Портрет "идеального" работника организации. Качества, необходимые современному сотруднику Каким должен быть сотрудник фирмы

Для большинства россиян идеальный сотрудник и коллега - это тот, кто является профессионалом в своей области и может помочь в решении трудных рабочих задач. Многие уверены в том, что их такие уникальные кадры окружают. Эксперты же полагают, что идеальные специалисты - редкое явление на российском рынке труда, поэтому их нужно ценить. В свою очередь интернет-журнал «Деньги и Карьера» выяснил: трудно ли быть идеальным и как таким стать.

Портрет идеального сотрудника и коллеги

В нашем представлении идеальный сотрудник - тот, который не имеет изъяна. В рамках опроса, проводимого компанией «HeadHunter» , россияне озвучили основные качества, которыми должен обладать их идеальный коллега. В результате был создан образ идеального специалиста. Итак, по мнению россиян, такой специалист должен быть профессионалом своего дела (73%), он помогает, когда у его коллег трудности с работой (57%), обладает чувством юмора (56%), мотивирует сотрудников (41%), с ним можно поговорить по душам, а также он имеет схожие интересы во вне работы (музыка, хобби) (по 23%), прикрывает коллег перед начальством (20%), с ним можно посплетничать и он любит ту же еду, что и его знакомые сотрудники (по 6%), он находится в хороших отношениях с начальством (5%).

По мнению наших экспертов, портрет идеального сотрудника и коллеги в основном формируется из его профессиональных, а затем и личных качеств. «Для каждой компании идеальный сотрудник свой. И всё же, если попытаться нарисовать его портрет, мы встретим такие пожелания работодателей, как профессионализм, трудолюбие, пунктуальность, покладистость, инициативность, стрессоустойчивость. Нередко хотят видеть креативного трудоголика бессребреника - это иронично, но жизненно», — считает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Надежда Пятаева.

«По моему пониманию, идеальный сотрудник и коллега должен в первую очередь хорошо выполнять свою работу, уметь работать в команде, быть добросовестным, ответственным и пунктуальным человеком. Все эти качества особенно важны, если вы пересекаетесь по рабочим моментам или трудитесь над совместным проектом. Ну, а если вдобавок специалист окажется приятным человеком и собеседником, то вам крупно повезло, вот он - идеальный коллега», — полагает управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

«Идеальный коллега - это, безусловно, человек умный, открытый, общительный. Необходимо, чтобы коллега не был назойливым и навязчивым, а был деликатным и чутким. Очень важно соблюдать профессиональную дистанцию и не забывать, что вы на работе. Идеальный коллега всегда выручит и подскажет, не будет искать выгоды в ущерб морали», — добавляет штрихи к портрету HR-менеджер кадрового холдинга «Империя Кадров» Олеся Орлова.

«Попробую разделить мой ответ на две части: идеальный сотрудник и идеальный коллега. На самом деле, идеальный сотрудник должен обладать минимумом личностных характеристик: хорошая образованность, разумная ответственность, приятная адекватность, ежедневная честность, рабочая исполнительность и сообразительность, — и, конечно, необходимыми профессиональными знаниями. Отдельно отмечу, что руководители по-разному подбирают себе сотрудников: один ищет работника по своему подобию, второй пытается создать разносторонние команды, третий компенсирует недостающие компетенции новыми специалистами, четвёртый берёт только знакомых или по рекомендациям знакомых, а пятый просто вынужден работать с теми, «кого дадут» или кто придёт. Вся эта разносторонность не позволяет чётко очертить границы идеального сотрудника и поэтому набор качеств в разных коллективах очень неоднородный, — уверен к.п.н., бизнес-тренер, T&D-эксперт, доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова Генрих Юстус. — Идеальным коллегой на работе для нас обычно становится тот человек в коллективе, который из всех остальных наиболее подходит к нам по уровню мировоззрения, схожести жизненных ценностей и общим отношением к нам. Идеальным коллегой для мужчин обычно становится человек, у которого схожие интересы: футбол, рыбалка, машины и т.д. Для женщин предпочтительна коллега, с которой объединяют общие эмоции и нет даже намёка на соревновательность и конкуренцию по разным аспектам».

Идеальный специалист: правило или исключение?

Любопытно, что, по результатам всё того же опроса компании «HeadHunter», 81% респондентов приходилось сталкиваться в рамках рабочего процесса с идеальными коллегами. При этом 88% признались, что они перенесли общение с таким сотрудником за стены офиса. А 69% до сих пор поддерживают с ним неформальное общение.

Данные цифры социостатистики впечатляют, однако они не передают реальной картины происходящего и не дают представления о том, сколько на российском рынке труда работает идеальных специалистов, можно ли считать таких сотрудников обычным явлением на нашем рынке труда или это, скорее всего, исключение из правил. Нельзя утверждать, что количество сталкивавшихся россиян с идеальными коллегами равно самому числу этих самых коллег, так как с одним и тем же «уникумом» вполне могло работать сразу несколько обычных сотрудников и для всего окружения он был идеальным. Как же объективно оценить складывающуюся «картинку»?

По мнению наших экспертов, идеальные кадры на российском рынке труда скорее исключение из правил, чем правило. «Как говорил Иосиф Виссарионович - кадры решают всё. Так вот кадры, которые идеально вписываются в картину компании и приносят 80% результата - действительно очень редки и ценны. Сталкиваясь с подбором как для наших клиентов, так и в нашей компании, с уверенностью могу сказать, что идеальные сотрудники — это исключение из правил и их нужно искать днём с огнём. А найдя, необходимо грамотно мотивировать, поддерживать и давать им возможность расти и развиваться. Практика же показывает, что быть идеальным сотрудником хотят многие, но стараются стать им - единицы. Остальные лишь считают себя таковыми и, исходя из этого, выдвигают дополнительные и не всегда обоснованные требования, — рассуждает Владимир Телятников. — Здесь можно привести аналогию с футболом. Игроки нашей сборной получают миллионы и при этом абсолютно не показывают результата. Но, так как заменить их некем, благодаря запущенности детского и юношеского спорта, то они продолжают выдвигать высокие требования и, что немаловажно, — эти требования удовлетворяются из-за безысходности. Рынок труда, по моему мнению, чем-то схож с этим примером, хотя вариантов здесь всё-таки несколько больше».

«Рынок труда постоянно в движении и регулярно меняет свои внутренние ориентиры. К сожалению, ситуация такова, что большинство руководителей в российском бизнесе считают, что у них нет идеальных сотрудников. Таковы наши сегодняшние реалии. Многие руководители в каждом из сотрудников видят слабые стороны и, когда задаёшь им вопрос, кто в из команде идеальный сотрудник, они не могут внятно на него ответить и часто рассказывают не про конкретного человека, а про некий «собирательный образ», состоящий из качеств нескольких сотрудников (реальных и даже предполагаемых/воображаемых), — сообщает Генрих Юстус. — Мудрые руководители превращают слабые стороны в «зоны роста» и, тем самым, развивают сотрудников. Соответствовать чьим-то идеалам порой бывает очень сложно и даже не выполнимо. Иногда проще найти правильное рабочее место (где тебя будут высоко ценить, тебе будет комфортно и ты сможешь реализоваться как личность и профессионал), чем менять и даже «ломать» себя. Конечно, крепостное право отменили уже давно и каждый вправе выбирать своё рабочее место. Выбор всегда за вами!».

Впрочем, ещё один эксперт полагает, что идеальных сотрудников на рынке труда можно встретить намного чаще. «Уверена, что такие люди частое явление на российском рынке труда. Ведь, в целом, в России много умных, открытых, профессиональных специалистов. Идеальным коллегой трудно претворяться, а быть совсем не трудно. Если в реальной жизни ты вовсе необщительный, не открытый, а ещё к тому же и карьерист, то притворяться идеальным будет очень сложно. Рано или поздно истинная натура даст о себе знать», — заявляет Олеся Орлова.

Однако бывают и частные случаи. По словам Надежды Пятаевой, именно от расстановки приоритетов работодателя зависит что больше ценится в той или иной компании: идеальность или личные качества отдельного взятого сотрудника. «Когда компания даёт заявку на подбор сотрудника, из текста резюме вырисовывается портрет идеального кандидата. Однако бывают случаи, когда ты этого идеального находишь, а компании он не нравится - не подходит на личностном уровне, не на одной волне с руководителем, не совпадает психологически - не смог очаровать. А значит, помимо профессиональных качеств, наниматели ищут сотрудника под компанию. Каждому руководителю важно увидеть что-то своё: харизма, опыт, потенциал к развитию и отдаче компании, желание развиваться. Бывает, что кандидат совершенно не соответствует ожиданиям компании - английский слабоват, часто меняет место работы, но зато умеет продавать и себя, и продукт, привлекает на личностном уровне. Таким сотрудникам готовы прощать их не идеальность», — приводит пример эксперт.

Как стать идеальным?

Становиться тем самым идеальным сотрудником и коллегой или оставаться самим собой - каждый решает для себя сам. Но для тех, кто решил приблизиться к идеалу, наши эксперты дают несколько своих рекомендаций.

Советы экспертов

Что Вы можете посоветовать тем, кто решил стать идеальным сотрудником/коллегой?

Генрих Юстус, к.п.н., бизнес-тренер, T&D-эксперт, доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова:
«Советов, безусловно, может быть очень много, но я попробую выделить по три основных для каждой категории. Тем, кто хочет стать идеальным сотрудником , советую:
1) Проанализировать себя: готовы ли вы стать для кого-то идеальным сотрудником и, возможно, частично или полностью потерять свою уникальность. Эти данные нужно комплексно сравнить со своим внутренним миром.
2) Определить, что ценится (постоянно или в первую очередь) в вашем сегодняшнем коллективе и вашим непосредственным руководителем. Эти данные позволят понять, в каком направлении стоит действительно двигаться и расти.
3) Стремиться к совершенству. Но помните, что это беспрерывный процесс, у которого нет финиша...
Для тех, кто хочет стать идеальным коллегой , посоветую:
1) Быть с коллегами только собой: любые «социальные маски» рано или поздно приходится снимать и тогда возможны взаимные или односторонние разочарования.
2) Помнить, что не только выбирают вас, но и вы выбираете часть своего окружения. Оценивайте уровень своего комфорта и уюта взаимодействия с коллегами.
3) Никогда не подводите коллег и они обязательно ответят вам тем же!».

Владимир Телятников, управляющий директор компании «Brightmen Solutions»:
«Могу посоветовать только одно - постоянно развиваться, расти как горизонтально, так и вертикально, выполнять свою работу. Если при этом удастся ещё и наладить дружеские или приятельские отношения с окружающими, то это станет дополнительным положительным бонусом в вашей карьере».

Олеся Орлова, HR-менеджер кадрового холдинга «Империя Кадров»:
«Могу сказать лишь одно: идеальными коллегами не становятся - это заложено гораздо глубже, в самом характере. Совет: не надо быть идеальным, будь собой - и к тебе потянутся».

Надежда Пятаева, ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»:
«Лучше ставить более конкретную цель - быть не идеальным сотрудником, а востребованным специалистом. Идеал очень размыт и труднодостижим, да и чужие ожидания будут отличаться от ваших собственных. Будьте ответственны, честны, развивайтесь в профессии, ставьте задачи самому себе и решайте поставленные руководством в срок, словом, добивайтесь результатов, о которых потом сможете рассказать работодателям».

К этому остаётся добавить, что у каждого специалиста нет предела для совершенства и профессионального развития, но в то же время нужно не забывать в любой ситуации оставаться самим собой.

Светлана Башурина

Портрет идеального сотрудника

Наверняка, каждый HR -специалист представляет себе портрет идеального сотрудника, но всегда и у всех он разный, потому что ориентирован на потребности и ценности той или иной компании. Но, несмотря на то, что каждая отрасль имеет свои особенности с точки зрения профайла соискателей, в целом можно выделить общие тенденции в определении тех или иных качеств успешных кандидатов. Поэтому мы решили выяснить у представителей HR -сообщества Калуги иКалужской области, каким они видят работника своей мечты.
В ходе опроса были собраны мнения менеджеров и специалистов по работе с персоналом более чем 35 компаний из разных сфер деятельности: автобизнеса, машиностроения, пищевого производства, торговли и прочих. Все участники предложили по 10 качеств, которыми, на их взгляд, должен обладать идеальный работник их компании.
Мы разделили условно названные характерные особенности сотрудников на профессиональные и личностные. К профессиональным отнесли навыки и компетенции, которые определяют «идеального сотрудника» как успешного специалиста. Личностные - это интеллектуальные и психосоциальные качества, необходимые для реализации человека в рамках предложенных жизненных (в том числе карьерных) условий.

Немного о личном

Рейтинг личных характеристик оказался следующим. Первого места удостоилось такое качество, как ответственность - 85,3%. Аналогично это качество первым указывают многие кандидаты в графе резюме «О себе». Ставшее шаблонным, оно часто не соответствует действительности. В понятие «ответственность» многие работодатели включают не просто качественное выполнение возложенных на сотрудника обязанностей, но и умение принимать серьезные решения и отвечать за их последствия. В то же время не стоит забывать, «за все сразу отвечает тот, кто не отвечает даже за себя». Для более цельного восприятия необходимо четко представлять, какой уровень ответственности будет возложен на того или иного сотрудника.
На втором месте - коммуникабельность, ей уделили внимание 52,9% опрошенных. Коммуникабельность необходима любому человеку для достижения успеха в современном мире. Для многих профессий умение находить общий язык с коллегами, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с разными людьми является частью профессиональной компетенции. В пользу коммуникабельности кандидата свидетельствует его опыт и результаты, которых он добился раннее. Коммуникабельность отражает адекватность восприятия информации. Даже если рассматривать профессии рабочих специальностей или позиции, основные задачи которых не связаны с активным взаимодействием с людьми, достаточный уровень коммуникации необходим для контакта и правильного понимания между коллегами, подчиненными и руководителем.
Третье место занимает исполнительность (41,2%). Исполнительные сотрудники нужны всегда и всем. Таким образом, «олимпийский минимум» составляют ответственность, коммуникабельность и исполнительность.
Следующие по популярности - умение работать в команде и трудолюбие (эти качества набрали по 38,2% голосов).Трудолюбивый человек будет достигать максимума в своей профессиональной сфере. Трудолюбивый, но не трудоголик. Второй может нанести ущерб работе. Существует вероятность того, что трудоголик через какое-то время может «сломаться». Наряду с трудолюбием некоторые из респондентов выделяли желание работать. Эту характеристику сложно назвать качеством, скорее, это отношение человека к работе.
Среди других качеств были отмечены стрессоустойчивость (29,4%), честность (27,3%), креативность (23,6%), дисциплинированность (23,5%), целеустремленность (17,7%), пунктуальность (14,7%), уверенность в себе (8,8%). Для 11,8% менеджеров по персоналу важен позитивный настрой сотрудников, и лишь 6% считают, что у идеального работника должно быть крепкое здоровье.

Профессионалом становишься, работая с профессионалами

Анализируя профессиональные качества сотрудников, мы получили следующие цифры. Вполне логично лидирует стремление к развитию (32,6%). Затем - профессионализм (20,6%) и ориентированность на результат (18,2%). Популярность этих качеств в требованиях к кандидатам высока не случайно. Сотрудники, ориентированные на результат и саморазвитие умеют добиваться поставленной цели вопреки возникающим на пути трудностям и препятствиям. Результат - один из показателей эффективности работы - как раз зависит от мотивации работника. Ориентация сотрудника на результат выгодно выделяет его в коллективе
На четвертом и пятом месте обучаемость (14,7%) и работоспособность (11,8%). Умение планировать и расставлять приоритеты, а также наличие аналитических способностей отметили лишь некоторые из респондентов. Кроме вышеуказанных качеств, специалисты по персоналу отмечали в анкетах позитивность, лояльность, гибкость, мобильность, самостоятельность, инициативность. Такой выбор во многом обусловлен периодом активного и динамичного роста, развития и становления многих компаний калужского региона.

Картина маслом

Очевидно, что наше деление условно, и некоторые личные качества могут «перетекать» в профессиональные в зависимости от того, с какой стороны на них посмотреть. Кроме того, необходимо понимать, что вкладывает каждый из специалистов или менеджеров в то или иное определение. В целом же вывод очевиден: чтобы быть идеальным сотрудником и получить желаемое место работы, недостаточно иметь только образование и опыт работы.
В результате опроса портрет «работника мечты» будет таким: перед нами ответственный и исполнительный человек, не только обладающий профессионализмом, но и систематически повышающий уровень своей квалификации, креативный, развивающийся и стремящийся к успешной карьере. Он стрессоустойчивый, коммуникабельный и умеет работать в команде. Его отличает трудолюбие, честность и дисциплинированность. И теперь у вас есть уникальная возможность сравнить себя с портретом идеального сотрудника и оценить свои возможности.
Однако не стоит воспринимать результаты опроса слишком буквально. Как правило, те или иные качества нужны любому сотруднику, но в разной степени. Основное правило HR, как и врача, - «не навреди». Только верно соотнося вакантные позиции с профилем компетенций, которые понадобятся сотруднику в процессе работы, HR-специалисты могут сделать правильный выбор, а кандидаты - оценить свои шансы на региональном рынке труда.

Благодарим компании, принявшие участие в опросе:
ООО ПКФ «Хозстройинструмент»
«Натуральный продукт»
ООО Кондитерская фабрика «Лотте Рус Калуга»
«Хоум кредит и финанс банк»
«LG Electronics Rus»
ЗАО «Белое Золото»
КА «Профессионал»
ООО «Инжстрой»
ООО «Пайплайф Рус»
ООО «Арнег»
ООО «Инмарко»
ОАО «Обнинский колбасный завод»
ООО «СиАйЭс Карелия-Упофлор»
ООО «Птицефабрика в Белоусово»
ООО «Эйвон»
ОАО «Хлебокомбинат»

Ирина ТИТОВА, специалист отдела персонала ООО "Бентелер Аутомотив"

Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Тема данной курсовой работы «Портрет «идеального» работника организации». Выбор пал на данную тему, в связи с тем, что она является актуальной, поскольку есть степень важности в раскрытии данной проблемы. При всей необходимости и важности знания организации и структуры предприятия, не менее значимым является умение организовать работу сотрудников этой организации, их поведение в коллективе и профессиональные качества. Характеристики актуальности связаны с возможностью решения практической значимости работы.

Чётко сформулированное представление о том, какими качествами должен обладать человек, претендующий на ту или иную должность позволит минимизировать временные затраты на поиски сотрудника и облегчить принятие решения при выборе из нескольких кандидатов. При подборе персонала необходимо помнить, что идеальный сотрудник - это не «человек приятный во всех отношениях», а профессионал, соответствующий должностным требованиям.

Целью курсовой работы является исследование приоритетных качеств идеального работника организации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Изучить научную литературу;

Выявить необходимые качества для идеального работника;

Овладеть специфическими методами исследования.

Основные требования организации в поиске «идеальных» сотрудников определяются из жизненных приоритетов организации. Перед выдвижением требований предприятие осуществляет прогноз и планирование функционирования предприятия, обеспечение производственной мощности путем необходимого количества эффективного и квалифицированного персонала.

Объектом курсовой работы являются личностные качества сотрудников. Предмет - методы достижения данных качеств.

Идеальный работник организации - это залог успеха и процветания организации.

В настоящее время работа с персоналом имеет непосредственное отношение к проблемам безопасности, где главной проблемой является диагностика надежности. Специалисты выделяют несколько критериев надежности персонала: профессиональная надежность, психологическая надежность, моральная надежность.

Все люди отличаются друг от друга, и отношения, складывающиеся между ними, различны. Кого-то мы принимаем, а с кем- то не находим общего языка, кто-то к нам прислушивается, а кто-то не воспринимает всерьез. Люди по-разному воспринимают информацию, что-то усваивается легко и надолго, что-то не укладывается в голове ни при каких условиях. Порой работники не находят логического объяснения тому, что в конце концов порождает стрессовые ситуации в профессиональной сфере. Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего, необходимо разобраться в личности, определиться с приоритетами, сильными и слабыми сторонами работника, а так же понять, чем они отличаются друг от друга.

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы поиска идеального сотрудника организации

С чего начинается поиск нового специалиста для фирмы? С составления кадровой заявки. Это единственный способ отсеять «неправильных» кандидатов. Как уместить на одном листе бумаги все, что нужно знать для подбора идеального работника? Это несложно, если четко следовать правилам.

Пункт первый: должность и обязанности. Нередко считается, что кадровая заявка составляется исключительно для рекрутинговых фирм, чтобы они могли по ней, как по фотографии, выбрать из множества соискателей того, кто наиболее полно соответствует вакантной должности. Но на самом деле заявку в обязательном порядке должен лично составлять каждый руководитель, озабоченный кадровыми проблемами. Даже в тех случаях, когда он намерен решать их лично или силами своих менеджеров.

Пункт второй: образование и опыт . Затем следует перейти к описанию требований, предъявляемых к новому сотруднику. Какими навыками и опытом работы должен обладать человек, чтобы справиться с возложенными на него задачами?

Стандартный пункт кадровой заявки - образование. Нередко обязательно высшее. Но далеко не всегда разумно на этом настаивать. Гораздо важнее не диплом университета, а навыки и знания, которыми реально обладает специалист. Например, вместо того чтобы искать аналитика-маркетолога с профильным университетским дипломом, достаточно написать, что нужен человек, знающий теорию вероятности, владеющий техникой факторного и кластерного анализа. По сути, такими знаниями может обладать и выпускник любого технического вуза.

К тому же «высшее образование» не гарантирует филигранного владения профессией.

Но, безусловно, бывают вакансии, для которых важно найти человека с определенным дипломом.

Пункт третий: пол и возраст . Следующая часть заявки - пол и возраст будущего работника. По наблюдениям специалистов-кадровиков, работодатели редко обосновывают эти требования и указывают их автоматически. Насколько на самом деле они важны?

Правило первое. Если нет строгих профессиональных требований, не стоит ограничивать свой выбор только мужчинами или только женщинами. Но если внутренний голос все же советует произвести отсев кандидатов по половому признаку, следует точно сформулировать для себя, почему именно человек определенного пола может лучше делать то или иное дело. Безусловно, такие случаи встречаются. Например, мужчины лучше проявляют себя в должностях, связанных с длительными командировками. Очень мало шансов и на то, что женщина будет хорошим руководителем в чисто мужском коллективе, особенно если он состоит из «возрастных» сотрудников, бывших военных или программистов. Если же надлежащего объяснения своему «сексизму» не находится, логично исключить этот пункт из заявки и тем самым вдвое увеличить число потенциальных кандидатов.

Правило второе. Не следует преувеличивать значение возраста сотрудника. Нужно опять-таки честно сформулировать себе самому, чего вы хотите, когда пишите, что согласны принять на работу человека «не старше 40 лет». Зачастую ставя такой потолок, работодатель на самом деле ищет не молодого работника, а гибкого, обучаемого, способного расти. Но в таком случае именно об этих качествах, а вовсе не о возрасте, должна идти речь в заявке. А следовать стереотипам нерационально.

Пункт четвертый: личные характеристики . В кадровой заявке нужно обязательно указать требования к внешности и социальному статусу будущего сотрудника. Например, для менеджера по продаже компьютеров работодатель может составить такой список необходимых личностных качеств: «привлекательная внешность, умение флиртовать, рассказывать анекдоты; интеллигентная, обеспеченная семья». Каждое из этих требований имеет свое объяснение. Человеку с приятной внешностью легче будет завязать контакт с покупателем, чем продавцу с

физическим недостатком. А менеджеру, привыкшему жить в достатке, будет проще предлагать дорогую аппаратуру, чем сотруднику, который даже боится вслух произнести ее стоимость.

Если в компании приняты жесткие корпоративные требования к одежде и прическе, об этом тоже стоит указать в заявке

Особый пункт кадровой заявки - это личные качества.

Как показывает практика кадровых работников, личных качеств в заявке не должно быть больше трех. Иначе они начинают повторять друг друга. Если же выбрать самые главные никак не удается, можно поступить так. Изложите на листе бумаги 15 качеств, а потом методом исключения оставьте три, без которых обойтись действительно нельзя. Вероятно, что из них будут вытекать и большинство остальных. Например, сотрудника-лидера наверняка будут отличать целеустремленность, нацеленность на результат и работоспособность. Важно обратить внимание на то, чтобы качества, которые включаются в заявку, не исключали друг друга. Например, нередко работодатели одновременно требуют от кандидатов общительности и усидчивости, аналитического склад ума и лидерских способностей. Но такие универсальные люди редко встречаются. У большинства руководителей есть и сугубо индивидуальные пристрастия, о которых не стоит стесняться сообщить в заявке, которая подается в кадровое агентство. Иначе опять-таки будет потеряно много сил и времени. Рекрутеры будут присылать руководителю претендента за претендентом, и все они не подойдут. Почему? Ну, скажем, потому, что директор компании - убежденный монархист. Он ищет в качестве помощника себе подобного, но никто об этом не знает.

Вот как, например, поступил владелец одной из компаний, торгующих электроникой. Он попросил рекрутеров найти на должность менеджера по продажам фотоаппаратов человека, «верящего в технический прогресс», «увлеченного современными технологиями», «знающего технику цифровой фотографии». Такие требования соответствовали личным установкам

руководителя. Именно увлечение техникой привело его в бизнес, который он с успехом организовал. И именно таких людей он хотел видеть рядом.

Пункт пятый: оплата труда . После описания требований к соискателю наступает очередь раскрыть свои карты. Сколько вы готовы платить «идеальному работнику»? Будет ли он обеспечен медицинской страховкой? Какие дополнительные преимущества принесет ему работа в вашей компании?

Лучше всего не просто перечислить содержимое социального пакета, но и привести денежный эквивалент каждой из его составляющих. В какую сумму оцениваются страховые услуги, которые гарантируются новому работнику? Сколько денег будет потрачено на его обучение, оплату сотового телефона и занятия спортом? Ответы на эти вопросы для соискателей очень важны, так как стоимость той же медицинской страховки в разных компаниях может отличаться в разы. И, таким образом, человек сможет оценить реальные блага, которые даст ему будущая работа. Нередко «социальный пакет» почти наполовину увеличивает зарплату. Это хорошая мотивация, позволяющая привлечь грамотного специалиста.

В разделе кадровой заявки, посвященном финансовым вопросам, обязательно стоит указать, ожидает ли кандидата карьерный рост и, следовательно, повышение оклада. В некоторых компаниях раз в год принято проводить аттестацию, по результатам которой сотрудников может ожидать увеличение или уменьшение жалования. Все это также фиксируется в заявке.

1.1 Основные профессиональные группы работников

Кадровое планирование является эффективным в том случае, если оно отражает смысл существования предприятия. Качественная оценка потребности в персонале представляется более сложным видом прогноза, поскольку она реализует системный подход к организационному развитию предприятия.

Рассмотрим основные профессиональные группы работников (по Кочеткову):

Первая группа. Это высококвалифицированные специалисты среднего и старшего возраста (18 % от общей массы сотрудников). Из них особенно продуктивны 30 - 35- летние сотрудники, проработавшие в выбранной сфере примерно 10 - 20 лет. Основная проблема - обновление у них профессиональных знаний.

Вторая группа. Это люди активного трудоспособного возраста 35 - 45 лет, пришедшие в конкретную организацию из различных сфер контактов, деятельности. Работники в психологически готовы к быстрому профессиональному обучению и освоению нового опыта. Основные проблемы: необходимость профессионального и личностного самоутверждения, поиска нового круга общения и контактов, освоения новой профессиональной роли, а также преодоления определенного сопротивления со стороны специалистов старшей возрастной категории, не желающих уступать место «новичкам».

Третья группа. Это молодые люди, в возрасте 20 - 30 лет, занимающие различные должности (24%). Такие работники довольно уверено чувствуют себя в новых экономических условиях. Основные проблемы: отсутствие сформированного профессионального опыта характерного для данной отрасли. Молодые начинают работать в условиях острого дефицита или полного отсутствия профессиональной преемственности.

1.2 Практика поиска и подбора персонала организации

Исходным моментом привлечения кадров является появление вакансий на определенные должности в результате увольнения, открытия нового направления работы, перегруженности действующих сотрудников, их перемещения и т.п. Процесс набора персонала требует больших затрат, а ошибки при назначении на должность делают их еще большими. В то же время выбор удачных сотрудников повышает прибыльность работы и престиж организации, снижает текучесть кадров.

Источники привлечения персонала бывают:

Внешними (люди, прежде не связанные с данной организацией, - активные и пассивные;

Внутренними (работники самой организации).

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, работодатели обычно используют лишь небольшое их количество при наборе работников определенного профиля.

Типовой процесс подбора «идеального» сотрудника может выглядеть следующим образом:

1.Планирование персонала - определение потребности в персонале основывается на анализе миссии, целей, стратегии задач, сложившейся и желаемой корпоративной культуры и структуры, жизненного цикла, качественной характеристики персонала организации, модели рабочих мест, правил внутреннего распорядка, штатного расписания, положения о подразделениях, трудового договора, должностной инструкции и др.

2. Анализ и формирование профиля должности на основе должностной инструкции, квалификационных требований к должности, профессионального опыта, личностных компетенций.

3.Анализ и выбор оптимальных источников поиска и подбора кадров.

4.Первичный отбор соискателей на основе документов (резюме, анкет, заявлений) лиц, способных выполнять функции, необходимые в данный момент организации, и формирование резерва из кандидатов, с которыми проводится ознакомительное собеседование.

5.Ознакомительное собеседование (обычно по результатам собеседования отсеивается 90 % претендентов).

6. Оставшиеся кандидаты проходят дальнейшие проверки психологических и профессиональных качеств на основе, к примеру:

Целевого собеседования - оценки интеллекта, профессионализма, эрудиции, сообразительности, наблюдательности, любознательности, честности, причин оставления прежнего места работы и т.п.;

Тестирования - оценка соответствия кандидата особенностям организации и его будущей деятельности;

Психологической диагностики - физические и умственные способности обычно оцениваются общими и специальными тестами, социальные способности (к контактам, управлению), мотивация, моральные и личностные качества с помощью тестов, собеседования, участия в групповых дискуссиях. Профессиональные способности и опыт - путем тестирования, изучения документов собеседования.

Базовыми критериями психологического анализа личности являются следующие параметры:

· темперамент (виды: меланхолический, сангвинический, холерический, флегматический)

· установка на род деятельности (виды: технико-экономическая, социально-политическая, гуманитарная и научно-исследовательская);

· тип личности (виды типологий: типология К.Г. Юнга, соционика, типология Майрес-Бриггс, типология Белбина и др.)

· система внутренних личностей (тип корпоративной культуры, при котором человек чувствует себя наиболее комфортно);

· неформальная роль в группе (основная линия поведения).

7.Получение и проверка полученной информации о соискателе путем получения рекомендаций с предыдущих мест работы потенциального работника, затем данные сверяются с фактами, представленными в резюме или во время интервью с соискателем.

8.Направление соискателю подтверждения предложения о работе, условий найма и даты выхода на работу. Как и любое другое управленческое решение, решение о найме того или иного специалиста требует взвешенного подхода и не должно базироваться только на интуиции или субъективных предпочтениях потенциального руководителя нового работника.

9. Подготовка рабочего места нового сотрудника.

Отбор персонала нельзя осуществлять, лишь ориентируясь на какой-то один признак или решение одной задачи. Профессиональный отбор кандидатов, отвечающих по своим профессиональным, деловым, личностным качествам требованиям организации, - это сложный комплексный подход, включающий в себя различные качественные и количественные характеристики:

1. Кадровые данные: листок по учету кадров, трудовая книжка, характеристика, автобиография, копия документа об образовании.

2. Опыт работы: жизненный, производственный, государственный, общественный.

3. Профессиональные знания по конкретным учебным дисциплинам.

4. Профессиональные умения: совокупность управленческих работ, которые может выполнять работник.

5. Личностные качества: совокупность деловых качеств и недостатков сотрудника.

6 .Здоровье и работоспособность с медицинской диагностикой состояния.

7. Уровень квалификации.

8. Вредные привычки, недостатки: пристрастие к алкоголю, курение и пр.

9. Оплата труда: зарплата, премии, вознаграждения определяются по штатному расписанию и среднему доходу работающих в данном регионе.

10.Социальные блага и гарантии: путевки, фирменная одежда, питание, пособие по нетрудоспособности, страхование жизни и т.п.

1.3 Основные критерии отбора сотрудника

Проведение эффективного отбора должно основываться на объективной информации и обоснованности оценок. Под обоснованностью подразумевают степень, в которой методы диагностики кандидатов измеряют навыки, опыт и способность выполнять данную работу. Оценивать кандидатов можно, к примеру, по пятибалльной системе: где оценка 5 соответствует отличному кандидату (наиболее подходящий по профессиональным и личным качествам кандидата); оценка 4 - хороший кандидат (много сильных качеств и нет серьезных недостатков); оценка 3 - средний кандидат (сильные стороны перевешивают имеющиеся недостатки); оценка 2 - ниже среднего (имеется ряд серьезных недостатков) оценка 1 - абсолютно неподходящий кандидат.

Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата и его потенциальные возможности. Очень часто критерии отбора кандидата на ту или иную должность не соответствуют реальным требованиям, поэтому важно помнить, что для решения конкретных задач каждой конкретной организации требуется человек с уникальным набором качеств. Даже если человек обладает необходимыми личностными качествами, которые позволят ему справляться с поставленными задачами, это вовсе не гарантия его успеха в данной организации. Поэтому, принимая решение о приеме кандидата на работу, необходимо прогнозировать ситуацию на будущее, чтобы понимать, что он не только профессионален, но и окажется успешным в данной рабочей среде.

Глава 2. Особенности качеств идеального работника в условиях Открытого акционерного общества «Глазов - молоко»

В каждой сфере, будь то бизнес, музыка или спорт, есть свои выдающиеся личности -- люди, которые достигли заоблачных высот в своей карьере. Это бизнесмены и адвокаты, врачи и дизайнеры, журналисты и политики, спортсмены и певцы -- список можно продолжать до бесконечности. Несмотря на то, что эти люди работают в разных сферах деятельности, их объединяет одно общее качество. Они способны сделать больше -- и за меньшее время, -- чем другие представители той же профессии. идеальный работник отбор

Чем же отличаются такие люди от остальных? Этим вопросом интересовались многие ученые в течение последних 20 лет. Одним из первых, кто попытался ответить на него, был психолог Чарльз Гарфилд. В своей книге Peak Performers ("Лучшие исполнители"), изданной в 1980-х годах, он попытался проанализировать, как поведение и характер человека влияют на карьеру. Старт был дан, и с тех пор вышло огромное количество книг и публикаций на эту тему. Стремление выяснить, что же отличает лучших работников, привело к появлению такого приема, как моделирование способностей, практикуемого специалистами по персоналу. Его сущность состоит в определении критериев для поступающих на работу, в основе которых лежат способности и качества лучших работников данной специальности.

К сожалению, подобные исследования не дали ожидаемого результата. Тем не менее, было выведено несколько определенных моделей. Ниже описаны шесть качеств, присущих всем лучшим работникам.

2.1 Историческая справка

Рассмотрим предприятие ОАО «Глазов-молоко» и основные характеристики его сотрудников.

«Глазов-молоко» основано в 1924 году. Специализируется на выпуске молочной продукции, сухого молока, сухой подсырной сыворотки.

Предприятие входит в субхолдинг «Переработка молока» агрохолдинга «КОМОС ГРУПП». Среди перерабатывающих предприятий молочной промышленности Удмуртской Республики «Глазов-молоко» занимает одно из лидирующих мест по объемам производства. Ежемесячно компания выпускает и реализует 1500 тонн молочной продукции, в том числе цельномолочной продукции 1200 тонн. В ассортименте предприятия насчитывается более 40 наименований продукции. Вопрос качества продукции всегда был одним из самых важных для предприятия. На базе завода работает хорошо оснащенная производственная лаборатория, отлажены все процессы контроля испытаний продукции. В 2009 году в лаборатории прошла реконструкция и техническое переоснащение, которое вывело предприятие на новый уровень определения свойств молока в соответствии с европейскими стандартами.

В 2010 году на ОАО «Глазов-молоко» запущен проект модернизации цеха по производству сухих молочных продуктов, в результате которого объемы производства сухого молока и сыворотки будут увеличены до 10 220 тонн в год. Сегодня на ОАО «Глазов-молоко» самое крупное отделение хранения сырья в Удмуртской Республике общей мощностью 700 тонн. Новое оборудование позволит перерабатывать разные виды сыворотки (подсырную, творожную, казеиновую), принимая сырье с предприятий Удмуртии и других регионов.

2 .2 Анализ функциональных качеств работника

Все идеальные работники обладают качеством, которое Чарльз Гарфилд впервые описал в 1980-е годы как "представление ожидаемого результата, мотивирующее к действиям". Такими качествами обладают и сотрудники рассматриваемого предприятия. Они сосредоточены на цели, прекрасно представляют, чего хотят добиться в жизни, их действия направлены на достижение поставленной задачи. Четкое представление желаемого результата -- вот главная причина столь эффективного распределения времени. Такие люди постоянно помнят о своих приоритетах и ценностях, и у них не возникает проблем при разделении заданий на важные и второстепенные. Поэтому они работают не больше и не дольше других, а просто выбирают первостепенные задачи и прилагают максимум усилий для их выполнения.

Независимо от рода занятий, «идеальные» работники искренне стремятся к совершенству. Желание быть лучшим как бы исходит изнутри. Как правило, все лучшие работники -- оптимисты. Они не уходят от проблем и не оставляют их на потом. Девиз выдающихся личностей: "Проблемы существуют для того, чтобы их решать!" Неудачи -- это возможность научиться не совершать ошибок в следующий раз. Именно поэтому лучшие работники так быстро приходят в себя после поражений.

Умение сосредоточиться на цели является важной ступенью карьерной лестницы. Главное для умения сконцентрироваться -- это мотивация: нужно знать, зачем вы это делаете и почему это так важно. Не менее важны и другие, например, ваше физическое состояние и здоровье могут сильно повлиять на работоспособность и ясность мышления. Поэтому необходимо правильно питаться, полноценно отдыхать и вести здоровый образ жизни.

Такие люди обычно хорошо осознают не только свои сильные, но и слабые стороны. Они знают, как попросить и получить поддержку коллег, руководства, семьи и друзей.

И, конечно же, они понимают, что сотрудничество -- это улица с двусторонним движением: если вы просите о помощи, то будьте готовы оказать поддержку другим.

Они умеют сдерживать свои эмоции. Специалисты, изучающие поведение лучших работников, называют это качество эмоциональной стабильностью. Стоит отметить, что в последнее время этот термин несколько изменился -- все чаще употребляется термин эмоциональный интеллект. Как бы то ни было, значение остается прежним. Такие люди, хорошо выполняя работу, контролируют свои эмоции. Они сдержанны, страстно любят свое дело, но в то же время не обязательно трудоголики; могут быть внимательны к деталям, и при этом не зацикливаются исключительно на них; могут беспокоиться, но не паникуют. Ученые до сих пор спорят: является ли способность использовать энергию эмоций для эффективной работы врожденным качеством -- или же приобретается с опытом. Но их мнения сходятся в одном: эмоциональная стабильность -- характерная черта лучших работников.

Самосовершенствование начинается с самопознания -- четкого понимания, чего вы хотите добиться и зачем вам это нужно. В следующих четырех разделах речь идет о четырех принципах, над которыми следует подумать прежде, чем использовать какие-либо стратегии в планировании своей ежедневной деятельности.

Все описанные выше качества связаны между собой. Например, чем четче определены цели, тем правильнее вы распределите время и силы, необходимые для достижения успеха. Чем выше эмоциональная стабильность, тем больше энергии вы сможете уделить карьере. Любые попытки повысить продуктивность работы заставят в первую очередь сосредоточиться на эффективном распределении времени. Нужно убедиться, что ваша работа не просто усердная, но и результативная, т.е. в итоге вы получаете максимальный результат от потраченных на определенное задание времени и сил. Основная цель распределения времени -- не просто выполнить больше заданий за определенный срок. Это еще и решение стратегических задач, и получение удовлетворения от проделанной работы. Вам нужно работать настолько эффективно, насколько это возможно, но при этом, решая отдельные задачи, не забывать о стратегической цели. Самый лучший способ спланировать время -- провести строгую проверку, как вы его расходуете. Для этого примените аудит распределения времени -- детальное описание того, на что в течение недели вы тратите свое время. Заведите журнал, в который записывайте все свои действия (хотя бы в рабочие дни) и время, потраченное на них, а затем проанализируйте записи. Для удобства разделите все действия по категориям, например, "общение с клиентами", "личные задания", "деловые встречи", "написание отчетов" и др. Не пугайтесь огромного количества категорий -- позже их можно будет объединить. Ищите ответ на главный вопрос: есть ли связь между важностью проделанного вами действия и затраченным на него временем?

Это упражнение поможет получить представление о том, сколько времени тратится на второстепенные задания.

Никто -- особенно те, кто ведет очень активную жизнь -- не сможет правильно распределить время без помощи внешних инструментов или технологических. Современный рынок заполонили бесчисленные ежедневники, электронные планировщики и компьютерные программы, созданные для более эффективного планирования времени. Цены могут варьироваться от 5-10 долларов за ежедневник до нескольких сотен долларов за программное обеспечение. Но большинство экспертов по планированию скажут вам, что успех мало зависит от того, каким способом или системой вы пользуетесь. Главное -- как вы их используете.

Не бойтесь экспериментировать. Возможно, в вашем компьютере уже есть календарь и ежедневник, если нет, купите обыкновенный блокнот, составьте список задач и набросайте план работы. Начните с них. Ваша цель -- изучить сначала правила распределения времени и лишь потом, возможно, вложить деньги в дорогие технологии.

Для руководителей рассматриваемого предприятия гораздо более важным пунктом э части кадровой заявки становятся опыт работы, успешный опыт решения конкретных профессиональных задач. Например, стратегическим мышлением может обладать не только выпускник престижной бизнес-школы, но и закончившие неспециализированные учебные заведения. Поэтому, подбирая будущих сотрудников, мы не регламентируем жестко требования к их образованию. Есть люди, которые в шестьдесят лет замахиваются на третье высшее образование. А есть такие, что однажды сформировали свои навыки и более не желают совершенствоваться. Не говоря уже о том, что есть ряд должностей, для замещения которых целесообразно подбирать именно специалистов старше 40 лет: руководители подразделений компании, менеджеры высшего звена.

В настоящее время существует множество методов, направленных на изучение личности, но ни один их них не является абсолютно совершенным. Необходимо использовать одновременно ряд методов, что позволит повысить вероятность правильной диагностики. Выявление необходимых способностей - основная и одна из самых сложных задач отбора соискателей. Сейчас появился еще один инструмент диагностики - соционический анализ, позволяющий определить тип личности и дать личностную и профессиональную характеристику кандидату. По моему мнению, Собеседование является основным и самым распространенным методом отбора, но в то же время довольно сложным в исполнении. Последствием плохо проведенного интервью является потеря хороших кандидатов. Рост

временных и финансовых затрат, создание неблагоприятного имиджа организации. Поэтому при проведении собеседования необходимо четко определять круг вопросов в рамках общего плана времени, сформировать цели и ожидаемые результаты, сконструировать процесс и стандартизировать процедуру собеседования, произвести унификацию инструкций, бланков, способов регистрации результатов и т.п. Главной проблемой данного метода является вопрос объективности полученных результатов. Поэтому требуется четкое разделение профессий на те, где достаточно процедуры собеседования для выявления «идеального» сотрудника и те, где необходимо применять комплекс методов, в том числе психологическое тестирование, наряду с собеседованием.

Заключение

В результате проделанной работы цели и задачи, поставленные в начале курсовой работы выполнены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Итоги исследования показывают, что перечень основных требований к кандидату, четко сформулированный на листе бумаги, позволяет лучше понять, какой человек нужен, и без лишних эмоций оценить плюсы и минусы каждого кандидата. В противном случае профессиональные рекрутеры или менеджеры, которым поручено «фильтровать» соискателей, не будут иметь ориентиров. И в итоге, пожалев час на обдумывание требований к кандидатам, руководитель потеряет больше времени, встречаясь с неподходящими людьми. Работа над кадровой заявкой начинается с точного определения должностных обязанностей сотрудника, которого необходимо найти. Опыт специалистов-кадровиков свидетельствует: бывает, в итоге руководитель вообще отказывается от намеченных поисков. Ведь стоит подробно расписать функции всех работников компании (или подразделения), как нередко становится ясно, что рациональнее просто перестроить работу подразделения, чем увеличивать штат. Если подобных сомнений не возникло, информация об обязанностях сотрудника становится первым пунктом кадровой заявки. Здесь же стоит написать о командировках, если они предусматриваются. Если заявка подается в кадровое агентство, то недостаточно просто указать в ней название вакантной должности. Заказчик должен подробно рассказать, какую работу придется выполнять этому сотруднику. Например, в последнее время компании часто просят рекрутеров подобрать специалиста по логистике, но не уточняют, кто им на самом деле нужен - менеджер по закупкам или складской логистик. А ведь это совершенно разные специалисты, от которых требуются совершенно разные навыки.

Чтобы человек «оказался» на своем месте, он должен: соответствовать требованиям по профессиональным компетенциям - знаниям, умениям, навыкам, иметь требуемые личностные компетенции, вписаться в корпоративную культур, коллектив. Для решения этой проблемы необходимо более тщательно выявлять профессиональную пригодность человека, оценивать соискателей не только с профессиональной точки зрения, но и проводить психологическую диагностику. Это позволит отобрать тех кандидатов, которые в большей степени соответствуют заявленным требованиям, и в конечном итоге - найти «нужных людей на правильное место».

Диагностика соискателей является этапом отбора, в котором предпочтение отдается тем кандидатам, которые в большей степени соответствуют заявленным требованиям. Главной проблемой диагностики является искажение полученной в ходе проведения отбора информации о компетенциях кандидата, порой лишь 10 % которой является достоверной. Чаще всего данная проблема связана с непрофессионализмом рекрутера, который не имеет достаточного опыта применения методик диагностики и оценки соискателей. Поэтому при проведении диагностики очень важно привлекать квалифицированных специалистов и применять сочетание методик диагностики для всесторонней и объективной оценки.

Безусловно, социаническая диагностика в подборе персонала не может гарантировать 100 % результат, этот метод должен использоваться в комплексе с традиционными методами отбора «идеальных» сотрудников и с определением профессиональных качеств соискателя.

Список использованной литературы

1. Управление персоналом: Учебник под ред. Базарова Т. Ю., Еремена Б. Л., 1999.

2. Дэйв Ульрих Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации 3. Human Resource Champions: The Next Agenda for Adding Value and Delivering Results. -- М.: «Вильямс», 2006. -- С. 304. -- ISBN 0-87584-719-6

4. Неларин Корнелиус HR - менеджмент. -- Баланс Бизнес Букс, 2005. -- С. 520. -- ISBN 966-8644-20-0

5. Марк А. Хьюзлид, Дэйв Ульрих, Брайан И. Беккер Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. The HR Scorecard: Linking People,

Strategy and Performance. -- М.: «Вильямс», 2007. -- С. 304. -- ISBN 1-57851-136-4

7. Журнал «Управление персоналом»

8. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. -- 2002. -- С. 368. -- ISBN 5-87057-317-3

9. Аксенова Е.А. Управление персоналом. -- 1998. -- С. 423. -- ISBN 5-85173-081-1

10. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика. -- 2009.

11. Ясин В.Р. Основы менеджмента.

12. Иванова С.В. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2003

13. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008

14. Чернышев А.А. Управление персоналом. - 2009.

15. Букалов А.В. менеджмент и кадры. -№ 6 2010.

16. Букалов А.В. Менеджмент и кадры. № 2 2010.

17. Веснин В.Р. практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998. - 496с.

18. Акимова К.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2008.

19. Денисова А. Нетрадиционные методы подбора персонала. // Подбор кадров. - 2007.

20. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии, // В кН.: Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Прокофьевой Т.Н. - М.: Алмаз, 2008.

21.Весин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристь, 1998. - 496с.

22. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Соционика для руководителя. Основы социоанализа: Методические рекомендации. - 2-е изд., К.: МЗУУП, 1993, - 128 с.

23. Денни Р. Установка на успех. Персональный определитель потенциальной удачливости. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

24. Урбанович А.А. Психология управления: Уч. Пособие. - Мн.: Харвест, 2002. - 640 с.

25. Шлаина В.М. Ресурсы развития личности// Соционика, ментология и психология личности. - 2007. - №1.

26. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: издательство «Азбука», 1996. - 736 с.

27. Прокофьева Т.Н. Соционика взаимодействия с людьми: как понять их мотивы и предсказать поведение. Учебно-практическое пособие. - М., 2008. 43 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы формирования трудовых ресурсов организации. Процесс отбора персонала. Анализ и оценка заявительных документов. Создание профиля пригодности будущего работника. Рассмотрение отбора персонала на примере отдельного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2012

    Удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении как основная задача при найме на работу персонала. Источники пополнения состава работников организации. Методы отбора персонала. Использование контрактов при найме работников.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2010

    Особенности найма персонала в инновационных организациях, способы выявления творческого потенциала работника. Характеристики работников и стабильность персонала. Методы, критерии и данные оценивания персонала, стимулирующие инновационную деятельность.

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Квалификация работников, как основа подбора персонала. Работники в условиях повышения профессиональных требований. Особенности трудового законодательства РФ в области подбора персонала по сравнению с зарубежной правовой практикой регулирования труда.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2017

    Кадровая служба в организации, источники и проблемы подбора персонала. Исследование рынка труда, критерии поиска и отбора претендентов на вакантную должность. Повышение квалификации работников, проведение регулярной аттестации, анализ личного состава.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность, значение, элементы и особенности организации труда рабочих на предприятии. Система стимулирования рабочих. Принципы организации производственных взаимосвязей работников со средствами производства. Направления формирования эффективного работника.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2014

    Сущность и значение процедуры набора и отбора персонала в организации. Определение факторов успешного поиска сотрудников. Источники выбора потенциальных работников. Анализ основных особенностей системного подхода к отбору персонала в сфере туризма.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Описание экономических, личностных, организационно-технических и социально-культурных критериальных показателей продуктивности работы. Рассмотрение факторов, оказывающих влияние на эффективность труда персонала со стороны работника и организации.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Критерии оценки качеств человека, претендующего на ту или иную должность. Подбор персонала как процесс поиска профессионала, соответствующего должностным требованиям. Особенности организации поиска сотрудников через кадровое агентство и своими силами.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2010

    Характеристика документации, связанной с комплектованием, движением персонала в период работы в организации. Документы, связанные с отношением работника к трудовому процессу. Порядок оформления прекращения трудовой деятельности работника в организации.

Качества идеального работника
© P. Inglish 1995 - 2009

1. Надежность
2. Честность и добросовестность
3. Позитивное отношение и инициативность
4. Желание работать
5. Эффективное использование времени, свободного от выполнения прямых обязанностей

НАДЕЖНОСТЬ
Руководство и сотрудники компании в целом признаком надежности считают наличие следующих положительных качеств:
1. Всегда выполняет указания
2. Неизменно аккуратен
3. Работает независимо
4. Находит общий язык с коллегами, руководством и клиентами
5. Следит за своей внешностью и соблюдает правила гигиены
6. Всегда вовремя приходит на работу и возвращается с перерывов
7. Хорошая посещаемость – Не стремится как можно больше времени провести на больничном.
8. Советуется, но при этом задает хорошие вопросы
9. Настроен положительно, проявляет инициативу
10. Командный игрок

ЧЕСТНОСТЬ И ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
Это значит не просто говорить правду. Это означает, что он выкладывается на все 100%, действует в интересах коллектива, компании, руководства. Некоторые намеренно сдерживают свой темп, потому что боятся сделать больше других и не получить за это вознаграждения. Но это глупо. Такой сотрудник должен побеседовать со своим начальником и узнать у него, как можно получить повышение или прибавку к зарплате, что нужно сделать для этого.
Такое стремление «урвать» себе как можно меньший кусок работы, а остальное спихнуть на других вряд ли кому-нибудь понравится на работе, в быту и в любой другой среде. Помните, что при зарождении многих новых колоний и народов вожди говорили поселенцам следующее: «Кто не работает, тот не ест». Такой работник наживет себе врагов среди сотрудников и не получит продвижения по службе. Кроме того, это отрицательное качество непременно будет отражено как проблема в ежегодных отчетах о результатах работы.
Примерами нечестности и недобросовестности могут служить сотрудники, которые:
Работают в более медленном темпе, чем все.
Когда опаздывают, просят сотрудников отметить их в журнале прихода и ухода. Обычно это также запрещено правилами.
Воруют с работы материалы и оборудование.
Устраивают себе долгие перерывы и много времени проводят в комнате отдыха.
Используют рабочее время, оборудование и материалы компании, в том числе телефон и Интернет в личных целях.

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ
Отношение представляет собой ваши убеждения и ценности, и то, что вы думаете о вашей работе, сотрудниках и руководстве. Оно отражается на качестве вашей работе. Руководитель знает о вашем отношении к работе и каждый день следит за ним. Оно также важно, как и та работа, которую вы делаете. Отношение не всегда означает «полную удовлетворенность», но на работе всегда лучше быть бодрым, в хорошем настроении, чем мрачным и вялым. «Позитивное отношение» может также означать инициативность, т.е. такое отношение, когда вы не ждете, пока рак на горе свиснет, а заранее готовитесь к тому, что вас ожидает.
Хорошее отношение:
Улыбка
Хорошая осанка
Приятный тон
Направление жалоб по соответствующим каналам с предложениями по улучшению.
Уважение и вежливость
Управление конфликтами и гневом
Хорошие результаты работы
Интерес к окружающим
Плохое отношение:
Носить на лице ничего не выражающее или нахмуренное выражение
Плюхаться на стулья, подпирать стены
Сарказм, невыразительный тон, невнятная речь
Жалобы на работе
Плохо говорить о компании в присутствии коллег, распространять негативное отношение среди других
Неправильно выражать гнев
Результаты работы ниже среднего
Игнорировать людей на работе
Хорошее отношение помогает вам продвинуться, завести друзей, удовлетворить клиентов и добиться повышения зарплаты. Хорошее отношение повышает вашу ценность для компании.

ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ
Вы проявляете свое желание работать за счет следующих качеств:
1. Способность и желание общаться – правильно организуя и четко излагая ваши мысли.
2. Ум – проявляя здравый смысл и способность и желание учиться.
3. Уверенность в себе – проявляя настойчивость и инициативу.
4. Ответственность – принимая на себя новые задачи, признавая ошибки и исправляя их.
5. Лидерские качества – подавая хороший пример, принимая на себя ответственность.
6. Высокий уровень энергии
7. Воображение
8. Гибкость – быстрая адаптация, принятие изменений.
9. Налаживание отношений с окружающими
10. Урегулирование конфликтов
11. Постановка и достижение целей – непрерывное совершенствование.
12. Профессиональные качества – способность выполнять работу и обучаться новому

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ, СВОБОДНОГО ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЯМЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Если вы не заняты на работе или в промежутках между крупными проектами, вы эффективно использовать это время, занимаясь следующим:
1. Читайте статьи о вашей компании и отрасли, в которой работаете, в отраслевых изданиях.
2. Читайте о современных тенденциях в вашей отрасли в интернете.
3. Просите или ищите новые задачи, помогайте коллегам.
4. Размышляйте о том, как оптимизировать вашу работу или работу компании.
5. Займитесь уборкой и приведением в порядок своего рабочего места.
6. Приведите в порядок системы учета документов, удалите старые сообщения в электронной почте и т.д.
7. Напишите статью о вашей работе или вашей отрасли и покажите ее начальнику.
8. Пройдите какой-нибудь онлайновый тренинг, связанный с вашей работой. Некоторые из них бывают бесплатными.
(c) Переводчик Хельга Тарасова