматическое. Формирование лексико-грамматических категорий существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по лексической теме «Мебель».

Тема: «Мебель для Карлсона»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

  • Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, её назначении;
  • Расширять словарный запас по лексической теме;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в творительном падеже, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, предпосылки словесно-логического мышления.
  • Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
  • Развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог, отвечать на вопрос полным ответом).

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности
  • Продолжать формировать функции контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели;

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон). (слайд 1)

2. Вводная часть. Объявление темы занятия. (слайд 2)

Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать.

Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки. (слайд 3)

1) У него спина большая,

И на ней он разрешает,

И писать, и рисовать,

И лепить, и вырезать. (Стол)

2) У него четыре ножки,

Спинка и сидение

Но он не для качания,

А только для сидения. (Стул)

3) Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

4) Если ты устал играть,

То ложишься на … (Кровать)

5) В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется… (Буфет)

3. Основная часть. Беседа

Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта…)

Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах? (слайд 4) (Ответы детей).

Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь. А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)

Но что же теперь делать Карлсону?

Ему нужно купить новую мебель.

Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).

Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.

Игра “Большой – маленький”. (Игра с мячом) (слайд 5)

В магазине очень много разной мебели. Ребята, а какую мебель выберем для Карлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)

Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

Большая кровать, маленькая…(кроватка).

Большой диван, маленький…(диванчик).

Большой стол, маленький… (столик).

Большой шкаф, маленький… (шкафчик).

Большой стул, маленький… (стульчик).

Большое кресло, маленькое …(креслице)

Большая тумба, маленькая…(тумбочка)

Игра «Какой? Какая?»

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.

Игра «Что для чего?»

Скажите для чего Карлсону нужен стол? Кровать? Диван? Шкаф?

(Дети отвечают полным предложением).

Игра «Четвертый лишний» (на доске)

На доске в ряд карточки с изображением предметов мебели. Дети внимательно смотрят, называют лишний предмет, аргументируя свой ответ.

Помогите малышу найти предметы в комнате

Игра «Где находятся предметы?». (слайд 6)

Где стоит ваза? Ваза стоит на столе. (ответ ребенка)

Куда укатился мячик?

Где спит кот?

Где висит рубашка?

Где лежит машинка?

3. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого,

На обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.