Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин: биография, лучшие произведения и интересные факты. Презентация на тему "спиридон дмитриевич дрожжин" Дрожжин спиридон дмитриевич биография для детей

Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин становится активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду.

После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 были перенесены в п.г.т. Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

Творчество

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке (1900).

В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 - 1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы».

Книги Спиридона Дрожжина

  • Стихотворения 1866-1888, СПб. - 1889
  • Поэзия труда и горя (1889-1897), М. - 1901
  • Новые стихотворения. М. - 1904
  • Год крестьянина. М. - 1906
  • Заветные песни. М. - 1907
  • Новые русские песни. М. - 1909
  • Баян. М. - 1909
  • Песни старого пахаря. М. - 1913
  • Пути-дороги. М. - 1929
  • Песни крестьянина. М. - 1929
  • Избранное. Калинин. - 1940
  • Стихотворения. Л. - 1949
  • Песни гражданина. М. - 1974.
  • "Шлю привет родному краю...", Тверь - 1998.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930). Поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), устраиваясь на работу лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т.п.

С 16 лет стал пробовать сочинять сам, и в 1873 появилась первая его публикация в журнале «Грамотей», где печатались в основном такие же «самодеятельные» писатели, как Дрожжин. Постепенно он свел знакомство с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа).

В 1892 г. в книжном магазине А. С.Суворина, где он работал в это время, Дрожжин познакомился с Л. Толстым и вызвал у него интерес. Позже, когда С. Дрожжин вернулся в родную деревню Низовка, он приезжал к Толстому в Хамовники.

Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание Р. М. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина пользовались большой популярностью у определенно настроенного круга общества. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

Его книги выдерживали по несколько изданий («Песни крестьянина», 1898; «Поэзия труда и горя», 1901; «Песни рабочих», 1906; «Заветные песни», 1907; «Новые русские песни», 1909, и др.)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт.
Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.
Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.
В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.
В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник, который вёл до конца жизни.
Первая публикация Дрожжина была в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин стал активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) вернулся на родину (1896), посвятив себя литературному труду.
К концу XIX века становится Дрожжин стал известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посетила Райнер Мария Рильке (1900).
В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 - 1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).
Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).
Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.
Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы».
Умер 24 декабря 1930 года и был похоронен в селе Шоша.
После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 г. были перенесены в пгт Новозавидовский, где открыт музей.


(6(18).12.1848 – 24.12.1930)

Выдающийся русский крестьянский поэт-самоучка конца ХIХ - первой трети ХХ в. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии (по другим сведениям, в деревне Пугино, соседней с Низовкой) 18 (6) декабря 1848 г. в семье беднейших крестьян, крепостных помещика М.Г. Безобразова. Дрожжины жили очень бедно и гнетущая, доходящая до нищеты нужда с детских лет окружала будущего поэта. Одновременно на становление его личности самое непосредственное влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада, а также привитие ему с детства начатков православной веры, особенно дедом, который «был необыкновенно богомолен» и «страстный любитель книг Священного писания».

Осенью 1858 г. мать отвела юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы». Затем в конце 1860 г. С.Д. Дрожжин по причине тяжёлого материального положения семьи был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия - мальчик-половой в грязном трактире «Кавказ» при гостинице «Европа».
Впоследствии, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий: был приказчиком в табачной лавке и магазине газовых свечей, подручным буфетчика, чернорабочим, лакеем у помещика, доверенным по поставке дров Николаевской железной дороги, агентом Волжского пароходного общества «Самолёт», продавцом в книжных магазинах, учился в школе молочного хозяйства Н.В. Верещагина. В течение всего 35-летнего периода скитаний поэт попеременно проживал в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове, Новгородской и Ярославской губерниях. На долю Дрожжина выпадали месяцы полной нищеты, когда ему приходилось закладывать предметы одежды и ночевать прямо на улицах и в парках. Вынужденная необходимость продавать свой труд за мизерную плату, постоянная материальная и жилищная зависимость от работодателей сформировали у поэта обострённое чувство общественного неравенства, которое он воплотил во многих стихотворениях.

В 1863 г. Дрожжин впервые знакомится с творчеством Н.А. Некрасова, в 1864 г. - с революционно-демократическим журналом «Искра». Неустанно занимаясь самообразованием, поэт в 1866 г. записывается в Императорскую Публичную библиотеку. В круг его чтения входили произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского, Г.И. Успенского и других, а также запрещённые в то время сочинения Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. В личной библиотеке поэта были книги А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, И.С. Никитина, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова, Ф. Шиллера, П. Беранже. Посещение собрания кружка петербургских студентов-разночинцев в 1867 г. способствовало формированию самостоятельности убеждений С.Д. Дрожжина, в которых соединялись революционно-демократические и православно-державные воззрения (например, в стихотворении «Русь (1875) он опирается на известную триаду «православие, самодержавие, народность»).

Весь период вынужденных скитаний С.Д. Дрожжин сохранял родственные, социальные и духовные связи со своей деревенской родиной. Периодически возвращаясь в Низовку, поэт с удовольствием занимается сельскохозяйственным трудом, который становится для него источником не только морального удовлетворения, но и творческого вдохновения («Первая борозда (1884), «Песня пахаря» (1891) и другие стихотворения).
Первые поэтические опыты С.Д. Дрожжина относятся к 1865 г., но началом его творческой деятельности принято считать публикацию стихотворения «Песня про горе добра-молодца» в конце 1873 г. в журнале «Грамотей».
В феврале 1878 г. С.Д. Дрожжин сближается с православным литератором и педагогом Н.А. Соловьёвым-Несмеловым (1847-1901), который оказал огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта. При его посредничестве Дрожжин с начала 1880-х гг. публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет», «Детское чтение», «Луч», «Родник», «Воспитание и обучение», «Юная Россия», «Ребус», поэтических сборниках, а в 1879 г. завязывает переписку с И.З. Суриковым. В 1880-1881 гг. он вместе с Н.А. Соловьёвым-Несмеловым и несколькими другими литераторами организует «Пушкинский кружок», из-за участия в котором в 1884 г. попадает под негласный надзор полиции.
В 1884 г. в трёх номерах журнала «Русская старина» увидело свет автобиографическое повествование «Поэт-крестьянин С.Д. Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884 гг.», написанное по заказу редактора-издателя М.И. Семевского. В 1889 г. в Петербурге выходит первая книга поэта, и литературная критика начинает обращать на него серьёзное внимание. Тем не менее, С.Д. Дрожжин продолжает испытывать нужду и лишения: два его сына умирают в младенчестве, а в 1894 г. в Низовке сгорает его дом вместе с библиотекой и рукописями.
В 1896 г. С.Д. Дрожжин вместе с семьёй окончательно возвращается в родную деревню, где сочетает крестьянский труд с литературным творчеством. Это его решение поддержал Л.Н. Толстой, с которым С.Д. Дрожжин встречался в 1892 и 1897 гг. Творческим результатом этого шага стала окончательная самоидентификация С.Д. Дрожжина как национального православного поэта-крестьянина, слившегося с родной «почвой» и физически, и духовно.
На рубеже XIX-XX в. поэт достигает пика литературной деятельности и читательской известности: 32 из 35 его прижизненных книг были изданы в 1898-1929 гг. Большой популярностью пользовались сборники С.Д. Дрожжина «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Новые стихотворения» (1904), «Баян» (1909) и др. Несмотря на постоянное пребывание в деревне, он не отрывается от общероссийской литературной и культурной жизни: поддерживает отношения и завязывает новые знакомства с издателями, редакторами и литераторами А.А. Коринфским, И.А. Белоусовым, Ф.Ф. Фидлером, Н.Н. Златовратским, И.И. Горбуновым-Посадовым, М.Л. Леоновым и др. В 1899 г. поэт вступает в члены кассы взаимопомощи литераторов и учёных, в 1905 г. - в Общество любителей российской словесности. В 1903 г. Суриковский литературно-музыкальный кружок, куда вместе с Дрожжиным входили «писатели из народа» М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, Ф.С. Шкулёв и другие, организует в Москве его чествование в связи с 30-летием литературной деятельности. На стихи С.Д. Дрожжина сочиняли музыку более 30 композиторов, в том числе Ц.А. Кюи, В.С. Калинников, В.И. Ребиков, Ф.О. Лашек, Р.М. Глиэр, А.Н. Чернявский. Две песни на его стихи исполнял Ф.И. Шаляпин.
Поэзия С.Д. Дрожжина привлекла внимание выдающегося немецкого поэта Р.М. Рильке, который посетил Низовку 18-23 июля 1900 г. и перевёл на немецкий язык несколько его стихотворений.

В 1900-1903 гг. С.Д. Дрожжин состоял в должности сельского старосты. Данный факт свидетельствовал о том, что крестьяне видели в нём своего авторитетного представителя. Поэт, хотя и пытался дистанцироваться от бремени общественных забот, воспринимал свою новую обязанность как возможность служить народу, что вполне соответствовало его демократическим убеждениям.
В 1903 г. Российская Академия Наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей, которая становится для него основным источником дохода. В декабре 1910 г. на основании отзыва почётного академика К.К. Романова (К.Р.) четыре книги С.Д. Дрожжина 1907-1909 годов издания были удостоены премии имени М.Н. Ахматова в сумме 500 рублей. 11 ноября 1912 г. поэт получил кратковременную аудиенцию у К.К. Романова. Эту встречу, как и присланный позднее очерк о себе с дарственной надписью К.Р., он воспринял с большой радостью.
Основными темами поэзии С.Д. Дрожжина были деревенский труд и быт, пейзажи всех времён года, самоотверженное патриотическое служение Родине и социальный протест против угнетённого положения беднейших слоёв народа, лирико-философские размышления над универсальными константами бытия, нравственное совершенствование, крестьянское горе и душевный стоицизм. Несмотря на неотрывность С.Д. Дрожжина от материального и духовного уклада тверской деревни, его поэзия по степени типизации общественных процессов и жизненных ситуаций, мыслей и внутренних переживаний лирического героя - крестьянина-пахаря - принадлежит к общероссийским, а не к регионально замкнутым литературным явлениям. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога она была доступна самой широкой читательской аудитории.
Немало стихотворений С.Д. Дрожжина о сельском труде пронизаны неподдельным чувством здорового оптимизма, поэтизацией земледелия. Он подчёркивает такую черту крестьянской ментальности, как нестяжательство, но вместе с тем, не отрицал наличествующий в сознании крестьянина идеала скромного достатка, обеспечиваемого исключительно своими руками.
Трудовая радость крестьянина сопровождалась и немалым числом бед: он терпел материальную нужду, смерть коня-пахаря в разгар сева, неурожай, голод, нищету. Целая гамма, связанных с этой стороной деревенской жизни пессимистических мотивов и ситуаций, которые можно объединить собирательным выражением «крестьянское горе», развёртывается в стихотворениях Дрожжина «Две поры» (1876), «Смерть коня-пахаря» (1877), «В засуху» (1897), «На Волге» (1899) «Осенней ночью» (1907) и др. Тем не менее, даже на уровне образной системы поэт противопоставляет крестьянский труд городскому: первый у него - «весёлый», «бодрый», «вольный», «радостный», второй - «подневольный», «гнетущий», «непосильный». В отличие от деревни, город почти не порождает у Дрожжина положительных эмоций. Описание завода и тесных комнат, где ютится городская беднота, приобретает в его урбанистической лирике черты инфернальности и фантасмагории («Ночь» (1887), «В столице» (1884), «Мне тяжело воспоминать…» (1899) и др.). Антитеза «город-деревня» аналогично спроецирована и на бытовую сферу.
Живописуя деревенскую реальность, С.Д. Дрожжин постоянно мечтал о воплощении вековой крестьянской мечты в виде некоего «мужицкого рая», блага которого, выраженные в идеализированных атрибутах быта, станут высшим вознаграждением за крестьянский труд. Мотив честного труда - один из сквозных в дрожжинской лирике.
Природа в стихах Дрожжина - это непритязательные по внешней красоте лесные, водные и луговые ландшафты Верхневолжья. Они отличаются реалистической конкретикой, выпуклостью, тесной связью с хозяйственным круговоротом крестьянской жизни, синтезом природного и бытового пейзажа. Однако в каждом времени года поэт, наряду с восхищением весною, радостью лета, «праздником осени» (сбором урожая), умиротворённостью зимы, по-прежнему воплощает противоречивость крестьянского бытия, что также порождает и более усложнённые комбинации психологических настроений.
Из любви к окружающему крестьянскому и природному миру - сугубо конкретному и предельно вещественному - выросло в поэзии С.Д. Дрожжина высокое и непоколебимое чувство патриотизма. Любовь к малой родине вызывает в его душе всечеловеческую отзывчивость, любовь ко всему миру.
В качестве основных гражданских мотивов в дореволюционных стихотворениях Дрожжина закрепились стремление к свободе, осознаваемой прежде всего как крестьянская воля и протест против социальной несправедливости («Не весёлый напев…» (1878), «Честным порывам дай волю свободную…» (1879), «Воля» (1905), «От безотрадных горьких дум…» (1906) и др.). Вместе с тем, идейным стержнем политических убеждений поэта была концепция гражданского мира. В стихотворении «После долгой разлуки» (1917), посвящённом соседу-помещику Н.А. Толстому (1856-1918), он выступает не за обострение социального противоборства, а за примирение различных общественных групп на основе высшей гражданской и духовной ценности - России.
Социальной, культурно-нравственной и философской первоосновой мировоззрения и творчества С.Д. Дрожжина всегда оставалась православная вера. Вот почему христианская духовность, морально-нравственные посылки, евангельские сюжеты и библейские аллюзии пронизывают собой все тематические блоки и мотивы его лирики. Религиозность русского человека в произведениях Дрожжина - естественная норма поведения. Христианской аурой проникнут у него и деревенский пейзаж, и окружающая природа, и безмерность мироздания.
С.Д. Дрожжин также создал немало православно-гражданских стихотворений, например, «На 1879 год» (1878), «Застольная песня» (1880), «Слава Всевышнему Богу» (1886), «К Богу» (1909) и др. В стихотворных молитвах он ратует перед Христом за личное обретение высших христианских добродетелей.
Биполярность народного бытия обусловила амбивалентность поэтического мышления С.Д. Дрожжина, которая наиболее убедительно воплотилась в его программном стихотворении «Я для песни задушевной…» (1891).
Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию С.Д. Дрожжин вначале встретил восторженно, видя в них реальное осуществление идеала свободной крестьянской Руси. Но, испытывая настороженность к революционным нововведениям, он весной 1917 г. отказывается участвовать в работе волостного исполкома и стать председателем волостного суда.
В 1918-1920 гг. С.Д. Дрожжин, потрясённый новыми народными бедствиями, в ряде своих стихотворений («Страшно жить и скучно…» (1918), «Царь-голод» (1919), «Душа болит, мутится ум…» (1920) и др.) гневно обличает антинациональную и антиправославную сущность Октябрьского переворота, «красный террор», тотальное ограбление крестьян в процессе продразвёрстки, жестокость подавления народных восстаний, братоубийственную Гражданскую войну.
Особенно угнетающе подействовали на поэта взятие в заложники и бессудный расстрел Н.А. Толстого вместе с женой. По этим причинам в начале 1920-х гг. С.Д. Дрожжин, лишённый к тому же прежнего материального обеспечения, переживает глубокий духовный кризис, полностью не преодолённый им и в последующие годы, что подтверждает его переписка с давними друзьями-поэтами А.А. Коринфским, М.Л. Леоновым и И.А. Белоусовым.

Дом-музей С.Д. Дрожжина

Тем не менее, поэт участвует в работе I съезда тверских поэтов и писателей из народа, состоявшегося Твери 6-8 ноября 1919 г., поддерживает тесные творческие и личные контакты с членами Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина. Чтобы не умереть с голоду, Дрожжин, превозмогая недуги, выступает на литературных вечерах в Москве, Твери, Клину, Завидове, Редкине.
С 1923 г. неблагоприятная ситуация вокруг поэта начала изменяться к лучшему. Повторно возрастает его читательская популярность. По ходатайству Общества по изучению Тверского края Центральная Комиссия по улучшению быта учёных 20 февраля 1923 г. назначила С.Д. Дрожжину повышенную пенсию и академический паёк. В самой Низовке поэта посещают делегации школьников и друзья-писатели; он также получает немало писем от почитателей своего дарования. В 1923 г. тверскими никитинцами было подготовлено и проведено чествование поэта в связи с его 75-летием. В том же году в Москве и Твери выходят сразу пять книг С.Д. Дрожжина, а его самого избирают почётным членом Всероссийского Союза поэтов. Имя Дрожжина присваивается нескольким школам, одной из улиц Твери, пароходу. В Тверском и Ржевском музеях открываются Дрожжинские комнаты, а Низовка переименовывается в Дрожжино. По распоряжению наркома почт и телеграфов 27 февраля 1926 г. в доме поэта устанавливается радиоприёмник, а в год своего 80-летия он удостаивается приветствия Президента Академии наук СССР А.П. Карпинского.
Несмотря на популяризацию своей поэзии, признание заслуг перед литературой и народом, творчество С.Д. Дрожжина после 1917 г. истолковывалось в вульгарно-социологическом ключе и подверглось сильному цензурному вмешательству: стихотворения на православную тематику выбрасывались из книг, многие произведения безжалостно купировались или подвергались идеологической редакторской правке, часто своевольной. В самой Твери празднование 80-летия поэта было использовано местными властями, в первую очередь, в политических целях. Публикации в газетах «Тверская правда» и «Смена» фальсифицировали сложные страницы жизни Дрожжина, создавали мифологизированный и далёкий от действительности образ труженика-поэта, неутомимо поющего хвалу Советской власти.
Как следствие, невзирая на благосклонность высоких должностных лиц советского государства, С.Д. Дрожжин в глубине сознания оставался «внутренним эмигрантом», подчас открыто демонстрируя оппозиционность новой власти. Так, летом 1929 г. он принимает в Низовке поэта А.А. Коринфского, который 14 ноября 1928 г. был арестован в Ленинграде по делу «об участии в контрреволюционной работе группы монархистов», решением Коллегии ОГПУ от 13 мая 1929 г. осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР (антисоветская агитация) и выслан в Тверь.
С.Д. Дрожжин скончался в Низовке 24 декабря 1930 г. В 1937 г. при сооружении Иваньковского водохранилища прах поэта и его дом были перенесены из зоны затопления в с. Завидово, где 1 мая 1938 г. открылся Дом-музей С.Д. Дрожжина.

А.М. Бойников , кандидат филологических наук, доцент,
член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Библиография:

Дрожжин С.Д. Собрание сочинений: в 3 т. - Тверь: СФК-офис, 2015. - Т. 1-3.
Бойников А.М. Поэзия Спиридона Дрожжина: монография. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 228 с.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин: библиогр. указ. - Тверь: ЧуДо, 1998. - 115 с.
Спиридон Дрожжин глазами современников и потомков. - Тверь: Золотая буква, 2001. - 240 с.
Гончарова И.А., Редькин В.А. Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени И.С. Никитина. - Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 2002. - 192 с.
Иванова Л.Н. Дрожжин Спиридон Дмитриевич // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 187.

Спиридон Дрожжин
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Крестьянская поэзия

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:
Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело », «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство », «Пробуждение » и др., в том числе тверских - «Тверской вестник » (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов , проникли в фольклор . Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин , Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева .

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Напишите отзыв о статье "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дрожжин, Спиридон Дмитриевич

– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...