Подпишитесь на рассылку новостей Третьяковской галереи. Перов, картина «Охотники на привале»: описание, интересные факты Кто написал три охотника

Тайны великих картин: «Охотники на привале»
Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей.

Картина «Охотники на привале». Холст, масло, 119 х 183 см
Год создания: 1871 год. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине.

«Что за прелесть! Конечно, растолковать - так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, о, чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», - хвалил картину Федор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако сцена отдыха трех товарищей вовсе не правдива в деталях. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.

На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счете увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.

А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.


1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.


2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим еще износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.

3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).


4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.


5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880–1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».


6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдает неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.


7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.


8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пес, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер - легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.


9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.

Художник Василий Перов

1834 - родился 2 января (н. ст.) в Тобольске. Художник был внебрачным сыном барона Григория Криденера, служившего там губернским прокурором.
1841 - за красивый почерк получил от учителя прозвище Перов, ставшее фамилией.

1853–1862 - студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
1861 - написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Проповедь в селе».

1862–1864 - посетил Германию и Францию.
1862–1869 - был женат на Елене Шейнс, в браке родились трое детей, но до совершеннолетия дожил только сын Владимир.

1866 - создал «Тройку» и «Приезд гувернантки в купеческий дом».
1870–1877 - состоял в Товариществе передвижных выставок.

1872 - вторично женился, на Елизавете Другановой.
1882 - умер от чахотки в Кузьминках (ныне район Москвы).

Картина Охотники на привале Перов написал в 1871 году. В этом произведении художник изобразил трех охотников отдыхающих на привале, после удачной охоты. Художник Перов надо признаться и сам был страстным любителем охоты.

Не раз в своей жизни художник видел подобные сцены, потому, как сам был участником всяких веселых баек, пересудов и небывалых рассказах об охоте со своими товарищами охотниками после трудной но интересной охоты. Отобразить подобную сцену на холсте, показать разные характеры действующих лиц, без всяких обиняков, можно сказать даже так, тема близкая духу простого народа.

В результате на картине три охотника с добычей, не два и не четыре а три, вообщем святая троица на фоне вечернего, несколько унылого пейзажа, в облачном небе еще летают птицы, чувствуется небольшой ветерок, сгущаются тучи.

Тщательно прописана художником фактура предметов натюрморта, без сомнения все выглядят без задоринки живо, здесь охотничьи трофеи, метко убитый заяц, куропатки, охотничьи ружья, рожок с сетью и другая охотничья атрибутика необходимая для охоты. Но это все не главное в картине, задачей Перова в этом произведении все таки три охотника с их разными характеристиками.

Самая ярко выраженная фигура в картине Охотники на привале это конечно пожилой с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте, фрагмент из того,что приблизительно он рассказывает: Вот досада разведя руки в сторону, второго зайца упустил а он был аж в два раза больше первого, первого то я удачно подстрелил.

Второй товарищ, что посередке средних лет, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, почесывает ухо, можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно, думает он.

Молодой охотник, что справа внимательно и доверчиво выслушает расказни старого прожженного охотника, вполне вероятно он и сам тоже, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, но старик явно не дает ему и слова сказать.

Сюжет картины Охотники на привале получился прямо анекдотическим, относительно других произведений Перова. Современники по разному отнеслись к работе мастера, Салтыков-Щедрин критиковал художника за неестественно выглядящими лицами охотников, как будто играют актеры а не живые охотники. А Стасов В. В. наоборот восторженно восхищался картиной сравнивая ее с рассказами писателя Тургенева.

Как бы там не было но картина Охотники на привале полюбилась народу, очень восторженно об этом произведении отзываются сами охотники. В наше время копии этой картины считаются подарочным эталоном для заядлых охотников. Поэтому в доме у хорошего охотника обязательно висит на стене подобный сюжет а иногда и с другими лицами героев картины. В творчестве художника Перова эта работа и картины: Голубятник, Рыболов и Птицелов связаны с некоторым отходом от острокритических полотен 1860 годов.

Василий Перов. Охотники на привале.
1871. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.

В 1870 году живописец получил профессорское звание. Среди жанровых работ экспонированных им на первой передвижной выставке, наибольший успех имело полотно «Охотники на привале».

В 60-е годы Перов писал работы, где показывал острые противоречия современной ему жизни. Зрителю известны его полотна «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника», и «Тройка».

Но в 70-е годы направленность его жанровых работ меняется. Крушение идеалов 1860-х годов, глубокое разочарование, переживаемой значительной частью передовой интеллигенции, не миновали и Перова. С другой стороны, после трагической гибели почти всей семьи – жены и детей от эпидемии в 1869 — 1870 годах, он, судя по всему, стал по-новому смотреть на жизнь, начал обращаться к сюжетам, в которых главным героем стал простой, незаметный человек, его увлечения и радости.

В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Перов был страстным охотником. В конце своей жизни он даже сотрудничал в журнале издателя Сабанеева «Природа и охота». В 1870-х годах художник создает серию картин, посвященных охоте и природе. Ее иногда неточно называют «охотничьей серией». В нее, кроме «Охотников на привале», входят «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник» и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени.

Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». А Собко писал о «Птицелове»: «Ведь это точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева».

Главное в «Охотниках на привале» – психология действующих лиц, причем в чистом виде, вне каких-то событий. В центре картины на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так как уже могут похвастаться своими трофеями.

Пожилой охотник (по-видимому, из бедных дворян) рассказывает о своих неимоверных охотничьих успехах, как барон Мюнхгаузен. Глаза его горят, он напряжен, заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего, преувеличивая случившееся.

Второй же, одетый с иголочки молодой охотник, внимательно слушает, веря его каждому слову. доверчиво, с большим интересом слушает его — по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику

Сдвинув набекрень шляпу, недоверчиво почесывает за ухом и ухмыляется крестьянин, полулежащий в центре. Воплощая в себе трезвый народный ум, мужик ни в горш не ценит сказки барина и внутренне посмеивается над легковерием другого охотника. Кажется, что он занят своими мыслями и мало заинтересован в рассказываемой истории.

Картина интересна также сочетанием разных живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта. Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.

Когда мы смотрим на это полотно Перова, у нас создаётся впечатление спокойствия и беззаботности Однако, есть что-то тревожное в окружающей природе: дует пронизывающий ветер, колышется трава, в небе кружат птицы. Беззащитно голыми выглядят ветки у ног второго охотника. Небо затянуто тучами, возможно, приближается гроза. Природа противопоставлена охотникам на привале с их непринуждёнными позами, спокойно разложенными на земле вещами. В этой картине гениально соединены анекдотический сюжет и драматический пейзаж.

Современники отнеслись к этой картине по-разному. В.В. Стасов, восхищался картиной. Более строг был Салтыков-Щедрин, критиковавший картину за отсутствие непосредственности. Он писал:

«Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот это лгун, а этот легковерный. Таким актером является ямщик, лежащий около охотников и как бы приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника-новичка Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью комментариев и толкований».

В.Г. Перов написал два варианта картины «Охотники на привале»: первый хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а второй — в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

В творчестве Перова это полотно сыграло роль связующего звена между острокритическими произведениями 1860-х годов и его так называемыми «поздними жанрами». Оно сохраняет отзвуки недавних сатирических картин живописца, во в то же время отмечает отход от некоторой, порой излишней, рассудочности в трактовке образов. Перов обнаруживает в этой картине стремление ближе подойтн н человеку, проникнуть в его психологию, в круг его повседневных интересов.

«Широкий зритель хорошо знает и ценит «Охотников на привале», ставших одной из самых известных картин Государственной Третьяковской галереи. Представленная тут сцена, самые типы охотников встречаются и в нашем быту. Многочисленные зрители «Охотников на привале» воспринимают это полотно с тем неподдельным юмором, который вложил сюда наблюдательный художник» (А. Зотов).

Василий Григорьевич Перов создал много удивительных полотен. Среди них картина «Охотники на привале». Хоть ее художник и написал в конце XIX века, но до сих пор ценители живописи с удовольствием рассматривают полотно, на котором изображены реальные люди, передана их мимика, жесты.

Творческая биография - начало пути

Художник Василий Григорьевич Перов жил в 1833-82 годах. Точная дата его рождения неизвестна, ориентировочно это конец декабря 1833 - начало января 1834 годов. Григорий Васильевич - незаконнорожденный сын барона Григория (Георгия) - губернского прокурора. Несмотря на то что после рождения ребенка родители обвенчались, он все равно не имел права на титул и фамилию.

Как-то отец Василия пригласил к ним художника. Мальчик любил наблюдать за работой живописца, и это вызвало у него большой интерес к творчеству. Несмотря на то что из-за оспы, которой переболел ребенок, у него испортилось зрение, Василий всё равно прилежно учился и самостоятельно занимался рисованием.

Затем отец отдал ребенка в арзамасскую художественную школу, где тот проучился с 1846 по 1849 год. Руководил школой А. В. Ступин, он лестно отзывался о юном даровании и говорил, что у Василия талант.

Не окончив училища из-за конфликта с сокурсником, юноша переехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Награды, картины

В 1856 году за портрет Николая Григорьевича Криденера Перова наградили малой Затем были работы «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Странник». За картину «Первый чин» художник был награжден малой а за «Сельский крестный ход на Пасхе» его одарили большой золотой медалью.

Затем живописец создал еще множество прекрасных полотен, среди которых его знаменитая картина «Охотники на привале», «Тройка», «Спящие дети», «Приезд институтки». Последние его работы - это «Странница в поле», Рыбаки», «Старик на скамейке», «Плач Ярославны».

О знаменитом полотне

Картина «Охотники на привале» была написана Перовым В. И. в 1871 году. Если в первой половине периода своего творчества художник отражает безрадостные сцены народной жизни («Проводы покойника», «Мальчик-мастеровой», Тройка» и др.), то во второй он всё чаще изображает охотников, птицеловов, рыбаков, которым так нравится то, чем они занимаются.

Сам художник очень любил охотиться, поэтому ему была знакома эта тема. Сейчас картина «Охотники на привале» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а копию, созданную автором в 1877 году, можно увидеть посетив Государственный Русский музей.

Кто изображен на полотне - реальные прототипы

Охотники на привале Перова - невыдуманные персонажи. Если вы обратите внимание на полотно, увидите слева рассказчика. В его облике художник передал образ Д. П. Кувшинникова, который был известным московским врачом, большим любителем ружейной охоты.

Василий Григорьевич Перов сослужил отличную службу медику, еще больше прославив его. После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников Д. П. стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. В его квартире стали собирались художники, писатели, артисты.

Охотник-скептик на полотне тоже имеет свой реальный прототип. В образе этого человека Перов запечатлел врача В. В. Бессонова, который был другом Кувшинникова.

Самый молодой охотник рисовался с Николая Михайловича Нагорнова. Этот 26-летний юноша был коллегой и другом Бессонова и Кувшинникова. Через год молодой человек женился на племяннице Л. Н. Толстого.

Теперь, когда известно о том, кто же эти охотники на привале Перова, смотреть на картину, вглядываться в ее мельчайшие детали будет еще интереснее.

Описание сюжета картины

На переднем плане изображены три охотника. Видимо, они с раннего утра бродили по лесу в поисках добычи. Трофеи их ограничились уткой и зайцем. Охотники устали и решили сделать привал.

На заднем плане видны небольшие островки снега. На переднем и боковых - пожухлая трава, кусты, на которых еще не распустились зеленые листочки. Скорее всего, это конец марта или начало апреля. Уже смеркается, но мужчины не Им хорошо в компании друг друга, так как общие интересы, разговоры сплачивают.

Охотники на привале - описание этих бравых мужчин

Художник смог передать мимику, своих героев. Глядя на них, становится понятно, о чем они говорят, думают.

Так, мужчина, сидящий слева, прототипом которого явился Д. П. Кувшинников, самый старший. Видно, что он бывалый охотник. Мужчина рассказывает о своих подвигах. По тому, как напряжены его руки, понятно, что он говорит о том, что как-то встретил медведя и, конечно же, вышел из этой схватки победителем.

Видно, что мужчина средних лет, который расположился между двумя охотниками, саркастически относится к рассказу друга. Видимо, он слышал эту байку уже не один раз. Этот охотник опустил глаза и едва сдерживает улыбку, чтобы не рассмеяться, но не хочет выдать своего старшего друга и не рассказывает молодому охотнику, что этот рассказ - выдумка. Вот такие они, охотники на привале. Цена вымышленного рассказа невысока, но самый юный охотник не знает этого.

Он так внимательно слушает рассказчика, что не видит творящегося вокруг. Он даже забывает курить - рука с папиросой замерла - так напряженно следит молодой человек за словесным сюжетом. Видимо, он только недавно присоединился к этой компании и еще не знает всех баек, которые могут рассказать его новые друзья.

Обо всем этом думаешь, глядя на картину, которую так реалистично написал автор. Охотники на привале хоть и замерли в одной позе, но кажется, что сейчас они встанут и пойдут навстречу новым приключениям.

Василий Перов - известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца - «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Почему именно эта картина стала настолько популярной, где хранятся авторские повторения с «Охотников на привале» и как один из персонажей полотна связан с писателем Львом Толстым?

Что интересно, Василий Перов к своей живописи относился скептически и невысоко ценил свои работы в отличие от его современников. Например, о картине «Охотнике на привале» Федор Достоевский писал: «Картина давно уже всем известна; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Василий Перов «Охотники на привале», 1871

Василию Перову удалось создать шедевр. В одной картине «Охотник на привале», которую художник задумывал как анекдот, он сочетает сразу несколько живописных жанров: бытовая сцена, пейзаж, натюрморт. В центре на фоне осенних полей - трое охотников. Пожилой небогатый дворянин, оживленно рассказывает о своих охотничьих подвигах. Молодой человек доверчиво его слушает, да так увлекся рассказом, что забыл зажечь папиросу. А крестьянин, полулежащий в центре, только иронично ухмыляется - он таких рассказов уже наслушался.

Художник в картине изобразил своих друзей. Рассказчик - врач Дмитрий Кувшинников. Кстати, после того как картина была выставлена на первой передвижной выставке, имя Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. У него дома часто собирались писатели, художники, среди них - Чехов, Левитан и другие. Охотник-скептик - это еще один друг Перова, врач и художник-любитель Василий Бессонов. Прототипом молодого охотника стал 26-летний врач Николай Нагорнов, который позже женился Варваре Толстой, племяннице великого писателя. Получилось, что три врача стали охотниками.

Оригинал картины «Охотники на привале» (холст, масло 119х183) хранится в Третьяковской галерее. В 1877 году художник написал уменьшенную авторскую копию, которая хранится в Русском музее в Петербурге. Ходили легенды, что Перов сделал три картины «Охотников на привале». Третий вариант нашелся в Николаеве в Украине. Более 20 лет сотрудники Николаевского областного художественного музея им. В. Верещагина были уверены что картина в их фонде - отличная копия, ведь в советское время шедевр Перова был очень популярен, появилось огромное количество копий и репродукций «Охотников». Однако в 2004 году музей посетил киевский реставратор Николай Титов, который без сомнений заявил, что холст и краски принадлежат к XIX веку. Картину отправили на исследование, в ходе которого искусствоведы выяснили, что это авторское повторение. После реставрации копия «Охотников на привале» вошла в основную экспозицию музея.

СПРАВКА

У художника Василия Перова была непростая судьба. Он был незаконнорожденным сыном губернского прокурора барона Георгия Криденера. Не известна точная дата рождения художника - 2 или 4 января 1833 года. И хотя после рождения Перова его родители обвенчались, Василий не мог носить фамилию своего отца. В документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крестного отца.

После отставки барона, его семья переехала в Самарскую губернию. Здесь маленького Василия отдали на обучение к дьячку. Наибольшие успехи он делал в чистописании, за что и получил прозвище Перов, которое к нему приклеилось на всю жизнь.

Иван Крамской «Портрет Василия Перова», 1881

Василий хотел учиться живописи, но родители долго противились этому. В конце концов Перов в 1852 году уехал в Москву и поступил в Училище живописи и ваяния. В 1862 году художник женился на Елене Шейнс, уехал с семьей в Париж за счет Академии. Но через два года художник вернулся на родину, ему оказались не близки жанровые сцены французской жизни. Перова больше интересовала жизнь простых людей в России. В 1860-е он создает картины, где раскрывал противоречия современной жизни - «Тройка», «Проводы покойника», «Сцена на почтовой станции» и другие. В них он старался показать тяжелое положение наемных работников.

Василий Перов «Тройка», 1866

В 1869-1870 годах в жизни художника произошла трагедия, которая повлияла на его творчество. От эпидемии умерли жена и двое детей Перова, остался жив только сын Владимир. Живописец стал изображать простого человека, его радости повседневной жизни. Увлечение художника охотой нашло отражение в нескольких картинах - «Рыболов», «Птицелов» и других. Кроме картин на бытовые темы Василий Перов создал исторические полотна и портреты Достоевского, Островского и других своих современников.

Василий Перов «Портрет Ф. М. Достоевского», 1872

В 1872 году Перов женился вторично. Под конец жизни Василий Георгиевич стал заниматься литературой, писал рассказы. Умер Василий Перов от чахотки в 1882 году в Москве. Похоронили художника на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Сын живописца от первого брака Владимир Перов тоже стал художником.

В публикации использованы материалы из энциклопедии «Сокровища русских музеев» и с официального сайта Николаевского художественного музея им. В. Верещагина.