Познать реальность через абстракцию: открылась выставка Герхарда Рихтера.

«Абстрактные произведения показывают вещи, которых не существует». Герхард Рихтер - один из самых авторитетных современных художников в мире. Центральная тема его творчества уже более 50-ти лет - архисложна: поиск всеобъемлющего образа восприятия нами нашей реальности. Исследованиям Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция, которая открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Рассказывает Станислав Дорэ.

Герхард Рихтер один из самых знаменитых и авторитетных художников в мире. Его познание реальности происходит через абстракцию. Он с самого начала решил играть по своим правилам, отбросив за ненадобностью понятия «композиция» и «цветовое сочетание». Его творческие поиски увенчались успехом. Финансовым, в том числе. Рихтер еще и один из самых дорогих современных художников в мире. Впрочем, сам мастер очень часто обижается, что больше всего журналистов интересуют заоблачные цены на его работы.

Бешеные ценники на аукционах сам Рихтер считает показателем управляемости людей и сетует, что популярность и ажиотаж отвлекают от главного - от смыслов. Впрочем, многие думают, что мастер лукавит, ведь не просто так он создает фотокопию каждой своей абстрактной работы. Он их и на выставках наряду с оригиналами показывает и с таким же успехом продает.

«Это фантастический человек, который, помимо своего художественного творческого стимула, еще и огромной организации личность. Все очень правильно каталогизировано, и этот способ, так скажем, производства нескольких фотокопий - по сути, это один из вариантов, как подешевле продать работу. Но с другой стороны, насколько мне известно, Рихтер делает это для полноты подхода к работе. Потому что живопись невозможно повторить, а фотокопия оставляет след», - говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Работы Герхарда Рихтера в отличие от большинства абстракционистов почти всегда со смыслом, подтекстами. Например, в основе этой инсталляции, которая называется «Биркенау» и которая включает в себя живопись, фотокопии и 90 миниатюрных фрагментов абстрактного целого, лежат фотографии, снятые узником концлагеря в августе 1944 года.

«Рихтер решил отказаться от реалистического переосмысления. Ему кажется, что попытка показать крупнейшую драму таким обычным способом в наши дни, будет выглядеть жалкой. Язык беспредметной живописи точнее передает эмоции и ощущение трагедии», - добавляет куратор выставки Пол Мурхаус.

Как-то художник признался, что почти ничего не знает о реальности и не доверяет прямому изображению, привычной картине мира. Он выходит за ее пределы - в мир своих чувств и эмоций, в то, что ему лично представляется. Но, в отличие от другого гения абстрактной живописи Джексона Поллока, Рихтер не привык работать в потоке. Он по-немецки скрупулезен и доводит свою абстракцию до совершенства, вновь и вновь возвращаясь к работе, пока не поймет, что добавить ему больше нечего, и ее можно показывать людям, которые, к слову, не всегда способны так тонко чувствовать и отличить совершенную осмысленную абстракцию от той, что создана в «потоке» и без каких-либо подтекстов.

Прежде чем перейти непосредственно ко всем достоинствам выставки, стоит провести небольшой экскурс в мир современного искусства и рассказать, что из себя представляет личность художника Герхарда Рихтера, и почему так важно непременно увидеть его работы до 5 февраля включительно (а именно тогда заканчивается его выставка) в Еврейском музее и центре толерантности.

Немецкому художнику Герхарду Рихтеру сейчас 84 года и он самолично планировал присутствовать на открытии выставки в Москве, правда, в последний момент визит сорвался из-за запрета врачей на перелеты, что, конечно, весьма обидно. Не каждый же день открывается экспозиция самого дорогого и успешного мастера современной немецкой живописи. Сейчас произведения Герхарда Рихтера находятся в собрании крупнейших музеев Европы и еще два месяца будут доступны в Москве.

Так какие же работы маэстро представили кураторы столичным посетителям? Первое и, пожалуй, самое главное, что надо знать о выставке - это не ретроспектива: организаторы решили, что было бы слишком банально представить творчество художника в линейном формате. Основной замысел иной - сделать упор на развитие абстрактного компонента в его работах. И, кажется, это оказалось самым правильным решением: по крайней мере это прекрасно укладывается в концепцию всего художественного пути самого маэстро. Как он часто говорил: "Образ - одна из важнейших тем моей жизни. Я не могу сказать, что не доверяю реальности. Я знаю о ней очень мало. Но я не доверяю тому изображению реальности, которое мы создаем при помощи своего восприятия".

На что в первую очередь стоит обратить внимание на выставке? Одной из самых ярких работ Рихтера без преувеличения можно назвать серию "Биркенау", которая представляет собой четыре больших абстрактных полотна. История их создания трогает до глубины души: художник написал ее в 82 года, пораженный снимками, увиденными в 2007 году. Это были кадры, тайно сделанные в 1944 году в концентрационном лагере одним из членов зондеркоманды, в чьи обязанности входила ликвидация трупов узников, умерщвленных в газовых камерах.

Рихтер вынашивал идею создания серии "Биркенау" целых 7 лет, пока мир в 2014 году не увидел его произведение. Сам маэстро, оценивая свою работу над этой серией, всегда призывал помнить, что любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко. И надо быть готовым к тому, что полотна из серии "Биркенау" действительно очень далеки от своих фотоисточников (которые также вместе с 93 деталями этих снимков входят в инсталляцию), но это не мешает глубокому психофизическому воздействию картин на зрителя, скорее даже наоборот. Многие современные искусствоведы относят серию "Биркенау" Герхарда Рихтера к наиболее значимым произведениям искусства последних лет.

Фрагмент работы "Биркенау". Фото: JEWISH-MUSEUM.RU

Кроме того, на выставке в Еврейском музее и центре толерантности можно увидеть и другие знаковые произведения мастера, которые иллюстрируют важные этапы творчества и разнообразие техник. Это и Gray (1973), и Aladin (1999), и Haggadah (2006), а также коллекция "Абстрактной живописи" (2016).

Расписание:

Показ документального фильма

Художник Герхард Рихтер (Германия, 2011).

Режиссер Коринна Бельц.

Продолжительность: 1 час 37 мин.

Лекция: "Неспособность скорбеть. Немецкое искусство после 1945 года и незажившие раны прошлого".

Лектор: куратор, научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Данила Булатов.

Лекция: "Наследие Германии и Надежда Мастера: Герхард Рихтер в Еврейском музее".

Еврейский музей и центр толерантности представляет первую масштабную персональную выставку Герхарда Рихтера «Абстракция и образ», при организационной поддержке РОСИЗО .

Герхард Рихтер - один из самых авторитетных современных художников в мире, центральной темой творчества которого на протяжении более 50 лет является поиск значения образа в нашем восприятии реальности.
Исследованиям Герхарда Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция в Еврейском музее и центре толерантности , в которую вошли ключевые работы, созданные в период с 1973 по 2016 годы. Здесь представлены знаковые произведения, иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) - серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко; картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. В инсталляцию также входят четыре полноразмерные фотографии-оригиналы и 93 детали этих снимков. Данное произведение, в котором ярко прослеживается тема реплицирования образа в нашем восприятии, эксперты относят к наиболее значимым произведениям искусства последних лет.

«Чтак. В моём случае - ни в коем случае»

В здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке откроется персональная выставка Валерия Чтака. Это московский художник, некогда участник группы «Радек», работы которого легко узнаются по характерному обращению со шрифтами и афоризмами. Здание в Ермолаевском Чтак вместе с куратором Алексеем Масляевым превратит в тотальную инсталляцию, разделённую на несколько помещений, важных для творчества автора, вроде музыкальной студии и мастерской. Большинство работ, отсылающих к массовой культуре, городским субкультурам, и состоящих из узнаваемых образов и цитат, художник создаст в залах ММСИ.

Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

Сколько: от 100 до 250 рублей

Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы

В здании ММСИ на Гоголевском бульваре покажут персональную выставку немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Его работы - это грубая резьба по дереву, создающая безэмоциональные образы обычных, ничем не примечательных людей. Балкенхол стоит на грани между декоративностью народного промысла и критическим реализмом, говорящим об отчуждении человека от самого себя и дегуманзации в современном капиталистическом обществе. Податливый материал раскрывает свою грубость в трещинах и неровностях, ставя вопросы о себе самом и человеческой природе.

Где: Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Сколько: от 150 до 350 рублей

Виктор Алимпиев в «Доме впечатлений»

В рамках выставки видео- и медиаарта «Дом впечатлений» в усадьбе Голицыных, здание которой перешло в ведение Пушкинского музея и спустя пару лет разместит в себе коллекцию импрессионистов, проходит программа «Пространства российского видеоарта». Один из самых ярких местных авторов, работающих с видео, Виктор Алимпиев - известный не только в России, но и за рубежом художник, участник Венецианской, Берлинской биеннале и Манифесты, чьи работы есть в коллекциях Тейт Модерн и Центра Помпиду.

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина (усадьба Голицыных)

Сколько: от 100 до 200 рублей

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и из других собраний Италии»

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина

Сколько: от 300 до 500 рублей

Пушкинский музей устраивает первую в истории России выставку Рафаэля, крупнейшней фигуры эпохи Возрождения, живописца, графика и архитектора. В Москве покажут картины и рисунки мастера, в основном сосредоточившись на портретной живописи. Качество работ будет высоким: из флорентийских галерей привезут то, что в нашей стране вживую пока не видели.

Родченко и группа Zero в Мультимедиа Арт музее

Новый выставочный сезон в МАММ начинается в конце сентября, и среди новых экспозиций две посвящены важнейшим фигурам модернистского искусства. Одна из них - Александр Родченко, советский фотограф и графический дизайнер, участник группы «ЛЕФ», один из основоположников конструктивизма и муж Варвары Степановой. Вторая - группа ZERO. Это международное сообщество художников, образовавшееся в конце 1950-х как реакция на развитие абстрактного экспрессионизма. Они призывали исследовать пустоту, отказаться от цвета, эмоции и самовыражения. Участниками группы в разное время были Хайнц Мак, Отто Пине, Лучо Фонтана, Жан Тингели и Ив Кляйн.

Где: Мультимедиа Арт музей

Сколько: от 50 до 500 рублей

«NSK: от “Капитала” к капиталу»

Где:

Сколько: от 100 до 400 рублей

Музей современного искусства «Гараж» продолжает сотрудничество с Музеем современного искусства Любляны и открывает осенний сезон ретроспективой художественного коллектива NSK или Neue Slowenische Kunst. В него входили несколько групп, среди которых широкой аудитории наиболее известны музыкальный коллектив Laibach и группа художников Irwin. Самые заметные художники на территории распавшейся Югославии, словенцы из NSK, работали с новыми коллективными формами взаимодействия в искусстве, разрушая дихотомию между коллективностью социализма и индивидуализмом вернувшегося в страну капитализма. Они также поддерживали связи с московским художественным сообществом 1990-х, основав в Москве своё «посольство».

«Свидетельства»: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго

В том же «Гараже» открывается выставка «Свидетельства», подготовленная главным куратором институции Кейт Фаул. Она работала над ней вместе с художником Робертом Лонго, который известен своими фотореалистичными работами. В некоторых из них он напрямую копирует созданные другими художниками образы с помощью графических материалов вроде угля и графита. На выставке покажут работы самого Лонго вместе с произведениями Сергея Эйзенштейна (будут рисунки режиссёра и замедленные фрагменты его фильмов) и офортами Франисиско Гойи: все три художника прибегали к монохромной графике, чтобы отразить революционное состояние окружавшего их мира.

Где: Музей современного искусства «Гараж»

Сколько: от 100 до 400 рублей

«Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»

Конкуренцию Пушкинскому в организации выставок работ домодернистской эпохи (в самом широком смысле слова) попробует составить Третьяковская галерея, которая вооружилась сотрудничеством с ватиканскими музеями. В Москву привезут картины живописцев XII-XVIII веков, среди них - Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени и Пуссен.

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Сколько: от 150 до 400 рублей

Герхард Рихтер в Еврейском музее

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Когда: ноябрь

Сколько: станет известно позже

Не так давно стало известно о планах Еврейского музея и центра толерантности провести персональную выставку Герхарда Рихтера. Деталей пока не так много, но известно, что выставка откроется в начале ноября, и в любом случае она станет важным событием в культурном пространстве Москвы. Рихтер - возможно, самый известный немецкий художник второй половины XX века после Йозефа Бойса. Он работал и с реди-мейдами в виде найденных семейных фотографий, и с абстракцией, но наиболее известны его фотореалистичные живописные работы, обычно копирующие любительские фотографии и как будто испорченные то ли глитчем, то ли пародией на дымку сфумато.

Концепция выставочного проекта

«Абстракция и образ» принадлежит британскому искусствоведу Полу Мурхаусу, старшему куратору отдела искусства XX века Национальной портретной галереи в Лондоне.

Абстракции Герхарда Рихтера многослойны в буквальном и символическом смыслах. Каждая его работая - это глубокое исследование взаимоотношений образа и реальности, видимого и невидимого, чувственно познаваемого и представляемого. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю, - говорит художник. - Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства» .

Нередко за абстрактным живописным слоем скрывается фигуративное изображение. Это вовсе не игра в прятки - рассматривая его работы, то и дело ловишь себя на мысли, что в них зашифрован какой-то секретный код жизни, ее фундаментальная основа, начало и конец подобно тому, как в ДНК запрограммированы жизнь и смерть одновременно.

Центральную часть экспозиции занимает созданная в 2014 году серия из четырех крупноформатных полотен «Биркенау», в которой особенно ярко проявляется его идея о невозможности изображения реальности. Куратор выставки Пол Мурхаус подводит нас к копиям фотографий, тайно снятых в 1944 году евреем из зондеркоманды Освенцима, задача которой, как известно, состояла в сопровождении других узников лагеря в газовые камеры и уничтожении трупов после казни. На снимках практически не видно деталей, лишь на одной - группа изможденных, обреченных на смерть людей вдалеке, на других - лес. Заваленный горизонт на сделанной явно вслепую фотографии - как невольная и оттого еще более жуткая метафора перевернувшегося мира.

«Герхард Рихтер сделал слайды с этих фотографий и спроецировал на два центральных полотна их изображения, скопировав их с помощью угля. - рассказывает Пол Мурхаус. - То есть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения» . «Затем он создал четыре черно-белых фигуративных фотокартины со снимков 1944 года, - продолжает куратор, - но три месяца спустя Рихтер понял, что созданные им образы даже приблизительно не передают всего ужаса той трагедии. И тогда он пришел в студию и нанес поверх реалистичных изображений абстрактный красочный слой, который он потом еще долгое время дорабатывал. Изначально эти картины с преобладанием серого были гораздо более яркими» .

Ровно напротив живописных полотен - их фотографические копии в полную величину, практически неотличимые от оригинала. А на соседней стене сложносочиненная мозаика из фотофрагментов все тех же полотен. Все вместе это складывается в некий калейдоскоп, в котором реальность и образ постоянно меняются местами, трансформируются, обрастают новыми смыслами и ассоциациями. Абстракции Рихтера заставляют работать воображение, что наделяет его работы огромной силой воздействия, особенно сейчас, в эпоху переизбытка образов, нескончаемый поток которых притупляет восприятие и эмоции.

Другая важная работа последних лет - «Агада» 2006 года, которую Пол Мурхаус называет «самой совершенной картиной современности». Агада - это сакральный текст иудаизма, повествующий об освобождении евреев из египетского рабства и содержащий наказ рассказывать о тех событиях в первую пасхальную ночь. Герхард Рихтер не религиозен и критически относится к любым верованиям - тогда почему он берется за эту тему? И здесь мы снова сталкиваемся с многослойной реальностью и представлениями о ней. События, правдивость которых мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, тем не менее являются непреложным фактом для верующего, а вокруг рассказов о них выстраивается жизнь сотен поколений людей и иерархия отношений: физического и метафизического, прошлого, настоящего и будущего. Следуя взглядам по изгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ее невероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя не только и не столько в динамике изображения, сколько в чем-то невыразимом, что не поддается объяснению.

В числе значимых работ зрелого Рихтера выставлена картина «Серое» 1973 года. Если в 1960-е он писал фигуративные картины, основанные на фотографиях: портреты, пейзажи, натюрморты и городские пейзажи - то в 1970-е Герхард Рихтер переходит к чистой абстракции, которая, как покажет все его дальнейшее творчество, совсем не однозначна, как это может выглядеть на первый взгляд.

Принты и зарисованные, покрытые лаком фотографии, авторские цифровые версии ранних работ Рихтера - многие из них предстают в виде серий, развешанных по стенам в виде длинных лент, что задает определенный ритм и направление восприятия или, скорее, путешествия по его миру цвета, линии и формы. Включаясь в это движение, ты как будто теряешь часть своей свободы, подчиняясь замыслу художника и силе созданных им образов. Ты все ждешь, что они приведут тебя из А в Б - но в мире не существует прямых дорог, как нет и пункта конечного назначения. Это лабиринт, сад расходящихся тропок, где все реально и ирреально одновременно. А Рихтер, могущественный демиург и скромный проводник, ведет зрителя по этой тонкой грани, как дантовский Вергилий, оставляя без ответа вопрос: кто или что движет им?

Детали от Posta-Magazine
Ул. Образцова, 11, стр. 1А
www.jewish-museum.ru