Первобытный мир. Поэтому, считать их бесспорными пращурами людей, по-видимому, не стоит

История человечества берет свое начало более миллиона лет назад. Благодаря археологическим раскопкам ученые смогли установить, что зарождение человеческой расы произошло в Африке - именно там были обнаружены останки первобытных людей.

Что такое археология

Современное общество так никогда и не узнало бы, как выглядели и жили наши далекие предки, если бы не археология. Это наука о древности, которая изучает историю человеческого общества по найденным человеческим останкам и предметам быта.

Археологи регулярно проводят раскопки, извлекая из недр земли бытовые предметы, личные вещи и кости людей, которые жили сотни, тысячи лет назад.

В 1924 году в ходе археологических раскопок в пустыне Калахари в Южной Африке были обнаружены останки австралопитека - южного человека, который стал прародителем современного человека. Впоследствии останки австралопитеков были найдены в Центральной и Восточной Африке. Поэтому принято считать, что колыбелью всего человечества является африканский континент.

Рис. 1. Останки австралопитека.

Самым первым периодом истории человечества является эпоха первобытной истории - именно тогда происходило зарождение человеческой расы.

Первобытный человек

Древнейший человек мало чем походил на современного: гораздо больше сходства он имел с большой обезьяной. Однако он уже не принадлежал приматам, поскольку обладал следующими особенностями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Передвижение не на четырех конечностях, а на двух ногах. Прямохождение - важнейшее отличие древнего человека от животных.
  • Длинные руками было удобно выполнять незатейливую работу: собирать ягоды, рыть землю, хватать, стучать.
  • Размер мозга был больше, чем у обезьян, но гораздо меньше, чем у современных людей.

Рис. 2. Древнейший человек.

Сильные эмоции древнейшие люди выражали при помощи отрывистых звуков, поскольку речь еще не была развита. Питались они только тем, что находили.

Первобытный мир

Первобытные люди собирались в небольшие коллективы, ведь одному было крайне сложно выжить в условиях дикой природы. Поскольку они жили в теплых регионах земного шара, то не было нужды заботиться об одежде. Однако первобытные люди все же научились строить примитивные жилища, которые спасали их от палящих солнечных лучей, дождя, хищников.

Первыми орудиями труда древнейших людей были их сильные руки и зубы, а также камни и сломанные сучья деревьев. Со временем они научились делать простейшее орудие из подручных средств: палок, рогов и костей животных, камней.

Главным занятием древнейших людей была добыча пропитания: рыбная ловля и охота, требовавшая ловкости, выносливости и большой физической силы. Женщины занимались собирательством съедобных растений и ягод. Между племенами существовал обмен одних товаров на другие.

Огромное влияние на развитие человечества оказало умение добывать и использовать огонь. Благодаря этому древние люди существенно улучшили свою жизнь: огонь обеспечил им тепло, надежную защиту от диких животных, улучшил качество пищи.

Свои знания древние люди передавали потомкам при помощи наскальной живописи. При помощи примитивных фигурок они изображали окружающий мир, важные периоды своей жизни: сцены охоты, стычек с враждующими племенами.

Рис. 3. Наскальная живопись

Первобытная история длилась не одну сотню лет. За это время древние люди смогли расселиться практически по всему земному шару и заселить все материки, кроме суровой Антарктиды.

Что мы узнали?

При изучении темы «Начало истории человечества» мы узнали, каковы были особенности внешнего вида и поведения древнейшего человека. Выяснили, как жили наши далекие предки, как происходило развитие самой первой - первобытной – эпохи в истории человечества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 333.

Известный антрополог и популяционный генетик Алан Темплтон привел веские доводы против теор ии, считавшейся общепризнанной последние 20 лет. Новые генетические данные показывают, что древнее евразийское человечество не было вытеснено сапиенсами, вышедшими из Африки 80-100 тыс. лет назад, а смешалось с ними. В наших жилах течет кровь евразийских архантропов , а возможно, и неандертальцев.

Факты, с которыми все согласны

Прародиной человечества была Африка, в этом сейчас не сомневается никто. Примерно 1,9 млн лет назад наши далекие предки - ранние архантропы, носители галечной (олдовайской) культур ы, впервые вышли за пределы родного континента, о чем свидетельствуют, в частности, недавние находки в Грузии . Архантропы широко расселились по Южной Азии. 800-600 тыс. лет назад состоялась вторая евразийская экспансия выходцев из Африки, на этот раз осуществленная более продвинутыми представителями рода человеческого (Homo antecessor и ему подобные, носители сложившейся ранее в Африке ашельской культур ы).

Европейские и западноазиатские популяции этих людей спустя несколько сот тысячелетий стали неандертальцами, а в Африке тем временем их дальние родичи эволюционировали в «анатомически современного человека» - Homo sapiens . Примерно 100 тыс. лет назад небольшая группа сапиенсов вышла из Африки и постепенно заселила Азию, Австралию и Европу. Всё это - вполне достоверные факты. Специалисты спорят о другом: смешались ли представители «последней волны» с древним евразийским человечеством или полностью вытеснили его?

Митохондриальная Ева и Игрек-Хромосомный Адам в африканском Эдеме

В течение двадцати последних лет решительный перевес был на стороне второй точки зрения. Главным аргументом были результаты анализа митохондриальной ДНК (мтДНК) современных людей, в меньшей степени - Y-хромосомы. На основе полиморфизма нуклеотидных последовательностей мтДНК было реконструировано эволюционное древо этой части человеческого геном а, ветви которого, если двигаться по ним сверху вниз (вспять во времени), сходились в одну точку во времени и пространстве: Африка, около 150 тыс. лет назад. Так появилась в научной печати и в СМИ «митохондриальная Ева» (митохондрии передаются по материнской линии), а вслед за ней аналогичным образом возник и «Y-хромосомный Адам» (Y-хромосома есть только у мужчин и передается от отца к сыну), живший примерно в то же время и в том же месте.

Эти результаты были восприняты общественностью очень бурно, и, как водится, мало кто понял их истинный смысл . На самом деле, как справедливо отмечает Алан Темплтон, ничего удивительного нет ни в Адаме, ни в Еве. Любые гомологичные участки ДНК где-нибудь в прошлом неизбежно сходятся в одну точку, то есть в одну предковую молекулу ДНК. И эта точка вовсе не обязательно совпадает с моментом возникновения вида. Более того, если брать разные гомологичные участки ДНК, каждый из них даст свою, отличную от других «точку схождения». Приблизительное совпадение результатов по мтДНК и Y-хромосоме - не более чем случайность, отчасти объясняющаяся тем, что оба этих участка геном а имеют общее свойство: они присутствуют в каждой клетке лишь в одном экземпляре (в отличие от большинства других участков геном а, которые присутствуют в двух экземплярах). Есть еще Х-хромосома, занимающая промежуточное положение: у женщин она присутствует в двух экземплярах, у мужчин в одном.

Темплтон показал, что ожидаемое время схождения эволюционного древа, построенного для отдельного участка ДНК, в одну точку, зависит от того, в скольких экземплярах присутствует данный участок в клетках. Быстрее всего должны сходиться как раз мтДНК и Y-хромосома (что и наблюдается, они сходятся примерно 150 тыс. лет назад). Это не значит, что именно тогда и появился H. sapiens , это значит лишь, что эти участки геном а не годятся для реконструкции более давних событий. Участки, локализованные на Х-хромосоме, сходятся в более далеком прошлом (до 2 млн лет); все остальные участки - в еще более глубокой древности, некоторые даже еще до того, как разделились эволюционные линии человека и шимпанзе.

История мтДНК - еще не история человечества

Каким образом по мтДНК или другому участку геном а можно сделать вывод о выходе наших предков из Африки в какое-то определенное время? Это возможно в том случае, если вскоре после данного события у кого-то из переселенцев возникла мутация в изучаемом участке ДНК, которая затем в ходе экспансии размножилась. И тогда современный генетик увидит, что частота встречаемости данной мутации у внеафриканского населения, к примеру, 10%, а в Африке ее нет. Время возникновения мутации определяется на основе других, позднее возникших мутаций, по методу «молекулярных часов». Ну а если вскоре после выхода из Африки в данном участке геном а никакой мутации не возникло? Тогда, разумеется, ничего не выйдет: этот участок геном а просто не сохранит следов интересующей нас экспансии.

Одним словом, Темплтон убедительно показал (и с этим большинство биологов, кстати, согласны) что по одному-единственному участку геном а (например, по мтДНК) нельзя делать окончательные выводы об эволюции и истории расселения человечества. Для таких выводов необходим комплексный анализ многих разных участков геном а.

Человечество всегда было единым

Именно этим и занимается Темплтон. В 2002 году он уже опубликовал свои результаты, основанные на изучении 12 участков ДНК (кроме мтДНК и Y-хромосомы в анализ было включено еще 10 участков). Критики тогда указали на недостаточный размер выборок, низкую точность и прочие возможные методолог ические огрехи. На этот раз Темплтон довел число проанализированных участков человеческого геном а до 25. Результаты не изменились, напротив, они стали гораздо более четкими и убедительными.

Состоят они в следующем. Разные участки ДНК сохранили следы разных событий в истории человечества. Общая картина удивительно точно совпадает с той, которая реконструируется по данным археологии. Три участка ДНК сохранили следы древнейшей волны выхода из Африки около 1,9 млн лет назад. Это означает, что в наших жилах течет кровь древних азиатских архантропов! Семь участков ДНК свидетельствуют о втором исходе из Африки около 0,65 млн лет назад (ашельская экспансия). Представители этой волны - тоже наши прямые предки. Наконец, еще пять участков ДНК (в том числе мтДНК и Y-хромосома) подтверждают третий исход из Африки около 100 тыс. лет назад.

Более того, данные Темплтона показывают, что обмен генами между евразийскими и африканскими популяциями наших предков практически никогда не прекращался, хоть и был сильно затруднен большими расстояниями. Получается, что древнее человечество вовсе не было совокупностью изолированных популяций (рас, подвидов, видов...) - оно было относительно единым на протяжении двух последних миллионов лет!

Неандертальский вопрос

МтДНК неандертальцев сильно отличается от нашей, а другие участки геном а выделить из ископаемых костей пока не удается. Однако, по мнению Темплтона, это вовсе не доказывает, что наши предки не скрещивались с неандертальцами и что в современных людях нет и толики неандертальской крови. Могла происходить, к примеру, однонаправленная гибридизация (женщины-сапиенсы могли рожать детей от неандертальских мужчин) - в этом случае мтДНК ничего не может нам сказать. Подобные примеры, когда гены одного народа передавались другому только через мужчин, известны из более поздней истории человечества.

На основе своих данных Темплтон рассчитал вероятность того, что теор ия полного вытеснения сапиенсами всех древних жителей Евразии все-таки верна. Вероятность оказалась равной 10 –17 . Меньше не бывает. Исследователь считает, что эта теор ия им не просто опровергнута - она уничтожена.

Осталось подождать контраргументов противной стороны.

Все на земле имеет свое начало и конец, в том числе и человечество. Праотцом человечества, согласно Корану и другим священным писаниям, является пророк Адам (мир ему и благословение). В Коране рассказ о появлении первого человека начинается с того, что однажды Всевышний сообщил ангелам о своем решении сотворить людей. «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (Коран 2:30).

Далее по велению Аллаха ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, какие только существуют на нашей планете: черные, красные, песчаные и т.д. Благодаря этому потомки Адама (мир ему и благословение) на земле – это люди разных рас, внешности и привычек… Затем из горсти собранной почвы Господь сотворил Адама (мир ему). «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины» (Коран, 38:71). В Коране особо подчеркивается Адам (мир ему) как и пророк Иса (мир ему и благословение) единственные люди на Земле кто был создан непосредственно руками самого Всевышнего. «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (Коран 3:59)

По наставлению Аллаха Адам (мир ему) поприветствовал наблюдавших за созданием человека ангелов словами «Ассаляму алейкум» (Мир вам). Ангелы в ответ произнесли: «И тебе мир и милость и благословение Аллаха». С тех пор и пошла традиция у мусульман приветствовать друг друга такими словами.

Далее Аллах сообщил людям, что создал их только для поклонения. Такая цель была и у других божьих созданий – ангелов, но человек, в отличии ангела, был призван не только поклоняться Всевышнему, но и размышлять, самостоятельно делать выбор и давать названиям предметам и явлениям, которые происходят вокруг него. То есть, лишив людей такого могущества, какое есть у ангелов, Аллах дал человеку возможность для самостоятельного пути. «Он научил Адама всевозможным именам…» (Коран 2:31), то есть научил людей самим постигать этот мир, научив всему необходимому.

Пророк Адам (мир ему) был одинок в райских садах, пока однажды утром не проснулся и увидел взирающую на него прекрасную женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (мир ему) спал, Аллах сотворил из его левого ребра женщину, причем удаленное ребро отросло обратно, до того, как сам пророк проснулся. Если не воспринимать эту информацию буквально, а подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (мир ему) была создана из его генетического материала, а возможность реализации такого варианта в наш технический век не могут отрицать даже ярые атеисты.

Адам (мир ему) открыл глаза и увидел прекрасное лицо женщины, взирающей на него. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. В самом Коране не упоминается конкретное имени жены Адама, а пишется просто как «супруга». «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой» (Коран 7:19).

Согласно преданиям, считается, что после того, как ангелы спросили пророка Адама (мир ему), кто это, то он ответил Хава (в переводе с арабского «живая»).

Согласно достоверным хадисам, рассказывая историю сотворения Евы из ребра, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) подчеркивал важность бережного отношения к женщине:

«Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра – верхняя, поэтому если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо» (аль-Бухари).

В садах Рая Адам и Ева обитали в полном благоденствии. И весь Рай был в их распоряжении, причем в этом вопросе нет никаких разночтений между Кораном и Библией. Всевышний сказал пророку Адаму (мир ему): «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете…» (Коран 2:35).

Вопрос о том, где находился Рай до сих пор открыт, так как в Коране нет точных указаний на его местоположение.

Всевышний, предоставив первым людям все прелести жизни в Раю, запретил им пробовать плоды одного единственного дерева. «…Но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (Коран 2:35).

В ответ на отказ преклониться перед человеком, Всевышний отверг одного из своих ангелов – Иблиса. Мстя за это людям, Иблис провоцировал Адама и Еву попробовать плоды этого запретного дерева. «Сатана стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертным» (Коран 7:20).

После долгих наущений Иблиса они поддались искушению и попробовали запретный плод. Тем не менее, осознав свою ошибку, они попросили прощения у своего Создателем за данный проступок и Аллаh простил их. Таким образом, они очистились от этого малого греха. После этого они были спущены из Рая на землю, где Адам получил пророческие откровения Всевышнего. «Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (Коран 20:122).

Разъяснение.

Считается, что проступок первых людей был малым грехом, и поэтому они легко получили прощение от своего Создателя. Вместе с Адамом на землю был спущен и черный камень Каабы, на месте установки которого позднее был построен храм. Пророк Адам, прожив на земле достаточно долгое время (около 2000 лет), после своей смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перезахоронено в Иерусалиме. Его супруга умерла через 40 лет после своего мужа. Над ее могилой, которая находиться в городе Джидда и носит название Мукбарат умна Хавва (Могила Хаввы), была построена гробница, которая была забетонирована в 1975 г. властями Саудовской Аравии якобы из-за того, что паломники поклонялись ей.

История пророка Адама (мир ему) и первых посланников Всевышнего весьма интересна и таит в себе немало примечательных подробностей, подтверждение которым находит современная светская наука, но это уже предмет отдельного разговора.

Ильнар Гарифуллин

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

ВВЕДЕНИЕ.

История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.

Глубина длительной доистории - всеобщей основы, - по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени - времени письменной документации - случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.

Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.

В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Целью книги Ясперс хотел содействовать углублению нашего сознания современности.

Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе.

С другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими.

Но свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это - последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы все-таки можем.

Первая часть

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ

По широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. История человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время. То, что у нас вообще есть история; что история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня; что продолжительность этой истории до настоящего момента сравнительно очень невелика, - все это заставляет нас задать ряд вопросов. Откуда это? Куда это ведет? Что это означает? Человек издавна создавал для себя картину мира: сначала в виде мифов, затем калейдоскопа божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, еще позже - данного в откровении целостного понимания истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и страшного суда. Принципиально иным становится историческое сознание с того момента, как начинает опираться на эмпирические данные. Сегодня реальный горизонт истории необычайно расширился. Библейское ограничение во времени - 6000-летнее существование мира - устранено. Исследователи ищут в прошлом следы исторических событий, документы и памятники былых времен. Эмпирическая картина истории может свестись к простому выявлению отдельных закономерностей и нескончаемомуописанию множества событий: одно и то же повторяется, в различном обнаруживается подобное; существуют различные структуры политической власти в типичной последовательности их форм, существует также их исторические взаимопересечение; в сфере духовного существует равномерное чередование стилей и сглаживание неравномерностей длительности.

Но можно стремиться и к сознанию единой обобщающей картины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурных сфер и их развитие; они рассматриваются отдельно и во взаимодействии; постигается их общность в постановке смысловых проблем и возможность их взаимопонимания; и наконец, разрабатывается некое смысловое единство, в котором все это многообразие обретает свое место (Гегель)

Ясперс считал, что каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальным воззрениям, превращающим историю в некое единство. Эти воззрения могут быть некритичными, более того, неосознанными и поэтому непроверенными. В историческом мышлении они обычно являются само собой разумеющимися предпосылками.

История есть там, где живут люди. Мировая история охватывает во времени и пространстве весь земной шар. По своему пространственному распределению она упорядочивается географически (Гельмольт). История была повсюду. Благодаря вычленению в истории целостных культур вновь стали уделять внимание соотношению рангов и структур

Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов, культуры рассматриваются как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец. Культуры не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу. Шпенглер насчитывает 8, Тойнби - 21 культуру. Шпенглер определяет время существования культуры в тысячу лет, Тойнби не считает, что оно может быть точно определено.

Оригинальную всеохватывающую картину исторического развития дал в нашу эпоху Альфред Вебер. Его концепция универсальной истории, культурная социология, остается по существу очень открытой, несмотря на склонность делать предметом познания культуру как целостность. Тонкая историческая интуиция и безошибочное чутье в определении ранга духовных творений позволяют ему нарисовать процесс исторического развития, не возводя в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой. В его концепции представлен всемирно-исторический процесс, который он разделяет на первичные культуры, вторичные культуры первой и второй ступени и доводит до истории западноевропейской экспансии, идущей с 1500 г.

Карл Ясперс уверен что человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов. Наше существование ограничено ими. В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и к цели.

Ясперс писал: “Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию Его. Вначале, у истоков, откровение бытия было непосредственной данностью. Грехопадение открыло перед нами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика, направленная на временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии мы вступаем в сферу гармонического созвучия душ, в царство вечных духов, где мы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании.

К истории относится все то, что, во-первых, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном, процессе человеческой истории и, во-вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия.

Карл Ясперс ввел понятие осевого времени. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Но христианская вера - это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину.

Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным,что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории Ясперс относит, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

1. Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других *. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратусгра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда *. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была еще жива и действенна, ее явления прояснялись и она тем самым преображалась.

Согласно разным свидетельствам и исследованиям, приблизительно три миллиона лет назад (хотя альтернативная история человечества называет и другие цифры) человек вышел из мира животных. Около 35 тысяч лет назад началось формирование современных людей. Спустя тридцать тысячелетий стали складываться цивилизации в разных частях мира.

Если бы история человечества была приравнена к суткам, то с момента формирования классов и государств до нашего времени, по мнению ученых, прошло бы всего 4 минуты.

Первобытнообщинный строй был самым продолжительным этапом. Длился он порядка миллиона лет. При этом необходимо отметить, что точное время, когда началась история человечества, назвать весьма затруднительно. Верхняя же граница (завершающий этап) первобытнообщинного строя колеблется в разных пределах в зависимости от континента. Так, например, классы в Африке и Азии начали формироваться на рубеже 4-3 в. до н. э., в Америке - 1 в. до н. э.

Как началась история человечества, почему где и когда это случилось, остается загадкой. К сожалению, никаких памятников тех эпох нет.

Человечества разными учеными осуществляется по-разному.

Еще древнеримские и древнекитайские философы знали о существовании трех (медного), каменного и железного. В 19-м - начале 20-го веков эта археологическая периодизация получила научную разработку. В результате ученые типологизировали стадии и эпохи этих периодов.

Продолжался в несколько раз дольше, чем вся последующая история человечества. Разделение на этапы внутри этой эпохи основывается на усложнении и изменении форм каменных орудий.

Каменный век начался с палеолита (древнекаменного), в котором, в свою очередь, ученые выделяют стадию нижнего (раннего), среднего и верхнего (позднего) палеолита.

Завершается каменный век неолитом (новокаменным веком). В конце этого периода появляются первые медные орудия. Это указывает на формирование особого этапа - энеолита (халколита).

Структура внутренней периодизации последующих веков (новокаменного, железного и бронзового) представлена разными исследователями по-разному. Достаточно сильно отличаются и определяемые культуры внутри самих стадий.

Археологическая периодизация основывается всецело на технологических аспектах и при этом не дает представления о формировании производства в целом. В настоящее время система разделения на стадии носит не столько глобальный, сколько региональный характер.

Некоторая ограниченность целей присутствует в палеоантропологической периодизации первобытного строя. Основывается она на принципе биологической эволюции людей. Согласно этой системе разделения на стадии развития исследователи говорят о существовании древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа), а также ископаемого современного (неоантропа) человека. Несмотря на некоторые спорные моменты, палеоантропологическая система разделения развития людей на этапы тесно перекликается с археологической системой.

Вместе с этим, указанные специальные периодизации человеческой истории не сравнятся по важности с общей системой разделения прошлого людей. Разработка направления историко-материального понимания развития человека впервые серьезно была начата Морганом (американским этнографом). В соответствии с установившимся в 18-м веке разделением всего процесса на эпохи цивилизации, варварства и дикости, учитывая показатели уровня развития производства "средств к жизни", американский этнограф выделил в каждой указанной эпохе высшую, среднюю и низшую ступень. Впоследствии Энгельс, высоко оценив эту периодизацию, обобщил ее.