Произведения кубанских композиторов для гитары. Биография

Место и роль Плотниченко в музыкальной культуре Кубани Григорий Максимович Плотниченко известный на Кубани композитор, фольклорист, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог, просветитель, создатель Краснодарской краевой композиторской организации, внесший выдающийся вклад в развитие культуры, профессионального музыкального искусства, становление вокально-хоровой школы Кубани.


Произведения Талантливый композитор, фольклорист, хоровой дирижер, педагог и общественный деятель, Г.М. Плотниченко был беспокойным человеком и ярким художником. Его талант был лирическим, поэтому именно ему принадлежит лирический гимн Кубани – «Кубанские синие ночи». Одухотворенностью, благородством и мудростью отмечены его хоровой реквием «Маки на Малой земле», баллада «У старого кургана», его хоровые фрески («Дуб», «Облака»), романс «В седых морях», песни, обработки фольклора.


Просветительская работа Композитор стоял у истоков открытия в крае отделения Всероссийского хорового общества. В течение ряда лет он возглавлял общество, и под его руководством нащупывались новые формы просветительской работы: детские хоровые студии, фестивали, конференции и семинары хормейстеров и многое другое – общественно важное и нужное.


Организаторская деятельность Г.М. Плотниченко приложил много усилий для открытия музыкально- педагогического факультета при Краснодарском педагогическом институте (1960) и многие годы был деканом факультета. Это целиком его детище. Можно сказать, что высшее музыкальное образование на Кубани начиналось с Г.М. Плотниченко.


Результаты деятельности Открытие музыкально-педагогического факультета, стремительное оживление и развитие музыкальной культуры Кубани обусловило приток в Краснодар высокопрофессиональных музыкантов- педагогов (композиторов Н.М. Хлопкова, В.А. Лаптева, Г.А. Селезнева), музыковеда В.М. Щеглова, а также способствовало консолидации музыкантов, уже работавших в крае. Г.М. Плотниченко сумел сплотить вокруг себя группу композиторов и музыковедов, стремился помогать им творчески и материально, закрепить в крае талантливых музыкантов-исполнителей.


Создание композиторской организации на Кубани В июне 1966 года в Краснодаре была создана краевая композиторская организация, и композиторское творчество, музыкальная наука и образование, художественное осмысление фольклора, музыкальное исполнительство – вся профессиональная музыкальная культура Кубани получила мощный стимул развития.


Либерализации общественной жизни в 60-е годы XX в. и деятельность Г.М.Плотниченко Именно в эти годы достигло расцвета своих творческих сил и социальной активности поколение деятелей, прошедших и переживших войну, свято веривших в светлое будущее своей страны, наделенных доброй волей и созидательными устремлениями.


Композиторская организация Просветительская деятельность нового творческого союза обрела большую общественную значимость. Именно композиторская организация стала инициатором и организатором ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна», творческих пленумов, авторских концертов, шефских выступлений, широкомасштабной и планомерной пропаганды серьезного искусства.


Премия имени Г.М. Плотниченко В июле 1999 года учреждена премия администрации края в области вокально- хорового искусства имени Г.М.Плотниченко, которая присуждается деятелям музыкального искусства, внесшим значительный вклад в развитие культуры Кубани: профессиональным композиторам, создавшим крупные вокально- хоровые произведения, вокалистам- исполнителям, хоровым коллективам, ансамблям, а также музыковедам - за значительные исследования в области фольклора, хоровой и вокальной музыки.


Лауреаты премии им. Г.М.Плотниченко В 2003 году лауреатом премии имени Г.М. Плотниченко стал известный в крае хормейстер, руководитель хора молодежи и студентов ТО «Премьера» Генрих Ковалев. В 2005 году лауреатом премии стал известный кубанский композитор, доктор педагогических наук, профессор член союза композиторов России Борис Целковников.


Слава хоровых коллективов Кубани известна далеко за ее пределами: в России продолжателем хоровых традиций знаменитого хора В. Минина считают Камерный хор Краснодарской филармонии. В 2007 году именно этот коллектив под управлением народного артиста России Вячеслава Яковлева стал лауреатом премии администрации края в области вокально-хорового искусства имени Г.М. Плотниченко.



Открытый урок

по музыкальной литературе для учащихся 1 класса (пятилетнее обучение)

«Кубанские композиторы – детям»

Преподаватели ДШИ №12

Колтун Е.А. и

Нехаенко Д.С.

Цели:

- дать представление детям о символах города Краснодара : флаге, гимне, гербе;

Сформировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни родного края, о взаимосвязи народной и авторской профессиональной музыки, воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой родины и непосредственно к творчеству В. Захарченко и В. Кеворкова;

Сформировать любовь к Кубани и сопричастность к региональной культуре у учащихся Краснодарского края.

Привлечь внимание педагогической общественности, учащихся Кубани к личностям композиторов;

Сформировать культуроведческую компетентность учащихся.

Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран, фотографии, портреты.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.
Лекция.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с композиторами нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Краснодарский край - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля и одетые в изумруд виноградники. И, конечно же, столицей нашего края является прекрасный город Краснодар.

Ребята, скажите, а какие символы есть у каждого города ?

Учитель: Итак, символами любого города являются: флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим как выглядит флаг города Краснодара (показ). Он состоит из двух горизонтальных полос желтого внизу и белого вверху цветов. В центре флага помещена красная крепостная стена с двумя выходящими по сторонам башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя желтыми Императорскими коронами, на груди которого в красном щите обращенный влево всадник на коне, поражающий копьем обращенного и обернувшегося черного крылатого змия. Поверх стены красный с желтой каймой сердцевой щиток, и в нем коронованный вензель Екатерины II желтого цвета.

Желтый цвет - цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Белый цвет - цвет чистоты, правдивости, благородства.

Красный цвет - символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет

- мудрости, осторожности, постоянства.

А это герб города Краснодара (показ). А теперь мы с вами подошли к музыкальному символу города Краснодара, гимну.

Ребята, а вы знаете, что такое гимн?

Учитель: Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого либо или что либо. Гимны исполняются в торжественной обстановке на официальных мероприятиях. При это все присутствующие должны встать и снять головные уборы.

Итак, стихи были написаны С.Хохловым, а музыка В.Г. Захарченко. Известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко (показ портрета, фотографий).

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим замечательным композитором.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором (показ фотографий хора). В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые , в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека - труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора (просмотр видео с выступлением Кубанского казачьего хора, песня «Ой стога, стога…»).

Учитель: А сейчас ребята, мы познакомимся ещё с одним замечательным кубанским композитором.

Плотниченко Григорий Максимович родился 18 августа 1918 года в Таганроге в семье портового рабочего. Вскоре родители переехали в Краснодар. Вспоминая о детских годах, Григорий Максимович говорил: «Отец и мать были страстными любителями кубанской народной песни, а также и хорошими исполнителями». Песни рано полюбились мальчику, заметив это, родители отдали 8-летнего сына в музыкальную школу, где он обучался игре на виолончели. Только два года удалось проучиться Григорию: умер отец, из-за отсутствия средств занятия в музыкальной школе прекратились.

Но музыка влекла его к себе всё сильнее. В средней школе № 28, где учился Гриша, ему поручили организацию струнного оркестра. Это задание он выполнил охотно, так как сам к этому времени мог играть на нескольких музыкальных инструментах: гитаре, мандолине, балалайке, домре.

В 1936 году в Краснодаре открылся Дворец пионеров и школьников, и Плотниченко одним из первых записался в оркестр народных инструментов. Помимо игры в оркестре Григорий выступал на концертах с сольными номерами (на мандолине) и как певец.

Летом 1937 года он поступил на дирижёрско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища. Первые музыкальные произведения Григория Максимовича — небольшие пьесы для оркестра народных инструментов.

Он мечтал о том времени, когда окончит музыкальное училище, и будет создавать песни о жизни и людях кубанского края. Но это желание осуществилось не сразу. Началась Великая Отечественная война. Он добровольно ушёл на фронт. Г.М.Плотниченко был тяжело ранен. Орден Красной Звезды, которым он был награжден, нашёл его в Казани, куда он был эвакуирован вместе с госпиталем. Врачи ампутировали Григорию Максимовичу правое предплечье. Но он не пал духом, не вышел из строя. Одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др.

Летом 1943 года Плотниченко возвращается в Краснодар, продолжает обучение в музыкальном училище, участвует в шефских концертах в военных госпиталях.

Песни молодого композитора получают известность. Целый год Г.М. Плотниченко проработал хормейстером Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков. Знакомство с народными песнями Кубани помогло композитору глубже понять природу народного хорового пения, её художественные традиции, развивая которые, он определил свой творческий принцип.

В 1947 году завязалась творческая дружба Плотниченко с самодеятельным хоровым коллективом кубанского колхоза «Красный хуторок», который побывал с концертами в Москве.

С 1949 по 1953 год Плотниченко работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. В этот период он обращается к более крупным музыкальным формам. Создаются сюита «Возвращение», хоры «Кубань моя», «Ефрейтор в отпуске».

Новый этап в творческой деятельности Плотниченко — работа в качестве художественного руководителя Краснодарской государственной филармонии. А в 1957 году Григорий Максимович был приглашён заведовать кафедрой музыки и пения в Краснодарском государственном педагогическом институте, с 1960 года он — декан музыкально-педагогического факультета, в 1964 году Г.М. Плотниченко было присвоено звание доцента.

Помимо песен и хоров композитор пишет баллады («Я хлебороб», «Баллада Светланы»), романсы («Лунной ночью», «Берёзка», «Уронила луна молодая»). Им написана музыка к 15 спектаклям кукольного театра. Среди них «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван — крестьянский сын».

И всё же хоровое творчество — главное, чему посвятил себя композитор. И первая хоровая песня, которая заслуживает особого внимания, — «Кубанские синие ночи» на стихи С.Хохлова. Кубанский искусствовед В.Щеглов назвал её «музыкальным символом нашего родного края».

Большинство песен Плотниченко неразрывно связаны с Кубанью. Разнообразна их тематика: есть лирические, шуточные и патриотические. Особое место в творчестве композитора занимал Новороссийск, о котором он создал песенно-хоровой цикл «Маки на Малой Земле».

У Григория Максимовича были большие творческие планы, он любил работать с кубанскими поэтами С.Хохловым, И.Вараввой, были мысли написать новые песни на стихи В. Бакалдина, на его стихи он создал хоровую поэму «Вечной славы обелиски». Писалась поэма в 1975 году — в последние дни жизни автора. Было ощущение, что он написал этот реквием себе…
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. М. ПЛОТНИЧЕНКО

Песни и хоры на слова кубанских поэтов: «Кубанские синие ночи», «Маки на Малой Земле», «У старого кургана», «Над кубанской степью солнце» (сл. С.Хохлова); «От весны никуда не скрыться», «Девичья лирическая» (сл. В.Бакалдина); «Тихо за околицей»; «Выйду в поле» (сл. В.Подкопаева); «Весенний вальс», «Родная земля», «Край наш» (сл. С.Ольгина); «Кубанская столица» (сл. П.Шубина); «Песня о Новороссийске» (сл. В.Попова); «Облака» (сл. И.Вараввы) и др.

«Дуб», «У крыльца высокого» (сл. М.Исаковского).

Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.

Кубанские композиторы

Цели:

Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен -

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя -

Их колыбель Кубань качала.

Учитель: Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство - люди.

Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои - главный корень,

Основа жизни на земле.

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Учитель: Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы - дочери бога Зевса и богини памяти Мнемо c ины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное признание и любовь.

С некоторыми из них давайте познакомимся. (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих людей по группам.

Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

Назовите кубанских композиторов : ЕФ. Пономаренко, В.Г. Захарченко.

Назовите кубанских художников:

Их произведения: стихи, песни, картины используются на нашем уроке.

Содержание урока.

Посмотрите вокруг - зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена...

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские.

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у чего богатырские.

В. Подкопаев

Учитель. Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь в эти строки.

Какой человек мог это сказать?

Жители Кубани любят петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях - душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова - и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

А какие песни поют ваши родители?

Какие песни вы любите?

Вот некоторые пословицы и поговорки , в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

Беседа коротает дорогу – песня работу.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку - подруга в походе.

Коль казаки спивають, ворогы - плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня - постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Кто пишет музыку песен? (композитор)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ портрета) Перед вами портрет Григория Федоровича Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи, дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром - писать музыку, от которой «сердце просит широты» - так писали о нем современники.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921- 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами, напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о нашем крае:

«Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

О чем, как вы думаете?

(Прослушивание песни)

Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

Учитель: Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком. Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

Может быть, кому-то знаком этот человек?

Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

ТЕМА УРОКА : «Творчество кубанских композиторов».

Цели:

Знакомство с творчеством кубанских композиторов, популяризация творчества выдающихся земляков – кубанских композиторов Г.Ф. Пономаренко и В.Г. Захарченко

Развитие интереса к их произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения передавать красоту образов природы; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Оборудование. Мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент и мотивация на урок.

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен -

Край наш Краснодарский.

Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя -

Их колыбель Кубань качала.

Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство - люди.

Сообщение темы урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «творчество кубанских композиторов». Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной. Это композиторы, которые прославляли нашу Кубань в песнях.

В 1892 году Григория Концевича приграсили из Петербурга на Кубань занять самую престижную для музыканта должность в крае: Г.М. Концевич становится художественным руководителем Кубанского войскового певческого хора. Следуя принципу – не останавливаться на достигнутом, Концевич пристальное внимание уделяет мальчишкам, певшим в войсковом хоре. В хуторах и станицах он много записывает народных песен черноморских казаков, большинство тут же обрабатывает для войскового хора и исполняет в программах светских концертов.

В 1937 году, уже в преклонном возрасте, Концевич был назначен художественным руководителем Кубанского казачьего хора, расформированного в 1921 году. Пресса иногда критиковала хор за то, что в его новой программе не было народных песен советского периода и за большое число чисто украинских песен. В 1938 году после покушения на Сталина, Концевич вместе с директором хора Чернышовым был арестован, он не выдержал пыток и умер.

Григорий Максимович Плотниченко стал на Кубани первым профессиональным композитором, музыкальный талант которого и организаторские способности высоко ценило руководство творческих организаций страны. В 1957 году Григорий Максимович был избран членом правления Союза композиторов СССР, а в1959 году – членом президиума Всероссийского хорового общества. Касаясь послевоенной кубанской песни, надо заметить, что край наш всегда привлекал к себе внимание ведущих московских композиторов-песенников, которые, приезжая на Кубань, уезжали в Москву с богатым музыкальным материалом. И, конечно же, столичных композиторов притягивала к себе романтика жизненного бытия казачества.

Григорий Максимович не был фамильярным с людьми, даже младшими его. Одно из крупнейших произведений композитора – это хоровая сюита на слова С. Хохлова «Маки на Малой земле». В ней понята тема войны – тема, к которой композитор-фронтовик обращался на протяжении всей своей жизни.

Одним из ярких выдающихся композиторов Кубани является Григорий Федорович Пономаренко.

Подожди, Пономаренко,

Подожди, не уезжай

Посмотри, звенит над Волгой

Волгоградский урожай

За Мамаевым курганом

Колыхнулись ковыли

Не от горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

… Хочешь знать, Пономаренко,

Что сказал о нас народ

Без тебя он обойдется

А без Волги пропадет.

Люди скажут – как завяжут

Я и в горе и в беду

Без кого угодно выживу

А без Волги пропаду

Заиграй такую песню

Чтоб мурашки по спине

Чтоб неслась от Волгограда

Облетела б полземли

Чтоб не с горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

Вот с такими прощальными словами провожали Пономаренко с Волги на Кубань. Для жителей Волгограда его уезд был большой потерей.

А тем временем на Кубани уже готовили хлеб и соль, чтобы встретить прекрасного композитора, душу народа – Григория Пономаренко.

Трудно поверить, как в последние четыре десятилетия развивался бы у нас в стране жанр русской песни без плодотворного композиторского творчества народного артиста СССР Григория Пономаренко – этого выдающегося создателя целого направления в нашем современном отечественном вокально-хоровом искусстве.

Чтобы заявить о себе как о создателе песен, как это удалось Пономаренко, надо было обладать уникальным творческим дарованием. Его любили за искреннюю и душевную теплоту, за редкий мелодизм и великую простоту. На личных книгах Пономаренко красуется меткий по своему содержанию экслибрис, на котором композитор изображен впряженным в бурлацкую упряжь, тянущий по великой Волге огромную баржу. На ней необычный груз – ноты с названиями популярнейших песен Г. Пономаренко.

Пономаренко родился 2 февраля 1921 года в селе Моровск Остерского района Черниговской области. В годы Великой Отечественной войны служил баянистом в военном ансамбле, а после работал в оркестре русских народных инструментов в Москве. Затем получает приглашение в Волжский народный хор, в котором работал руководителем.

В 1972 году Пономаренко приехал на Кубань. Этот край напоминал композитору Украину. Переехав на Кубань, Г. Пономаренко никогда не упускал случая в отдаленном хуторе или станице послушать фольклорный казачий хор. Первой песней Пономаренко стала песня «Что такое Кубань». Произведения Пономаренко на кубанскую тему рождались от непосредственных впечатлений от общения с людьми труда. Примером этого явилась песня «Трудовые руки».

Чудесными песнями Пономаренко стали: «Здравствуй, наша Кубань», «Не будите, журавли, вдов России», «Утренняя песня», «Хмель» и другие.

С Г. Пономаренко дружили кубанские поэты. Из воспоминаний Кронида Обойщикова: « Много раз я бывал на квартире у Пономаренко, особенно в дни работы над опереттой «Лебединая верность». Его работоспособность была поразительной – в то время одновременно он писал и оперетту, и духовную музыку, песни на стихи Блока. Порой на подвернувшемся клочке бумаги, отодвинув недоеденный завтрак, тут же при мне набрасывал свои загадочные нотные знаки, растягивая меха баяна, выдавая свою чарующую пономаренковскую мелодию.

То поет душа, то плачет,

То хохочет, наконец,

Ты теперь в краю казачьем

Самый звонкий бубенец.

Пономаренко писал музыку к фильмам «Мачеха» и «Безотцовщина».

Притихли лунные поляны

Притихли клены в вышине

Пономаренко на баяне

Поет о милой стороне

Из сердца звуки вынимает

И сам совсем не понимает

Как близко сердце от беды

Он шел на зов звезды в тумане

Ликуя сердцем и спеша

Над степью светлою Кубани

Сгорела светлая душа

7 января 1996 года в день Рождества Христова светило январское солнце. Г.Ф. Пономаренко погиб в автокатастрофе.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

Имя Г.Ф. Пономаренко в 1997 году стала носить Краснодарская государственная филармония. Каждый год под эгидой Краснодарской краевой филармонии проводится фестиваль «Адрес детства – Кубань», в котором принимают участие тысячи юных кубанцев.

Мне хочется познакомить вас с еще одним замечательным человеком.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

Может быть, кому-то знаком этот человек?

Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках...

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет...

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья...

Вадим Неподоба

В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека - труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

Кубанский казачий хор в его современной структуре (хор, танцевальная группа, оркестр) и творческой ориентации был воссоздан в 1968 году. Уже в 1971 году приходит первое международное признание – хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди.

В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Захарченко. Уроженец Кубани, воспитанник Новосибирской консерватории, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, человек яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского народа, его чаяний и надежд.

За десятилетия коллектив накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня « Ты, Кубань, ты наша Родина» на стихи священника I Кавказского полка Константина Образцова. Давайте сейчас послушаем эту песню.

Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен

(« За Кубанью огонь горит», « Ихалы казаченьки» - прослушивание песен), величаво – печальных песен – дум и баллад, грустных лирических песен.

Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку.

Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира.

Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету.

С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани

Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.

(прослушивание песни Кубанского казачьего хора)

Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко - народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

Кого и что прославляют в своих песнях кубанские композиторы? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)

Итог урока. Творческая работа.

Вопросы для закрепления : - Подходит к концу наш урок, на нем мы познакомились с замечательными произведениями поэзии, музыки, живописи.

Что объединяет кубанских композиторов? О чем их произведения?

Вот некоторые пословицы и поговорки , в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

Беседа коротает дорогу – песня работу.

Из песни слова не выкинешь.

Песня казаку - подруга в походе.

Коль казаки спивають, ворогы - плачуть.

На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня - постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Кто пишет музыку песен? (композитор)

В песнях - душа народа, именно в них собираются вместе разные виды искусства. Вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова - и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно музыка поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Домашнее задание: подобрать материал о композиторах.