Основные уровни мировоззрения. Философия как форма мировоззрения

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты : знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический .

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание . 1. Мировосприятие . Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание . Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение . Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация .

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

Вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение

Философия

Справедливость

Гуманизм

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

Вопрос 2: Предмет и функции философии

Предмет философии: философия как учебная дисциплина.

Основные функции философии:

1. мировоззренческое (отвечает на вопросы).

2. методологическое (научное знание подразделяется на знание о мире и знание о знании).

Метод - универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении практических вопросов, исследованиях независимо от объекта исследования.

Методология - это дедуктивных суждений где в качестве большой посылки используются общие принципы. Например, для того чтобы решать богословские проблемы среднековые теологи использовали идеи античных философов, через 1,5тыс. лет после того как они покинули.

Вопрос 3:Природа философского знания, проблемное поле философии

Есть две области человеческих знаний, которых никогда не устаревают, это математика и философия, все остальное так или иначе становиться архаичным. Подлинно философское знание рефлексивна, это - метафизика (И.Кант).

Метафизика буквально за пределами природы, за пределами природы находится разум. Значит, философия - это наука рефлексивно исследующее основание разума. Никакая другая наука не имеет соответствующего понятийного аппарата (средств) для исследования «вечных» философских вопросов, которые веками ставят перед собой человек и человечество: (что есть мир, как целое?; место человека в мире?; смысл человеческой жизни?; основание и границы человеческого познания?; смысл истории?; «И.Кант считал что основные философские вопросы таковы: что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Что есть человек?»). - мировоззренческие вопросы.

[Рефлексия - это внутренняя отражение. Философская рефлексия - это исследование разума своих оснований. Каждый человек рано или поздно задается мировоззренческими вопросами. Заглядывая в себя он порою не находит ответа на них, здесь могут помочь три формы культуры - религия, искусство и философия. Они говорят на разных языках, религия говорит на символе и мифологии, искусство на языке худ.образов, философия на языке понятий. Философская одаренность по Платону это способность души припоминать то, что она видела в мире эйдосов. Душа философа это делает лучше других: обращаясь к себе даже с частными вопросами, она получает ответы на уровне всеобщего.].

Вопрос 4:Происхождение философии

Философия возникла в древнем обществе на западе и востоке одновременно 6-7в. до н.э. Европейская модель возникновение философии:

Философия возникла в античном мире в 6-5вв. До н.э.

Процесс возникновения:

1. полисная греческая цивилизация имела развитую досуговую сферу, поэтому свободные граждане дискутировали свое свободное время «трудились только рабы; свободные граждане использовали свободное время для наслаждения от своего ума и телесности, последняя обладала эстетической ценностью;» представители богатых родов путешествовали на Восток и приносили в полис философские идеи подчеркнутые в Китае, Индии, эти идеи становились материалом для обсуждения полестрах (общ.баня).

2. До укоренения и распространения философской тематики в полисной культуре преобладала мифология. Постепенно в 4-3вв. Философская тематика вышла на первый план, а мифология сохранилась, но утратила свои приоритеты.

3. Каста жрецов, оракулов располагала монополией на положительное знание, но философия сделала систему распространения знания более демократичной.

Современная философия разнообразна по направлениям, концепциям, т. к в ней представлены все по-настоящему философские учения, тексты (за 2,5 тыс.лет философское развитие человечества).

Вопрос 5:Основные особенности философии:

1)понятийный характер философского знания (античные философы считали что философское знание держится на понятиях, понятие - это эпистемы, т.е отражение сущности).

2)Основная забота философии - это всеобщее, т.е задачи найти некоторые всеобщее основания в мире, в жизни.

3)Диалогичность философии: философия выполняет в обществе объединяющею роль, т.к создает единые ментальные основания для человеческого взаимопонимания, сотрудничества, но особо важно то, что философии осуществляется это функция на уровне всеобщего.

Вопрос 6:Структура философского знания.

СФЗ выделяется по разным основаниям:

1. по проблемным областям: - онтология (наука о бытии (материалистическая онтология))

гносеология (научное учении о познании)

аксиология (учение о ценностях).

Антропология (наука о бытие)

2. По типам философствования (что в центре фил.картины мира): - антропоцентризм (человек)

Социоцентризм

Космоцентризм (порядок)

Натурцентризм (природа, однако философия рефлексивна она исследует не природу как таковую а то как природа может быть отражена в человеческом сознании).

Теоцентризм (бог)

3. по историко-культурным основаниям: - античная философия, средневековая философия, немецкая классическая философия.

«Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления»; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной юридической деятельности:

- «применять философские принципы и законы, формы и методы познания ф юридической деятельности».

- «владеть навыками, использование философским методов для философско-правового анализа».

4. по философским школам и направлениям (материализм, идеализм).

Материализм -это философия с точки зрения которой первично материя, а осознание вторично (яв-ся свойством высокоразвитым). Материалисты не отрицают идеальное, но настаивают, что идеальное должно носит что-то материальное. Материалисты считающие что мысль материально это вульгарные материалисты.

Идеализм - это философия согласно которой первичен дух (абсолютный дух Гегеля --(объективный идеализм): первично надличностное сознание, мировой дух, мировая воля.), сознание, ощущения (субъективный идеализм: вещи - комплексы ощущений субъекта), материя, вещи вторичны, идеи, идеальное могут существовать без материального носителя.

5. по предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия, этика, эстетика, философия истории.

Человек и его бытиё.

Человек и его бытие основные концепции человеческой антропологии(марксизм).

Аксиологическая проблематика.

Диалектика

Этика Сократа.

Сократ - это философ, который не оставил письменного наследия, но его идеи сохранились на тысячалетия на философских текстах Платона, Диогена Лаерцкого и другие. Его вклад в истории философской жизни:

I. Он основоположник диалектики как метода мышления (до Сократа деаликтические формы мышления в анитчной философии проявлялись стихийно, например, «наивная диалектика Милетцской школы»: «большое малое, притяжение отталкивание, живое мертвое, влажное сухое»; Сократ сформулировал основные методы введения диалога, тем самым положив начало диалектической традиции философской мысли). Диалектика - это метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности - это такие стороны процесса, которые друг друга отрицают, но при этом друг друга обусловливают, взаимно дополняют, составляя единое целое.

Методы ведения диалога по Сократу.:

· арабское (майефтика) - это родовспамажении мысли с помощью наводящих вопросов (участник диалога не заявляет прямо о своей позиции, а с помощью наводящих вопрсов создает впечатление что оппонент сам пришел к тем выводам которые выгодны).

· Ирония - это доведение до абсурда мысли оппонента при видимом согласии с ним.

Соотношение право и морали

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей воле, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мыслей и совести не может предоставлятся в принципе. Однако в нормах международного права о правах человека и в Конституции РФ такое право предоставляется право на свободу мысли и совести, такие формулировки противоречат высше описанным принципам поэтому не случайно эти нормы в их реализации чрезвычайно коллегиальна. А также используются для злоупотребления правом тоталитарными секциями, порнографами и так далее. У Канта мораль и право это взаимодополняющие способы нормативного регулирования отношений поведения и отношения. Однако мораль и право это разные способы праворегулирования. У атичной аксеологии имется гносеологические отношения. Моральные нормы - это внутренний регулятор поведения, а правовые нормы - это внешние регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкций, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Практическая свобода - это свобода реализованная в поступке.

Праизвол- свобода без правил, фактически, несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений, потому что нет органичений, нет свободы как феномена. Нету зла нету добра. Разум налагая на себя органичения создает тем самым пространство своей свободы.

45 вопрос: Постструктуралистская концепция соотношения своды и права, её влияние на современную юриспруденцию

В 60-х годах 20 века постструктуралисты Гваттари, Мишель и другие создали концепцию оказавшую сильное влияние на правосознание 20 века: «свободным является только поступок основанный на безумии, идеалом свободного человека являтеся шизоид». С этой точки зрения: если право на свободу это естесственное неотъемлемое право человека то путем к свободе является безумие, а проявлением свободы является дивиантное отклоняющее поведение.

вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем на смысл жизни, на смысл истории, на основания, границы человеческого познания.

Философия - это теоретическая рефлексия на мировоззрение.

Мировоззрение складывается стихийно , а философия носит характер учения.

В центре мировоззрения - субъект его носитель, т. е мировоззрение это своего рода призма, через которую индивидуальный или коллективный субъект воспринимают мир.

С. С. Алексеев о Юридическом мировоззрении: это основа законодательной, правоприменительной и право пользовательской деятельности. На его основе гражданин может «приватизировать» свои права.

Уровни мировоззрения(3 уровни):

Теоретический уровень мировоззрения - это знания, основанные на науке (научно обоснованные знания), оно носит понятийный характер.

Сакральный уровень мировоззрения - это система идеалов и ценностей (как религиозных, так и светских).

Обыденный уровень мировоззрения - это система обычаев, суеверий, стандартов повседневных практик.

«Сакральный» значит - священный.

Типы мировоззрения выделяются по различным основаниям:

По историческим (первобытная, феодальная и т. д)

По социокультурным (сословным, мещанский и т. д)

Мировоззрение по социальным признакам (профессиональным и т. д)

В юридическом мировоззрении мы можем выделить такие же уровни и типы.

К числу идеалов относятся такие ценности:

Справедливость

Гуманизм

Права человека и их охрана, защита

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

В различных формах мировоззрения по-разному представлен чувственный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоциональную сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, переживаний выражает мироощущение. Опыт создания наглядных образов в диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания мировоззрения в виде абстрактных понятий, символических формул, интеллектуальных моделей составляет миропонимание.

Чувственная сторона духовного мира человека - непременный элемент мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа XIX века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют мою душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них: это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это пример оптимистического мироощущения. Но оно может быть и пессимистическим, как в Библии у Экклезиаста: «Все суета сует и всяческая суета!» Или же как в притче о перстне царя Соломона.

У царя древней Иудеи Соломона был перстень с выгравированными на нем словами «Все проходит!» как символом бренности и тщеты человеческой жизни. Однако в судьбе Соломона все складывалось более чем успешно: власть, слава, богатство, преклонение народа, любовь прекрасной царицы Савской! И вот однажды, взглянув на свой перстень, Соломон усомнился в справедливости запечатленных на нем слов, раздраженно сорвал перстень с пальца и выбросил его в море. Спустя некоторое время ему на обед подали рыбу свежего улова. Разделывая ее на блюде, Соломон нашел в ней свой перстень и увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он приблизил перстень к глазам и прочел: «И это пройдет!» Все суета сует и томление духа, а жизнь есть лишь короткая или длинная дорога к смерти.

Образные представления об окружающем нас мире формирует искусство. Зрительные образы в виде рисунков и картин дает живопись. Причем эти образы могут быть прекрасными, как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, а также уродливыми, как демоны в «Каприччос» Франсиско Гойи, или же фантасмагорическими видениями, как в сюрреалистических картинах Сальвадора Дали. Это может быть реалистический пейзаж, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина или же абстрактный «Черный квадрат» Малевича. Слуховые образы создает музыка - от плясовой «Камаринского» до «Реквиема» Моцарта. Статические образы мы видим в скульптуре в застывших формах «Дискобола» Праксителя или «Мыслителя» Огюста Родена или же в движении танца, балета, пантомимы. Пространственные формы разрабатывает архитектура, создавая внешние формы зданий, наподобие готического Кельнского собора или минаретов Святой Софии в Стамбуле, внутреннего убранства зрительного зала Оперы Ля Скала или анфилад комнат в дворцах Лувра и Эрмитажа. Таковы формы мировосприятия.

Понимание реализуется в текстах. Причем это могут быть рассуждения писателя, как, допустим, мысли Льва Толстого о войне и мире; обсуждение политических и экономических вопросов, как, скажем, в трактатах Жана-Жака Руссо «Об источниках неравенства между людьми» или «Об общественном договоре»; изложение и обоснование научных теорий, как в статьях и монографиях ученых, наподобие книг «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарлза Дарвина или «Кибернетика» Норберта Винера. Таковы же и труды философов от диалогов Платона и трактата Аристотеля «О душе» до современных

Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становятся в конечном счете больше, чем просто знаниями, превращаясь в познавательные убеждения, т.е. глубоко укорененные в нашем интеллекте, продуманные, обоснованные, лично выстраданные позиции в трактовке явлений и событий окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности, нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного поведения и практического действия.

Существенная характеристика перехода знаний и представлений в убеждения - это все возрастающая степень доверия к их содержанию, к их глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности и веры широк. Он простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности, т.е. целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть необоснованных и непроверенных, но все же систематизированных и освященных высоким авторитетом Бога и церкви или же заветами предков, а также вплоть до легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену самых невежественных представлений и суеверий.

Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Сомнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в области мировоззрения. Фанатичное, слепое принятие той или иной мировоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней критичности называют догматизмом. Другая крайность - это неверие ни во что, сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту позицию называют скептицизмом и нигилизмом (от лат. nihil - ничто). В начале XX века среди поэтов- декандентов (декаданс - значит упадок) были некие «ничевоки», которые не писали ничего и это называли поэзией!

По степени глубины, продуманности, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, яркой образности в мировоззрении различают также повседневно-практический и теоретический уровни.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения, но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный характер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему

и на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях затмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление сиюминутно и приземленно, оно пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современности. На профессиональной основе этим занимается философия.