Не всякая демократия одинаково полезна. Не всякая демократия одинаково полезна Не все демократии одинаковы истинные демократии представляют

Евразийская специфика русской государственности

Наше государство особое, не такое, как на Западе. Так же как и общество - у нас оно солидарное, а у них, как известно - «гражданское общество», там своя специфика, которая никак не пересекается с нашей, а значит, нам не подходит.

Во всем том большом количестве материалов, которые уже были изданы на эту тему, красной нитью проходит главная мысль: солидаризм противостоит дискретности - дробности, разрозненности, разделенности, отчужденности атомизированных индивидуумов, которая лежит в основе либерального общества.

Но всякий раз, когда мы противопоставляем наше общество обществу либеральному, критикуя концепции либерализма, тут же в ответ слышим главный упрек: «А как же демократия?»

И вот здесь стоит оговориться отдельно, остановиться на этом понятии, которое, собственно, и предопределяет возникновение как гражданского общества, так и солидарного общества.

Как однажды на эту тему высказывался Владимир Владимирович Путин, на Западе своя демократия, а у нас - своя. Но что он имеет в виду, когда об этом говорит?

Три демократии

Известный французский философ и социолог Ален де Бенуа разделил демократию на три типа: условно это демократия свободы, демократия равенства и демократия братства.

Демократия свободы (Liberte) - это и есть, собственно, та либеральная демократия, которая доминирует сегодня на Западе и которая Западом активно навязывается всему остальному человечеству. В основе ее лежит категория индивидуума, нарциссической субъектности, и вся структура общества подчинена этому свободному индивидууму, а в целом - свободному потреблению совокупности торгующих индивидуумов.

Но это далеко не так, потому что есть еще «демократия равенства» - Egalite - отсюда эгалитаризм. Это когда атомизированные индивидуумы суммируются в массу просто путем механического сложения. При этом в основе лежит такой же атомизированный индивидуум, только рассматриваемый уже не отдельно, а как масса индивидуумов.

Эгалитаризм - это механическое явление, в котором преимущество отдается не отдельному индивидууму, как в либерализме, а дискретным массам, конгломератам. Эта форма демократии лежала в основе, в частности, советского общества, марксистской модели, когда общество дробилось искусственно, атомизировалось, и складывалось в безликие массы, марширующие огромными колоннами - в этом суть эгалитаризма. И это второй вид демократии - демократия равенства.

Но существует и такое понятие, как «демократия братства» (Fraternite) - то, что имеет совершенно иной характер происхождения. В ней народ воспринимается как качественная и органическая общность. Она имеет духовную, культурную и политическую традицию общего сосуществования, воспроизводимую в своей непрерывности, и демонстрирует такую сущность, как коллективное волеизъявление.

Таким образом, демократия братства, или органическая демократия - это живой организм, в отличие от россыпи демократии свободы и эгалитаристского механизма демократии равенства, которые основаны на механицистском принципе.

Соучастие народа в собственной судьбе

Европейский философ и социолог Артур Меллер ван ден Брук описывал органическую демократию как «возможность соучастия народа в собственной судьбе». То есть органическая демократия - это не форма государственного устройства, как это принято в атомизированном, прежде всего западном, обществе, но участие в жизни государства живой органической субъектности единого народа.

На Западе как раз, напротив, культивируется некая отчужденность. Отсюда государству придаются служебные механические функции, и эти функции направлены на обслуживание интересов разделенных торгующих индивидуумов. Отсюда же понятие «наемного менеджера», который этим дискретным обществом нанимается для выполнения служебных функций государства, в отличие от служения обществу , которое принято в рамках органической демократии.

Таким образом, мы видим, что не всякая демократия одинаково полезна. Мало того, они различны по своей сути и являются опытом разных цивилизационных типов.

Теперь понятно, что в Европе демократия дробная, дискретная. А что у нас, в России? А в России все еще сохраняются элементы органической демократии. И, как указывал европейский социолог Карл Шмитт, органическая демократия возможна только в однородном обществе, то есть в том обществе, в котором «демос» воспринимается как единая, однородная качественная общность, а не набор атомизированных социальных единиц, представляющих собой западное общество, некий искусственно сложенный механистичный организм. И чем меньше однородность общества, тем сложнее им управлять, тем, соответственно, больше требуется авторитаризма и тоталитаризма для его удержания.

Предпосылки солидаризма в России

Исходя из того, что демократии являются совершенно неоднородными явлениями, и в Европе демократия развивалась своим путем, там солидаризм - это попытка объединить уже атомизированное дискретное общество.

Отсюда частое сравнение и сопоставление солидаризма с фашизмом, который возник как ответ на либерализм, на размывание государства-нации, постимперского национального государства как такового. Фашизм возникал как утверждение, что государство - это ценность, перед угрозой либерализма, который заявлял, что государство - это не ценность, главное - это торгующий индивид, а государства лишь выполняют служебные функции и в итоге, когда все человечество станет либеральным, должны вообще отмереть.

Именно в попытках вновь пересобрать общество, которое в значительной степени уже рассыпалось на атомизированных индивидуумов, создав предпосылки для торжества и доминирования либерализма, в Европе и возникала необходимость создания искусственных форм солидаризма на фоне уже довольно разрозненной гражданской атомизированной массы.

Но в России совершенно иная ситуация. У нас все еще сохраняются и сосуществуют, соприсутствуют с нами коллективные субъекты, а именно: большой народ - русские, являющийся коллективным органическим субъектом со своей историей, традицией, культурой, сохраненной в преемственности. По сути, у нас органические коллективные субъекты и так являются данностью, а значит, нам не нужно искусственно собирать разрозненные атомизированные массы, как в Европе, поэтому у нас солидаризм имеет естественные, органические предпосылки.

По сути, в последние два десятилетия мы наблюдали попытку интенсивно раздробить коллективные органические сущности наших народов, пропустить их через либеральное сито атомизации для того, чтобы изъять возможность народа в принципе соучаствовать в своей судьбе.

Взамен органическая демократия всегда подменяется авторитаризмом и жесткими тоталитарными формами правления, которые, кстати, довольно распространены на Западе. Несмотря на химеры свободы и демократизации западного общества, мы понимаем, что западное общество абсолютно несвободно, а более тоталитарную страну, чем Соединенные Штаты Америки, на сегодняшний день сложно себе представить.

Двусмысленность «гражданского общества»

Понятие «народ России» - на самом деле калька с западного, европейского понятия people, то есть просто люди, атомизированная масса. В то время как народ как органическая субъектность происходит от греческого понятия «лаос», который подразумевает как раз коллективную, органическую сущность. То есть народ России - это как раз дискретная масса, люди, а русский народ - это качественная категория. И отсюда же разночтения понятия «гражданин».

В либерализме по сути «гражданство» и понятие «гражданин» стало тождественно понятию «человек». Гражданин - всякий, кто имеет паспорт, в то время как изначально гражданин, горожанин - это тот, кто созидает, развивает полис, то есть некую органическую политическую единицу. Это совершенно два разных явления, отсюда разность в понимании «гражданского общества».

В западной либеральной модели «гражданское общество» - это просто случайный набор людей - people, рассыпная биомасса, собранная случайным образом. Это гражданское общество, в котором каждый стремится к своей цели, а не к общей цели, как в государстве-нации.

Но изначально понятие «гражданского общества», если его базировать на понятии «горожанин», участник полиса, - это как раз субъектное органическое понятие. Поэтому гражданское общество в России - это органическая сущность, а на Западе - дискретная сущность.

Но нам навязывается именно западный концепт «гражданского общества», который разрушает наше органическое единство. Он достигается путем нарушения однородности общества, размывания его. И в первую очередь этому способствует такое явление, какмиграция, когда массы людей перемещаются с одного места на другое, теряя корни, социальные связи, размывают базовое общество, в которое они прибывают, нарушая эти органические связи внутри него самого.

Против смешения. Ради жизни

Смешение культурное, религиозное, этническое размывают органическую однородность солидарного общества. Больше всего этому способствует концепция постмодерна, которая сегодня доминирует.

Таким образом, разрушение коллективного бессознательного, создание искусственного дискретного гражданского общества на западный либеральный манер угрожает принципам нашей государственности, в основе которой как раз и лежит органическая соборность, на которой и выстраивается наша - органическая - демократия.

Сохранение и преемственность этих связей является неким иммунитетом от разрушительного воздействия западных либеральных концептов, делает общество более предсказуемым, более стабильным, создавая возможность его соучастия в своей судьбе, что как раз характеризуется предпосылками, имеющимися у нас по факту.

Для того, чтобы выжить как государство, нам необходимо сохранить эту органичность и не дать возможность либеральным химерам ее разрушить.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
1/8
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2
содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам
в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других
дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
КИМ
1
Характеристики человека
ПОНЯТИЯ
Индивид
Бланк
Ответ: МОРАЛЬ.
Ответ:
Ответ:
...
2 3
Ответ: 125.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

2
А Б В Г Д
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Производственный кооператив, хозяйственное общество, адвокатская
палата, юридическое лицо, общественный фонд.
3 2 3 1 1
Ответ: ___________________________.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение,
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное
мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить
свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более
привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Копирование не допускается
3
Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа
дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление
монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов
граждан.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу

Ответ:

Единый государственный экзамен
4
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
2/8
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми
они указаны.
6
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие,
представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки,
связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение
внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие
познаваемых объектов на органы чувств.
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники
в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных
свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное
общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение
работы.
4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.
технологии
являются
важнейшим
фактором
5) Информационные
производства.
6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие
отрасли производства.
Ответ: ___________________________.
Ответ: ___________________________.
5
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры:
к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) влияние на социализацию индивида
Б) разнообразие используемых средств
В) отсутствие ярко выраженной
коммерческой направленности
Г) сложность содержания
Д) развлекательный характер
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) только массовая культура
2) только элитарная культура
3) и массовая,
и элитарная культура

Ответ:
А Б
В Г Д
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
7
Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят
от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по
ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые
взносы и оплату охраны.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
8
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Установите соответствие между факторами и типами экономического роста:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ФАКТОРЫ
внедрение новых технологий
переподготовка работников
увеличение площади предприятий
увеличение численности
обслуживающего персонала
Д) дополнительное капиталовложение
в приобретение сырья
А)
Б)
В)
Г)
Вариант 107
3/8
10
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА
1) интенсивный
2) экстенсивный
Какие из перечисленных факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9
А Б
1)
2)
3)
4)
5)
6)
пенсия
заработная плата
земельный налог
проценты по кредиту
страховые взносы
проценты по вкладу
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
уменьшение стоимости кормов для коров
ожидания роста потребления молочной продукции
банкротство нескольких молочных ферм
повышение цен на энергоносители
строительство новых заводов молочной продукции
Ответ: ___________________________.
В Г Д
Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила
наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите,
другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна
Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из
перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
На рисунке отражено изменение предложения
молочных продуктов на соответствующем рынке:
линия предложения S переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
11
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют
отличные, только им присущие признаки (социальное положение,
интересы, ценностные ориентации).
2) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
3) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило,
основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
4) Принадлежность к различным социальным группам определяет
положение человека в обществе.
5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
12
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
4/8
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им
предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов
в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа
отвечавших) приведены на диаграмме.
13
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно
утверждённым источником власти в любом государстве.
2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.
3) К основным функциям политической элиты относят производство
и потребление материальных благ.
4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую
и контрэлиту.
5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную
самостоятельную группу, способную принимать политические решения.
Ответ: ___________________________.
14
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество
отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем
в стране Y.
2) Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине
больше импортных продуктов.
Доля
тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z
3)
больше, чем в стране Y.
4) В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее
популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.
5) В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов,
популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.
Ответ: ___________________________.
Установите
соответствие
между
полномочиями
и
субъектами
государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) объявляет амнистию
Б) осуществляет управление федеральной
собственностью
В) принимает федеральные законы
Г) разрешает споры о компетенции между
субъектами государственной власти РФ
и субъектов РФ
Д) осуществляет исполнительную власть
в РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
1) Правительство РФ
2) Государственная Дума
3) Конституционный Суд РФ
А Б
В Г Д

Единый государственный экзамен
15
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
5/8
В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из
приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало
правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.
17
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных
норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике
гарантии прав и свобод личности.
2) Утверждена республиканская форма правления.
3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей
власти.
4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.
5) На выборах победила консервативная партия.
6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
А) охрана исключительно силой
общественного мнения и (или)
внутренними убеждениями человека
Б) мера общественно значимого поведения
В) формальная определённость
Г) общеобязательность для всего населения,
проживающего на территории
определённого государства
Д) регулирование общественных отношений
Ответ: ___________________________.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ
НОРМ
1) и правовые, и моральные
нормы
2) только правовые нормы
3) только моральные нормы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам
(свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
право участвовать в отправлении правосудия
право на жизнь
право на защиту своей чести и доброго имени
право быть избранным в органы государственной власти
право на тайну переписки, телефонных переговоров
Ответ: ___________________________.
18
А Б
В Г Д
Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу.
Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно
прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять
лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому
контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
дискриминация
уголовное право
потерпевший
заявление в отдел полиции
иск в суд
трудовое право
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
19
Прочитайте приведённый ниже
обозначено определённой буквой.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
текст,
каждое
положение
которого
(А) Понятие «политическая система общества» вошло в научный оборот
во второй половине ХХ в. (Б) Политическая система регулирует
производство и распределение благ между социальными общностями
на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за
неё. (В) Системообразующая категория, интегрирующая данные элементы
в единую политическую систему, – категория «политическая власть».
(Г) Политическая власть – способность одного человека или группы лиц
контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из
общенациональных или общегосударственных задач. (Д) Сущность
политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ:
А Б
Вариант 107
6/8
В Г Д
20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей,
основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной
________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс
важнейших для существования общества функций: ________(В) людей;
передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г),
установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация
домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены
семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной
семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая
государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной,
определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) брак
2) контроль
3) институт
4) взаимоответственность
5) норма
6) семья
7) мобильность
8) супружество
9) репродукция
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами
слова.
Ответ:
А Б
В Г Д Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
7/8
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
21
Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст
назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое
различие между ними отмечает автор?
22
В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение
избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя
обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное
последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».
23
Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей
степени защищает сильные политические партии? Используя текст
и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита.
Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию
политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.
24
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни,
приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для
функционирования и развития демократического государства.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют
собой политические системы, в которых определённые люди получают
доступ к власти и право принимать решения в результате свободных
всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и
формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от
национальной формы правления…
При президентской республике власть передаётся посредством прямых
выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике.
Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской
либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее:
ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на
прямых выборах.
Ещё одно различие политических систем состоит в способе
голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти:
пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При
мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один
депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший
наибольшее
количество
голосов.
Системы
пропорционального
представительства предполагают распределение мест в парламенте
в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным
спискам) голосов…
Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать,
руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют,
руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не
тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения
проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно
прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих
кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной
борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями
и пристрастиями каждого голосующего.
(М. Уоллерстайн)
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении
глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее
любое одно негативное проявление глобализации.
26
Назовите любые три позитивные формальные
и проиллюстрируйте примером каждую из них.
27
Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для
автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту
своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет
уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую
информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности
налогоплательщика.
28
социальные
Вариант 107
8/8
санкции
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её
функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том
содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью
выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
(29.1–29.5).
29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл
в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты
поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной
темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания, соответствующие
понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух
примеров из различных источников.)
29.1
Философия
«Революция
(Ж. Жорес)

варварская
форма
прогресса».
29.2
Экономика
«Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится
не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
29.3
Социология,
социальная
психология
«Юность – весеннее время человека, в которое
засеваются семена на будущие годы жизни».
(Я. Княжнин)
29.4
Политология
«Политическая культура – проявление того, как
люди воспринимают политику и как они
интерпретируют увиденное». (С. Верба)
29.5
Правоведение
«Закон не может делать людей свободными: сами
люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

В тек­сте упо­мя­ну­ты «со-об-ра-же-ния», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние из-би-ра-те-ля. На­зо­ви­те любое из этих «со-об-ра-же-ний». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна-ния, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «со-об-ра-же-ния».

По-яс-не-ние.

1) Ответ на пер­вый во-прос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на вто-рой во-прос (при ука-за-нии в ка-че-стве «со-об-ра-же-ния» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при-зы-вы самих кан­ди­да­тов):

По-зи-тив-ное: боль­шин­ство людей редко оши-ба-ет-ся.

Не-га-тив-ное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обе-ща-ни-ях.

Какая из рас­смот­рен­ных ав­то­ром из­би­ра­тель­ных си­стем в наи­боль­шей сте­пе­ни за­щи­ща­ет силь­ные по­ли­ти­че­ские пар-тии? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна-ния, объ-яс-ни-те, в чём про­яв­ля­ет­ся эта за-щи-та. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром одну любую функ­цию по­ли­ти­че­ских пар-тий, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в из­би­ра­тель­ном про-цес-се.

По-яс-не-ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука-за-ны сле-ду-ю-щие эле-мен-ты:

1) Ответ на пер-вый во-прос:

Про-пор-ци-о-наль-ная.

2) Ответ на вто-рой во-прос:

При этой си­сте­ме силь-ная пар­тия га-ран-ти-ро-ва-но про­хо­дит в пар-ла-мент, по-лу-чая в нем боль-шин-ство мест.

3) Ука-за-ние функ-ции и ее ил-лю-стра-ция при-ме-ром:

Элек­то­раль­ная. На-ка-ну-не вы-бо-ров в Го-су-дар-ствен-ную Думу, пар-тия КПРФ вела пред-вы-бор-ную аги-та-цию, чем обес-пе-чи-ла себе под-держ-ку 20% из-би-ра-те-лей.

Эле-мен-ты от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор-му-ли-ров-ках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Опи-ра-ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три ар-гу-мен-та, под­твер­жда­ю­щих не­об­хо­ди­мость вы­бо­ров для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го го-су-дар-ства.

По-яс-не-ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука-за-ны сле-ду-ю-щие ар-гу-мен-ты:

1. Вы-бо-ры, как и ре-фе-рен-дум, пред­став­ля­ют собой уза­ко­нен­ную форму пря­мо­го на-род-но-го во-ле-изъ-яв-ле-ния, важ­ней­шее про-яв-ле-ние де-мо-кра-тии.

2. Через вы­бо­ры граж-да-не ока­зы­ва­ют воз-дей-ствие на фор­ми­ро­ва­ние ор-га-нов го­су­дар­ствен­ной вла-сти и тем самым ре­а­ли­зу­ют свое право на уча­стие в управ­ле­нии го-су-дар-ствен-ны-ми де-ла-ми.

3. Граж-дан-ское об-ще-ство, ос­но­ван­ное на плю­ра­лиз­ме мне-ний и ин­те­ре­сов людей, не в со­сто­я­нии обес-пе-чить доб­ро­воль­ное за-ко-но-по-слу-ша-ние граж-дан, из­бе­жать ост-рых со­ци­аль­ных взры-вов, а может, и кро­ва­вых столк-но-ве-ний, если ор­га­ны го-су-дар-ствен-ной вла­сти не будут об­ра­зо­ва­ны на спра­вед­ли­вой вы-бор-ной ос­но­ве с уча­сти­ем самих же граж-дан.

Эле-мен-ты от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор-му-ли-ров-ках.

3. Соотнести каждое приведённое положение с определениями факта и суждения (см. с. 39).

Положения А и Б фиксируют только факты, т. е. соответствуют цифре 1. В двух других положениях В и Г выражены отношение и оценка. Речевые обороты «считается» (положение В), «на наш взгляд» (положение Г) позволяют легко определить оценочный ха@ рактер последних двух суждений, т. е. их соответствие цифре 2.

4. Установить верную комбинацию цифр - 1122.

5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи@ ровав приведённый текст.

6. Записать ответ - 1122 - разборчиво, без пробелов, запя@ тых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В5, начиная с первой клеточки.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. (4.5.) «Демократия по сути своей - средство, утилитарное приспо@

собление для защиты социального мира и свободы личности. Как та@ ковая, она не безупречна, не надёжна сама по себе. Не следует за@ бывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не де@ мократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из дик@ татур.

Обращать внимание на то, что демократия находится под угро@ зой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда про@ исходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока выс@ шая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а её ограни@ чение является надёжным средством от произвола. Демократичес@ кий контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правила@ ми, она неизбежно вырождается в деспотию.

Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, ка@ кие угольные шахты целесообразно оставить действующими или по@ чём продавать в магазинах ботинки,- все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз и навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меня@ ющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходит@

ся всё время иметь в виду сложный баланс интересов различных ин@ дивидов и групп. В конце концов, кто@то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает не@ равенство, навязанное правительственным аппаратом...

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа, предоставив индиви@ дам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и време@ ни, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятель@ ства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды мог@ ли сознательно строить планы, у них должна быть возможность

предвидеть действия правительства, способные на эти планы вли@ ять» (Ф. Хайек).

C1 Какую роль в регулировании общественной жизни в усло@

C2 Какие три угрозы для демократии назвал автор?

C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной

жизни, приведите три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в дик@ татуру.

ты... свободы личности». Приведите три аргумента, подтверждаю@ щие этот тезис.

Алгоритм выполнения заданий

и вопросы к нему.

2. Определить тематическую принадлежность предложенного текста. В данном случае речь идёт о демократии (раздел курса обще@ ствознания «Политика»).

3. Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящён этот текст?»). Глав@ ной идеей приведённого текста являются условия, способствующие сохранению демократии.

4. Выполнить задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёр@

тому (С4)):

- выполнение задания С1 (Какую роль в регулировании обще@ ственной жизни в условиях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?)

Напоминаем: задание С1 является двусоставным: не забывайте о выполнении второй части задания

Выявить ключевые слова в задании. Таковыми являются «роль государства в регулировании общественной жизни», «свобода инди@ видов».

Соотнести ключевые слова с текстом. Последний абзац пред@ лагаемого фрагмента содержит в самом общем виде ответ на постав@ ленный вопрос: «Государство должно ограничиться разработкой об@ щих правил, применимых в ситуациях определённого типа». При от@ вете на вторую часть задания следует обратиться к фразе, содержащейся в том же последнем абзаце: «... только индивиды мо@ гут знать в полной мере эти обстоятельства (места и времени) и при@ спосабливать к ним свои действия». Ответы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

С1, а затем ответ на него.

- выполнение задания С2 (Какие три угрозы для демократии назвал автор?)

Выявить ключевое словосочетание в задании. Таковым являет@ ся «три угрозы для демократии».

Соотнести ключевое словосочетание с текстом. Во фрагменте названы следующие угрозы демократии: «правление однородного, догматического большинства»; власть, «не ограниченная твёрдо ус@ тановленными правилами»; существование привилегий у отдельных членов общества, неравенство.

Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст.

Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С2, а затем ответ на него.

- выполнение задания С3 (Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру).

Внимательно прочитать текст и на его основе сформулировать примеры «твёрдо установленных правил демократии». Таковыми яв@ ляются: «демократический контроль», «разработка государством общих правил, применимых в ситуациях определённого типа», «пре@ доставление индивидам свободы во всём, что связано с обстоятель@ ствами места и времени».

Соотнести примеры, содержащиеся в тексте, с примерами, от@ ражающими личный опыт и факты общественной жизни и предста@ вить их в обобщённом виде: признание народа источником власти; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; выборность основных государственных органов власти; уважение прав меньшинства. Могут быть приведены другие примеры.

Выбрать три (как требуется в условии задания) примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру.

Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи@ ровав приведённые примеры.

Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания -

С3, а затем ответ на него.

Проанализировать представленный тезис автора: демокра@ тия - средство «для защиты... свободы личности».

Подобрать три аргумента, подтверждающие предложенный те@ зис (как требуется в условии задания). Они могут быть следующие: в демократической стране ветви власти подконтрольны обществу; в условиях демократии обеспечивается политический и идеологичес@ кий плюрализм; благодаря разделению властей гражданин может быть защищён от произвола со стороны государства. Могут быть приведены другие аргументы.

Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи@ ровав приведённые аргументы.

Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С4, а затем ответ на него.

C5 (4.8.) Укажите четыре отличия политического движения

от политической партии.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать условие задания и определить, что и в каком коли@ честве требуется назвать (перечислить, указать и т. д.). В данном случае необходимо указать отличия политического движения от по@ литической партии в количестве четырёх.

2. Определить тематическую принадлежность задания. В нашем случае говорится о политическом движении (раздел курса обще@ ствознания «Политика»).

3. Вспомнить сущность понятий «политическое движение», «по@ литическая партия». Сравнить их, определив общее и различия.

Политическая партия -

это организованная груп" па единомышленников, вы" ражающая интересы опре" делённых социальных слоёв и стремящаяся к достиже" нию определённых полити" ческих целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществ" лении)

4. На основании определений понятий «политическое движе@ ние» и «политическая партия», а также используя знания общество@ ведческого курса, сформулировать отличия политического движения от политической партии. К ним относятся следующие:

- стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть

в нужном для него направлении;

- ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей;

- имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством;

- зависит в большей степени от своего лидера, чем от чёткости программных установок.

Отличия могут быть указаны в иных, близких по смыслу форму@ лировках.

5. Выбрать из пяти отличий политического движения от полити@ ческой партии четыре (как требуется в условии задания).

6. Проверить правильность своего ответа, отбросив его сомни@ тельные варианты.

7. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С5, а затем ответ на него.

C6 (4.7.) Приведите три примера норм, регулирующих поло@

жение политической элиты в демократическом обществе.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о нормах, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе (раз@ дел курса обществознания «Политика»).

2. Сформулировать сущность социального объекта, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «нормы, регулирую@ щие положение политической элиты в демократическом обществе».

Напоминаем:

Нормы, регулирующие положение политической элиты в демократическом обществе - это установленные в демокра" тическом обществе правила поведения, которые состоят в от" крытой системе отбора политической элиты на основе выбор" ности и чётко прописанных правовых регламентов

3. Определить оптимальный тип фактического материала, кото@ рый можно использовать в качестве примеров. В нашем случае це@ лесообразно использовать факты современной социальной жизни в качестве примеров норм, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе.

4. Привести три примера норм, регулирующих положение поли@ тической элиты в демократическом обществе: наличие в России избираемости народных представителей (депутатов) и главы госу@ дарства - Президента РФ; создание в 2005 г. Общественной пала@ ты РФ как элемента гражданского общества в качестве органа экс@ пертного контроля за исполнительной и законодательной властью, за соблюдением свободы в СМИ; существование в России законода@ тельства о СМИ, закрепляющего свободу массовой информации.

Могут быть приведены другие примеры.

5. Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованием задания.

6. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания - С6, а затем ответ на него.

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверж@ дение.

1) За обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод человека в качестве наиболее значимой функции политического лидера высказалось больше жен@ щин, чем мужчин.

2) Мнение о том, что выработка политического курса, отражаю@ щего тенденции прогресса и потребности общества, в качестве на@ иболее значимой функции политического лидера, разделяет подав@ ляющее меньшинство опрошенных женщин.

3) Четверть опрошенных указала на инициирование необходи@ мых изменений с помощью создания развитых стимулов для населе@ ния в качестве наиболее значимой функции политического лидера.

4) Третье место по популярности среди опрошенных заняла вы@ работка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности общества, в качестве наиболее значимой функции по@ литического лидера.

4. (*) В стране Д. социологической службой в 2000 г. и 2010 г. был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какую внешнюю функцию государства Вы считаете наиболее зна@ чимой в современных условиях?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

48% 45%

22% 24%

12% 6%

Развитие

ствление

тельство

ственной

отношений

торговли

техничес@

кого опыта

государств

В средствах массовой информации были представлены различ@ ные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые

мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опи@ рается на информацию, содержащуюся в гистограмме?

1) Подавляющее большинство населения страны Д. считает, что государство должно проводить агрессивную политику, вмешиваясь в дела других государств.

2) По сравнению с 2000 г. ситуация на границе страны Д. в 2010 г. значительно обострилась.

3) За период с 2000 г. по 2010 г. количество ратовавших за ис@ пользование научно@технического опыта в стране Д. резко сократи@ лось.

4) Четвёртое место по популярности среди опрошенных в 2000 г.

и 2010 г. заняла защита государственной границы в качестве наибо@ лее значимой внешней функции государства.

5. (4.12.) Верны ли следующие суждения о политическом учас@ тии?

А. Политическое участие может приобретать конфликтную форму.

Б. Политическое участие может осуществляться принудительно или под воздействием определённых стимулов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. (4.8.) Запишите слово, пропущенное в таблице.

Политические партии

Наименование партии

Её сущность

Массовая

Многочисленное объединение со сложной органи@

зационной структурой, постоянным членством

Немногочисленное объединение, формируемое

вокруг группы лидеров и характеризуемое аморф@

ностью партийной организации, отсутствием фик@

сированного членства

2. (4.15) Установите соответствие между видами субъектов РФ и принципами их образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2) территориальный

Г) область

Д) республика

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. (4.6.) Найдите в приведённом ниже списке черты гражданско@ го общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) доминирование государства над обществом

2) экономическая самостоятельность граждан

3) господство одной идеологии

4) реализация принципа федерализма

5) правовое оформление и государственная защита прав и сво@ бод граждан

6) невмешательство государства в частную жизнь граждан

4. (4.2.) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе@ ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Принцип конфедерализма, по мнению экспертов, объеди@ няет самостоятельные государства, которые, строго говоря, не являются государствами. (Б) Считается, что это временные объ@ единения, создающиеся для решения каких@либо актуальных про@ блем. (В) Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распадаются вовсе, либо трансформируются в федерации.

(Г) США с момента образования в 1776 г. были конфедерацией 13 штатов, но затем, в 1789 г., трансформировались в федерацию

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

(М. Уоллерстайн )

Прочитайте текст и выполните задания

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

    С опо­рой на текст на­зо­ви­те две раз­но­вид­но­сти рес­пуб­ли­кан­ской формы правления.

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Таким об­ра­зом, при вы­бо­ре пре­зи­дент­ской либо пар­ла­мент­ской мо­де­ли нужно ис­хо­дить из того, что пред­по­чти­тель­нее: ори­ен­ти­ро­вать­ся на пар­тии или на от­дель­ных кан­ди­да­тов, по­бе­див­ших на пря­мых вы­бо­рах.

Ещё одно раз­ли­чие по­ли­ти­че­ских си­стем со­сто­ит в спо­со­бе го­ло­со­ва­ния для из­бра­ния кан­ди­да­тов в выс­шие ор­га­ны вла­сти: про­пор­ци­о­наль­ном или ма­жо­ри­тар­ном (прин­цип боль­шин­ства). При ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме от каж­до­го из­би­ра­тель­но­го окру­га из­би­ра­ет­ся один де­пу­тат. По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство го­ло­сов. Си­сте­мы про­пор­ци­о­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ства пред­по­ла­га­ют рас­пре­де­ле­ние мест в пар­ла­мен­те в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством по­лу­чен­ных на вы­бо­рах (по пар­тий­ным спис­кам) го­ло­сов...