Полотно сикстинская мадонна. Загадка сикстинской мадонны рафаэля

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. История создания шедевра вызывает споры среди историков и искусствоведов. О гипотезах и теориях создания «Сикстинской Мадонны», истории существования «Сикстинской Мадонны» и современной жизни картины читайте в нашей статье.

Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Даже на уровне малочисленных документов есть разные версии, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Оппонентом для церкви Св. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Он выдвинул теорию, что картина предназначалась для траурной церемонии торжественного прощания с папой Юлием II , который умер от лихорадки 21 февраля 1513 года и стал первым папой, тело которого забальзамировали. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Петра. Картина была помещена над гробом папы Юлия. Гримме настаивает, что именно расположение картины определило её композицию: Рафаэль изобразил, как из глубины ниши, обрамлённой зелёным занавесом, Богоматерь приближается к гробу понтифика. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. А папская тиара с геральдическим символом делла Ровере - жёлудем - указывает на принадлежность умершего к этому древнему роду. Но католический ритуал запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, которые использовались на траурных церемониях. Ватикан обладал беспрецедентной властью. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Избежав таким образом нежелательного внимания к этому нарушению, картину поместили на главный алтарь церкви Св. Сикста.

«Сикстинская Мадонна» в интерьере церкви Св.Сикста

Шедевр Рафаэля, затерявшийся в провинции, оставался неизвестным до 1754 года, когда курфюрст Саксонии (князь, наделённый правом выбора короля) Август III вывез картину в Дрезден. В церкви Св. Сикста осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная художником Джузеппе Ногари.

«Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III . Август III унаследовал страсть к коллекционированию картин от своего отца Августа II Сильного, который слыл ценителем искусств и первым стал собирать произведения старых мастеров. Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. Эти дорогостоящие покупки он позволял себе за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон Август III занимал. Приобретались только шедевры, в выборе которых Август III полагался на советы Франческо Альгаротти, крупнейшего авторитета в области искусства XVIII века, который подобрал для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота), и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Ещё год был потрачен на ожидание разрешения папы Бенедикта IV на продажу монастырём прекрасного алтарного образа. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург, избежав таможенных придирок в Венеции.

В истории картины началась новая глава. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка - резиденции курфюрста в Дрездене. Картина, почти забытая в Пьяченце, снова приобрела известность, правда, в рядах немногочисленной избранной публики. Ещё в 1846 году в Дрездене началось строительство здания для музея, которое было завершено в 1855 году. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой - «Сикстинская Мадонна». В новой галерее картина Рафаэля получила свой отдельный зал, новую раму и мировое признание, более чем через 300 лет после её создания. В своей статье, вышедшей в 1755 году, историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.

Война - тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Поэтому полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года американские бомбардировщики совершили неоправданно жестокий налёт на Дрезден, в котором не было военной необходимости, потому что дрезденский гарнизон был малочисленным. В течении 90 минут на город сбрасывались не только фугасные, но и начинённые фосфором и каучуком бомбы, которые выжигали всё дотла. В результате бомбёжки погибли около 30000 мирных жителей, более 85% зданий лежали в руинах, были безжалостно уничтожены бесчисленные памятники истории и культуры, в том числе Альбертинум - известный Музей древнего искусства Германии, один из крупнейших в Европе музей скульптур. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Сразу же после освобождения города советскими войсками, начались поиски экспонатов дрезденских музеев. В штольне заброшенной каменоломни за Эльбой нашли немецкий план размещения сокровищ из дрезденских музеев. Тайников оказалось много - 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу - Ленгефельд.

Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Большинство экспонатов, извлечённых из тайников, нуждались в немедленной помощи, многие из них находились на грани уничтожения, от бомбардировок пострадали более 300 картин. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Сейчас Дрезденский музей, опасаясь за сохранность шедевра, не торопится с его реставрацией.

В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» - «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.

«Сикстинская Мадонна» на выставке в Дрезденской галерее

Приглушённая палитра «Сикстинской Мадонны» уступает итенсивностью красок «Мадонне ди Фолиньо», красочный которой очистили итальянские реставраторы. Но поскольку художник использовал одни и те же краски при создании обеих картин, можно только предположить, как прекрасна была некогда «Сикстинская Мадонна».

Золотая монета, выпущенная Ватиканом. Тема выпуска - «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Италия увековечила шедевр Рафаэля. Очередная золотая монета номиналом €100 серии «Станцы Рафаэля» была выпущена в обращение Государством-городом Ватикан в сентябре 2013 года. Темой этого выпуска стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна" первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур - все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина "Сикстинская мадонна" обнаруживает важное новое качество - повышенный духовный контакт со зрителем. В предшествующих его "Мадоннах" образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью - взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля "Мадонна в кресле" персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской Мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию - в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина "Сикстинская Мадонна" дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной "многозначности" самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция "Сикстинской Мадонны" на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля - так называемой "Дамы в покрывале" ("La Donna Velata", 1516 г., галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. В храме Сан-Систо осталась копия "Сикстинской Мадонны", выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции "Святую ночь" Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, "Сикстинская Мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе - Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский ("небесная мимоидущая дева"), В. Кюхельбекер ("божественное творение"), А.А. Бестужев ("это не Мадонна, это вера Рафаэля"), К. Брюллов, В. Белинский ("фигура строго классическая и нисколько не романтическая"), А.И. Герцен, А. Фет, Л.Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф.М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А.С. Пушкин.

После Великой Отечественной войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим "Мадонна" была представлена московской публике. На проводы "Сикстинской Мадонны" В.С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке: "Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке" 1 .

Ставшие рутинными восторги, вызываемые картиной у путешественников, привели к определённой реакции против этого произведения, как и против творчества Рафаэля в целом, которое со второй половины XIX века стало ассоциироваться с академизмом. Уже Лев Толстой писал: "Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется" 2 .

Даже в справочных изданиях отмечается, что краски "Мадонны" заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: "Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться" 3 .

Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: "крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов. "Вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага", - писал об этой выставке "Коммерсантъ" 4 .

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712

Сикстинская Мадонна Рафаэля покорила весь мир. Талант лучшего живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти позволил создать такую картину, которая влечет, вызывает гамму чувств и поражает своей живостью. Полотну более пятисот лет, но техника исполнения столь высока, что воспринимается как 3D-изображение. И, когда стоишь перед картиной, так и кажется, что Мадонна сейчас шагнет навстречу.

Картина вызывает неподдельный интерес. С тех пор, как «Сикстинская Мадонна» в 1754 году поступила в коллекцию саксонских курфюрстов и ее разместили в , картину увидели миллионы человек.

Описание картины и магия восприятия

Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину.

Зритель всматривается в образ Богоматери с младенцем на руках, потом его взгляд перемещается на золотистые одеяния Св. Сикста, и, главное, его руку. Святой Сикст протягивает руку в сторону зрителя, как будто включая его в композицию. И зритель невольно следует за взором святого, вновь направляя внимание на Мадонну и младенца.

Далее взгляд скользит к образу Св. Варвары, так как подключается «химия» восприятия схожей цветовой гаммы одеяния. Святая Варвара смотрит вниз, приглашая проследовать за ее взглядом к милым ангелочкам. Но когда глаза зрителя останавливаются на парочке херувимов внизу картины, которые направили все свое внимание вверх, то неизменно продолжают движение к верхнему центру полотна – к образу Марии с младенцем.

Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине. В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции. Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.

Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ?.. Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца?.. И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем?..

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в .

Для современных посетителей важно знать, где именно в находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения.

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Галерея Старые мастера на карте Дрездена

Помните ли вы эти строки А. С. Пушкина:

Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля -
В них скромных граций торжество;
Поднимет - ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

Лучше о Рафаэле сказать невозможно. Что бы мы ни говорили, мы будем лишь бесконечно перепевать, переставлять слова и комментировать бессмертные строки великого русского поэта.

Эволюция образов Пресвятой Девы Марии

«Сикстинская Мадонна» - пожалуй, самый трагический образ Богородицы из созданных Рафаэлем. Лицо Пречистой Матери выражает не только сильнейшую любовь к Сыну, но и - что самое важное в этом образе - решительное и в то же время смиренное принятие воли Бога-Отца, который дал ей Младенца, дабы она, вырастив Его, отдала на заклание.

Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, - «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Сравните эти две работы. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» - в 1517 году. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. «Мадонна Седия» - это первый звонок, предчувствие трагедии. Дева прижимает к себе Божественного ребёнка не нежно, а с каким-то неистовством, словно хочет уберечь от чего-то. Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, - вся любовь матери вложена в этого Младенца. Она пристально вглядывается в каждого из нас, в глазах застыл немой вопрос: «Вы не отнимете Его у меня? Вы не причините Ему зла?» Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» - это нарастающая тревога, внутреннее напряжение - слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» - к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».

Самый трагический образ Богоматери

Какой видит Мать, смирившуюся с волей Бога-Отца и принявшую жертвенную суть своего Сына, Рафаэль? «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Она выходит к людям, как на сцену. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Во всём её облике - решимость. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Она смотрит прямо и как бы сквозь нас, словно не придавая значения ни одной персоне, какой бы значительной в мире людей она ни была. Мы все для неё - человечество, которое нуждается в прощении. Не мы требуем жертву. Господь Сам приносит её ради нашего спасения, и Она принимает свою судьбу и прощает всех нас, таких слабых и беспомощных. Её нежное и юное лицо излучает необыкновенную силу и мудрость, которая невозможна у обычных людей. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Мир в видении Рафаэля - это театр, сцена, иллюзия? Настоящая, реальная жизнь в небесах?..

Нам не дано постичь тайны творений гениев эпохи Возрождения

Надо сказать, что все художники эпохи Возрождения были художниками обширных и глубоких знаний. На этом обычно не заостряется большое внимание, но чтобы оставить то наследие, которое оставили Микеланджело, Леонардо да Винчи или Монтень, нужно было очень много знать. Таким художником был, безусловно, и Рафаэль Санти. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. У него ничто не случайно. Образы, созданные Рафаэлем и другими художниками Возрождения, представляют собой великие историко-художественные, историко-духовные и философские изыскания. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено? Зачем он это нарисовал? Почему он изобразил это так, а не иначе?» В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Гением таинственным и не расшифрованным.

Символизм и графика

В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. У него всё продумано до мелочей. Конечно, в первую очередь мы смотрим на Марию как на женщину и Мать, чувствами воспринимаем Её отношение к Младенцу, Её любовь к Нему, Её тревогу за Него. А что если попытаться взглянуть на эти образы не эмоционально, а с точки зрения графики картин, того, как они устроены композиционно? Например, «Мадонна Седия».

Мысленно проведите спиралеобразную дугу вокруг лица Матери, далее, по внешней орбите, ведите линию по рукаву Богородицы и по руке Младенца, захватывая уже два лица, потом снова, по внешней орбите, далее, по ноге Младенца, захватывая Иоанна Крестителя, снова на внешнюю орбиту, и тяните дугу вдоль платья Мадонны до места, где оно заканчивается. Получилась спираль в три с половиной оборота. Вот так была организована композиция этой картины. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.

Что такое спираль в три с половиной оборота? И тогда и сейчас это - известный вселенский, космический знак. Эта же спираль повторяется на панцире улиток. Случайность ли это? Конечно же нет. Это было известно ещё со строительства средневековых готических соборов. Искусство вписывания фигур в символы композиций, безусловно, виртуозно освоил и Рафаэль.

«Сикстинская Мадонна» выписана так, что в силуэте Марии явственно угадывается латинская R. Рассматривая картину, мы зрительно движемся по замкнутому овалу, описывающему Деву. Такое круговое движение, несомненно, было запланировано художником.

Рафаэль шутит?

Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна»? Описание Папы Римского Сикста IV, помещённого в левой части картины, всегда сопровождается просьбой сосчитать количество пальцев на его правой руке. Их 6, не правда ли? На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, - это часть ладони. Таким образом, пальцев всё-таки 5. Что это? Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории? Рафаэль прославляет, преклоняется перед Богородицей и смеётся над Папой Римским святым Сикстом IV. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста? Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II, и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.

Что первично - дух или материя?

Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль - наипервейший конструктор всех своих вещей. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.

Гуманизм Рафаэля

Рафаэль - великий гуманист эпохи Возрождения. Посмотрите любую его работу - плавные линии, тондо, арки. Это всё символы, создающие ощущение гармонии, примирения, единства души, Бога, человека и природы. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Он много работал для католической церкви - рисовал высокопоставленных христианских чиновников и святых. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Возможно, это связано с ранней смертью его собственной матери. Отец, художник и поэт, многому научил его, но и он ушёл из жизни, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Он знал тепло родительского дома и осиротел в том возрасте, когда мать и отец остаются в памяти навсегда очень светлыми образами. Потом много учился и работал. В 18 лет стал учеником гениального и мудрого Пьетро Перуджино, который оказал громадное влияние на становление личности Рафаэля.

Красота, созданная Рафаэлем, спасёт мир

Шлейф плаща Рафаэля огромен. Об этом можно говорить бесконечно много. Под конец хочется сказать только одно - существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. На сегодняшний день она абсолютно пуста, потому что никто не понимает, о какой красоте, о чём вообще идёт речь. Но для Фёдора Михайловича это была максима, и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Она была его любимой картиной, и ко дню рождения писателя его жена и Панаева заказали в Дрездене фрагмент этого образа. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, потому что именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, совершенной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Удивительная вещь - это сочетание необыкновенной чувствительности, нежности, такой бесконечной одухотворённости, абсолютной чистоты и совершенства форм и такого классического сценографического рационализма. Вот где совершенно неподражаемые и удивительные черты всеми всегда любимого и незабвенного Рафаэля Санти.