Мед книжки пример хранения. Где должна храниться медицинская книжка работника? Что будет за просрочку документа

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту — ФЗ № 52) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих должны проходить при поступлении на работу и .

Согласно п.5 ст. 34 ФЗ № 52 в целях и необходимо наличие личных медицинских книжек.

Медицинская книжка обязательна для :

  • работники, чей труд связан с оборотом продуктов питания и пищевого сырья (предприятия пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания и т.п.);
  • работники образовательных и оздоровительных учреждений для детей и подростков (детские сады, школы, гимназии, колледжи и т.п.);
  • работники сферы коммунально-бытового обслуживания (парикмахерские, салоны красоты, гостиницы, прачечные и т.п.);
  • работники предприятий торговли промышленными товарами (одежда, обувь, игрушки, косметика, парфюмерия, бытовая техника, автозапчасти и т.п.);
  • работники городского пассажирского транспорта (автобусные и троллейбусные парки, маршрутные такси).

(Постановление Правительства Москвы от 28.12.99 № 1228) утверждён подробный перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых обязаны иметь личные медицинские книжки .

Центр Госсанэпиднадзора по городу Москве в своем письме «О личных медицинских книжках работников лечебно-профилактических учреждений» № 16-2-292 от 27 августа 2002 г. поясняет нижеследующее.

В соответствии с Примерным перечнем профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (письмо МЗ РФ № 1100/2196-0-117 от 07.08.2000, п. 4.6.), профессиональной гигиенической подготовке и аттестации с внесением их результатов в личную медицинскую книжку подлежат должностные лица и работники лечебно-профилактических учреждений, непосредственно связанные с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов.

К работникам лечебно-профилактических учреждений, непосредственно связанным с коммунально-бытовым обслуживанием пациентов, следует относить следующие профессии: санитарка, сестра-хозяйка, работники прачечных, слесарь-сантехник.

Личная медицинская книжка работников акушерских стационаров (отделений)

Личную медицинскую книжку обязаны иметь так же медицинские работники родильных домов (отделений), отделений патологии новорожденных, недоношенных.

На этот счет существует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»).

Пункт 1.7. главы IV. СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает, что при поступлении на работу в акушерские стационары (отделения) медицинские работники проходят осмотр врачей: терапевта, стоматолога, отоларинголога, дерматовенеролога и гинеколога (в дальнейшем 1 раз в год). Дополнительные медицинские осмотры проводятся по показаниям. Результаты обследований вносятся в личную медицинскую книжку.

Порядок выдачи медицинских книжек

В п. 6 ст. 34 ФЗ № 52 закреплено, что порядок выдачи работникам личных медицинских книжек должен определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения — . Однако на сегодняшний день такой порядок не принят, поэтому необходимо руководствоваться Порядком оформления и выдачи личной медицинской книжки, который установлен на региональном уровне.

Сведения, указываемые в медицинской книжке

Согласно п. 5 ст. 34 ФЗ № 52 данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.

Согласно приложению № 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» , в медицинской книжке указываются сведения об организации , выдавшей её, сведения о владельце данного документа. Кроме того, в ней фиксируются заключения врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования, а также результаты обследования и результаты лабораторных исследований.

Личная медицинская книжка представляет собой документ строгой отчётности и оформляется на бланках, являющихся защищённой полиграфической продукцией уровня «В» (п.1.3 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»), свободной продаже не подлежит. Подделка, изготовление и сбыт такого рода документа карается уголовным законом (ст. 327 УК РФ). Медицинская книжка должна иметь печать организации Роспотребнадзора, выдавшей её, и подпись владельца.


Медицинская книжка может храниться как у администрации организации-работодателя или индивидуального предпринимателя, так и самого работника. Если работник увольняется и переходит на новое место работы, то личная медицинская книжка остаётся у него и предъявляется по новому месту работы.

Журнал учета личных медицинских книжек

Приказом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27.04.2005 № 20 (Приказ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» № 20) «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку», утверждены форма журнала учёта личных медицинских книжек, голограмм, аттестации, а также форма журнала учёта личных медицинских книжек по группам профессий.

Следует отметить, что формально для медицинских работников ведение журнала учёта личных медицинских книжек не обязательно, однако это давно принято в связи с функциональным удобством.

Подпишитесь на нас

Некоторые виды деятельности предусматривают наличие у работника личной медицинской или санитарной книжки. Например, в обязательном порядке медицинская книжка должна быть у тех, кто контактирует с людьми (сфера образования и обслуживания) и с продуктами питания (транспортировка, производство, торговля и пр.). Получить санитарную книжку можно, пройдя врачебный осмотр в поликлинике или в частном медицинском центре, у которого есть соответствующая государственная лицензия. Медцентр «ГарантМед» предлагает свои услуги по прохождению медицинского осмотра с гарантией максимального комфорта и минимальных затрат времени на оформление санитарной книжки. Оформив документ по всем должным требованиям действующего законодательства у работника возникает вопрос, связанный с тем, как осуществляется хранение личной медицинской книжки? Кто должен принять её на сохранность? Об этом далее в нашей статье.

Хранение медицинских книжек работником и в организации

Санитарная книжка входит в категорию официальных документов строгой отчётности, поэтому для неё на законодательном уровне определён порядок учёта и хранения. На основании утверждённых правил, организация работы по учёту данных документов должен быть выполнен при помощи книги/журнала учёта движения и выдачи медицинских книжек. Журнал должен быть не только прошнурован, но и опломбирован. Его графы содержат информацию:

  • о владельце медицинской книжки – его ФИО и должность;
  • о самой медицинской книжке – идентификационный номер и срок действия;
  • даты возврата/получения медицинской книжки и расписка владельца.

Ведение журнала учёта движения и выдачи медицинских книжек облегчает поиск нужной информации или позволяет сделать выборку для составления того или иного анализа. Отсутствие журнала и неправильное его оформление может повлечь за собой административную ответственность (штрафные санкции).

Непосредственно хранение медкнижек осуществляет кадровая служба предприятия. Задача руководителя – обеспечить надлежащие условия. С этой целью им должен быть составлен приказ о хранении медицинских книжек работников, которым будет назначен ответственный не только за сохранность документов, но и работы по организации и контролю за прохождением предварительных и периодических медосмотров работников. В случае кадровых изменений/перестановок и последующей сменой ответственного лица, бланки передаются новому сотруднику в соответствии с актом приема-передачи. В нём указывают не только количество передаваемых санитарных книжек, но и фамилии собственников. Акт визируется подписями старого и нового ответственного лица.

Место, в котором будет осуществляться хранение санитарных книжек, не оговорено законодательно. В большинстве случаев для эффективной защиты медицинских книжек выбирают огнестойкий сейф. Он убережёт санитарные книжки не только от утери, кражи, но и от термических воздействий. Ключ или код от электронного замка будет известен только ответственному лицу.

Порядок выдачи медицинской книжки установлен приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 №402. В соответствии с ним, бланк выдаётся работнику непосредственно в день проведения гигиенической аттестации под роспись. О том, что санитарная книжка выдана для прохождения врачебного осмотра в медицинских организациях делается запись в регистрационном журнале. В целом, срок хранения медицинской книжки ограничен длительностью трудового договора. При увольнении работника санитарная книжка выдаётся ему на руки.

Но всегда ли санитарная книжка хранится в кадровой службе? При исполнении трудовых обязанностей в некоторых сферах деятельности медкнижка должна находиться на руках у сотрудника, а не храниться у руководства. Сюда относятся работники павильонов, киосков и выносных лотков.

Во всех остальных случаях санитарная книжка должна храниться у работодателя, чтобы в случае проверки контролирующими органами инспектора могли беспрепятственно получить доступ к бланкам. Инспектора проверяют наличие и оригинальность санитарных книжек, а также сроки прохождения медицинских осмотров – это необходимо для того, чтобы эпидемиологическая обстановка в каждом субъекте РФ была благоприятной.

Где должна храниться личная медицинская книжка сотрудника. Надо ли выдавать медицинскую книжку по требованию сотрудника. Что делать, когда сотрудник меняет место работы - читайте в статье.

Вопрос: Медицинская книжка сотрудника обособленного подразделения, может хранится в головной организации?

Ответ: Да, медицинская книжка сотрудника обособленного подразделения может храниться в головной организации.

Оформленные медицинские книжки хранятся у работодателя. Об этом сказано на странице 30 самой медкнижки. Выдавать медицинскую книжку можно по требованию сотрудника. Например, для прохождения периодического медосмотра или в случае, если место работы сотрудника удалено от места нахождения работодателя.

Обоснование

Где должна храниться личная медицинская книжка сотрудника

Оформленные медицинские книжки хранятся у работодателя. Выдавать медицинскую книжку можно по требованию сотрудника. Например, для прохождения периодического медосмотра или в случае, если место работы сотрудника удалено от места нахождения работодателя.

Когда сотрудник меняет место работы, он предъявляет медкнижку новому работодателю. На четвертой странице бланка личной медицинской книжки , утвержденной , работодатель делает отметку о переходе сотрудника на работу в новую организацию. Для этого заполняют раздел II «Отметки о переходе на работу в другие организации». В нем указывают дату приема на работу, наименование организации и должность сотрудника.

При увольнении медицинскую книжку выдают сотруднику на руки, и он предъявляет ее по месту новой работы.

Такой вывод позволяют сделать реквизиты, указанные на странице 30 бланка личной медицинской книжки, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. № 402 .

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

В частности, тех, чья деятельность связана с пищевым производством, обслуживанием населения, обучением детей и т.д. Заполнение медицинской книжки должно производиться строго в соответствии с требованиями законодательства, на бланке, имеющем защиту от подделок, утвержденном Приказом Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 года (далее Приказ № 402).

Правила оформления медицинской книжки

В п. 3 вышеуказанного Приказа № 402 сказано, что медицинские книжки должны выдаваться Центрами гигиены и эпидемиологии. Это значит, что в первый раз личную медицинскую книжку заводят именно в этом учреждении.

Порядок ее получения выглядит следующим образом:

  • Работник пишет заявление о выдаче книжки и прохождении гигиенического обучения, предоставляет паспорт и две фотографии размера 3х4 см.
  • Оплачивает бланк книжки.
  • Сотрудники Центра заполняют титульную часть книжки.
  • Работник проходит обучение по программе санитарного минимума, о чем ему ставят запись в медкнижке на соответствующей странице.

С заполненной книжкой и направлением работодателя человек идет в поликлинику, имеющую лицензию для проведения соответствующих медосмотров. В лечебном учреждении ему выдают список врачей и анализов, которые необходимо сдать. Конкретный перечень будет зависеть от профессии владельца медицинской книжки.

Образец заполнения медицинской книжки

Правила оформления санитарной книжки предполагают, что для каждого вида информации в ней отведены специальные страницы:

  • На каждом листе бланка медкнижки проставлен ее индивидуальный семизначный номер.
  • Страницы 2-3 предназначены для внесения личных данных. Здесь нужно указать ФИО, адрес, должность и место работы владельца санитарной книжки, также вклеивается фотография работника и указывается наименование учреждения, которое ее выдало. Подлинность книжки подтверждается голограммой, которая должна захватывать фотографию, гербовой печатью выдающего учреждения и подписью ее руководителя. Здесь же указывается дата выдачи.
  • Страница 4 предназначена для отражения сведений о смене работодателя.
  • На странице 5 ставятся отметки о перенесенных заболеваниях инфекционного характера (например, туберкулезе).
  • Страница 6 предназначена для сведений о прививках.
  • Страницы 7-16 предназначены для заключения врачей о пригодности работника по результатам проведенных исследований. Здесь указывается дата, заключение, ФИО врача и подпись. Запись заверяется его личной печатью. Пример такой записи может выглядеть следующим образом: «01.08.2018г. Терапевт. К работе допущен. А.А. Никитин (подпись)».
  • На странице 17 отражаются результаты флюорографии. Например, ставится штамп с надписью «Органы грудной полости без патологий». Страница 18 может содержать запись о том, что гражданин не состоит на учете в тубдиспансере.
  • На страницах 19-20 указывают результат исследований на возбудителей кишечных заболеваний.
  • На страницы 21-23 ставятся отметки об осмотре у дерматовенеролога и результатах соответствующих анализов.
  • Страницы 24-27 отведены под различные анализы (на гельминтозы, стафилококк и т.д.).
  • На 28 странице делается отметка о прохождении санминимума. Ставится штамп «Аттестован по специальности…, дата». В качестве специальности обычно указывают не должность, а сферу деятельности (производство продуктов питания, бытовое обслуживание населения и т.д.).
  • На странице 29 ставятся отметки о нарушении санитарных норм.

Где хранятся медицинские книжки работников

Медкнижки работников хранятся у работодателя. Они могут находиться в отделе кадров или у руководителей структурных подразделений. Работодатель выдает книжку работнику в следующих случаях:

  • Прохождение периодического медосмотра.
  • Расторжение трудового договора.

Чтобы отследить передвижение медкнижек работодатель ведет специальный журнал учета санитарных книжек. Форма этого журнала не утверждена, поэтому компания разрабатывает ее самостоятельно. В нем должна содержаться следующая информация:

  • ФИО, должность работника.
  • Номер его книжки.
  • Дата поступления книжки к работодателю.
  • Срок действия книжки, даты периодических медосмотров.
  • Отметки о получении работником книжки на руки и ее возврате.

В журнале необходимо прошить и пронумеровать страницы.

Нужно ли менять медкнижку при смене фамилии

Законодатель ничего не говорит об обязательной замене медицинской книжки при смене фамилии, соответственно работодатель не может потребовать у работника завести в этом случае новый документ.

По желанию работник может обратиться в учреждение, где книжка была получена, с заявлением о внесении изменений, и предоставив подтверждающие документы (например, свидетельство о заключении брака и новый паспорт). Изменения вносятся по аналогии с трудовой. Самостоятельно делать записи и правки в медкнижке запрещено.

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ:

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Где должна храниться медицинская книжка работника?

Для получения работы в целом ряде сфер, будь то торговля или предоставление бытовых услуг, работнику понадобится медицинская книжка. Ее можно получить в поликлинике или частной клинике, она содержит информацию о состоянии здоровья сотрудника и отсутствии противопоказаний. Однако когда вы получили книжку, встает вопрос - где и у кого должна храниться медицинская книжка работника. Должен ли заботиться о ее сохранности работодатель, или сотрудник может забрать ее для хранения домой?

Где храниться санитарная книжка?

С того момента, как вас приняли на работу, отдел кадров компании в полной мере отвечает за весь пакет документов, предъявляемых при трудоустройстве. В него входит и санитарная книжка. Существует лишь несколько ситуаций, в которых вы можете на короткое время получить свою медкнижку:

  • под расписку для прохождения регулярных медосмотров в поликлинике. После того, как в книжку будут внесены необходимые данные, книжка должна быть возвращена на хранение работодателю;
  • для осуществления торговли на лотках, в киосках или павильонах. В этом случае, вы должны иметь санитарную книжку на руках во время выполнения своих обязанностей.

Таким образом, то, где хранятся , определяется особенностью организации труда и тем, где находится рабочее место каждого из сотрудников. Если проверка со стороны контролирующих органов может быть осуществлена по месту выездной работы, то вы должны иметь книжку на руках, если же проверяющие могут прийти только в офис компании, хранение осуществляет отдел кадров. В любом случае, хранение санитарной книжки дома у работника не допустимо.

Кто отвечает за хранение медкнижки?

В каждой компании должен быть ответственный за хранение медицинских книжек, который будет контролировать их перемещение, выдавать оригиналы сотрудникам и возвращать их на хранение после внесения изменений. В компании также должен быть журнал учета движений сан.книжек, который, в случае необходимости, позволит выяснить местонахождение каждого документа. К сожалению, если медицинская книжка была утеряна, она не подлежит восстановлению - проходить необходимые осмотры и обследования придется заново. А значит и снова оплачивать как сам бланк, так и медицинские услуги. Поэтому к хранению медкнижки придется подойти ответственно. Если утеря книжки произойдет по вине работодателя или медицинской организации, которая оказывала вам услуги ее выдачи или продления, то возместить расходы на получение новой книжки придется виновному в утере.