Праздник зачатия пресвятой богородицы. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

[слав. греч. ῾Η σύλληψις τῆς ῾Αγίας ῎Αννης; лат. Conceptio Sanctae Mariae], праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек., в воспоминание чудесного зачатия Пресв. Девы прав. Анной.

Событие

в честь к-рого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. Иоанн, не допущенный иерусалимским первосвященником принести жертву Богу, удалился в пустыню, оставив Анну дома. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы и у них будет ребенок. После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима. Через 9 месяцев у них родилась дочь - Пресв. Дева (подробнее о событии см. в ст. Иоаким и Анна).

История праздника на Востоке

Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон прп. Андрея Критского († 740) (PG. 97. Col. 1305-1315; проповедь на этот праздник, надписанная в нек-рых рукописях именем прп. Андрея (CPG, N 8224), принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому - см.: BHG, N 1148g) и гомилия пресв. Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem Sanctae Deiparae // PG. 96. Col. 1459-1499). Однако, как отмечает Иоанн, праздник З. А. Б. в его время еще не был известен повсеместно (Ibid. Col. 1499). Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.). В IX в. количество свидетельств о празднике З. А. Б. резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди (PG. 100. Col. 1335-1402) и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского (cм., напр.: Toscani, Cozza-Luzi. 1862). В 1166 г. имп. Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в к-рые запрещено работать (RegImp, N 1466).

Гимнография

В период Авиньонского пленения папы Римские часто совершали мессу в церкви ордена кармелитов, которые праздновали З. А. Б. После возвращения в Рим торжество было введено и там. Служба праздника во многом повторяла службу Рождества Девы Марии (8 сент.), включая отдельные песнопения и чтение Апостола, Притч 8. 22-35 и Евангелия - Мф 1. 1-16.

Окончательному признанию праздника в католич. Церкви способствовало решение Базельского Собора относительно учения о Непорочном зачатии (оно было принято в 1438, т. е. уже после закрытия Собора папой Евгением IV). В 1475 г. против учения о Непорочном зачатии выступил доминиканец Винченцо Бальделли. В ответ на его трактаты папа Сикст IV (прежде монах ордена францисканцев) буллой «Cum praecelsa» (1477) одобрил службу, составленную на этот праздник протонотарием Леонардо Ногароли. В новой службе чтение Мф. 1. 1-16 было заменено чтением Лк 11. 27-28, а для антифонов и градуала были использованы тексты из кн. Песни Песней Соломона. Если прежде основной темой службы было противопоставление Евы и Девы Марии, то теперь акцент был сделан на обосновании необходимости Непорочного зачатия для домостроительства спасения.

В 1480 г. Сикст IV издал бреве «Libenter», в к-ром одобрил новую службу, составленную францисканцем Бернардино ди Бусти. Эту службу отличало обилие символики и метафор (Дева именовалась храмом, святилищем, дворцом, солнцем, звездой, розой, лилией, источником вод и т. д.). В 1482 и 1483 гг. были изданы 2 декрета «Grave nimis», запрещавшие называть праздник З. А. Б. еретическим. Тридентский Собор не выносил определения относительно учения о Непорочном зачатии, сохранив решение Сикста IV в силе. При этом статус праздника З. А. Б. в литургических книгах, изданных папой Пием V , был понижен. Но в 1693 г. папа Иннокентий XII распространил празднование З. А. Б. на всю католич. Церковь, добавив празднование октавы (отмененной папой Пием V), а в 1708 г. папа Климент XI сделал 8 дек. праздником, обязательным для всех. Однако слово «Immaculata» (Непорочное) было разрешено добавлять к названию праздника только в 1806 г. папой Пием VII , Изначально привилегией пользовались францисканцы, но с 1838 г. новое название праздника могло использоваться в любом еп-стве по запросу правящего епископа (в 1843 с таким прошением обратились к папе доминиканцы , главные противники учения о Непорочном зачатии).

В 1854 г. папой Пием IX был окончательно сформулирован догмат о Непорочном зачатии (в составлении буллы «Ineffabilis Deus» принимал участие франц. литургист аббат Проспер Геранже), в 1863 г. была составлена новая служба, в основу к-рой были положены тексты службы Ногароли. В реформированном Миссале 1970 г. к этой службе были добавлены новые чтения (Быт 3. 9-15. 20; Еф 1. 3-6. 11, 12; Лк 1. 26-28) и особая префация праздника. В наст. время праздник имеет статус «Торжество» (Sollemnitas).

Лит.: Toscani Th., Cozza-Luzi G., ed. De Immaculata Deiparae Conceptione Hymnologia Graecorum. R., 1862; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. Церкви. СПб., 190110. М., 1996р. T. 1. С. 109-112; Bishop E. On the Origins of the Feast of the Conception of the Blessed Virgin Maty // Idem. Liturgica Historica. Oxf., 1918. P. 238-259; Cecchin A. M. La concepzione della Vergine nella liturgia della Chiesa occidentale anteriore al sec. XIII // Marianum. R., 1943. Vol. 5. P. 58-114; Davis H. F. The Origin of the Devotion to Our Lady"s Immaculate Conception // Dublin Rev. 1954. Vol. 228. P. 375-392; Van Dijk S. J. P. The Origin of the Latin Feast of the Conception of the Blessed Virgin Mary // Ibid. P. 251-267, 428-442; Gagov G. L"ambiente liturgico e culturale inglese a favore dell"Immacolata e Giovanni Duns Scotus // Virgo Immaculata: Acta Congr. Mariologici-Mariani Romae anno MCMLIV celebrati. R., 1955. Vol. 4. P. 74-89; Bouman C. A. The Immaculate Conception in the Liturgy // The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance. Notre Dame (Ind.), 1958. P. 113-159; Clayton M. The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England. Camb.; N. Y., 1990.

Е. Е. Макаров, А. А. Ткаченко

Зачатие Богородицы (греч. Ευλληπσις τής ‘αγιας και θεοπρομητορος Aννας -зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) - праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери - Богородицы. Празднование совершается 22 декабря (по новому стилю).

Точное время установления празднование в память зачатия Богородицы неизвестно. Учитывая, что уже в VIII-IX веках на праздник пишутся сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), то вероятно праздник имеет древнее происхождение. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу тех религиозных праздников в которые запрещено работать.

Событие праздника

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу у благочестивой семейной пары - Иаокима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

После этого Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия - 9 декабря (по Юлианскому календарю) установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и родилась без мужа, но это несправедливо».

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

В Католической церкви в 1854 году был установлен догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей - Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием, протестантизмом и более мелкими христианскими течениями.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря, имеет статус Торжества и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.

Иконография

В иконописи изображение зачатия Богородицы представлено в трёх вариантах:

  • Встреча (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Богородица изображается попирающей ногами змия.
  • Святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.




Зачатие Праведной Анною Пресвятой Богородицы.

22 декабря (9 декабря по старому стилю) Святая Церковь празднует зачатие Святой праведной Анною Пресвятой Богородицы. На Востоке этот праздник известен с VII века. Первым письменным свидетельством установления празднования является канон, написанный преподобным Андреем Критиским, а также проповеди Георгия Никомидийского и Иоанна Эвбейского.

О значимости этого праздника для Православной Церкви писал Владимир Николаевич Лосский: «Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той «полноте времен», когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы «Слово стало плотью». Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения, так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: «Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея».

Повествование о зачатии святой Анной Пресвятой Богородицы, согласно «Житиям святых» святителя Димитрием Ростовским.

Пресвятая Богородица была рождена от святого Иоакима из колена Иудина, из дома Давидова святой Анной из колена Левиина, из рода Ааронова. Имея богатство вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, — одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

И, так как праведной жизнью Иоаким и Анна угодили Богу, Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, Святейшей из святых, Честнейшей херувимов. И хотя можно было найти тогда на земле многих, живущих праведно и угождающих Богу, Иоаким и Анна превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными, чтобы от них родилась Божия Матерь. Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. И если Скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона, прообразовала Деву Марию, то материя, из которой была сделана скиния, прообразовала родителей Божией Матери. Она родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Иоаким и Анна, по особому Божиему изволению, долгое время были бездетны - и в том явилась сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей, потому что само зачатие и рождение от неплодной женщины невозможно иначе, как по силе благодати Божией. Зачатие произошло действием не природы, но Бога, побеждающего законы природы и уничтожающего узы неплодия.

Благочестивые родители Пресвятой Девы уподобились Аврааму и Сарре, которые после долгого неплодства родили, по обетованию Божьему, Исаака в старости. Насколько сама рожденная Дева выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они достигли не сразу, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и сердечной скорби они умолили Бога, и скорбь обратилась в радость, а бесчестие их (которому подвергались все неплодные в иудейском обществе, которое подозревало их в тайных грехах) явилось предвестником великой чести.

Скорбя о своей бездетности и о поношении от соплеменников, благочестивые супруги не ослабевали в своем уповании на Бога. Когда священник в Иерусалиме отказался принять дар Иоакима, укоряя того в бездетности, он удалился в пустыню, где пробыл сорок дней в посте и молитве.

Не буду есть, - говорил он, - и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в бесплодии, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

Когда Анна с плачем взывала к Богу, прося отнять от них поношение и даровать ей чадо, как даровал Господь Иосифа неплодной Сарре и Самуила — Анне. Явился ей ангел Господень и сказал:

Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

Жив Господь Бог, если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию, и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

И зачала святая Анна от мужа своего Иоакима в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Начало и Ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия.

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

В.Селюминов
По «Житию святых праведных богоотец Иоакима и Анны»
святителя Димтрия Ростовского

Тропарь, глас 4:

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакими бо и Анну услышав Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает богоотроковицу, из неяже сам родися неописанный, человек быв, ангелом повелев вопити ей: радуйся благдатная, Господь с тобою.

Кондак, глас 4:

Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово рождшую.

По календарю начало зимы.
Зима устанавливается окончательно.
Анна зиму устанавливает окончательно.
*
*

Анна зимняя.
Анна Зимняя, она же Тёмная – зимнее солнцестояние, самый короткий день в году.
Самый короткий день в году - день зимнего солнцеворота, который в народных поговорках неправильно относится к 12/25 декабря, Спиридону Солновороту.
На Анну - зимнее солнцестояние, рождение Солнца.
Самый короткий день в году и самая длинная ночь.
Со следующего дня день начинает увеличиваться, но вступает в силу астрономическая зима.
День зимнего противостояния.
День зимнего солнцестояния- начало зимы, приметили:
"На зачатие святой Анны осень кончается, зима начинается".
Зима силу набирает, а солнце на весну поворачивает.
С этого дня солнце идет на лето, а зима - на мороз.
*

По этому дню определяют погоду на пол года вперед: по зиме и лето.
Если сегодня идет снег, то лето будет дождливое, если мороз - к ясной, солнечной погоде.
Каков сегодня день, таков будет и на 31 декабря.
Какая погода в этот день, такая и 31 декабря.
Если на Анну зимнюю лучисто и светло - к ясному и морозному 31 декабря, хмуро и на деревьях иней - к пасмурному и теплому новогодью.
Какая Анна до полудня, такая и зима до декабря.
Какая Анна до ночки, такая зима до весны.
--

Народ приметил:
Большой иней на деревьях в этот день предсказывает хороший урожай на следующий год.
"На Анну большой иней на деревьях - к урожаю".
На Анну большой иней на деревьях – к урожаю.
Иней на деревьях в этот день - к урожаю.
Снег в буграх – к урожаю.
"Опока на деревьях - к урожаю".
Опока (кружевина) на деревьях на Зачатие Анны к урожаю.

Замечали, что
"В этот день волки стадятся, а разбегаются после выстрелов на святое Крещение", волки в стаях были особенно опасны.
На Зачатие Анны волки стадятся - в стаи собираются, - а разбегают­ся после выстрелов на Крещение
Волки сбиваются в стаи, становятся особенно опасными.
*

Метеорологическим явлениям, сопровождающим солнцеворот, придается большое значение, по ним судят о предстоящей погоде, о весеннем посеве, о будущем урожае.
С этого времени отмечается постепенный, хотя в начале весьма медленный, прирост дня, к концу месяца не более как "на куриный шаг".
В последующие Дни, как и в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который повсеместно считается предвестником урожая.
Если в эти дни и ночи ясно, небо звездно, погода холодная - ожидают благословенного года, урожая, благополучия для людей и скота.
*

Затем наступают Сочельник, Рождество, Святки.
Тут опять время праздничного веселья и разгула, но вместе с тем и время важнейших во всю зиму наблюдений, которые кладутся в основу предсказаний.
Столь же благоприятны на святках обильные снега, которые для хлебов навоза стоят.
Святки богаты не только разными приметами, но и множеством различных суеверий, в частности среди многочисленных святочных гаданий есть немало и таких, которые якобы предсказывают будущий урожай и будущую погоду. Важное значение придается тому, в какие фазы луны, в какие дни недели приходит Рождество.

Почитая в высшей мере Пресвятую Богородицу, Церковь празднует не только рождение, но и зачатие Ее.
Зачатие Пресвятой Богородицы празд­нуется 22 декабря.
А поскольку матерью Пресвятой Девы Марии была свя­тая Анна, то в народе и день Зачатия стали называть Анна Зимняя.

Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
Мать Пресвятой Девы Марии святая праведная Анна долго была бесплодной и уже в зрелом возрасте зачала от мужа своего святого праведного Иоакима будущую Богородицу.
Память святой праведной Анны чтится несколько раз в году.

Святую пророчицу Анну, мать пророка Самуила

(1100 до Р. Х.).
У Анны долго не было детей.
Тогда она дала обет Богу: если у нее родится ребенок, она отдаст его в храм.
Господь услышал ее мольбы и ниспослал ей сына, которого назвали Самуилом, что означает «испрошенный у Бога».
Самуил стал последним судьей Израильским и пророком.

День зачатия Святой Анны отмечался беременными женщинами и пчеловодами.
Анна на Руси считалась покровительницей беременных женщин, на которых в этот день возлагалось много запретов.
Беременным запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо существенную работу.
Крестьяне верили: чтобы будущая мать ни делала в этот день, все мистическим образом отражается на ребенке.
· Беременным женщинам в этот день нельзя делать тяжелой работы.
Если она начнет раздувать огонь в печи, то оставит на тельце младенца красную отметину.
Если начнет шить и у нее запутаются нитки – ребенок будет обвит пуповиной.

В этот день для беременных женщин был пост -
"На зачатие святой Анны беременным бабам пост".
22 декабря беременная женщина должна была поститься и стараться не грешить.
Беременная на Анну не могла выйти на улицу, где господствовала «злая» тьма.
Нельзя было встречаться с нищими и убогими, чтобы те не передали ребенку своего несчастья.
· Чтобы не родить урода, беременным не следует смотреть на некрасивых людей.
Следует помнить, что беременным женщинам нельзя становится крестной матерью, так как крестник будет недолговечен.

К беременным женщинам на Руси было двоякое отношение.
С одной стороны, такая женщина почиталась как олицетворение плодородия, ей приписывалась магическая сила.
Беременная женщина могла вылечить от бесплодия, вызвать дождь и унять пожар.
С другой стороны, беременность считалась опасным и нечистым состоянием, отсюда многие запреты, которые были призваны защитить женщину и еще не родившегося ребенка.
Издревле все капризы беременных старались выполнять.
Запрещено было в присутствии беременной кричать или ругаться, чтобы не напугать ее и будущего ребенка.
Беременная женщина не должна была посещать нечистых мест: сидеть на пороге или на меже, стоять на перекрестке, подходить к строящемуся дому или к мельнице, выходить на улицу после захода солнца.
Чтобы беременность была легкая, нельзя было переступать острые предметы и упряжь (чтобы «не причинить боль» или «не замкнуть» беременность).
Женщина не брала в руки веревку, опасаясь, что ребенок может родиться обвитый пуповиной.
Не расчесывала волос, стараясь не обидеть Параскеву Пятницу, которая должна была помогать во время родов.
Чтобы не родились близнецы (бедные дети, у которых одна судьба на двоих), беременная старалась не есть сдвоенных (сросшихся) плодов.
Верили, что от беременной исходит опасность, так как она носит сразу две души и стоит на пороге между человеческим миром и миром духов (загробным миром).
Такое отношение к беременным появилось не случайно, учитывая высокую смертность в те времена во время беременности и родов.

Приметы и обычаи:

крестьяне считали этот день самым темным и коротким в году.
Существовало поверье, что 22 декабря идет страшная битва между силами тьмы (всевозможными злыми духами) и силами света (Божьими легионами).
Свет всегда побеждает тьму, и на следующий день рождается первый солнечный луч – символ новой жизни и скорого обновления.

Рецепты
*
Рыба, запеченная в фольге
рыбное филе – 500 г,
укроп или тмин – 1 ст. ложка,
черный молотый перец, растительное масло и соль – по вкусу.
Фольгу смажьте жиром, положите размороженное рыбное филе, посолите, посыпьте зеленью, приправами.

Каждый кусок обильно полейте растительным маслом.

Тщательно заверните, положите на противень и поставьте в хорошо нагретую духовку. Запекайте около 1 часа, подавайте с вареным картофелем.

В этот день посуда бьется не на счастье.
Не желательно также сегодня готовить блюда из птицы.
Если сегодня на улице вас облает или попытается укусить собака, это можно считать предупреждением об опасности потери должности из-зи происков тайных врагов.

Беременные должны в этот день позаботиться о себе.
Перепишите этот оберег, прочитайте его три раза и носите его постоянно при себе.
" Господи, благослови меня на всякий час, на всякую минуту.
Крест - креститель, души моей спаситель,
Душу, чрев мой спасаеш, от врагов оберегаеш.
Ангел - Спаситель со мной, Ангел - Хранитель передо мной.
Богородица позади, Господь впереди.
Чур мое тело, чур мой живот, чур мой чрева плод.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь"
Постарайтесь этот день пересидеть дома.

22 декабря Святая Церковь чтит праздник Зачатия святой. праведной.Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Этот тихий, сокровенный праздник дарует Церкви начало непреходящей Радости-зачинается Дева, имеющая стать Матерью Спасителя-Господа Иисуса Христа. Для Зачатьевского монастыря сегодня особый день -престольный праздник всей обители. Сегодня в монастыре совершалось две Божественных Литургии. Ранняя Литургия была отслужена в храме Зачатия святой Анны, устроенном в 1997 году в Новом Трапезном корпусе. В этом храме души богомольцев наполняются миром и надеждой от внимательного взора на росписи сводов и стен, повествующие о чудесном житии святых праведных богоотцев Иоакима и Анны и Пресвятой Девы - Богородицы Марии. Особые святыни храма- икона святой праведной Анны - точный список чудотворной иконы из скита св. прав. Анны Святой горы Афон и старинная монастырская икона Пресвятой Богородицы «Руно Орошенное». Позднюю службу в воссозданном Соборе Рождества Богородицы возглавил Высокопреосвященный Валентин в сослужении монастырского духовенства. Разделить радость престольного праздника обители приехали игумении ставропигиальных монастырей- игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря и игумения Мария, настоятельница Борисо-Глебского монастыря в Аносино. Во время праздничных богослужений для поклонения были вынесены частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны. Нежная радость праздника Зачатия святой Анною Пресвятой Богородицы наполняла сердца всех молящихся, раскрывая таинственный смысл зачатия внутреннего, нового человека всеисполняющей благодатию Христовой в душах, чистых от всякой скверны плоти и духа. По совершении Божественной Литургии был отслужен краткий благодарственный молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, а затем было проведено награждение Патриаршей юбилейной медалью в честь 100-летия восстановления Патриаршества почтенного трудника Зачатьевской обители Смирнова Валерия Николаевича. Матушка игумения приветствовала Высокопреосвященного Владыку теплыми словами благодарности и молитвенных благопожеланий и преподнесла памятный подарок-писаный образ Зачатия св.прав.Анны и букет цветов. Матушка отметила сугубую важность для обители сегодняшнего дня, так как ровно 25 лет назад матушка игумения с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденском переулке, вошла в стены обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Возрождение монастыря началось в 1991 году. Осенью 1992 года сестрам было предоставлено помещение в Северном корпусе келий, и 22 декабря, в день главного монастырского праздника - Зачатия святой праведной Анны, они вселились под кров обители. День новоселья был ознаменован первым архиерейским крестным ходом. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений (ныне - митрополит).

Высокопреосвященный владыка Валентин с сердечной благодарностью обратился к матушке игумении, духовенству. Сестрам обители и всем молящимся, передал благословение и поздравление с праздником от Святейшего Патриарха и молитвенно пожелал монастырю духовного процветания во спасение душ насельниц и всех, притекающих под святой покров обители.

Святые праведные Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году святителем Алексием, Митрополитом Московским для его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Первоначально он носил именование Алексеевского по храму, освященному в честь небесного покровителя Митрополита - преподобного Алексия, человека Божия. Зачатьевским монастырь стал называться позднее, когда повелением и иждивением великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанни Грозного), желавшего испросить у Бога наследника, был построен каменный храм с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Великий князь пригласил для создания храма искусного зодчего - Алевиза Фрязина. В 1584 году благочестивый царь Феодор Иоаннович также в мольбе о даровании чада по обету восстановил обитель, полностью уничтоженную Большим Московским пожаром 1547 года, и вновь устроил соборную церковь Зачатия святой праведной Анны с приделами и трапезную церковь Рождества Богородицы. В конце 18 - начале 19 века при игумении Доримедонте (Протопоповой) и при поддержке митрополита Московского Платона (Лёвшина) был воздвигнут новый величественный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия святой праведной Анны на хорах. Во все времена в обитель приходили супруги - и простые крестьяне, и знатные вельможи - молиться о даровании чад. У благочестивых русских правителей также был обычай жертвовать в монастырь богатые дары, прося молитв о рождении наследника. С XVIII века в обители появилась чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», почитаемая ради исцелений и разрешения семейных скорбей, а также многих случаев благодатной помощи при безчадии. С тех пор еще более паломников стали прибегать к монастырским святыням с молитвой о даровании чад, и по вере и благодати Божией получали просимое.

В XX веке Зачатьевский монастырь разделил участь гонений, воздвигнутых на Церковь: в 1925 году обитель была закрыта, насельницы изгнаны, храмы разрушены или перестроены. Главную святыню - икону Божией Матери «Милостивая» перенесли в соседний храм святого пророка Божия Илии. Удалось сохранить и некоторые другие старинные иконы, среди них - монастырская икона Зачатия святой праведной Анны, ныне находящаяся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь святых праведных Иоакима и Анны.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, и 22 декабря, в день главного праздника обители - Зачатия святой праведной Анны, был совершен первый крестный ход.

В 1997 году в Новом трапезном корпусе был устроен и освящен храм Зачатия святой праведной Анны.

В 2010 году состоялось Великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, в котором один из приделов посвящен святым Богоотцам Иоакиму и Анне. В соборе имеется частица святых мощей праведной Анны. По субботам в 12 часов совершается молебен святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад безплодным супругам. В течение дня в соборном храме можно помолиться, заказать молебен о даровании чада. В обители есть также чтимые иконы Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитательница», и афонский список иконы святой праведной Анны с Богоматерью на руках. Многие супруги по молитвам к Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне и основательницам монастыря, преподобным Иулиании и Евпраксии, разрешились от уз неплодства и родили долгожданных детей.