Питерские митьки. Кто такие митьки и почему им по силам завоевать весь мир

Митьки! Кто такой митек!

Теоретически "митёк " - это свободная высокоморальная личность, мировоззрение которой тяготеет к формуле: православие, самодержавие, народность. Митек отрицает все, что выходит за рамки его добродушной вселенной, где каждый друг другу братушка и сестренка. Однако на практике митек настолько легкомысленен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митек никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агрессивен.

Митьки!

«Митьки» - неформальная группа художников, образованная в 1984 в Ленинграде.

Митьки - это и движение в среде российской интеллигенции, объединяющее в своих рамках, представителей неофициального искусства художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих».

Митьки. История появления митьков.

Группа «митьки» сформировалась, как объединение ленинградских художников, в начале 1980-х годов. Первоначально их было около 10 человек. Группа получила свое название по имени одного из её лидеров Дмитрия Шагина.

А началось всё с дружбы двух живописцев - Дмитрия Шагина и Владимира Шинкарева, встретившихся на полуофициальной выставке в ДК им. Калинина в Ленинграде в 1978 году. Примерно в то же время Дмитрий Шагин познакомился с Александром Флоренским, внучатым племянником православного философа-визионера Павла Флоренского.

В 1983 году, на другой экспозиции, состоялось ключевое для Митьков "братание" Шагина и Шинкарева. Тогда же у последнего появилась идея записать любимые словечки своего друга.

В 1984 году в эстонском посёлке Усть-Нарва в Доме Культуры состоялась выставка "15 ленинградских художников”, которая считается одной из первых "митьковских".

В том же, 1984 году, Владимир Шинкарев написал книгу-манифест "Митьки", ставшую самиздатовской сенсацией. Иллюстрации для неё создавал Павел Флоренский. В 1987 году текст опубликовала парижская "Русская мысль", а потом и популярный перестроечный журнал "Юность". И Митьки прославились всенародно.

В манифесте Шинкарев с самого начала предлагает основать новое молодежное движение наподобие панков или хиппи, участников коего называть митьками, по имени "классического образца - Дмитрия Шагина (однако образ Шагина отнюдь не исчерпывается содержанием движения)".

В 1992 году по книге был снят полнометражный анимационный фильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер».

Идеи и мировоззрение группы «митки» быстро получили популярность в молодежной среде, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих», что привело к формированию новой неофициальной субкультуры в СССР.

Живопись «Митьков» 1980-х - это «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Петербург на их картинах предстаёт то наивным, как на детских рисунках, то романтичным, то напоминает агитплкаты советских лет.

Игровой, порой наивно философский характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» считали своими учителями.

С начала 1990-х годов группа «Митьки» получает широкое признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

В 1992-1993 годы, в Петербурге периодически выходила и «Митьки-Газета».

Постепенно вокруг группы «Митьки» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляли себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого направления и стиля - доброта и жалостливость, любовь к ближнему, предельная простота в речи и манере одеваться.

Среди огромного списка выставок Митьков особо значимой является "Ретроспективная выставка к 10-летию движения", прошедшая в 1993 году в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге (Россия), которая показала, что творчество этой группы уже заняло свое почетное место в истории русского искусства.

В 2000 году прошла выставка "Митьки в ООН", Штаб квартира ООН, Нью-Йорк.

Сами того не ожидая, Митьки спустя десятилетия превратились в противоположность своего мифа «беззаботных шалопаев» в заслуженных деятелей искусства, которых ценят музеи, о которых пишут статьи и книги критики.

Движение митьков в российской интеллигенции!

Движение «митьков» спонтанно расширилось и за границы Санкт-Петербурга, и начало формировать новые группы творческой интеллигенции. Это, прежде всего, «московские митьки» (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки.

Митьки продолжают активно существовать, рождают новые произведения, осваивают литературное искусство, музыку, кинематограф.

Каждое из новых «поколений митьков» расширяет словарь митьков и представление о них.

Митьки питерские и митьки московские!

Излюбленные фразы митьков!

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Дык? заменяет слова: как, кто, почему… Но чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? Дык! — чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. Дык… — извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

«Ёлки-палки» (чаще «ну, ёлы-палы») - выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

«Улёт, убой, обсад или крутняк» - похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный».

«Оттягиваться» - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего - напиться.

«Разделить по-братски» - митёк выпивает большую часть.

«Разделить по-христиански» - митёк выпивает всё сам.

Говоря о советском искусстве, просто невозможно игнорировать митьков. Очень яркое явление, возникшее в противовес официальному искусству. Они уникальны, ни у кого больше нет митьков, только у нас, в России. Группа «митьки» сформировалась, как объединение ленинградских художников, в начале 1980-х годов. Первоначально их было около 10 человек. Группа получила свое название по имени одного из её лидеров Дмитрия Шагина.

Митьки так же неисчерпаемы, как водка. Вот вроде простенький проект в первом приближении - ну, собираются художники, напиваются и говорят, что теперь они - проект «пьяные художники». Ничего вроде особенного, художники часто бывают пьяными. Но в последующих приближениях там начинают мерцать смыслы, высоты и глубины, точно так же как при правильном - долго, медленно и много - употреблении водки тоже мерцают смыслы, взлеты и падения.


Проект этот создан не просто глубоко пьющими художниками. Они и умные еще. Они же спародировали нормальный авангардистский проект. Начался он, как и положено, с манифеста, которым должно считать текст Шинкарева «Митьки»***, где в качестве эталонного митька выведен его друг по кочегарке и прочим интересам Дмитрий Шагин.

И создан кодекс поведения правильного митька в непростых его - учитывая систематическое употребление - жизненных обстоятельствах. И утопия, этот главный смысл, оправдывающий все фобосы и деймосы авангардизма, у митьков тоже есть. Их утопия - это вечная добрая пьянка с братишками и сестренками, когда алкоголь никогда не кончается, а если и кончается, то всегда есть деньги и магазины открыты****, и после которой не бывает похмелья, а если бывает, то всегда есть чем и с кем похмелиться. И чтоб скандалов и драк не было, а было бы всеобщее пьяное умиление.


Митьки принесли уши Ван Гогу

Можно сказать, что у митьков есть и собственный дискурс - все эти бесконечные цитаты из массовых советских теле- и кинофильмов вроде «А ведь это ты, Мирон, Павла убил!» или «Фитилек-то притуши, коптит», при помощи которых они могли общаться довольно связно и долго. И картинки их тоже лишь дополнение к утопическому проекту - об этом потом будет.

И даже тоталитарность, так свойственная авангардизму, у митьков есть - все должны быть пьяными. Хорошая такая тоталитарность, добрая.


Митьки принесли Ивану Грозному нового сына

В своем пародировании авангардизма митьки умудрились реализовать одну из его недостигнутых мечт - массовость и любовь народа. Митьков действительно любили, им подражали, и группы митьков - и необязательно художников - одно время существовали по всему СССР*****. Вот с сюрреализмом, допустим, или, не дай бог, с супрематизмом такого не случилось.









Собака Павлова





Музей Митьков

Recent Posts from This Journal


  • «Свет и тень»: мечтательные иллюстрации Лэ Лонга

    Познакомьтесь с Art of Lê Long, 2D-художником, в настоящее время работающим в Hikergames в Ханое, Вьетнам.…


  • Взлет и падение интернет-сообществ искусства

    По мере развития цифровых изображений Интернет расширился до уровня мультимедийной вселенной, но, как это ни парадоксально, его художественные…


  • «Обвинение в»

    Реалистичные и красочные иллюстрации Зои Ван Дейк. Она художник, создающий концептуальные работы. Забудьте на мгновение минималистические…


  • Орхидеи и бабочки Лоры Харт

    Орхидеи и бабочки похожи. Симметричные узоры, яркие цвета, нежные, хрупкие формы.... Они очаровывают многих художников, очаровали и Лору Харт.…


  • Эпически неудачный дизайн

    Самое интересное было найти ляпы прошлого, сделать подборку и посмеяться, думая, что это все осталось в прошлом и с тех пор люди многому…


  • Ах, эти сиськи

    История знает те эпохи, когда религиозное мракобесие и ханжество заставляли идти против природы человека. Когда телесное считалось греховным.…


  • Такая простая и непростая Си Чжан

    Си Чжан - китайский иллюстратор и концепт-художник. Окончила Центральную академию изящных искусств в Пекине, Китай. Просто сходите вместе с ней…


  • Духи боярышника, увиденные Тачемом Поллардом

    Интересные фигуры режет из боярышника Тачем Поллард, похожие на образы из мифов и легенд. Потом он обжигает скульптуры паяльными факелами,…

Если вы решите прогуляться по улице Марата, то на карнизе дома № 36 увидите небольшую фигурку кошки – эту хвостатую красавицу в тельняшке зовут Тишина Митьковна Матроскина или ласково Тиша. Хозяева Тиши – известные представители петербургского андеграунда. Их картины видел хоть раз каждый житель Северной столицы, а идеология их искусства давно вышла за пределы их творческого объединения, превратившись во второй половине 80-х в самое настоящее массовое движение. Разумеется, речь идет о знаменитых митьках, «братушках и сестренках», покоривших своей непосредственностью не только Петербург, город мечтателей и бунтарей, но и Москву, имеющую немало своих самобытных андеграундных объединений. Между тем, в прошлом году митькам «стукнуло» тридцать лет – срок для группы художников по-настоящему внушительный. За это время некоторые аспекты их творчества претерпели значительные изменения, но главные принципы остались прежними – доброта, любовь к ближнему и простодушный взгляд на жизнь не имеют срока годности.

Художники по холсту водкой


Именно такое хлесткое определение дала митькам популярная энциклопедия Lurkmore – и доля правды в нем, разумеется, есть. Действительно, если не вдаваться в тонкости еще только зарождающегося в 80-е годы движения «братушек и сестренок», то можно сказать, что стиль жизни художников довольно долгое время представлял собой своеобразную карикатуру на образ русского человека в глазах иностранцев – этакие добродушные пьяницы с душой нараспашку, всегда готовые то ли затянуть хором песню, то ли хлопнуть еще рюмку. Но, ради справедливости, стоит заметить, что в 90-е годы практически все митьки взялись за ум: вечное застолье – это, конечно, практически мечта, но здоровье и творчество все-таки важнее.

Лубочное очарование и верность традициям


Поначалу выставки митьков напоминали скорее «квартирники» – музыканты пели песни, поэты читали стихи, выставленные же картины казались просто благовидным предлогом, чтобы лишний раз собраться теплой компанией друзей и единомышленников. Тем не менее, именно в то веселое время митьки начали оформляться как самобытная группа художников, имеющих схожие взгляды как на искусство, так и на жизнь. К появлению ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), поставившего перед собой цель перенести неофициальное искусство из квартир и мастерских на более цивилизованные площадки вроде Дворца молодежи и ДК им. Кирова, «братушки и сестренки» уже стали достаточно популярны в среде петербургского андеграунда – они нашли свою публику, которой пришелся по душе их консерватизм и несколько лубочная манера живописи.

«Дык-ёлы-палы» петербургского андеграунда


Но настоящая слава к митькам пришла после публикации в 1984 году книги Владимира Шинкарева – художнику пришла в голову идея отразить главные принципы жизни и творчества «братушек и сестренок» в литературной форме. С большой долей иронии он изобразил быт и особенности речи своих коллег по цеху – особое внимание было уделено его товарищу по кисти Дмитрию Шагину. К слову, именно он стал прообразом веселого и простодушного митька – беспечного гедониста и «рубахи-парня».

Книга Владимира Шинкарева стала своеобразной библией новой субкультуры – многие музыканты и художники после её прочтения внезапно поняли: «Ёлы-палы, да мы же тоже митьки!». Когда «замитьковал» практически весь Петербург, художников стали приглашать с выставками в другие города, а смешные словечки и фразы из книги прочно вошли в городской фольклор: «Дык!», «Ну, ёлы-палы», «Дурилка картонная», «сестренка» или «оленька» по отношению к любой представительнице женского пола, «напряг», «оттяг».

Но, конечно, настоящим триумфом митьков стал тур по Европе – видеоматериалы с этих гастролей легли в основу документального фильма Алексея Учителя «Елы-палы, или Митьки в Европе». Правда, сами художники не советуют его смотреть – к сожалению, режиссеру не удалось полностью воплотить в жизнь свою авторскую задумку, в этом ему помешал продюссер фильма Ян Хинтьенс из Бельгии, решивший представить андеграундных художников из Петербурга как неотесанных советских людей, узнающих блага настоящей цивилизации.

Митьки никого не хотят победить…


И поэтому они завоюют весь мир! Этот неформальный лозунг появился в 1992 году после выхода полнометражного мультфильма «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер», по сути, представляющего собой переложение книги Владимира Шинкарёва на язык мультипликации. Одно из главных достоинств этого анимационного фильма – это звучащие в нем песни Бориса Гребенщикова, который, к слову, неоднократно признавался в симпатии к митькам.

Как уже говорилось выше, митьки никогда не ограничивались одной лишь живописью – примером выхода за границы изобразительного искусства можно считать их музыкальные альбомы, в записи которых принимали участие такие именитые рок-музыканты, как Борис Гребенщиков, Умка, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Дюша Романов и Сергей Чиграков из группы «Чиж & Co». Правда, музыкальные эксперименты митьков не пользовались особо большой популярностью – нельзя преуспеть во всем.

В 90-е годы митьки стали настоящим брендом Петербурга – о них регулярно писали СМИ, они стали героями документального сериала «Митьки. Полет Икара», закадровый текст в котором читал небезызвестный Михаил Боярский, какое-то время даже выходила «Митьки-газета», в издании которой большое участие принимал Владимир Шинкарёв, главный «летописец» движения «братушек и сестренок». В 2000-е годы художники, наконец, обрели постоянный дом на улице Марата – не без помощи журналистов, яро выступавших в их защиту. К концу 2000-х отношения в творческом объединении постепенно охладели – его главные идеологи, Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарёв, решили двигаться в разных направлениях, поэтому объявили о распаде группы. Первый продолжил нести в массы идеалы движения «братушек и сестренок», второй – не без некоторого трагизма объявил о «конце митьков», написав в подтверждение этому даже целую книгу, в которой объяснялись причины разлада между ним и Шагиным.

Действительно ли, митьки «закончились» или нет – ответить совсем непросто, и возможно здесь даже нет правильного ответа. Одно сказать можно с полной уверенностью: эта самобытная группа художников безусловно оставила по-настоящему яркий след как в истории петербургского андеграунда, так и в истории самого города.

12 октября в «Митьки Арт-центре» петербургская арт-группа «Митьки» представит свое новое полотно «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына». Картина стала ответом митьков на просьбу православных активистов к дирекции Третьяковки и главе Минкультуры Владимиру Мединскому убрать в запасники картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» как «клеветническую». Корреспондент «Известий» Алексей Певчев позвонил главе митьков Дмитрию Шагину.

- Выходит, православные активисты обеспечили вам прилив вдохновения?

Меня поразила трагическая судьба этой картины. Репин посвятил ее горюшку и болюшку нашей Родины. Кстати, Репин еще тогда решил, что на современную тему писать не станет, потому что цензура не пропустит, и взял тему историческую. Хотя сама картина и не историческая. Тем не менее цензоры уже снимали ее со стены Третьяковки в 1885 году. В подлинном виде картина до нас не дошла. В 1913 году лица на ней зверски порезал какой-то безумец, и Репину пришлось их переписывать заново. Прошло еще сто лет, и снова ее требуют снять. Не знаю, кто эти люди и откуда такие берутся. Я понял, что всё происходит, как на митьковской тельняшке, на которой одни полосы темные, другие - светлые. Сейчас для этой картины наступила темная. Чтобы исправить эту ситуацию, мы решили нарисовать свою картину. Причем сделали ее строго в размер на специальном «репинском» холсте.

- Как думаете, каким картинам достанется в следующий раз и за что?

Думаю, достанется картине «Петр Первый и царевич Алексей», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - ведь в этом письме наверняка есть ненормативная лексика. У Айвазовского на «Девятом вале» люди тонут. Мне кажется, что в Третьяковке в этой ситуации останутся только нейтральные пейзажи.

- А какими они еще могут быть?

Не скажите! На того же Шишкина и его «Утро в сосновом бору» уже идут нападки. Мол, неправильно всё нарисовал, потому что у медведицы не бывает столько медвежат. Останутся картины Левитана, они спокойные.

- Главное, чтобы блюстители нравственности тоже были поспокойнее.

Это верно. С Эрмитажем непонятно что делать. Там вообще очень много обнаженной натуры, которая оскорбляет чьи-то чувства. Данаю обливали кислотой. Наверное, придется одевать скульптуры в трусы и купальники, потому что до Эрмитажа они такими темпами скоро тоже доберутся.

Ваша картина «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына» - это ответ в духе «митьки никого не хотят победить и именно поэтому завоюют мир»?

Ну, зачем мы будем отвечать. Мы просто хотим улучшить мир. Мол, вот тебе, Иван, сын, люби его, нянчи, корми. Бросай эти кровавые замашки. Смысл в любви, а не в бесперспективной ненависти. Хотя, признаться, я еще пару лет назад не мог и в страшном сне предствавить, что до такого дойдет.

У вас уже было опыт создания таких же гуманистических произведений: «Митьки отдают свои уши Ван Гогу», «Митьки отнимают у Маяковского пистолет», «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан».

В те времена ценузра ослабла. Какая-то комиссия, я помню, была недовольна гравюрой с Брежневым, и ее не удалось широко показать. Это случилось в 1987 году, но спустя год ничего подобного уже не было. Бывали курьезные случаи. Пришла к нам комиссия и запретила картину художника Альберта Россина «Лев Толстой на коне». Мы долго не могли понять, почему.

Выяснилось, что первым секретарем Ленинградского обкома КПСС только что стал Лев Николаевич Зайков, и комиссия решила, что Россин издевается. При этом никто в те годы не доводил до крайностей, и, как ни странно, при советской власти такого абсурда не было. У коммунистов хватало ума на нары художников не бросать. Ну да, Бродского отправили в ссылочку, как царь - Пушкина. На бульдозерной выставке картины подавили, но в итоге никого не посадили. А у Pussy Riot перформанс длился всего 30 секунд, и вот они уже сидят второй год в нелегких условиях.

- Что сейчас происходит в арт-центре «Митьки» на улице Марата?

Сейчас у нас проходит выставка митьковского плаката. Художники нарисовали свои любимые плакаты военного и более позднего времени. До этого была выставка митьковского портрета. Арт-центр работает по субботам, вход свободный. Пока картина «Митьки приносят Ивану Грозному сына» не уехала в Третьяковку - добро пожаловать.

В 1990-е был популярен проект «Митьковские песни», в котором вместе с митьками старые песни исполняли Гребенщиков, Шевчук, Скляр, Чиж, Бутусов, Хвостенко. Возможно ли его возрождение?

Песни продолжаются, у нас с создателем группы «Санкт-Петербург» Владимиром Рекшаном есть ансамбль «Рекшагин». Возможно, скоро запишем что-то новое. Сейчас в концертной программе самая популярная песня «Старенький Фиделюшка» на основе песни «Куба - любовь моя!»

- А если активисты доберутся и до песен?

Мы уже подумали и исполняем песню The Beatles Yellow Submarine на русском языке. В нашей версии она называется «Ела суп Марина». В ней речь идет о митьке-подводнике и ждущей его на берегу жене, которая готовит ему суп.

Из андеграундного эпоса митьки известны в классическом составе: Шагин, Фил, Флоренский, Шинкарев. Говорят, вы не общаетесь много лет. Возможно ли воссоединение «могучей кучки» для какой-то акции или это уже преданья старины, как картина Репина?

Наши выставки проходят, время от времени мы участвуем в них все вместе. Сейчас в Пскове идет выставка «Митьки и русская история», в Питере в ЦВЖ «Манеж» проходила выставка «Митьки. 25-летие», и там были представлены работы всех классиков жанра. То, что мы не общаемся, это слухи. Скоро грядет выставка к 30-летию движения, ведь книга Владимира Шинкарева «Митьки», от которой идет история, была написана в 1984 году. Вот там все дорогие братки и сестренки соберутся вместе.

Живопись «Митьков» 1980-х - «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев , Рихард Васми , Шолом Шварц , Владимир Шагин , Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

Периодические издания

Напишите отзыв о статье "Митьки"

Литература

  • 1990 г. Ред. Г. М. Шукан, илл. Александр О. Флоренский. «Митьки, описанные Владимиром Шинкаревым и нарисованные Александром Флоренским». Изд. СП «СМАРТ», 32 с., тираж 100000 экз.
  • 1996 г. Митьки. «Блоу - Ап / Blow - Up. Выставка». Изд. Mitkilibris, 26 с., тираж 3000 экз.
  • 1996 г. В. Н. Шинкарев . «Максим и Фёдор. Папуас из Гондураса. Домашний ёж. Митьки.» (Серия «Петербургская проза».) 352 с., тираж 5000 экз., - СПб.: изд. Новый Геликон, - С. 205-272. - ISBN 5-87145-015-6 ().
  • 1998 г. В. Н. Шинкарев . «Митьки». Изд. Красный Матрос, 184 с., ISBN 5-7187-0107-5 ;
  • 1998 г. Владимир Шинкарев, Михаил Сапего «Сочинения: Митьки». Изд. Красный Матрос, 163 с.
  • 1999 г. Митьки, П. В. Крусанов . «Выбранное». Изд. Канон, 288 с., тираж 10000 экз., (ошибоч.) ;
  • 2000 г. Митьки. «Про заек». Серия Современная проза, 384 с., тираж 7000 экз., ISBN 5-264-00381-5 ;
  • 2003 г. Группа «Митьки»., Александр Флоренский, Дмитрий Шагин . «Митьки: архетипы». Изд. Митькилибрис, 42 с.
  • 2004 г. Михаил Сапего, Александра Киселёва, Группа «Митьки». «Дык, дык, дык--». Изд. Митьки, 43 с.
  • 2005 г. "Дмитрий Десятерик «Альтернативная культура. Энциклопедия». - Екатеринбург: Изд. Ультра. Культура Ультра.Культура , 240 с., тираж 3000 экз. - С. (102-103), ISBN 5-9681-0028-1 ;
  • 2007 г. «Митьки: живопись, графика, коллажи, фотйографии». Изд. Диез.
  • 2008 г. Михаил Сапего. «Митьки». Изд. Амфора, 416 с., тираж 3000 экз. ISBN 978-5-367-00671-1 ;
  • 2010 г. Л. А. Скобкина , Дмитрий Шагин, Андрей Филиппов, Группа «Митьки». «Митьки. 25-летие». Каталог юбилейной выставки в ЦВЗ Манеж.(авт.-сост.) - СПб.: Изд. Тетра, 94 с.
  • 2010 г. В. Н. Шинкарев . «Митьки». Изд. Амфора, 512 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-367-01633-8 ;
  • Приложение: материалы к истории движения Митьков (статьи из «Митьки-Газеты»). // Там же, с. 274-349.

Ссылки

  • - митьковская страничка на Куличках
  • +

Примечания

Отрывок, характеризующий Митьки

Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…