Первая любовь характеристика героев таблица. Главные герои повести

1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?

2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?

4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:

1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?

5. Соотнесите произведения и литературные направления:

А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».

6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:

7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:

1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Дер­жавина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

8. Какая характеристика не относится к романтизму:

Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:

10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво­
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его

Окружающим»:

1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?

Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:

1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?

19. Соотнесите названия произведений и их авторов:

«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:

Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?

«У меня не было первой любви, - сказал он наконец, - я прямо начал со второй», - такой странной и даже, на первый взгляд, абсурдной мыслью практически начинается повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь». Конечно, этот прием - лишь дополнительная изюминка произведения, слова эти звучат из уст второстепенного героя, который больше в повести и не появляется. Но эта фраза способна удивить, заставить задуматься или, как минимум, заинтересоваться. Читатель думает: у всех была первая любовь. Но писатель, обогащенный ярким жизненным опытом, как бы отвечает своей повестью: у всех, кто любил.

Повесть «Первая любовь» - реальная история любви писателя. Причем история настолько нежная, трогательная и настоящая в своей противоречивости, что стоит огромного внимания всех, кто хочет прочувствовать вместе с главным героем первую любовь шестнадцатилетнего юноши и его первые шаги в познании взрослой любви, правда, не собственной, а дорогих ему людей.

Иван Сергеевич Тургенев не скрывал, что история его повести «Первая любовь» была его собственной историей. Что прототипом главного героя Владимира Петровича выступает он сам, прототипом Петра Васильевича - его отец, а прототипом прекрасной Зинаиды Александровны - первая любовь Тургенева и любовница его отца княжна Екатерина Львовна Шаховская.

По сюжету повести, главный герой Владимир Петрович, шестнадцатилетний молодой человек, влюбился в очаровательную двадцатиоднолетнюю девушку, дочь обедневшей княгини, Зинаиду Александровну, переехавшую жить во флигель, который сдавала семья Владимира. Как оказалось в дальнейшем, Зинаида тайно встречалась с отцом Владимира - Петром Васильевичем, который женился по расчету и не любил мать Владимира. Между отцом главного героя и Зинаидой были взаимные чувства, но законный брак, денежный вопрос и, возможно, другие жизненные препятствия, на которых не акцентируется внимание в повести, не могли позволить этой истории счастливо закончиться.

За то, что писатель не скрывал этой семейной правды, его осуждали, общественность не хотела принимать такую настоящую историю. Сам же Тургенев считал, что ничего такого, что стоило бы скрывать, в этой истории не найти:

«Описано действительное происшествие без малейшей прикраски,... я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет».

В самом произведении писатель, посредством главного героя, тоже показывает, что «дурного в этом ничего нет». Более того, важная особенность отношений между отцом, сыном и их такой разной любовью к одной и той же женщине раскрывается в повести через чувства сына к отцу. Они не изменились после того, как Владимир узнал об отношениях отца и Зинаиды Александровны, наоборот, он стал еще больше уважать отца:

«Рана моя медленно заживала; но, собственно, против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах... Пускай психологи объяснят это противоречие как знают».

Действительно, объясняйте, как хотите. Это есть, и писатель этого не скрывает. Его чувства к отцу - не случайность, в них заключается нечто важное: о каких предрассудках, обязательствах, семейных узах или цепях можно говорить, если наряду с этим, совсем рядом, существует настоящая любовь? Кто будет против искреннего страстного чувства, кто осмелится осуждать его?

С женской стороны этой истории любви выступает образ молодой княжны Зинаиды Александровны. Это светлый и в то же время грешный ангел, жертвенность и преданность которого вызывает восхищение. В княжну, кажется, влюблены все вокруг. На ней готовы жениться богатые и талантливые люди. Но она любит одного-единственного, с которым счастье совместной жизни не суждено.

Как только Зинаида переехала во флигель у дома Владимира, его молодое горячее сердце, ищущее любви, не устояло перед чарами прекрасного существа. Но и после того, как Владимир узнал об отношениях Зинаиды и отца, он не только продолжает любить ее своей особенной любовью, но и начинает действительно понимать Зинаиду по-человечески и даже восхищаться ее жертвенными чувствами:

«Одна мысль не выходила у меня из головы: как могла она, молодая девушка - ну, и все-таки княжна, - решиться на такой поступок, зная, что мой отец человек несвободный, и имея возможность выйти замуж хоть, например, за Беловзорова? На что же она надеялась? Как не побоялась погубить всю свою будущность? Да, думал я, вот это - любовь, это - страсть, это - преданность... и вспоминались мне слова Лушина: жертвовать собою сладко для иных».

Так, благодаря стечению обстоятельств, Владимир Петрович начал понимать настоящее взрослое чувство. Но не через свою собственную, первую, нежную влюбленность, а через взаимные сильные чувства его отца и этой самой «первой любви» главного героя.

Переосмысляя отношения Зинаиды Александровны с отцом и свой собственный опыт любви, Владимир, понял, что его чувства - это лишь прелюдия чего-то более великого и могучего:

«Последний месяц меня очень состарил - и моя любовь, со всеми своими волнениями и страданиями, показалась мне самому чем-то таким маленьким, и детским, и мизерным перед тем другим, неизвестным чем-то, о котором я едва мог догадываться и которое меня пугало, как незнакомое, красивое, но грозное лицо, которое напрасно силишься разглядеть в полумраке...»

Отец Владимира, оказавшийся в трагичной ситуации, в последнем своем письме сыну написал такую строчку: «Сын мой, - писал он мне, - бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...» Но главный герой, вспоминая о своих первых сильных чувствах, которые несомненно крепко связаны с образами и судьбами Зинаиды Александровны и Петра Васильевича, говорит:

«И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?»

И если это только первая любовь, то, что говорить о тех мгновениях счастья, которые испытывают люди, любящие друг друга не «быстро пролетевшей», а такой, ради которой и жизнь отдать не страшно, любовью? Возможно, именно такой и была любовь отца Тургенева и молодой княжны. И именно об этом чувстве в противовес «утренней, весенней грозе» и рассказывает писатель в своей повести.

«Первая любовь» - это произведение искусства, способное учить чувствовать. Это красота формы и правда жизни. Не каждый свою личную историю сможет преподнести так живо, интересно и со вкусом. Не каждый сможет заметить в ней главное и второстепенное, не каждый найдет подходящие нюансы, правильно расставит акценты и добавит нужные «аксессуары». Не говоря о том, что не у каждого и жизнь окрашена такими яркими, контрастными красками. А, может быть, не каждый хочет увидеть в своей жизни что-то такое, что может заинтересовать других. Одним словом, Иван Сергеевич - классик литературы, мастер своего дела. И его история любви, изложенная в повести, - еще одно доказательство этого.

Иллюстрация: Никита Мелихов

В 1860 году Иван Сергеевич Тургенев написал повесть «Первая любовь». Интересно, что автор с особым трепетом относился к этому произведению, ведь многие моменты, описанные в повести, были взяты из биографии Ивана Сергеевича и его собственного отца. О чем она?

Здесь описывает впечатления о своем первом глубоком чувстве и раскрывает детали семейной драмы. Как отразилась в повести его собственная первая любовь, краткое содержание, герои и главная мысль – тема нашей статьи.

Образы главных героев произведения «Первая любовь» списаны с реальных людей:

  • Володя. Этот герой – воплощение самого автора в юности. Переживания и чувства Владимира Петровича могут сказать нам о том, что испытывал некогда сам Иван Сергеевич.
  • Княжна Зинаида Александровна. У этой героини тоже был реальный прототип. Это Екатерина Шаховская – поэтесса, в которую был влюблен писатель.
  • Петр Васильевич – отец главного героя. Прототип – отец Ивана Сергеевича Тургенева – Сергей Николаевич, который не любил свою жену, вступил в брак из-за сулящей материальной выгоды.
    Супруга, Варвара Петровна, была намного старше. Сергей Николаевич при жизни имел успех у женщин, а с Шаховской долгое время продолжался бурный роман.

Интересно! Повесть четыре раза была экранизирована, причем не только российскими режиссерами, но и зарубежными. Например, 2013 году вышла французская экранизация книги.

Тургенев говорил, что описать все достоверно было важно для него. Обиды ни на бывшую любимую, ни на отца не осталось. Автор постарался понять их поступки.

Начало повести

Действие повести «Первая любовь» Тургенева разворачивается в 1833 году. Главному герою книги, Владимиру Петровичу, 16 лет.

Юноша вместе с отцом и матерью проживает на даче в Москве, готовится стать студентом университета.

Неожиданно в жизни главного героя происходит событие, круто повлиявшее на него самого и жизнь всей его семьи.

Рядом с дачей Володи и его родителей располагался небогатый флигель, в котором поселилась княгиня Засекина со своей дочерью.

Володя случайно сталкивается с молодой княжной Зинаидой, и девушка нравится ему. Он мечтает познакомиться с ней поближе.

Этому помог случай. Мать княжны написала письмо Володиной матери. Послание было не слишком грамотным и содержало просьбу о помощи. Засекина просила предоставить ей покровительство.

Мать молодого человека не была равнодушна к чужим бедам и велела юноше отправиться в дом к Засекиным и пригласить на обед.

Во время этого визита Володя познакомился с княжной Зинаидой. Выяснилось, что ей двадцать один год. Княжна вначале кокетничает с героем повести, но вскоре перестает это делать.

За обедом становится понятно, что княгиня Засекина не слишком сильна в манерах: громко нюхает табак, не может спокойно усидеть на стуле и постоянно жалуется на сложное материальное положение.

Дочь будто является полной противоположностью – ведет себя сдержанно, гордо. Зинаида Александровна по-французски общается с Володиным отцом и при этом смотрит на него недоверчиво. Интереса к самому Владимиру за ужином она не показывает. И, тем не менее, перед тем как уйти, шепотом приглашает его вечером в гости.

Зарождение первой любви

Придя к княжне, юноша обнаруживает, что у девушки много поклонников:

  • поэт по фамилии Майданов,
  • доктор Лушин,
  • капитан в отставке Нирмацкий,
  • гусар по фамилии Беловзоров.

В этой компании вечер прошел очень весело и шумно. Молодому человеку даже удается поцеловать Засекиной ручку. Девушка не отпускает Владимира Петровича от себя ни на шаг. Юноша решает, что тоже небезразличен ей.

На следующий день Володин отец спрашивает про княжну и семью, а после сам отправился во флигель Засекиных.

После обеда юноша тоже идет в гости княжне, но та даже не выходит. С этого момента девушка словно игнорирует его, и из-за этого герой страдает.

Когда же Зинаида вновь появляется, чувствует себя счастливым.

Так молодой человек становится зависимым от присутствия возлюбленной, испытывает чувство ревности к поклонникам девушки. Та вскоре догадывается о чувствах героя.

В доме Володиных родителей Зинаида Александровна появляется совсем нечасто. Мать юноши недолюбливает княжну, а отец иногда общается с девушкой – мало и сдержанно, на каком-то им двоим понятном языке.

Важно! Википедия в статье, посвященной повести, предоставляет пользователям не только краткое содержание, но и массу интересных фактов о создании произведения.

Тайна Зинаиды

Вдруг княжна резко меняется – из кокетки превращается в задумчивую девушку. Подолгу гуляет в одиночестве, часто отказывается выходить, когда приходят гости.

Владимир вдруг понимает – княжна не на шутку влюбилась. Но при этом герой не догадывается, кто разжег в княжне это чувство.

Однажды юноша сидел в саду, на стене полуразрушенной оранжереи и неожиданно увидел Зинаиду.

Девушка тоже заметила Владимира и приказала тотчас же спрыгнуть на дорогу, чтобы доказать свои чувства. Молодой человек выполнил эту просьбу, но упав на землю, на мгновение потерял сознание.

Из-за произошедшего девушка очень пугается и в порыве эмоций даже целует юношу, но когда тот приходит в себя, уходит и не разрешает пойти с ней. Молодой человек чувствует себя окрыленным. Правда, на следующий день при встрече княжна держится отстраненно.

Позже Володя и Зинаида вновь встречаются в саду. Юноша хочет уйти, но княжна не дает этого сделать. Девушка ведет себя любезно и мило, говорит, что готова быть другом и шутит, что Владимир может стать ее пажом.

Эту шутку подхватывает граф Малевский, который говорит, что молодой человек обязан теперь знать каждую мелочь о своей «королеве» и постоянно быть рядом.

Владимир придает большое значение этим словам и отправляется ночью в сад, чтобы охранять девушку, взяв с собой английский нож.

Неожиданно он встречает отца, пугается, роняет свое оружие на землю и убегает.

Назавтра юноша хочет обсудить с возлюбленной то, что произошло. Но Зинаида не может пообщаться с глазу на глаз. К девушке приезжает ее двенадцатилетний брат из кадетского училища, и та просит молодого человека развлечь мальчика.

Вечером княжна находит Володю в саду и спрашивает, что случилось и почему он такой грустный. Тот отвечает, что недоволен тем, что возлюбленная относится к нему несерьезно. Девушка просит прощения. Володя не может держать зла на любимую, поэтому через четверть часа уже вовсю бегает по саду с девушкой и ее братом и радуется жизни.

Развязка истории

Герой пытается общаться с любимой как ни в чем не бывало, старается не держать в голове дурных мыслей и ни в чем не подозревать девушку. Но спустя неделю, вернувшись домой, становится свидетелем скандала между родителями.

Мать говорит, что у мужа связь с княжной Засекиной: пришло анонимное письмо с информацией об этом. Юноша не может в это поверить.

На следующий день мать заявляет, что переезжает в другой город и забирает с собой сына.

Володя хочет проститься с возлюбленной перед отъездом, признается Зинаиде в любви, и говорит, что не сможет полюбить больше никого.

Спустя некоторое время юноша вновь встречается случайно с Зинаидой. Вместе с отцом Владимир идет на конную прогулку. Неожиданно отец отдает ему поводья и пропадает.

Юноша отправляется за ним и обнаруживает, что тот общается с княжной через окно, настойчиво что-то говорит девушке, и Зинаида вдруг протягивает свою руку. Отец резко поднимает плеть и наносит удар. Девушка пугается, но молча подносит ушибленную руку к губам. Володя очень встревожен увиденным и в испуге убегает.

Проходит еще некоторое время. Герой повести перебирается в Петербург вместе с родителями, становится студентом университета.

Через полгода вдруг неожиданно уходит из жизни его отец: получает из Москвы письмо и после этого умирает от сердечного приступа. После мать Володи отправляет в Москву солидную денежную сумму.

Проходит четыре года. Неожиданно Владимир в театре сталкивается со старым знакомым, Майдановым.

Тот поведал ему, что Зинаида сейчас тоже живет в северной столице. Она замужем и хочет перебраться за рубеж.

После громкой истории с отцом Володи Зинаиде было сложно найти хорошего жениха. Но так как девушка была умна, она смогла это сделать.

Майданов даже рассказывает юноше, где именно живет Зинаида. Володя приходит к княжне спустя некоторое время и на месте получает печальную весть. Его возлюбленная четыре дня назад скончалась в родах.

Важно! Как и другие произведения Тургенева, эту повесть на многих ресурсах можно читать онлайн совершенно бесплатно.

О чем повесть?

Повесть «Первая любовь» практически полностью отражает сложную ситуацию, которая произошла в жизни автора. В ней описаны детали семейной драмы. Произведение написано легким, простым языком, и благодаря этому читатель может почувствовать переживания героев и глубже понять суть произведения.

Невозможно не поверить в искренность чувств Владимира Петровича и пережить вместе с ним этапы его взросления – от пылкой и восторженной первой любви до сочувствия.

В произведении хорошо прослеживается, как меняются отношения Володи и Зинаиды, а также как меняется его отношение к собственному отцу.

В повести также хорошо раскрыт образ княжны Зинаиды Александровны. Мы видим, как она превращается из легкомысленной кокетливой барышни в преданную и любящую женщину. Кроме того, здесь Тургенев отражает глубокое чувство отца Володи.

Он не любил свою жену, женился на ней ради денег. А Зинаиду искренне полюбил, но ему пришлось давить в себе это чувство.

Полезное видео

Подведем итоги

Несмотря на то, что пришлось пережить главному герою, он не испытывал ненависти ни к Зинаиде, ни к отцу. Напротив, отца он еще сильнее полюбил.

Вконтакте

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя , её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои. Они также играют на фортепьяно, дурачатся, веселятся и т.д.

Несмотря на то, что все стараются ей понравиться, она неожиданно выбирает женатого мужчину – отца Володи . Вскоре, об этой связи все узнают, а граф Малевский анонимно сообщает об этом матери Володи. Происходит скандал и отцу с семьёй приходится покинуть дачу и переехать в город, но Зинаида отправляется следом, и они продолжают встречаться. Она требует бросить жену, но он отказывается, тогда она расстается с ним в письме. После этого у отца Володи случается удар и он помирает.

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».