Портретная характеристика учительницы. Лидия михайловна

Важную роль играет учитель в рассказе «Уроки французского». Валентин Распутин описал данный образ не только как учителя, но и как неравнодушного человека, способного к милосердию и самопожертвованию.

Взаимосвязь с главным героем

Лидия Михайловна - классный руководитель рассказчика. Она преподавала французский язык, с которым у главного героя были небольшие проблемы. Он отставал по предмету, поэтому учительница вызвалась помогать ему, устроив персонажу дополнительные занятия. Однако обучала героиня одиннадцатилетнего мальчика не только французскому языку, но и особенностям реальной жизни.

Как педагог

Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.

Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».

Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.

Как человек

Образ учителя в «Уроках французского» не ограничивается только ее педагогической деятельностью, смысловая нагрузка лежит именно на характере героини.

Лидия Михайловна - двадцатипятилетняя девушка, которая до работы в школе жила на Кубани.

В. Распутин дает лицо героине, в отличие от директора школы, в которой она преподавала. Внешне она была красива и аккуратна. Лицо ее было «правильное и потому не слишком живое», но оно не имело ни капли жестокости. Глаза учительницы «косили и смотрели словно бы мимо». Чтобы скрыть эту «косинку», Лидия Михайловна прищуривала глаза. Она имела «тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку», а также «черные, коротко остриженные волосы». По ее поведению чувствовались «смелость и опытность».

Лидия Михайловна - настоящий человек со своими особенностями. Внутренние качества ее связаны с милосердием. Именно благодаря ему героиня помогает главному герою. Учительница готова жертвовать собственной работой, чтобы показать мальчику жизненный урок: в любой ситуации необходимо оставаться человеком.

Ответ оставил Гость

Лидия Михайловна - учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель: "...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..." Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..." Возраст Лидии Михайловны - около 25 лет: "...Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того..." Внешность Лидии Михайловны в цитатах: "...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят..." "...Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее..." "...я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <...> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность..." "...Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате..." Лидия Михайловна - внимательный человек. Она замечает все, что происходит с ее учениками: "...я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой..." "...Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела..." Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы: "...Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор..." "...да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек..." Квартира Лидии Михайловны выглядит так: "...В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку..." Лидия Михайловна - упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык: "...пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других..." Лидия Михайловна - городской человек. Она привыкла жить в городе: "...Я же городской человек..." Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем: "...А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда..." "...Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь..." Лидия Михайловна считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным: "...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..." Лидия Михайловна в душе - ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать: "...А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала..."

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни », колыбели и души Руси.


Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.

Здесь, в живописном Приангарье , расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.

На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского» .

Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя повести. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно ».

Она родилась на Кубани, но позже оказалась в городе, где и стала учительницей: «Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда ».

Имя Лидия имеет следующее значение: «Лида очень общительна, причем стремится общаться со всеми на равных, не очень-то обращая внимание на чины и регалии », «Она редко стремится показать свое превосходство и потому обычно среди окружающих слывет человеком простым и незакомплексованным ».

Портрет.


Лидия Михайловна – молодая девушка 25 лет. У нее правильное лицо, немного косые глаза, черные коротко стриженые волосы. Учительница редко улыбается. Главный герой отзывается о своей учительнице так: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какоё-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное ».

Она активная и увлеченная: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому ».

Она прекрасно понимает, что не знает многого и свободно говорит об этом. Эта девушка очень весёлая, «ребенок в душе », и в детстве, по ее словам, была такой же отчаянной и активной.

Интерьер.

Описание квартиры учительницы: «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо ».

Лидия Михайловна живет в городе, в «учительских домах ». Она содержит свою квартиру в чистоте и порядке.

Поступки.

Учительница внимательная и заботливая , она присматривает за своими учениками и, по возможности старается помочь им в трудных ситуациях: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."

Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Она пытается подкармливать его, несмотря на протесты с его стороны. Но она старается сделать это незаметно, чтобы не задеть гордость мальчика, хотя он, впоследствии, все же понимает, что это делает его учительница.

«- Это вы сделали, - сказал я дрожащим, срывающимся голосом.

Что я сделала? О чем ты?

Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы…

Почему ты решил, что это я?

Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.

Совсем не бывает. Знать надо было.

Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.

Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек».

Мальчик пытается заработать себе на пропитание азартной игрой, за выигрыши его избивают старшие дети. Это сразу замечает учительница, но не сообщает об этом директору школы, защищая мальчика.

Она решила найти другой способ помочь ему: научила его играть в «пристенок ». Сначала играли «на интерес », потом, увидев его уверенность, Лидия Михайловна предложила мальчику играть на деньги.


Первое время она поддавалась ему, но мальчик заметил это, и ей пришлось перестать. Вскоре он научился хорошо играть, стал выигрывать, зарабатывая себе на пропитание. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш ».

Когда директор застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу призналась, что это была ее идея, и взяла всю ответственность на себя, осознавая что это грозит для нее увольнением. «- Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Правильно».

Но, даже тогда, когда она уехала из города обратно на Кубань, она продолжила заботиться о мальчике и прислала ему коробку с макаронами и яблоками: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Заключение

В представленных выше произведениях учителя не просто преподают свой предмет, они помогают своим ученикам в разных жизненных ситуациях и подают им пример правильной жизненной позиции своими поступками и моральными устоями.

Литература

  1. Быков В.В. Обелиск; Сотников: повести: пер. с бел./ Василь Быков.- М.: Детская литература, 2010
  2. Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 2003
  3. Интернет

Ответ оставил Гость

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна – героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», учительница французского и классный руководитель пятого класса в одном сибирском городке. Она была добрым и великодушным человеком по натуре. Внешне, это молодая женщина лет двадцати пяти, с правильными чертами лица и раскосыми глазами. Этот недостаток она пыталась скрыть, слегка прищуривая глаза. Она уже успела побывать замужем, а теперь преподавала французский язык в школе районного центра. У Лидии Михайловны в классе учился один мальчик из глубинки, которому не давался французский язык. В целом, он был смышленый и по остальным предметам получал одни пятерки.

Вскоре она заметила, что у него синяки на лице и стала интересоваться откуда они. Как оказалось, мальчик играл на деньги со старшими, чтобы позволить себе хотя бы стакан молока. Узнав это, она пыталась всячески ему помочь: приглашала к себе домой под предлогом дополнительных занятий, чтобы накормить его ужином, отправляла ему посылки с едой якобы из деревни от матери, и даже начала играть с ним на деньги, нарочно поддаваясь. Когда директор школы, проживавший по соседству, уличил ее в этом, то сразу же уволил. Лидии Михайловне пришлось возвращаться домой на Кубань, откуда она прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками.

см. также: Характеристики главных героев произведения Уроки французского, Распутин
Краткое содержание Уроки французского, Распутин
Сочинения по произведению Уроки французского, Распутин
Краткая биография Валентина Распутина

Ответ оставил zhanna2006

Лидия Михайловна - учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель: "...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..." Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."
Лидия Михайловна - внимательный человек. Она замечает все, что происходит с ее учениками: "...я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой..." "...Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела..." Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы: "...Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор..." "...да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек..." Квартира Лидии Михайловны выглядит так: "...В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку..." Лидия Михайловна - упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык: "...пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других..." Лидия Михайловна - городской человек. Она привыкла жить в городе: "...Я же городской человек..." Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем: "...А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда..." "...Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь..." Лидия Михайловна считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным: "...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..." Лидия Михайловна в душе - ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать: "...А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала..."

Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского", задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь.

Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на "грех" - она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, "преступление" раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.