Откуда на руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали. Кто такие скоморохи Споры о скоморохах

Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.


Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Этимология

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:

  • «Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».
  • От араб. mascara — «шутка, шут».

По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche).


А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Возникновение, расцвет и упадок

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи - бродячие музыканты

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.


Скоморохи на Москве

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... — М., 1870 — с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.

Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков.

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скомоpохи, несмотpя на свой комический хаpактеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по стаpой памяти о каком-то некогда всем понятном обpяде поминок с плясками и игpами. Hет сомнения, что и наpод допyскал их на могилы и не считал непpиличным yвлекаться их песнями и игpами, по той же стаpой памяти.

— Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских — М., 1854 Кн. 20


Адам Олеарий. Кукольник. 1643

Отношение церкви

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.


Кирилл, митрополит Киевский (1243—50) — в числе мытарств называет «плясание в пирах... и басни бающе сопели сатанинския». В Слове Христолюбца (по рукописи XV века) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам «Устава людем о велицем посте» (из Дубенского сборника правил и поучений XVI века), «грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни». В «Домострое» (XVI век) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть... мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657).

Плясун и скоморох Лубок

Пословицы и поговорки

  • Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
  • Не учи плясать, я сам скоморох.
  • У всякого скомороха свои погудки.
  • Скоморохова жена всегда весела.
  • Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
  • И скоморох ину пору плачет.
  • Скоморох попу не товарищ.
  • Бог дал попа, чёрт скомороха.

Валерий Гаврилин. Оратория "Скоморохи" (фрагменты)

Стихи Вадима Коростылёва и народные.
Исполняют Эдуард Хиль и симфонические оркестры под управлением А. Бадхена и С. Горковенко.

Гаврилин: В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы. И далее у меня в скоморохов обращаются все люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды. Это портреты композиторов Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, моего учителя и друга Георгия Свиридова».


С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи


Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.


Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси


До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.


Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

БОНУС


В продолжение темы рассказ о том, .

22.11.2014 1 33917

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы - и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.

До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш.

Осколки язычества

Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо.

Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.

Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.

Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.

Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

«Приказал разбивать и уничтожать...»

Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.

В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.

Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.

Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.

Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву-реку и там сожжены».

А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.

Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.

Музыкальная мафия?

Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы. И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «...совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают»...

Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу.

И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) - «шпион». И это неспроста.

Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев.

Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков.

К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось. Да и вряд ли они существовали вообще - подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов. Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку.

Антон ВОРОНИН

СКОМОРОХ

Русский средневековый странствующий актер, бывший одновременно певцом, плясуном, музыкантом, акробатом и т.д. и автором большинства исполнявшихся им драматических сценок.


Этимологически слово скоморох связано, по одним предположениям, с арабским масхара (замаскированный шут), по другим - с греческим скоммарх (мастер смехотворства). Возникновение скоморошества на Руси , возможно, связано с языческими (см. ) религиозными обрядами, сопровождавшимися музыкой, пением, плясками. Бродячие скоморохи всегда оставались популярными в народной среде. В своих странствиях от селения к селению они чаще всего собирались в группы (ватаги ), которые насчитывали иногда до 100 человек. Это были мужчины, одетые в короткие кафтаны, во время представлений они пользовались масками и без смущения сквернословили. это считала грехом, поэтому резко осуждала и преследовала скоморошество как бесовство. Репертуар бродячих скоморохов составляли шуточные песни, драматические сценки, а также специальные сатирические представления, так называемые глумы , которые исполнялись под шумный аккомпанемент домры, волынки и бубна. Главным героем представлений чаще всего бывал веселый, умный, хитрый мужик, принимавший на себя вид и маску простака. В представлениях принимали участие и дрессированные медведи (см. ). Сценическим решением могла быть как живая игра актеров, так и кукольное представление, которое пользовалось в народе большой популярностью. Одним из традиционных персонажей скоморошьего кукольного театра был Петрушка - перчаточная кукла, остряк в красном кафтане и в красном колпаке, непременный участник сатирических сцен. В ходе представления скоморох всегда напрямую общался с публикой и часто бывал проводником оппозиционных и свободолюбивых настроений в народе. С ХI в. скоморохи упоминаются в русских письменных источниках, самый известный из них - «Повесть временных лет» (см. ).
Кроме странствующих («бродячих»), в Древней Руси были и оседлые скоморохи. Они жили при княжеских (см. ) и боярских (см. ) дворах (см. ). Именно княжеские скоморохи изображены на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). В ХV–XVI вв. искусство таких скоморохов стало настолько популярным, что их набирали для государственной «потехи», а царь сам любил плясать со скоморохами во время пиров. Число придворных скоморохов было невелико, и чаще всего им приходилось выступать в роли домашних шутов. К XVIII в. придворные скоморохи стали постепенно превращаться в профессиональных придворных актеров и музыкантов-исполнителей.
В середине XVII в. не только церковная, но и гражданская власть Древней Руси активно выступила против скоморошества: указами 1648 и 1657 гг. оно было официально запрещено и к XVIII в. постепенно угасло.
Искусство скоморохов стало основой русской народной драмы, народной музыки и песни, легло в основу народного кукольного театра. Скоморохи остались героями некоторых русских былин (см. ) - например, «Вавило и скоморохи», героями популярных лубочных картинок (см. ).
В новейшем российском искусстве самый выразительный образ русского скомороха был создан актером Роланом Быковым в фильме А.А. Тарковского «Андрей Рублев».
Слово скоморох продолжает, хотя и редко, употребляться в некоторых поговорках и пословицах (например, Не учи плясать, я сам скоморох ). Склонного к шутовству и шумному балагурству человека и в наше время могут назвать скоморохом .
Летописная миниатюра. «Языческие пляски скоморохов»:

Маска скомороха. Кожа. Вторая половина XIII в.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СКОМОРОХ" в других словарях:

    СКОМОРОХ - муж. скомрах церк. скоморошка жен. (швед.?) музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр. Скоморох с… … Толковый словарь Даля

    СКОМОРОХ - СКОМОРОХ, скомороха, муж. 1. В древней Руси певец музыкант и актер, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также и серьезные поэтические произведения. «Всяк спляшет, да не так, как скоморох.» посл. «И скоморох ину пору плачет.» старин.… … Толковый словарь Ушакова

    скоморох - См. шут... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. скоморох актер, шут; буффон, ера, шпильман, арлекин, фарсер, балясник, музыкант, фигляр, острослов, гаер, кривляка, бадхан,… … Словарь синонимов

    СКОМОРОХ - СКОМОРОХ, а, муж. 1. В Древней Руси: певец музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат. Всяк спляшет, да не как с. (стар. посл.). 2. перен. Несерьёзный человек, потешающий других своими шутовскими выходками (разг. неод.). | прил. скомороший … Толковый словарь Ожегова

    СКОМОРОХ - Ивашко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 152. Якуш Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 548. Гридко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 43. Микитка Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 156. Олфимко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 550.… … Биографический словарь

    Скоморох - У этого термина существуют и другие значения, см. Скоморохи (значения) … Википедия

    скоморох - (потешник, фокусник, гаер, гусляр) Скоморох с пресни наигрывал песни. Бог дал попа, черт скомороха. Ср. Стал (я) по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    скоморох - СКОМОРО´Х (чудец, игрец, потешник, веселый молодец) в древней Руси название поэта певца, исполнявшего свои обычно веселые произведения под аккомпанемент народного музыкального инструмента, а порой и плясавшего в такт мелодии. Репертуар С.… … Поэтический словарь

    скоморох - Бесспорного объяснения не существует. Наиболее вероятным пока представляется объяснение сущ. скоморох как переоформления греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь» … Этимологический словарь русского языка

Они - на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен - не меч, а сурна - не копье,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы дает,
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.

Михаил Николаевич Щрилев - Cкоморохи.
СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси - певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль:
«Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Известны с 11 в., особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок:
«У всякого скомороха есть свои погудки»,
«Скоморохова жена всегда весела»,
«Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит»,
«Не учи плясать, я сам скоморох»,
«Скоморошья потеха, сатане в утеху»,
«Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ»,
«И скоморох в ину пору плачет» и др.
Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И.Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе - мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе.
В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).

Михаил Николаевич Щрилев - Cкоморох.
В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие разнообразные греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами». Они стали собираться в труппы - «коллегии», во главе которых стояли архимимы. Часто их отождествляли с шарлатанами, кудесниками, знахарями, нищенствующими жрецами. Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью византийских и западных глумотворцев был бродячий образ жизни. Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на место, в связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных, многознающих, находчивых. Во время своих скитаний по белу свету как византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.
О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068).
На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того, пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, - подчеркивал Фаминцын, - оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской народной жизни.
С этой поры оно может рассматриваться как явление, акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись также в виде кукольников.

В костюме скомороха». 1882 Васнецов Виктор Михайлович.
Представления кукольной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление. Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и разыгрывание ряжеными бытовых фарсов, была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии или занесенных извне.
«У нас тоже были свои «лицедеи»-скоморохи, свои мейстерзингеры-«калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейство» и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина» (М.Горький, О пьесах, 1937).

Лев Русов «Скоморохи».

Другая версия о происхождении термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру. Он установил, что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» - множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант.
Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское «скарамуш».
Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в искусствоведении положением о том, что мимы - явление международного порядка. Применительно же к русским скоморохам, концепция Марра позволяет говорить о самобытном возникновении их на основе профессионализации участников языческих религиозных обрядов древних славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением, плясками.

Николай Неврев.
Скоморохи упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, т.е. гусли.
О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла. В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и даже проникают в церковную обрядность. Как свидетельствует направленное против скоморохов постановление Стоглавого собора 1551, их ватаги достигают «до 60-70 и до 100 человек».

Рябчиков Владимир Васильевич.Скоморохи с медведем.
Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок - три пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой трое музыкантов - двое играют на рожках, а один - на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом музыкант со струнным инструментом.
На фреске представлены травля медведя и белки или охота на них, бой человека с ряженым зверем, конные состязания; кроме того, ипподром - князь и княгиня и их свита, публика в ложах.

Сергей Алексеевич Кириллов - Скоморох.
В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили конные состязания и травля зверей. Ипподром художник изобразил, желая придать своей фреске большую пышность и торжественность. Таким образом, представления скоморохов объединяли разные виды искусств - и драматические, и цирковые. Известно, что еще в 1571 набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 столетия скоромошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 в. скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др. Скоморохи князя Пожарского часто ходили по деревням «для своего промыслишку». Как средневековые жонглеры делились на жонглеров при феодалах и жонглеров народных, так же были дифференцированы и русские скоморохи. Но круг «придворных» скоморохов в России остался ограниченным, в конечном счете их функции свелись к роли домашних шутов.

Франц Николаевич Рисс - Скоморохи в деревне. 1857
Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в 9 в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили.
Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы.

Народные развлечения XVII в. кукольный театр, скоморохи. Гравюра из Путешествия Олеария А. Адам Олеарий начал путешествие по России в 1633.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом Описании путешествия в Московию... рассказывает о скоморошьих забавах:

«Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Рябчиков Владимир Васильевич.Скоморохи.
К рассказу Олеария приложена картинка, изображающая одно из таких представлений кукольных комедиантов, в котором можно узнать сценку «как цыган продавал лошадь Петрушке».
Скоморохи как действующие лица выступают во многих былинах Севера. Известна былина Вавило и скоморохи, сюжет которой в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скоморохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории.
Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович,
Соловей Будимирович, Садко.

Аполлинарий Михайлович Васнецов Скоморохи в деревне.
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16-17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины 17 в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе - в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге.

Чеботарёва Ирина. Скоморохи.
Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках.
Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. Свою книгу Скоморохи на Руси Фаминцын заключает словами:
«Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но не должно упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи... были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России...»

Сергей Горшков - Скоморохи.

Сергей Алексеевич Кириллов - Шут гороховый.

Александр Закальский - Скоморох с птицей.liveinternet.ru/users/xileen/post 204510234/#

Александр Никитович Потапов - Скоморохи.

В. И. Семенов - Скоморохи.