Литературная игра-викторина по произведениям корнея ивановича чуковского.

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством К.И. Чуковского

Задачи:

    Формирование навыков самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга.

    Развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, творческой фантазии ребят через иллюстрирование прочитанных произведений.

    Воспитание уважения к окружающим, к своим друзьям.

(Кабинет празднично украшен: воздушные шары, рисунки ребят, выставка книг писателя).

План викторины:

Вступительное слово учителя.

I тур – «Вспомни сказку».

II тур « Кто есть кто».

III тур. «Конкурс знатоков».

Аукцион

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

V тур. «Музыкальная страничка»

VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».

Подведение итогов и награждение победителей.

— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

I тур. «Вспомни сказку».

— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку .

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара )
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону )
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей )
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей )
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу ).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище ).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно ).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )
«Путаница»


– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

II тур. «Кто есть кто».

— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит — ( доктор )
Бармалей — (
разбойник )
Федора — (
бабушка )
Каракула — (
акула )
Мойдодыр — (
умывальник )
Тотошка, Кокошка — (
крокодильчики )
Цокотуха — (
муха )
Барабек — (
обжора )
Рыжий, усатый великан — (
таракан )

— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

III тур. «Конкурс знатоков».

— Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

    Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

    Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!» (тараканище)

    Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

    Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

    Умывальников начальник и мочалок командир.

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

    Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда наше солнышко!»

    Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» (Айболит)

    Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Аукцион.

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )

— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) из «Тараканище»

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

— Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.

V тур. «Музыкальная страничка»

    Бармалей

    Муха –Цокотуха

    Крокодил

    Айболит

    Федорино горе

    Мойдодыр

    Тараканище

    Телефон

К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».

— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

VI I тур «Героический поступок»

— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

1. Айболит

8. Зажгли море.

2. Воробей

3. Проглотил солнце.

3. Крокодил

5. Помыла свою посуду.

4 Комар

6. Вернул солнце в небо.

5. Федора

7. Потушила море.

6. Медведь

4. Спас Муху – Цокотуху.

7. Бабочка

2. Съел таракана.

8. Лисички

1. Вылечил зверей.

VI II тур «Найди связь»

На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)

— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”

И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов. Подведение итогов и награждение победителей.

Корней Иванович Чуковский
«Муха — Цокотуха»

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»

Доктор Айболит

А в Африке все звери ждут своего спасителя - доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве - не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики, страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители. А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем.

Корней Иванович Чуковский
«Мойдодыр«

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.

Айболит

Федора

Цокотуха

Мойдодыр

Цель :

1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;

закрепить уважение и любовь к сказкам;

2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.

3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Ход игры :

Ведущая : Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Педагог читает отрывок:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве? (книжки)

Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. В каждой книжке задание для викторины.

Задание 1 : Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит... («Айболит»)

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

Задание 2 : Закончите четверостишие:

- «Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас, …»

- «Зайчики в трамвайчике

Жаба на метле

Едут и смеются …»

- «Убежало одеяло,

Улетела простыня,

И подушка …»

- «Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал

Вот вам …»

- «В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке …»

- «А за нею вилки,

рюмки да бутылки,

чашки да ложки, …»

- «Маленькие дети!

Ни за что на свете

не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие …»

Задание 3 : «Черный ящик».

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

Что это? (Воздушный шар)

Задание 4 : Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

Задание 5 : Прочитай наизусть.

Дети читают отрывки из сказок К.И.Чуковского:

Курица

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот -

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Ёжики смеются

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»!

Бутерброд

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи изворот,

А пойдёшь -

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!»

Задание 6 : Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

Задание 7 : Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Ведущая:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)

Федора:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Подведение итогов : Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора. А на последок нам стихотворение расскажет…

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки: Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!

Викторина для младших школьников по творчеству К.И.Чуковского.

Учитель : Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы с Вами закончили изучение самых известных и любимых всеми сказок Корнея Ивановича Чуковского. Давайте назовем эти сказки.
Ученики: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха».
Учитель : Молодцы! Все сказки знаете. А теперь проверим, насколько внимательно вы их читали. Проведем викторину по сказкам К.И.Чуковского. Для этого Вам необходимо разделиться на три команды. И первое задание – придумать название для своей команды (связанное со сказками К. И. Чуковского). За верное выполнение этого задания вы получите 3 балла.
Учитель: Второй конкурс: «Название». Я буду зачитывать строчку из произведения, а Вы должны верно его назвать. За каждый верный ответ команда получает один балл.
1.«А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет» («Федорино горе»).

2.«И сейчас же щетки, щетки
Затрещали как трещотки,
И давай меня тереть» («Мойдодыр»).

3.«Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик («Муха-цокотуха»).

4.«А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь («Телефон»).

5.«Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал.
«Вот Вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»).

6.«Ох, и нелегкая это работа-
Из болота тащить бегемота» («Телефон»).
Учитель: Ребята, Вы прекрасно справились с заданием. Перейдем ко третьему конкурсу, который называется «Продолжай-ка». Я буду начинать фразу из произведения, а вы должны ее закончить. За каждый верный ответ один балл.
1.«Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе
??? принесла (Меду).

2.«Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И??? (Подушка)
Как лягушка,
Ускакала от меня».

3.«У меня зазвонил телефон,
Кто говорит? Слон.
Что вам надо?
??? (Шоколада).

4.«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и??? (волчица).

5.«Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с???? (Тотошей и Кокошей)
По аллее проходил.

6.«А потом позвонила свинья:
- Нельзя ли прислать???(соловья)
Мы с ним сегодня вдвоем
Чудесную песню споем.
Учитель: Вы – большие молодцы, справились с заданием. И у нас остался последний конкурс «Вопросики». Я буду задавать вопросы, а Вы давать правильные ответы. За каждый верный ответ – два балла.
1.От кого убежала вся грязная посуда? (Федора)
2.Для кого просил шоколада слон в сказке «Телефон»? (Для сына)
3.Кто зарычал на грязнулю в Таврическом саду? (Крокодил)
4.Кому пришил новые ножки доктор Айболит?(зайчику)
5.Какой злодей напал на Муху – Цокотуху?(Паук)
6.Что нашла Муха на базаре? (Денежку)
7.У кого болели животики в сказке «Айболит»?(У бегемотиков)
8.Что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон»?(Перчатки)
9.Что подарили Мухе блошки?(Сапожки)
Учитель: Ребята, Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Я вижу, что Вы внимательно читали сказки Корнея Ивановича Чуковского. Они Вам понравились?
Ученики: (хором) Да!!!
Учитель : Я очень рада! Спасибо за урок.

Викторина

по сказкам

К.И.ЧУКОВСКОГО

Составила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко

с. Перелюб»

Лукоянова В.В.

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.


Ход урока

1. Организационный момент.

Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов, вручаются знаки «знаток сказок» и призы.

2. Вступительное слово
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) .
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) .
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище). «Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

(«Путаница)

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…


II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)


- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Послушайте стихотворения К.И.Чуковского.

Курица

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот -

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Ёжики смеются

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»!

***

Бутерброд

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи из ворот,

А пойдёшь -

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!»

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.


IV тур «Коробка с потерянными вещами».
- В коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Термометр (И ставит им градусник)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)


V тур " Сложи мозаику". ( сказки "Мойдодыр", "Краденое солнце" )

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

(слайд 12)

К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г.

"Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".


VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».


- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ МЙДДР ТРКНЩ КРКДЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Тараканище, Крокодил,)

Загадки К.И.Чуковского. (отгадывают зрители)

Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Закричали на весь дом,
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху

Увидел лохматого.

Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну.

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.


- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.


VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

Угадай героев произведений К.И.Чуковского. (зрители)

А сейчас посмотрите отрывок из произведения К.И.Чуковского.

Сценка

Айболит. Очень, очень рад видеть здоровых, веселых детей. Я только что из Африки, лечил больных обезьян. Минуточку, кажется, у меня снова звонит телефон, срочный вызов. (достает сотовый телефон) .

У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Слон: Слон.

Айболит . Откуда?

Слон . От верблюда.

Айболит . Что вам надо?

Слон. Шоколада.

Айболит . Для кого?

Слон . Для сына моего.

Айболит . А много ли прислать?

Слон . Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть.

Он еще маленький!

Айболит . (кладет трубку, тут же раздается звонок). Ало, это кто? Крокодил?

Крокодил : Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне и жене и Тотоше.

А те, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели.

Айболит (кладет трубку и снова раздается звонок). Ало, кто звонит? Это цапли?

Цапли . Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись!

Айболит . И такая дребедень

Целый день:

То тюлень позвонит, то олень.

Выбегает девочка в костюме зайчихи с игрушкой- зайцем.

Айболит . Что случилось, зайчиха?

Зайчиха. Ай! Ай! Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!

Айболит . Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришлю ему новые ножки, он опять побежит по дорожке!

(лечит зайчонка). Вот, заинька прыгает снова!

Зайчиха. Спасибо, доктор Айболит!

Айболит. Спасибо и вам, милые дети, за приглашение на праздник. Ну, а мне пора, меня ждут больные звери. На всякий случай оставляю вам свою аптечку. В ней лекарства

От ангины, скарлатины.

Малярии, холерины.

От колита и бронхита.

Оспы и аппендицита.

И еще одно замечательное лекарство – от редкой, но очень опасной для окружающих болезни- злости. Надеюсь, никто не болен? Вот лекарство «Одобрин». (прощается, уходит) .


- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться .

Подведение итогов и награждение победителей - участников команд и лучшего знатока-зрителя. Вручение призов.

Ребята, а сейчас мне очень хочется, чтобы вы послушали сказку в исполнении самого автора - К.И.Чуковского.


Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов. Спасибо за праздник.

IX Подведение итогов викторины

Савельчева Тамара Вячеславовна

Цель: 1. Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского.
2. Развивать интерес к литературным произведениям, учить понимать их.
3. Формировать умение отвечать на вопросы по- разному, в зависимости от формы вопроса, учить- аргументировано строить рассуждения.
4.Побуждать употреблять в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; закрепить умение согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Материал: Табло с названием команд, фишки, 2 мольберта, фломастеры. Листы бумаги, кроссворд, призы, грамоты, воздушные шары.

Произведения: «Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармолей», «Федорино горе».

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

Ход: В.: Добрый день, уважаемые гости и участники! Мы с вами на игре «Счастливый случай». Наша игра пройдет по произведению сказок К. И. Чуковского. У нас участвуют 2 команды.
1 команда….. Девиз команды….. Капитан команды…..
2 команда….. Девиз команды….. Капитан команды…..

(У каждого игрока эмблема команды на груди). Команды приветствуют друг друга (пожимают руки, проходят и садятся за столы, на столах эмблемы команд.)

В.: Напоминаю правила игры:
- Каждая команда отвечает на свои вопросы;
- Не выкрикивать;
- Если готовы отвечать, поднимите фишку, которая лежит у вас на столе;
- Помогайте своим товарищам.
Игра состоит из 4 геймов. Удачи!

1 гейм (звучит гонг).
«Разминка».
В.: Каждая команда отвечает на вопросы. Разыграем и право первого хода.
(капитаны вытягивают фишки).
В.: Кому досталась фишка с цифрой 1- отвечает первый. Сейчас мы узнаем какая команда лучше знает сказки К. И. Чуковского.
Вопросы 1 команде.
1. На чем ехали звери в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»?
2. Кто принес Айболиту телеграмму из Африки и кто ее послал?
3. Какое слово постоянно твердил Айболит?
4. В какую игру играли Таня и Ваня в Африке со слонами?
5. Почему обиделся на Таню и Ваню бегемот?
6. Кого звери позвали на помощь, чтобы освободить солнце?
7. Что случилось с мочалкой на аллее?
8. В какой сказке «волки от испуга скушали друг друга»?
Вопросы 2 команде:
1. Кто потушил море в сказке «Путаница»?
2.Что случилось с луной в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»?
3.Где жили больные зверята? (Африка на реке Лимпопо).
4.Чем лечил Айболит больных зверят? (гоголь - могол).
5.Кто помог Айболиту пересечь море? (кит).
6.Какое страшное слово произносил Бармалей?
7. Почему медведь не хотел идти выручать солнце?
8.Кто помог Тане и Ване и доктору Айболиту освободиться от Бармалея?
(Жюри подводит итоги 1 гейма)
Итоги 1 гейма выставляются на табло.

2 гейм (звучит гонг).
«Конкурс загадок» (домашнее задание).
В.: К. И. Чуковский писал не только сказки. Он написал целую книжку загадок, которая называется «25 загадок- 25 отгадок». Команды сейчас загадают их друг другу.
(Команды загадывают загадки, за правильный ответ присуждается очко.)
В.: Пока жюри подводит итоги 2 гейма, мы немного разомнемся.

Физ. Минутка. (участвуют игроки и болельщики).
Веселая игра на внимание «Я - не Я».
(Дети встают в круг: на «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть).

В.: -Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
- Кто любит урюк?
-Кто не моет рук?
- Кто любит мороженое?
- Кто любит пирожное?
- Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- Кто любит мед?
- Кто все время врет?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока- колу»?
- Кто вымоет всю школу?

В.: Молодцы! В группе мы еще поиграем в эту игру, чтобы стать внимательнее. А сейчас наша викторина продолжается.
(Жюри оглашает результаты 2 гейма.)

3 гейм (звучит гонг).
«Конкурс капитанов».
В.: Отгадайте из какой сказки отрывок:…..?
(Зачитываются отрывки из сказок - капитаны отвечают на вопросы по очереди).

Конкурс болельщиков «Нарисуй портрет».

В.: Отгадайте загадку и вы узнаете, чей портрет наши болельщики будут рисовать.
Жил разбойник злой- презлой
Всех, кто с ним встречался,
Он пугал ночной порой
И бегом спасался.
(Бармалей)
В.: Загадку отгадали правильно. Будем рисовать злого разбойника Бармалея. Но мы будем не просто рисовать, а рисовать с закрытыми глазами и на время. Все остальные поддержат художников.
(Звучит музыка.)
В.: Следующий портрет, чей мы будем рисовать, отгадайте вы сейчас.
Всех всегда лечить он хочет,
Лечит днем и лечит ночью.
Если руку ты ушиб,
Если горло заболело,
Одолел тебя вдруг грипп
Ты к нему направься смело.
(Доктор Айболит)
В.: У нас замечательные художники, отличные портреты у них получились. За это каждая команда получает по дополнительному очку.

4 гейм (звучит гонг).
«Кроссворд»
5.
Б
А
2. 3. Р.
1. П. У Т А Н И Ц А М
А Й 6. М О Й Д О Д Ы Р
Р. Б Л
А 4. С О Л Н Ц Е
К Л Й
Н И
И Т
Щ
Е

В.: Из какой сказки К. И. Чуковского?
1. Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята хрюкать!»

2. И вскричал гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги
Выходите из берлоги…
И врага на рога поднимите!»

3. А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются
Так, что дубы сотрясаются.

4. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

5. Посмотри в аэроплане
Кто- то по небу летит,
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!

6. Вдруг на встречу мой, хороший
Мой, любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку словно галку,
Словно галку проглотил.

(Подводятся итоги жюри, оглашают победителей).

В.: Наша викторина подошла к концу. Сегодня победила команда….., но у нас будут еще викторины, и у всех есть шанс стать победителем!


Полный текст материала Литературная викторина по произведениям К.Чуковского смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.