Поцелуй матроса и медсестры. История фотографии «Безоговорочная капитуляция

Этот снимок матроса, целующего медсестру, американский фотограф Альфред Эйзенстадт сделал в Нью-Йорке 14 августа 1945 г. Фотография стала невероятно популярной — как один из символов победы во Второй мировой войне. Это произошло на Тайм-Сквер после того, как президент США Трумэн объявил об окончании войны с Японией. Медицинская сестра по имени Эдит Шейн, услышав сообщение по радио, выбежала на улицу и была подхвачена случайно оказавшимся рядом матросом Гленном Макдаффи. Они поцеловались, абсолютно случайно попали в объектив фотокамеры, и разбежались в разные стороны. Они попали сначала в журнал «Life», а затем на вечно в историю.

Впоследствии многие утверждали, что именно они изображены на фотографии, которая стала одним из символов окончания Второй мировой войны. Этих людей нельзя называть самозванцами, ибо в те дни не только известные всем матрос и медсестра целовались на улице. Только в 2007 году при помощи полицейского художника-криминалиста было установлено, что на фотографии запечатлён именно матрос с именем Гленн Макдаффи.

В дополнении к многочисленным фотографиям, которые пришлось сделать для последующего сравнительного анализа, Гленн прошел десять тестов на детекторе лжи. Весь комплекс действий криминалиста не оставил сомнений, что на фотографии именно он.

Эдит Шэйн, медсестра, которую целуют, откликнулась на заметку, которую опубликовал журнал в начале 80-х. В ней говорилось о том, что идёт розыск тех, кто был изображен на фотографии. Она встретилась с фотографом, и получила от него в дар знаменитую фотографию, причем, по словам фотографа, он не был до конца уверен, что Шэйн не самозванка. Так или иначе, она стала носить титул – девушка с фотографии.

В 2008 году Эдит Шэйн, как почетную гостью, пригласили на мюзикл «South Pacific», который впервые был поставлен на Бродвее в 1949 году. Она стала там желанной гостьей. Она с удовольствием фотографировалась с актёрами и всеми желающими.

Фотографию называют по разному. Все названия, так или иначе, связанны со словом «поцелуй» , но у фотографии есть вполне официальное название, причем весьма двусмысленное. «Безоговорочная капитуляция» — именно так правильно именовать эту фотоработу, которая впоследствии стала еще и скульптурой. Все участники истории в период с 2010 года по 2014 оставили этот мир. К 60-летию Победы в США скульптор по имени Сьюард Джонсон изваял вот такую статую с сюжетом знаменитой фотографии. Какое-то время скульптура находилась в США, а недавно ее установили на набережной итальянского города Чивиттавеккья.

Скульптура «Unconditional surrender» («Безоговорочная капитуляция») очень популярна и в США — там она разошлась по городам и весям в виде копий и авторских повторений. Вот этот монумент, к примеру, установлен в городе Сан-Диего (Калифорния).

А вот так скульптурная группа смотрится с борта авианосца «Мидуэй». На заднем плане виден знаменитый мост через бухту Сан-Диего, ведущий на полуостров Коронадо.

В США скончался Глен Макдаффи — человек, который утверждал, что на облетевшем весь мир снимке «Поцелуй» изображён именно он. До сих пор невозможно с уверенностью утверждать, что Макдаффи говорил правду, зато сейчас эпизод со спонтанным поцелуем воспринимается как одна из самых романтичных «фотоисторий». АиФ.ru рассказывает о судьбе культового снимка.

Самый известный поцелуй на Таймс-Сквер

На самом деле у фотографии, которая стала символом целой эпохи, нет названия. В разных изданиях она фигурирует как «День победы над Японией на Таймс-Сквер», «День победы» или просто «Поцелуй», а сам автор называл её «Безоговорочная капитуляция».

Снимок был сделан 14 августа 1945 года в сердце Нью-Йорка. В тот день президент Трумэн объявил о капитуляции Японии, и американцы устроили по этому поводу «народные гулянья». Наблюдал за празднествами на Таймс-Сквер и фотокорреспондент журнала Life Альфред Эйзенштадт . В какой-то момент в объектив его камеры попала необычная сцена: счастливый молодой моряк лет 20, проходя мимо такой же молоденькой медсестры, притянул её к себе и поцеловал «от избытка чувств», а потом просто пошёл дальше. Мимолётного эпизода хватило, чтобы сделать фото, которое стало легендарным и прославило своего автора. Стоит отметить, что существует и другая версия снимка — в этот же момент пару запечатлел фотограф ВМФ Виктор Йоргенсон. Правда, работа Йоргенсона была сделана с другого ракурса — в итоге у него не вышло той глубины кадра и перспективы, что на снимке Эйзенштадта. В результате фотография Йоргенсона широкой известности не получила.

Альфред Эйзенштадт. 23 августа 1995 года. Фото: Commons.wikimedia.org /William Waterway Marks

Медсестра и лжеморяки

Скульптура в честь знаменитого поцелуя была установлена в США в 2007 году. Фото: Commons.wikimedia.org/ U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist Seaman David A. Brandenburg/

Спустя неделю журнал Life опубликовал фотографии празднования победы, собранные со всей страны. Целую страницу в подборке занял нью-йоркский снимок Эйзенштадта. «Поцелуй» стал одним из самых узнаваемых фото в мире, но его герои оставались анонимными — всё произошло быстро и спонтанно, автор не успел спросить имён у медсестры и моряка.

В 1970-х в редакцию Life пришло письмо от девушки, запечатлённой на снимке — героиня представилась как Эдит Шейн и рассказала, как случайно попала в кадр. Установить личность моряка оказалось сложнее: на фотографии его лицо видно не очень чётко. За несколько десятков лет в редакцию обратилось не меньше 10 человек, которые заявляли, что на фото именно они. «Опознать» моряка помогала Шейн: у каждого претендента она спрашивала, что сказал ей молодой человек сразу после поцелуя. «Лжеморяки» пытались выкрутиться: кто-то предполагал, что герой попросил у девушки номер телефона, кто-то рассказывал, что назначил ей свидание. На самом же деле молодой человек не произнёс ни слова.

До сих пор так достоверно и не установлено, что за мужчина изображён на снимке. Но чаще всего называют имя Карла Мускарелло — именно ему поверила Эдит Шейн. Также в списке наиболее вероятных кандидатур числятся Джордж Мендоса и Гленн Макдаффи — кстати, последний настоял на судебной экспертизе, и эксперт пришёл к выводу, что в кадр попал действительно Макдаффи.

Скульптура и флешмоб в честь фотографии

Сейчас неподалёку от Таймс-Сквер поставили статую, которая повторяет сюжет легендарной фотографии. На открытии присутствовала постаревшая медсестра Эдит Шейн — ей выпала честь сдёрнуть со скульптуры белую ткань.

Снимок «Поцелуй» стал для многих американцев символом мира, и до сих пор каждый год 14 августа рядом со статуей собираются сотни пар, чтобы создать реконструкцию фото. В назначенное время пары одновременно начинают целоваться — причём многие девушки для антуража надевают короткие белые платья, а мужчины — матроски.


  • © Commons.wikimedia.org / Robert Kenneth Wilson

  • © Commons.wikimedia.org / Nationaal Archief of the Netherlands
  • © Commons.wikimedia.org / Евгений Халдей
  • © Commons.wikimedia.org / Charles Levy
  • © Commons.wikimedia.org / Alfred Eisenstaedt
  • © Flickr.com / Arthur Sasse

Грета Циммер Фридман умерла в возрасте 92 лет. ФОТО

Американка Грета Циммер Фридман, запечатленная на знаменитом снимке "Поцелуй на Таймс-сквер", скончалась на 93 году жизни.

В Вирджинии в возрасте 92 лет скончалась известная американка Грета Циммер Фридман (Greta Zimmer Friedman) – одна из фигурантов знаменитого на весь мир снимка "Поцелуй на Таймс-сквер".

Этот поцелуй стал символом "Всемирного дня поцелуя", который празднуют 6 июля. Также его считают "поцелуем всех времен и народов".

Фотография запечатлела поцелуй моряка Джордж Мендоса и медсестры Грета Циммер Фридман. Она была сделана 14 августа 1945 года – в день победы над Японией.

О смерти Фридман журналистам рассказал ее сын. Он сообщил, что Фридман умерла от пневмонии 8 сентября.

Снимок "Поцелуй на Таймс-сквер" был сделан фотографом Альфредом Эйзентштадтом. Он занял целую полосу журнала Life, где публиковались фотографии, посвященные победе. Другие названия снимка: "День Победы над Японией на Таймс-сквер", "День Победы" и "Поцелуй".

Снимок – не постановочный: Эйзентштадт сфотографировал реальный поцелуй.

На Таймс-сквер в тот день царило ликование: президент Трумэн объявил о победе над Японией. Фотограф впоследствии рассказал, что следовал за моряком, который целовал практически всех женщин подряд. Эйзентштадт стал снимать, когда моряк поцеловал медсестру: его привлекло сочетание черного и белого цветов.

Поцелуй был долгим. Почти как на конкурсах, которые сейчас устраивают во время празднования Всемирного дня поцелуя. Фотограф припомнил, что пока морячок целовал медсестру, ему удалось поменять и выдержку, и диафрагму камеры. Всего Эйзенштадт успел сделать 4 снимка, один из которых он выбрал для журнала.

Интересно, что ту же целующуюся пару снял еще один фотограф - Виктор Йоргенсен (Victor Jorgensen). Но его снимок не стал столь знаменитым.

В 1945 году Грете Циммер Фридман было 25 лет.

Грета Циммер Фридман, 1945 год

Один из одиннадцати (!) имевшихся претендентов на роль лихого морячка - Джордж Мендоса (George Mendonza) даже подал в суд на журнал - мол, опубликовали фото без его разрешения. Дело не выиграл, но многие поверили, что целовал Грету именно он.

Джордж Мендоса, 1945 год

Правда, недавно было проведено исследование, которое заставило усомниться в том, что именно Мендоса был запечатлен на историческим снимке. Мендоса неоднократно утверждал, что нанес поцелуй знакомой медсестре примерно в 2 часа дня. Ученые же определили, что снимок был сделан гораздо позднее. Изначально на это указали часы, размещенные в огромной букве "О" вывески магазина одежды Bond Clothing Stores. По снимку точное время определить нельзя - часы проявились нечетко. Тем не менее видно, что они показывают "без десяти" - то ли без десяти пять, то ли без десяти шесть, то ли без десяти семь. Но отнюдь не без десяти два.

Еще одним известным претендентом на роль морячка с фото "Поцелуй на Таймс-сквер" был Гленн Макдаффи, который скончался 9 марта 2014 года.

Добавим, что на Таймс-сквер есть 8-метровая статуя, повторяющая сюжет всемирно известного снимка.

День Победы над Японией на Таймс-сквер (англ. V-J Day in Times Square) - фотография, сделанная Альфредом Эйзенштадтом, на которой запечатлён американский моряк Гленн Макдаффи, целующий медсестру Эдит Шейн, одетую в белое платье, в День Победы над Японией, 14 августа 1945 года на Таймс-сквер, Нью-Йорк. Спустя неделю фотографии были опубликованы на страницах журнала Life, среди множества фотографий в 12 страничном разделе «Победа», на которых были засняты празднования победы по всей Америке. На первой странице двухстраничного разворота были представлены фотографии трёх поцелуев из Вашингтона, Канзас-сити и Майами, а фотография Эйзенштадтта занимала целую страницу напротив. Поцелуй был любимой позой для фотографов СМИ во время войны, но Эйзенштадт сфотографировал спонтанное событие, которое произошло на Таймс-сквер, когда президент Трумэн объявил об окончании войны с Японией. После получения новостей о победе, ликование началось повсюду. Официально праздник приходится не на 14 августа, а на день официального подписания капитуляции 2 сентября (в Японии отмечается как День памяти). Фотография известна под разными названиями - «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss).

Предыстория

Альфред Эйзенштадт начал увлекаться фотографией в 14 лет, когда родители подарили ему его первую камеру Kodak. С началом Первой мировой войны, родившийся в Пруссии Эйзенштадт был призван в ряды немецкой армии и стал артиллеристом. Получив ранение на войне и и вернувшись к мирной жизни, он не забыл своё детское увлечение, но даже не думал делать его своей профессией. В 1927 году, ему удалось продать свою первую фотографию. И уже в начале 1930-х годов Эйзенштадт прославился фотографиями, которые сегодня считаются классикой журналистики: именно он запечатлел первую встречу Гитлера и Муссолини в 1934 году и в 1933 году сделал снимок Геббельса, с взглядом полным ненависти. В 1935 году Эйзенштадт эмигрировал в США. Он поступил на работу в журнал Life. Он работал со среднеформатной камерой Rolleiflex, позволявшей фотографировать людей, не привлекая внимания. Однако свой самый известный снимок Эйзенштедт сделал в открытую, ни от кого не таясь.

Обстоятельства

14 августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции. Новость об этом быстро распространилась по США: на улицы вышло огромное количество людей, и находившийся в тот день в Нью-Йорке фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился со своим 35-миллиметровым фотоаппаратом Leica снимать празднование. В тот день он был на Таймс-сквер, где снимал многих, однако один молодой моряк сразу привлек его внимание. Как позже вспоминал Эйзенштадт: Ему удалось сделать четыре фотографии. В ходе поцелуя Эйзенштедт успел немного поменять настройки своего фотоаппарата: по его словам, кадры были сделаны на пленку Kodak Super Double X с выдержкой 1/125 секунды при диафрагме между 5,6 и 8. Однако самой удачной оказалась всего одна фотография из этой серии, её он и отдал…