Привинченный, вклеенный или сквозной гриф? Способ крепления грифа к корпусу электрогитары. Нюанс заслуживающий внимания Виды крепления грифа на гитаре

1. Гриф
2. Корпус (дека)

4. Верхний порожек
5. Колки (колковый механизм)
6. Бридж (струнодержатель, машинка)
7. Звукосниматель
8. Переключатель звукоснимателей
9. Регулятор тембра
10. Регулятор громкости
11. Гнездо подключения шнура
12. Отверстие для регулировки анкера
13. Крепление ремня
14. Маркер лада

Гриф (нем. Griff - рукоятка). Гриф является одной из самых сложных деталей электрогитары. Наиболее популярным материалом для изготовления грифов электрогитар является клён и красное дерево.

Накладка на гриф

Гриф электрогитары может быть с накладкой, в которой установлены лады и из цельного куска дерева. Наиболее известные гитары с цельными грифами - фирмы Fender, но эта технология используется почти всеми современными производителями.

Самое распространенное дерево для изготовления накладки грифа гитары -

Палисандр (Rosewood)

Клен (Maple)

Эбони (Черное дерево)
(Dispyrus Melanoxylon)

Основные способы крепления грифа к корпусу электрогитары

На болтах (bolt-on) – этот способ крепления придумал Лео Фендер в конце 40-х годов и стал использовать его на своих инструментах. Это позволяло значительно снижать издержки при массовом производстве. Например, если на собранном инструменте вдруг обнаруживался брак, гриф (или корпус) просто отвинчивался и заменялся новым. Как говорится, «дешево и сердито». Для такого способа крепления характерна яркая атака и хорошая «читаемость» нот. Очень важно, чтобы гриф максимально плотно прилегал к корпусу, если есть зазоры, лучше отнести гитару мастеру, чтобы он немного подровнял площадку под пятку грифа на корпусе. Эта очень простая и недорогая операция улучшит звучание вашего инструмента. Для обеспечения наилучшего контакта грифа с корпусом многие фирмы крепят грифы пятью -шестью, а порой и большим количеством шурупов.

Вклеенный (glued/set-in) – такой способ крепления используется такими фирмами, как Gibson, PRS и многими другими. Атака не такая яркая, как у грифа на болтах, зато лучше сустейн.

Сквозной (neck-through) – самый дорогой способ крепления грифа. Появился позже первых двух. Этот способ крепления на электрогитарах применяется довольно редко, а вот басы со сквозным грифом отнюдь не редкость. Обычно инструменты со сквозным грифом звучат очень ровно, без провалов во всем диапазоне и обладают отличным сустейном. Так как гриф в данном случае занимает почти третью часть корпуса, к тому же центральную, материал, из которого он изготовлен, оказывает большее влияние на звук, чем при других способах крепления. Также для этой конструкции характерно незначительное снижение резонанса на низких частотах. Используется на большинстве моделей басов Fodera, некоторых моделях гитар Jackson.

Основные способы крепления грифа

Привинченный
(Bold-on neck)
Вклееный
(Set neck)
Сквозной
(Neck-thru)

2. Корпус (дека)

По конструкции корпусов электрогитары подразделяются -

Полый корпус
(hollow body)
Полукорпусные
(semi-hollowbody)

Цельнокорпусные (solid body) гитары, корпус которых представляет собой деталь, изготовленную из цельного дерева, без каких-либо отверстий или полостей. Цельнокорпусные гитары - самый распространенный тип гитар в рок-музыке. Они, как правило, обладают отличным сустейном и хорошо подавляют возникновение фидбэка на высоком уровне громкости. В качестве примеров цельнокорпусных гитар можно привести такие модели компании Gibson, как Les Paul и SG (что, кстати, означает Solid Guitar - т.е. гитара с цельным корпусом), модели компании Fender Stratocaster и Telecaster, модель Paul Reed Smith Standard и множество других.

Полый корпус (hollow body) Гитары с полым корпусом чаще ассоциируются с джазом, чем с роком, хотя и здесь имеются исключения: например, Тед Наджент играет на полнокорпусной гитаре Gibson Byrdland, а Стив Хау из группы Yes - на Gibson ES-175. Поскольку полнокорпусные гитары обладают более высокими резонансными свойствами, чем цельнокорпусные, они более подвержены фидбэку на высоких уровнях громкости. Кроме того, у них менее выражен сустейн, чем у цельнокорпусных гитар, а звучание имеет заметный "деревянный" оттенок.

Полукорпусные (semi-hollow body) К классу полукорпусных гитар относятся цельнокор - пусные гитары, в корпусах которых имеется одна или несколько акустических камер. Эти камеры усиливают акустические характеристики и глубину тона, но при этом, поскольку гитара цельнокорпусная, резонансные характеристики остаются в приемлемом диапазоне, что уменьшает шанс возникновения фидбэка. Самой популярной моделью является Gibson ES-355 ( , и др.), но такие компании, как Rickenbacker. Guild, Ibanez и другие также внесли существенный вклад в дизайн полукорпусных гитар. Полукорпусные гитары являются инструментами с очень широким диапазоном применения: они хорошо подходят для джаза, архаичного рока, фьюжн, фанка и кантри.

У струнных инструментов, в данном случае у гитары, лады (порожки лада) делят гриф на отрезки, длины которых рассчитаны в соответствии с законами волновой акустики и теории музыки. Лады представляют собой металлические полоски, вставленные в гриф, точнее в накладку грифа. Иногда под ладом подразумевают пространство между двумя соседними полосками металла, поэтому говорят «прижать струну на пятом ладу», а не «прижать струну между четвертым и пятым ладами», подразумевая, что палец прижимает струну к поверхности грифа, а не к самой полоске.

Изготовление ладов

Лады изготавливаются из высококачественных материалов с использованием следующих основных материалов:

- Нейзильберовые лады
- нержавеющая сталь
- латунь специальная
- неаллергенный сплав
- бронза с содержанием олова 15%

Нейзильберовые лады выпускаются двух твердостей: лады стандартной твердости (из нейзильбера с содержанием никеля 12%); лады особо твердые (из нейзильбера с содержанием никеля 18%). Особо твердые лады (e.h.) с твердостью более 170 НВ выдерживают интенсивную, длительную (до двух лет) игру на музыкальном инструменте.

Нейзильберовые лады производятся с различными формами головки. Наибольшее распространение получили дугообразная (традиционная) и треугольные формы головки. Треугольные лады позволяют играть на музыкальном инструменте без «шороха», что особенно важно при записи музыки в звукозаписывающих студиях с использованием высокочувствительной аппаратуры.

Нейзильберовые ремонтные лады имеют утолщенную ножку и успешно применяются ремонтными мастерскими при замене ладов на музыкальных инструментах. из нержавеющей стали являются ладами с повышенной износостойкостью (w.p.), имеют твердость до 40 HRC. Это практически «вечные лады».

Лады из латуни специальной имеют золотистый цвет и стандартную твердость. из неаллергенного сплава серебристого цвета, стандартной твердости предназначены для музыкальных инструментов, изготавливаемых из материалов не вызывающих аллергическую реакцию у музыканта.

Лады из бронзы с содержанием олова 15% (самой звонкой бронзы) имеют цвет золота, твердость, близкую к твердости нейзильберовых особо твердых ладов. Эти уникальные лады особенно хорошо проявляют себя на высококачественных электрогитарах.

Формы ладов

Основные формы ладов:

6100: Большие, для ощущения "скалопированности" грифа
6105: Узкие и высокие, очень популярные
6130: "Medium Jumbo" - такие на большинстве грифов Gibson
6230: Самые маленькие лады, использовались на старых Fender
6150: "Jumbo", почти такой же ширины как "Medium Jumbo", но немного выше

4. Верхний порожек

Верхний порожек определяет расстояние между струн и высоту их над ладами. Он должен соответствовать ширине грифа, радиусу накладки и высоте ладов. Он как бы изначально прижимает струны на 0-м ладу, а струны, опирающиеся на верхний порожек, но не прижатые пальцами левой руки гитариста к ладовым порожкам называются открытыми (т.е. неприжатыми).

Cвойство некоторых материалов из которых изготавливают верхний порожек

Кость:

Твердый, плотный материал
- яркий, чистый и читаемый звук

Графит:

Самосмазочный материал, хорош для гитар с тремоло-системами
- тёплое звучание
- мягкий, легко обрабатывается

Медь:

- твёрдый материал, хорошо полируется и смотрится с золочёной фурнитурой
- отличный сустейн для бас-гитар и слайд-гитар
- яркий звук

Никель:

- делается из того же материала, что и ладовая проволока (медь и 18% никеля), поэтому соответствует звучанию и виду ладов
- хорошо полируется
- очень яркий звук с отличной читаемостью и сустейном

Порожки TUSQ

Синтетический материал по виду напоминающий кость
- прозрачное и глубокое звучание, с хорошим сустейном

Порожки Corian:

Твёрдый синтетический материал
- уравновешенный, чистый звук

Запирающиеся порожки

Это порожек, который зажимает струны и позволяет вашей гитаре держать строй при активной работе машиной. Некоторые считают, что это единственный способ заставить гитару держать строй. Они отчасти правы, это действительно хорошо работает, но остерегайтесь изменения тона. Металлический запирающий порожек не позволяет струнам долго резонировать и сильно сокращает сустейн, однако, если ваш стиль игры не предполагает частого использования машины - это не будет большой проблемой.

За последние 15 лет появились отличные устройства, которые являются золотой серединой между обычным и запирающим порожком. Первое, о чём я хочу упомянуть - это роликовый порожек LSR . Его можно увидеть на некоторых стратах Fender.

У данного порожка интересная конструкция - в нём есть специальные ролики, через которые проходят струны. Эти ролики позволяют струнам возвращаться в центральное положение после использования тремоло-машины. У меня есть такой на одном из стратов и он работает действительно хорошо. Это позволяет гитаре не расстраиваться при выполнении трюков с тремоло в духе . А вот при трюках , такой порожек будет держать строй хуже, чем запирающий.

Второе интересное устройство - компенсирующий порожек Earvana . Очень хорошая конструкция и принцип действия. Интонация является ещё одним важным фактором, определяющим как звучит и чувствуется гитара. Мало того, что Earvana улучшит интонацию - эта конструкция также поможет гитаре держать строй, когда вы работаете с тремоло.

Теперь вам не придётся подстраивать гитару после использования тремоло, а струны станут звучать немного дольше, благодаря компенсирующему порожку.

Колки (колковый механизм) - предназначены для закрепления и натяжения струн при настройке гитары.

Колки бывают нескольких видов: обычные, локовые и степлоковые. От качества колкового механизма в большей степени зависит на сколько долго ваша гитара будет держать строй. Так же нужно обратить внимание на качество

Колки состоят из вала, червячного механизма и ручки. Отношения механизма указывают, сколько поворотов ручки (на 360°) необходимо сделать, что бы вал совершил один оборот. Обычные отношения механизма находятся между 1:12 и 1:20. Отношение механизма 1:14, например, означает, что 14 поворотов ручки заставят вал совершить один полный поворот. Колки позволяют настраивать гитару, и от их качества зависит способность гитары устойчиво держать настройку. Не экономьте на них. Чем мягче и точнее ход у колков, тем легче настроить гитару. Колки с закрытым механизмом лучше чем с открытым. Легкость вращения колка часто может регулироваться винтом на ручке. Schaller, Gotoh, Grover, Kluson и Sperzel - фирмы производители качественных колков, и особенно произведенные немецкой фирмой Schaller имеют очень хорошую репутацию. Сделанные японской компанией Gotoh дешевле, но так же неплохи по качеству. Большинство колков хромированые или золоченые. Если Вы хотите сэкономить немного денег, покупайте колки полированные машиной вместо полированных вручную.

Локовые колки имеют неоспоримые преимущества: гитара может быть настроена быстрее, меньше витков надо накручивать на колок, при работе машинкой гитара будет меньше расстраиваться и наконец зажатая струна при натяжении не «поползет».

Разноразмерные колки с валами разной длины необходимы, если головка грифа не имеет наклона к грифу. Такие колки помогают поддерживать достаточное давление струн на верхний порожек. Тот же самый эффект может быть достигнут с обычными колками, используя клиновидную прокладку.




Сегодня я решил провести такой небольшой обзор, можно сказать, одной из главных частей бас-гитары. И смотрите, что у меня из этого вышло.

В настоящее время существует три типа грифов бас-гитар – это привинченный, вкленный и сквозной. И каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Какой инструмент выбрать (с каким грифом) решать только вам. А теперь давайте более подробно разберём каждый тип.

Привинченный (bolt-on) гриф бас-гитары

Здесь всё относительно просто: шурупы расположены на металлической пластине («пятке грифа»), при этом проходят сквозь корпус и держат гриф. Иногда шурупы могут быть утоплены в корпус (например, на инструментах Ibanez). Достоинства этого типа грифов: чёткий звук, простота в изготовлении, а также установке и снятии. Но при установке всё-таки придётся повозиться, дабы гриф хорошо «сел» на место. Производители бас-гитар пытаются как-то избегать этот недостаток. Например, сажают не на 4 болта, а на 6. Или же усиливают конструкцию пластинами (примером тому Yamaha Attitude Limited II, на которой играет Билли Шихан (Billy Sheehan)). Такие производители, как Music Man, Fender, G&L предпочитают именно такой тип соединения грифа с корпусом. А некоторые компании вообще никакого предпочтения ничему и не отдают (например, ESP).

Вклеенный (set-neck) гриф бас-гитары

Этот вариант крепления ещё называют встроенный. Такой тип соединения предпочитает компания Gibson. При этом соединении гриф вставляется в специальное гнездо в корпусе. К плюсам этого типа соединения можно отнести то, что конструкция выходит прочной и надёжной, обеспечивает отличный сустейн. А вот недостаток типа – сложность в обслуживании. Дело в том, что обнаружить есть ли в грифе брак можно только тогда, когда почти вся гитара готова. И если он всё-таки обнаружится, то всю гитару придётся выбросить, как это ни печально.

Сквозной (neck-through) гриф бас-гитары

Сквозной гриф бас-гитары был впервые изобретен в 1950 году фирмой Rickenbacker. В отличие от вклеенного и привинченного, этот гриф тянется от самой головы и аж до штифта крепления ремня. Очень часто такой гриф бас-гитары состоит из нескольких склеенных кусков дерева различных пород. Это придает грифу прочность и выглядит очень даже ничего. А вообще, идея конечно отличная! Установка на одной части инструмента и , и звукоснимателей, и подставки дает явные преимущества таким типам грифов перед остальными. А именно: так сказать, «убедительный» сустейн, превосходная читаемость в миксе и особенное, «вкусное» звучание. Грифы такого типа можно встретить, например, на таких гитарах как Spector, Alembic, Tobias, Carvin, Overwater, а также на ранних Gibson Thunderbird.

Длина грифа бас-гитары (мензура) оказывает огромное влияние на ощущения исполнителя при игре, а также на звук инструмента. Мензура измеряется, как правило, от верхнего порожка до подставки струнодержателя бас-гитары. Обычно это расстояние равно двойному расстоянию от верхнего порожка до 12 лада.

Струнодержатель чаще всего регулируемый. За счет его подвижных подструнников можно отрегулировать мензуру. А сделано это для того, чтобы была возможность исправить погрешность интонации, возникающей из-за разного калибра струн бас-гитары.

Оптимальный вариант длины грифа (мензуры) определил сам Лео Фендер. Она равняется 34 дюймам – оптимальный вариант с точки зрения тембровых качеств инструмента и удобства игры. Кстати, сегодня 34 дюйма – это производственный стандарт. Существуют разные грифы, например, короткомензурные (их длина равняется 30 дюймам), а также среднемензурные (32 дюйма).

В наши дни существуют бас-гитары и с 35-ти и даже с 36-дюймовыми грифами. Чаще всего это пятиструнники. Связано это, как Вы наверное догадались, с пятой струной Си (В).

Гриф бас-гитары делают из самых различных материалов. Например, клен за счет своей достаточной жесткости и стабильности получил наибольшее распространение у привинченных грифов. Для вклеенных же чаще всего используют красное дерево. Стоит отметить, что в последнее время стали широко использовать и ясень для различных типов данной части инструмента.

Есть еще вариант исполнения грифа бас-гитары из графита. Альтернатива дереву редкая и дорогая, но в тоже время стабильная и надежная, не подверженная капризам природы, в отличие от деревянных грифов, из-за чего они то и требуют периодической подстройки. Первый графитовый гриф был предложен в 1970 году компанией Modulus, которая после успешного сотрудничества с Music Man и Alembic, сама начала производить гитары из графита. Последователями Modulus можно считать Zon и Status. Популярность таких инструментов доказывает тот факт, что эти фирмы и по сей день выпускают инструменты с графитовыми деталями.

Наряду с материалом очень важен и дизайн грифа бас-гитары. Ведь именно от этих двух факторов зависит звук и ощущения исполнителя при игре. Одной из главных задач при изготовлении грифа инструмента является избегание возникновения мертвых зон, т.е. безжизненных нот, которые по своему тембру и сустейну явно отстают от остальных. И вот в этом графитовые грифы могут дать фору всем – мертвые зоны на нем отсутствуют.

На тактильные ощущения исполнителя влияют материал, ширина и профиль грифа. Самые распространенные профили – С и V. Первые достаточно скруглены, а вот вторые имеют отчетливое «ребро». Стоит заметить, что у разных производителей профили грифов значительно отличаются.

Несколько слов хотелось бы написать про алюминиевые грифы, которые так и не стали популярными. Музыканты посчитали эти грифы холодными. А производитель Hartke, спрятавший алюминиевый гриф в деревянной оболочке потерпел крах из-за того, что звук инструмента невозможно было не отличить =)).

Для того, чтобы струны правильно резонировали во избежание перенапряжения, которое может возникнуть в связи с перенатяжением, деревянные грифы требуют периодической регулировки прогиба с помощью анкерного стержня, спрятанного в них. Закручивая анкерный стержень или давая ему слабину мы можем повлиять на прогиб и давление грифа бас-гитары.

И последнее, о чем бы мне хотелось упомянуть в этой статье – это покрытие. Оно непосредственно влияет на тактильные ощущения музыкантов. В последнее время грифы стали покрывать материалами на масляной основе. И стоит сказать, что на ощупь приятнее, но вот сама бас-гитара начинает выглядеть, будто инструмент используют не покладая рук и при этом их не моют.

Ну вот и все, что мне хотелось бы рассказать вам, мои дорогие читатели блога сайт! Я надеюсь, что чем-то был вам полезен! Берегите себя и успехов вам!

Здравствуйте, уважаемые читатели нашей рассылки! На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других - нет? Какой гриф лучше - вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый - это тип распила - тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур.

Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста. Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила.

Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных.

Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой. Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге.

На этом изображении - гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

Клей или болты?

Еще один предмет горячих споров среди гитаристов - это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа - болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

Болчёный гриф (bolt-on)

Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный "карман", выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу. И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом - это тот самый "карман". Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон - это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster. Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример - это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре - своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие - наоборот.

Вклеенный гриф (set neck)

Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

Другой популярный способ крепления - dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные - это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

Сквозной гриф (neck-through body)

Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне. В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали - дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

Угол наклона головки грифа

Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других - нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример - гитары Stratocaster и Telecaster.

Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны - использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён - вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!

По-своему, электрогитары – не менее «живые» инструменты, чем акустики . Многие считают, что электрическая гитара, что-то вроде робота, у которого нет «души». На самом деле, это заблуждение. Ведь электрогитара ручной (или качественной заводской) работы в полной мере обладает одухотворённостью.
Качество и особенности звучания каждой электрогитары во многом зависит от конструкции грифа, а также способа, при помощи которого гриф прикреплён к корпусу. Есть четыре основных вида крепления грифа электрогитары: neck-trough (по-русски «сквозной»), bolt-on (крепление с помощью болтов), half-trough body (сквозной наполовину), glued или set neck (дословно – «вклеенный»). Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

Сквозное . Такой тип крепления является самым дорогим и считается наилучшим. Чаще всего он встречается на бас-гитарах . Инструмент с таким креплением грифа звучит ровно, без скачков по всему частотному диапазону, но низких частотах обычно бывает небольшое снижение резонанса. Гитары со сквозным креплением очень удобны, обладают хорошим сустейном (продолжительностью звучания нот), на них легче даются исполнения сложных соло-партий. Но есть и существенный недостаток: в случае появления повреждений, ремонт неминуемо будет дорогостоящим. Чаще всего, после поломки, при таких креплениях ремонт невозможен. Сквозные крепления часто используются в гитарах Jackson , но не только. Ещё пример — BC RICH Mockingbird ST Trans.

Сквозное крепление грифа

Болтовое крепление . Массовый, широко распространённый способ. Отличается практичностью и простотой — в случае появления на грифе дефектов (или просто при желании заменить его на новый) — съём и новый монтаж части производятся быстро и легко. Особенности — острый тон, относительно слабый сустейн. Отличный выбор в качестве ритм гитары в тяжёлом роке. Главное, чтобы гриф плотно прилегал к корпусу. Чтобы убрать даже самый мелкий зазор — смело несите инструмент к мастеру. Процедура обойдётся недорого и сделает звучание намного лучше. Болтовое крепление применяется в ряде моделей практически у всех производителей. Вот пара примеров: BC RICH Warlock Revenge White (RWGW), YAMAHA PACIFICA 112J, STAGG S300 Redburst.

Болтовое крепление грифа

Полусквозное . Этот способ появился в конце восьмидесятых и мало кого вдохновил, из-за чего сегодня гитары с таким креплением грифа встречаются крайне редко. В отличие от сквозного соединения, в данном случае корпус не разделён пополам, а полностью целен. Звучание, в общем, такое же как и у инструментов со сквозным грифом; незначительные отличия могут встречаться в тех или иных моделях, но не систематизировано. Tung и Ibanez относительно часто выпускают бас-гитары с полусквозным креплением.

Вклеенный гриф . Многие крупные производители (например, Gibson) крепят гриф таким образом в дорогостоящих моделях. Деталь ставят в специальную выемку и плотно закрепляют эпоксидной смолой. Благодаря вклеенному грифу, при звучании отлично передаются акустические характеристики древесины, из которой изготовлен инструмент. Атака — мягкая, то есть звук бархатист и богат обертонами. Сустейн — отличный.

Вклеенный гриф на гитаре

ВЫБОР ГИТАР, ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ОТЛИЧИЯ

Итак, электрические гитары делятся на несколько категорий, каждая из которых определяется той или иной моделью, ставшей в свое время настолько популярной, что все остальные производители практически просто подражают ей. К четырем самым примечательным архетипам электрогитар относятся модели Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Gibson ES-355 и Gibson Les Paul . Все эти модели представлены на рис. 1.

Рис. 1 Четыре архетипа электрогитар. Слева направо: Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Gibson ES-335 и Gibson Les Paul .

Каждая из этих моделей имеет уникальную форму корпуса и свой индивидуальный тон. Важность этих моделей состоит еще и в том, что они настолько повлияли на рок-музыку в целом, что их названия стали именами нарицательными (подобно тому, как название "ксерокс" прочно закрепилось за всеми фотокопировальными аппаратами независимо от их производителя). Например, в музыкальном магазине вам может попасться гитара, произведенная компанией Yamaha, форма которой точно соответствует форме Stratocaster, или гитара компании Ibanez с дизайном Gibson ES-355. К другим важным, но менее популярным архетипам относятся также модели Gibson Explorer , Flying-V и SG.

Рис. 2 Слева на право: Gibson Explorer, Gibson Flying-V и Gibson SG

Оценка качества

При оценке качества гитары имеет смысл рассматривать ее по отдельным компонентам.

Основными являются следующие четыре фактора:

  1. Стиль оформления корпуса и древесина, из которой он изготовлен.
  2. Размеры грифа и его лицевой накладки, а также материалы, из которых они изготовлены.
  3. Конструкция, материалы и качество изготовления подставки, верхнего порожка и колковой механики.
  4. Качество электроники.

Если вы понимаете, как все эти компоненты взаимодействуют и как они влияют на качество звучания гитары в целом, ваш выбор будет осознанным и наиболее точным.

Проверка корпуса

В силу специфики устройства электрогитары корпус оказывает значительное влияние на тон звучания инструмента. Гитарные мастера применяют различные материалы для создания гитар, в том числе и специальным образом подготовленную тонированную древесину: ольху, ясень, красное дерево, клен и др., а также синтетические материалы. Каждый из перечисленных материалов имеет собственные резонансные характеристики, что и придает звучанию двух одинаковых гитар, изготовленных из разных материалов (например, одна из ольхи, а вторая - из ясеня), разную (иногда - совершенно разную) окраску.

Отнеситесь к выбору корпуса очень внимательно, ведь вы собираетесь провести с гитарой в руках множество часов, причем как на репетициях, так и (кто знает?) на сцене. Поэтому вы должны чувствовать себя комфортно как при игре в позиции стоя, так и сидя, а движение левой руки по грифу не должно ничего стеснять. Ну и. естественно, вы должны не только чувствовать себя "круто", но и "стильно" выглядеть, поэтому, выбирая гитару, нелишне посмотреть на себя в зеркало.

Типы корпусов

По конструкции корпусов все электрогитары делятся на три следующие категории.

Цельнокорпусные (solidbody). Цельнокорпусными такие гитары называются потому, что их корпус представляет собой деталь, изготовленную из цельного дерева, без каких-либо отверстий или полостей. Цельнокорпусные гитары - самый распространенный тип гитар в рок-музыке. Они, как правило, обладают отличным сустейном и хорошо подавляют возникновение фидбэка на высоком уровне громкости. В качестве примеров цельнокорпусных гитар можно привести такие модели компании Gibson, как Les Paul и SG (что, кстати, означает Solid Guitar - т.е. гитара с цельным корпусом), модели компании Fender Stratocaster и Telecaster, модель Paul Reed Smith Standard и множество других.

Полнокорпусные (hollowbody). Полнокорпусные гитары чаще ассоциируются с джазом, чем с роком, хотя и здесь имеются исключения: например, Тед Наджент играет на полнокорпусной гитаре Gibson Byrdland, а Стив Хау из группы Yes- на Gibson ES-175. Поскольку полнокорпусные гитары обладают более высокими резонансными свойствами, чем цельнокорпусные, они более подвержены фидбэку на высоких уровнях громкости. Кроме того, у них менее выражен сустейн. чем у цельнокорпусных гитар, а звучание имеет заметный "деревянный" оттенок.

Полукорпусные (semi-hollowbody). К классу полукорпусных гитар относятся цельнокорпусные гитары, в корпусах которых имеется одна или несколько акустических камер. Эти камеры усиливают акустические характеристики и глубину тона, но при этом, поскольку гитара цельнокорпусная, резонансные характеристики остаются в приемлемом диапазоне, что уменьшает шанс возникновения фидбэка. Самой популярной моделью является Gibson ES-355, но такие компании, как Rickenbacker. Guild, Ibanez и другие также внесли существенный вклад в дизайн полукорпусных гитар. Полукорпусные гитары являются инструментами с очень широким диапазоном применения: они хорошо подходят для джаза, архаичного рока, фьюжн, фанка и кантри.

Проверка грифа

Гриф - это самая важная часть гитары, именно от него в значительной степени зависит то, насколько хорошо ваши пальцы будут взаимодействовать со струнами. Поэтому гриф должен лежать у вас в руке так, словно он является ее естественным продолжением.

Подобно корпусу, сам гриф и его лицевая часть (а также декоративные вставки, обозначающие основные лады) могут изготавливаться из самых разных материалов, что, естественно, сказывается не только на внешнем виде гитары, но и на ее звучании. Чаще всего для самого грифа используют клен и красное дерево, а для его лицевой части - клен, палисандр (rosewood) и черное дерево (ebony). Попробуйте, как звучат одинаковые гитары с грифами, изготовленными из разных материалов, - вы обязательно удивитесь тому насколько материал грифа влияет на технику игры и звучание инструмента. Проверьте, насколько равномерны цвет, волокна и текстура древесины, а также обязательно убедитесь в отсутствии трещин и сколов. Но самое важное свойство грифа заключается в том, чтобы пальцы левой руки перемещаясь по его поверхности, не испытывали затруднений.

Параметры грифа

Подобно всем объектам материального мира, гриф гитары имеет некоторые параметры объективная проверка которых может помочь вам в определении того, подходит ли вам эта гитара или нет. Во-первых, вы должны дотягиваться до всех шести струн, не испытывая неприятных ощущений, и играть на верхних ладах, не упираясь рукой в корпус гитары или пятку грифа. Во-вторых, гриф должен быть прочно закреплен на корпусе (если он будет двигаться, гитара будет быстро расстраиваться). В-третьих, расстояние от струн до лицевой стороны грифа должно быть как можно меньшим, но струны при игре не должны дотрагиваться к ладам.

Ширина грифа. Ширина грифа у верхнего порожка является основным фактором, определяющим субъективное восприятие легкости игры на гитаре. Чем шире гриф, тем сильнее надо тянуться пальцами к струнам. Но. с другой стороны, чем больше места остается для пальцев.

Мензура

Мензурой (scale) называется расстояние от верхнего порожка до подставки (см. рис. 1). Мензура- это один из основных факторов, влияющий на звучание гитары. Чате всего можно встретить гитары с мензурой 603 мм (23.75 дюйма) и 648 мм (25.5 дюйма). Первую мензуру еще называют гибсоновской, потому что именно такую мензуру имеют большинство гитар компании Gibson, а вторую- фендеровской. поскольку она характерна для гитар компании Fender. Чем больше у гитары мензура, тем сильнее натяжение струн. Для игры на гитаре с большой мензурой требуется прилагать больше усилии, чем для игры с малой. Однако, с другой стороны, звучание струн гитары с малой мензурой имеет более выраженный перкуссивный оттенок, чем звучание струн гитары с большой мензурой.

Рис. 1 Мензура

Радиус. Под радиусом в данном случае понимается радиус кривизны лицевой поверхности грифа. Чем больше радиус, тем более плоской является лицевая поверхность. Радиус может варьироваться в пределах от 191 мм (очень круглая лицевая поверхность) до 406 мм (практически плоская поверхность). Чаще всего применяется радиус 305 мм. Считать ли тот или иной радиус идеальным - это дело вкуса, однако исполнители традиционного рока отдают предпочтение грифам с большим значением радиуса, поскольку на таких грифах проще играть аккордами. Исполнителям же хэви-метал и неоклассического рока, как правило, больше по душе грифы с меньшим значением радиуса, поскольку такие грифы лучше подходят для исполнения виртуозных пассажей.

Форма. Когда гитаристы говорят о форме грифа, они имеют в виду форму его тыльной стороны - тон. по которой перемещается большой палец левой руки. Тыльная сторона грифа может быть круглой, плоской и даже V-образной. Были времена, когда все производители выпускали гитары с грифами одинаковой формы, однако сегодня уже можно найти одну и ту же модель с грифами разной формы.

Лады и порожки. На грифе электрогитары обычно размещается от 21 до 24 ладов. Чем больше ладов на грифе, тем больше нот можно сыграть. Гитара, на грифе которой находится 24 лада, позволяет сыграть по две полных октавы на каждой струне. Казалось бы чем больше ладов, тем лучше, однако на практике большинство исполнителей вполне устраивают гитары с грифами на 22 лада. Это объясняется тем, что к ладам, находящимся за пределами 22 лада, трудно дотягиваться. Кроме того, два лишних лада оставляют меньше места на корпусе гитары для размещения звукоснимателей. Что касается порожков, то они также бывают различных типов: тонкими, средними и широкими. Каждый тип порожков имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Выбор того или иного типа порожка - это дело вкуса и музыкальной традиции.

Привинченный, вклеенный или сквозной гриф?

Гриф гитары может соединяться с корпусом тремя различными способами. Как видно из названия, привинченный гриф крепится к корпусу с помощью нескольких шурупов. Такая конструкция позволяет легко отсоединить гриф для ремонта, подгонки или для полной его замены. Привинченные грифы чаще всего используются при изготовлении цельнокорпусных гитар, особенно произведенных компанией Fender.

Вклеенный гриф - это более традиционная конструкция, чем привинченный. В этом случае гриф крепится к корпусу гитары с помощью клея. Заменить такой гриф уже нельзя. В качестве примера гитар с вклеенным грифом можно привести модели Gibson Les Paul и Gibson ES-335.

В тех случаях, когда гриф выполняется сквозным, он представляет с корпусом одно целое без каких-либо сочленений и соединений. Обычно такой гриф, продолжаясь, образует центральную часть корпуса, к которой по бокам присоединяются так называемые крылья (wing), придающие корпусу традиционную для гитары форму. Поскольку у гитар со сквозным грифом отсутствует пятка грифа, это упрощает доступ к верхним ладам. Гитары со сквозным грифом дают исполнителю удивительно комфортное ощущение от игры и раскрепощает его. позволяя осваивать более виртуозные формы рок-музыки. Если вы планируете много играть в верхней части грифа, особенно на большой скорости, обязательно найдите гитару со сквозным грифом и попробуйте поиграть на ней.

Подставка, верхний порожек и колковый механизм, которые часто называют собирательным термином гитарная механика (hardware), играют важную роль в формировании звучания гитары, а также в значительной степени определяют диапазон ее выразительных средств. Поэтому все три перечисленных выше компонента нужно рассматривать как три взаимосвязанные составляющие единой системы.

Подставки

Сегодня на рынке представлено множество подставок с самыми разными конструктивными решениями. Однако все их можно разделить на две большие категории: плавающие и неподвижные подставки.

Плавающие подставки (floating bridge) фиксируются в нейтральном положении пружинами, что позволяет, используя рычаг (vibrato bar, whammy bar), изменять натяжение струн. Плавающие подставки могут выполняться по различным конструктивным схемам. Чаще всего такие подставки относятся либо к классу неблокирующих систем (иногда их шутливо называют марочными (vintage), поскольку они впервые появились еще в 50-е годы), либо к классу блокирующих. В состав последних входит не только собственно подставка, но и верхний порожек. Такие системы часто называют флойд-розовскими, поскольку первой их выпустила компания Floyd Rose:

Хотя на рыке сегодня можно найти блокирующие плавающие подставки и других производителей. Достоинством блокирующих систем является то, что они лучше держат строй гитары при интенсивной работе рычагом, чем аналогичные по качеству изготовления неблокирующие системы. Однако есть и недостатки: блокирующие системы труднее регулировать и. кроме того, они слегка изменяют звучание гитары. Но если вы мечтаете о постоянном использовании в своих рок-шедеврах мощных рычажных вибрато, стабильность настройки, обеспечиваемая системами Floyd Rose, должна превалировать над остальными соображениями.

Неподвижные подставки (fixed bridge) фиксируются в одном-единственном, раз и навсегда заданном положении. Они не позволяют изменять натяжение струн, как подвижные подставки, но зато обеспечивают более надежное удержание строя гитары:

Порожек гитары

Верхний порожек вряд ли занимает первое место в вашем списке характеристик гитары. Но. тем не менее, не стоит его недооценивать - он не в меньшей степени, чем другие элементы гитары, влияет на качество звучания инструмента. Подобно подставкам, верхние порожки также делятся на две категории: стандартные и блокирующие.

Стандартные верхние порожки (standard nut) могут изготавливаться из различных материалов: нейлона, других полимеров, латуни и т.п. Если верхний порожек изготовлен из нейлона, звучание гитары больше приближается к традиционному, а если из латуни - сустейн увеличивается. Осматривая гитару перед покупкой, обратите внимание на то, чтобы прорези верхнего порожка не были слишком глубокими, поскольку в последнем случае струны могут "фонить", ударяясь при колебаниях о порожки на грифе.

Блокирующий верхний порожек (locking nut) фиксируется на струнах, препятствуя их перемещению. Он работает вместе с флойд-розовской подставкой, обеспечивая удержание строя гитары при интенсивной работе рычагом. Блокирующие верхние порожки, как правило. устанавливаются на высококлассных рок-гитарах и, естественно, предполагают наличие на инструменте флойд-розовской т.е. плавающей) подставки:

Колковый механизм

Гитарные колковые механизмы также бывают двух типов: стандартные и блокирующие. Блокирующие колковые механизмы (locking tuner) удерживают строй гитары и используются с той же целью, что и блокирующие верхние порожки. Применение блокирующего колкового механизма может улучшить удержание строя на гитаре, оборудованной неблокирующей плавающей подставкой:

Оценивая качество изготовления гитары, обязательно проверьте качество верхнего порожка и колкового механизма: выполните бэнды, поработайте рычагом, а также повращайте колки гитары, чтобы сначала расстроить ее, а затем попытаться настроить. Не обращайте внимания на продавца, если он начнет метать в вашу сторону гневные взгляды - вполне вероятно, что он потратил все утро на то, чтобы добиться правильного строя этой гитары. Но поскольку вы выбираете себе инструмент, вы имеете право знать, что он из себя представляет. Поэтому если гитара плохо держит строй или с трудом настраивается, не покупайте ее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11